Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религия arrow Религии народов мира
Посмотреть оригинал

Буддизм в странах мира. Религиозные центры

Буддизм в Бутане. В 1616 году здесь установилась ваджраяна в тибетском варианте, хотя до сих пор в стране отправляются также ритуалы религии бон — автохтонной религии тибетцев. В культовом отношении имеет явные черты таких школ Тибета, как Ньингма и Кагыо.

Буддизм во Вьетнаме. В этой стране буддисты различных школ и направлений образовали Вьетнамскую буддийскую церковь, сочетающую элитное монашество тхиен и народный синкретизм амидаизма, тантризма и местных верований (например, в бога земли и в бога животных). Кроме сторонников махаяны есть и сторонники тхеравады (особенно среди кхмеров).

Буддизм в Индии и Непале[1]. Индия. Несмотря на то что эта страна является родиной буддизма, доля буддистов в населении страны до середины 50-х гг. прошлого века была ничтожной. Буддизм исповедовали гималайские народы (бхотии, лепча, ладакхи и др.), а также иммигранты из Тибета, стран Индокитая и Цейлона. В колониальный период рост буддийской общины в основном происходил благодаря иммиграции из этих стран. С достижением Индии независимости и образованием независимых Бирмы, Восточного Пакистана и Цейлона большинство буддистов возвратилось на свою родину. Поэтому доля буддистов в населении Индии с 1941 г. по 1951 г. сократилась с 0,12% до 0,05% (по данным первой переписи населения в период независимости).

Однако эта ситуация резко изменилась в октябре 1956 г., когда по инициативе видного политического и общественного деятеля Индии, первого министра юстиции, известного реформатора, критика социальных устоев индуизма и лидера неприкасаемых Б.Р. Амбедкара около 300 тыс. неприкасаемых (далитов) из касты махаров приняли буддизм за один день.

Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891 — 1956) получил блестящее образование в Европе и США. По возвращении в Индию в 1923 г. он столкнулся с тем, что многие сослуживцы отказывались взаимодействовать с ним из страха ритуального осквернения. В результате Амбедкар стал отстаивать права далитов в судах, устраивал марши в поддержку возможности неприкасаемых иметь доступ к общественным источникам питьевой воды и в индусские храмы. Он добивался резервирования мест за дали- тами в парламенте Индии и стал одним из архитекторов конституции независимой Индии (эта страна освободилась от британского господства в 1947 г.), запретившей неприкасаемость. Однако одним росчерком пера невозможно отменить многовековые предрассудки. Б.Р. Амбедкар всячески пытался интегрировать махаров в индусское общество, повысить их социальный статус. Однако, разочаровавшись, он призвал их принять буддизм. Это событие произошло 14 октября, 6 декабря Амбедкар умер. Он часто говорил: «Я верю в равенство людей».

Обращение махаров в буддизм, произошедшее в городе Нагпур (штат Махараштра), не имеет аналогов в современной истории Индии ни по масштабам, ни по последствиям. В результате буддийская община Индии сразу выросла более чем в 17 раз (!) и стала составлять 0,74% населения страны. Доля буддистов в Махараштре достигла 6%.

Начиная с 1959 г. из захваченного Китаем Тибета в Индию бежало более 100 тыс. тибетцев во главе со своим духовным лидером — Далай-ламой XIV. Им была оказана помощь правительством Д. Неру, выделены земли под поселения и лагеря беженцев. Тибетцы со временем воссоздали здесь свои монастыри. Миряне производят и успешно торгуют в Индии теплой шерстяной одеждой и т.д.

С 1961 по 1981 год буддийская община росла медленнее, чем все население Индии, в результате ее доля в населении страны стала сокращаться. Но эта ситуация изменилась в 1980-х гг., когда она росла очень быстрыми темпами, обгоняя все конфессии Индии, за исключением мусульман. Высокий рост буддийской общины в означенное десятилетие можно объяснить активизацией необуддийской агитации в штатах Махараштра, Карнатака, Уттар-Прадеш, связанной с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения Б.Р. Амбедкара, а также более высокой рождаемостью у некоторых буддийских народов севера страны.

Размещение части буддистов Индии в ее северных и северо-восточных районах обусловлено историческими, экономическими и культурными связями с буддистами Тибета и Мьянмы. Что же касается штата Махараштра, то появление там крупной буддийской общины связано с деятельностью Б.Р. Амбедкара.

Буддисты, как и все религиозные меньшинства в Индии, за исключением сикхов, отличаются более высокой степенью урбанизации, чем индусы; особенно много буддистов в городах Махараштры, куда их гонит тяжелое экономическое положение.

Процесс обращения в буддизм продолжается до настоящего времени. В 1993 году 50 тыс. далитов Бихара приняли буддизм в столице штата — городе Патна, в 1997 г. еще 10 тыс. индусов низших каст стали буддистами в священном центре индуизма — Варанаси (Уттар-Прадеш). В 2002 году в Мумбай еще около 100 тыс. далитов коллективно приняли буддизм, причем церемонией руководил сам Далай-лама XIV. Волна обращений в буддизм вызывает недовольство среди кастовых индусов. В 1970-е и 1980-е годы в Махараштре возникла конфликтная ситуация, в штате участились столкновения и беспорядки на конфессиональной основе.

Адептами буддизма являются 0,77% жителей страны. Однако они преобладают в нескольких районах штатов Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Сикким и Аруначал-Прадеш. Буддисты делятся на две неравные группы: более 80% их численности составляют необуддисты (так теперь некоторые называют перешедших в буддизм), остальные — это последователи тибето-монгольского буддизма, живущие в горных районах на севере страны, а также сами тибетцы, разбросанные по Индии.

На территории Индии находятся важнейшие паломнические центры буддизма. Возрождением буддизма в стране занимается общество Маха Бодхи.

В стране оказывается поддержка и научной буддологии — изучаются и опубликовываются манускрипты тысячелетней давности, восстанавливаются с других языков санскритские оригиналы. Субсидируется работа многочисленных институтов буддологии и факультетов при университетах.

Непал. Сильное влияние индуизма наложило отпечаток на развитие культа единого Будды — Ади-Будды. В XX веке буддизм уступил лидерство индуизму. В 1960-е годы беженцы из Тибета способствовали оживлению буддизма в стране. Один из коренных народов Непала исповедует так называемый «неварский буддизм», являющийся синтезом махаяны, ваджраяны и индуизма. Невары служат в ступе Бодхнатх (Катманду).

Святые места буддизма в Индии и Непале. Буддийские святые места Индии и Непала разделяют на категории:

  • 1) святые места, связанные с важными этапами жизни Гаутамы Будды: Лумбини (рождение — Непал), Бодхгая (Просветление — штат Бихар, Индия), Сарнатх (окрестности Варанаси) (первая проповедь — штат Уттар-Прадеш, Индия) и Кушинагара (уход в махапаринирвану — штат Уттар-Прадеш, Индия);
  • 2) святые места, которые посещал Гаутама Будда или где он провел часть жизни: Капилавасту (Тилауракот) (Непал), Раджгир (Рад- жагриха), Наланда, Шравасти, Вайшали, Патна (Паталипутра), Кау- шамби (в основном штаты Бихар и Уттар-Прадеш, север Индии), Санкасья (Санкисса) (север Индии);
  • 3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма. Например, Нагарджунаконда (штат Андхра-Прадеш, Индия);
  • 4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой. Это Амаравати (штат Андхра-Прадеш, Индия),

Аджанта, Эллора, Карла, Канхери (штат Махараштра, Индия), Санчи (штат Мадхья-Прадеш, Индия), Лалитгири, Удаигири, Ратнагири (штат Орисса, Индия);

5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь, — вихары и монастыри (в том числе тибетского буддизма). Сюда можно включить и центры первых двух категорий, Дхарамсалу, а также многочисленные монастыри (в основном тибетские) в индийских штатах Химачал-Прадеш, Сикким, Уттаранчал, Бихар, Аруначал-Прадеш, Карнатака, а также в Непале.

Центры буддизма двух первых категорий в XIII—XIX вв. находились в забвении. В XX веке здесь возродилась буддийская жизнь. Корейцы, японцы, тибетцы, бирманцы, тайцы, ланкийцы и др. построили здесь свои монастыри и храмы. Так, в Лумбини их более 20. В находящемся рядом Капилавасту стоит храм матери Будды — царицы Майя, находится пруд, в котором она совершала омовения перед рождением сына, и источник, где было первое купание ребенка.

Центром привлечения паломников в Бодхгае является Храм Великого Просветления (Махабодхи мандир), построенный на месте, где Шакьямуни обрел свой величайший дар. Здесь находится Ваджраса- на — каменная плита, отмечающая место, где сидел Будда; растет смоковница, считающаяся отпрыском того дерева, под которым Будда медитировал. К северу от храма тянется каменная дорожка Чанка Рамана. Она была выложена в I в. до н.э. и обозначает то место, по которому Будда гулял, будучи в медитативном состоянии. С южной стороны храма расположен пруд, поросший лотосами. Посреди пруда стоит статуя Будды, охраняемого коброй. В Бодхгае также расположен археологический музей. Здесь в 1989 г. была возведена 25-метровая статуя Великого Будды. Его Святейшество Далай-лама приезжает сюда с лекциями.

В Сарнатхе возвышаются руины ступы Дхамекх. В этом местечке действует Институт высшей тибетологии. Здесь в январе 2009 г. Далай-лама встречался с паломниками из России и других стран.

Аджанта, Эллора, Санчи входят в список объектов всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. 29 буддийских пещер Аджанты были вырублены во II в. до н.э. — VIII в. н.э. в скальных породах подковообразного ущелья, нависшего над рекой. Когда буддизм из Индии ушел, они оказались заброшены и заросли растительностью. Пещеры случайно обнаружены в 1819 г. англичанами, когда во время охоты в нише скрылся тигр. Его стали искать и обнаружили эти шедевры. Здесь можно увидеть скульптурные изображения сидящего, стоящего и лежащего (перед уходом в паринирвану) Будды Шакьямуни, есть барельеф, показывающий искушение Мары. Сохранились и росписи: можно увидеть Падмапани, Ваджрапани, Майтрею, сцены из жизни Будды, иллюстрацию чуда, когда Будда Шакьямуни одновременно явил себя в тысяче образов в Вайшали, и др. В Эллоре 34 пещерных храма: 12 буддийских, пять джайнских и 17 индусских. Они строились позднее, чем храмы Аджанты, отличаются большими размерами и более сложной планировкой. Фресок здесь нет.

Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш), место резиденции Далай- ламы и тибетского правительства в изгнании, привлекает паломников — буддистов-тибетцев, и не только. На встречу с Далай-ламой, являющимся большим духовным авторитетом, стремятся паломники из разных стран мира, в том числе из России. Резиденция Его святейшества находится напротив храма Цуглагкханг. В монастыре Намгъял проживают 180 монахов, представляющих различные школы тибетского буддизма. В монастыре Нечунг находится Государственный оракул Тибета. Оракул играет ключевую роль в вопросах поиска инкарнаций каждого Далай-ламы. Женский монастырь Долма Линг занимается благотворительной деятельностью: более 350 тибетских монахинь, бежавших от китайских преследований и насилия в Тибете, получают здесь образование и имеют возможность проживать.

В Махараштре в районе Нагпура в Дигша-бхуми возведена большая белая ступа. В октябре сюда съезжаются буддисты из новообращенных по инициативе Амбедкара.

В столице Непала — Катманду находится знаменитая ступа Сва- ямбхунатх высотой 15 м. Это одно из старейших культовых сооружений Непала, почитаемое также индусами. Ступа Сваямбхунатх представляет собой комплекс храмов, образов Будд и бодхисаттв и др. С религиозной точки зрения подняться к ступе пешком — великая заслуга. В центре ступы воздвигнута полусфера, называемая гарбха, символизирующая сотворение проявленного мира. На гарбхе находится квадратная позолоченная торана. На четырех сторонах тораны изображены пары глаз, символизирующие Ади-Будду. Еще выше расположены уменьшающиеся в размерах золотые круги (чурамани). На вершине сооружения находится шпиль. Буддисты наряду с индусами почитают комплекс Пашупатинатх.

Ступа Бодхнатх — пункт привлечения паломников-тибетцев. В Катманду также находятся ступы Васубандху, Кашьяпа, Махабуд- да, Чабахил ( Чарумати), храм Манджушри, храм Джана Бахал и др.

Центром буддизма в Непале является город Патан (в 5 км к юго- востоку от Катманду на другом берегу реки Багмати). Здесь есть большое количество буддийских сооружений и монументов с резьбой и скульптурой, сделанных из глины, камня, дерева и металла. При том что в Непале в целом преобладают индусы, % населения Патана — буддисты. Здесь есть монастыри, в том числе разрушенные.

Завершая разговор про святые места в Индии и Непале, отметим, что объекты первых двух категорий преобладают в Индии. В Непале — только Капилавасту и Лумбини. Святые места третьей категории находятся как в Индии, так и в Непале, четвертой категории — много в Индии, меньше в Непале. Пещеры Аджанты, Эллоры, Карла, Канхери (Индия) связаны с буддийскими искусством и архитектурой, ступа в Санчи — с историей, искусством и архитектурой. Места четвертой категории также связаны с буддийскими святыми и просветленными мастерами. Например, в Санчи находятся останки двух известных учеников Будды — Щарипутры и Маудгалъяяны. В буддийских пещерах Индии монахи медитировали и проповедовали буддизм до X в., периода прихода мусульманских завоевателей. Важными местами с пещерами, где медитировали буддийские монахи в Непале, являются Ваджраджогни, холм На- гарджун. Там отсутствуют произведения искусства и скульптуры. Лишь несколько образов Будды было помещено в них [7, 8].

Буддизм в Индонезии и Малайзии. В наше время это преимущественно мусульманские страны. В Средние века здесь были сильны традиции буддизма и индуизма. В XI веке в Индонезию приезжали изучать буддизм студенты из других стран. О былой силе буддизма хорошо свидетельствует доживший до наших дней комплекс Боробу- дур — крупнейший в южном полушарии на острове Ява. В Джорджтауне (Малайзия) туристов привлекает пагода Десяти тысяч Будд.

Буддизм в Камбодже. В 1950—1960-е годы в стране насчитывалось около 3 тыс. монастырей и 55 тыс. монахов тхеравады. Последние подверглись жестоким репрессиям при правлении красных кхмеров Пол Пота в 1970-е гг. Впоследствии монастыри стали возрождаться. В 1989 году буддизм был объявлен государственной религией страны. Монастыри подразделяются на две подшколы: Маханикая и Дхамма- ютика-никая. Вьетнамский этнос страны (9% буддийского населения) в основном придерживается махаяны.

В столице страны — Пномпене имеются монастырь Пном и Серебряная пагода. На северо-западе находится знаменитый комплекс Ангкор Ват. Он занимает площадь 260 кв. км и включает в себя около 200 храмов. Внешний облик Ангкор Вата символизирует гору Меру — центр Вселенной в индийской мифологии и буддизме. Ангкор Ват связан с почитанием индусского бога Вишну. Однако специалисты отмечают, что комплекс имеет значение и для буддистов.

Буддизм в Китае. В Китае образовался единый идейно-культовый комплекс буддизма, даосизма и конфуцианства, который ряд ученых называет «китайская национальная религия». Каждая система имела свое предназначение, например буддисты занимались заупокойной обрядностью. Буддизм внес вклад и в развитие философии Китая.

В 1950-е годы здесь создана Китайская буддийская ассоциация, объединившая более 100 млн мирян и 500 тыс. монахов. В 1966 году во время культурной революции, все культовые заведения были закрыты, а монахи отправлены на «перевоспитание» физическим трудом. Деятельность ассоциации возобновилась лишь в 1980 г., когда началось восстановление буддийских монастырей и храмов.

Наиболее известны в Китае храмы Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линъиньсы (Ханчжоу). В Шанхае расположены храмы Чэн- хуанмяо и Юйфэсы с известной нефритовой статуей стоящего Будды, украшенной драгоценными камнями, пагода Лунхуа. В горах Тяньтай- шань в 598 г. при династии Суй (581—618) возник монастырь Гоцинсы.

В монастырь Шаолинь (в горах Суншань, провинция Хэнань) известен своими серьезными практиками цигун, боевых искусств. Здесь провел часть своей жизни основатель школы Чань в Китае — индийский монах Бодхидхарма (Дамо). Шаолинь — известный объект экскурсионного показа, его посещают туристы со всего мира. К востоку от города Лэшань (провинция Сычуань) возведена гигантская статуи Будды Майтреи (803) высотой 71 м. В городе Сиань воздвигнут памятник Сюань Цзану.

В провинции Хэнань, в 13 км к югу от Лояна, уникальным центром экскурсий и паломничества являются рукотворный пещерно-храмовый комплекс Лунмэнынику («Ворота Дракона»), Объекты комплекса строились на склонах горного ущелья Лунмэнь на берегах реки Ишуй. На склонах гор на протяжении 1 км с севера на юг насчитывается более 1300 пещер, 2345 пещерных храмов, 3600 каллиграфических гравюр, более 50 пагод и свыше 97 тыс. статуй. В пещере Гуян несколько сотен ниш. Ее стеньг оформлены искусно выполненными изображениями, основанными на буддийских сюжетах. Часто статуи Будды создавались на средства прихожан. В одной из трех пещер Би- ньян изображены Шакьямуни, Его ученики и бодхисаттвы. На стенах Яофандун («Пещера рецептов лекарств») многочисленные рецепты записаны прямо на стенах. Самой грандиозной является пещера Фэн- сяньсы со статуей Будды Вайрочаны. Здесь можно увидеть и изображения Будды Майтреи.

Лунмэнынику вместе с Магаоку в Дуньхуане (провинция Ганьсу) и Юньганшику в Датуне (провинция Шаньси) называют «тремя сокровищницами каменной скульптуры Китая», которые занесены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

По результатам интернет-голосования 8 млн китайцев в онлайновом режиме (2007—2008), десятью наиболее посещаемыми паломниками памятниками буддийской культуры Китая стали горы Цзюхуашань (провинция Аньхой), Утайшань (провинция Шаньси), Путошань

(провинция Чжэцзян), Эмэйшань (провинция Сычуань), дворцы По- тала (Тибет) и Юнхэгун (Пекин), Будда в Лэшане, монастыри Таэрсы (провинция Цинхай), Шаолинь и Саньцзуский в горах Тяньчжушань (провинция Аньхой).

Тибет (Китай). Это в первую очередь столица Тибета — Лхаса, второй город Тибета — Шигадзе, священные гора Кайлаш и озеро Мана- саровар. У тибетцев существует сложившаяся традиция паломничеств.

В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция Далай- ламы. В Лхасе имеются три кольца (круга), по которым совершают обход святых мест буддисты-тибетцы Лхасы и прибывающие паломники. Малый круг проходит по двору главного храма Лхасы — Джок- ханга, средний круг — вокруг храма Джокханг и включает в себя квартал Лхасы, а также рынок. По обе стороны части этого круга находятся торговые лавки, и паломники идут прямо через рынок. Большое кольцо охватывает город в его старых границах, включая Поталу.

Гора Кайлаш и озеро Манасаровар находятся близко друг от друга. Заметим, что Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий — буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Причем если буддисты и индусы обходят Кайлаш по часовой стрелке (по ходу солнца), то последователи религии бон — против. Путь вокруг всей горы Кайлаш имеет длину около 55 км. Он находится на высоте 4800—5600 м.

Тибетцы обходят Кайлаш спортивной ходьбой по внешнему кругу примерно за 30 часов. Они встают за три часа до рассвета, идут весь день и ложатся спать за полночь. Практикуется и обход Кайлаша с простираниями (т.е. когда паломники ложатся на землю, поклоняясь этой священной горе), но он займет 1—2 недели. Паломники совершают простирание на земле в полный рост и вытягивая вперед сложенные ладони. Потом они встают, делают шаг к тому месту, где лежали их ладони во время последнего простирания, и делают новое простирание. Они также могут делать радиальные простирания в сторону горы Кайлаш между простираниями по периметру маршрута. На ночлег паломников пускают в монастыри, им могут дать прибежище в палаточных лагерях. Но паломник может расположиться на ночлег прямо на земле, точнее — на камнях. Для своего пропитания он несет ячменную муку, которую смешивает с водой. Получается цампа. На ладони паломник надевает деревянные дощечки (колодки), чтобы не стереть руки во время простираний. Дело в том, что когда паломник из позиции опоры на пять точек (колени, локти и подбородок на земле) вытягивается во весь рост на земле, он скользит руками по поверхности. Нетрудно себе представить, какой трудной задачей является такое паломничество даже для закаленных тибетцев.

Шигадзе, второй по величине город Тибета, находится на трассе Катманду—Лхаса, которую называют Friendship Highway («Шоссе дружбы»). Здесь туристы посещают монастырь Таши лунгпо Панчен- ламы.

С конца 1980-х гг. началось постепенное восстановление некоторых из тибетских монастырей силами и на пожертвования тибетских диаспор, а также в свете стремления властей Китая превратить Тибет в туристскую дестинацию.

Буддизм в Корее. Буддизм в этой стране достиг своего расцвета в X—XIV вв. Монахи были включены в единую систему чиновничества, а монастыри стали учреждениями государства, активно участвуя в политической жизни. К XX веку буддизм пришел в упадок, но начал возрождаться при колониальном господстве Японии. В 1908 году корейским монахам было разрешено жениться. Отказ от целибата монахов существует и поныне, однако по этому вопросу ведется сильная полемика.

В Республике Корея действует 19 буддийских школ и их ответвлений, тысячи монастырей, издательств и университетов. Единое административное руководство осуществляется Центральным советом, состоящим из 50 монахов и монахинь. Наибольшим авторитетом пользуется элитная школа Чоге. В ней ведется подготовка монахов в монастыре Тонгук (Сеул). Туристы могут посетить монастырь Енд- жуса близ Сувона (провинция Кенгидо).

Буддизм в Лаосе. В 1928 году при участии французских колониальных властей буддизм был объявлен государственной религией, которой остается и поныне. В Лаосе около 2,5 тыс. монастырей, храмов и свыше 10 тыс. монахов. Две подшколы тхеравады объединились в Союз лаосских буддистов.

Столицу страны — Вьентьян даже называют «городом тысячи храмов». В числе храмов города — Фра-Кео, Сисакет и др. Также здесь находится комплекс Тхат Луанг. Центральной ступой комплекса является Локашуламани — Шпиль Мироздания. В ней находится замурованный волос Будды. Каждый год в 13-й день 12-го лунного месяца (обычно в ноябре) на площади перед Тхат Луангом устраиваются традиционные празднества. Главным элементом праздника является игра тикхи.

Буддизм в Монголии. Монгольские буддисты принадлежат тибетской школе Гелуг. В начале XX в. в этой малонаселенной стране было 747 монастырей, храмов и около 100 тыс. монахов. По другим данным, в конце XIX в. в Монголии было более 940 храмов и около 100 тыс. лам, составлявшихмужского населения. В 1930-х годах храмы и монастыри закрывались, духовенство подверглось политическим репрессиям. При коммунистах существовал лишь один монастырь. Сейчас здесь происходит возрождение буддизма.

В столице Монголии — Улан-Баторе к северо-западу от центра города расположен монастырь Гандан — самый важный в современной Монголии. Это значимый духовный центр в Азии с богатой коллекцией книг. Монастырь сильно пострадал во время репрессий 1930-х гг. В 1911 году в ознаменование обретения страной независимости здесь была возведена 20-метровая статуя Авалокитешвары, воссозданная в 1990 г. на пожертвования. В настоящее время в монастыре 300 монахов и буддийский институт; здесь проводятся буддийские религиозные церемонии, включая мистерию Цам. Действует монастырь Даш- чойлин, построенный в виде юрты.

Практически в центре Улан-Батора находится музей монастыря Чоиджин-ламы. Музеем является бывший монастырь, в нескольких храмах которого представлена интересная экспозиция. Здесь можно увидеть интерьер буддийского храма, статуэтки и танки с изображением Будд и бодхисаттв, маски для мистерии Цам, художественное изображение чистой земли Будды Амитабхи, тантрийские культоворитуальные предметы и т.д.

108 ступ окружают Эрдэнэ Зуу в Хархоруме — первый монастырь в Монголии, построенный в 1585—1587 гг. В 1792 году здесь было 62 храма и 10 тыс. лам. Монастырь Амарбаясгалант, расположенный в 360 км к северу от столицы, — второй по значимости в стране после Эрдэнэ Зуу.

Буддизм в Мьянме. Первые буддийские миссионеры прибыли на земли этой страны еще в начале н.э. Бирманский буддизм сформировался к IX в., соединив в себе черты махаянских культов бодхисаттв Авалокитешвары и Майтреи, буддийского тантризма, монастырской тхеравады, индуизма, местных верований. Тхеравада получила сильную поддержку в Паганской империи (IX—XIV вв.) и стала доминировать в духовной жизни страны.

В 1990-е годы буддизм в Мьянме был представлен девятью подшколами тхеравады, крупнейшие из которых — Тхудхамма и Шведжии. Насчитывалось около 25 тыс. монастырей и храмов, более 250 тыс. монахов. Доля постоянных монахов составляет 2% мужского населения страны. Развита практика временного монашества, когда монахи вступают в сангху на несколько месяцев, выполняя монашеские повинности, обряды, духовные практики. В отдельные месяцы до 100% мужчин, приверженцев той или иной подшколы, вступают в монастырь.

В Мьянме есть много религиозных центров. Назовем некоторые из них. В Янгоне находится знаменитая ступа Шведагон. Ступа — один из крупнейших архитектурных ансамблей Юго-Восточной Азии. К северо-востоку от Янгона расположен паломнический центр Пегу. Паломники почитают скульптуру лежащего Будды — самую большую во всей стране. Ее длина 55 м, высота 15 м. В Пегу также стоит пагода Шуэмаудау высотой 115 м.

В южной Мьянме на территории Монской национальной области на большом камне, нависающем над обрывом, расположилась золотая пагода Чяйтхийо.

На севере страны находится ее бывшая столица — Паган. В Пагане стоят как «большие», так и «малые» храмы и пагоды. Ансамбль пагоды Швейзигон — самый крупный среди построек Пагана. В святилище Швейзигона находятся реликвии буддизма — лобная кость Будды и его зуб. Реликварий пагоды Швейсандо содержит волосы Будды. В белоснежном храме Ананда помещены статуи четырех Будд. Будда Гаутама стоит лицом к западу. Перед ним стоят две каменные скульптуры — коленопреклоненный человек (король Тилуин Ман) и худой аскетичный старец (монах Шин Арахан).

В центре страны находится город Мандалай. Он известен тем, что в 1871 г. здесь проход™ пятый Буддийский собор. Во время собора сверялись священные тексты буддизма. После этого события была построена уникальная пагода Кутодо. Здесь в камне выполнена своеобразная «книга» буддизма — 729 мраморных плит с выгравированными на них священными текстами и именами преданных этой религии бирманских королей. Мраморные «страницы» окружают центральную ступу длинными рядами. В Мьянме в 1950-е гг. была построена Пагода Мира в ознаменование 2500-й годовщины ухода Будды в махапаринирвану.

Буддизм в России. В нашей стране последователи буддизма проживают в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Якутии, Хакасии и т д.

Еще в начале XVII в. роды калмыков перекочевали в Нижнее Поволжье и степи Прикаспия, начав по договору 1608 г. добровольно вступать в подданство Русского государства. Новые российские подданные прибыли со своими кочевыми буддийскими храмами на кибитках — хурулами. В 1661 году калмыцкий хан Пунцук принял за себя и весь народ присягу на верность царю и при этом целовал Бур- хан (монг. — образ Будды) и книгу буддийских молитв. С конца XVII в. хурулы стали возводить на постоянном месте. В 1917 году их было 92. Некоторые из хурулов превратились в крупные и средние монастырские комплексы, населенные ламским монашеством трех степеней. В декабре 1943 г. калмыки были насильственно выселены в Сибирь, их храмы разрушены.

Становлению буддизма в Забайкалье способствовали 150 монголо-тибетских лам, бежавших в 1712 г. из Халха-Монголии. В 1741 году буряты приняли присягу на верноподданство России вместе с ламами, которые освобождались от налогов, податей и других повинностей и получили разрешение на проповедь буддизма. 1741 год — год официального признания буддизма в России. В 1917 году в Бурятии насчитывалось 46 дацанов. Буддийские ступы (субурганы) и часовни (бумханы) строились из бревен, камней и досок на вершинах или склонах гор и холмов, доминировавших над окружающей местностью. Агинский дацан был центром буддийского образования и культуры. В 1893 году насчитывалось 15 тыс. лам (10% буддийского населения) и десятки тысяч хувараков (учеников). К концу 1930-х гг. все дацаны были закрыты и разграблены, ламы отправлены в ГУЛаг. В 1946 году власти разрешили открыть лишь Иволгинский и Агинский дацаны. Тыва вошла в состав СССР в 1944 г. Буддизм здесь был принят в XVIII в., но до XX в. тывинцы продолжали следовать и шаманизму. Религиозные обряды тывинцев до последнего времени отправлялись совместно ламами и шаманами, их функции нередко совмещались.

С конца 1980-х гг. в России происходит возрождение буддизма. В настоящее время в Бурятии и Забайкальском крае функционируют около 30 дацанов. Среди них: Агинский, Ацагатский, Санагинский, Хойморский, Читинский и другие.

Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры XVIII— XIX вв., сохранились до наших дней. Летом 1991 г. его посетил Далай- лама XIV Тензин Гьятцо. Недавно здесь проводился религиозноспортивный праздник, посвященный 260-летию знаменитого дацана. Раньше такие соревнования назывались «Дацанскими играми». Иволгинский дацан — духовная столица Традиционной Сангхи России расположен в 30 км от Удан-Удэ. В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахиусанов и другие обряды, помогающие людям и защищающие их от различных негативных сил. 196 объектов (танка, скульптура) определены как памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году здесь был создан буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные сту- пы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

Здесь же находится резиденция знаменитого нетленного ламы Итигэлова. 10 сентября 2002 г. на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 г. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производились. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды [10]. Летом 2013 г. в Иволгинском дацане проводилась международная конференция «Феномен XII Пан- дито Хамбо Ламы Итигэлова».

Улан-Удэнский дацан Хамбын Хурэ — резиденция Пандито Хамбо Ламы был основан в 1994 г. В храме Калачакры кроме повседневных служб ежегодно с 3 по 20 апреля проводится хурал «Дуйнхор». В дни проведения хурала защитники учения усиливают свое покровительство над живыми существами, способствуют увеличению благодеяний, удлинению жизни, а также накоплению материальных и духовных благ.

Эгитуйский дацан расположен в 300 км от Улан-Удэ. Сокровищем дацана является статуя Зандан Жуу — Будды из сандалового дерева, которая по преданию является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни. Сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуй- ского дацана во время «боксерского» восстания в Китае. В период репрессий Зандан Жуу была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Музея истории Бурятии. В 1991 году ее вертолетом вернули в дацан.

В Элисте (Калмыкия) открыт институт возрождения калмыцкого языка и буддизма. Начал издаваться журнал «Мандала», посвященный истории буддизма в целом, а также его калмыцкой разновидности. Объединение буддистов Калмыкии проводит большую духовно-просветительную работу. В Элисте в 1989 г. открылся молельный дом. К концу 1995 г. их было уже несколько, в том числе у калмыков Астраханской области. В 1996 году в Элисте закончено строительство главного храма (Сякюсен Сюме) буддийского комплекса Беден Шеддуп Чой Корлинг. Внутри находится золоченая статуя Будды. В Элисте построена буддийская ступа Просветления. Внутри нее находится большое молитвенное колесо. На внутренних стенах — росписи на религиозные темы. В Элисте воздвигнут памятник Будде, а в 2006 г. открыт новый хурул — Золотая обитель Будды Шакьямуни. В районном центре Ики-Бурул основан единственный в России монастырь ордена Ньингма — Падма Цогъе Дорджи Линг.

В мае 2009 г. в Калмыкии впервые в новейшей истории России прошла полная мистерия Цам в исполнении 32 монахов монастыря Дзонкар Чоде.

В 2009 году в Дхарамсале Далай-лама даровал российским буддистам учения по тексту Атиши «Светоч на пути к Просветлению». Это первые большие учения для российских буддистов, и верховный лама Калмыкии, Тэло Тулку Ринпоче, искренне надеется, что они станут ежегодными.

В Санкт-Петербурге восстановлен и действует с 1991 г. тибетский храм, посвященный Калачакре. Храм был открыт и освящен еще в 1913— 1915 гг. В 1933 году его закрыли и осквернили. В 1991 и 1992 годах Калмыкию, Бурятию, Тыву посещал Далай-лама XIV. В 1992 году в Тыве он присутствовал на празднике буддийского возрождения и посвятил в монахи нескольких молодых людей.

В Москве действуют центры дзэн-буддизма, Ньингмы, Карма- кагью, проводятся курсы медитации випассана. Дзэн-буддизм: корейский центр Дальмаса (орден Чоге), центр французского мастера Кай- сена, ученика легендарного японца Дешимару, группа вьетнамской разновидности дзэн — сон. В Москву приезжали и давли посвящения ламы с мировой известностью — Чоки Ньима Ринпоче (школа ньинг- ма), Намкай Норбу Ринпоче (преподает дзогчен[2]), Сакья Тризин (школа сакья), Отог Ринпоче Тензин Дамчой (школа Гелуг). В Москве и других городах читает лекции и проводит занятия лама Олег (лама Сонам Дордже). Действует Московская дзогчен-община [12], Московский буддийский центр ламы Цзонкапы. В 2008 году на территории центра-музея им. Н.К. Рериха была создана Ступа трех Драгоценностей — дар музею в честь 80-летия центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рериха от непальского центра Цеванг Джандуб Гацеллинг, Тибетского дома в Москве, частных лиц.

Буддизм в Северной Америке и Европе. Буддизм в США появился на рубеже XIX—XX вв. Его пропагандистами были в основном иммигранты из Японии, Китая, Кореи, буддийские миссионеры. В 1893 году в Чикаго прошел Всемирный конгресс религий, на котором присутствовали и буддисты (наряду со Свами Вивеканандой, поведавшим о наследии индуизма и веданты). Значительную роль сыграл Д.Т. Судзуки, который изложил ряд фундаментальных положений буддизма в терминах, понятных американцам. Буддизм в США характеризуется наличием большого числа маленьких групп, принадлежащих к самым разным школам и направлениям. Группы по изучению буддизма, практике медитации имеются во многих крупнейших университетах и колледжах. В США есть буддийские монастыри и центры. Так, в Техасе их 74, на Аляске — 13, в Миннесоте — 21, Пенсильвании — 44. Наибольшей популярностью пользуются дзэн-буддизм, тибетский буддизм, организация НСА (Нитирэн-сесю Америки).

Характерна значительная «американизация» буддизма, выражающаяся в стиле жизни монастырей и центров. В некоторых из них разрешено ношение европейской одежды, использование для медитации стульев, чтение сутр и других канонических текстов на английском языке, во внутреннюю жизнь общины привносятся семейные отношения. Американский буддизм считается более «интеллектуальным», рациональным по сравнению с традиционным буддизмом, делающим акцент на духовной практике. Характерен повышенный интерес к социальной проблематике. Церемонии и лекции в США все более соотносятся не с древними буддийскими легендами и традициями, а с повседневной жизнью американцев.

В Европе буддизм появился в начале XX в. Буддийские организации, центры и группы имеются практически во всех странах Западной Европы, в отдельных государствах Восточной Европы. Так, в буддийском обществе Великобритании таких организаций около 40. Во Франции действует монастырь Дагпо Кюндралин. Большую роль в распространении буддизма в Европе сыграли восточные буддисты- миссионеры, в том числе Д.Т. Судзуки. Буддизм также стал частью интеллектуальной жизни на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, движения «Новых левых», молодежной контркультуры (как и в США). Его идеи были популярны у поколения хиппи.

Многие буддийские центры основали тибетские монахи-изгнанники. Тибетцами проделана колоссальная по глубине и масштабам работа. Коренные устремления тибетских буддистов на Западе направлены на то, чтобы сохранить на новой почве традиционную культуру. Здесь приходится встречаться с множеством сложнейших проблем — мировоззренческих, психологических, социально-политических, экономических.

Далай-лама часто встречается с лидерами государств (например, США, Франции и др.), политиками, учеными, выступает с лекциями. В 1989 году Его Святейшество был награжден Нобелевской премией мира за борьбу за мир ненасильственными методами. Далай-ламу принимал архиепископ Кентерберийский, руководители многих стран, политики, в 2009 г. он стал почетным гражданином Рима.

Буддизм в Таиланде. Буддизм в этой стране представлен двумя основными школами — Маханикая и Дхаммаютика-никая. Первая является многочисленной народной, вторая — элитарной влиятельной. Примерно 3% мужского населения страны — «постоянные» монахи, однако практикуется и временное монашество. Считается, что, пребывая в монастырях и выполняя монашеские обязанности, люди зарабатывают заслуги (санскр. — пунья, пали — пуна), положительную карму, которая приведет их к благим перерождениям.

В Бангкоке действуют буддийские университеты, находится штаб- квартира Всемирного братства буддистов. Появились молодежные ассоциации, стремящиеся реформировать традиционную тхераваду.

В Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 расположены в столице страны — Бангкоке. Это храм Рассвета с башней высотой 104 м, храм Изумрудного Будды, храм По и др. На севере страны, в Ватпхратхат-сутхепе, недалеко от Чиангмая, находятся знаменитые монастырь и храмовый комплекс.

Буддизм на Тайване. Здесь установилась местная разновидность народного буддизма чай-хао, в котором ассимилировались конфуцианство и даосизм. На острове действует около 4020 буддийских храмов.

Буддизм на Шри-Ланке. В стране действуют около 7 тыс. монастырей и храмов, имеются около 20 тыс. монахов. Из подшкол Сиам-ни- кая, Амарапура-никая, Раманния-никая последняя строго аскетична в дисциплине. Она проповедует идеи нравственной чистоты и нестяжа- тельства. В Шри-Ланке, в отличие от других стран тхеравады, отсутствует практика временного монашества. Действуют буддийские университеты, издательства, молодежные буддийские ассоциации, находится штаб-квартира общества Маха Бодхи.

Здесь имеются несколько центров буддизма. Город Канди расположен в центре страны. В центре города на берегу искусственного пруда стоит буддийский храм Далада Малигава, в реликварии — в нескольких ларцах хранится святыня — зуб Будды. Рано утром, в полдень и после захода солнца посетители храма задерживаются в зале Видения райского блаженства, чтобы посмотреть на реликварий, находящийся во внутреннем святилище.

В Анурадхапуре находится храм Иссурумуния. Паломниками в этом храме почитается статуя лежащего Будды. Здесь же растет священное дерево Бодхи (сюда в свое время было привезено молодое деревце из Бодхгаи). Оно очень старое. Его ветви лежат на железных опорах, само дерево обнесено невысокой оградой и украшено флажками с молитвами.

Буддизм в Японии. В этой стране многие миряне отправляют ритуалы как буддизма, так и синтоизма.

Одним из самых почитаемых мест Японии является город Нара. Когда-то Нара была столицей Японского государства. Нару посещает около 3 млн паломников в год. Здесь на территории 525 га находится несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Один из них — буддийский храм Тодайдзи. Название храма переводится как «Великий восточный храм». Паломники поклоняются статуе Будды Дайнити (Дайбуцу), являющейся самым большим изваянием Будды в Японии и одним из крупнейших в мире. Сама статуя Будды имеет высоту 22 м с пьедесталом. Высота фигуры Будды — 16 м.

Эта статуя — чудо литейного искусства. В VIII веке н.э. на ее изготовление пошло 437 т бронзы, 150 кг золота, 7 т воска, 70 кг ртути и несколько тысяч тонн древесного угля. По преданию, при отливке уникальной статуи были израсходованы все запасы бронзы в Японии.

Зал храма, в котором находится статуя, называется Дайбуцудэн — Зал Великого Будды. Храм Тодайдзи — действующий. Перед статуей ежедневно совершается служба. Монахи и паломники читают буддийские сутры, находясь перед статуей.

В Японии существуют паломнические маршруты. Один из них включает посещение 33 буддийских храмов, другой — 88. Маршрут по 88 храмам имеет длину в 1500 км и включает в себя территорию острова Сикоку.

Подводя итог нашему разговору о буддизме, следует еще раз отметить чрезвычайное богатство и разнообразие философии, культоворитуальных особенностей, часто кажущуюся парадоксальность его доктрин и установок. Чоки Ньима Ринпоче на лекции в Москве в 2007 г. сказал, что учение Будды — это не религия, а наука об уме, которую можно применять в нашей жизни, во взаимоотношениях. А Дхарма — все, что умиротворяет тело, речь, ум... Читателю будет над чем подумать в свободное время.

Список литературы
  • 1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М. : Восточная литература РАН, 2001.
  • 2. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма : учеб, пособие для студентов. М. : Вестком, 2000.
  • 3. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. М. : Восточная литература РАН, 2006.
  • 4. Буддизм. Каноны. История. Искусство / под ред. Н.Л. Жуковской. М. : Дизайн. Информация. Картография, 2006.
  • 5. Категории буддийской культуры / под ред. Е.П. Островской. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
  • 6. Торчинов Е.А. Введение в буддологию : курс лекций. СПб., 2000.
  • 7. Христов Т.Т. География святых мест Индии // Вести. Моек, ун-та. Сер. 5. 2006. № 5.
  • 8. Христов Т.Т. Религиозный туризм. М. : Академия, 2008.
  • 9. URL: http://www.buddhistpilgrimage.info
  • 10. URL: http://www.etegelov.ru
  • 11. URL: http://www.savetibet.ru
  • 12. URL: http://www.rinchenling.ru

  • [1] В данном случае мы объединили Индию и Непал, так как на территории этихстран проходила жизнь Будды Шакьямуни. Здесь расположено большинство святыхмест буддизма.
  • [2] Мы уже говорили, что дзогчен (тибетск. — великое совершенство) — изначальнотайное учение, в основном связанное со школой Ньингма. Намкай Норбу Ринпоче, живущий в Италии и Венесуэле, делает упор на публичном преподавании методов дзогчен.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы