Грановитая палата

В конце XV в. в Кремле велось гражданское строительство. К западу от Соборной площади размещался Государев двор — резиденция Великих князей, азатем царей. За долгие века царский дворец, расположенный здесь, многократно перестраивался, до наших дней сохранились л ишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата — парадный тронный зал для торжественных приемов в великокняжеском дворце Ивана III.

В исторических документах за 1487 г. имеется запись, что князь Иван Ill Васильевич издал указ об основании «палаты великой». По замыслу Ивана III величественные златоглавые храмы и пышные княжеские хоромы должны были производить на зарубежных послов впечатление мощи, силы и величия нового централизованного российского государства со столицей в Москве.

Для строительства тронного зала были приглашены итальянские зодчие Марко Руффо (Марк Фрязин) и Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин). Это были опытные архитекторы, построившие на родине не одно сооружение. Известно, что Марк Фрязин был военным архитектором в Милане. Пьетро Солари учился строительному искусству у своего отца — архитектора и скульптора Гуинифорте Солари, вместе с отцом он участвовал в строительстве миланского собора, нескольких церквей и пр.

В 1487 г. мастер начал строить Большую палату, вошедшую в историю под названием Грановитая, а продолжил и закончил ее строительство в 1491 г. Пьетро Антонио Солари, к которому Иван III проникся особым уважением. В летописях он упоминается как «архитектон», а не «палатных дел мастер», как это было принято в те времена. В архиве Милана долгое время хранился документ (ныне утерянный), на котором стояла подпись Солари, называвшего себя главным архитектором Москвы.

При строительстве Грановитой палаты итальянские архитекторы использовали опыт русских мастеров. Самой первой каменной гражданской постройкой Москвы считается палата митрополита Ионы (1450 г.) в Кремле. Для архитектуры палат характерен поддерживающий своды квадратный столп посередине зала. Такой архитектурный прием оставался неизменным на протяжении почти двух веков. Подобным образом в Московской Руси строили каменные палаты в столичных и подмосковных монастырях, предназначались они для совместного принятия пищи (трапезы) всей братии. Примером может служить трапезная палата Троице-Сергиева монастыря, построенная в 1467 г. архитектором В.Д. Ермолиным[1]. Можно предположить, что она послужила прототипом для итальянских зодчих, приступивших к строительству Большой (Грановитой) палаты в Московском Кремле. Следуя древнерусской традиции, итальянские зодчие воз-

Грановитая палата

вели квадратную в плане, кирпичную одностолпную палату с крестовидным внутренним перекрытием, поместив ее на высокий цокольный этаж, предназначенный для хозяйственных помещений. Главную часть здания — восточный фасад, смотрящий на Соборную площадь, — мастера украсили облицованными белыми четырехгранными каменными блоками, технику обработки которых, известную как «бриллиантовый руст», итальянцы перенесли в Россию из архитектуры эпохи Возрождения благодаря чему Большая палата получила название Грановитой. Гладкие каменные поверхности боковых фасадов окрасили под кирпич. Палата была перекрыта четырехскатной крышей, окна выполнены в виде прямоугольных стрельчатых арок, разделенных колонками. Основную часть здания занимает тронный зал высотой 9 м, освещаемый днем 18 расположенными с трех сторон окнами, а в вечернее время — четырьмя массивными бронзовыми люстрами, подоб-

ними древним новгородским паникадилам. Более двух столетий Грановитая палата считалась самым большим тронным залом, общая площадь которого равнялась 495 м[2]. После возведения Большого Кремлевского дворца Грановитую палату включили в новый комплекс дворцовых построек и соединили с Владимирским залом через Святые сени.

Убранство и роспись Грановитой палаты поражали современников своим великолепием. Четыре крестообразных свода с изображенными на них сюжетами библейской тематики опираются на мощный центральный столп, украшенный белокаменной резьбой в виде птиц, зверей и других животных. Сам столп в древности опоясывала позолоченная бронзовая решетка с установленными на ней

Зал Грановитой палаты

в несколько рядов подсвечниками. Во время проведения торжественных приемов вокруг центрального столпа размещались обтянутые разноцветными шелками приставные полки с дорогой посудой: чашами из золота и серебра, чарками из сердолика, янтаря и яшмы, ковшами, инкрустированными драгоценными камнями, заздравными кубками. Все это великолепие сверкало, блестело, переливалось разными цветами. В правой части восточной стены находился резной из темного дуба трон государя, под расшитым золотом балдахином.

Первоначальная роспись стен Грановитой палаты была выполнена при царе Федоре Ивановиче в середине XVI в. Московские живописцы украсили стены и своды палаты фресками на библейские сюжеты о сотворении мира, появлении первыхлюдей, их грехопадении и изгнании из рая, изображениями ИисусаХриста, евангелистов и пророков, а также воспроизвели лики русских государей, представителей династии Рюриковичей. Многочисленные пожары XVII в., от которых страдала и Грановитая палата, не могли не сказаться на сохранности ее стенописи.

Царь Алексей Михайлович Романов в 1668 г. издал указ «Расписать Грановитую палату»[3]. Эта работа была поручена иконописцу Симону Ушакову. Он составил смету, в которой называется число мастеров, нужных для работы в Грановитой палате: «...иконописцев 50 человек добрых мастеров... Надобно в то Грановитую палату к стенному писму золота и красок и всяких запасов: золота сусального красного 100000 листов, стенной лазори (светло-синяя краска — Примеч. авт.), да празелени, да вохры слизухи, да черлени немецкой по 30 пудов, вохры грецкой 4 пуда, голубцу 15 пудов, зелени 5 пудов, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов...».

В марте 1672 г. Симон Ушаков вместе с дьяком Никитой Клементьевым составляет опись стенописных изображений в Грановитой палате Государева дворца. Делает это очень тщательно, сюжет за сюжетом, что свидетельствует о большом чувстве ответственности живописца. Из сохранившихся письменных источников известно, что Симон Ушаков повторил все изображения XVI в.: сцены на библейские сюжеты, темы из русской истории, притчи.

В 1702—1704 гг. по указу царя Петра I стенопись Грановитой палаты была забелена и по моде того времени обтянута малиновым бархатом с вышитыми на нем двуглавыми орлами, подтверждение этому можно увидеть также на гравюрах и картинах. Такое внутреннее убранство в Грановитой палате сохранялось до 1881 г. В 1882 г. император Александр III, вскоре после своей коронации, приказал возобновить древние фрески. За их восстановление взялись искусные иконописцы из Палеха — братья Белоусовы. Выбор на них пал неслучайно. Традиции палешан с их четкой прописью фигур, контрастностью цветовых сочетаний, по-вествовательностью изображений подходили для решения поставленных задач. Стены палаты были обиты деревянными загрунтованными щитами и расписаны палехскими мастерами по описям Симона Ушакова. Эта роспись явилась замечательным образцом живописи палехских художников.

Интересная особенность росписей Грановитой палаты — объединение религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Главная идея росписи — прославление царской власти. Интерес представляет композиция с изображением царя Федора, при жизни которого впервые были выполнены росписи. Особое внимание обращает на себя сцена с изображением киевского князя Владимира Святославовича со своими двенадцатью сыновьями, которых он поучает, как правильно жить и мудро править государством. Центральный столп был расписан орнаментальными композициями в технике масляной живописи.

В Грановитую палату ведут три лестницы: Золотая Красная (красная — красивая), по которой шествовали российские государи в дни особо торжественных церемониалов; Средняя и Благовещенская, предназначавшиеся для иноземных послов и купцов, причем по Благовещенской могли ходить только христиане. Помимо этих лестниц в Грановитую палату для служилых бояр и дворового люда с западной стороны вел еще один ход, завершавшийся Боярской площадкой, с которой объявлялись царские указы.

По парадной Золотой Красной лестнице, состоящей из 43 ступеней, четырех маршей и трех площадок (рундуков), украшенных скульптурами львов, российские самодержцы после коронации в Успенском соборе поднимались на Красное крыльцо, устилаемое для этого сукном красного цвета, и кланялись народу, собравшемуся на Соборной площади. В обычные дни Красное крыльцо закрывалось резной, расписанной красками и золотом, решеткой и охранялось стрельцами[4].

В XVIII — начале XX вв., посещавшие Москву российские государи и государыни торжественно выходили на Красное крыльцо и чинно шествовали на богослужение в соборы Кремля.

С Красным крыльцом связан ряд старинных обычаев. По традиции, к царскому дворцу подходили пешком, оставляя лошадей или экипажи на близком либо дальнем расстоянии, смотря по чину. Так, иноземные послы, знатные иностранцы и бояре выходили из экипажей за 30 шагов. Сановники младших чинов слезали с лошадей на Ивановской площади и с обнаженной головой приближались к Красной государевой лестнице. Боярин, подъехавший прямо к крыльцу, подвергался суровому наказанию: его могли посадить в тюрьму и даже лишить боярского чина. Только один государь имел право подъехать к главному парадному входу. По сложившемуся обычаю во дворец нельзя было входить с оружием, исключений не было ни для бояр, ни для иностранных послов. Для европейского дворянина отдать шпагу считалось бесчестием, что приводило к многочисленным стычкам и конфликтам. Бдительная стража днем и ночью охраняла дворец. Главный караул, числом до 300 человек, находился у Красного крыльца в подклете Грановитой палаты.

Пышность и торжественность момента аудиенции у государя иностранные послы и заморские гости ощущали задолго до входа в главный тронный зал Кремля, попасть в который можно было через Святые сени — небольшое продолговатое помещение, служившее в древности местом ожидания приглашенных к государю. В Святых сенях священнослужители кремлевских храмов встречали и благословляли монархов после коронации.

В древности Святые сени имели выход на Соборную площадь через Красное крыльцо и лестницу. Надписи над порталом выхода свидетельствуют о времени постройки Святых сеней и Грановитой палаты: «Заложены при благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче III в лето 1487 г.». Свое название сени получили по фрескам с сюжетами из Священного Писания («Ветхозаветная Троица», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», «Сон Константина») и двумя сюжетами, связанными с русской историей, один из которых изображает благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским на Куликовскую битву, второй — выбор веры киевским князем Владимиром. Первоначальный вариант фресок не сохранился, но в 1847 г. по описям, сделанным в свое время Симоном Ушаковым, известный русский художник Ф.С. Завьялов восстановил древние росписи.

Для представительниц царского рода, присутствие которых на многих церемониальных приемах не допускалось этикетом, над Святыми сенями была устроена небольшая потайная комната, из зарешеченного и занавешенного окошка которой государыни и царевны могли наблюдать за проведением встреч

самодержца с иностранными посланниками и с интересом смотреть на другие торжества, не предусматривающие присутствие на них царственных женщин. Обитые плотной тканью и английским сукном стены и потолок, лежащий на полу толстый войлок скрадывали шаги и приглушали голоса, поэтому представительницы царского рода могли обмениваться друг с другом впечатлениями от увиденного и комментировать происходящее внизу.

Уникальная особенность Святых сеней — позолоченные и украшенные резьбой шесть дверных порталов, один из которых ведет в Грановитую палату, второй — во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца, третий — в Теремной дворец. Три портала, появившиеся в XIX в., — ложные, сделанные для симметрии.

В стенах Грановитой палаты отмечались самые значимые события в истории Российского государства. Так, Иван Грозный в 1552 г. праздновал здесь покорение Казани; в 1709 г. Петр I — победу над шведами под Полтавой; Екатерина II награждала своих полководцев по случаю победоносного Кючук-Кайнарджийского мира с турками в июле 1774 г., ознаменовавшего свободное плавание русских кораблей по Черному морю.

Помимо роскошных пиров и торжественных приемов, в Грановитой палате заседала Боярская дума и проходили Земские собрания. Именно здесь, в главном парадном зале России, в 1613 г. прошел Земский собор, который избрал на царство Михаила Романова, а на последнем соборе — в 1653 г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В 1767 г. в Грановитой палате впервые собралась знаменитая Уложенная комиссия, созванная Екатериной II для составления нового кодекса российских законов[5].

В 2016 г. Грановитой палате исполнилось 525 лет. Более чем за пять столетий она многократно горела, подвергалась действию других стихий, поэтому требовался ее ремонт и реставрация. До наших дней здание дошло с некоторыми изменениями. Первые крупные работы по реставрации Грановитой палаты относятся к 1684 г. Основными документами, позволяющими говорить об этом, являются «Подрядная запись» и описание работ, выполненных подмастерьем каменных дел Осипом Старцевым. В «Подрядной записи» от 31 мая 1684 г. говорится, что «... подмастерья Осип Старцев с товарыщи подрядился зделать на Грановитой палате каменного строенья и починить: в сенной стене ко дворцу и ко Благовещенью зделать окна шириною и вышиною и образцом каковы указаны будут. Над сводом сенным, выравняв неровные места, наслать лещедьми на масле с ызвестью. Кругом Грановитые полаты и сеней разобрать до другова пояса, что над словами и зделать вновь кзымс (карниз) с растескою. Круг полаты и сеней связати железом в дву местах и положити проемные связи и наугольники, где понадобитца. На подате же под железную кровлю положить связи в круг, а старые связи, наверху выбрав, спустить на земь для переправки, а с земли те связи поднять вверх к делу ж.

На стенах худые и руховые места заделать вновь кирпичей и каменем. На Грановитой же подате от Соборне церкви на стене две разседены разобрать и заделать вновь, одну сверху до самой подошвы, другую до половины стены.

А от этого выше писанного дела взять ему Осипу Великих Государей ис казны денег 475 рублев.

В том во всем взята по нем Осипе порушная запись».

Работы, которые были выполнены по «Подрядной записи», довольно обширны и трудоемки. Были прорублены окна в сенной стене, проложен новый карниз, укреплены каменные здания металлическими связями и скобами, заделаны кирпичом и камнем трещины, проложены связи под железной кровлей и др.

Переделка окон на главном фасаде Грановитой палаты, вероятно, была выполнена в 1685 г. Стрельчатые окна были переделаны на более широкие, с пышными наличниками в виде колонок, увитых виноградными лозами и украшенных фантастическими растениями, что было характерно для барокко. Углы здания обрамлены витыми колонками, поддерживающими карниз. Ремонт был закончен не позднее августа 1685 г.

Сверх подряда Осипом Старцевым были сооружены над сенным сводом Грановитой палаты две каменные палатки — тайники[6]. Именно отсюда царицы и царевны следили за тем, что происходило в тронном зале.

Реставраторов всегда интересовал первоначальный облик Грановитой палаты. Изучая архивы, им стало известно, что изначально столп палаты был украшен рельефной белокаменной резьбой. В 1920-е гг. историк искусства Н. Померанцев обнаружил в запасниках Румянцевского музея алебастровый слепок — копию древнего рельефа Грановитой палаты. В 30-е гг. XX в. расписанные палешанами Белоусовыми щиты были сняты, и под ними открылись остатки срубленного рельефа: на белокаменных гранях столпа четко выделялся причудливый рисунок древней орнаментальной композиции со стилизованными дельфинами (дельфин в эпоху Возрождения считался символом заботливого и мудрого правителя), сохранился терракотовый цвет фона. При сличении его с рисунком на раскрытых реставраторами гранях столпа выяснилась их полная идентичность. Очевидно из-за деформации белого камня и значительной утраты в XVIII в. столп был декорирован щитами, повторяющими в алебастре древний белокаменный рельеф. Реставраторы предположили, что скульптурный декор был заменен живописью, потому что рельефы стилистически выпадали из характерной по своей манере палехской росписи.

В 1967—1968 гг. была произведена реставрация Грановитой палаты. Проект был разработан мастерской №7 ГПИ Моспроект-3 архитекторами Д. Кульчинским и Г. Быковой. При исследовании столпа Грановитой палаты реставраторы пришли к выводу, что восстановление декора столпа в первоначальном материале было невозможно: белокаменные блоки, воспринимавшие значительные нагрузки от сводов, имели трещины и сдвиги. Для укрепления столпа была проведена инъекция белокаменной кладки раствором под большим давлением. Столп заключили в металлическую обойму, его грани закрыли гипсовыми щитами, дублирующими слепки с изначального декора. Рельеф был позолочен.

Сложная работа была проделана реставраторами по восстановлению уникального резного белокаменного портала в западной стене палаты. От первоначальной архитектуры в Грановитой палате сохранился также портал входного проема, верхнее его завершение; обрамление входа было изменено во время перестройки дворца в XIX в. Килевидная арка, завершающая портал, заполнена скульптурной композицией с изображениями геральдических львов. В центральной ее части помешена львиная маска, а над ней — двуглавый орел. Весь портал был сплошь позолочен. Послойные раскрытия показали, что в древности была позолочена только резьба без фона. Во фризе портала под позднейшими гипсовыми насло

ениями реставраторы обнаружили следы срубленного растительного орнамента и окраску фона, аналогичную фону резьбы центрального столпа. Это обстоятельство свидетельствует об одновременном сооружении этих частей Грановитой палаты. После расчистки портала от многослойных масляно-лаковых покрытий он был восстановлен в первоначальном виде[7].

В процессе реставрации памятника архитектуры в 1960—1970 гг. большая работа была проделана Киевской специальной научно-реставрационной мастерской и художниками Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР. Они произвели позолоту деталей, укрепили штукатурный и красочный слой росписи.

В 1992—1994 гг. силами реставрационно-производственного предприятия «Таргет-Цель» (генеральный директор В.И. Суслин, главный инженер А.И. Шишов) было заново выстроено Красное крыльцо, разобранное по приказу И.В. Сталина в 1930-х гг.

Предприятие «Таргет-Цель» было создано в 1990 г., своей главной целью его сотрудники ставят возрождение искусства резьбы по белому камню, которым владели древние мастера, восстановление памятников архитектуры и культуры с максимальным приближением к их первоначальному облику.

Приступая к работе по восстановлению архитектурного памятника, реставраторы подробно изучали имеющиеся архивные материалы, чертежи, графические рисунки, картины, многочисленные изображения, сохранившиеся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а также модель палаты. Все это сформировало конкретное представление о Красном крыльце и позволило реставраторам достоверно восстановить эту важнейшую часть памятника архитектуры XV в.

Во время реставрации Красное крыльцо было построено в архитектурных формах конца XV в. Сохранены четыре лестничных марша, три площадки (рундука), эффектно декорированные и украшенные белокаменными скульптурами л ьвов. Вход на крыл ьцо откры вают две арки, украшен н ые колон нам и дорического ордена, на фронтонах арок возвышаются двуглавые орлы — символ Российского государства.

В период с 2010 по 2012 гг. силами объединения «БалтСтрой» (руководитель проекта архитектор-реставратор А. Михайленко, генподрядчик ФГУП «Атэкс» ФСО России) были проведены инженерные обследования Грановитой палаты и примыкающих к ней зон — Святых сеней, Тайника, Подклета. Выявлены серьезные протечки крыши, частичное намокание стен во время дождей и весеннего таяния снега, износ инженерных коммуникаций, плохое состояние росписи и целый ряд других недостатков. За короткий срок были проведены следующие работы по реставрации Грановитой палаты, Святых сеней, Тайника и Подклета: усиление фундаментов и несущих конструкций; заменены кровли, инженерные сети и коммуникации, сделаны дренажи, чтобы не намокали стены, смонтированы системы вентиляции в исторических сводах интерьеров. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций в помещении поддерживается определенный микроклимат. Были восстановлены росписи на стенах. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства XVII в., для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Проведена комплексная реставрация интерьеров. Мастера

восстановили ковры и паркет, для набора которого применили 16 пород дерева. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в., привлекли специалистов из Великобритании. Только там нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитями. Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Были реставрированы четыре бронзовые люстры весом почти тонна каждая. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых кропотливо потрудились реставраторы'.

В подклете была обустроена официальная резиденция Патриарха Московского и Всея Руси.

Сегодня Грановитая палата Московского Кремля — один из представительских залов резиденции Президента Российской Федерации.

  • [1] Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева. Краткий путеводитель. М., 1988. С. 64. 2 Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. М., 1916. С. 85.
  • [2] С.636. 2 Мнева Н.Е. Живопись конца XVI — начала XVII вв. История русского искусства. Т. 3. М., 1955.
  • [3] 2 Центральный Государственный архив Древних Актов (далее — ЦГДА). Ф. 396, д. 51293, л. 6. 3 ’Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль... С. 84. 4 ЦГАДА. Ф. 396, д. 32294, л. 1; см.: например, «венчание на царствие Екатерины II. 22 сентября 1762 г. Парадный обед в Грановитой палате» (гравюра А.Я. Колпашникова, последняя четверть XVIII в.) и др. 5 Гордеев Н.В. Большой Кремлевский дворец. М., 1957. С. 42. 6 Гордеев Н.В. Большой Кремлевский дворец... С. 46.
  • [4] Малафеева С.Л. Дворцы Московского Кремля в документах Московского городского объединения архивов // Кремли России : сборник статей. М., 2003. С. 157. 2 ЦГАДА. Ф. 396, д. 51292, л. 153. 3 Козлитииа Е.М. Документы XVII в. по истории Грановитой палаты Московского Кремля // Материалы исследования. Вып. 1. М., 1973. С. 95—110.
  • [5] Москва : энциклопедия-справочник. М., 1992. С. 138. 2 Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (далее ГИМ, ОПИ). Ф. 113, д. 40,л.161.
  • [6] ГИМ, ОПИ. Ф. 113, д. 40. л. 161-161об. 2 Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Л., 1978. С. 11. 3 Либсон В.Я. Возрожденные сокровища Москвы... С. 176.
  • [7] Либсон В.Я. Возрожденные сокровища Москвы... С. 184. 2 Государственный музей архитектуры им. В.А. Щусева : краткий путеводитель... С. 66. 3 Хайт В.Л. Семантика кремлей и Московский Кремль // Кремли России : сборник статей. М„ 2003. С. 21.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >