Паломино Антонио. Жизнеописания.

Франсиско Пачеко.

Художник.

Франсиско Пачеко, родившийся под Севильей, вероятно, в 1580, в очень выдающейся семье, был знаменитым в свое время живописцем благодаря как своим творениям, так и своему таланту, способностям и эрудиции446. Он был учеником Луиса Фернандеса, как подтверждается в его книге, но неизвестно, был ли он родом из Мадрида или был кто-то другой из Севильи с таким же именем, также несколько лет он провел в Италии, изучая внимательно работы Рафаэля, которым он был полностью увлечен, стараясь копировать их, как об этом свидетельствует в своей книги о живописи. А также он провел два года при Королевском дворе, похоже, это относится к периоду 1610 и 1611 годов, но это не исключает, что он был там в 1625 году447. В этом городе и его окрестностях он выполнил множество выдающихся работ, благодаря которым приобрел славу среди мастеров своего времени. С особым увлечением он написал шесть полотен для клаустро монастыря Мерсед Кальсада де Севилья, работая вместе с Алонсо Васкесом448, и многие другие произведения, которые он поместил в свою книгу, особенно картину Страшного Суда в Санта Исабель и большую картину Архангела Святого Михаила для монастыря Святого Альберта449. Живописная работа ризницы герцога де Алькала, написанная темперой, состоящая из восьми сюжетов, за которую заплатили тысячу дукатов, а также два камня из агата, расписанные для Колледжа Святого Эрменехильдо450, где также им создан образ Святого Иосифа с ангелом, который находится в капелле Анунсьято того же колледжа, рядом с Эпистолой. Описывая этот сюжет, он говорит, что все остальное это пейзаж, яркое небо, хотя я в этом сомневаюсь, полагаю, что сюжет был ночной, в чем убеждают все обстоятельства451. Также существует еще одна картина его работы в монастыре Святого (Королевского дель Триумфо) и в трапезной Христа нашего в пустыне в хорошем месте расположения и хорошо описанная'*52 и другая - Святого Иоанна Баутисты, что в Карту-хе Севильи453. В Алькале де Гуардия находится замечательная картина, изображающая Святого Себастьяна, созданная для госпиталя с одноименным названием454, где имеется знаменитое братство Милосердия, совершающее множество добрых дел, благодаря чему и приобрело известность, утраченную в последствие. Хотя он не обладал навыками мастерства в колористике, он был усердным, наблюдательным касательно рисунка, в особенности, он был хорошим теоретиком ... сути искусства и поэтому он написал Трактат о Живописи античности и ее величии, о выдающихся людях древности и современности, в котором разместил свои стихи, к чему он тоже имел способности. В нем [трактате] он рассуждает о рисунке и колорите, о рисовании темперой и маслом, об освещении и декорации, в чем он был искусен и проявил это свое дарование в изготовлении разных ретабло, особенно в скульптурном изображении Богородицы Экспектасьон, которая находится в Оливарес, во францисканском монастыре Реколетос, которую Пачеко выполнил с большим мастерством. Также он пытался рисовать фресковую живопись, от воплощения и до шлифовки, смягчения тонов, полировки, обращая внимание на благопристойность, с которой он выполнял священные полотна. Трактат был напечатан в Севилье в 1649 году455. ...Дона Диего Веласкеса за его способности и природные данные женил на своей дочери, который стал придворным художником короля Дона Филиппа IV456.

Пачеко происходил из знатной и хорошо известной в городе семьи и потому был принят на должность чиновника Священного Трибунала Инквизиции и был также цензором церковных картин, служба оказала ему честь, он получил этот титул 7 марта 1618 года. Хуан Перес Пачеко, его брат, также являлся чиновником Трибунала Священной Инквизиции, а дядя Франсиско Пачеко служил церковным каноником... очень скромный, но не уступал его зятю в мастерстве. Ученик Веласкес, как об этом он пишет в своей первой книге о Живописи, главе 9, ...был достоин этого места, будучи художником умозрительным, философом, эрудитом, скромным, поэтом, писателем и (учителем) великого Веласкеса. Он скончался в Севилье в 1654 году в возрасте семидесяти пяти лет457.

Отмечают сухость и суровость в его манере рисования и говорят, что после написания картины «Обнаженный Иисус» ему написали такие куплеты:

...Кто Вас написал таким, Господь, таким суровым и сухим? Вы мне скажите, что любовь, а я Вам скажу, что Пачеко.

Таким было соперничество современников в искусстве

Каноник Алонсо Кано:

художник, скульптор, архитектор.

Алонсо Кано, художник, скульптор и архитектор, за которым благодаря его замечательным природным данным идет известная слава. Он родился в знаменитом городе Гранада, в дворянской семье в 1600 году и был крещен в приходской церкви Сан Иль-дефонсо458. Его отец, урожденный Альмодовар дель Кампо, был человеком почтенным, наделенным способностями и талантом ваяния, в вопросах которого он был мастером, и мать, Донья Мария де Альманса, родившаяся в Вильяробледо, провинции Ла Манча: воспитывали Алонсо Кано в христианской вере, [в любви к ремеслу], которую, похоже, наследовал гений от своего отца, при его наставничестве и обучении, так как с детства склонялся к этому достойнейшему занятию. А он, зная природу вещей и обладая мастерством, обучил сына первым основам архитектуры (без всяких книг, прививая ему с детства ее основные понятия), после чего он за короткий период явил пример того, кем он может стать; так как он проявил себя с одаренной стороны в упомянутом виде искусства, что послужило примером мастерам того времени, чтобы они смогли украшать и декорировать новые церкви, строящиеся в то время в Мадриде.

С той поры он легко находит подход к живописи благодаря своему таланту, щедро наделенному Господом Богом для прославления этих видов искусства. В конечном счете, он направляется в Севилью для совершенствования своих способностей; с этой целью он поступает в мастерскую Франсиско Пачеко для занятия рисунком, где пробудет восемь месяцев459, а затем продолжит обучение в школе Хуана де Кастильо (хотя также говорят, что в школе Эрреро Старшего)460, в которой он так наловчился, что за короткий срок повысил свои способности в живописи в значительной мере, что собственноручно выполнил несколько общественных строений в Севилье: такие как ретабло для главного алтаря Монте Сион, религиозного ордена Проповедников (Predicadores). В колледже Сан Альберто он выполнит три ретабло вместе с живописным работами Сурбарана и Пачеко461. В Колледже Святой Паулы и на ретабло Святого Иоанна Евангелиста скульптурные, живописные работы и чертежи так же принадлежат Кано162.

И хотя ему было двадцать пять лет и называли его Провинциалом, по милости божьей, он отказался от выполнения полотен для клаустро, ссылаясь на то, что не имеет достаточных знаний для их выполнения, чем повысил оценку своей личности.

Также он изготовляет большое ретабло в Главной Церкви Небрихи, для которого Кано выполнил собственноручно три статуи в полный рост; одна, посвященная Богородице с младенцем на руках; и две другие, посвященные Святому Павлу и Святому Петру, все они больше натуральной величины, выполнены с таким превосходным мастерством, что привели всех в восторг463. Слава о нем стала быстро распространяться, так что прибыли из Фландрии скульпторы, с тем чтобы скопировать его изображения в небольшом размере, а затем у себя на родине увеличить до настоящей величины. Не менее восхитителен образ Христа на Распятии, сделанный им для Святой Церкви464 В это же время, используя ловкость и владение оружием и ситуацией, из которой он успешно выходил ранее, [на этот раз] явилось тем, что за его нетерпимость, невыдержанность и труднопереносимый характер обстоятельства привели к некоторым тяжелым событиям, поскольку Кано умел лучше объясняться на деле, чем на словах. Так, поступив в мастерскую Дона Себастьяна де Льянос и Вальдес (уважаемый художник в своем городе) в результате нескольких стычек возникла у Кано к нему такая сильная неприязнь, что поссорившись, они вызвали друг друга на дуэль и Кано, нанеся удар шпагой, которая прошла через одежду, тяжело его ранил в правую руку.465 Воспользовавшись проездом через их город Фелиппа IV с целью проверки земель Андалусии, он решает следовать ко двору, присоединившись к семье графа Оливареса466, под чьим покровительством он прибывает в Мадрид и продолжает свою деятельность при поддержке такого крупного мецената и при содействии которого он получил назначение главного мастера (архитектора) и приступил к работе в 1638 году.

В это же время он возводит триумфальную арку на площади Пуэрта де Гуада-лахара в 1649 году для въезда и торжественного приема королевы Доньи Марии Анны Австрийской (второй жены короля Дона Филиппа IV)467. Произведение было такого нового стиля в элементах конструкции и архитектурных пропорций, что оно восхитило всех мастеров, так как [Кано] отошел от стиля, которому следовали старые мастера в то время.

Также он создает монумент, который religiosos descalzados franciscos устанавливают в монастыре Святого Хиля на время Страстной Недели, на который приходят посмотреть мастера для своего использования468. За несколько лет после прибытия в Мадрид он приобрел заслуженный авторитет, работая в трех направлениях искусства, он добился почетной должности художника его Величества Короля и учителя принца Дона Валтасара Карлоса Австрийского469: в тот же период он выполнил три картины для старинного салона портретов королей, одна из которых портрет короля Дона Фернандо Католического и его достойнейшей жены королевы Доньи Изабеллы, которые уже не находятся в этом месте, так как салон был поделен (его называли Комедии) по различным местам. Другие два полотна готских королей находились в Энкарнасьон470.

Одновременно он выполняет различные живописные работы по государственным и личным заказам; особенно выделяется полотно «Чудо у колодца при монастыре Сан Исидора», находящееся во втором ряду главного алтаря приходской церкви Санта Мария при дворе: картина выполнена и раскрашена с таким мастерством, что делает ее настоящим чудом. Увидев ее, монах Хуан Баутиста Майно (известный художник) представил такую достойную работу господину Фелиппе Куарто так, что приехал его Величество Король посмотреть на нее под предлогом совершить молитву Богородице Альмудене, почитаемой в той церкви471.

Не менее достойно всяческих похвал полотно Серафима отца Святого Франциска, на котором ангел указывает на круглый сосуд с водой (символ безгрешности, которой должен обладать священник), находящееся сбоку от Эпистола в церкви Сантьяго, это же касается и работы «Пастор пастух», которая находится в нижнем [ярусе ретабло] в Саграрио472. А также «Святая Богородица, Екатерина и Мученик», что находится в храме Святого Михаила, рядом с боковой дверью473. Другая картина, посвященная Святому Хосе, расположена в церкви Сан Хинес при Королевском дворе, напротив амвона, выше помещена картина Энкарнасьон, поистине, чудесная работа474. А также еще один образ Христа, восседающего на скале со святым Иоанном и Магдалиной на втором плане; работа так прекрасно выполнена, что похожа на Корреджио, она находится в капелле Святого Христа этой же церкви.

Кроме того, для Императорского колледжа Королевского дворца он написал знаменитое полотно «Непорочное Зачатие» в окружении многочисленных ангелов для капеллы этой же церкви и сверх того, другое полотно - «Коронование Богородицы». Обе работы восхитительны, как и остальные475. Картина Непорочное зачатие сейчас перенесена в Сакристию церкви, так как на ее место было помещено скульптурное (резное) изображение с тем же названием, выполненное известным мастером Доном Хосе де Мора, его учеником, по причине того, что в найденном в завещании Доны Изабеллы де Тебар (покровительницы этой церкви) было условие, разместить на этом месте изваяние, а так как ее воля не была выполнена и была помещена картина, ее перенесли на место столь же почетное, на котором она находится и сейчас с боковой стороны от Сакристии, напротив окон. Поскольку Алонсо Кано задумывал ее для затемненной капеллы и постарался выделить ее светотенью, то в результате переноса ее в другое, изобилующее светом место, была нарушена вся композиция, но несмотря на это каждая деталь сама по себе чудесна.

Две другие картины, написанные его рукой, находятся также в этой церкви, у входа в капеллу Добрый Совет (Buen Consejo), полотно Богородицы с младенцем на руках и другая славного Святого Игнасия...476 Но особенно выделяется и является предметом восхищения его работа Святого Бернарда, находящаяся в церкви Отцов Капуцинов, в Толедо477. Есть еще одна - нашего отца Святого Франциска в Импресьон де лас Льягас (Impresion de las Llagas) на на горе Альберне, находящаяся в капелле Святого Диего в Алькала де Энарес; и картина Сан Антонио, расположенная напротив, кисти Алонсо Кано478, но говорят, что он ее не закончил из-за сумасбродства своего характера, а потому и забросил выполнение всех остальных полотен для этой капеллы...

Наш Кано не был привередлив, оценивая других, посредственных художников... что-то убирая или добавляя, он извлекал из этих работ возможность для создания своих чудесных полотен, называя некоторых художников новаторами идей, говоря: «Пусть они сделают столько-то и по-другому, за что я их прощу». И он был прав, так как это не было воровством идей, поскольку, в конце концов, то, что он делал, было не тем, что он видел479.

В исполнении портретов он также был пилигримом, чему я видел много свидетельств, это подтверждающее; особенно это касается могущественного Королевского Министра Хосе Гонсалеса, Председателя по делам Индий и, вне всякого сомнения, достойнейшего человека, который сейчас стоит у наследства огромного майората, который он основал в Боадилья, в двух лье от Королевского Дворца480.

К этому времени наш Алонсо Кано достиг высот богатства, мастерства и славы в трех направлениях искусства, достаточно сказать, что об этом высказывались многие именитые люди и что привело в ту пору его к плодотворному и счастливому периоду жизни, но постоянное состояние благополучия, чрезмерные похвалы не принесли ему удачи, в конце концов ему был нанесен непоправимый удар, который сломил его.

Вернувшись однажды ночью домой, он обнаружил жену, убитую несколькими ударами кинжала, драгоценности были украдены и исчез офицер итальянец...481. По распространенным слухам именно он ограбил и совершил это злодеяние. Но по судебному заключению, основываясь на плохо обоснованных подозрениях офицера, проводившего в его доме досмотр, Алонсо Кано был признан виновным в ее смерти. Был кто-то, кто предупредил Кано о замышляемом против него процессе и о грозящей ему опасности, и потому он бежал... и тайно переправился в Валенсию, пустив слух что он отбыл в Португалию. А в это время, хоть и тайно, он выполнил несколько превосходных картин, главным образом те, которые находятся в церкви Сан Хуан де ла Рибера, в том же городе: это картина «Крещения Христа и Святой Троицы»482. И еще одна, «Проповедь Святого Висенте Феррера», в монастыре Святого Франсиско в капелле рядом с Epistola483. Но к несчастью, благодаря слухам он был обнаружен и ему пришлось перебраться в Картуху де Порта-Лоэли, расположенную в трех милях от города, где он написал несколько картин, которые я видел484 и где он попытался либо вступить в монашеский орден, хотя не был в состоянии выносить все строгости этого святого места, или скрываться от правосудия, или по причине мучавшей его совести, но так или иначе он пребывал без работы. В то время, когда Кано находился в Валенсии, у Гаспараде ла Уэрта (уважаемого художника города) имелось несколько эскизов, которые он получил от Кано, и другие его живописные работы, которые я видел, находясь там в семисотые годы, и где я узнал всю эту историю. Не знаю, к этому ли периоду относится его великолепная картина Святого Михаила, состоящая из семи четвертей, которая находится в капелле прославленного Архангела рядом с Евангелием в Королевской Картухе дель Паулар. Мне не известны причины, по которым он затем вернулся в Мадрид и пробыл там какое-то время тайно в доме отца Дона Рафаэля Сангинеро (члена городского Совета Мадрида), где по случаю выполнил несколько живописных работ, которые я видел в доме Дона Рафаэля, о котором у меня имелись сведения'185. Пренебрегая осторожностью, он не опасался выходить из дома, был схвачен и, на основании косвенных улик, его подвергли пыткам... и стараясь защититься законом Excellensinarte, по приказу короля, было велено не калечить ему правую руку. Во время пыток он терпел их мужественно, как скала, ни издав ни одного стона, так что король остался доволен486. Выйдя на свободу после перенесенных тяжелых страданий по милости короля, он попытался принять сан, для чего запросил из Рима прощения бигамии, решив уйти в монастырь и принять постриг. Еще он возобновил преподавания искусства живописи принцу Дону Бальтасару, с которому он обращался так язвительно, браня все, что он делал, что принц пожаловался отцу, который, улыбаясь, предложил ему его наказать.

Его Величество хотел знать об имеющихся церковных вакансиях... где просителем был заявлен наш Кано и, узнав, что среди прочих было доходное место для церковного лица в Кафедральном Соборе Гранады, предоставил ему его. Прибыв в Гранаду для вступления в эту должность, он был отвергнут Кабильдом, о чем было доложено королю. Для решения вопроса были посланы в Мадрид два уполномоченных, которые, представ перед королем, среди прочих вопросов высказались о том, что Алонсо Кано был человеком исключительно мирским... на что король их прервал, сказав: «Хорошо! Кто сказал, что если Алонсо Кано человек ученый, то он не может быть архиепископом Толедо? Идите, людей, подобных вам, я сам могу делать, людей, подобных Кано может сотворить только Господь». С чем они и вернулись, постарались дать ему должность и место для обустройств, предоставив ему возможность... молиться (среди прочего), но не знаю в какой части Росарио487. Таким образом, наш каноник вступил в Кафедральный Собор, где старался достичь снисходительности своими работами в трех направлениях искусства. Он выполнил для главного алтаря скульптурное изображение Непорочного Зачатия настолько мастерски и необычно, что один генуэзец несколько раз предлагал за него четыре тысячи дублонов, но ему не захотели отдавать, о чем свидетельствует сохранившееся в архиве Кабильда запись488. Также он сделал проект Facistol из ценных пород дерева, бронзы, камней утонченной формы и мастерски обработанных, что вызывает восхищение и используется мастерами для обучения. Он выполнил эскизы двух серебряных светильников, находящихся в главной капелле Кафедрального собора, выполненных под его руководством. Кроме того, он сделал еще одно скульптурное изображение Богородицы дель Росарио на постаменте, величиной чуть меньше половины вары.

И Кабильд увидев, как народ и мастера высоко ценят эту работу, убрал ее, поместив по достоинству в Сакристию, чтобы засвидетельствовать ее как одно из самых дорогих сокровищ, имеющихся в Кафедральном соборе489. Для собора он также создал чертежи новых порталов490, а также девять полотен из жизни Богородицы для пресбитерия491 и два изображения голов [бюст] Адама и Евы, сделанных им для этого же собора492.

В это же время он создает чертежи и руководит замечательной работой в главной капелле монастыря Монахинь Ангела, восхищающей всей смелой композицией и элементами, восхитительными статуями493, которые изготовил Педро де Мена, но с исправлениями по моделям Кано, в его чудесном исполнении494. Таковы же и картины, изображающие Христа, идущего на муки и прощающегося со своей Матерью, которая находится в Сакристии, и еще одна, изображающая Богородицу с младенцем в сопровождении ангелов, расположенная на решетке хора495, и мраморная статуя Ангела Хранителя, установленная в нише на воротах Собора496. Там же, по улице Амаргура, была размещена другая картина нашего каноника под названием «Иисус из Назарета», исполненная в честь преклонения перед святейшим Доном Мартином де Аскаргорта, божественная вещь, творящая бесчисленные чудеса497.

Также он написал несколько произведений для церкви Святого Диего при монастыре Босоногих францисканцев, расположенного за городскими стенами, которые так хороши и восхитительны...498. А также он написал картины для монастыря Капуцинов: для церкви, трапезной... для церкви монастыря Доминиканских монахинь Святой Екатерины, рядом с Каррера дель Дарро (дорога на Дарро)499.

В то же время Дон фрай Алонсо де Санто Томас, архиепископ Малаги смог добиться того, чтобы Кано приехал в их город для изготовления проекта Табернаку-ло, главного алтаря Кафедрального собора и чертежей скамеек для хора, которые он сделал с большим мастерством500. И узнав, что ему собираются выплатить небольшое вознаграждение за проект, он свернул чертежи, сел на мула и отправился в Гранаду. Узнав об этом, за ним послали во весь опор и предложили заплатить столько, сколько он пожелает. Кано вернулся, вручил чертежи и ему дали то, что он желал получить от них.

В это время в Малаге произошло настолько страшное наводнение, что все поверили в божественное проведение разрушения города. Оно дошло до предела, когда прибыл в Собор господин Епископ с Кабильдом, чтобы совершить привычные молитвы и вымолить прощение у Господа в подобном конфликте, так как наводнение усиливалось и вода поднималась до уровня хора. Спасаясь, одержимый горем Дон фрай Алонсо беспрерывно боясь роковой неизбежности, залез в пустое пространство органа. И когда спросили нашего каноника, почему он это сделал, он ответил: «Потому что, если нам суждено умереть, больше всего я хочу, чтобы при погружении (в воду) это огромное устройство меня убило и меня видели бы плавающим на воде». На что возразил каноник: «Господин, если мы должны умереть как яйца, не лучше разбиться, чем стать омлетом, плавающим в воде?» Сказано выразительно и остроумно... В конце концов, получив божественное прощение, вся вода ушла в море и все оказались чудесным образом спасенными от такого возможного ужасного происшествия.

Наш каноник вернулся в Гранаду, где выполнил различные работы: картины, скульптуры, заказанные частными лицами. В это же время он делает свои наброски картин для клаустро Королевского Монастыря Санта Крус, ордена Праповедников, о жизнеописании прославленного патриарха которыми я располагаю. Но картины для клаустро выполнил по рисункам Кано кто-то из Кастильо, сейчас они очень повреждены из-за давности501.

Иногда, утомившись от рисования, наш Кано просил у ассистирующего ему помощника стамеску (долото), деревяный молоток и другие инструменты, чтобы поработать со скульптурой, приговаривая, что ему хотелось бы отдохнуть немного. Подмастерье смеясь говорил: «Господин, это хороший способ отдыха оставить кисточку и взять молоток!» На что каноник отвечал: «Ты глуп, сейчас ты не разумеешь, что есть больший труд, придать форму и объем тому, чего еще нет, чем придать форму тому, что имеет объем?». Изречение достойное внимания, для того, кто практиковался в обоих искусствах, и кто не испытывал пристрастия к одному или другому, а использовал только силу разума и опыт работы, приобретенный в обоих [видах искусства: живопись и скульптура ]. Так он говорил Дону Хуану Ниньо (своему ученику)502, которому труднее всего, из трех направлений искусства, было работать с живописью, так как он выполнял подобную работу в поте лица.

Случилось так, что Оидор [чиновник] Королевской Канцелярии, большой приверженец Святого Антонио де Падуа, поручил сделать Кано скульптурное изображение этого святого высотой в вару, вложив все свое мастерство в это произведение, за большое вознаграждение. Кано выполнил его и когда оно было закончено он направился к Оидору, чтобы показать ему его. Оидор нашел работу в высшей степени пре красной, посчитав ее бесценной, и спросил, сколько он хотел бы получить за такую работу. На что Кано ему ответил, чтобы ему выплатили сто дублонов... Оидор изумился, спустя некоторое время спросил его, сколько дней он затратил на ее изготовление. На что Кано ему ответил, что у него ушло двадцать пять дней. Оидор подсчитал, что выходит по четыре дублона в день. Вы очень плохо считаете, Ваша Милость, сказал Кано, так как пятьдесят лет я учился этому, чтобы сделать работу за двадцать пять дней. Я тоже, сказал Оидор, потратил свое состояние, молодость, обучаясь в университете, и сегодня, занимая пост Оидора Гранады, едва зарабатываю дублон в день. Какой же труд наиболее достойный? На что Кано ответил: «только Господь сохраняет за собой право сотворить Алонсо Кано». Не ожидая больше других доводов, этот бесстрашный непокорный гений схватил изображение святого и бросил на пол с такой силой, что оно раскололось на мелкие кусочки.

Оидор, пораженный таким безрассудством по отношению с образу святого... и испугавшись за свою жизнь, ввиду выходящего за рамки неистовства Кано, стыдливо бежал. Поступок впечатляющий для любого человека, обладающего должностными обязанностями, тем более, когда это касалось Оидора Гранады, которые почитались как боги на земле и это было делом, в которое могла вмешаться Инквизиция, когда мастера в определенной степени... теряли уважение к святым изображениям. Оидор выступил с резкой жалобой на Кано. В союзе с несколькими канониками, многих из которых он имел в Кабильде, Оидор обратил внимание на то, что прошло уже десять лет, а Кано до сих пор еще не рукоположен, и не имел этого в планах, что не соответствовало его [духовному сану]. На этом основании Кабильд счел возможным объявить о вакантном месте в приходе.

Узнав об этом решении, Кано направился в Мадрид, чтобы припасть к ногам короля, рассказав о причинах своего притеснения. Он не сомневался в своем несоответствии места каноника, не считал его таким уж важным, достойным высокого положения его занятиям. А также он просил короля поговорить с господином Нунцием о его значимости, с тем, чтобы ему дали более высокий сан... хотя он никогда не участвовал в мессах, считая себя недостойным. Король согласился, а королева Донья Мария Анна Австрийская, поняв сложившееся положение и то, что Кано не закончил работу над распятием в натуральную величину, когда уехал из Гранады (где находилась церковь монастыря Монсеррат, в капелле рядом с Epistila, а сегодня перенесенное в новую церковь), она сказала Кано, что до тех пор, пока он не закончит работу над святым образом, ему не будет позволено вернуться к должностным обязанностям духовного лица. Закончив его, тем самым он уважил королеву, и [с предписанием для всех орденов], вернулся в Гранаду на довольствие в свой приход в 1658 году503. Но он навсегда сохранил обиду и раздражение на Кабильдо Собора, который больше никогда не получит работ Кано. Алонсо не будет служить мессу по причинам, связанными с его собственным признанием о недостойном своем поведении или по каким-то другим скрытым причинам, куда мы не можем проникнуть.

Остаток своей жизни он провел в высочайшем благочестии (без средств), так как он их распределял среди бедных, особенно вдов, сирот, коим раздавал щедрые пожертвования, всегда приходя на помощь нуждающимся. Обычно это происходило следующим образом: повстречав какого-нибудь нуждающегося бедняка и уже исчерпав свои денежные запасы, которые были при нем на этот случай, он заходил в лавку, просил кусочек бумаги и прибор для написания и на листочке пером рисовал какую-нибудь фигуру, изображение головы, открытку, архитектурное украшение или что-то в этом роде и говорил бедняку: «Ступай в дом того-то (туда, где он знал, что это оценят) и скажи, чтобы он тебе дал столько- то за этот рисунок. Таким образом, у него всегда находилось, чем поделиться. Рисуя с легкостью любую вещь, он оставил бесчисленное количество рисунков, из которых я имею меныпую часть.

Наш Кано испытывал сильную неприязнь к иудейскому населению, а так как по улицам Гранады ходили осужденные Инквизицией в колпаках и саванах, занимаясь продажей холстов и других вещей, а улицы были так узки, что ему приходилось быть очень осторожным, чтобы не коснуться их своей одеждой, либо переходить на другую сторону, либо заходить в какой-нибудь переулок. А если случайно, завернув за угол или выходя из дома он касался их одеждой, он тотчас заходил в подворотню, снимал накидку или сутану, в зависимости от того, к чему прикоснулись и посылал домой за другой. В случае, если он сталкивался с евреем, он отдавал одежду слуге не для того, чтобы он ее носил, а для продажи и узнав, что слуга ее носил, выгонял его из дома. Но так как слуга был хитрым малым, сомневаясь, касался или нет еврей одежды, он тайком использовал для себя этот случай...

Однажды, во время отсутствия Кано дома, хозяйка (новая, не знавшая о его привычек), позвала одного из осужденных евреев, проходившего по улице, чтобы купить немного полотна, хозяин увидев еврея, расшумелся и, не прикасаясь к нему, начал искать что-либо, чем бы выгнать его прочь. Бедный мужчина быстро схватил свой тюк с вещами и скрылся, а затем Кано накинулся на служанку, которой пришлось укрыться в соседнем доме. Несмотря на то, что она умоляла его, чтобы он принял ее обратно, он установил ей испытательный срок, одновременно собирая подробную информацию о чистоте крови этой женщины и хотя их связывали дружеские отношения, привязанность и родство с ним, до тех пор, пока он не освободился от подозрений, она не вернулась в дом.

275

В этом деле он пошел дальше, велел разобрать крышу дома на случай, если она была покрыта евреями и где ступала нога их, более того, приказал разобрать по камешку и по кирпичику перекрытия и вновь покрыть заново все, что наводило на мысль о присутствии евреев.

В конце концов, это стало такой манией (именно так это можно назвать) по отношению к людям, что прибывая в недобром здравии по болезни, от которой он умрет и, проживая в то время в местечке Сантьяго в Альбасине, в помещении приходской церкви, где находилась тюрьма инквизиции, его пришел навестить священник из этой церкви, видя как он плох, сказал ему, что когда он пожелает исповедаться и принять соборование, пусть его известят, и он лично с удовольствием придет и совершит соборование. Кано совершенно серьезно спросил его, не принимал ли он причастие у осужденных евреев, тот ответил утвердительно, на что Кано ему сказал: «Ваша милость, идите с Богом и не возвращайтесь сюда, потому что тот, кто причащал осужденных евреев, не может причастить меня». Затем он послал записку провизору с просьбой прислать священника церкви Святого Андреса (это была ближайшая церковь) для совершения обряда причащения, как и было сделано.

Случилось так, что уже находясь при смерти, священник принес ему массивное святое распятие (не очень хорошо выполненное), предназначенное для покаяния, но Кано сказал ему, чтобы он его убрал, священник испугался... сказав ему: «Сын мой, ведь это Господь, который искупит твои грехи и который тебя спасет». На что Кано ответил: «Я знаю, Отец мой, но вы хотите, чтобы он [оно, распятие] меня раздражало и привело к дьяволу, так как безыскусно выполнено? Дайте мне просто крест, который я почитаю»... Так и было сделано, он скончался, как полагается... в 1676 году, в возрасте семидесяти шести лет504. Он захоронен в главном Кафедральном Соборе Гранады в крипте, расположенной под хором, в нише, что напротив двери, ведущей в крипту.

Поистине, он был достойный человеческой памяти, лучший в трех направлениях искусства Живописи, Скульптуры и Архитектуры. Он также слыл крупным математиком, искусным фехтовальщиком и, наконец, человеком, который мог лучше изъясняться своими делами, чем на словах. Он оставил многих учеников, но наиболее выдающимися были Дон Педро де Мена в скульптуре и в живописи - Дон Хуан Ниньо и Дон Педро Анастасио, Сьеза и другие, достойные особого упоминания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >