КАТОЛИЦИЗМ

Исторические сведения. О возникновении католицизма мы уже говорили в предыдущей главе. Но поскольку повторение -мать учения, постольку кратко повторим самое существенное. Католицизм возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошел в период времени с 60-х годов IX века по 50-е годы XI века. В результате раскола в Западной Европе возникла конфессия, которую ее последователи стали называть католицизмом (от греческого “католикос” - “всеобщий”, “вселенский”). В предыстории католицизма было одно очень важное событие, которое существенным образом повлияло на его последующую историю. В 756 году король франков Пипин Короткий (так его прозвали за маленький рост: 1 метр 37 сантиметров) подарил папе Стефану III часть земель в Италии вместе с городом Римом. Так возникло папское государство.

А в истории католицизма можно выделить восемь основных событий, восемь исторических вех. Прежде чем раскрывать содержание восьми исторических вех, для того чтобы правильно оценить это содержание, сделаем небольшой философский экскурс. Часть исторических событий, о которых пойдет речь дальше, принесли сотням тысяч людей страдания, слезы, кровь, смерть. Но мы обвиняем в этом не католическую религию как таковую, а фанатизм и экстремизм, которые имели место в руководстве католической церковью в средние века.

Напоминаем, что фанатизм в своем внешнем проявлении есть нетерпимость к инакомыслию, нежелание спокойно, по-товарищески относиться к тем, кто думает о Боге или о земных проблемах иначе, чем думаете Вы. А экстремизм есть крайняя форма фанатизма, суть которой в применении насилия к инакомыслящим. История учит, что фанатики и экстремисты, неся горе другим людям, в конечном счете никогда не добивались осуществления своих целей. Чего хотели добиться фанатики-папы и их ближайшее окружение в средние века? Они хотели расширения сферы влияния католицизма. А чего они добились? Ослабления влияния католицизма, отхода от него миллионов людей, разжигания вражды и ненависти в обществе. Как показывают факты, руководство католической церковью нашего времени сделало должные выводы из уроков прошлого. Современный католицизм- это конфессия, которая активно пропагандирует и эффективно утверждает гуманистические идеалы. А теперь вернемся к главной теме.

Первая веха в истории католицизма - 1095 год. В этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-мусульман. Этот призыв открыл целую серию крестовых походов. Первый начался уже в следующем после призыва 1096 году, последний, восьмой, закончился в 1270 году. Всего крестовые походы на Восток продолжались 175 лет. Каковы их причины? По словам служителей культа, причиной было стремление христиан освободить от “неверных” (мусульман) “святую землю” (Палестину) и “гроб Господен” (Иерусалим). По словам историков, причиной было стремление светских и духовных феодалов увеличить свои богатства за счет захвата земель и имущества, принадлежащих мусульманам. Чем закончились крестовые походы? Выражаясь футбольным языком: “вничью”. В течение первых шести походов (с 1096 по 1229 г.) “крестоносцы” (так называли участников крестовых походов за кресты, нашитые или вышитые на их плащах) завоевали Палестину, а в течение двух последних (с 1248 по 1270 г.) все завоеванное потеряли.

Все крестовые походы несли людям беду: разрушения, слезы, кровь, смерть. Но самую большую беду народам Европы принес четвертый крестовый поход. В 1202 году крестоносцы отправились морским путем в Палестину, но затем, изменив маршрут, высадились у города Константинополя, столицы Византии и ду-251 ховного центра православных христиан. В 1204 году крестоносцы штурмом овладели Константинополем. Христиане-католики обнажили меч против христиан-православных. Главный город православных христиан был христианами-католиками разрушен, разграблен, залит потоками крови. Из итогов крестовых походов все разумные люди и, в первую очередь, сами католики извлекли суровый исторический урок: никакая религиозная идея не может оправдать грабежи и убийства. Религия должна нести людям мир и покой, а не слезы и кровь.

Вторая веха в истории католицизма - 1229 год. В этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово “инквизиция” в переводе с латыни означает “розыск”. Так назвали особый церковный суд, созданный для борьбы с еретиками (напомним, что греческое слово “ересь” буквально означает “отбор”, “учение”, “школа”, а по смыслу - “ложное учение”). Еретиками называли тех же христиан, но мыслящих иначе, чем руководство католической церкви. В булле было дано приказание арестовывать еретиков, пытать их, предавать смерти, а их имущество конфисковывать в пользу церкви. Пытки и мучительная смерть (часто через сожжение на костре) - таково было крайнее выражение религиозного фанатизма в средние века. Инквизиция функционировала около 600 лет. Инквизиция в Европе была упразднена в 1808 году, в Америке - в 1826 году.

В застенках инквизиции тем или иным способом было замучено более 500 тысяч человек. По подсчетам исследователей, в одной Испании за 327 лет (с 1481 по 1808 г.) от инквизиции пострадало около 300 тысяч человек (точно: 288 214 человек), из них около 35 тысяч (точно: 34 658 человек) были живьем сожжены на костре[1]. Представьте себе: людей живьем сжигали на костре только за то, что они о Боге, загробной жизни и других сверхъестественных явлениях думали не так, как об этом же думали руководители католической церкви.

Третья веха - 1484 год. В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определенные распоряжения) о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами и требовал выявлять ведьм и предавать их суду инквизиции. От этой буллы в языки всех народов вошло выражение “охота на ведьм”. Под “охотой на ведьм” подразумевается преследование невинных людей, которые по тем или иным причинам не нравятся людям, имеющим власть. С конца XV по конец XVII века (когда действие буллы было прекра-

щено) около 100 тысяч женщин, объявленных “ведьмами”, погибли в застенках инквизиции.

Четвертая веха - 1517 год. В этом году при папе Льве X началась первая буржуазная революция в Европе, которую назвали Реформацией. В результате Реформации от католицизма отделилось особое религиозное направление, которое стали называть протестантизмом. Подробно об этом мы расскажем в следующей главе.

Пятая веха - 1559 год. В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории католицизма список запрещенных книг. Слово “список” по-латыни звучит как “индекс”. В дальнейшем такие списки, которые регулярно переиздавались, стали называть просто “индексами”. Верующим категорически запрещалось читать книги, включенные в индекс. В частности, запрещалось читать сочинения Коперника, Бруно, Галилея, Вольтера, Дидро, Руссо, Стендаля, Гюго, Бальзака, Франса, Гейне и многих других ученых, философов и писателей. Был занесен в индекс и роман Л. Н. Толстого “Воскресение”. Индекс переиздавался более 100 раз. Последнее его издание вышло в 1966 году. Дальнейшее издание индексов и действие прежних индексов по распоряжению папы Павла VI было прекращено.

Шестая веха - 1572 год. В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория XIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов (их тогда во Франции называли “гугенотами”) католиками. Ночь на 24 августа, как и день, у католиков посвящены памяти святого Варфоломея. Поэтому эту ночь стали называть Варфоломеевской ночью. В течение нескольких часов в Париже было убито более двух тысяч человек. Резня продолжалась в масштабах всей Франции две недели. Всего погибло около 30 тысяч кальвинистов. Трагические события той ночи хорошо описаны в романе французского писателя Проспера Мериме “Хроника времен Карла IX”. Отрывок из этого романа цитируется в главе 20 “Роль религии”.

Седьмая веха - 1870 год. В этом году при папе Пие IX было ликвидировано папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гаррибальди штурмом взяли Рим. Это была прогрессивная акция, которая способствовала объединению Италии, ее экономическому и политическому развитию. Пий IX обиделся, закрылся в Ватиканском дворце и объявил себя Ватиканским узником. Он поклялся, что не выйдет из дворца, пока ему не вернут светскую власть. Он так и умер в этом дворце в 1878 году. И последующие три папы не выходили из дворца: Лев XIII (1878-1903), Пий X (1903-1914) и Бенедикт XV (1914-1922). И только при папе Пие XI папы вышли из добровольного заточения.

Восьмая веха - 1929 год. В этом году был заключен договор между папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной и назвали городом-государством Ватикан.

Организация. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с. 818) в мире около 1 миллиарда католиков. В Америке католики абсолютно преобладают среди населения во всех странах, кроме США и Канады. Собственно поэтому центральную и южную часть Америки называют “Латинской Америкой” (в прошлом католиков называли “латинянами”). Католики составляют большинство среди населения во многих странах Европы: в Италии, Испании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Португалии, Польше, Франции, Хорватии, Словении, Литве и, конечно, в Ватикане. В Азии только одна католическая страна - Филиппины.

В католицизме можно выделить два течения, которые принято называть так: 1) католики латинского обряда и 2) католики восточных обрядов. Первое течение основное: оно объединяет 98,4 % всех католиков; ко второму течению принадлежат только 1,6 % всех католиков[2]. Названия течений подсказывают, что они отличаются друг от друга некоторыми особенностями в проведении обрядов. Ну, а особенности в обрядах находят свое отражение и в некоторых особенностях вероучения. Эти особенности главным образом проявляются в обряде причащения и в учении об этом обряде. Сторонников второго течения называют еще униатами (от латинского “унио” - “соединение”), ибо право католиков некоторых географических регионов на некоторые особенности в обрядах и вероучении оговаривалось в особых договорах как условие их унии (соединения) с основной частью католической церкви.

Католицизм - самая крупная и самая централизованная конфессия в мире. Самое большое количество верующих (в сравнении с другими конфессиями) объединены в одну церковь (ее называют Римско-Католическая церковь) с одним церковным центром. И хотя этот центр сейчас находится в городе Ватикане, его по традиции называют римской курией. Во главе церкви стоит духовный лидер, который именуется римским папой. Единая церковь структурно состоит из национальных католических церквей, подчиненных римскому папе и Римской курии. Римский папа одновременно является и главой (монархом) города-государства Ватикан. Этот город со всех сторон окружен городом Римом. Его площадь - 44 гектара. Для сравнения укажем, что центральный парк культуры

и отдыха в Санкт-Петербурге (“Елагин остров”) размещен на площади в 94 гектара. Название города объясняется следующим образом. Город размещен на холме, на котором во времена Древнего Рима жрецы предсказывали будущее по внутренностям животных. Предсказания по-латыни - “ватикании”. Отсюда за холмом закрепилось название “ватиканский”.

Римского папу, избранного на конклаве (съезде) кардиналов (кардинал - это самый высокий сан в католицизме, если не считать сана папы) 16 октября 1978 г., зовут Иоанн-Павел Второй. Его мирское имя - Кароль Войтыла. Он поляк по национальности. Родился 18 мая 1920 г. Это первый глава католической церкви, который в прошлом был простым рабочим (каменотесом и истопником на химическом заводе). Иоанн-Павел Второй пользуется уважением и популярностью не только среди единомышленников-католиков, но и во всем мире. Его глубоко уважают за многие прогрессивные акции: за мирные инициативы, борьбу за разоружение, призывы помогать бедным и страждущим, пропаганду терпимости к инакомыслию, за активное участие католической церкви в экологическом движении и др.

Большое впечатление на весь мир произвело публичное покаяние папы Иоанна-Павла Второго 12 марта 2000 г., в день, который называют “Прощенным воскресением”. На торжественной воскресной мессе в соборе св. Петра папа попросил прощения у Бога и у населения земли за все зло, совершенное католической церковью в прошлом. “Ни один народ никогда более не будет обижен; больше никогда Церковь не прибегнет к методам насилия; никогда более не позволит себе дискриминации, репрессий, презрения к больным и обездоленным”[3], - пообещал папа.

Общая характеристика вероучения католицизма. Как и в православии, основные положения вероучения в католицизме можно разделить на три слоя. Первые два назовем точно так же, как мы их назвали в православии: античнохристианский и православно-католический слои вероучения. Третий слой назовем специфически-католическим слоем вероучения.

Напомним, что античные христиане сформулировали девять основных положений вероучения. Восемь из девяти как бы по наследству перешли в католицизм: 1) о Библии, 2) о сверхъестественных существах (о Троице, об ангелах, о бесах), 3) о душе, 4) о почитании пророков, апостолов и евангелистов, 5) о природе Иисуса Христа, 6) о первом пришествии Иисуса Христа, 7) о втором пришествии Иисуса Христа, 8) об искуплении. Не перешло только учение о загробной жизни, ибо в католицизме о загробной жизни сложилось другое представление.

Напомним далее, что в православно-католический слой как в православии, так и в католицизме вошло шесть основных учений: 1) о посредничестве духовенства, 2) об основных факторах спасения, 3) об источниках вероучения, 4) об отношении верующих к Библии, 5) о почитании святых, 6) о почитании икон.

Здесь следует сказать, что в 1999 году католическая церковь внесла в учение о факторах спасения одно важное дополнение. Но чтобы понять содержание и сущность этого дополнения, надо знать вероучение лютеранства. Дело в том, что учение о факторах спасения - один из вероучительных барьеров, который разделяет католическую и лютеранскую конфессии. И дополнение 1999 года субъективно (т. е. в желаниях, стремлениях служителей культа) преследует цель преодолеть данный вероучительный барьер. Но удастся ли это сделать объективно? В реальной действительности? На этот вопрос может ответить только время. Это все, что можно сказать об этом дополнении в данной главе. Более подробно читайте о нем в следующей главе.

В специфически-католическом слое можно выделить восемь основных положений. Первые пять отвечают точно на те же вопросы, на какие отвечает вероучение православия. Но католицизм дает другие ответы на эти вопросы. Это учения: 1) об исхо-ждении Бога-Духа Святого, 2) о загробной жизни, 3) об отношении духовенства к браку, 4) о составе Священного Предания, 5) о вкушении хлеба и вина (о причащении). Три других, которые имеются только в католицизме, можно назвать следующим образом: 6) о верховной власти папы, 7) о непогрешимости папы, 8) о непорочном зачатии Марии.

Специфический слой. Учение об исхождении Бога-Духа Святого. И опять нужно повторить то, о чем уже говорилось дважды. Если православные полагают, что Бог-Дух Святой исходит только от Бога-Отца, то католики убеждены, что Бог-Дух Святой исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

К сказанному необходимо добавить вот что. И католики, и православные свое учение об исхождении Бога-Духа Святого включили в молитву “Символ веры”, которая начинается словом “Верую...” и которая произносится во время богослужения. В молитве слово “Бог” держится в уме. Православные говорят: “Дух Святой исходит от Отца”. А католики: “Дух Святой исходит от Отца и Сына”. В латинской редакции выражение “и Сына” звучит как “filioque” (“филиокве”). Поэтому учение католиков об исхождении Бога-Духа Святого в литературе называют еще учением о филиокве.

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. М„ “Истина и жизнь”, 1998.

“Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит “от Отца и Сына (Filioque)”... Провозглашение Filioque 256

отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедал его догматически в 447 г... Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинополъский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами.” (С. 65)

“В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров, Римская Церковь изменила текст Символа Веры, утвержденный двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по-латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: “как от единой причины.” (С. 158)

Специфический слой. Учение о загробной жизни. Католические богословы учат, что в загробной жизни, кроме рая и ада, существует еще и чистилище. В ад идут души закоренелых (нераскаявшихся) грешников, в рай - души святых и католиков, получивших от церкви полную индульгенцию (об индульгенциях мы скажем чуть позже), в чистилище - души всех остальных людей. Никто из католиков не считает себя святым, никто из них не может быть уверен на сто процентов, что им получена полная индульгенция, и одновременно подавляющее большинство католиков убеждены в том, что они не являются закоренелыми грешниками. Следовательно, католики в основной своей массе убеждены, что после смерти их души попадут в чистилище. Чистилище - это как бы “ад особого рода”, “ад временный”, “ад с ограниченным сроком пребывания в нем”. Одновременно чистилище - это и “предрай”. Души пребывают в чистилище в строго определенное время в соответствии с количеством и качеством произведенных при жизни грехов. После отбывания назначенного им срока в чистилище, души, очищенные от грехов страданиями, направляются в рай.

Согласно католическому учению, срок пребывания души в чистилище можно сократить двумя способами. Первый способ: родственники и друзья покойного могут сократить срок пребывания его души в чистилище за счет молитв за умершего. Они должны молиться сами, а также заказывать церковные поминовения и панихиды.

Второй способ: сами верующие могут сократить срок своего будущего пребывания в чистилище за счет приобретения индульгенций. Индульгенции (от латинского “индульгентис” -“милость”) - это определенные формы воздействия духовенства на верующих, которые освобождают верующих от такой кары за грехи, как пребывание в чистилище. Индульгенции бывают письменные и устные.

Письменные индульгенции - это грамоты, подписанные папой римским. В средние века письменные индульгенции продавали. В наше время индульгенции больше не продают.

Устные индульгенции практиковались в раннее средневековье и были возобновлены в 90-е годы XX века. Устные индульгенции - это мистическое (сверхъестественное) воздействие процедуры некоторых богослужений на присутствующих на этих богослужениях верующих. Такие богослужения должны проводиться в определенное время (в праздники, в юбилейные годы) и в определенном месте (в святых местах, в храмах, которые получили для этого благословение папы римского). Так, например, в юбилейном 2000 году благословение на распространение индульгенций в Санкт-Петербурге получили священники храма Успения Пресвятой Девы Марии. Возможность получить индульгенцию (причем полную) имеется у всех верующих, присутствующих на таком богослужении, но индульгенции получают не все, а только те верующие, которые выполнили ряд условий: не имеют смертных (тяжелых) грехов, занимаются усиленной молитвенной практикой, пребывают в состоянии благодати (после исповеди и причащения), совершили дела милосердия и благотворительности. В юбилейном 2000 году при особо большом усердии в совершении добрых дел полная индульгенция может быть получена верующими на богослужении в любом католическом храме, причем не только для себя, но и для усопших близких.

По учению католической церкви, выдача индульгенций возможна в силу совершенной Иисусом Христом искупительной жертвы и за счет добрых дел (заслуг) святых. Причем заслуги святых называются на богословском языке сверхдолжными (преизбыточными). Что означает это название? Святые, учат католические богословы, имеют добрых дел больше, чем грехов. И еще при жизни они очистили себя от грехов своими добрыми делами, потому и направляются Богом сразу в рай. Но остается некоторый излишек заслуг святых, излишек, который самим святым для спасения души не понадобился. Вот именно этот излишек заслуг католическая церковь и имеет право распределять среди верующих.

Аббат Поль. ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ И ЧУДЕСА ЕГО МИЛОСЕРДНОЙ ЛЮБВИ. Изложение христианского вероучения. Перевод с французского. Брюссель, 1990.

“В рай допускаются все люди, умирающие в состоянии благодати и свободные от всякого будничного греха и от всякой временной кары. В чистилище содержатся до полного удовлетворения справедливости Божией те, которые умерли в состоянии благодати, но имея на совести какой-либо повседневный грех, или же не претерпевшие до конца всей положенной им за грехи временной кары. В адские муки ввергаются те, которые, не раскаявшись и не прибегнув к Божественному Милосердию, умирают в смертном грехе” (С. 334)

“Чистилище — это место и состояние очищения, в котором еще не вполне чистые души очищаются через страдания, чтобы войти в рай.” (С. 340)

“Их страдания отличаются по своей продолжительности и интенсивности, в зависимости от степени вины грешника.” (С. 341)

“Церковь получила от Иисуса Христа власть давать индульгенции.” (С. 282)

“Есть два вида индульгенций: полная индульгенция, которая упраздняет всякое наказание за грехи, и частичная индульгенция, которая освобождает от такого наказания лишь частично” (С. 283)

“Страдания душ в чистилище могут быть смягчены и сокращены благодаря нашим молитвам за них, жертвованию в их пользу наших заслуг перед Богом, умерщвлению нашей плоти, нашим подаяниям и другим добрым делам, и особенно благодаря совершению за них Божественной Литургии.” (С. 343)

Епископ Александр (Семенов - Тян-Шанский). ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС. Второе издание. Париж, 1979.

“У католиков есть представление о количественной измеримости заслуг и учение о том, что у Божией Матери и у Святых имеется запас сверхдолжных заслуг. Из этого запаса, по своей вере, молитвам и покаянию, грешники могут черпать некоторую долю освобождения от наказания за грехи. Эта доля освобождения от кары называется индульгенцией. Раздая-ние индульгенций находится во власти папы и епископов. В Средние Века были злоупотребления и индульгенции покупались.” (С. 163)

Архив... Фонд “КАТОЛИЦИЗМ”. Дело 1. Беседа 20 мая 2000 г. В. Н. Никитина и В. Л. Обухова с католическим священником храма Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург) отцом Дмитрием (Ми-теневым).

“О. ДМИТРИЙ:

- Устная форма индульгенций была первоначальной. То есть первоначально не было каких-то карточек, которые свидетельствовали, что индульгенции получены. Эти карточки -плод позднего средневековья. Это шестнадцатый век... В последнее время индульгенции бывают только полные.

ВОПРОС:

- Скажите, пожалуйста, индульгенция, гарантирует на сто процентов переход из чистилища в рай?

О. ДМИТРИИ:

- Церковь говорит, что если будут выполнены все условия, необходимые для получения индульгенции, то она гарантирует верующему освобождение от кары. Но все дело в том, что сам человек не может до конца сказать, выполнены все условия или нет. Это только Богу видно.” (Листы 3 и 4)

ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЮБИЛЕЙНОЙ ИНДУЛЬГЕНЦИИ. Дано в Риме в день 29 ноября 1998 года. (Документ Римской курии, - авт.)

“Настоящим декретом, которым выполняется воля Святейшего Отца, выраженная в Булле о провозглашении Великого Юбилея 2000 года, а также в силу полномочий, полученных от Верховного Первосвященника, Апостольская Пенитенциария (отдел римской курии, ведающий вопросами исповеди и индульгенций, - авт.) устанавливает дисциплину, которой надлежит придерживаться для получения юбилейной индульгенции.

...Напоминается, что юбилейная индульгенция может быть предоставлена за упокой душ усопших...

...Верующие могут получить юбилейную индульгенцию... 1) В Риме... 2) На Святой Земле... 3) В других церковных округах - если они совершат священное паломничество в кафедральный храм, либо в другие храмы или места, установленные правящим Епископом, где примут набожное участие в одном литургическом богослужении или в иной практике благочестия... 4) В любом месте - если они будут на подходящее время навещать своих братьев, переживающих нужду или трудности (больных, заключенных одиноких стариков, инвалидов, и т. п.)...

Юбилейная пленарная (полная, - авт.) индульгенция может быть получена также благодаря инициативам, которые станут конкретным и щедрым проявлением духа покаяния, который является как бы душой Юбилея. Так, можно по меньшей мере воздерживаться в течение дня от вредных привычек (например, от курения, от употребления алкогольных напитков, практикуя пост и воздержание согласно общим нормам Церкви и уточнениям отдельных епископатов), а также пожертвовав соразмерную денежную сумму на нужды бедных; внести значительный вклад в поддержку деяний религиозного или социального характер (особенно в пользу брошенных детей, молодежи, оказавшейся в трудном положении, нуждаю-260

щихся стариков, иностранцев, прибывших в разные страны в поисках лучших жизненных условий); посвятить подобающую часть своего свободного времени трудам, представляющим интерес для общины, либо прибегнуть к другим подобным формам личной жертвы.” (С. 1-4)

Специфический слой. Учение об отношении духовенства к браку. Согласно учению католической церкви, католические священники всех рангов не имеют права вступать в интимные отношения с женщинами. Им запрещено и жениться, и быть женатыми. Этот запрет называется латинским словом “ целибат “ (“безбрачие”). В самом слове целибат содержится запрет только на пребывание в браке. Однако следует иметь в виду, что внебрачные интимные отношения запрещены христианской моралью (Шестая заповедь гласит: “Не прелюбодействуй”.). Следует отметить, что католическое богословие, в отличие от православного, не считает диаконов духовными лицами, пребывающими в священном состоянии. Однако по традиции целибат обязаны соблюдать и диаконы. Это означает, что огромная армия мужчин-католиков, ставших священниками и диаконами (по данным церковной печати, в 2000-м году их было около 400 тысяч[4]) исключены из процесса продолжения человеческого рода.

Целибат - это правило, но имеются и два исключения. Во-первых, целибат не обязателен для униатских диаконов и священников (и если некоторые из них все же соблюдают целибат, то это их личная инициатива). А, во-вторых, XXI Вселенский собор католической церкви (его еще называют Вторым Ватиканским, он работал в 1961-1965 гг.) принял решение в странах, где служителей культа не хватает, разрешить посвящение женатых мужчин в сан диакона. Но это должно делаться только при крайней необходимости.

ЭНЦИКЛИКА ПАВЛА VI “ЦЕЛИБАТ ДУХОВЕНСТВА”. (1967 г.). Цитировано по книге: М. П. Мчедлов. Католицизм. М., 1974.

“Священный целибат, который церковь хранит на протяжении веков как драгоценное сокровище, сохраняет всю свою ценность и в нашу эпоху...” (С. 86-87)

Аббат Поль. ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ И ЧУДЕСА ЕГО МИЛОСЕРДНОЙ ЛЮБВИ. Изложение христианского вероучения. Перевод с французского. Брюссель, 1990.

“Существует диаконат переходный для кандидатов в священство, и диаконат постоянный, который может быть преподан и женатым мужчинам.” (С. 240)

Архив... Фонд “КАТОЛИЦИЗМ”. Дело 2. Беседа 15 июня 2000 г. В. Н. Никитина с католическим священником храма Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург) отцом Дмитрием (Мишеневым).

“О. ДМИТРИЙ:

- В Западной Европе корпус женатых диаконов довольно многочислен. Их несколько десятков тысяч.

НИКИТИН:

-Ав России есть женатые диаконы?

О. ДМИТРИЙ:

- Есть один. Где-то в Сибири.” (Лист 5)

Специфический слой. Учение о составе Священного Предания. Католическое богословие согласно с православным богословием в том, что в Священное Предание включает в свой состав решения вселенских церковных соборов, труды “отцов церкви” и древние богослужебные книги. Однако если православие здесь ставит точку, то католицизм только запятую. Католические богословы включают в Священное Предание еще две группы документов: решения всех католических церковных соборов (а они проводились и после VIII века и будут проводиться также в будущем) и все энциклики (официальные послания) римских пап.

Таким образом, если для православия Священное Предание есть закрытый документ, в котором не могут появляться новые страницы, то для католицизма Священное Предание есть документ открытый, в котором новые страницы создавались, создаются и будут создаваться впредь.

ОСНОВЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА. Л., 1970. Глава 5. Католицизм. (Автор главы - доктор исторических наук Б. Я. Рамм.)

“Признавая, как и в православии, что божественным откровением, помимо “Священного Писания”, является также “Священное Предание”, католицизм включает в состав последнего... решения всех церковных соборов, а равно и постановления пап на всем протяжении истории... Желая подчеркнуть такое понимание “Священного Предания”, папа Пий IX заявил во время I Ватиканского собора (1870): “Предание - это я!.” (С. 105.)

Учение о вкушении хлеба и вина (о причащении). Как и в православии, данный обряд называется в католицизме и причащением, и евхаристией (впрочем, некоторые служители культа считают, что евхаристия - это синоним слова “литургия”, а причащение - это только часть евхаристии”). В основной части учения католицизм, как и православие, провозглашает целью обряда вкушение тела и крови Христовой через превращение (пресуществление) хлеба в тело Христово и вина в кровь Христову. Главная идея первой части учения, как и в православии, - идея превращения.

Однако если во второй части учения в православии содержится идея равенства служителей культа и мирян в обряде, то католицизм для католиков латинского обряда утверждает идею неравенства. Это значит, что служители культа причащаются под двумя видами (и телом, и кровью), а миряне латинского обряда -только под одним видом (только телом Христовым). Миряне восточных обрядов причащаются так же, как и служители культа, т. е. под двумя видами.

Если в третьей части православного учения содержится идея квасного хлеба, то в третьей части католического учения - идея пресного хлеба. Это означает, что хлеб, который потом превращается в тело, должен быть испечен без применения дрожжей.

Христианство. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Том 2. М., 1995.

“Причащение, главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом... О значении его см. Евхаристия...” (С. 395)

Христианство. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Том 1. М., 1993.

“Евхаристия (от греч. - благодарение), название одного из главнейших таинств Церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение - литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы... В частностях учения о евхаристии существуют различия между православной и католической церквами. В первой веществом для евхаристии служит хлеб квасной (артос ), во второй - пресный (опресноки).” (С. 523)

ОСНОВЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА. Л., 1970. Глава 5. Католицизм. (Автор главы - доктор исторических наук Б. Я. Рамм.)

“Причащение по католическому обряду имеет наибольшие отличия от православного. Оно совершается при помощи облатки, выпеченной из пресного теста и содержащей, по учению церкви, “тело Христово”. Что касается приобщения к “крови Христовой”, то католицизм, в отличие от православия и протестантизма, разрешает эту форму причащения только лицам духовного звания...” (С. 109)

Если в четвертой части учения о причащении православие разрешает причащать грудных детей, то католицизм такого разрешения не дает. Католицизм разрешает и рекомендует исповедовать и причащать детей с семилетнего возраста, даже если они и не прошли обряд конфирмации. Так называется у католиков миропомазание: от латинского “конфирмацио” - “укрепление”,

“упрочение”. А обряд конфирмации (миропомазания), по католическому учению, должен совершаться над детьми и подростками в возрасте от семи до шестнадцати лет.

В пятой части учения о причащении католицизм на вопрос, как часто верующие должны участвовать в обряде причащения, дает тот же ответ, что и православие: обязательной нормы нет, но желательно, чтобы верующие причащались не реже одного раза в неделю.

Архив... Фонд “КАТОЛИЦИЗМ”. Дело 2. Беседа 15 июня 2000 г. В. Н. Никитина с католическим священником храма Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург) отцом Дмитрием (Мишеневым).

“НИКИТИН:

- В каком возрасте церковь рекомендует вести детей на первую исповедь и на первое причастие?

О. ДМИТРИЙ:

- На первую исповедь и на первое причастие церковь рекомендует родителям вести детей с семи лет.

НИКИТИН:

- А если они еще не прошли конфирмацию?

О. ДМИТРИЙ:

- Это неважно. На первую исповедь и первое причастие можно вести и без конфирмации.

НИКИТИН:

- Как часто надо исповедаться и причащаться верующим?

О. ДМИТРИЙ:

- Минимум - один раз в год. Наиболее желательная периодичность - один раз в неделю.

И еще о причащении. Есть разрешение желающих причащать под двумя видами. А в перспективе католическая церковь намечает перейти к причащению всех мирян под двумя видами.” (Лист 5)

Учение о верховной власти папы. Католическая церковь учит, что папа является не только главой христиан-католиков, но и главой всех христиан вообще. Эта идея пронизывает три основных титула римского папы: преемник апостола Петра, викарий Иисуса Христа и первый посредник между Богом и людьми. По католическому учению, именно апостолу Петру Иисус Христос передал власть над всеми христианами. Слово “викарий” означает “заместитель”, “наместник”. Папа, как викарий Иисуса Христа, по католическому учению, сегодня не только занимает место главы христиан, которое ранее на земле принадлежало самому Иисусу Христу, но и выражает сегодня через себя мысль и волю Иисуса Христа. Признавая, как и православие, всех священников посредниками между Богом и остальными людьми, 264

католицизм, в отличие от православия, среди всех посредников выделяет первого посредника. И им объявлен римский папа.

Власть папы выше власти церковных соборов. Поэтому все решения соборов должны утверждаться папой.

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Москва. “Истина и жизнь”. 1998.

“Господь сделал святого апостола Петра видимым основанием Своей Церкви. Он вручил Петру ключи от нее. Епископ Римской Церкви, преемник св. Петра, есть глава Коллегии (Собора) Епископов, наместник Христов и пастырь всей Церкви на всей земле.” (С. 225)

Учение о непогрешимости папы. Папа считается непогрешимым с двумя ограничениями. Первое ограничение: он считается непогрешимым только в двух областях жизни: в религии и морали. Это означает, что, отвечая на вопросы, во что и как надо верить, а также, что такое добро и зло, он просто не в состоянии ошибиться. Другое дело математика или химия: здесь ошибки вполне возможны. Второе ограничение: папа непогрешим в своих поучениях (словах), но не в поступках (делах). Это значит, что его слова, произнесенные или написанные, подвергать критике нельзя, а отдельные его поступки критиковать можно.

Аббат Поль. ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ И ЧУДЕСА ЕГО МИЛОСЕРДНОЙ ЛЮБВИ. Изложение христианского вероучения. Перевод с французского. Брюссель, 1990.

“Непогрешимость не означает безгрешности. Иначе говоря, Верховный Первосвященник огражден от ошибок в осуществлении своего служения, в вопросах веры и нравственности, но он никоим образом не застрахован от личного греха.” (С. 248)

АТЕИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. М., 1985..

“Непогрешимость папы — утвержденный I Ватиканским собором в 1870 г. католический догмат, согласно которому папа, когда он выступает по вопросам веры и морали “с амвона” (et cathedra), т. е. как пастырь всех христиан, обладает непогрешимостью... II Ватиканский собор (1961-1965) подтвердил этот догмат.” (С. 300)

Учение о непорочном зачатии Марии. Как известно из вероучения античного христианства, Мария непорочным образом зачала Иисуса Христа. Это непорочное зачатие толкуется как зачатие без участия мужчины: муж Марии, Иосиф, здесь совершенно не при чем, ибо Мария зачала сына от Духа Святого. Название учения о непорочном зачатии Марии наталкивает на мысль, что мать Марии, Анна, зачала ее тоже без участия мужчины и что муж Анны, Иоаким, здесь тоже совершенно не при 265 чем. Однако такое толкование учения было бы неправильным. В учение с похожим, более того, с аналогичным названием католическая церковь вкладывает совершенно иное содержание. Здесь речь идет о том, что Мария, единственная из людей, с момента зачатия, еще в зародыше, была освобождена от первородного греха и вместе с тем была защищена от самой возможности грешить. Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии.

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Москва. “Истина и жизнь”. 1998

“На протяжении веков Церковь осознала, что Мария Богом “исполненная благодати” (ср. Лк, 1, 28) получила искупление с момента Своего зачатия. Это исповедует догмат о Непорочном зачатии богородицы, провозглашенный в 1854 г. Папой Пием IX.” (С. 118)

Епископ Александр (Семенов - Тян-Шанский). ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС. Второе издание. Париж, 1979.

“Согласно этому католическому догмату, Божия Матерь, еще до своего рождения, была освобождена от власти первородного греха и потому не могла грешить. Православная Церковь учит о непорочности Пресвятой Девы, но утверждает, что это состояние было делом Ее подвига, хотя, конечно, не без благодатной помощи свыше.” (С. 164)

Архив... Фонд “КАТОЛИЦИЗМ”. Дело 2.

“НИКИТИН:

- Как известно из Евангелий, непорочное зачатие Иисуса Христа имело место от Святого Духа. А в каком смысле в вероучении католицизма говорится о непорочном зачатии Марии? Разве ее мать, Анна, тоже зачала ее от Святого Духа?

О. ДМИТРИЙ:

  • - О непорочном зачатии Марии говорится в другом смысле, чем о непорочном зачатии Иисуса Христа. Мария имела не только обычную мать (Анну), но и обычного отца (Иоакима ). Она была зачата не от Святого Духа, а от своего отца Иоакима. Суть непорочности в том, что Мария с самого начала, еще в зародыше, была непорочной. Она была сохранена от первородного греха.” (Лист 4)
  • •k •к *

Католицизм по своим социальным характеристикам - это великая религия. И по количеству последователей, и по масштабам 266

и степени влияния на жизнь общества она, несомненно, занимает первое место среди других религий мира. И уже по этой причине католицизм заслуживает уважения, а его вероучение тщательного изучения.

  • [1] Религия и атеизм на Западе. Путеводитель-справочник по Музею истории религии и атеизма. М.-Л., 1965. С. 74. 252
  • [2] Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998. С. 747, 748.
  • [3] Orbis terrarum. Санкт-Петербург. № 4. 2000 г., 19 марта.
  • [4] Orbis terrarum. Санкт-Петербург. № 6. 2000 г., 2 апреля.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >