Красная площадь

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Красная площадь в историческом и архитектурно-художественном отношении неотделима от Кремля. Она возникла в конце XV в. при Великом князе Иване III натерритории посада, освобожденного отдомов для торговли. Отсюда первоначальное название площади — Торг. В формировании архитектурного ансамбля площади ведущую роль сыграла Кремлевская стена с Фроловской (Спасской), Сенатской и Никольской башнями, которые определили продольную композицию площади.

Доминантой площади, начиная с XVI в., является Покровский собор, самое высокое в то время здание Москвы (57 м). Он сооружен на рву, на бровке Боровского холма над Москвой-рекой, особняком от других строений. Холм, на котором был возведен собор, как оказалось при инженерном обследовании в начале XXI в. специализированной компанией «КРЕАЛ», частично насыпной. Возможно, он образовался при земляных работах, связанных с устройством рва в начале XVI в. Ров вдоль кремлевской стены был шириной 37—38 м и глубиной 11 м. Были выявлены дефекты ленточных фундаментов и конструкции подпорной стены. Особенность нахождения Покровского собора у Фроловских (Спасских) ворот в том, что он как архитектурная доминанта

1

Алмазова Н.М., Баталов А.Л. Памятники архитектуры. Инженерные обследования. Вып. 3. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). М., 2005. С. 12, 52.

господствует над большими открытыми пространствами и служит связующим звеном между Кремлем и Китай-городом. Собор поставлен вне Кремля, что знаменовало единение царя и народа (посада) под покровительством Всевышнего. Храм в архитектурной форме и композиции отражал мировоззрение середины XVI в. — идеал реформ централизованного государства, воплощал новый образ московского посада в антагонизме царя и бояр, а также укрепление, сплочение и объединение народа.

Красная площадь

Уникальность памятника архитектуры — его яркий образ, симметричность ансамбля, оригинальность, гармония сочетания различных форм, художественная неповторимость. Особенность собора Покрова на Рву в том, что он посвящен взятию Казани Иваном IV Грозным, основная битва за Казань состоялась 2 октября 1552 г., вдень Покрова Богородицы. В процессе военных действий после каждой значительной победы, около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы, возводилась небольшая деревянная церковь во имя святого, память которого отмечалась в день победы. К окончанию войны на одной площадке были воздвигнуты 8 церквей[1]. Архитектура храма создавалась из традиционных форм русского деревянного зодчества с резными украшениями. Построенные в 1552—1554 гг. храмы были освящены 1 октября 1554 г., но они своим внешним видом не отвечали величию памятника, поэтому уже в том же году Иван IV Грозный приказал их сломать, а на этом месте построить каменный собор, который и был создан зодчими Бармой и Постником в 1555—1561 гг. В некоторых источниках

говорится, что это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма. Каменный собор по велению Ивана IV должен был состоять из 8 отдельных церквей. При сооружении храма были заимствованы основные формы деревянных церквей небольшие по площади, но вытянутые в высоту. При строительстве был изменен план храма, добавлен девятый, главный придел, посвященный празднику Покрова Богородицы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

В основу строительства положен план, соответствующий канонам церковного зодчества: в виде прямоугольного креста, симметричной постановкой восьми объемов по сторонам от девятого, центрального самого высокого и сложного в конструктивном отношении храма Покрова Богородицы, который 29 июня 1561 г. освятил митрополит Макарий, о чем свидетельствует открытая в верхнем ярусе восьмерика надпись[2]. Весь собор получил первоначальное название Покрова на Рву. В общей композиции, представляющей стройную группу из девяти церквей было создано единое художественное целое, что было новшеством по тому времени. Все храмы различны по высоте, отделке, формам и орнаменту. Собор-памятник поднят на подклет, его девять столпов соединены переходами и галереями. Материалы, из которых строили традиционны для Москвы: белый известняк, красный обожженный кирпич, цветные изразцы,

железо. Применен известняк в цоколе, фундаменте, выступающих рельефных украшениях. Средний шатер украсили цветными изразцами, а внутри расписали по кирпичным рельефам. Впервые формы столпообразных и шатровых храмов собраны вместе как элементы одной композиции. Новацией было то, что каждый сохранял значение самостоятельного храма, оставаясь частью единого собора.

В собор ведут с площади затейливые, украшенные шатрами крылечки. Существует и внутренняя каменная лестница, по которой можно подняться в центральный храм с цокольного этажа (подклета). На Красную площадь и Кремль обращена большая часть башен, живописное сочетание которых передает радость и торжество народа.

В образе собора была создана самобытная русская архитектура, свободная от византийской традиции и итальянских образцов, осуществлен переход от восьмипрестольного храма к девятипрестольному с уникальной центрич-ной композицией. Символическое значение храма определило выбор художественных средств. На уровне церковных помещений столпы не соединены друг с другом стенами.

Собор Покрова на Рву — образец Небесного Иерусалима. В архитектурном убранстве проявляются законы скульптуры. В XVI—XVII вв. собор называли также Иерусалимом, что отражено в записках иностранцев.

Для оформления шатра и барабанов строители применяли ряды многообразных кокошников, различными узорами украшали купола. Металлические кольца, спирали, вставки из изразцов дополняют выложенные из камня декоративные элементы.

Внутри собор разделен на два этажа, нижний, цокольный, был предназначен для хозяйственных нужд, здесь в XVI в. хранилась казна. Центральная часть собора — Покровская церковь площадью 49 м2 и высотой 47,5 м. Остальные церкви уступают ей по размерам, форме и высоте. Помещения собора не приспособлены для больших групп людей. По диагонали поставлены менее высокие приделы, которые посвящены святому Николе Великорецкому (южный), святым мученикам Киприану и Устинии (северный), Входу Господня в Иерусалим (западный), Святой Троице (восточный), святому Григорию, просветителю Армении (северо-западный), Трем патриархам Константинопольским (северо-восточный), преподобному Александру Свирскому (юго-восточный), преподобному Варлааму Хутынскому (юго-западный).

Исследования показывают, что башни и наружные лестницы строители Покровского собора возводили методом натурной стройки. Так, в приделе Входа Господня в Иерусалим просматривается неравенство сторон восьмигранника и нерегулярность декорированных форм, украшающих его стены. В то же время стены, своды, оконные проемы, подклет, его наружные декоративные детали строги и лаконичны по формам и рисункам, что свидетельствует о том, что наиболее ответственная в конструктивном отношении главная часть возводилась по архитектурным чертежам. План храма отличается четкостью и симметрией по линии восток — запад. В центре расположена трапециевидная алтарная часть. Все храмы обособлены друг от друга, между ними и главным храмом — внутренняя обходная лестница. Церковь

1

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991. С. 172.

Покрова можно обойти по галерее, а между приделами открываются выходы на внешнюю обходную галерею собора. Каждый из столпообразных приделов увенчан луковичными главами, витыми гладкими или витыми с граненным остроконечным рустом. Главы Покровского собора — первые луковичные покрытия в древнерусской архитектуре, где своды барабанов покрывались черепицей или металлом непосредственно по кирпичной кладке[3].

В интерьерах Покровского собора, как и на фасадах, прослеживается увлечение кирпичом: стены расписаны «под кирпич», кладка кессонов уникального плоского потолка ничем не замаскирована. Порталы, в облике которых нетрудно угадать ренессансный прообраз, имеют выпуклые квадратики, покрывающие поле филенки и образующие рисунок «в шахмат». Из кирпича в Покровском соборе сложена большая часть рельефных украшений.

Изменялся облик Покровского собора в соответствии с эстетическими идеалами каждого века. С последней четверти XVI в. из-за пожаров 1571 и 1594 гг. проводились ремонтные работы. В 1588 г. царем Федором Ивановичем пристроена церковь Василия Блаженного, над его могилой, находящейся у наружной стены восточной придельной церкви Святой Троицы. Тогда же была разобрана одна из площадок галереи, и на ее месте появилась существующая десятая каменная церковь. Этот небольшой одноглавый бес-столпный храм поставлен между подклетами церквей Святой Троицы и Трех патриархов Константинопольских.

С 1680-х гг. происходят самые крупные изменения в архитектуре собора. Вместо деревянных перекрытий над галереями второго этажа сделаны кирпичные своды с небольшими шатрами над рундуками крылец. На месте древней звонницы возводится существующая доныне колокольня с черепичным шатровым покрытием. Делается первая раскраска собора снаружи и внутри по вновь устроенным покрытиям над галереей и сводами внутренних переходов. Внешняя и внутренняя галереи, площадки, парапеты крылец расписаны травяным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 г., о чем свидетельствует изразцовый фриз, на плитках которого излагается текст об обновлении собора. В конце XVII в., как полагал известный московский краевед И.Е. Забелин, была произведена вся раскраска собора.

Следующий ремонт сделали в начале XVIII в., к этому времени дощатые своды подгнили и обветшали от дождя, из них выпадали кирпичи и блоки белого камня. В 1737 г. во время пожара в Покровском соборе сгорели кровли на крыльцах, на папертях, образовались трещины в галереях, сводах храмов, пострадала колокольня. Написанный митрополитом Макарием храмовый образ придела святого Николая Всликорецкого сгорел, а новый был создан только в 1786 г. Конусные части верхних стен придела покрыли масляной росписью, представляющей собой иллюстрацию Никоновской летописи о принесении образа Николы в Москву. Выдержками из летописи украсили нижнюю часть восьмерика. В соответствии с указом царя проведение очередного ремонта собора было поручено архитектору И.Ф. Мичурину. Он снял план собора и составил смету. В 1739 г. под руководством архитектора были частично проведены восстановительные работы, однако в 1751 г. архитектору князю Д.М. Ухтомскому было

поручено составить опись Покровского собора. В 1767 г. вместо слюдяных рам вставили рамы со стеклами, стены выбелили. В придел собора Входа Господня в Иерусалим поставили иконостас из Александро-Невского собора, одноярусный посеребренный, украшенный золочеными оловянными фигурами. В промежутках между иконами поместили винтообразные золоченые колонны[4]. Стены внутри собора расписали.

В 1772 г. заложили железо-черепичную крышу церкви. В 1775 г. возобновили придел Василия Блаженного, где в клеймах были изображения деяний его жизни.

К 1780 г. положение собора стало критическим, так как купцы при строительстве рядом с собором лавок ослабили подпорную стену и фундамент. Следующие комплексные работы осуществлялись по повелению императрицы Екатерины II. Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. В 1784—1786 гг. руководил реставрацией Иван Яковлев, который выяснил, что лестницы, стены, белокаменные карнизы, цоколи, фигурные главы над приделами находятся в ветхом состоянии. Был отремонтирован шатер Покровской церкви, покрыт железом карниз, отремонтированы лестницы к крыльцам, стены выбелены, церковь раскрашена и расписана. В 1793 г. был проведен ремонт паперти собора и кровли, в то время поддерживались только те церкви, которые были необходимы для богослужения.

Разграбленный, оскверненный, пострадавший после пожаров в Кремле в 1812 г. от французской оккупации, Покровский собор восстанавливался по решению «Комиссии для строений», которую возглавил архитектор О.И. Бове. В это время Красная площадь освобождается от окружающих Покровский собор лавок, разбирается апсида придела Богоявления Господня, а в восточной стене колокольни собора были заложены проемы от царских врат.

В 1838 г. во время нового ремонта собора укрепили свод над западным участком галереи, а в 1845—1849 гг. белокаменный пол в паперти второго яруса заново мостили. Обновляется настенная живопись и создаются новые иконостасы.

Во второй половине XIX в. ремонтные работы на памятниках архитектуры в Москве проводились под наблюдением Московского археологического и других научных обществ. В 1877 г. храм Василия Блаженного осмотрели А.С. Уваров, И.Е. Забелин, Л.В. Даль, Н.В. Никитин и установили, что собору угрожают трещины в стенах и сводах. Но лишь в 1892-1897 гг. под руководством А.М. Павлинова были устранены трещины в своде придела Василия Блаженного, переложен разрушающийся свод ризницы, усилены конструкции глав у приделов Входа Господня в Иерусалим и святого Николы Великорецкого. В шатре придела Покрова Богородицы заменены изразцы, которые были выполнены в мастерских Строгановского училища.

В 1898—1913 гг. ремонтно-реставрационные работы Покровского храма осуществлены под руководством академика С.У. Соловьева. Начавшаяся 1 Мировая война помешала целостной реставрации собора. Во время штурма Кремля большевиками 25 октября 1917 г. снаряд пробил главу и свод придела Входа Господня в Иерусалим. Современный облик собора во многом опреде-

Архитектурные памятники Москвы, входящие в Список Всемирного культурного наследия | лили исследования и реставрация архитектуры и живописи, с 1921 г. проводившиеся под руководством архитектора Д.П. Сухова.

В 1918 г. Покровский собор был взят большевиками под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Советская реставрация началась в 1918 г. В Москве была создана специальная комиссия по реставрации собора, но только в 1920 г. провели намеченное ранее «немедленное» восстановление придела Входа Господня в Иерусалим. Д.П. Сухов изучил только нижние части здания и выявил изначальные профили древних частей собора. На основе полученных данных Д.П. Сухов первым высказал предположение о сочетании во внешнем облике храма красного тона стен с белокаменными деталями. Были реконструированы первоначальные иконостасы.

Также было установлено, что центральный шатер, выполненный из маломерного кирпича, при реставрации 1898 г. был перелицован, многие детали получили искажения. Ряд интересных находок был сделан архитектором Н.Н. Соболевым при реставрации собора в 1928—1929 гг., в частности, в конструкциях древних сводов галерей.

Реставрация здания храма преследовала цель музейного экспонирования фрагментов. Концепция экспозиции определена Д.П. Суховым, Н.Н. Померанцевым, Е.И. Силиным. В 1929 г. в соборе были запрещены богослужения и сняты колокола. В 1936 г. известный реставратор П.Д. Барановский произвел обмер Покровского собора. Он не только открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича, но и первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки. П.Д. Барановский выступил в защиту обреченного на снос Покровского собора, предотвратил уничтожение храма Советской властью[5], правда, некоторые исследователи считают это легендой.

Сразу после Великой Отечественной войны приступили к систематическим восстановительным работам. 7 сентября 1947 г. в храме Василия Блаженного вновь открылся музей.

В 1955 г. реставрационными работами в храме руководил профессор Н.П. Сычев, главный архитектор проекта реставрации Н.Н. Соболев, ведущий архитектор О.Н. Пруцын. Они тщательно изучили красочные декорации фасадов. Исследование показало, что красочный слой находился в плохом состоянии, это пагубно повлияло на кирпичную кладку и раствор. Была выявлена многослойность орнаментальных росписей, а их неоднократное возобновление не по первоначальным контурам исказило тектонику фасадов.

Исследователи, изучив иконографические материалы XVII—XIX вв., сопоставив их с натурными находками, полученными в результате зондажей, составили проект восстановления первоначального решения фасадов центрального столпа и четырех столпов, расположенных по четырем странам света. Были подтверждены наслоения на многочисленных выступающих частях фасадов — карнизах, тягах, ребрах шатров, «стрелах» на гранях столпов, архивольтах, килевидных и полуциркулярных кокошниках. Также были найдены следы окраски охрой, зеленью, синькой, остатки накладного золота и фресковой росписи, под которой сохранились фрагменты древней росписи под кирпич. Исследование собора Н.Н. Соболевым позволило сделать вывод о том, что по мере роста здания возводился легкий деревянный

каркас, моделировавший его сложные архитектурные формы. В ходе научной реставрации этого периода была восстановлена кладка и белокаменные детали собора, покрытия площадок, ступени крылец, перекрыты и окрашены купола. Первоначальный облик был возвращен декоративному убранству шатра церкви Покрова с керамическими и металлическими украшениями (спиралями, кольцами)[6].

В 1969 г. главы куполов покрыли медью. В 1979—1980-х гг. во время реставрации были сделаны добавления в наружные росписи храма. В 1991 г. в соборе Покрова Богородицы на Красной площади возобновились церковные службы.

В 1997 г. завершилась реставрация интерьеров, а комплексная научная реставрация собора под руководством Н.С. Романова, главный архитектор проекта Т.П. Никитина, была проведена в 2001-2012 гг.

Археологические раскопки открыли фундамент XVII в. Причудливый лабиринт подклета высотой 6,5 м с большим по протяженности полукруглым сводом храма хранит подлинную кирпичную кладку стен времен Ивана IV Грозного. При реставрации делалась попытка уйти от прежних техник, избегать практик «новодела». Большие реставрационные работы в 2007 г. проводились в Никольском приделе. В то время была проведена реставрация иконостаса, восстановлена живопись. На верхнем ярусе Покровского собора сохранены исторические интерьеры. В экспозиции музея — многочисленные археологические находки из раскопок на территории собора, уникальные экспонаты. Финансовую помощь в проведении реставрационных работ оказали холдинг «РЖД», благотворительный фонд Транссоюз. На территории храма в связи с этим открыта мемориальная доска.

Большой вклад в научное исследование Покровского собора на рубеже XX—XXI вв. внесли сотрудники СК «Креал» и в первую очередь председатель подкомитета по инженерной диагностике архитектурных и градостроительных памятников Российского комитета ICOMOS, член Британского института неразрушающего контроля, доктор технических наук Н.М. Алмазова — выпускница МИСИ — МГСУ. Под ее руководством были проведены уникальные комплексные научно-технические обследования зданий и сооружений, в которых приняли участие к.т.н. М.А. Римский, к.т.н. А.Н. Воронин, С.В. Павлов, О.А. Рогожина, В.И. Дубинина и др. Проведенные инженерные изыскания позволили получить полную картину о состоянии исторического памятника. Осознанно и грамотно подойти к вопросам о срочных и неотложных мероприятиях по восстановлению и реставрации. Полученные специалистами СК «Креал» данные послужили исходным материалом для выполнения проекта реставрации выдающегося архитектурного памятника.

Проводившаяся в XXI в. более 10 лет реставраторами и строителями масштабная реставрация Покровского собора позволила сохранить уникальный памятник мирового значения, восстановить целостность его образа и вернуть ему первозданный вид.

  • [1] Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). М., 2004. С. 8. 2 Снегирев В.Л. Памятник архитектуры. Храм Василия Блаженного. М., 1953. С. 28.
  • [2] Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М., 1988. С. 93. 2 Бусева-Давыдова И.Л. Об изменении облика и названия собора Покрова на Рву //Архитектурное наследие Москвы. М., 1988. С. 16. 3 Капитохин А.А., Яковлев И.В. Покровский собор. М., 1970. С. 87.
  • [3] Брунов Н.И. Покровский собор. Храм Василия Блаженного. М., 1986. С. 86. 2 Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 49. 3 Забелин И.Е. Русское искусство // Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900. С. 18.
  • [4] Сычев Н.П. Фрески собора Василия Блаженного// Ежегодник Государственного Исторического музея. 1959. М„ 1960. С. 216. 2 Баталов А.Л., Успенская Л .С. Собор Покрова на рву (Храм Василия Блаженного)... С. 31. 3 Покровский собор (Храм Василия Блаженного). М., 1973. С. 24. 4 Сарычев И. Свидетели событий // Куранты. Историко-краеведческий альманах. Вып. 111. М., 1989. С. 40.
  • [5] Бычков Ю.А. Житие Петра Барановского. М., 1991. С. 76.
  • [6] Лапята Н. Из истории охраны культурного наследия // Реставратор. 2000. №3. С. 33. 2 Макарий (Веретенников), архим. Храм — памятник// Московский журнал. 2009. №7. С. 60. 3 Ачмазова Н.М, Баталов А.П. Памятники архитектуры. Инженерные обследования. Вып. 3. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного)... С. 86—87.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >