Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религия arrow Религии народов мира
Посмотреть оригинал

Протестантизм

Протестантизм откололся от католицизма в XVI в. в результате Реформации — широкого религиозного, культурного и общественно- политического движения в Европе. Протестантами ныне являются почти 40% христиан мира, или около 775 млн человек. Прирост протестантов в мире колеблется в пределах от 6,1% в год у независимых протестантских церквей (не связанных ни с одним протестантским течением) до 1,4% в церквях классического протестантизма. Целью протестантской реформы было возвращение к идеалам и практике раннего христианства. Наиболее полно вероучение протестантизма сформулировано в «Аугсбургском исповедании веры», принятом в Германии в 1559 г. после продолжительной борьбы между католиками и протестантами. Во главу угла своего учения протестанты ставят непосредственное общением верующих с Христом через Библию, без посредничества священников. Культ в протестантизме предельно упрощен и удешевлен, в нем нет поклонения Богородице и святым, нет почитания мощей и икон. Святые и Матерь Божья — лишь люди, достойные восхищения и подражания, но никак не поклонения. На передний план в богослужении выдвигается проповедь на евангельские темы и общее пение псалмов. Богослужение сокращено по сравнению с католической мессой. Убранство церквей отличает простота и аскетизм. Библия признается протестантами главным фундаментом веры, а безусловный авторитет Священного Предания отвергается. Каждый верующий сам вправе толковать библейский текст. Протестантизм отвергает таинства, кроме крещения и евхаристии, причем и они скорее рассматриваются как символы или обряды, предназначенные для того, чтобы напомнить верующим о спасительной жертве Иисуса Христа. Спасение с точки зрения протестантизма достигается личной верой, а не исполнением обрядов или добрыми делами. Поэтому протестанты отвергают католический догмат «о сверхдолжных заслугах» и возможность получения индульгенций. Некоторые протестантские направления идут еще дальше, считая, что посмертная судьба человека уже предопределена Богом (догмат о предопределении). Протестантизм придерживается принципа «мирского аскетизма», согласно которому мирская деятельность признается разновидностью религиозной практики и способствует последующему спасению души. Данный принцип способствовал исключительной скромности и умеренности в пользовании материальными благами и осуждал простые мирские удовольствия, даже такие «невинные», как музыка, танцы, вкусная еда или модная одежда.

Придерживаясь принципа всеобщего священства, протестантизм снимает сакральные различия между священником и прихожанином, оставляя лишь функциональный смысл церковной иерархии. Нет в протестантизме и института монашества.

Хотя возникновение протестантизма связанно именно с Реформацией, антикатолические движения протестантского типа возникали и в более ранние исторические периоды. Так, вальденсы (50 тыс. последователей в Италии, Аргентине, Уругвае) ведут свою историю от религиозного течения, зародившегося в XII в., моравские братья (около 1 млн человек в Европе, Африке и Латинской Америке) — в XV в.

Современный протестантизм не представляет единого целого ни в догматическом, ни в организационном плане. По некоторым данным, количество протестантских течений превысило 20 тыс. и продолжает увеличиваться на 2—3 религиозные организации в неделю. Часто в протестантизме выделяют дореформационные направления, классический протестантизм, возникший в период Реформации (англиканство, кальвинизм, лютеранство), поздний протестантизм (баптизм, методизм, пятидесятиичество и др.), независимые протестантские церкви (например, фундаменталистские церкви США) и маргинальный протестантизм (мормонство, иеговизм и др.).

Англиканство (другое название — Епископальная церковь) сохранило многие черты католицизма, так как церковная реформа в Англии носила большей частью недогматический, а политический и экономический характер.

Основателем национальной английской церкви стал король Генрих VIII, вступивший в конфликт с папой римским по личному поводу, так как последний не дал разрешения королю на развод с женой. Годом «рождения» англиканской церкви можно считать 1534 г., когда король подписал «Акт о супрематии (первенстве)», по которому король провозглашался главой церкви. Таким образом, Церковь Англии стала независимой от Рима. Формирование англиканской догматики и культа шло постепенно и закончилось уже в царствование Елизаветы I в 1562 г., когда были приняты «39 статей», являющихся до настоящего времени основой вероучения англиканства.

В целом англиканскую церковь можно охарактеризовать как своего рода компромисс между сторонниками протестантизма и католицизма. Поэтому часть религиоведов даже рассматривает англиканство в качестве особой ветви христианства. Англиканство сочетает католический догмат о спасительной силе церкви с протестантской верой в спасение посредством личной веры. Поэтому характерной чертой англиканской церкви является наличие епископального устройства и иерархии, претендующей на апостольскую преемственность. Наибольшим авторитетом в англиканской церкви пользуются архиепископы Кентерберийский и Йоркский. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, но и Священное Предание ими полностью не отвергается. В англиканстве нет монашества, священники и даже епископы не придерживаются целибата. В последнее время в ряде англиканских церквей допускается рукоположение женщин в священники и даже епископы. В англиканской церкви Канады разрешено посвящение в священнический и епископский сан людей с гомосексуальной ориентацией.

Англиканская церковь оставила католический догмат о филиок- ве. Вообще многие догматические принципы в англиканстве четко не определены. Так, нет ясности в том, сколько таинств признается церковью — два, как в классическом протестантизме, или семь, как у католиков и православных. Хотя главными считаются таинства, установленные самим Иисусом, — крещение и причащение. Англиканство не отказалось полностью от католического догмата о пресуществлении, заняв компромиссную позицию, согласно которой во время литургии в вине и хлебе присутствуют кровь и тело Христа. В англиканских церквях сохраняется подобие католической мессы, часто используется орган, облачения священников торжественны и нарядны.

Расплывчатость догматических формулировок в англиканской церкви привела к тому, что в ее рамках уживается несколько течений, отличающихся друг от друга разным толкованием важных догматических и культовых положений: англокатолики, высокая церковь, низкая церковь, широкая церковь и евангелисты. Англокатолики в наибольшей степени сохранили догматику и обряды католицизма, они не признают главенство короля над церковью. Высокая церковь — это следующая ступень от католицизма по направлению к протестантизму, она близка к англокатоликам, но в отличие от них признает главенство королевской власти. Низкая церковь близка к лютеранству, обрядность в ней гораздо скромнее, отвергаются догматы о чистилище, филиокве, спасительной роли церкви, не признается авторитет Священного Предания. Широкая церковь стремится объединить все направления англиканства. Она допускает священство женщин и критически относится к авторитету Библии. Евангелисты — сторонники крайнего упрощения культа, это чисто протестантское течение англиканства.

В Великобритании Церковь Англии (26 млн верующих) — старейшая англиканская церковь мира — является государственной на территории Англии. Глава церкви — король Англии, в вопросах вероучения решающее слово принадлежит парламенту, в верхнюю палату которого входят англиканские епископы. В других частях Великобритании англиканские церкви (Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии, Церковь Ирландии) не носят государственного характера. Распространено англиканство в Великобритании и бывших британских колониях. В состав англиканского сообщева входят 32 национальные церкви, среди них: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе (500 тыс. верующих), Епископальная церковь в США (2,2 млн верующих), Церковь Северной Индии (1,3 млн верующих), Церковь Южной Индии (2,1 млн верующих), Англиканская церковь Канады (900 тыс. верующих), Англиканская церковь Нигерии (21,5 млн верующих), Церковь Уганды (12,1 млн верующих), Англиканская церковь Австралии (3,9 млн прихожан), Англиканская церковь Кении (4,3 млн прихожан), Церковь провинции Южной Африки (2,8 млн прихожан) и ряд других церквей в Америке, Азии и Африке. Англиканское сообщество насчитывает около 400 епископов, из которых 110 — на территории Соединенного королевства, 11 тыс. священнослужителей (в Великобритании), общая численность англикан в мире около 86,8 млн. Ежегодный прирост англикан в мире — 1,3%, или 1,1 млн человек (в основном за счет церквей Африки и Азии).

Лютеранство — одно из основных течений протестантизма. Свое название оно получило по имени основателя — Мартина Лютера (1483—1546). Лютеранские церкви часто называют себя евангелическими, чтобы подчеркнуть особое значение евангельских принципов в своей доктрине. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, содержавших критику католицизма. Исторически само слово «протестант» связано именно с лютеранством. Впервые этот термин возник в 1529 г. в решении второго имперского рейхстага в Шпеере, который отменил решение первого Шпеерского рейхстага о том, что каждый имперский князь Германии сам выбирает религию на своей территории. Меньшинство членов рейхстага (5 князей и 14 имперских городов) составили так называемую Протестацию — протест против решения большинства рейхстага. Главной целью этого документа был протест против запрещения лютеранского вероисповедания, поэтому сторонников лютеранства стали называть протестантами. В дальнейшем термин «протестантизм» начал употребляться для обозначения всей совокупности направлений западного христианства, связанных по своему происхождению с Реформацией и отличных культово и догматически от католицизма.

Лютеранство гораздо радикальнее порвало с католицизмом, чем англиканство. Догматически оно представляет собой классический протестантизм. Вероучение лютеранства было сформулировано в наиболее полном виде в «Аугсбургском вероисповедании веры» (1530), принятом в Германии в 1559 г. после продолжительной гражданской войны между католическими и протестантскими землями. Лютеранство тесно связано с немецким этносом. Лютер впервые перевел на немецкий язык Библию, и этот перевод стал основой для формирования немецкого литературного языка. Виттембергский университет, где работал Мартин Лютер, стал не только центром лютеранства, но и центром образования и науки всей Германии.

В лютеранских церквях — кирхах нет изображений, но распятие является необходимым для богослужения элементом. Сохранены епископальная структура церкви и облачение духовенства. Однако отсутствует резкая граница между духовенством и мирянами, так как признается принцип всеобщего священства. В настоящее время лютеранские церкви стали разрешать пасторское и епископское служение женщин. Пасторы и епископы избираются. Апостольская преемственность во многих церквях нарушена. В кирхах есть алтарь, используются свечи, органная музыка и хоровое пение. Центральное место в богослужении занимают чтение Евангелия и проповедь.

Особенностью лютеранства является также принцип государственной церкви, который установился еще в XVI в., когда каждый князь руководил церковной организацией в своих владениях. В Германии данный принцип действовал до 1918 г., а в Скандинавии лютеранские церкви государственные и поныне.

До настоящего времени центром лютеранства остается Германия, где его исповедуют 30% населения страны, или свыше 26 млн человек. Самой многочисленной лютеранской церковью мира является Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, возникшая в 1948 г. как союз 10 лютеранских церквей германских земель. Церковь насчитывает около 12,5 млн последователей. Эта церковь входит в качестве коллективного члена в Евангелическую церковь в Германии (насчитывает 28,5 млн прихожан), представляющую собой союз лютеранских и реформатских церквей Германии, большая часть которых — лютеранские. Кроме того, в Германии существуют независимые лютеранские церкви. В Скандинавских странах лютеранство является господствующей конфессией, которую официально исповедуют 85—95% населения. Государственными являются Национальная церковь Исландии (0,3 млн верующих) и Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании (4,5 млн прихожан), большим влиянием пользуются Норвежская церковь (3,8 млн прихожан), Шведская церковь (6,8 млн адептов), Финская евангелическо-лютеранская церковь (4,5 млн адептов). Лютеранство занимает важные позиции в Прибалтике, являясь крупнейшей конфессией в Эстонии (Евангелическо- лютеранская церковь Эстонии насчитывает около 0,6 млн последователей), а в Латвии (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии — 500 тыс. последователей) она уступает лишь православию. Много лютеран в США, крупнейшими являются либеральная Евангелическо-лютерайская церковь в Америке (1988) (6 млн) и придерживающаяся консервативных взглядов Лютеранская церковь — Миссурийский Синод (3 млн). В России две лютеранские церкви (Евангелическо-лютеранская церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии), общее число их последователей — примерно 150—200 тыс. человек. В результате миссионерской деятельности американцев и европейцев лютеранство в XX в. широко распространилось в странах Азии и Африки. В Азии по числу лютеран выделяются Индонезия — более 5 млн человек (Батакская христианская протестантская церковь, Ниасская христианская протестантская церковь и др.) и Индия (более 1 млн). В Африке более 1 млн лютеран насчитывается в Танзании, Эфиопии и Мадагаскаре, много лютеран в Нигерии и Намибии (более 50% населения страны). В Австралии и Океании лютеран больше всего в Папуа — Новой Гвинее (0,7 млн) и Австралии (40 тыс. человек). Общая численность лютеран примерно 80 млн человек.

Кальвинизм среди исторических направлений протестантизма занимает наиболее радикальные и демократические позиции. Он был основан французским проповедником и теологом Ж. Кальвином (1509—1564). С 1536 года Ж. Кальвин жил в Женеве, благодаря чему этот город превратился в один из важнейших центров Реформации. Под контролем Ж. Кальвина находилась не только духовная, но и политическая жизнь города. Поэтому его по аналогии с Папой Римским нередко даже называли Папой Женевским.

В настоящее время кальвинизм представлен тремя родственными направлениями: реформатством, пресвитерианством и конгрегационализмом.

Основные положения кальвинизма зафиксированы в нескольких исповеданиях, важнейшими из которых являются Галликанское (1559), Второе Гельветическое (1566) и Вестминстерское (1647). Кальвинизм демократизировал церковное управление, полностью упразднив иерархию. Церковь кальвинистов состоит из независимых друг от друга общин — конгрегаций, управляемых советами. В состав конгрегации входят пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа наиболее уважаемых мирян. У конгрегациона- листов каждая конгрегация полностью самостоятельна. У остальных направлений только автономна, так как высшим органом церкви является Национальный Синод, формирующийся из представителей конгрегаций. Кальвинизм значительно упростил и удешевил церковный культ. Изображения в храмах не допускаются, даже крест перестал быть атрибутом культа, отменялись и священнические облачения. В кальвинистских храмах нет алтаря. Во время богослужения не звучит музыка. Таким образом, кальвинизм отбросил все внешние атрибуты культа и концентрирует внимание верующих на внутреннем смысле богослужения — молитве. Из всех христианских таинств в кальвинизме сохранились только крещение и евхаристия, рассматривающиеся скорее как символические обряды. Кальвинисты приняли догмат о предопределении, согласно которому Бог сразу предопределяет одних людей к вечной жизни, а других к вечному проклятию. Главным видимым критерием спасения человека служит та роль, которую он занимает в обществе. Если человек богат, благочестив и уважаем, то это косвенно свидетельствует о том, что его спасение предопределено, поэтому для спасения души нужны не вера или добрые дела, а труд. И все, что отвлекает человека от труда, есть грех. Позднее одна из ветвей кальвинизма — пресвитерианство несколько смягчила догмат о предопределении, допуская у человека наличие свободы воли. Учение Ж. Кальвина стало идеологической основой формирования буржуазного общества накопительства. В этом огромная историческая заслуга кальвинизма.

Кальвинистов всех направлений насчитывается более 50 млн человек (по другим данным, более 60 млн), больше всего их живет в Нидерландах (5 млн), Швейцарии (2,5 млн), Шотландии (1 млн), Германии (2 млн), Франции (400 тыс. — потомки гугенотов), Венгрии (2 млн), США (6,5 млн), ЮАР (5 млн), Нигерии (2 млн), Индонезии (6 млн) и Республике Корея (5 млн). Среди церковных организаций кальвинистов можно назвать крупнейшие: Пресвитерианская церковь [США] (4 млн), Нидерландская реформированная церковь (3,2 млн), Каро-батакская протестантская церковь (3 млн), Реформатская церковь Венгрии (2 млн), Федерация протестантских церквей Швейцарии (2,5 млн), Церковь Шотландии (1 млн).

Методизм отпочковался в XVIII в. от англиканства. Основателями методизма были англичане братья Чарлз и Джон Уэсли. Он возник в Англии первоначально в виде движения внутри англиканства, требовавшего методичного соблюдения религиозных предписаний. Догматически методизм мало отличается от англиканства. Главное внимание методизм уделяет духовному совершенствованию человека путем скрупулезного выполнения им христианских заповедей. Стержнем религии являются личные взаимоотношения человека с Богом. Методистов отличают жесткая церковная дисциплина и четкая церковная организация. Одна часть методистов отказалась от епископального устройства церкви, другая — его сохранила.

Методизм либерален в области догматики и допускает личные суждения своих адептов в вопросах веры. Методисты ведут активную миссионерскую и благотворительную деятельность. В последнее время большинство методистских церквей отличает либеральность, в них допускается священство женщин и даже освящение однополых браков.

Всемирный методистский совет объединяет в настоящее время десятки церквей по всему миру. Общая численность методистов около 40 млн человек. Наибольшее их число проживает в США — около 20 млн, в стране это третья по численности и влиянию конфессия после католиков и баптистов. Самая крупная в мире методистская церковная организация — Объединенная методистская церковь (около 14 млн последователей в США). Кроме этого, в США действуют афроамериканские методистские церкви: Африканская методистская епископальная церковь (3,5 млн) и Африканская методистская епископальная сионская церковь (1,3 млн). В Африке наибольшее число последователей имеют Методистская церковь Нигерии (3 млн) и Методистская церковь Южной Африки (3 млн). На родине методизма — в Великобритании их насчитывается около 1 млн.

За последнее столетие классический протестантизм (лютеранство, англиканство, кальвинизм и методизм) серьезно сдал свои позиции в мире. Доля представителей этих конфессий в населении мира сократилась почти в 2 раза, лютеран в 3 раза. Если в 1900 г. англикане, лютеране, кальвинисты и методисты составляли 24% населения Европы, то в 2000 г. только 10%. В 2001 году в Церкви Англии при 25 млн номинальных членов число реальных прихожан составляло всего 1 млн 660 тыс. Таким образом, впервые с XVI в. в Англии численность католиков превысила численность англикан. Похожая ситуация сложилась в Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании, где регулярно посещают церковь лишь 120 тыс. из 5 млн прихожан.

Армия Спасения возникла в 1865 г. в Лондоне. Основателем этого направления протестантизма являлся Вильям Бут (1829—1912), в прошлом активный член методистской церкви. Всю свою жизнь В. Бут посвятил филантропической деятельности, он испытывал глубокое сострадание по отношению к отверженным и считал, что главным долгом христианина является служение ближним. За основу орга- низации Армии Спасения В. Бут взял устав британской армии. Деятельность Армии Спасения символизирует военные походы против Сатаны, который представлен в мире бедностью, болезнями и социальным неравенством. Члены Армии Спасения имеют звания, аналогичные воинским: солдат, лейтенант, капитан, комиссионер, бригадир и др., вплоть до генерала. Руководит Армией Спасения генерал, избираемый пожизненно, функции священников выполняют офицеры. Мужчины и женщины в Армии Спасения абсолютно равноправны. Основной единицей Армии выступает корпус (всего их 14 тыс.), которым командует офицер в чине от лейтенанта до бригадира, подчиненный дивизионному штабу. Дивизии сгруппированы по территориям (округам), включающим одну или несколько стран (кроме США, территория которых разделена на четыре округа). Штаб-квартира организации находится в Лондоне.

Учение Армии Спасения включает основные принципы, общие для большинства протестантских церквей. У. Бут полагал, что для спасения души главным является не исполнение обрядов, а служение нуждающимся в помощи. Для служб характерна неформальная атмосфера, поются веселые песни, звучит музыка, молитвы читаются в свободной форме.

Армия Спасения действует более чем в 80 странах мира, проповедует Евангелие на 112 языках мира в 16 тыс. евангельских центров и управляет работой более 3 тыс. благотворительных учреждений, госпиталей, столовых, детских приютов и ночлежных домов, являясь крупнейшей благотворительной организацией мира. Численность ее солдат превышает 6 млн, больше всего их в США (700 тыс.), Индии (300 тыс.), Индонезии (200 тыс.), Кении, Канаде, Великобритании. По этнической принадлежности адепты Армии Спасения: американцы США, тамилы, англичане, кикуйю, яванцы, шона и др.

Баптизм генетически связан с англиканством. Он возник в Голландии в начале XVIII в. среди английских иммигрантов, вынужденных покинуть родину из-за религиозных преследований. Основателем баптизма считается Джон Смит — бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения уже взрослых людей.

Единственным источником вероучения баптизма является Библия (прежде всего Новый Завет). Баптисты проповедуют идею греховности мира. Для них характерно строгое соблюдение норм нравственности (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь). Большая часть современных баптистов (так называемые частные баптисты) восприняли кальвинистское положение о предопределении, согласно которому искупительная жертва Иисуса была принесена для ограниченного числа людей. Меньшая часть баптистов (общие баптисты) считают, что спасения могут достичь все люди — догмат о свободе воли. В баптизме принято несколько исповеданий, наиболее известные из которых — Лондонское (1689) и Филадельфийское (1748), принятые на основе кальвинистского Вестминстерского исповедания, и Нью-Гэмпширское исповедание (1832), в котором кальвинистский догмат о предопределении несколько смягчен.

Популярность баптизма во многом объясняется его специфической организацией. Баптистов отличает коллективизм. Центром внимания верующих служит их община, вступление в которую означает приобщение к сплоченному коллективу в сочетании с ограниченностью социальных контактов вне общины. Большое внимание баптисты уделяют проповеди своей веры. Адепты этого направления христианства отказались от всех церковных таинств, отвергают крест как священный символ. Убранство баптистских аудиторий (помещений для проведения молитвенных собраний) характеризуется простотой и ас- кетичностью. Главным обрядом, практикуемым баптизмом, является водное крещение, к которому допускаются только совершеннолетние. Еще одним обрядом является хлебопреломление, призванное напомнить верующим о Тайной вечере.

Современный баптизм отличается большой миссионерской активностью. В мире насчитывается более 70 млн баптистов, объединенных во Всемирный союз. Наибольшее число баптистов проживают в США — 18% населения страны (более 50 млн), где эта конфессия является второй по численности после католицизма. Много баптистов в Эфиопии (5 млн), Нигерии (3 млн), Индии (3,8 млн), Бразилии (2,5 млн). В России насчитывается около 500 тыс. баптистов. Самая большая баптистская церковь США и всего мира — Южная баптистская конвенция насчитывает 16 млн членов. Другими крупными баптистскими организациями США являются афроамериканские Национальная баптистская конвенция (10 млн), Национальная баптистская конвенция Америки (5 млн), Прогрессивная национальная баптистская конвенция (4 млн). В Африке действуют Эфиопская евангелическая церковь слова жизни (5 млн) и Нигерийская баптистская конвенция (2,5 млн). В Индии крупнейшей баптистской организацией является Совет баптистских церквей в Северо-Восточной Индии (2 млн), баптисты составляют более 80% населения штата Нагаленд. На территории СНГ действует Евро-Азиатский союз евангельских христиан-баптистов (1 млн человек).

Пятидесятничество, или христианство веры евангельской, относится к поздним протестантским церквям. Первые пятидесятники появились в США в начале прошлого века.

Главной целью в пятидесятничестве является очищение человека от грехов путем крещения Святым Духом, или «рождения свыше» согласно терминологии пятидесятников. Для того чтобы оно произошло, необходимо полное публичное раскаяние (покаяние) в своих грехах. Только после покаяния возможно само крещение, которое, согласно учению некоторых направлений пятидесятничества, имеет несколько ступеней. Первая ступень — водное крещение, вторая — освящение (полное избавление от грехов), третья ступень — крещение Духом

Святым, после которого, наконец, обретается и спасение. Пятидесятники двух благословений (или духовных кризисов) признают только первую и третью ступень, трех благословений — все три ступени. В результате крещения человек получает дары Святого Духа, важнейшим из которых признается «говорение на иных языках» — глоссолалия. Этот дар, согласно Библии, получили апостолы во время Сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы — праздника, отмечаемого на 50-й день после Пасхи. Отсюда и происходит название этого направления протестантизма. Радикальные пятидесятники кроме дара «говорения на языках», считают необходимым подтверждением крещения Духом Святым и другие способности, в частности способности к исцелению, заговариванию змей, пророчеству и др.

Большинство пятидесятников разделяют догмат о Троице и являются тринитариями, меньшая часть признает лишь одно лицо Бога — Иисуса Христа (унитарии).

У пятидесятников нет священства, и они принимают только два обряда — крещение и причащение. Во главе апостольских пятидесятников — так называется одно из направлений пятидесятничества — стоят, как они сами считают, живые «пророки» и «апостолы», в остальных пятидесятнических церквях выбираются пасторы.

Основным отличием культа этой ветви протестантизма является его экстатичность и отсутствие в нем четко определенного канона. Главное в нем — обеспечить открытость человека Святому Духу. Во время богослужения пятидесятники могут громко петь, танцевать и даже кричать, лить слезы и смеяться, входя в экстаз, они начинают глоссолалию. Обычно сама глоссолалия представляет собой смесь бессмысленного набора звуков и обрывков слов из разных языков. Такое богослужение оказывает на человека мощное эмоциональное воздействие и заставляет его возвращаться в церковь. Поэтому не случайно, что пятидесятничество — наиболее динамично растущее направление в христианстве.

Деятельность пятидесятников вызвала серию так называемых ревайвелов (возрождений истинной веры), связанных с практикой крещения Святым Духом, и глоссолалий, которые затронули другие протестантские традиции (прежде всего баптизм, методизм, пресвитерианство), а также католицизм и даже православие. Христианские церкви, не порвавшие со своей традицией, но прошедшие через «ревайвел» и практикующие «рождение свыше» в результате крещения Святым Духом, глоссолалии и другие духовные дары, стали называться харизматическими.

Общая численность пятидесятников вместе с близкими к ним харизматами и перфекционистами (Церковь Бога) составляет сейчас около 100 млн человек, а по некоторым данным, более 350 млн. Примерно 2/3 от общего числа пятидесятников составляют пятидесятники двух благословений. Самые крупные группы пятидесятников (совместно с харизматами и перфекционистами) проживают в Китае (85 млн), США (72 млн), Бразилии (21 млн), Чили (3 млн), ДРК (15 млн), Нигерии (26 млн), Филиппинах (19 млн), ЮАР (19 млн), Индии (18 млн), Индонезии (7 млн), в России их около 300—400 тыс. Крупнейшей пя- тидесятнической церковью являются действующие в США и во многих других странах Ассамблеи Бога (64 млн последователей).

Адвентизм (лат. adventus — пришествие) возник в середине XIX в. из христианских групп, веривших в близкий конец света и неминуемое возвращение Христа. Основатель адвентизма, Вильям Миллер, заявил, что он точно вычислил дату второго пришествия Иисуса Христа — 21 марта 1843 г. Согласно его учению, после второго пришествия мир будет уничтожен огнем, а для избранных — конечно, это будут адвентисты — создана новая земля, где они будут жить вместе с Христом. Однако конец земного мира не наступил ни в 1843 г., ни в 1844 г., ни позже, что во многом способствовало дискредитации учения В. Миллера. Современные адвентисты не называют точный срок конца света, но утверждают, что он уже близок. Второе рождение адвентизма связано с деятельностью Елены Уайт (1827—1915), которая в 1863 г. основала Церковь адвентистов седьмого дня (АСД). Она учила, что второе пришествие не может состояться из-за того, что христиане забыли заповедь Бога о праздновании субботы — седьмого дня. В субботу последователи Е. Уайт не могут работать и проводят весь день в молитве. Еще одно нововведение Е. Уайт — так называемая санитарная реформа: адвентисты стремятся вести такой образ жизни, чтобы сохранить не только душу, но и тело ко второму пришествию Христа. Санитарная реформа включает в себя отказ от употребления мяса, спиртного и табака, занятия спортом и постоянную заботу о своем здоровье. Все члены церкви платят в общинную кассу десятую часть своих доходов и обязаны заниматься миссионерской деятельностью. В остальном культ и догматика адвентистов аналогичны баптистским. Около 99% всех адвентистов являются последователями Е. Уайт. Адвентисты объединены во Всемирный союз адвентистов седьмого дня, который подразделяется на 13 дивизионов. Каждый дивизион представляет собой территориальное объединени- е верующих нескольких стран. Дивизионы объединены в три отделения — американское, европейское и азиатское. Кроме дивизионов существуют унионы — объединения верующих одной страны. Все руководство церкви является выборным. Штаб-квартира Всемирного союза АСД находится в Вашингтоне (США).

Общее число последователей этого протестантского направления около 23 млн человек. Около половины всех адвентистов проживают в Америке, треть — в Африке. Крупнейшие группы сосредоточены в США (1,5 млн), Бразилии (1 млн), на Филиппинах (700 тыс.), в Мексике (600 тыс.), ДРК (600 тыс.), Руанде (600 тыс.). В России насчитывается около 100 тыс. адвентистов седьмого дня. Среди народов, исповедующих адвентизм, больше всего американцев США, бразильцев, мексиканцев, илоков, горных народов Лусона, баконго, балуба, руанда (баньяруанда), перуанцев.

Меннонизм относится к ранним направлениям протестантизма, возникшим еще в период Реформации. Основателем меннонитства был голландец Менно Симонс (1462—1561). Меннониты не верят в предопределение и придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед Библией, и покаянию в грехах. Они являются пацифистами и поэтому отказываются от воинской службы и присяги. Для части меннонитов характерна замкнутость и желание избежать всяких контактов с цивилизацией. Это амиши, до сих пор живущие по укладу XVIII в. В мире насчитывается более 2,6 млн меннонитов, проживающих в основном в США, Канаде, Голландии, Германии, ДРК, Индии. Большая часть меннонитов — это американцы США и англоканадцы, являющиеся потомками выходцев из Швейцарии и Германии (Пфальц). В последнее время в результате миссионерской деятельности меннонитство распространяется среди народов Африки и Азии.

Иеговизм зародился в США во второй половине XIX в. Основателем этого религиозного направления был Чарлз Рассел (1852—1916), в прошлом адвентист седьмого дня. В 1872 году Ч. Рассел порвал с адвентизмом и в 1884 г. основал «Литературно-издательское общество сторожевой башни Сиона», переименованное затем в «Библейское общество сторожевой башни», штаб-квартира которого с 1908 г. находится в Бруклине (США).

Основой своего вероучения иеговисты признают Библию, для изучения которой они создают собственный перевод Священного Писания в соответствии со своей трактовкой христианства. Иеговисты не верят в загробную жизнь, в божественность Христа, который, согласно их представлениям, лишь выполняет волю Иеговы, отрицают христианский догмат о Троице. Отвергается иеговистами и церковная иерархия. Важной частью иеговизма является учение об Армагеддоне — глобальной войне, в которой Христос с ангелами уничтожит грешников. Первоначально сформировав свое учение на основе протестантской традиции, современный иеговизм настолько отошел от христианской традиции, что, по существу, уже не является христианской конфессией. Он относится к так называемым маргинальным (пограничным) христианским направлениям.

Большое внимание иеговисты уделяют изданию и распространению своей религиозной литературы. Журнал иеговистов «Сторожевая башня» имеет тираж более 3 млн экземпляров на 104 языках мира. Иеговизм строго централизован, возглавляет его Руководящая Корпорация, которая, согласно представлениям иеговистов, является «видимым посредником Иеговы на Земле». Численность иеговистов около 17 млн человек, больше всего их проживает в США.

Мормонство возникло в США в 1830 г. Основатель мормонства Джозеф Смит (1805—1844) утверждал, что благодаря полученному божественному откровению перевел Книгу Мормона. В этой книге древний пророк Мормон изложил историю одного из колен Израилевых, мигрировавших в Америку за несколько столетий до рождения Христа и первых принявших христианство после распятия Иисуса. Д. Смит объявил о том, что им восстановлена единственно правильная церковь, а все остальные христианские направления являются заблуждениями. Официальное название мормонства — Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Мормоны верят в наступление тысячелетнего царства Бога, которое явится с пришествием Иисуса Христа в Америке. Для мормонов именно США — земля обетованная.

Доктринально мормоны очень сильно отличаются от остальных направлений христианства. Мормоны утверждают, что Бог произошел от человека. Они считают, что жертва Иисуса даст воскресение всем людям, однако будущее каждого человека определяется его поступками и верой. Мормоны отвергают догмат о Троице, считая три ее ипостаси отдельными существами. Святой Дух в их понимании энергия, исходящая от Бога-Отца и Иисуса Христа.

У мормонов существует институт всеобщего мужского священства, имеющего две степени: аароново (диаконы) и мелхиседеково (пресвитеры). Богослужения мормонов схожи с протестантскими. У мормонов построены грандиозные храмы.

Большое внимание уделяют семье; брак считается священным и заключаемым навечно. Семьи обычно многодетны. Для первых мормонов была характерна полигамия, впоследствии отмененная под давлением правительства США.

Из таинств мормоны признают крещение, священство, брак и причащение. Причем мормоны считают, что обряд крещения можно проводить и над умершим человеком. Мормоны уделяют большое внимание здоровью человека, занятиям спортом, филантропической деятельности. Много сил посвящают образованию членов церкви: штат

Юта, где преобладают мормоны, отличается самой высокой долей людей с высшим образованием в США.

В этой церкви существуют запреты на употребление алкоголя, табака, наркотиков, чая, кофе. Все мормоны обязаны жертвовать десятую часть своего дохода на нужды прихода. Специфична и организационная структура мормонской церкви. Во главе церкви стоит Первое Президентство (президент и два его помощника), ему помогают Совет Двенадцати (апостолы), Первый кворум семидесяти (руководит миссионерской деятельностью) и председательствующий епископ с двумя помощниками (возглавляют духовенство Аарона). Авторитет президента беспрекословен, он считается пророком, которым руководит сам Бог. Так как руководство церкви избирается пожизненно, то продвижение по служебной лестнице возможно только после смерти предыдущего руководителя, поэтому для мормонов характерна геронтократия — власть старцев.

Очень важное место занимает миссионерская деятельность. Все юноши в возрасте от 18 до 20 лет должны два года своей жизни уделить миссионерской деятельности во всех уголках Земли. Благодаря этому ежегодно в миссионерскую деятельность включаются 20—30 тыс. профессионально подготовленных молодых проповедников, поэтому мормоны — одно из наиболее динамично развивающихся направлений христианства. Численность мормонов составляет более 15 млн человек, причем более половины их проживает за пределами Америки. В США мормонов более 7 млн, они образуют абсолютное большинство населения штата Юта (80%) и относительное большинство еще всеми западных штатах США. Почти по миллиону мормонов живет в Мексике и Бразилии, много их в Канаде, Аргентине, Нигерии и других странах Латинской Америки и Африки. По этнической принадлежности мормонов больше всего среди американцев США, мексиканцев, бразильцев, аргентинцев, англоканадцев.

Синкретические течения занимают особое положение в христианстве, они проповедуют синкретизм — синтез христианства с традиционными первобытными верованиями народов Африки, Океании, Азии и Латинской Америки. К ним относятся афрохристианские и афроамериканские культы и церкви, каодаи и ряд других религиозных организаций.

Афрохристианские церкви. К афрохристианским относятся свыше 7 тыс. церквей и сект, весьма различных в доктринальном отношении, большинство из которых возникло в последние 100—150 лет. Их общей чертой является лишь стремление создать «черное» христианство, которое противопоставляется ассоциировавшемуся с колониализмом традиционному «белому» христианству. Многие из афрохристианских церквей носят пророческий и харизматический характер, основной акцент в культе делается на проповедь духовности и общение с предками. Нередко эти церкви фокусируются на национальных и племенных амбициях своих адептов, для некоторых характерен «черный» расизм — проповедь богоизбранности африканских народов. Характерна для афрохри- стианских церквей и своеобразная интерпретация библейских сюжетов, прежде всего объявление всех библейских пророков и Иисуса Христа неграми. Наоборот, дьявол и бесы нередко рисуются с белой кожей.

Часто афрохристианские церкви малочисленны и группируются вокруг личности лидера-пророка или пророчицы. Нередко после смерти лидера группа перестает существовать. Однако некоторые из них представляют собой вполне сложившиеся церковные организации.

Среди афрохристианских церквей выделяют пять основных групп (по Р.А. Силантьеву): адаптированно-христианские церкви, мессианские церкви, языческо-христианские церкви, эфиопские церкви («черные» церкви) и так называемые ветхозаветные церкви.

Адаптированно-христианские церкви представлены в основном ответвлениями католицизма, а также ряда направлений протестантизма, так или иначе приспособленными к местным условиям. В этих церквях, наряду с сохранением коренных догматов христианства, допускается культ предков, вера в духов, фетишизм, практикуется многоженство. К ответвлениям католицизма относятся Легион Марии (Кения) и Дини я Мария (страны побережья Гвинейского залива). Ответвления англиканства: Избранные евангелического возрождения (Уганда), Номья Луо (Кения), Церковь Бога (Бурунди). Ответвления лютеранства: Центральноафриканская церковь (Центральноафриканская Республика), Независимая община (Чад), Лютеранская церковь Бапеди (ЮАР). Варианты методизма: Объединенная методистская церковь (Нигерия), Африканская методистская епископальная церковь (Свазиленд), Церковь Эледжи и Объединенная туземная африканская церковь (Бенин). Варианты баптизма: Протестантская баптистская церковь Киву (Демократическая Республика Конго), Баптистский комитет (Центральноафриканская Республика), Баптистская церковь Библии Мадагаскара; пятидесятничества: Ассамблея Бога (Буркина- Фасо) и Миссия ассамблей Бога (Того); иеговизма: Китавала (страны Медного пояса и Демократическая Республика Конго).

В мессианских церквях особое положение занимают основатели движения, нередко и их преемники, которые наделяются сверхъестественными качествами, зачастую они обожествляются. При этом основы христианства обычно сильно искажаются. К таким сектам относятся: кимбангизм и его ответвления (мацуаизм, мпандизм, мвунгизм, секты Тонза и «богоданных»), харризм, секты «херувимов и серафимов» и «второго Ильи-пророка» и некоторые другие. В основном мессианские секты распространены в Центральной и Западной Африке.

В языческо-христианских церквях сохраняются местные традиционные верования, к которым приспосабливают отдельные христианские элементы. Например, Иисус Христос объявляется посланцем какого- нибудь местного бога. В эту группу афрохристианских церквей входят церковь Бейкоку и Церковь оракулов (Нигерия), а также ряд других.

Эфиопские церкви («черные» церкви) появились в начале XX в. главным образом в Восточной Африке и обычно проповедуют богоизбранность эфиопов. Многие эфиопские секты являются монархическими. Часть их заимствовала вероучение и обрядность Эфиопской православной церкви и имеет некоторое подобие иерархии, другие же, как, например, растафаризм (Африканская реформированная церковь), создали свою новую доктринальную систему. Растафаризм, возник в 1930-х гг. на Ямайке. Растафари объявили божественным мессией последнего императора Эфиопии — Хайле Селассие I, который должен освободить африканцев от гнета белых и построить в Африке новый Израиль. Один из членов церкви, К. Осей, — «отец» музыкального направления рэггей, культовой музыки растафаризма.

Эфиопские церкви распространены как в Восточной и Центральной Африке, так и на других континентах (в Латинской Америке и Вест-Индии).

Ветхозаветные церкви, зародившись по большей части в христианской среде, эволюционировали в направлении неталмудического иудаизма и являются своего рода аналогами так называемого «черного» иудаизма. Большинство этих церквей пытается возродить уклад жизни, существовавший во времена Авраама, и имеет сходные с иудаизмом пищевые запреты. Нередко практикуется многоженство. Эти секты распространены преимущественно в Южной Африке. Примерами их могут служить церковь Ибадула Лику Кристу и церковь «израильтян».

Общая численность адептов афрохристианства оценивается примерно в 80 млн человек, большинство которых проживают в странах Африки, а также в Вест-Индии. Среди стран по численности афрохристиан можно выделить ЮАР (10 млн), Демократическую Республику Конго (5—6 млн), Нигерию (2—4 млн), Кению (2 млн), Эфиопию (1 млн), Анголу, Мозамбик. Сторонники афрохристианских церквей составляют значительную часть населения многих стран Африки: Свазиленда — 25%, Ботсваны — 35, в ЮАР — 24, в Малави — 19, в ДРК — 20, Ганы — 16, Зимбабве — 15, Габона — 14, Либерии, Республики Конго и Лесото — 13, Кении — 11, Нигерии — 10%.

По этнической принадлежности большая часть афрохристиан — это зулу, коса, балуба, баконго, йоруба, оромо, ямайцы и др.

Афроамериканские культы. Сложились в Новом Свете в колониальный период в результате ввоза рабов из Тропической Африки. Афроамериканские культы объединяют элементы различных африканских традиционных религий и верований (прежде всего народа йоруба) с римским католицизмом. В эпоху колониализма афроамериканские культы находились вне закона, так как считались формой борьбы с рабством. Белые рабовладельцы запрещали своим рабам проведение традиционных религиозных обрядов и собраний. Наказания за ослушание были весьма серьезны. Доходило до открытого садизма — провинившимся отрезали язык, оскопляли, сдирали кожу и хоронили заживо. Но этот террор привел лишь к тому, что традиционные ритуалы продолжали существовать нелегально. На глазах у белых рабы совершали католические обряды, но в своем кругу не забывали своих африканских богов. Местом проведения ритуалов стали леса, молитвы превращались в рабочие песни.

В пантеоне афроамериканских культов наряду с Иисусом Христом, Девой Марией и католическими святыми находятся африканские божества — ориша. Часто ориша приобретали своего двойника в лице христианского святого. Так, главный ориша — Обатала ассоциировался в Бразилии с Иисусом Христом, на Кубе — с Девой Марией, Шанго — ориша грома, молний и бурь — соответственно со святого Иеронимом и святой Варварой. Чернокожие могут обращаться за заступничеством к святому Патрику, изгнавшему из Ирландии змей, однако вместе с этим они молятся своему богу-змее Дшбхалах-Уедо. Фетиши стали необязательными — хозяева терпимо относились к бестолковым рабам, приручавшим змей или зажигавшим свечки святым.

Адепты вуду не воспринимают подобную смесь как профанацию вуду и христианства, наоборот, считают, что религия только обогащается от этого смешения ритуалов.

Вудуизм (водуизм). Культ вуду — крупнейший из афроамериканских культов, насчитывает около 50 млн верующих по всему миру. В основном вуду ассоциируется с островом Гаити, но распространено также на Ямайке, в Новом Орлеане (штат Луизиана), Нью-Йорке, Хьюстоне (штат Техас), Чарлстоне (штат Южная Каролина), куда прибывали тысячи черных рабов из племен бам-бара, фула, арада (арда), мандингу, фон, наго, айу, айбо, йоруба и конго.

Основной догмат вуду состоит в том, что божественное провидение проявляется в повседневной жизни, и, угождая богам-ориша, можно заслужить благополучие, здоровье и душевное спокойствие. Боги «говорят» с верующими через одержимых духом шаманов, но вселяются в людей лишь на короткое время при проведении ритуалов. Этимология самого термина «вуду» прослеживается от слова vodu, означающего «дух» или «божество» на языке фон, на котором говорили в западноафриканском королевстве Дагомея (территория современных Нигерии и Того). По сути вуду не столько религия, сколько образ жизни.

Сантерия. Первые секты культа сантерия появились в середине XIX в. на Кубе в результате синтеза католицизма с традиционными верованиями йоруба.

Вероучение сантерия основано на Библии и устных преданиях африканцев, сочетает элементы традиционных верований и католицизма. В вероучении сложно переплетены христианские представления о Боге и политеистический пантеон ориша. Формально все сантерия считаются католиками, причем принадлежность к католической церкви является необходимым условием вступления в секту.

Боги-ориша олицетворяются чудотворными камнями, которым и совершается поклонение.

Культовая практика сантерия заключается преимущественно в так называемом кормлении камней, которое проводится трижды в год. Церемония длится три дня. Камни смазываются кровью священных животных и поливаются ритуальным настоем. Церемония строго регламентирована, каждому камню соответствует свой вид ритуального животного и свой настой. По воскресеньям и праздникам проводятся собрания в специально подготовленных помещениях с алтарем и ритуальными барабанами. Предполагается, что во время ритуальных плясок один из богов ориша сходит на кого-либо из танцующих, при этом человек впадает в транс и совершает судорожные движения, наблюдаются явления глоссолалии. Проводят особые колдовские ритуалы.

В сантерии имеется жреческое сословие, в которое могут входить и мужчины, и женщины. В обязанности жреца входит в основном руководство сектой, проведение собраний и определение того, какой именно бог-ориша вселился в человека.

В конце XX в. число приверженцев сантерия превышало 5 млн человек, преимущественно на Кубе.

Палерия. Вероучение палерии сходно с сантерийским и основано на Библии и устных преданиях африканцев, в нем сочетаются элементы традиционных верований и католицизма. В вероучении сложно переплетены христианские представления о Боге и политеистический пантеон ориша (орича). Для палерии характерно широкое использование колдовских элементов.

Культ палерии преимущественно заключается в особых церемониях, проводимых достаточно скрытно в труднодоступных местах. В церемониях используются магические сосуды «нганга», заполняемые мелкими палочками «палое» или священной землей. Церемонии проводят жрецы «палеро», одновременно являющиеся и знахарями.

К палерии относится несколько десятков сект. Общая численность приверженцев палерии на конец XX в. менее 500 тыс. человек, преимущественно на Кубе.

Шангоизм. Так называется группа афроамериканских синкретических сект. Зародились на Тринидаде в начале XIX в. Догматика сект основана на синтезе католицизма и традиционных верований народа йоруба. Основным объектом поклонения являются боги пантеона ори- ша, который в основном сходен с аналогичным пантеоном в сантерии. Особо почитается бог грома и молнии Шанго, давший название течению. Кроме того, признается ряд божеств более низкого ранга.

Культ шангоизма близок к культу сантерии и вуду. Преклоняются перед так называемыми небесными стрелами — лепесткообразными камнями, якобы посылаемыми богами в доказательство своего существования. Небесные стрелы омываются специальными настоями и растительным маслом. Культовые церемонии проводятся по воскресеньям вечером в специальных молельных домах. Церемонии проводят амомбы — жрецы, которыми могут быть как мужчины, так и женщины.

Во время проведения служб исполняются духовные песни и пляски под ритуальную музыку, целью которых является введение человека в транс для схождения на него божества. Признаки схождения божества на человека видят в судорожных движениях и глоссолалии. В конце службы производится жертвоприношение богам, как правило в виде петуха. В секты шангоизма принимаются только католики. Обряд посвящения в секту заключается в ритуальном надрезании лба, плеч и груди.

Общая численность приверженцев шангоизма на конец XX в. составляет 100 тыс. человек, преимущественно в государстве Тринидад и Тобаго.

Кандомбле — афрохристианский культ в Бразилии, вероучение которого ближе всего к сантерии. Кандомбле основан на синтезе католицизма и религии йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств.

Первый центр кандомбле открылся в 1830 г. в Сальвадоре, старой бразильской столице и нынешней столице штата Байя. До настоящего времени большая часть адептов культа проживает в штате Байя — самом «черном» штате Бразилии. В эпоху рабства, когда мужчинам приходилось целыми днями работать в поле, негритянские женщины приняли на себя жреческие функции. Церемонии кандомбле во многом напоминают ритуалы вуду и сантерии: такие же призывания богов, молитвы, жертвоприношения и одержимость верующих богами. Высшее божество пантеона кандомбле — Олорун олицетворяет все силы природы, кроме него почитаются Шанго, Огун (святой Георгий), Йеман- жи. Ритуальный танец кандомбле — основа своеобразного боевого искусства, названного капуэро.

Один из главных праздников кандомбле, приходящийся в Рио- де-Жанейро на канун Нового года, ежегодно транслируется по бразильскому телевидению. Это праздник Йеманжи — богини вод. В сумерках 31 декабря более миллиона участников ритуала, одетые в белое, устраивают миниатюрные личные алтари со свечами на пляжах. Жрицы, или мао ди сайту («мать святого»), очищают и посвящают в сан новых жриц. В полночь все верующие заходят в океан и каждый опускает на воду свой собственный деревянный кораблик, украшенный цветами, свечами и фигурками святых. Если кораблики тонут, это означает, что Йеманжа (она же Дева Мария) принимает подношение своих детей и обещает помогать им в наступившем году. Численность адептов кандомбле оценивается в 30—50 млн человек.

Ратана стоит несколько особняком в синкретическом христианстве. Эта разновидность христианства была основана в 1925 г. в Новой Зеландии пророком-маори. Священной книгой ратана считается Библия. Догматика данного религиозного направления включает элементы протестантизма и местных традиционных маорийских верований. Христианские догматы приняты практически без искажений. Особый акцент делается на общение со сверхъестественными силами. Основатель секты, Тахупотики Вирему Ратана, почитается как великий пророк, который может вызывать небесных ангелов для защиты своих приверженцев. Секта насчитывает около 50 тыс. приверженцев, преимущественно маори.

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы