Теория познания (спор с Локком о роли врожденного знания)

КОММЕНТАРИИ

Теория познания (основные элементы спора с Локком)

• Лейбниц не согласен с Локком в том, что

О Наш разум - tabula rasa;

О Все знание из опыта;

О Простые идеи нс являются простыми;

О Чувства могут доказать необходимость и всеобщность суждения (истины).

• Душа - нс tabula rasa, она нс имеет ни окон, ни дверей, через которые в нес может что-либо входить или выходить. В ней есть собственное содержание, независимое от чувств.

«Мне укажут на принятую среди философов аксиому, что нет ничего в душе, чего не было бы раньше в чувствах. Однако отсюда нужно исключить самое душу и ее свойства. Nihil cst in intcllcctu, quod non fticrit in sensu, cxcipc: nisi ipse intellectus (Нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума)» - Новые опыты о человеческом разумении.

  • • Необходимые истины врождены нам, но нам они не известны, ибо присутствуют в нас потенциально «подобно тому как фигура, намеченная прожилками мрамора, заключается в мраморе до того, как их открывают при обработке его». Они становятся известны нам благодаря опыту или доказательству.
  • • Мы можем иметь врожденное знание и не осознавать его, потому что наша душа способна мыслить одновременно о множестве вещей, обращая внимание только на «выдающиеся мысли». В противном случае нам следовало бы иметь ввиду бесконечное число мыслей, что невозможно.
  • • Простые идеи на самом деле не просты. Идея зеленого цвета = идея синего + идея желтого. Разум активен как при восприятии внешних объектов, т.е. получении простых идей (ему приходится рефлексировать над полученными идеями), так и при образовании сложных идей.
  • • Чувства могут «подсказывать, оправдывать и подтверждать» необходимые истины, но они не могут доказать их «безупречную постоянную достоверность».
  • • Сфера наших знаний прямо пропорциональна степени отчетливости (возможности судить о совместимости или несовместимости) наших идей.
  • • Ясные, отчетливые и адекватные идеи, а нс чувства источник достоверности познания.

Теория познания (спор с Локком)

«Наша достоверность была бы ничтожной, или, вернее, се нс было бы совсем, если бы для простых идей не существовало другой основы, кроме той, которую дают чувства... Идеи находятся изначально в нашем духе и... даже наши мысли приходят к нам из нашего собственного существа без какого бы то ни было непосредственного влияния других вещей на душу. Кроме того, по отношению к всеобщим и вечным истинам основа нашей достоверности заключена в самих идеях независимо от чувств... А основа истинности случайных и единичных вещей заключается в том, что чувственные явления оказываются связанными между собой в точности так, как этого требуют истины разума» - Новые опыты о человече-ском разумении.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >