Учения о сансаре, непостоянстве. Поток сознания

Духкха (пали «дуккха» — страдание) — фундаментальный принцип круговорота бытия всех живых существ. Им объяты все формы существования, все шесть миров (или пять, в зависимости от школы буддизма): богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и тварей ада. Даже боги, имея бесконечную жизнь, в которой они пребывают в наслаждении, «исчерпав» свою благую заслугу, могут родиться в низших мирах. Согласно сутрам, существуют три главных типа духкхи:

  • 1) страдание от боли телесной или умственной;
  • 2) страдание от изменчивости, относительности бытия, от невозможности постоянного пребывания в состоянии счастья, радости и удовольствия;
  • 3) страдание, распространяющееся повсюду, присущее самой природе живых существ, обреченных рождаться и умирать.

Положить предел страданию может только нирвана — окончательное освобождение от цепи перерождений и связанных с ними страданий.

Для раннего буддизма также важны идеи невечности и отсутствия самости. Анитъя (санскр. — невечность, непостоянство) — центральное и определяющее понятие буддизма. Непостоянны все внешние и внутренние элементы потока сознания. Глубокое осознание непостоянства, процессов возникновения и исчезновения любого объекта созерцания и, как следствие, воспитание в себе непривязанности — шаги на Пути освобождения.

Буддизм проповедует идею отсутствия самости и вечной души (анатман). Анатман (пали «анатта», букв, не-атман, отсутствие самости) — главное доктринальное понятие буддизма. Анатман означает отсутствие любых нетленных начал во Вселенной. Все непрерывно течет и мгновенно меняется. Под всем понимается поток сознания, т.е. признается отсутствие того, что так воспела западная цивилизация, — личности человека. То кажущееся нам устойчивым образование, которое мы привыкли понимать как личность, есть совокупность скандха (пали — кхандха) — пяти групп дхармо-частиц потока сознания человека.

Сансара (санскр. — странствие по воплощениям) — понятие, обозначающее круговорот рождений одной особи, ее бесконечные переходы из одного существования в другое, каждое из которых обусловлено кармой. Также это мир страстей пяти или шести видов живых существ, противопоставляемый нирване. Сансара — это неразрывная цепь состояний сознания, образуемых дхармо-частицами пяти групп, которые, ежемгновенно меняясь, создают безначальный поток сознания отдельной особи, длящийся неисчислимо долгое время, бесчисленные жизни и смерти, многие кальпы (периоды времени). Рождение богом, полубогом (асура) и человеком является благом, причем рождение человеком — наиболее благоприятно для духовного совершенствования и освобождения. Соответственно рождение животным, голодным духом и тварью ада является неблагоприятным.

Учение о дхармо-частицах потока сознания приводится в большинстве буддийских сутр. Согласно школе хинаяны сарвастивада, каждая дхармо-частица (дхарма) существует ‘/75 доли секунды. За это мгновение она успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхармо-частице непрерывно меняющегося потока бытия. Любой индивид — это постоянно меняющееся сочетание дхармо-частиц пяти групп.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >