РАСЦВЕТ АНДАЛУЗСКОГО БАРОККО НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII ВЕКОВ

Леонардо де Фигероа и формирование стиля барокко «севильяно»

Расцвет андалузского барокко начинается с последнего десятилетия XVII века и связан с творчеством Леонардо де Фигероа и его сыновей в Севилье, создавших свою манеру так называемого барокко «севильяно», и Франсиско Уртадо де Изкиердо, на первом этапе, а далее Хосе де Бада, как выразителей «пышной» архитектуры барокко «гранади-но». Следует обратить внимание на то, что только два города в Испании - Гранада и Севилья удостоились чести создания собственного варианта стиля начала XVIII столетия, что подтверждает специфику и значимость этого явления в истории архитектуры Андалусии.

Главной фигурой андалузского барокко историки архитектуры Андалусии справедливо называют Леонардо де Фигероа (1650-1730)364 как создателя севильского стиля, влияние которого продлилось до конца XVIII века. Он был архитектором-практиком, владевшим навыками строительного мастерства и архитектором-теоретиком, написавшим, предположительно, неизданный трактат по технике использования строительных материалов365. Его творчество было новаторским и оригинальным, а работы обладали двойным характером: сохранением конструктивных принципов, характерных для ренессансной и маньеристической архитектуры, и широким применением барочных орнаментальных форм. Сохраняя ренессансный и маньеристический язык архитектуры в использовании планов Серлио, генуэзских маскаронов, пластики платереско, он легко и свободно вводил в свои здания архитектурные барочные элементы с характерными и особо почитаемыми в Андалусии соломоновыми колоннами, криволинейной линией стукового орнамента и многообразием колористических решений.

Биографические сведения о нем достаточно скупы366. Известно, что он был родом из Куэнки и в 1670 году прибыл в Севилью. Согласно архивным данным, собранным Санчо Корбачо, указывается ряд сооружений культового и гражданского назначения, где Фигероа

Севилья. Дворик Каридад

фигурирует как мастер-каменщик: в госпитале Венераблес (1675), госпитале Каридад (1680), в монастырях Сан Акасео и Сан Пабло, в церкви Магдалены (1690-1709)567. Но уже в 1699 году в отчетных докладах церковного совета о нем заявляют как о зодчем (alarife). В этот год он делает проект коллегии Сан Луис и коллегии дель Сальвадор. В 1722 году Фигероа выполнил проект Сан Тельмо, строительство которого продолжит его сын Матиас Хосе. Последней его работой станет проект купола Кафедрального собора в Кадисе568. Как архитектор он больше достраивал или реконструировал обветшалые здания прошлых эпох. Единственный грандиозный в масштабах Севильи проект иезуитской церкви Сан Луис, связанный с именем Святого Людовика и посвящением новому испанскому королю Филиппу V, был выполнен до его полного завершения и признан соотечественниками, по севильски эмоционально-восторженно, «восьмым чудом света»369.

Художественный язык мастера заметен уже в его первых работах, где он оформляет отдельные элементы зданий. Так, в госпитале Венераблес он проектирует фасад, свод, новый дворик с круглым ступенчатым постаментом для фонтана и церковь. Прямоугольное в плане внутреннее пространство церкви госпиталя Венераблес отличается новым для Севильи приемом размещения живописной иллюзорной декорации на стенах и сводах. Средствами живописи создана перспективная иллюзорная архитектурная декорация, сочетающаяся с живописными сценами на аллегорические и библейские сюжеты. Общее решение интерьера отличается крайней степенью декоративной насыщенности, но при этом не нарушает целостности общего впечатления.

В госпитале Каридад Фигероа отходит от севильских правил, видоизменяя конфигурацию внутреннего двора. Одной из проблем при создании комплекса госпиталя была организация его внутренних помещений в силу того, что земли под строительство приобретались в течение длительного времени, что не позволяло выработать единую концепцию госпитального ансамбля. Фигероа соединил все помещения первого этажа двухчастным двором, разделенным на две пряхмоугольные в плане зоны, перекрытые двумя рядами арочной галереи на тонких изящных мраморных колоннах. Все архитектурные членения галерей лишены декора, за исключением цветных вставок антаблемента, с характерным для Севильи теплым тоном оранжевого, красного и желтого цветов. В центре каждого дворика были установлены скульптурные композиции с аллегориями Веры и Милосердия370, выполненные генуэзскими мастерами. На стенах двора размещены семь панелей в стиле асулехос голландского мастера Вандер Клоэт (1700) со сценами Старого и Нового завета, стилистически созвучные панелям асулехос на фасаде госпитальной церкви. Они появились в госпитале в I960 как дар монастыря де лос Кал ьсадос Кадиса371. Незавершенный к этому времени фасад госпиталя мерседари-ев Фигероа дополнил центральным аттиком, решив таким образом проблему соотношения по высоте фасада и двухъярусной громоздкой эспадаиьи, которую его предшественник Фальконете задумывал построить при церкви. Строгих пропорций аттик с изящной раскреповкой фронтона не диссонирует с общей фасадной композицией, его формы отличаются чистотой и ясностью, дополненной дробным ритмом маленьких пинаклей на фронтоне. По сторонам карниза Фигероа поставил два больших для такого фасада пирамидальных пинакля на столбах, благодаря чему фасад приобрел композиционную законченность. В этой работе сформировался стиль Фигероа,

Леонардо де Фигероа. Церковь Сан Сальвадор. Фрагмент архитектурного декора

в котором он активно использует кирпич как наиболее доступный и дешевый материал, что, конечно, было не ново в Севилье. Фигероа придает такому материалу, как кирпич, стилистическую ценность, варьируя гладкие и зубчатые линии, делая фигурную обрезку материала, используя штукатурку стены. К северной стене здания церкви была пристроена отдельно стоящая башня со звонницей, заменившая таким образом эспаданью Фальконете. Со стороны фасада видно лишь завершение ее верхнего яруса. Фигероа активно вводит в декор башни полихромию. Его фантазия беспредельна: обилие причудливых форм, покрытых разноцветной черепицей и асулехос, шары, пинакли, живопись - все контрастирует с белой штукатуркой узких простенков. Башня выглядит сахмодостаточной и нс связана композиционно с фасадом церкви Каридад.

НемногихМ позднее Леонардо де Фигероа доверили более серьезный заказ: строительство церкви Сан Сальвадор, которая была в Севилье второй по значимости после Кафедрального собора. Как то было принято, церковь была построена на месте бывшей мечети. Ее неоднократно перестраивали. Так, например, известно, что в 1671 году здесь был со своими чертежами архитектор Лопес де Ро-

Леонардо де Фигероа. Церковь Сан Сальвадор. Севилья. Купол

хас из Хаена. Возможно, именно с ним связано решение зального пространства церкви с тонкими и высокими колоннами, напоминающими стройные вытянутые колонны интерьера соборов в Хаэне и Гранаде. Фигероа выполнил все работы по украшению интерьера, усложняя и совершенствуя новые типы орнамента, свободно вводя полихромию в линейный орнамент на стволах колонн, напоминающий мотивы «платереско».

Фасад церкви Сан Сальвадор как первая архитектурная работа Фигероа такого масштаба маловыразителен. Здесь заметно стремление архитектора следовать образцам из трактата Серлио, что мало вяжется с последующими работами Фигероа, за исключением характерной для него техники кирпичной кладки стены. Вполне возможно, что мастер был ограничен в свободе выбора и следовал требованиям заказчиков372. Во всяком случае, свобода Фигероа в использовании более смелых решений пока проявляется в отдельных архитектурных элементах постройки: в башнях, декоре куполов и колоколен, на колоннах и пилястрах интерьерных решений. Вариантное развитие формы и декора куполов будет у мастера доминирующим, начиная с куполов церквей Сан Сальвадор, Санта Магдалена и Сан Луис. Купола этих церквей составляют трилогию разнообразных, ио единых по стилистическому почерку живописных форм архитектурного декора.

Новым и необычным для города было конструктивное решение купола церкви Санта Магдалена, который возвышается на высоком барабане и завершен архитектурно-скульптурной композицией светового фонаря, увенчанного изящной кованой короной, выполненной севильскими мастерами. Грани восьмигранного барабана выделены сдвоенными пилястрами, покрытыми глазурованной плиткой бирюзового цвета, капители пилястр заменили небольшие волюты, покрытые цветочным узором по асулехос. Подобный рисунок пилястр ранее был использован Фигероа в интерьере госпиталя Венераблес, где аналогичный рисунок он выполнил в технике фрески. Готические по форме оконные проемы светового фонаря мастер обрамляет антропоморфными колоннами, используя образы индейских божеств. В архитектурном декоре Фигероа легко трансформирует известные ему стили, пробует их вариации в своих орнаментальных композициях, экспериментирует с материалом и формой, но не выходит за границы искусства, всегда следуя законам пропорции и архитектоники.

К числу лучших произведений севильского барокко относится церковь иезуитского монастыря Сан Луис. Автор монографии «Архитектура барокко в Севилье XVIII века» Антонио Санчо Корбачо считает эту церковь самой величественной постройкой ордена иезуитов в Андалусии573. Первые постройки ордена иезуитов на этом месте относятся к 1554 году, когда были выстроены дом проповедника и капелла. К концу семнадцатого века назрела необходимость построить большую церковь, которую и спроектировал Леиардо де Фигероа. Как мастер, с достаточно большим для города опытом работы, он смело вводит не только декоративное многообразие, но и новое пространственное решение, противоречащее испанским тради-циям базиликальных культовых сооружений. Классический идеал центрического храма получает здесь последовательное развитие и усложняется за счет барочной динамики и выразительного ансамбля живописи, скульптуры и архитектурного декора.

Храм представляет собой сочетание центрического пространства с полукруглыми и прямоугольными нишами на широких

Леонардо де Фигероа. Фрагмент фасада, вид на второй ярус ц. Сан. Луис. Севилья

Севилья. Церковь Сан Луис. План

опорных столбах и квадратными в плане угловыми капеллами374. По своей законченности и стремлению к четкой дифференциации отдельных пространственных зон церковь Сан Луис напоминает центрические постройки раннего Возрождения. Однако в общем решении разнообразного и живописного интерьера все основано на динамике и усложнении зрительного восприятия за счет обилия лепнины и позолоты, за счет орнаментации ниш и любимых испанцами витых колонн.

Отто Шуберт отгиечает, что центрический план - круг в квадрате - скорее испанское решение, хотя источники, безусловно, были итальянские, в частности римская церковь Санта Мария делла Виттория Карло Мадерна375. Более того, Кублер проводит аналогии с постройками римского барокко, указывая на художественный метод Карло Райнальди. Санчо Корбачо, напротив, отмечает в плане церкви Сан Луис конструктивный прием пантеона в Эскориале и уже отмеченной римской церкви Санта Мария делла Виттория. Проводя дальше аналогии с постройками итальянского барокко, Корреа отсылает к комплексу Суперга в Турине, к планам построек Карло Фонтана, к церкви Эрменехильдо в Севилье или церкви Сан Альбано в Валь ядолиде. Согласно Корреа, оригинальность Фигероа заключается в том, что он сумел создать огромное центрическое пространство, устремленное ввысь, где вертикальное развитие подчеркивается величественными соломоновыми колоннами, которые поддерживают трибуны и освещенный широкихми окнами барабан. Вся композиция усложняется обилием скульптуры и росписью купола. Живописная иллюзионистическая перспектива зрительно создает впечатление уходящего в бесконечность пространства. Форма купола, как уточняет Бонет Корреа, была взята из трактата «Перспектива» Падре Посо376. Тем не менее Фигероа сумел придать ей более монументальный масштаб, расширив средствами живописи впечатление зрительного эффекта беспредельности небесного бытия.

Новым в структуре внутреннего пространства стало расположение опор второго яруса на барабане. Стены массивных столбов использованы под алтари, над которыми помещены трибуны для хоров, закрытые решетками позолоченного дерева. Высокий барабан прорезан световыми окнами, обрамленными каннелюрованными колоннами коринфского ордера и скульптурами святых ордена иезуитов Сан Доминго, Сан Хуан де Мато, Сан Агустин и др. Иконология и интерпретация, заложенные в образном решении храма, усложняются отсылкой к образу храма Соломона благодаря обилию огромных спиральных колонн. На антаблементе барабана установлены пьедесталы с терракотовыми скульптурами христианских добродетелей: Милосердие, Смирение, Целомудрие и др. Свод купола украшен иллюзионистической фреской Лукаса де Вальдеса, визуально расширяющей пространство, центрическая идея которого замыкается геометрическим и растительным орнаментом светового фонаря, опосредованно отсылая к истокам стиля «мудехар». Над главным алтарем помещена капелла Франсиско де Борха377.

Двухъярусный фасад церкви Сан Луис разбит на пять компар-тиментов, не отражающих внутреннюю структуру пространства. Вертикальные членения фасада выделены пилястрами и колоннами главного портала с центральным окном над ним. Массивный купол и две угловые башни представляют основную вертикальную доминанту объемно-пространственной композиции собора. Горизонтальная структура фасада подчеркнута выступающими карнизахми первого и второго ярусов, рельефным растительным декором антаблементов и рисунком кирпичной кладки стены.

В первом ярусе дверные проемы завершены треугольными и лучковыми фронтонами. Основной акцент поставлен на более высоком центральнОхМ арочном портале, который фланкируют полуколонны ионического ордена со слегка выступающей вперед линией цоколя. Стволы колонн с косыми и вертикальными каннелюрами обогащены гирляндами растительного орнамента. Два прямоугольных портала по сторонам от центрального завершаются круглыми окнами, на фронтонах которых восседают ангелочки с корзинами плодов и цветов. Скульптурную пластику круглых окон уравновешивает орнамент антаблемента главного портала с маскаронами в медальонах и с динамичной резьбой декора в стиле «платереско». Портал увенчан разорванным фронтоном с волютами, повторяющим форму фронтона церкви Каридад. Волюты покоятся на выразительных фигурках львов. Центральное ноле фронтона заполнено обильной растительной лепниной, которая резко контрастирует с гладкой стеной кирпичной кладки. Боковые арочные порталы оформлены пилястрами ионического ордера с мелким рельефным орнаментом, который будет повторяться на пилястрах второго яруса и в рельефном фризе антаблементов.

Оконные проемы второго яруса завершают прямоугольные и лучковые фронтоны. В центре доминирует окно над главным порталом, обрамленное ионическим ордером с соломоновыми колоннами. Орнаментальный рисунок базы колонн с резным растительным декором - реплика фасада картезианского монастыря в Херес де ля Фронтсра578. Центральный оконный проем повторяет мотив главного портала и завершается разорванным фронтоном окна и огромным трехдольньїхМ фронтоном общей центральной кохмпозиции фасада, который разрывает линию карниза и слегка выступает вперед. В поле фронтона ангелочки держат герб испанской хмонархии. Фигурный фронтон завершают поставленные на постаменты скульптуры архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила работы Дуке Корнехо.

Фасад церкви Саи Луис фланкируют две восьмигранные двухъярусные башни и венчает величественный для Севильи той эпохи купол. Первой ярус башен прорезан арочны.ми проемахми звона, которые чередуются с глубокими нишами со статуями евангелистов. Между ними поставлены каннелированные колонны коринфского ордера, украшенные растительным орнаментом. Второй ярус башен предположительно выполнил Диего Антонио Диос, поэтому он имеет несколько иные архитектурные формы. Главный акцент в нем поставлен на консолях в виде волют, поддерживающих полихромный купол с восьмигранным фонариком, увенчанным флюгером из кованого железа.

Величественный по севильским меркам купол храма, покрытый глазурованной цветной черепицей, стоит на круглом барабане, прорезанном высокими оконными проемами и небольшими нишами хмежду ними с малыми колоннами ионического ордера. Венчающая главка светового фонаря также обильно украшена тонкой декоративной лепниной, цветным декоро.м асулехос с витыми колоннами и затейливой формы пинаклями. Всю композицию завершает фигурный крест характерной севильской ковки.

Церковь Сан Луис отражает пере.мены вкусов в архитектуре на рубеже XVII-XVIII веков и будет влиять на стилистику позднего барокко Севильи379. Фигероа активно демонстрирует доминанту пластического начала как на фасаде, так и в интерьере, объединяя архитектуру, живопись, скульптуру и народное ремесло в совершенный ансахмбль, обладающий национальным своеобразие.м. Зодчий станет главным мастером, связующим два века. По мнению Бонет Коррео, его творческое наследие многообразно и насыщенно. По конструктивным и декоративным приемам он является оригинальным мастером, привносящим новые выразительные детали, сохраняя при этом и давая новую жизнь маньеристическим формам380. Его достижение состояло не только в использовании декоративной лексики, но и в умении ввести ее в конструктивную традицию, используя кирпич и терракоту, местную полихромию желтого, охристого и белого цветов на поверхности стены - прием, заимствованный у церкви госпиталя де ля Каридад.

В работах Фигероа кристаллизуется испанское барокко, которое в полной мере выразится в духе Нового времени в семинарио де Сан Тельмо - приюте для подкидышей, основанном в 1671 году и расположенно.м за городской стеной, напротив ворот Хереса. Здесь юношей готовили к профессии капитанов атлантического флота. В 1722 году архитектор и его сын Матиас приступили к оформлению фасада и угловых башен как продолжение традиций Алькасара. В стилистике церкви и башни господствует яркий и живописный орнаментальный стиль Фигероа.

Центром строгого и классического фасада из обожженного кирпича стал парадный вход во внутренний двор. Трехъярусный портал с динамично построенной пластической структурой активно выделяется на фоне сдержанной пластики стены. Центральную ось входного портала обрамляют богато украшенные резьбой парные колонны. В первом ярусе - парадный вход с фигурным балконом, который поддерживают декоративные консоли и фигура атланта. Портал увенчан триумфальной аркой со статуей святого Тельмо. Сложная игра декоративных форм включает в себя аллегорические фигуры свободных и механических искусств, такие как тригонометрия и мореплавание, космология и арифметика, символизирующие морскую науку и величие Севильи. Третий ярус был разрушен после землетрясения 1738 года. Его первоначальный вид можно представить по рисунку Педро Тортолеро, где заметно небольшое расхождение с его современным видом, выполненным в 1775 году в более спокойном неоклассическом духе, как это представлено в завершении фронтона. Согласно рисунку, венчающая эдикула имела пять проемов и сохраняла в центре сквозную арку со скульптурой Сан Тельмо.

Сценографическая идея барочной архитектуры Севильи достигла в фасаде семинарио Сан Тельмо своего кульминационного развития. Архитектура и скульптура выступают сейчас как одно целое. Если Алонсо Кано нарушил пропорции Ренессанса, то Фигероа делает то же самое с формой. Художественный метод архитектора осно

Леонардо де Фигероа.

Семинарио де Сан Тельмо. Севилья.

Эдикула портала

ван на интуиции, не обремененной правилами теоретиков, свободе художественного творчества, где особую ценность приобретает игра фантазии, умение поражать и собственный оригинальный стиль, граничащий с «произволом ». Творчество Фигероа было новаторским в том смысле, что он сумел внести в язык классической архитектуры динамику Бернини, экспрессию Борромини и свою новую орнаментальную лексику, историческими корнями уходящую в арабскую культуру, чередуя игру стука, кирпича и цветной терракоты, образующих полнозвучный аккорд полихромии. Последнее отвечало пониманию красоты его современников, которые стремились строить недорого, но достойно, ярко и живописно, нарядно и оптимистично, как все вокруг, что касалось самой души города Севильи.

47.г. Франсиско де Сурбаран.

Из цикла работ для Картезианского монастыря. (Клаустро). Кадис.

Музей археологии и изящных искусств.

  • 1638-1639
  • 47-в. Франсиско де Сурбаран. СанЛоренсо.

Из цикла работ для Картезианского монастыря (ретабло). Кадис. Музей археологии и изящных искусств. 1638-1639

47 д.

Херес дела Фронтера.

Элемент декора триумфальных ворот Картезианского монастыря.

1571

48. Херес де ла Фронтера. Картезианский монастырь

  • 48.а. Херес дела Фронтера. Картезианский монастырь. Фрагмент второго яруса фасада
  • 49- Херес де ла Фронтера. Церковь Сан Мигель
  • 48. в. Херес де ла Фронтера. Картуха. Фрагмент антаблемента

50.а. Севилья.

Церковь Сан Сальвадор.

Элемент декора колонны

  • 50. Леонардо де Фигероа. Церковь Сан Сальвадор. Севилья
  • 50. в. Леонардо де Фигероа. Церковь Санта Магдалена. Вид на купол. Севилья
  • 50.6. Севилья.

Церковь Сан Сальвадор.

Фрагмент архитектурного декора капители

50. г. Леонардо де Фигероа.

Ц. Санта Магдалена. Архитектурный декор светового фонаря. Севилья

50.д. Леонардо де Фигероа.

Фасад церкви Госпиталя дела Каридад.

Башня и фронтон. Севилья

5О.е.

Леонардо де

Фигероа.

Башня Госпиталя

Каридад. Севилья

51. Леонардо де Фигероа. Церковь СанЛуис. Фасад. Второй ярус. Севилья

51.6. Леонардо де Фигероа. Севилья. Ц. СанЛуис. Фрагмент архитектурного декора портала

51.а. Леонардо де Фигероа. Севилья.

Ц. СанЛуис. Вид на купол

51.в. Леонардо де Фигероа,

Матиас де Фигероа (сын), Антонио Матиас де Фигероа (внук). Коллехио Сан Тельмо. Севилья

51 г. Севилья. Коллехио де сан Тельмо. Фрагмент портала

52. Гранада. Картезианский монастырь. Клаустро

52. а. Уртадо Изкиердо. Табернакуло. Карту ха. Гранада

  • 53. Хосе Рисуэньо. Скульптура Добродетели (дерево) Гранада. Саграрио Картезианского монастыря. 1700-1710
  • 53. а. Хосе де Мора. Святой Бруно.

Гранада. Картуха.

Фрагмент ретабло 1700-1710

  • 54. Уртадо Изкиердо. Картезианский монастырь Паулар. Камарин
  • 55- Уртадо деИзкиердо. Хосе де Бада. Табернакуло. Саграрио. Гранада
  • 54 а. Джованни да Монреале, Анджело {Уртадо Изкиердо} Монреале. Капелла Распятия. 1690

55 а. Хосе де Бада. 1724-1747- Малага.

Кафедральный собор

57.6. Хосе де Бада. Фасад Мадрасы.

Гранада

  • 56. Альгамбра. Фрагмент купола. Зал Абенсеррахов
  • 57. Гранада. Сакристия Картезианского монастыря. Вид на своды

57. а. Хосе де Бада. Сакристия Картезиакскогомонастыря. Гранада. 1720-1742

  • 58. Гранада. Церковь Нуэстро Сеньора де лас Ангустиас
  • 58. а. Гранада. Камарин церкови Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас

58.6. Гранада. Церковь Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас. Средокрестие

58.6. Гранада. Церковь Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас.

Фрагмент декора колонны и капители в форме эстипите

58.д. Хосе де Бада.

Церковь Сан Хуан де Диас.

Купол и башня

59 а. Хосе де Бада. Церковь СанХуан де Диаз. Гранада. Фрагмент фасада

60. Гранада. Альгамбра.

Дворикльвов

59- Сицилия.

Марсала.

Колледжио дей Джезуити

61. Гранада.

Церковь святых Петра и Павла

  • 62. Гранада. Королевский монастырь Сан Херонимо
  • 63- Кордова.

Церковь Сан Педро

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >