ЧЕТВЕРТЫЙ ОСНОВНЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

БАХАИЗМ

“Вера бахаи”, “религия бахаи”- так называют свою религию ее последователи. Слово “бахаи” (с ударением на последнем слоге) происходит от арабского слова “баха”, означающего “свет”, “сияние”, “слава”. Себя сторонники этой религии именуют тоже словом “бахаи”. Для удобства изложения и понимания материала мы будем использовать другие термины: для обозначения религии - “бахаизм” (по типу “индуизм”, “синтоизм”, “баптизм”и т. п.), для обозначения сторонников религии - “бахаисты” (по типу “индуисты”, “синтоисты”, “баптисты” и т. п.).

Исторические сведения. Бахаизм возник в Ираке в 60-х годах XIX века. Ирак тогда находился в составе Турецкой империи. Городом, в котором сформировалась первая бахаистская община, был Багдад (сейчас - столица Ирака). У бахаизма был основатель. Напоминаем, что на языке историков основателями называют тех, кто сформулировал основы учения и стал первым крупным пропагандистом той или другой религии. Основателем новой религии был перс по имени Мирза Хусейн Али, ставший известным под именем Бахаулла[1] (в переводе с арабского - "Слава Божия").

Родился Бахаулла в Тегеране в 1817 году в семье знатного человека, который занимал пост первого министра при шахском дворе. В 1844 году Бахаулла стал сторонником религиозного учения, которое называлось бабизмом. Бабизм (от имени своего основателя - Баба), став важным идейным источником бахаизма, в дальнейшем прекратил свое существование, причем именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма, унаследованная бахаизмом, состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определенного исторического этапа, что после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является Баб (в переводе с арабского - "Врата"), а имя второго, который придет позже, пока неизвестно.

Баб объявил о своей миссии провозвестника нового Откровения в 1844 году в персидском городе Ширазе. За пропаганду

инакомыслия он был арестован, подвергнут заключению и в 1850 году расстрелян. Его последователей жестоко преследовали. В 1852 году был арестован и Бахаулла. Он провел в тюрьме четыре месяца, а затем, в 1853 году, был выслан из Тегерана в Багдад. Это означало высылку из Персии в Турецкую империю. Но и в Багдаде Бахаулла продолжал пропагандировать бабизм. Через 10 лет, в 1863 году, власти приняли решение выслать Баха-уллу из Багдада в Стамбул. И вот перед самым отъездом произошли события, которые положили начало существованию религии бахаи.

Перед выездом из Багдада 12 дней (с 21 апреля по 2 мая) Бахаулла жил в загородном саду. Этот сад впоследствии назвали словом Ризван (арабско-персидское слово “ризван”в буквальном переводе означает “довольство”, “удовлетворение”, в переводе по смыслу - “рай”). 21 апреля 1863 г. (этот день бахаисты сейчас называют “первым днем Ризвана”, считают днем рождения ба-хаизма и ежегодно отмечают его как большой религиозный праздник) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Бахаулла и является тем вторым пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Бахаулла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии - бахаизма.

Бахауллу ссылали еще дважды. Умер он в Бахджи - предместье города Акки (сейчас в Израиле) в 1892 году в возрасте 75 лет.

Организация. Всего в мире - более 6 миллионов бахаистов (на начало 1999 года). Бахаистские общины имеются более чем в 200 странах мира. В России они появились в конце XIX века и просуществовали до 1938 года. Общины возродились в 1990 году после принятия в нашей стране закона о свободе вероисповеданий. На начало 1999 года в России было более 3 тысяч бахаистов.

Для административного руководства в каждой общине демократическим путем выбирается Местное Духовное Собрание, а в каждой стране - Национальное Духовное Собрание. Сообществом бахаи России руководит выборный орган, состоящий из девяти человек, - Духовное Собрание России.

Все бахаистские общины, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая называется Международным Сообществом Бахаи (МСБ). Руководящий орган МСБ бахаисты называют Всемирным Домом Справедливости (ВДС). ВДС, как и все Духовные Собрания, состоит из девяти человек. Члены ВДС переизбираются на международных съездах бахаистов каждые пять лет. Резиденция ВДС находится в г. Хайфе (Израиль).

Отметим, что в бахаизме нет профессиональных служителей культа.

Вероучение бахаизма. Структура. Вероучение бахаизма (под которым мы понимаем систему идей, характеризующих сверхъестественный мир и отношение людей к этому миру), есть составная часть общего учения, включающего в себя также очень важные для бахаистов социальные и нравственные идеи.

В вероучении бахаизма можно выделить шесть основных положений (или религиозных учений): 1) о священных книгах, 2) о Боге, 3) о посланниках (пророках), 4) о душе, 5) о загробной жизни, 6) о приобщении к сообществу бахаи.

Учение о священных книгах. Количество священных книг в бахаизме точно не подсчитано, но во всяком случае их более ста. Все священные книги можно разбить на две группы. В первую группу входят сочинения, которые написали Баб, Бахаулла, его сын Абдул-Баха (“Слуга Бога”) и его правнук Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Во вторую группу входят некоторые священные книги других религий. В частности, в качестве священных бахаисты почитают Библию, Коран и Бхагавадгиту. Из всех священных книг особо выделяется книга Бахауллы “Китаб-и-Агдас” (с арабского - “Наисвятая книга”).

Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин. НОВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. Санкт-Петербург, 1995.

(Название книги объясняется тем, что многие последователи веры бахаи считают свою религию мировой. Однако, по нашему мнению, для такого вывода нет оснований, ибо бахаистов в мире сравнительно мало, а общепризнанные три мировые религии насчитывают сотни миллионов сторонников, - авт.)

“Письменное наследие Бахауллы составляет более ста книг и скрижалей... Эти многочисленные сочинения и составляют Откровение Веры бахаи. Сочинения Абдул-Баха и толкования Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний.” (С. 105-106)

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“Бахаи почитают основателей всех мировых религий и рассматривают их Писания как священные.” (С. 37)

Эффенди Ш. БОГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ (отрывок). - В книге: Бахаулла. Китаб-и-Агдас. Перевод с арабского. Санкт-Петербург, 1998.

“...Эта “Наисвятая книга”, чьи положения пребудут неизменными не менее тысячи лет и чья система мироустройства охватит всю планету, может по праву считаться ярчайшим проявлением мысли Бахауллы, Матерью-Книгой Его Завета и Хартией Его Нового Мирового Порядка.” (С. 25)

Учение о Боге. По вероучению бахаизма, Бог - это единственное сверхъестественное существо в мире. Бог - творец всего, что существует в видимом и невидимом мирах. Будучи абсолютно благим, Бог не сотворил ни демонов, ни Сатану; они не существуют, т. е. зло не персонифицировано. Слово “демоны” используется бахаистами лишь для символического обозначения низменных побуждений, проявляющихся в низшей природе человека, а слова “Сатана” и “Дьявол” - для обозначения совокупного зла, существующего в мире. Слово “ангелы” употребляется тоже символически: для обозначения наиболее чистых и совершенных душ, покинувших этот мир и живущих в мире ином. Бог - это сверхъестественное существо, обладающее всеми совершенными качествами: Он всемогущий, всемилостивый, всеведущий и др. Он не только сотворил мир, но и управляет им; человек не в состоянии познать Его природу, но узнает о Его качествах и делах по словам и делам Его пророков.

Бог имеет много имен. Главное его имя - Баха (с арабского -Свет, Сияние). Его можно также называть: Вишну, Шива, Иегова, Аллах... Но неправильно называть его именами пророков, например Кришна, Будда или Христос. К нему можно обращаться со словами без имени: Боже, Господи, Отец, Всевышний...

Архив... Фонд “БАХАИЗМ”. Дело 4.

Информация о встрече 4 марта 1998 г. на заседании “Круглого стола” с представителями Санкт-Петербургской общины Бахаи в Гуманитарном Центре общества “Знание”. Информацию записал В. Н. Никитин.

“НОМОКОНОВ Вадим Николаевич (ответственный представитель общины бахаи в России):

- Бог один. У него много имен. Главное его имя Баха, что означает на арабском языке “Свет” или “Сияние.” (Лист 1)

Учение о посланниках (пророках). Людей, которым Бог дал поручение и возможности возвещать людям истину, в бахаистской литературе называют и посланниками, и пророками, и явите л ями Бога. По вероучению, Бог через посланников постепенно и последовательно давал людям Свое Откровение. На протяжении всего существования рода человеческого Бог посылал (и будет посылать) посланников с учениями, соответствующими потребностям людей в определенном месте и в определенную эпоху.

В бахаистской литературе есть разночтения по вопросу о количестве посланников, приходивших на землю. Чаще всего речь идет о девяти посланниках. Называются следующие имена: Кришна (Индия), Авраам (Палестина), Моисей (Палестина), Зороастр (Персия), Будда (Индия), Иисус (Палестина), Мухаммад (Аравия), Баб (Персия), Бахаулла (Турецкая империя). В некото-210

рых вариантах к этому списку добавляется Ной, а иногда в нем опускается Авраам.

Посланники отличаются от обычных людей прежде всего тем, что их души были сотворены Богом еще до сотворения мира. Души посланников обитают в возвышенных небесных сферах, недоступных человеческим душам. Общей целью всех посланников было повышать степень единения людей, учить их высоким моральным принципам, способствовать прогрессу человеческой цивилизации. Каждый последующий посланник сохранял истину, принесенную ранее, и возвещал новые идеи, которые давали людям более широкое и глубокое овладение истиной. Поэтому бахаисты считают, что отдельные существующие религии по сути составляют главы единой религии Бога.

ЗНАКОМСТВО С ВЕРОЙ БАХАИ. Минск. (Год издания не указан. В тексте на последней, 28 странице брошюры упоминается 1985 год.)

“Посланники Бога: Авраам, Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммад, Баб, Баха-Улла.” (С. 1)

“Отношения между Богом и людьми осуществляются через Его Пророков, которых Он посылает как Небесных Учителей человечества. В каждую эпоху Бог посылал Мессию, который открывал нам Его учение. Каждый из них как учитель в школе, который помогает человечеству переходить из одного класса в другой. Если бы мы жили во времена Авраама, то он был бы нашим учителем. Это же справедливо для времени Моисея и Христа. Сейчас Баха-Улла является Посланцем Бога для этой эпохи. Баха-Улла принес учение, чтобы объединить все человечество.” (С. 26)

ВЕРА БАХАИ. (Листовка-проспект. Не имеет выходных данных. Разделена на 6 условных страниц. На первой странице название: “ Вера бахаи “. На второй подзаголовок: “ Бахаи - самая молодая из мировых религий”.)

“...Избранниками или Явителями Бога были Кришна, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус, Магомет, Баб, Баха-Улла.” (С. 2)

Религия

Пророк

Священная книга

Индуизм

Кришна

Бхагават-Гита

Между 3000-1400 до н. э

Иудаизм

Моисей

Тора

1400 до н. э*

Зороастризм

Зороастр

Зенд-Авеста

1000 до н. э.

Буддизм

Будда

Евангелие Будды

566 до н. э.

Христианство

Иисус Христос

Евангелие

6 лет до н. э.

Ислам

Магомет

Коран

570 н. э.

Вера баби

Баб

Байан

1819-1850 н. э.

Вера бахаи Баха-Улла

* Даты приблизительны. (С. 3)

Китаб-и-Агдас

1817-1892 н. э.

Учение о душе. Это учение не отличается от христианского и мусульманского учений о душе. Внутри него те же основные пять идей: душа - сверхъестественная часть человека, составляющая его сущность, душа не зависит от тела, душа - целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как в буддизме), душа каждого человека сотворена Богом, души всех людей бессмертны.

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“Душа, будучи сущностью не физической, а с пириту алъной, не разрушается, когда умирает человеческое тело... Душа зарождается в момент зачатия и представляет собой уникальное творение... Существование души после смерти настолько же отличается от той жизни, которую мы знаем, насколько жизнь в утробе матери отличается от жизни после рождения.” (С. 4)

Учение о загробной жизни. Это оригинальное учение. Бахаисты признают существование рая и ада. Но рай и ад они характеризуют специфически. Рай - это не курорт, ад - не каторга. Рай — это духовная близость к Богу, ад — удаление от Бога. Душа блаженствует, когда она рядом с Богом, и мучается, когда она далеко от Него. Бахаисты считают, что если пребывание праведников в раю является вечным, то пребывание грешников в аду - событие временное. В аду, учат бахаисты, идет процесс перевоспитания душ грешников. Все души, учат бахаисты, в мире ином продолжают развиваться и совершенствоваться. После того как души нравственно переродятся в лучшую сторону, они приблизятся к Богу и, следовательно, тоже окажутся в раю. Но чем больше грехов человек совершит при жизни и чем глубже эти грехи, тем больше времени будет продолжаться процесс его перевоспитания в аду.

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“Рай” и “ад” - не места, а состояния. “Рай” есть близость к Богу, “ад” - отдаление от Него. Эти состояния существуют и в этой жизни, и в той, что последует за нею.” (С. 43)

Учение о приобщении к сообществу бахаи. Желающий стать членом общины бахаи должен познакомиться с учением бахаи и ответить для себя на три вопроса: 1) Признает ли Баха-уллу пророком нашего времени? 2) Признает ли основные принципы учения бахаи? 3) Согласен ли с административным порядком бахаи? Если на все три вопроса кандидат в члены общины даст для себя положительный ответ, то на ближайшем богослу жении (а они совершаются у бахаистов один раз в 19 дней) он встает и говорит: “Объявляю себя бахаи”. Аплодисменты присутствующих закрепляют его прием в общину.

Социальная программа бахаизма. Бахаизм включает в свою идеологию определенную социальную программу и определенный моральный кодекс. И они заслуживают внимания, ибо в программе есть такие идеалы, а в кодексе такие нормы, которых нет в других религиях.

Социальная программа бахаизма раскрывается как совокупность определенных идей. А эти идеи одновременно являются и совокупностью целей, которые ставят перед собой бахаисты. Идеи-цели бахаисты называют также принципами. Назовем шесть основных идей-целей (принципов).

Первая, глобальная цель - единство человечества. Бахаисты считают, что человечество в процессе своего исторического развития дошло до такой стадии, когда его объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Человечество миновало стадии детства и юности и вступило в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и общества в целом, и его членов. Остальные идеи-цели подчинены этому глобальному принципу и являются средствами его реализации.

Каземзаде К. КОРОТКО О ВЕРЕ БАХАИ. 1992.

“Среди принципов Веры бахаи центральное место занимает принцип единства человеческого рода. В своем воззвании к народам мира Баха-Улла говорит: “Шатер единения воздвигнут; не смотрите друг на друга, как на чужих. Все вы плоды одного дерева и листья одной ветви.” (С. 18)

Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин. НОВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. Санкт-Петербург, 1995.

“Сторонники религии бахаи убеждены - пришло время объединения человечества, ибо они верят, что всемирное единение людей - это воля Господа. Сотворив человека, Бог вложил в него своего рода стремление к единству и дал ему способности для достижения этого.” (С. 157)

Вторая цель - идея мира. Бахаисты стремятся сами и призывают всех людей стремиться к созданию такого мирового сообщества, в котором вообще не будет войн. Этот призыв подкреплен указанием на некоторые средства достижения такой цели.

ЗНАКОМСТВО С ВЕРОЙ БАХАИ. Минск. (Год издания не указан. В тексте на последней, 28 странице брошюры упоминается 1985 год.)

“Баха-Улла провозглашает, что мы были созданы благородными. Следовательно, исходя из нашей истинной природы мы должны стремиться стать едиными и жить в мире. Баха-Улла назвал несколько духовных и социальных принципов, необходимых для достижения единства человечества, которое требуется для установления мира. Эти духовные и социальные принципы должны быть включены в программы школ, им должны обучаться все люди на земле. Общины бахаи стремятся быть живым примером такого единства в действии.” (С. 28)

Третья цель - идея общества всеобщего благоденствия. На языке бахаизма такое общество называется “величайшим миром” или “новым мировым порядком”. Бахаисты стремятся сами и призывают всех людей стремиться к созданию в масштабах всей планеты такого общества, в котором будут удовлетворяться основные потребности всех людей и в котором будет установлена социальная справедливость. Для начала, говорят бахаисты, надо добиться преодоления крайностей: не должно быть нищеты и не должно быть чрезмерной роскоши.

Идея общества всеобщего благоденствия принципиально отличается от идеи установления “царства Божиего” на земле, которую пропагандируют многие другие религии. Если “царство Божие” для людей устанавливает Бог, то “величайший мир” должны создать на земле сами люди (опираясь на Божие слово и Его водительство). Лидеры бахаизма признают, что путь к созданию “величайшего мира” в полной мере пока неизвестен. Но нужно начать с пропаганды самой идеи. А путь к цели люди рано или поздно найдут.

Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин. НОВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. Санкт-Петербург, 1995.

“Вот что говорит о Величайшем Мире Шоги Эффенди:

“Затем родится, расцветет и утвердится навечно мировая цивилизация, благодаря которой человек познает невиданную, немыслимую ранее полноту жизни.” (С. 168-169)

“Некоторые религиозные традиции связывают установление Царства Божия на земле исключительно с вмешательством Воли Божией. Предполагается, что человеку в этом процессе принадлежит лишь пассивная роль и что Царство Божие воздвигается мгновенно, словно по мановению волшебного жезла. Бахаи верят, что всемогущий Господь, разумеется, мог бы возвести свое Царство справедливости на земле единым изъявлением Своей воли, Баха-Улла однако объяснял, что Бог дает нам Свое наставление, дабы открыть перед нами возможность самим воздвигнуть Царство Божие.” (С. 165)

Четвертая цель - идея полного равенства женщин с мужчинами. Исходя из этой идеи, идеологи бахаизма дают своим последователям следующий заслуживающий внимания совет. Если в семье есть сын и дочь, а средств для того, чтобы дать хорошее 214 образование обоим не хватает, то в первую очередь образование надо дать дочери. Почему? Потому что дочь - это будущая мать и воспитательница детей.

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“Равенство женщин и мужчин у бахаи - моральный и духовный принцип, необходимый для построения нового Мирового Порядка. Без полного использования талантов и качеств мужчин и женщин невозможно совершенствование экономического и социального развития человечества” (С. 51)

Пятая цель - идея всемерного развития просвещения. Бахаисты считают, что невежество должно быть преодолено на всех уровнях через развитие просвещения. Все люди должны с уважением относиться к научным знаниям и к образованию.

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“Знание - величайший дар Бога человеку, и те, кто лишает себя возможности приобретать знания, живут более ограниченной жизнью, чем их товарищи. Имеет смысл приобретать знания тех искусств, наук, ремесел и навыков, которые могут принести людям пользу и улучшить качество жизни на земле. На незнании часто основаны предрассудки, и распространение образования может помочь их устранению из людской среды.” (С. 52-53)

Шестая цель - идея охраны природы. Считая природу творением и владением Божиим, бахаисты всемерно поддерживают экологическое движение и призывают всех людей активно в нем участвовать.

Перкинс М., Хейнсворт Ф. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. М., 1992.

“В октябре 1987 года был заключен формальный договор между Всемирной Общиной бахаи и Всемирным Фондом Природы; таким образом, Вера бахаи стала шестой по счету мировой религией, присоединившейся к Сети ВФП “Религия и Охрана Природы”, созданной в 1986 году с целью добиться взаимодействия природоохранных и религиозных групп в деле охраны окружающей среды.” (С. 84)

Моральный кодекс бахаизма. Все позитивные моральные нормы, которые есть во многих других религиях, есть и в баха-изме. Бахаизм, как и другие религии, устанавливает запреты на морально отрицательные поступки: на убийство, воровство, ложь, разврат, употребление наркотиков и т. п. Как и многие другие 215 религии, бахаизм содержит в себе морально положительные требования и рекомендации: любить ближних, почитать отца и мать, накормить голодных, ухаживать за больными и др.

Вместе с тем в моральном кодексе бахаизма встречается нечто новое и крайне важное для общества. Прежде всего это требование терпимости к инакомыслию. В связи с таким отношением к инакомыслию бахаисты осуждают фанатизм, национализм и другие проявления нетерпимости. При распространении религиозных идей бахаизм запрещает давление на людей в любой форме.

Каземзаде К. КОРОТКО О ВЕРЕ БАХАИ. 1992.

“Исходя из принципа единства человеческого рода, Вера бахаи строго осуждает все виды фанатизма и нетерпимости религиозного, национального, патриотического, расового и политического.” (С. 4)

Кроме того, бахаизм критикует и такие нравственные пороки, которые не находят осуждения в других религиях. В частности, осуждаются аскетизм, социальная пассивность, пренебрежение к светской культуре.

Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин. НОВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. ВЕРА БАХАИ. Перевод с английского. Санкт-Петербург, 1995.

“Вера бахаи (ив этом ее отличие от множества других религиозных доктрин и философских направлений) не считает плотские желания чем-то “дурным”, “грешным”. Все сотворенное Богом является благим в самой своей основе.” (С. 133)

“Баха-Улла резко осуждал любые формы аскетизма и прочие крайности, связанные с умерщвлением плоти, и призывал придерживаться здоровых привычек.” (С. 134)

k k -к

По нашему мнению, с которым вовсе не обязательно соглашаться, бахаизм - это самая цивилизованная религия из всех религий, которые существуют в мире. Лучше ее в социальном и нравственном аспекте человечество на сегодняшний день ничего не нашло и не создало. Более того, мы думаем, что бахаизм - это не только религия. Это одновременно своеобразное морально-политическое движение и морально-политическое содружество людей.

  • [1] В прошлом имя основателя бахаизма писали через дефис - Баха-Улла, в последнее время его имя пишут слитно - Бахаулла.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >