ИСТОКИ И НАЧАЛА АНТИЧНЫХ АВТОРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Так сложилось — идея, даже объективно выраженная, сама по себе не является охраноспособной. Но ведь будущее за идеями!1 «Едва ли не во всем надежды дерзновение упреждает на деле претворение»[1] .

Идея об «авторском праве» в эпоху Древнего Рима сначала показалась, мягко говоря, ошибочной. Та же оторопь берет, когда читаешь, например, о договоре лизинга в Вавилоне или о франчайзинге в эпоху Средневековья. Ю.Г. Басин на этот счет говорил «об увлеченности исследователя своей темой». Будем аккуратны... Первое впечатление бывает обманчивым. Мысль «зацепилась», тема заинтересовала.

После ознакомления с оригинальными ретроспективными оценками все-таки остаются сомнения правового толка. Пожалуй, в юридических аспектах принципиальное расхождение. Авторские отношения в античный период имели место, но если развивались, то скорее в этической, а не в юридической плоскости. Таков социальный уклад Древнего мира.

Желание отдельных исследователей «между прочим... либо с целью «украсить работу»» (Б.М. Гонгало) «приписать» Древнему миру авторское право и оперировать общими категориями, не углубляясь в детали тех авторских отношений, сродни стремлению выдать желаемое за действительное. Главные заблуждения проистекают из оценки общераспространенных в Античности примеров интеллектуального «пиратства» с позиции современного мышления и правопорядка. Изящно подметил величайший живописец: «Всякая же любовь, обращенная на частность, пренебрегает целым, так как все ее радости объединились в этой единственной вещи, бросая всеобщее для частности».

По ходу изложения мы тоже забываем про осторожность и начинаем верить не широко укоренившемуся мнению, а фактам, переходим к рассмотрению явлений седой старины с юридических позиций, но стараемся учитывать ту социальную и правовую, в частности, реальность. Здесь не противоречие, а рассуждение.

«Нас влечет к себе и ведет горячее желание познавать и изучать», «жить — значит мыслить»1. Тем более «душа... от природы имеет склонность к познанию и созерцанию»[2] .

  • [1] См.:Дозорцев В., Игнатова М., Решетников Ф. На рынке идей // Закон. 1993. № 2. С. 38—41; Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Н. Мишаковой. СПб.: Питер, 2001; Lessig L. The Future of Ideas. The Fate of the Commons in a Connected World. New York: Random House, 2001; Сарычева M. Станут ли идеи новой мировой валютой // Бизнес-Мир Казахстан. 2011. № 10—11 (27). С. 14—15. 2 Apul., Flor., 3. 3 Братусь Д.В. Естественно-правовая природа личных неимущественных авторских прав. С. 11-13, 18, 36-38 и др. 4 Да Винчи Леонардо. Трактат о живописи / Пер. с итал. А.А. Губарева. Харьков: Фолио, 2013. С. 144.
  • [2] Cicero, Off., I, VI, 15. Цит. по: Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1975. С. 62. Далее трактаты Цицерона «О старости» (De senectute), «О дружбе» (De amicitia) и «Об обязанностях» (De officiis) цитируются по этому изданию. 2 Plot., Pericles, I (пер. С. Соболевского). Цит. по: Плутарх. Избранные жизнеописания: Пер. с древнегреч.: В 2 т. Т. 1 / Сост., вступ, ст., прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987. С. 296. Далее составленные Плутархом (Plutarchos) биографии цитируются по этому изданию. Средневековый французский юрист Ги Кокиль подтверждал: «Истинное желание учиться длится до последнего вздоха». Цит. по: Червонная Т.М. Рецепция римского права у Ги Кокиля // Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986. С. 168. 3 PouiHet Е. Traite th6orique et pratique de la propridte litt6raire et artistique. 3 6d. Paris: Marchal et Billard, 1908. P. 2. Цит. по: Липцик Д. Авторское право и смежные права. С. 27. Т.В. Соколова ошибочно приписывает эту весомую, на наш взгляд, сентенцию другому французскому правоведу — Мари-Клод Док (см.: Соколова Т.В. Основные этапы становления и развития немецкой терминологии авторского права как науки // Омский научный вестник. 2011. № 2 (96). С. 103). 4 См.: Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 294—312; Он же. Гражданское право в современную эпоху. М.: Юрайт, 1999. С. 3-4. П.В. Крашенинников сообщает: «Собственно, самого понятия «право» вто время не существовало» (Крашенинников П.В. Времена и право. С. 28) и ссы-
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >