ИСЛАМ

Исторические сведения. Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорный Аллаху” (“Аллах”- это имя Бога). Последователи ислама называют себя словом “муслим” (с арабского -“преданный Аллаху”). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Согласно данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с. 738), в 1996 году в мире было свыше 1 100 миллионов мусульман.

Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова. Главными городами того региона, где возник ислам, были Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби (Город пророка), а еще позже утвердилось сокращенное название этого города: Медина (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.

У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед, и как Мухаммад (с арабского - “Прославленный”). Второй вариант ближе к арабскому произношению имени основателя ислама. Мухаммад родился в 570 году (эта дата приблизительная) в Мекке, а умер в 632 году (эта дата точная) в Медине. Сначала он был пастухом. Потом после женитьбы на богатой вдове стал купцом. В 610 году у него появились “видения” (он видел то, что не видели другие: ангела, таинственные, прекрасные деревья и др.) и “речения” (он слышал то, что не слышали другие: голос Аллаха, голос ангела и др.). Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась словом Коран (“Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность.

Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии: суннизм (от “сунна” - “образец”, “пример”, “путь”) и шиизм (от “шиа” - “партия”, “группировка”). В VIII веке от шиитов отделилась конфессия, сторонники которой стали называть себя исмаилитами (по имени одного из духовных вождей VIII века - Исмаила). Суннизм, шиизм и исмаилизм — это три основные конфессии ислама. Всего же в исламе несколько десятков конфессий (существуют еще друзы, зейди-ты, ибадиты и др.). Наиболее распространенная из них - суннизм, сторонниками которой являются около 80 % мусульман мира.

В конце 1990-х годов в средствах массовой информации часто употреблялись термины “ваххабизм” и “ваххабиты”. О чем шла речь? Об особой конфессии и ее последователях? Или о чем-то другом? На наш взгляд, эти термины имеют два значения. И ни один из них не обозначает конфессию и ее последователей.

В первом значении "ваххабизм" - это особое религиозное течение внутри суннизма. Это течение могло превратиться, но не превратилось в отдельную конфессию, ибо оно организационно не обособилось от других суннитов. Есть сунниты, которые почитают святых в исламе и посещают, кроме Мекки и Медины, и другие святые места. А есть другие сунниты, которые отказываются почитать святых и святые места, кроме Мекки и Медины. Вот эти “другие” сунниты называют себя также (одновременно) ваххабитами, а свои взгляды и соответствующее этим взглядам поведение - ваххабизмом. Это название они взяли от имени духовного лидера XVIII века Ваххаба. Ваххабизм, несомненно, может стать конфессией, ибо имеет необходимые для этого идейные предпосылки (особенности в вероучении), но в настоящее время он конфессией не является.

Второе значение термина “ваххабизм” ввели некоторые мусульмане-экстремисты, а вслед за ними и некоторые журналисты. Ваххабизмом они стали называть экстремистские политические течения в исламе, которые нарушают законы и социальную стабильность в обществе под лозунгом борьбы за “чистоту веры” (ибо именно под этим лозунгом пропагандировал свои взгляды сам Ваххаб). В частности, ваххабитами в 1990-х годах стали называть себя чеченские террористы. Именно в этом, втором значении использовало термин “ваххабизм” Народное собрание Дагестана, когда 16 сентября 1999 г. приняло закон “О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории республики Дагестан”.

ИСЛАМ. СЛОВАРЬ АТЕИСТА. М., 1988.

“ВАХХАБИТЫ — последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд алъ-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат его к первоначальной чистоте...

Учение ваххабизма в XVIII веке стало знаменем борьбы за политическое объединение Аравии, а позднее официальной идеологией государства Саудитов. В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива, ряде государств Азии и Африки.” (С. 51-52)

Марущенко В. ИСЛАМ В РОССИИ. - В газете: Красная звезда. 22 сентября 1999 г.

“В том виде, в каком ваххабизм предстает ныне на Северном Кавказе, он мало имеет общего с религией. (Мы думаем иначе: ваххабизм на Северном Кавказе - это экстремистский вариант религии, - авт.) Убитый вследствие террористического акта 21 августа 1998 года муфтий Дагестана С. М. Абубакаров в одном из интервью подчеркивал, что “ваххабизм - псевдоислам, он лишь носит исламскую маску, это идеологическое и политическое течение с экстремистским уклоном.”

Всего в мире на конец 1998 года было 44 мусульманских страны. В этих странах мусульмане, как минимум, преобладали среди верующих, а, как максимум, и среди населения. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция), одна - в Европе (Албания), 16 - в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.) и 26 в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и др.). В 40 мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырех - шииты (Иран, Ирак, 177

Азербайджан и Бахрейн; последняя страна расположена на острове в Персидском заливе).

В России ислам по распространенности вторая после православия конфессия. Как мы уже указывали в первой главе, в нашей стране более 70 % среди верующих составляют православные, около 20 % - мусульмане, около 10 % - сторонники других конфессий. В России есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане: Северный Кавказ (включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкессия), Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.

Общая характеристика вероучения ислама. Мы будем рассматривать вероучение основной конфессии ислама — суннизма. В вероучении суннизма можно выделить 11 основных религиозных учений: 1) о священных книгах, 2) о сверхъестественных существах, 3) о махди, 4) о пророках, 5) о душе, 6) о загробной жизни, 7) о шариате, 8) о молитве, 9) о борьбе за веру, 10) о паломничестве в Мекку, 11) о соблюдении поста.

Шииты и исмаилиты признают эти положения вероучения, но в то же время добавляют к ним свои специфические религиозные учения.

Учение о священных книгах. Прежде чем дать характеристику священным книгам ислама, следует напомнить, что слово “книга” имеет три основных значения: книга как произведение, книга как часть произведения и книга как том (подробнее см. в главе “Иудаизм”).

Священные книги ислама можно разделить на две группы. В первую группу входит одна книга, которая называется “Коран” (с арабского - “чтение вслух”). Коран - это и одна книга-произведение, и одна книга-том. Во вторую группу входит целое собрание священных книг, объединенное общим названием “Сунна” (с арабского - “образец”, “пример”). В этом собрании шесть книг-произведений и около 100 книг-томов. В литературе "Сунну" называют еще “Преданием”.

По вероучению ислама, существуют два вида Корана: небесный (Коран-оригинал) и земной (Коран-копия). Небесный Коран никто не создавал, он был всегда. Он существует в единственном экземпляре и хранится под троном Аллаха. В то же время небесный Коран чудесным образом содержит в себе прямую речь Аллаха. Земной Коран существует во многих экземплярах. Но точной копией небесного Корана является только земной Коран на арабском языке. Содержание земного Корана Бог передал людям 178

по своеобразной цепочке. Аллах диктовал содержание Корана ангелу Джабраилу, ангел - пророку Мухаммаду, Мухаммад в виде проповедей - своим ученикам. Ученики Мухаммада частично записывали проповеди Мухаммада, частично запоминали их и заучивали наизусть. После смерти Мухаммада при халифе Османе (644-656) был записан полный текст Корана.

Коран делится на 114 сур (сура с арабского - “глава”), суры делятся на части, которые называются аятами (аят с арабского -“чудо”, “знамение”).

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

“Мусульманская традиция рассматривает Коран - главную священную книгу ислама, как сборник проповедей, вложенных в уста Мухаммада Аллахом; текст Корана, якобы хранящегося на небесах под престолом Аллаха, “открывает” Мухаммаду во время его ночных бдений на горе Хира (близ Мекки) ангел Джибрил” (С. 188)

Сунна, по вероучению, есть собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. И целостные смысловые изречения Мухаммада, и рассказы о его жизни называются хадисами (хадис с арабского - “рассказ”). Поэтому Сунну называют также собранием хадисов. Автором изречений считается, естественно, сам Мухаммад. Авторами рассказов о его жизни считаются современники Мухаммада. Все хадисы, по вероучению, долгое время существовали устно. Позднее, в ІХ-Х вв., их записали видные богословы. Их имена: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаи и Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов.

Елисеев Г. А. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ. М., 1997.

“В ІХ-Х вв. самые известные и уважаемые богословы ислама составили шесть сборников хадисов, которые были признаны безусловно истинными и которые, собственно говоря, и составили “Сунну”.

Это сборники “Аль-Джами ас-Сахих” (“Достоверный сборник”), составленный Абу Абдаллахом Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Бу хари, “Аль-Джами ас-Сахих” Муслима ан-Нишапури, “Сунан” (“Сунна”) ибн Маджа, “Сунан” Абу Дауда ас-Сиджиста-ни, “Сунан” ан-Нисаи, “Аль Джами алъ-Кабир” (“Большой сборник”) Мухаммеда ат-Тирмизи. Самым известным и популярным является сборник Абу Абдаллаха аль-Бухари “Аль-Джами ас-Сахих”. По преданию, аль-Бухари изучил 600 тысяч хадисов и признал подлинными 7250, из которых и составил свой сборник. Хадисы объединены аль-Бухари по темам в сорок книг... Например, “Книга об описании рая и ада” уточняет рассказ

Корана об устройстве Вселенной, “Книга о молитве”, подробно описывает ритуал ежедневных молитв, “Книга о хаджже” говорит о последовательности, с какой совершается это важнейшее для мусульман паломничество. (Хаджжем называется паломничество в Мекку, - авт.) Хадисы, где излагаются подробности биографии Мухаммеда и его последователей, включены в “Книгу о походах.” (С. 295)

Учение о сверхъестественных существах (1. Бог). В исламе признается существование шести групп сверхъестественных существ. Это: 1) Бог, 2) ангелы, 3) злые джинны, 4) добрые джинны, 5) гурии, 6) Бурак. В понятие “группа” может входить и по одному существу. И в этом смысле особую и в то же время высшую группу составляет Бог.

Бога зовут Аллах. В переводе с арабского языка на русский “Аллах” и означает “Бог”. Но в настоящее время это слово воспринимается верующими как имя собственное. Бог один, и, по мусульманскому вероучению в отличие от христианского, Он существует в единственном лице.

Аллах сотворил землю, все живые существа, семь небес, рай (на седьмом небе) и ад (ниже первого неба). Выше седьмого неба размещается трон Аллаха. Аллах - “Господь мира”, т. е. он непосредственно управляет всеми событиями во Вселенной. Аллах имеет 99 прекрасных эпитетов: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий, Владыка Судного дня и др.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

“Главный и высший персонаж мусульманской мифологии -Аллах, единственный Бог, вечный и всемогущий. Мусульманская мифология отвергает христианскую концепцию троицы, резко выступает против представлений о сыне божьем...

Над седьмым небом помещается трон Аллаха... Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, - ниже первого неба.” (С. 184)

РЕЛИГИИ МИРА. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М., 1997. (Авторский коллектив: Н. В. Шабуров, Л. Г. Жукова, А. В. Журавский, А. В. Пименов.)

“У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” говорится в Коране. Имен этих - 99. Например, Милостивый, Милосердный, Верный - это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Аллаха и его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божествен-ISO ную сущность, которая остается для человека тайной. Верить в эту сокровенную тайну обязанность мусульманина." (С. 243-244)

Учение о сверхъестественных существах (2. Ангелы). Рассмотрим учение об ангелах по той же схеме, по которой мы рассматривали это же учение в иудаизме и христианстве. Но сначала отметим, что на арабском языке одного ангела называют “малайка”, а во множественном числе об ангелах говорят “малак”.

  • 1) Каковы функции ангелов? Творить добро, помогать Богу, помогать людям.
  • 2) Много ли их? Много. Поскольку каждого человека, по вероучению, сопровождают два ангела, постольку можно сделать вывод, что их миллиарды.
  • 3) Есть ли у них плоть? Нет.
  • 4) Есть ли у них пол? Нет.
  • 5) Каково их происхождение? Их сотворил Бог. В вероучении ислама есть пояснение, что ангелов Бог сотворил из света.
  • 6) Смертны ли они? Бессмертны.
  • 7) Воспринимаются ли ангелы органами чувств? Как правило, нет; как исключение, да.
  • 8) Делятся ли ангелы на старших и младших? Делятся. Ислам среди миллиардов ангелов выделяет четырех старших ангелов. Это: Джабраил (Джибрил, Джебраиль), Исрафил (Асра-фил), Мика л (Михаил) и Израил (Азраил). Джабраил - посредник между Аллахом и пророками. Исрафил - посредник между Аллахом и другими ангелами. В одной руке Исрафил всегда держит трубу, в которую по приказу Аллаха он должен протрубить, возвещая всему миру о наступлении Судного дня (Судным днем в исламе называется день конца света). Микал помогал мусульманам в военных сражениях с неверными, он же ведает явлениями природы, в частности дождем и ветром. Израил - ангел смерти: он разлучает души людей с их телами.
  • 9) Как зовут главного ангела? В иудаизме и христианстве главный ангел есть, в исламе его нет.

УРОКИ ИСЛАМА. Перевод с турецкого. Махачкала, 1991.

“Так же, как мы знаем что дважды два четыре, точно так же мы уверены в существовании ангелов. Мы не можем их видеть, но они видимы для глаз пророков. Мы же сможем увидеть их лишь в загробном мире. Ангелы не едят и не пьют. Среди них нет мужчин и женщин, они не женятся и не грешат, выполняя все, что велит им Аллах. Они точно так же почитают Его и молятся Ему. Они всегда помогают людям в их добрых делах.” (С. 9)

РЕЛИГИИ МИРА. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М., 1997. (Авторский коллектив: Н. В. Шабуров, Л. Г. Жукова, А. В. Журавский, А. В. Пименов.)

“Ангелы - это слуги и посланники Бога, исполнители его воли и решений. Они не едят и не пьют, не имеют пола... Коран особо выделяет ангелов - мукаррабун, приближенных к Богу, находящихся непосредственно у его престола.

К этим высшим ангелам относится прежде всего Джибрил (Гавриил) - главный посредник между Богом и пророками. Именно он передавал пророкам, в том числе и Мухаммаду, божественные откровения... Предание описывает его как существо огромного роста, ноги которого касаются земли, а голова уходит за облака.

Второй приближенный ангел - Микал (Михаил), который упоминается в Коране только один раз. В предании он чаще всего выступает как помощник Джибрила, а также как помощник мусульман в их борьбе с мекканскими язычниками. В народной вере он еще отвечает за дождь. Два других приближенных ангела не упомянуты в Коране, но о них много говорится в мусульманском предании. Это - Исрафил и Израил.

Исрафил читает с сокровенной скрижали божественные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для исполнения. Этот ангел никогда не расстается с трубой, в которую он однажды, встав на священной скале в Иерусалиме, вострубит, возвещая по воле Аллаха о наступлении дня Страшного Суда... У него четыре крыла...

Четвертый приближенный ангел - Израил... У него... четыре тысячи крыльев... За свою силу и суровость был назначен главным ангелом смерти. Он должен в течение сорока дней после смерти каждого человека отделять его душу от тела. Души верующих Израил отнимает безболезненно, а души “неверных” грубо и больно вырывает из груди.” (С. 245-246)

Учение о сверхъестественных существах (3. Злые джинны и 4. Добрые джинны). Об этих группах целесообразно говорить вместе, ибо они тесно взаимосвязаны. Само слово “джинны” переводится как “духи”. Джинны - это особого рода живые существа, созданные Аллахом из огня. Джинны делятся на злых и добрых. Функции каждой из этих двух групп джиннов соответствует их эпитетам: злые джинны противятся воле Бога и творят зло, добрые являются помощниками Бога и творят добро. После сотворения их Аллахом все джинны творили только зло. Но все изменилось после проповеди Мухаммада, обращенной не только к людям, но и к джиннам. Часть джиннов перевоспитались, стали вести себя, как ангелы, и главное: стали помогать 182

Мухаммаду и его последователям распространять ислам. Добрых джиннов называют еще джиннами-мусульманами. Все злые джинны стремятся причинить вред людям. Но среди этих джиннов выделяются особенно зловредные, их называют “шайтанами” (от еврейского “сатан” - “противник”).

Джиннов много. Но сколько именно - в религиозной литературе сведений нет. У джиннов есть плоть: в своем обычном виде они уродливы, с копытами на ногах, но могут принимать и человеческий облик. Джинны имеют пол и способны вступать в интимные отношения с людьми. Они делятся на старших и младших. Джинны смертны, но когда, как и в связи с чем они умирают, в литературе сведений нет.

УРОКИ ИСЛАМА. Перевод с турецкого. Махачкала, 1991.

“Джины созданы из огня, среди них есть мусульмане и не-мусулъмане. Они женятся между собой, производя на свет себе подобных. Они смертны, но видеть их нам тоже не дано.” (С. 9)

Для краткости будем далее называть злых джиннов греческим словом “демоны”. Есть ли среди демонов главный демон? Есть. У него два имени: Иблис (от греческого “диаболис” - “клеветник”) и Шайтан (от еврейского “сатан” - “противник”). Согласно мусульманскому вероучению, Иблис вначале был сотворен ангелом (но, в отличие от других ангелов, не из света, а из огня). Он отказался выполнить приказ Аллаха и поклониться сотворенному Аллахом первому человеку (этого первого человека, как и в иудаизме, как и в христианстве, зовут Адамом) и за это был превращен в демона. Если в христианстве считается, что все демоны без исключения в прошлом были ангелами, то, по вероучению ислама, в прошлом ангелом был только один демон, самый главный.

ИСЛАМ. СЛОВАРЬ АТЕИСТА. М., 1988.

“После сотворения Адама Аллах приказал ангелам пасть ниц перед человеком. Один из ангелов — Иблис (дьявол) — отказался это сделать, за что был низвергнут на землю и обречен в будущем на адские муки. До Судного дня - он враг Аллаха и людей. Иблису помогает его воинство из демонов. Общее их название - джинны. Это сверхъестественные существа, сотворенные из огня и дыма. Они способны принимать любой вид, могут быть мужского и женского рода. Наиболее злобными по отношению к людям являются шайтаны. Они мешают людям молиться, заставляют их забывать о Боге, учат волшебству и магии, часто придают греховным делам внешне благочестивый вид. Тот, кто следует за шайтанами, обречен на адские муки... Мухаммед был послан Аллахом проповедо вать и людям, и джиннам. Некоторые из джиннов уверовали и помогали распространять ислам.” (С. 33)

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 1. М., 1994.

“ИБЛИС... Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом, но отказался выполнить приказ Аллаха и поклониться созданному Аллахом Адаму, заявив: “Я - лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины”(7: 11). За это Иблис был изгнан с небес и поклялся повсюду совращать людей...” (С. 477-478)

В журнале “Новое время” (1999, №37) Елена Супонина в статье “Сватовство джинна” рассказала о необычном судебном процессе в Саудовской Аравии, когда мусульманина осудили за связь со злыми джиннами. Один мусульманин-нигериец лечил мужчин, страдающих эпилепсией, очень специфическим способом: он за солидную плату устраивал им сеанс секса с джин-нушкой (так в статье называется джинн женского пола). В роли джиннушки выступала молодая симпатичная брюнетка. Долгое время на “врача” никто не жаловался: видимо, “лекарство” помогало. Но у одного из пациентов припадки, сначала утихнув, потом возобновились с еще большей силой. Он обратился с жалобой на “врача” в полицию. В итоге красавицу-джиннушку отправили на длительный срок в тюрьму, а “врачу” за колдовство (ваххабизм Саудовской Аравии колдовство-магию запрещает) и связь со злыми джиннами отрубили голову.

Учение о сверхъестественных существах (5. Гурии). Пятая группа сверхъестественных существ - гурии (с арабского -“черноглазые”). Это специальные, райские женщины, созданные Аллахом для услаждения праведников. Поэтому учение о гуриях в какой-то мере сливается с учением о загробной жизни.

По вероучению ислама, каждый мужчина-праведник будет обладать в раю двумя группами женщин. Во-первых, все земные жены (а ислам разрешает иметь одновременно четырех жен) будут его женами в раю. Во-вторых, каждому праведнику в качестве особой награды выделяется группа гурий (по некоторым источникам каждому мужчине полагается 72 гурии). На правой груди у каждой гурии написано имя Аллаха, а на левой - имя праведника, которому она предназначена. Все гурии - девственницы, и такими они остаются всегда. Если по ночам некоторые из них теряют девственность, то утром их девственность чудесным образом восстанавливается.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 1. М., 1994.

“Гурии, (араб, hur, “черноокие”), в мусульманской мифологии девы, вместе с праведниками населяющие джанну (рай). 184

В Коране гурии называются “супругами чистыми”, т. е. лишенными как телесных, так и духовных недостатков. Их не коснулся ни человек, ни джинн. Сравнимые красотой с яхонтами и жемчугами, они сокрыты в шатрах; “и сделал их (Аллах) девственницами, мужелюбящими, сверстницами” (56 : 35-36).

“Позднее предание описывает гурии как существа, созданные из шафрана, мускуса, амбры и камфары. Они почти прозрачны и благоуханны, живут во дворцах, украшены драгоценностями. На груди у каждой написано имя Аллаха и имя ее супруга.” (С. 341)

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

“...Мотив плотских утех праведников с прекрасными девами-гуриями, к утру восстанавливающими девственность, является особенностью мусульманской мифологии.” (С. 186)

Учение о сверхъестественных существах (6. Бурак). В шестую группу входит одно сверхъестестественное существо. Его называют словом “Бурак”. Это и название вида этого существа, и его имя собственное одновременно. “Бурак” переводится с арабского как “Молния” или “Молниеносный”. Бурак выглядит следующим образом: тело, как у самого прекрасного коня, голова, как у человека, и крылья, как у орла. Его имя подчеркивает ту скорость, с которой он летит по небу.

Учение о Бураке сливается в исламе с той частью учения о пророках, где речь идет о Мухаммаде. В вероучении ислама есть рассказ о том, как однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Бурак в мгновение ока перенес пророка из Мекки в Иерусалим, а затем по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммад поднялся наверх для беседы с Аллахом.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 1. М., 1994.

“Бурак (вероятно, от арабского “блеснуть”, “сверкнуть”), в мусульманской мифологии верховое животное, на котором Мухаммад в сопровождении Джибрила совершил “ночное путешествие” из Мекки в Иерусалим. Мусульманская традиция описывает Бурака как лошадь или как животное среднее по размерам между ослом и мулом, белого цвета, с длинной спиной и длинными ушами. На ногах у Бурака были белые крылья, помогавшие быстро скакать. Позднее Бурака стали представлять крылатым конем, иногда с человеческим лицом. До Мухаммада Бурак служил и другим пророкам. Все они привязывали его к кольцу у Иерусалимской стены.” (С. 195)

Энциклопедия для детей. РЕЛИГИИ МИРА. Том 6. Часть вторая. М., 1996.

“В ночь с 26 на 27 число месяца раджаб Мухаммада, спавшего у Каабы, разбудил громкий призыв: “Проснись, спящий!”. Открыв глаза, он увидел ангела Джабраила в ослепительно белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом стояло удивительное животное - белая лошадь с человеческим ликом и лучистыми крыльями. На этом прекрасном создании Аллаха, именуемом ал-Бурак (“блеск”, “молния”), некогда ездил пророк Ибрахим, а теперь на него сел Мухаммад и мгновенно перенесся на север.” (С. 515)

Учение о махди. Слово “махди” в переводе с арабского означает “ведомый” (по смыслу имеется в виду: ведомый Аллахом по верному пути). (Хотя слово “махди” по существу играет роль имени собственного, в литературе принято писать его со строчной буквы.) Мусульманский махди напоминает иудейского Ма-шиаха. И Машиах, и махди - это люди, наделенные особо могущественными сверхъестественными возможностями и получившие от Бога специальные задания. И Машиах, и махди получили одинаковое задание - установить царство справедливости на земле и возглавить его. Однако есть и отличия. По вероучению иудаизма, Машиаху дано также повеление осуществить конец света. По вероучению ислама, конец света осуществит сам Аллах. По вероучению иудаизма, Машиах установит и возглавит царство справедливости после конца света. А по вероучению ислама, махди установит и возглавит царство справедливости до Судного Дня. Махди в назначенный Аллахом срок придет на землю вместе со своим помощником пророком Исой, они оба уничтожат царство несправедливости, которое до этого будет установлено помощником Иблиса злодеем Даджал-лом, и установят на девять лет свое царствование, в котором все люди будут почитать Аллаха.

Учение о махди есть и у шиитов. У них это двенадцатый имам (так шииты называют своих духовных вождей VII-IX вв.), который в конце IX века “скрылся”, но обязательно вернется, чтобы установить на земле царство справедливости.

Когда именно придет махди? Это для людей тайна.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

“МАХДИ, в мусульманской мифологии “ведомый” (Аллахом) человек, обновитель веры накануне страшного суда, своего рода мессия. Мусульманская традиция утверждала, что махди, происходящий из потомков Мухаммада, появится за несколько лет до страшного суда, когда вся земля будет наполнена злом и неверием. Он убьет Даджжала (в некоторых версиях эта роль 186

отводилась Исе) и установит на земле царство справедливости, силой вернет людей на путь Аллаха, возродит общину, живущую по законам ислама. Его короткое царствование (от 3 до 9 лет) будет царством изобилия. После царствования мах-ди, одновременно с которым на землю вернется и умрет Иса, наступит воскресение мертвых и страшный суд.” (С. 126)

Климович Л. И. ИСЛАМ. М., 1965.

“Двенадцатый шиитский имам, по верованиям шиитов, “скрылся” в конце IX в. Он стал махди - “руководимым “ Богом, благонаправленным, мессией ислама. Грядущее появление махди, согласно учению шиитов, наполнит правдой землю, пораженную несправедливостью, будет началом “золотого века” ислама.” (С. 115)

“Суннитская традиция тоже знает веру в махди, хотя в ее богословском обосновании и есть отличия от шиизма... В XIV в., во время народного восстания сербедаров в Хорасане, ожидание пришествия махди было столь велико, что в Сабзеваре на базаре постоянно держали оседланную белую лошадь; она, как полагали, могла понадобиться махди при его внезапном появлении.” (С. 116)

Учение о пророках. Отправные идеи этого учения те же, что в иудаизме и христианстве. Согласно вероучению ислама, пророки — это люди, которым Бог дал задание и возможность возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждет людей в будущем.

Пророков мусульманские богословы называют термином “наби” (что переводится на русский язык как “пророки”). Их, согласно вероучению, было 124 тысячи человек. Среди наби выделяют 313 человек, которые носят одновременно термин “расул” (что переводится на русский язык как “посланники”). Это лица, которые получили от Аллаха не только устные, но и письменные откровения. Таким образом, в исламе все посланники (расул) одновременно и пророки (наби), но не все пророки одновременно и посланники.

Среди посланников особым почитанием пользуются девять человек, которых называют “стойкими пророками”. Восемь из девяти почитают и христиане, но, по мнению мусульман, искажают их имена. Вот как этих восемь пророков называют христиане (в скобках - их мусульманские имена): Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Моисей (Муса), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Иисус Христос (Иса). Что касается восьмого стойкого пророка, то, по мнению мусульман, христиане исказили не только его имя, но и характеристику его внутренней природы. Иса - великий пророк, но не бог, а христиане ошибочно называют его “Богом”.

Из девяти стойких пророков самым большим почитанием пользуется девятый - Мухаммад. На втором месте по почитанию -Иса. О них дальше пойдет особый разговор.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском Университете. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1997. Ислам. (Автор главы - доктор исторических наук М. А. Родионов.)

“К цепи пророков (араб. ед. ч. наби) Мухаммад добавил еще одного - себя. Эта цепь начинается с первочеловека Адама, который еще на заре человечества исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Число древних пророков огромно: их не меньше ста тысяч (по некоторым свидетельствам, 124 тыс.), хотя в Коране упомянуто лишь 28.

Девять из них называются “стойкими": Нух (Ной), Ибрахим, Дауд (Давид, получивший Священное Писание Забур, или Псалмы), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айуб (Иов), Муса (Моисей, которому была ниспослана ат-Таура, или Тора), Иса (Иисус, получивший Инджил, или Евангелие) и, наконец, Мухаммад, которому был явлен Коран... Высшие из пророков - посланники (всего их 313), которым Бог ниспослал Писание, а высший из посланников - Мухаммад, Посланник Аллаха, Печать Пророков, замыкающий цепь.” (С. 216-217)

РЕЛИГИИ МИРА. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М., 1997. (Авторский коллектив: Н. В. Шабуров, Л. Г. Жукова, А. В. Журавский, А. В. Пименов.)

“Между пророком и посланником существуют различия. Пророк получает от Бога тем или иным способом просто откровение, как бы в “устной” форме. Посланник же получает откровение в “письменной” форме: ангелы приносят ему от Бога Писание, которое он обязан проповедовать среди людей.

Первым пророком был Адам, последним Мухаммад. Он явился, как говорится в Коране, печатью пророков, т. е. после него уже не может быть ни одного пророка.” (С. 249-250)

Учение о пророках (Иса). Мусульмане считают Ису вторым по значимости пророком (после Мухаммада). Иса, по вероучению, явил людям откровение Аллаха в книге “Инждил” (переводится как “Евангелие”). Иса пророк-посланник последний перед Мухаммадом. Он - лицо, особо приближенное к Аллаху. Его единственного Аллах наделил способностями творить птиц из глины, исцелять больных и даже воскрешать мертвых. В мусульманском богословии содержится следующий рассказ о жизни Исы.

Матерью Исы была женщина-еврейка, которую звали Марьям (Марйам). Роль отца Иисуса выполнила воля Аллаха. В Коране рассказывается, что когда Марьям удалилась от людей в пустынное место, то к ней явился дух (в толковании это ангел) и сообщил, что она родит мальчика, который будет “знамением для людей”. Марьям засомневалась, ибо она была девственницей. Ангел разъяснил: “Так сказал твой Господь: “Это для меня легко...”. Когда Марьям с новорожденным вернулась к людям, то окружающие, не зная о роли Аллаха в рождении младенца, стали упрекать ее в распутстве. За мать заступился лежавший в колыбели младенец. Он сказал: “Я - раб Аллаха. Он дал мне Писание и сделал меня пророком...”.

Взрослый Иса с дозволения Аллаха совершил ряд чудес: вылепил фигурки птиц из глины и оживил их, исцелил слепого и прокаженного, чудесным образом накормил своих учеников, попросив Аллаха опустить с неба стол с явствами, многократно воскрешал мертвых (у христиан Иисус Христос трижды воскрешает мертвых; у мусульман цифра не называется, а просто сообщается в Коране во множественном числе о чуде воскрешения мертвых Исой).

Один из грехов христиан мусульмане видят в утверждении, что Иса погиб. Мусульмане верят в другой вариант развития событий: Ису хотели убить его враги, но Аллах спас своего верного пророка, взяв его живым на небо. На небе Аллах допросил Ису: Не считал ли он себя Богом? Не утверждал ли он, что его мать Марьям является богиней? Иса заверил, что он никогда не говорил ничего подобного, а всегда учил людей поклоняться одному единственному Богу Аллаху. (По другому варианту религиозного рассказа, этот разговор Исы с Аллахом произойдет в Судный день.) Иса явится на землю второй раз вместе с махди и поможет махди установить на земле царство справедливости. Но затем Иса умрет. Его похоронят в Медине рядом с Мухаммадом. Он воскреснет в Судный день вместе со всеми умершими.

ИСЛАМ. СЛОВАРЬ АТЕИСТА. М., 1988.

“ИСА - особо почитаемый в исламе пророк, последний перед Мухаммедом, христианский Иисус... Коран подчеркивает, что Иса не сын Аллаха и не божество (9 : 30-31), особо осуждается идея троицы, под которой подразумеваются три божества -Аллах, Иса и его мать Марйам (Мария) (4 : 169, 5 : 76-80, 116). В Коране рассказано о чудесном рождении Исы у девственницы Марйам, о том, что ему было ниспослано откровение, называемое Инджил (Евангелие). Упоминаются там апостолы Исы и творимые им чудеса: оживление глиняных фигурок птиц, исцеление слепого и прокаженного, воскрешение мертвых, обнаружение сокрытого. Коран отрицает смерть Исы на кресте, утверждая, что враги “не убили его и не распяли, но это только представилось им” (4 : 56), он живым вознесен на небо и появится на земле накануне Судного дня. В послекорани-ческих преданиях предрекается появление Исы на земле вместе с махди. Он объявится в Палестине, убьет злодея Даджжлля и установит на земле царство справедливости. Затем Иса умрет, будет похоронен в Мекке рядом с Мухаммедом (ошибка в словаре, ибо Мухаммад похоронен не в Мекке, а в Медине, - авт.), и воскреснет вместе с другими в Судный день.” (С. 97)

КОРАН. Перевод Валерии Пороховой. Четвертое издание. Дополненное и переработанное. Аль-Фуркан. Москва, 1998. Текст перевода одобрен высочайшей комиссией Научно-исследовательской Исламской Академии Аль Азхар, Каир, № 147 от 5.10.1997 года.

Сура 4. Женщины.

“155. Да, Бог наложил печать на их сердца

За их неверие и богохульство -

И как же мало веруют они!

156. За то, что не уверовали в Бога,

Что клеветой жестокой Марйам оговорили,

157. За то, что говорили:

“Убит был нами сын Марйам -

Мессия Иисус, посланник Божий”.

Но ими не был он убит, и не распят.

Им лишь представилось все это...

158. Нет, (не был он убит)!

Господь вознес его к Себе.

Ведь Он велик и мудр!”

Сура 5. Трапеза.

“ПО... Писанию и мудрости тебя Я научил,

Евангелию и Закону (Тора).

И вот ты волею Моей

Из глины образ птицы сотворил,

Вдохнул в нее, и волею Моей, она живою стала.

И волею Моей ты исцелил того, кто слеп родился.

И прокаженного оздоровил Моею волей,

И оживил Моею волею умерших.”

116. “И скажет (в День Суда) Аллах: “О Иса, сын Марйам!

Ужель ты людям говорил:

“Меня и мать мою, помимо Бога, чтите!”

“Хвала Тебе “ - ответит Иса.

“Как говорить мне то, на что мне права нет?...

117. Я говорил им только то,

Что Ты мне повелел (им возвестить):

“Аллаху поклоняйтесь, что Един - и мой и ваш Господь!”

Сура 19. Марйам.

“27. Она пришла к народу своему,

Неся младенца-сына на руках.

Они сказали: “О Марйам!

Ты сделала неслыханное дело.

28. О сестра Харуна!

Ни твой отец порочным не был,

Ни твоя мать блудницей не была”.

29. Она им указала (на младенца,

Как бы ища ответа у него),

Они же (в изумлении) сказали:

“Как можем говорить мы с тем,

Кто все еще младенец в колыбели?”

30. Но тут заговорил младенец:

“Я - раб Аллаха.

Он Откровение мне дал и утвердил пророком.”

Учение о пророках (Мухаммад). Только Мухаммад носит титул “Печать пророков”. Это означает, что Мухаммад считается последним и самым великим из пророков. Именно Мухаммаду Аллах дал самое полное и главное письменное откровение - Коран. Два мусульманских праздника связаны с событиями из жизни Мухаммада: мавлюд (с арабского - “рождение”) - день рождения пророка и мирадж (с арабского - “вознесение”) - день его вознесения на небо для беседы с Аллахом. В эти дни в мечетях проводятся торжественные богослужения.

В мусульманской религиозной литературе рассказывается, что и зачатие, и рождение Мухаммада, и его вознесение на небо сопровождались чудесами. В ночь, когда был зачат Мухаммад, домашние животные в Мекке заговорили на арабском языке. Они извещали друг друга о том, что женщина забеременела посланником Божиим. Во время родов на мать пророка снизошел чудесный свет. В момент его рождения в Мекке рухнули наземь каменные идолы, которым поклонялись язычники, а в главном храме зороастрийцев на севере Ирана потухло пламя. После рождения младенец сразу же вскочил на ноги и воскликнул: “А вот и я, Мухаммад!”.

Что касается вознесения на небо, то здесь все события были чудесными с начала до конца. Однажды ночью к Мухаммаду в Мекке явился ангел Джабраил вместе с Бураком. Ангел разбудил Мухаммада и сказал ему, что его вызывает к себе Аллах. Мухаммад на Бураке, ангел на своих крыльях помчались из Мекки в Иерусалим. По дороге они сделали остановки на горе Синай, где пророку Мусе явился Бог, и в Вифлееме, где родился пророк Иса. И на Синае, и в Вифлееме Мухаммад совершил молитву, а лишь затем вместе с Джабраилом продолжил свой путь.

В Иерусалиме Мухаммада встретили пророки Ибрагим, Муса и Иса. С ними Мухаммад провел совместную молитву. Появившиеся в Иерусалиме ангелы разрезали Мухаммаду грудь и очистили его сердце и от грехов, и от самой возможности со-191 вершать грехи. С этого момента Мухаммад стал непогрешимым. (В другом варианте религиозного рассказа ангелы очистили сердце Мухаммада от скверны еще тогда, когда он был младенцем.)

С неба спустилась облитая сиянием лестница. По этой лестнице Мухаммад поднялся выше седьмого неба к трону Аллаха. Лик Аллаха был закрыт от Мухаммада несколькими тысячами одеял. Во время беседы с Аллахом Мухаммад произнес 99 тысяч слов. Сколько слов произнес Аллах, в рассказе не сообщается, но говорится о том, что Аллах велел Мухаммаду передать свое повеление о необходимости ежедневно совершать 50 молитв. Мухаммад попросил сократить количество обязательных молитв до пяти. Аллах удовлетворил его просьбу. После этого по повелению Аллаха Мухаммад осмотрел сначала рай, а затем ад. Наконец, он спустился по лестнице, сел на Бурака и прилетел к своему дому в Мекку.

Много ли прошло времени с момента, как Джабраил разбудил Мухаммада, и до возвращения Мухаммада в свой дом? Казалось бы, много. Но в религиозной литературе сообщается следующий любопытный факт. Когда Мухаммад выходил из дома, чтобы сесть на Бурака, он нечаянно опрокинул кувшин с водой. Когда он вернулся домой, кувшин с водой все еще падал. Мухаммад успел подхватить кувшин и поставить на место. И ни одной капли воды не пролилось на пол.

Елисеев Г. А. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ. М., 1997.

“.... После этого (после совместной молитвы с другими посланниками в Иерусалиме во время мираджа, - авт.) спустившиеся с небес ангелы разрезали ему грудь и очистили его сердце. И уже с обновленным сердцем и душой Мухаммед вознесся на небо, где предстал перед Аллахом” (С. 278-279)

Мавлютов Р. Р. ИСЛАМ. М., 1969.

“...Биография Мухаммеда... насыщена разного рода чудесами... В одном из мифов рассказывается, например, будто в ночь, когда был зачат пророк, домашние животные племени курейш, вдруг обрели дар человеческой речи. Они говорили: “Вот женщина забеременела посланником божьим, владыкой Каабы. Он - хранитель мира и свет его обитателей”... Мухаммед явился в мир уже обрезанным и, вышедши из чрева матери, сразу же вскочил на ноги и воскликнул: “Вот и я, Мухаммед!” (С. 18)

Учение о душе. Мусульманское учение о душе полностью совпадает с тем учением о душе, которое было у античных христиан и сохранилось сегодня во многих христианских конфессиях: в православии, католицизме, лютеранстве, баптизме и др. Вот каковы основные идеи этого традиционного религиозного 192

учения. Душа в отличие от тела - это сверхъестественная часть человека. Душа не зависит от тела, т. е. способна жить и без тела. Душа - это не совокупность мельчайших частиц (как, например, учит буддизм), а целостное образование. Души всех людей сотворил Бог, и души всех людей бессмертны.

Учение о загробной жизни. Загробный мир, по вероучению ислама, имеет два отделения: рай (по-арабски - джанна) и ад (по-арабски - джаханнам). В рай направляются праведники, в ад -грешники. Деление людей на праведников и грешников в исламе осуществляется по иному критерию, чем в христианстве. Если в христианстве все люди грешники (за исключением Марии, матери Христа), а праведники - это только особая часть грешников, то в исламе праведники и грешники - это две противоположные группы людей. У праведников в жизни преобладают добрые, у грешников - плохие, недобрые поступки. Если у античных христиан пребывание и в раю, и в аду для попавших туда считалось вечным (и таковым считается и сейчас у многих христианских конфессий), то у мусульман считается, что в раю все пребывают вечно, а обитатели ада делятся на постоянных и временных “жильцов”. Временными жильцами ада являются грешники-мусульмане: какие бы грехи они ни совершили, рано или поздно Аллах переводит мусульман из ада в рай. Если христианские богословы отрицают существование сексуальных отношений в раю, то мусульманские богословы настаивают на существовании таких отношений. Выше мы уже писали, а здесь напоминаем, что Аллах создал и поселил в раю специальных райских женщин (их называют гуриями), задачей которых является услаждать своими ласками праведников.

Пребывание в загробном мире мусульманские богословы, как и христианские, делят на два этапа: до Судного дня (существование душ без тел) и после Судного дня (когда в раю и аду души будут пребывать вместе с телами). Где будут пребывать души на первом этапе загробной жизни? На этот вопрос в литературе и в религиозном сознании даются два разных ответа. Первый ответ: в раю или аду, но без тела. Второй ответ: в могиле в ожидании Судного дня.

В Судный день по звуку трубы ангела Исрафила сначала все живые умрут, а затем все мертвые (в том числе и те, которые только что умерли) воскреснут. Все люди один за другим пройдут по мосту Сират, протянутому над адом в рай, тонкому как волос и острому как лезвие меча. Праведники успешно пройдут по мосту в рай, а грешники же свалятся в адскую бездну.

Вот что говорят источники о первом варианте первого этапа загробной жизни (душа умершего сразу же попадает в рай или ад, но находится там без тела).

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

"... До судного дня пребывание душ в аду или раю оказывается временным...” (С. 186)

"ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА". 11 августа 1988 г. Перепечатка из журнала “Штерн” (ФРГ).

(Опубликован рассказ иранского офицера Али Мохаммеда о некоторых эпизодах войны Ирана с Ираком в 1980-1988 гг. Этот рассказ не только иллюстрирует учение о загробной жизни, но и свидетельствует о том, на какие ужасные поступки может толкнуть верующих людей религиозный фанатизм, - авт.)

“За три месяца службы я отправил на фронт четыре тысячи детей и подростков. Самому младшему было шесть лет, а большинству - от 12 до 16 лет... День (в казарме для детей, -авт.) начинался очень рано с молитв. Затем в течение часа пели песни и декламировали лозунги, выдержки из Корана... Я видел, как солдаты вешали на шею каждому из подростков пластмассовый ключ. С его помощью, обещали ему, ты после смерти можешь открыть ворота в рай. Затем детей ставили в шеренги и пускали на заминированную территорию. Так они прокладывали путь регулярным войскам. С таких заданий никто из детей не возвращался.”

Далее журналист из журнала “Штерн” пишет: “Али Мохаммед замолкает. Комок подкатывает к его горлу. Он не в силах больше говорить...”.

ТВ - ОРТ - “ВРЕМЯ” - 1 августа 1997 г.

Интервью с мусульманином-боевиком из Палестины.

Журналист: “А вы не боитесь смерти?”

Мусульманин-боевик: “Нет. Я умру и сразу же окажусь в раю.”

Второй вариант представлений о загробной жизни душ умерших до Судного дня иллюстрируют другие материалы.

УРОКИ ИСЛАМА. Перевод с турецкого. Махачкала, 1991.

“Мы, конечно же, знаем, что светопреставления еще не было. День, когда оно настанет, известен лишь Аллаху. Но день этот настанет. Возникает вопрос: а что же мертвые, что они сейчас, до наступления Судного дня? Мертвые ждут Судного дня в могилах, ведь могила — это место ожидания. Ждут, чтобы получить вознаграждения в раю (те, кто творил при жизни добро) или наказания в аду (творившие зло)” (С. 12)

ТВ - РОССИЯ - “ТЫСЯЧА И ОДИН ДЕНЬ” - 5 мая 2000 г.

Голос за кадром: “Ислам учит, что уже после смерти, но еще до начала новой, вечной жизни человеческая душа прохо-194

дит еще один этап. Это этап ожидания. Душа будет ждать того момента, когда ангел Аллаха возвестит о начале суда. Вплоть до самого его начала продолжится период ожидания”.

Абдул-Вахед Ниязов, руководитель Исламского культурного центра: “После смерти перед воскрешением (очень часто это говорил наш пророк) человек, душа которого наполнена грехами, она будет находиться в состоянии ожидания адовых мук. Она будет как бы видеть перед собою все то, что ждет ее после воскрешения. Человек, который своими делами, своими помыслами добился перед Всевышним лучшей участи и не входит в сонм грешников, является праведником. Этот человек уже даже в состоянии ожидания после смерти, но до воскрешения, он уже будет видеть прекрасные картины рая, прекрасные картины вечной жизни”.

Архив... Фонд “ИСЛАМ”. Дело 1. Запись интервью В. Н. Никитина (от 15 мая 2000 г.) с Али Кайа, преподавателем мусульманского богословия в религиозной школе при Санкт-Петербургской мечети.

"НИКИТИН:

- Где находится душа праведного мусульманина после смерти тела, но до наступления Судного дня? В раю? Или в другом месте? И соответственно, где находится душа грешника после смерти тела, но до наступления Судного дня? В аду или в другом месте?

АЛИ КАЙА:

- До Судного дня душа будет в могиле. Мне неизвестно будет ли она рядом с телом или в теле. Но до Судного дня ни душ праведников не будет в раю, ни душ грешников не будет в аду. Но в могиле души праведников будут награждены предчувствием будущего блаженства. А души грешников будут наказаны предчувствием будущего наказания. Есть такое слово “кабр”. Оно означает жизнь души в могиле.” (Лист 3)

Что касается характеристики второго этапа загробной жизни, то здесь в источниках расхождений нет.

ИСЛАМ. СЛОВАРЬ АТЕИСТА. М., 1988.

“ДЖАННА (араб. - сад) - место, где праведники обретут полное блаженство, одно из названий рая в исламе... По Корану, джанна - это тенистые сады с источниками, каналами и прудами. Там текут реки из молока, “вкус которого не меняется”, реки из вина, “приятного для пьющих”, реки “из меду очищенного”. Там растут пальмовые и гранатовые деревья. Обитатели джанны в богатых одеждах возлежат на “ложах расшитых”. Они едят, что пожелают, пьют необыкновенные напитки. Им прислуживают “мальчики вечно юные”. Праведникам даны в супруги “черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому” девственницы-гурии, которых не коснулся до них “ни человек, ни джинн” (см. 47:16-17, 55 : 46-78, 56 :11-386, 76 :11-22)” (С. 65)

“ДЖАХАННАМ (араб.) - геенна, место, куда попадают после смерти неверные и грешники, одно из основных названий ада в исламе... Жертвы джаханнам горят в огне. “Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания”, - говорится в Коране. (4 : 59)...

Согласно наиболее распространенным представлениям, муки джаханнам вечны для немусулъман. Для грешников-мусульман они могут со временем прекратиться.” (С. 66)

МИФЫ НАРОДОВ МИРА. Том 2. М., 1994.

“Согласно укоренившейся традиции, в рай ведет мост Си-рат, тонкий, как волос, острый, как меч. Под мостом — ад. Праведники свободно идут по мосту, грешники падают в пламя геенны.” (С. 186)

Букалов А. ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ В РАЮ? - В газете: 24 часа, 8 августа 1997 г.

“Турецкие исламские теологи вступили в спор с самим Папой Римским по вопросу о том, существует ли сексуальная жизнь в раю...

Трактуя священный Коран, турецкие богословы утверждают, что в раю процветают все виды наслаждений, в том числе и плотские. Чувственная любовь достигает на небесах своего наивысшего проявления, считают исламские теологи...

Поскольку Иоанн Павел II в своих проповедях не раз отрицал возможность чувственных наслаждений в загробной жизни, его стамбульские оппоненты заявляют: “Папа Римский еще не попал в рай, как же он может утверждать, что там секса нет?” (С. 5)

Учение о шариате. Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат. Шариат (от арабского “ша-риа” — “правильный путь”) - это свод правил поведения, одобренных мусульманскими авторитетами. Шариат может существовать и в письменной форме (как книги, написанные авторитетами), и в устной форме (как проповеди, произнесенные авторитетами). Шариат - это правила поведения и юридические, и моральные, и бытовые. Это указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни в коем случае. Именно через шариат находит свое выражение нравственное учение ислама.

Шариат опирается на Коран и Сунну. Но Коран и Сунну надо толковать (объяснять), а толкования могут быть разные. У всех мусульман-суннитов во все времена были один Коран и одна 196

Сунна, но шариатов было много. Конечно, во всех шариатах есть нечто общее, но есть и отличия. В одно и то же время в разных странах в чем-то шариаты провозглашали разные правила поведения. В одной и той же стране в новое время через шариат тоже могут провозглашаться нормы, в чем-то отличающиеся от норм прежнего времени. Так, например, в Афганистане шариат 80-х годов XX века разрешал женщинам не закрывать лица чадрой, а мужчинам - не отращивать бороды. В 90-х годах XX века шариат этой же страны категорически запретил женщинам появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам не иметь бороды.

Наличие различий в шариатах разных стран нередко приводит к спорам между мусульманами по вопросу о том, кто из них исповедует истинный ислам. Не нам быть судьями в этом споре. Однако мы должны сказать, что человечество через свои общественные учреждения (в частности, через ООН) одобряет только такие нормы поведения, которые утверждают гуманизм. И в этой связи заслуживают одобрения те моральные нормы шариата, которые пропагандирует мусульманское руководство России через телевизионную передачу “Тысяча и один день”. В 1998, 1999 и 2000 годах мусульманские богословы, служители культа, активные религиозные деятели регулярно по пятницам по телеканалу “Россия” призывали единоверцев и всех людей доброй воли к борьбе с терроризмом, воровством, алкоголизмом, наркоманией, сексуальной распущенностью и другими преступными деяниями и нравственными пороками. В то же время они утверждали многие позитивные нормы поведения: помощь бедным, почитание старших, уважение к другим религиям, заботу о благоденствии России и т. п.

Шариат содержит внутри себя определенные пищевые запреты. В частности, шариат запрещает мусульман употреблять в пищу свинину и распивать алкогольные напитки. Пиво пить нельзя: оно считается алкогольным напитком. Относительно кефира мнения разделились: одни мусульмане считают его алкогольным напитком и не пьют, другие - безалкогольным напитком и пьют. Нельзя есть мясо акул, крабов, раков. Нельзя есть мясо хищных животных. Однако, в отличие от запретов иудаизма, шариат разрешает мусульманам есть верблюжатину, миног и угрей[1].

В ряде стран мусульманские авторитеты вводят в шариат не только обязательные предписания и запреты, но и меры наказания за нарушение этих предписаний и запретов (публичная порка, тюремное заключение, отсечение руки, смертная казнь и др.).

24 ЧАСА, 25 июня 1998 г. (Перепечатано из: Интернэшнл геральд трибюн, 1998, 11 мая.)

“Верховный суд Ирана подтвердил смертный приговор, вынесенный судом низшей инстанции Мортезе Фурузи редактору газеты “Иран нъюс”, выходящей в Тегеране на английском языке. В соответствии с законами шариата он был приговорен к “смертной казни путем побития камнями” по обвинению в шпионаже в пользу Южной Кореи, Франции и Японии и нескольких случаях супружеской измены. При приведении в исполнение казни путем побития камнями осужденного зарывают по горло в землю, а затем кидают ему в лицо мелкие камни, пока он не умирает.” (С. 12)

ORBIS TERRARUM. Еженедельный обзор важнейших событий религиозной жизни. Издается Информационной Группой Общества “MILITIA DEI”. Санкт-Петербург, № 0, 20 февраля 2000 г.

“В штате Замфара на севере Нигерии приведен в исполнение первый приговор, вынесенный там в конце января нормами шариата. В присутствии почти тысячной толпы зевак на площади перед дворцом эмира в столице штата Гусау местный житель получил 80 палочных ударов за распитые алкогольные напитки в общественном месте.” (С. 5)

Существуют ситуации, когда положения шариата, на наш взгляд, по своему существу являются экстремистскими. Экстремизм шариата бывает как внутренний (когда за нарушение некоторых норм морали своих же единоверцев подвергают жестокой казни), так и внешний (когда насильственным путем пытаются распространить ислам среди “неверных”). Так, в Афганистане пришедшие в 1994 году к власти талибы (с арабского - "ищущие знания") за секс без брака и за супружескую измену побивают на смерть камнями, гомосексуалистов живыми зарывают в землю. Устами своего руководителя Мохаммада Омара талибы Афганистана заявляют о своем праве насильственно насаждать в других странах те порядки, которые они считают справедливыми. “Когда неверные нас обвиняют, - заявил Мохаммад Омар, - мы отвечаем, что Коран - защитник всего человечества. И если небесный порядок не будет насильно насажден на земле, это приведет к еще большим бедам”[2].

Наиболее известным случаем проявления экстремизма через шариат является смертный приговор, вынесенный в феврале 1989 г. духовным лидером Ирана аятоллой (это титул) Хомейни писателю Салману Рушди. По заявлению Хомейни Рушди оскор-

бил пророка Мухаммада и священную книгу мусульман Коран в своем романе “Сатанинские стихи” (название романа иногда переводят как “Сатанинские суры” или как “Сатанинская поэзия”). Вместе с писателем Хомейни приговорил к смерти “всех тех, кто имеет отношение к ее (книги) публикации”.

Салман Рушди - индус по национальности, проживающий в Англии. Хомейни призвал мусульман выполнить вынесенный им приговор. В июне 1989 г. Хомейни умер, но и в 2000 году приговор все еще оставался в силе. И только защита британских спецслужб не дала религиозным фанатикам возможности привести приговор в отношении него в исполнение. Однако были убиты переводчики этого романа с английского на японский и итальянский языки.

В чем же Хомейни усмотрел оскорбление пророка и Корана? Главный герой романа Рушди носит имя Махунд (не Мухаммад). Он бизнесмен и под диктовку ангела пишет некую книгу (в романе ее названия нет). Но однажды под видом ангела к нему явился Сатана. И часть глав (сур) книги оказались продиктованными Сатаной. Впоследствии Махунд обнаружил, что эти главы исходили от Сатаны и вычеркнул их из текста книги. Конечно, в данном сюжете есть некая отдаленная аналогия с обстоятельствами создания земного Корана. Но причем здесь оскорбление Мухаммада и Корана? Фактически Хомейни и послушные ему религиозные фанатики уже сам факт художественного творчества на религиозные сюжеты (в связи с несовпадением художественного сюжета с богословским) посчитали оскорблением ислама.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. 21 февраля 1989 г.

‘‘Тегеранское радио процитировало следующие слова Хомейни:

- Я хочу проинформировать гордых мусульман всего мира, что автор книги “Сатанинская поэзия”, которая направлена против ислама, пророка и Корана, и все те, кто имеет отношение к ее публикации, приговорены к смерти. Я прошу всех мусульман уничтожить их, где бы они ни находились” (С. 3)

ИЗВЕСТИЯ. 13 июня 1991 г.

“По сообщению токийской полиции, в своем номере был найден мертвым профессор университета Хитоси Игараси, который перевел на японский язык “Сатанинские стихи” Салмана Рушди. На его теле обнаружено множество колотых ран.” (С. 5)

ИЗВЕСТИЯ. 16 июля 1991 г.

“В начале июля в Милане был убит Этторе Каприоло, который перевел “Сатанинские стихи” на итальянский” (С. 5)

Учение о молитве. Служители культа учат, что существуют молитвы трех видов: шахада (ежедневное свидетельство о ве-

ре), намаз (ежедневная пятикратная обязательная молитва) и дополнительная молитва.

Шахада (с арабского - “свидетельство”) - это краткая формула на арабском языке: “Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун ра-суль льляхи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его”). Шахада произносится только по-арабски, она повторяется несколько раз в день, обязательно включается как частичка в два остальных вида молитвы. Если немусульманин произнес шахаду при двух мусульманах-мужчинах, то он становится мусульманином (правда, при условии, что он до этого выразил желание стать мусульманином).

Намаз (с персидского - “молитва”) - ежедневный пятикратный молитвенный цикл. Поэтому можно говорить о совершении мусульманами пяти намазов в сутки. Намаз включает в себя установленные словесные формулы (обязательно на арабском языке), определенные позы (стоя, поясной поклон, на коленях, сидя на пятках) и определенные движения. Совокупность формул, поз и движений называется ракатом. Намаз совершается: первый раз -на рассвете (два раката), второй - около полудня (четыре раката), третий - между полуднем и закатом (четыре раката), четвертый -после заката (три раката), пятый - перед сном (четыре раката). Перед намазом мусульманин должен совершить омовение, женщины должны молиться отдельно от мужчин. Намаз может совершаться коллективно и индивидуально, в мечети и вне ее.

Дополнительными считаются все молитвы, которые не являются шахадой (хотя шахада обязательно входит внутрь них как особая молитвенная клеточка) и намазом. Текст этих молитв мусульманин может составить сам. Эти молитвы могут совершаться (и, как правило, совершаются) на родном языке. Именно через дополнительные молитвы мусульманин выражает свои просьбы к Аллаху. Они могут быть произнесены в любое время суток.

Все молитвы мусульмане должны совершать, повернувшись лицом в сторону священного города Мекки.

Энциклопедия для детей. РЕЛИГИИ МИРА. Том 6. Часть вторая. М., 1996.

“Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: “Ла илаха илла-л-лаху ва Мухаммадун расулу-л-лахи” (“Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” ).

Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу.” (С. 533)

“Каноническая молитва (араб. - “ас-салат”, перс. - "намаз" )...

В зависимости от времени суток каждая молитва включает два-четыре цикла (ракат) поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и в пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети.” (С. 533)

"Допускается прямое обращение к Богу, произносимое на любом языке в пристойных выражениях без омовений и рака-тов.” (С. 535)

Учение о борьбе за веру. Каждый мусульманин обязан участвовать в борьбе за веру. Борьба за веру обозначается термином “джихад” (“усилие”, “старание”) Мусульманские богословы различают четыре вида джихада.

Первый вид - джихад меча. Это участие в вооруженной борьбе с неверными. Такой вид джихада объявляется в ситуации, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях. Так, с 1980 по 1988 год воевали друг с другом Иран и Ирак. В обеих странах среди верующих преобладают шииты (правда, в Иране их больше). Духовные руководители обеих стран назвали мусульман соседней страны “неверными” и соответственно взаимно объявили им джихад.

Остальные виды джихада существуют постоянно. Второй вид - джихад руки. Имеется в виду принятие определенных дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности. Как минимум, джихад руки применяется в семье старшими ее членами по отношению к младшим.

Третий вид - джихад языка. Под этим видом джихада понимается обязанность верующих одобрять окружающих, когда они совершают поступки, угодные Аллаху, и порицать их за нарушение норм шариата.

И четвертый вид джихада - джихад сердца, под которым понимается борьба каждого мусульманина с собственными пороками и недостатками.

Учение о паломничестве в Мекку. Паломничество в Мекку обозначается в исламе термином “хаджж”. Фактически большинство паломников посещают не только Мекку (город, в котором родился Мухаммад), но и Медину (город, в котором он умер и похоронен; в 450 километрах от Мекки). Но обязательным для паломников является только посещение Мекки.

Главная идея учения в требовании, обращенном к каждому мусульманину: если он имеет физические и материальные возможности, то обязан хотя бы один раз в жизни или совершить лично паломничество в Мекку, или послать в Мекку своего заместителя. В историческом прошлом требование личного паломничества было единственным. Но по мере увеличения численности мусульман в мире его буквальное выполнение стало нереальным. Тогда и появилась идея о заместителе. Своего заместителя мусульманин обязан обеспечить необходимыми для паломничества денежными средствами. (В 2000 году, например, стоимость паломничества из России оценивалась суммой в 1550 долларов.) А заместитель, в свою очередь, обязан привезти тому, кого он замещает, документ - свидетельство о совершенном хаджже. Одному мусульманину выдается на руки только одно свидетельство, поэтому заместитель должен быть человеком, который в прошлом уже участвовал в хаджже.

Паломничество должно совершаться в определенное время года, а именно в последний 12 месяц лунного года (этот месяц называется зу-ль-хиджжа). В хаджже есть обязательная часть (это дни календаря, в которые паломники должны быть в Мекке и ее окрестностях) и дополнительная часть (это дни “до” или “после” обязательной части; в это время паломники могут посетить Медину, а также другие священные места Аравийского полуострова). Паломники должны прибыть в Мекку к 7-му числу мусульманского месяца зу-ль-хиджжа, быть в Мекке и ее окрестностях семь дней и каждый день совершать предписанные для этого дня шариатом обряды. Это обход Каабы (священного здания во дворе главной мечети в Мекке), испитие воды из священного колодца, семикратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними примерно 300 метров), молитвенное стояние в долине у горы Арафат (18 километрах от Мекки) с 12 часов дня до захода солнца (примерно семь часов), собирание семи камней в другой долине, забрасывание этими камнями в третьей долине каменного столба, который символизирует Шайтана, и в заключение жертвоприношение скота.

У мусульман лунный календарь, и поэтому в пересчете на солнечный время паломничества может оказаться в любом месяце. Так, в 2000 году обязательное семидневное пребывание в Мекке начиналось 14 и заканчивалось 20 марта. В последнее время хаджж ежегодно совершают более 2 млн. мусульман. В обязательные дни хаджжа каждый мусульманин должен быть одет в ихрам (специфическую одежду: два куска белой ткани без швов; в эти куски ткани надо себя искусно завернуть) и ежедневно произносить шахаду не менее 100 раз.

Главный обряд - жертвоприношение скота - совершается в три последних дня паломничества. Эти дни считаются праздником, который отмечают мусульмане всего мира. Этот праздник в одних странах называют по-арабски “Ид аль адха”, в других (в том числе и в России) по-турецки “Курбан-байрам”. В обоих случаях перевод один и тот же - “Праздник жертвоприношений”. В эти дни в угоду Аллаху режут овец, коров и верблюдов. В ряде стран (в 202 том числе и в России) мусульманам, не имеющим скота и средств на его покупку, разрешается зарезать курицу. Одну треть мяса можно взять себе, две трети следует отдать неимущим.

В XX веке в некоторых странах (в том числе в России) духовные лидеры мусульман разрешили верующим заменять жертвоприношения денежными взносами в пользу неимущих.

В самой Мекке, где совершается наиболее массовый убой скота, в организации процедуры жертвоприношения произошли прогрессивные изменения: если еще в 50-х годах XX века туши зарезанного скота просто закапывали в землю, то сейчас их замораживают и отправляют в качестве гуманитарной помощи в страны с голодающим населением.

Большое скопление паломников иногда приводит к трагедиям. В 1997 году в палаточном городке в результате пожара погибло 340 человек. В 1998 году были задавлены толпой 120 верующих. Но самой большой трагедией были события 1990 года, когда в подземном переходе в толчее погибло 1500 паломников. Родственники и близкие погибших утешают себя тем, что, согласно вероучению, мусульмане, умершие в Мекке, немедленно оказываются в раю, причем на самых лучших местах.

Немусульманам посещение Мекки и Медины категорически запрещено. Нарушение этого запрета в лучшем случае закончится двухмесячным пребыванием в тюрьме, а в худшем - фанатики разорвут “неверного” на части. История Мекки знала и тот, и другой случай.

ИД АЛЬ-АДХА. (Подписи нет.) - В журнале: Наука и религия, 1994, № 4.

“Согласно традиции, один человек приносит в жертву одну овцу, группа от одного до десяти человек - одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Это не должны быть животные с изъянами, не пригодные в хозяйстве” (С. 45)

“Главный обряд праздника совершается в Мекке, в долине Мина. Мусульманское предание гласит, что именно здесь, близ Каабы и священного источника Замзам, покорный воле Аллаха Ибрахим - первый проповедник единобожия - был готов принести в жертву своего сына Исмаила.” (С. 45)

Мухаммадиев Ф. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТОТ СВЕТ, ИЛИ ПОВЕСТЬ О ВЕЛИКОМ ХАДЖЖЕ. - В книге: Рахим Далил. Пулат и Гульру. Фазлиддин Мухаммадиев. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТОТ СВЕТ, ИЛИ ПОВЕСТЬ О ВЕЛИКОМ ХАДЖЖЕ. М., 1969.

“Паломники приводили купленных на базаре овец и баранов на площадь жертвоприношений. В несколько рядов параллельно друг другу здесь были выкопаны длинные и глубокие рвы. Специально назначенные на дни праздника мясники, стоя возле рвов, принимали овец и баранов у ждущих очереди право-203

верных и за мзду, величина которой зависела от щедрости паломников, резали животных. Кто хотел, мог взять мяса сколько угодно. В первой половине дня желающих попользоваться бесплатным мясом было много, но теперь, по-видимому, все уже нахватались и возле мясников за короткое время выросли такие горы туш, что мясникам пришлось передвинуться на свободное место.

Пройдя таким образом вдоль одного рва, мясники переходили к другому, и тогда американский бульдозер, ждущий поодаль с незаглушенным мотором, подъезжал и сгребал в ров эти груды мяса. Второй бульдозер засыпал ров землей.” (С. 429)

Казиев Ш. МОЙ ХАДЖЖ. - В журнале: Наука и религия, 1998, № 7.

“Меня спрашивали: как же я совершал жертвоприношения, как закалывал овцу или, может быть, верблюда. Никак не закалывал... Достаточно оплатить специальный купон и вы -участник жертвоприношения...

Нам, журналистам, удалось увидеть, как все происходит на специальном предприятии неподалеку от Мекки... Он (процесс убоя скота, - авт.) до предела механизирован, до мелочей отлажен. Всего через 20 минут после заклания овца, разделанная и уже замороженная, отправляется в огромном реф-рижираторе в страны с голодающим населением. И не только с исламским. 4000 овец в час.” (С. 17)

Корявин Л. МИНАРЕТЫ И НЕБОСКРЕБЫ. М., 1973.

“...Находились отчаянные среди европейцев, которые, переодевшись в одежду паломника, все же заглядывали за стены Мекки. Одного иноверца опознали у храма Кааба. Разъяренная толпа буквально разорвала его на части, и полиция не сумела отстоять беднягу... Голова иноверца, осквернившего, по мнению мусульман, святыню своим “дурным взглядом”, каталась по аравийскому песку, как футбольный мяч.” (С. 200)

Учение о соблюдении поста. В девятый месяц лунного календаря (название месяца - рамадан; в другом произношении -рамазан) мусульмане обязаны соблюдать пост (с арабского - “саум”, с турецкого - “ураза”). От поста в месяц рамадан с условием соблюдения его в другое время освобождаются те, кто по объективным обстоятельствам не могут его соблюдать именно сейчас: участвующие в военных действиях, находящиеся в плену, находящиеся в пути, больные. Без всяких условий от поста освобождаются дети, престарелые, беременные и кормящие женщины. Заключается пост в полном воздержании в светлое время суток от пищи, питья, курения, развлечений и интимных отношений. Для мусульман, живущих в северных регионах, где существуют так называемые 204

“белые ночи” (а ближе к Полярному кругу зимой вообще не бывает света, а летом тьмы), час начала и окончания поста устанавливается решениями мусульманского духовенства.

Мелихов А. ПОВЕСТЬ О “ПРАГМАТИЧНОМ АНДРОНЕ”. - В журнале: Нева, 1996, № 8.

“Дамаск... В брезжущую рань нас регулярно будит гул далекого взрыва... Оказывается, это пушка салютует восходу солнца, после чего нельзя ни есть, ни пить, ни... целовать. И соблюдают. Наш Омар, парень вполне вроде бы цивилизованный, до вечернего выстрела отказывался проглотить таблетку от головной боли.” (С. 167)

“Пять столпов ислама”. В исламе есть понятие “пяти столпов ислама”. Речь идет о пяти основных обязанностях каждого мусульманина. Эти обязанности не исчерпывают всех обязанностей мусульман, но о “столпах” мусульмане должны помнить прежде всего и главным образом. Все они есть составная часть определенных положений вероучения, о которых речь шла выше.

В учение о молитве включены обязанности творить шахаду (первый столп) и совершать намаз (второй столп). Третьим столпом является требование соблюдать пост в священный месяц рамадан, четвертым - требование совершить хаджж, хотя бы раз в жизни. И наконец, учение о шариате включает в себя требование уплачивать в мечеть закят. Так в исламе называют налог на имущество и доходы мусульманина. Этот налог должен использоваться в пользу бедных. Это пятый столп ислама.

* * *

Ислам, как мы писали выше, вторая религия мира и вторая религия в России. Этот факт уже требует от любого культурного человека изучения ислама. К тому же следует иметь в виду, что все не-мусульмане должны стремиться жить в мире и дружбе с мусульманами. Для этого надо уважать мусульман и стараться заслужить уважение с их стороны. А эти исключительно важные задачи невозможно осуществить без знания ислама - религии, которая воспринимается ее сторонниками как величайшая святыня в их жизни.

  • [1] См.: Архив... Фонд “Ислам”, дело 1, лист 1.
  • [2] Вечный Зов. Ежемесячная газета для россиян. Санкт-Петербург. Издатель: Фонд “Альфа и Омега”, апрель 1999 г. С. 12. 198
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >