Политика США и стран Западной Европы на Ближнем Востоке в 1950-1980-е гг.
Стратегической задачей для США на Ближнем Востоке после Второй мировой войны было сохранение контроля над нефтяным потенциалом региона. Другой задачей в связи с противостоянием с СССР было создание американского военного плацдарма вблизи советских границ. Вашингтон укреплял контакты с арабскими монархиями (Саудовская Аравия, Ирак), т.к. основные запасы нефти находились на их территориях. Однако противоречия, существовавшие между династиями Саудидов и Хашимитов, вынуждали Белый дом маневрировать на Ближнем Востоке. Например, негативное отношение Эр-Рияда к членству Ирака в Багдадском пакте вынудило США отказаться от вступления в этот блок.
Израиль, не имевший собственной экономики, сырьевой базы, остро нуждался в инвестициях, технологиях, надежных партнерах. Это было особенно актуально в условиях конфронтации с арабскими странами. Тем не менее США и страны Западной Европы в начале 1950-х гг. неуклонно заявляли о намерении сохранить равновесие между Израилем и соседними государствами, а также стремлении не допустить вооруженных конфликтов. Тель-Авив не мог рассчитывать на помощь Запада.
Учитывая долгое британское присутствие в Палестине, Тель-Авив считал, что Англия является наиболее предпочтительным союзником. Лондон, понимая стратегическое значение Ближнего Востока, хотел разместить в Израиле свои военные базы. По признанию начальника штаба ЦАХАЛа М. Маклефа: «Нас удручала собственная изолированность. В нашей среде ходило предположение, что нам придется отдать Негев англичанам, которые сделают из него военную базу для защиты Суэцкого канала, поскольку было совершенно ясно, что британцы уйдут из Египта. В то же время мы мечтали о договоре с НАТО».[1] Таким образом, англо-израильские переговоры о военном сотрудничестве в 1951— 1952 гг. закончились безрезультатно.
В мае 1950 г. госсекретарь А. Даллес, посетив Израиль, на заседании комиссии Сената отметил: «Наша основная политическая задача состоит в том, чтобы способствовать улучшению отношений между мусульманскими странами и демократическими государствами Запада, поскольку после войны наш престиж в этом регионе заметно ослаб».
В сентябре 1950 г. Бен-Гурион пригласил в Иерусалим лидеров еврейской общины США и предложил им выделить Израилю заем на 1 млрд, долл. В итоге сионисты Америки предоставили, но гораздо меньшую сумму. В марте 1951 г. Израиль обратился к СССР, США, Англии и Франции с просьбой о выплате 1,5 млрд. долл, в качестве компенсации за имущество, отнятое у евреев нацистами. Державы-победительницы ответили отказом на предложение Тель-Авива.
В январе 1952 г. Бонн и Тель-Авив подписали соглашение о репарациях. В соответствии с условиями, ФРГ обязалось в течение 12 лет поставлять Израилю технологии, промтовары на 715 млн. долл, и 107 млн. долл, комитету, представляющему интересы мировых еврейских организаций. Общий размер репараций составил 822 млн. долл.
Поражение в Суэцком кризисе 1956 г. серьезно подорвало позиции Франции и Великобритании на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что США негативно отнеслись к тройственной агрессии в Египте, Вашингтон решил занять позиции в регионе, утраченные Лондоном и Парижем. Белый дом также стремился поддерживать тесные связи с монархиче
скими режимами Саудовской Аравии, Омана, Ирана, Ирака, Иордании. Позиция США объяснялась опасениями распространения влияния СССР на Ближнем Востоке. 9 марта 1957 г. Конгресс принял закон, дававший президенту право использовать «вооруженные силы для оказания помощи любой стране или группе стран, нуждающихся в ней, против вооруженной агресии со стороны какой-либо третьей страны, контролируемой международным коммунизмом».[2] Осенью 1957 г. США в союзе с Турцией, Израилем и Ираком предприняли попытку военного вторжения в Сирию. Однако твердая позиция СССР, помощь Дамаску со стороны Египта заставили Америку отказаться от интервенции. Серьезным ударом по позициям США стала антимонархическая революция в Ираке. В 1959 г. республиканское правительство заявило о выходе из Багдадского пакта. Создалась реальная угроза интересам США и Великобритании в регионе. Багдадский пакт был преобразован в Организацию центрального договора (СЕНТО). Ему предназначалась роль связующего звена между НАТО и СЕАТО.
В июле 1958 г. войска США были введены в Ливан, а английский контингент вступил в Иорданию. Это была попытка изолировать Ирак и не допустить распространения кризиса. Однако действия Вашингтона встретили негативную международную реакцию. Правительство СССР приняло меры к обеспечению мира в регионе. Кроме того, Чрезвычайная сессия ООН также потребовала незамедлительно вывести войска интервентов из Ливана и Иордании. В сентябре 1958 г. США и Великобритания эвакуировали свои контингенты с Ближнего Востока.
В период президентства Д. Эйзенхауэра четко прослеживалась активность США в укреплении экономических и военных связей с Израилем. В 1956 г. только по государственной линии американская помощь Тель-Авиву составила 600 млн. долл.1 Этот курс заложил основы для развития в будущем военно-политического сотрудничества Вашингтона и Тель-Авива. Усиление национально-освободительного движения в Магрибе и на Аравийском полуострове в 1950-1960-е гг. превратило Израиль в ударную силу в борьбе против укрепления влияния СССР в арабских странах. Кроме того, политические круги, связанные с нефтяными монополиями и сионистскими организациями США, требовали от правительства Эйзенхауэра более широкой поддержки Тель-Авива. В 1956-1966 гг. укреплялись отношения Тель-Авива и Парижа. В течение этого периода Израиль закупил значительные объемы французского вооружения. В 1957-1964 гг. при помощи Франции в Израиле был построен ядерный центр в Димоне. В 1957 г. по распоряжению военного министра Франции Бурже-Манори Израиль получил в свое распоряжение атомный реактор мощностью 24 МГВт. С приходом к власти администрации Д’Голля в 1958 г. отношения вышли на новый уровень. Франция постепенно свертывала контакты с Израилем. Поворот в политике Парижа объяснялся негативным отношением Д’Голля к территориальным претензиям Тель-Авива. Президент Франции подчеркивал: «Евреи, которые до этого были разрознены, оставаясь тем, чем они всегда были, то есть народом избранным, уверенным в себе и властным, как только они объединятся на территории своего прежнего величия, могут превратить весьма трогательные поже лания, которые они высказывали в течение 19 веков, в жгучее, всесокрушающее стремление к экспансии».1 24 мая 1967 г. в личной беседе Д’Голль предупредил министра иностранных дел Израиля против конфронтации с арабским миром. До начала войны в качестве основного поставщика авиатехники для ЦАХАЛа выступала французская фирма «Dasso». Сионистские организации Франции, осведомленные о намерении ДТолля ввести эмбарго на продажу вооружения Израилю в случае конфликта, форсировали отправку Тель-Авиву 42 истребителей «Мираж-V».[3] Впоследствии Париж предостерег Израиль и арабские страны, что будет считать агрессором ту сторону, которая первой развернет военные действия. После начала Шестидневной войны Франция расторгла контракт на поставку Израилю 50 истребителей «Мираж-V».
В июне 1968 г. администрация Л.Б. Джонсона приняла программу «пять принципов» по политике на Ближнем Востоке. Основные пункты документа заключались в признании прав народов на национальное существование, гуманном отношении к беженцам, ограничении гонки во
оружений, беспрепятственном судоходстве, территориальной целостности всех участников конфликта. Тем не менее, в «пяти принципах» не была обозначена проблема территорий, оккупированных Израилем.[4] В период президентства Р. Никсона произошли перемены в политике США на Ближнем Востоке. Поддерживая Израиль, Вашингтон одновременно стремился избежать конфронтации с арабскими государствами. В 1969 г. Белый дом отказался от давления на Ливию, где была свергнута монархия и установлена диктатура М. Каддафи. Америка продолжала поддерживать тесные экономические контакты с Алжиром, Марокко, Ираком, Иорданией, Саудовской Аравией, Оманом. В начале 1970-х гг. позитивные сдвиги наметились в отношениях США и АРЕ. В июле 1971 г. в Египет прибыл представитель государственного департамента США М. Стернер. А. Садат, давая интервью журналу «Newsweek», заявил: «Никсон хотел знать, изменил ли Договор о дружбе и сотрудничестве между Египтом и СССР каким-то образом нашу позицию...Нет - ответил я».
Во второй половине 1960-х гг. американо-израильское военное сотрудничество активно развивалось. Только с июня 1967 г. до конца 1969 г. США передали Израилю военного снаряжения на сумму около 1 млрд, долл. Ежегодная финансовая помощь Вашингтона Тель-Авиву составляла в среднем 700-800 млн. долл. На средства, полученные от США и ВСО, Израиль развернул собственное производство вооружения, боевой
техники; экспортировал его в страны Африки, Латинской Америки. Нередко Вашингтон направлял Тель-Авиву образцы вооружения, которые только начали поступать в войска США. В сентябре 1969 г. во время визита Г. Меир в США была достигнута договоренность о покупке Израилем 25 истребителей «Фантом» и 30 «Скайхок».1 Израиль активизировал связи и с другими западными странами. Великобритания поставила на вооружение ЦАХАЛа 200 танков.2 В 1965 г. Израиль установил дипломатические отношения с ФРГ, получил от нее долгосрочный заем на 160 млн. долл.3 Бонн активно продавал Тель-Авиву вооружение и технику. Причем на весьма выгодных условиях - за 10 % стоимости, а некоторые образцы - бесплатно.[5] В 1968 г. Бонн и Тель-Авив заключили соглашение о продаже Израилю 54 танков и другого военного оборудования на сумму 3,5 млрд, марок.
На рубеже 1960-1970-х гг. обозначились разногласия между США и рядом их европейских союзников по вопросам военных поставок Израилю. Франция подтвердила принятое ранее решение о прекращении передачи всех видов вооружения Тель-Авиву. Правительство Ж. Помпиду осудило бомбардировки Ливана, Иордании ВВС Израиля. Тем не
по менее, 24 декабря 1969 г. Тель-Авив, в нарушение международного эмбарго, вывел из французского порта Шербур пять канонерских лодок, ранее построенных для ВМС Израиля.[6] Париж этому не препятствовал. Великобритания, с одной стороны, оказывала помощь оружием Израилю. С другой стороны, Лондон настаивал на выводе частей ЦАХАЛа с оккупированных территорий. Определенное охлаждение наблюдалось также в отношениях Тель-Авива с Бонном и Римом. Одной из причин этого стало прекращение функционирования Суэцкого канала. Потери европейских стран в связи с закрытием канала только в 1967-1968 г. составили 1400 млрд. долл. Только Великобритания потеряла около 200 млн. ф. ст.
К середине 1970 г. администрация президента США Р. Никсона приняла инициативу, получившую наименование «план Роджерса». Он представлял собой обращение к Израилю, Сирии, ОАР, Иордании заключить перемирие на 90 дней и начать мирные переговоры. Тель-Авив Авив согласился с проектом при условии, что «пока не будет достигнуто
Ill мирное урегулирование, ни один израильский солдат не должен быть выведен с оккупированных территорий».[7] В 1971 г. объемы помощи США Израилю значительно возросли. Тель-Авиву был предоставлен военный заем на сумму в 540 млн. долл. В 1972-1973 гг. заем уже составлял 607,5 млн. долл, в год, а после войны Судного дня до 982,7 млн. долл. Кроме того, в октябре 1973 г. Белый дом предоставил безвозмездную ссуду на приобретение оружия - 1,5 млрд, долл.
Во время войны Судного дня США оказали широкую поддержку Тель-Авиву. Учитывая тяжелое положение ЦАХАЛа, был организован «воздушный мост» по доставке вооружения. В период 12-24 октября из США в Израиль было поставлено 128 боевых самолетов, 150 танков, вертолеты, ракеты, боеприпасы. Всего Тель-Авив получил более 27 тыс. т. военных грузов. Это позволило компенсировать потери ЦАХАЛа.
Предоставление Вашингтоном широкой военной поддержки Тель-Авиву привело к тяжелым экономическим последствиям для Америки и стран Западной Европы. 16 октября 1973 г. Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар и Иран в одностороннем порядке подняли цену своей нефти на 17 %, доведя ее до 3,65 долл, за баррель. Тем не менее 19 октября по запросу Р. Никсона Конгресс выделил 2,2 млрд. долл, для помощи Израилю. Саудовская Аравия, Ливия и другие арабские государства вообще объявили о запрете на поставку нефти США. В течение последующих трех недель эмбарго было
распространено на Нидерланды, Португалию и ЮАР. В результате американский экспорт нефти из арабских стран, составлявший 1,2 млн. баррелей в день, практически прекратился.1 В США это привело к острому дефициту топлива, во многих странах мира - к энергетическому кризису. В Америке цены на топливо выросли в 7 раз. Введение нефтяного эмбарго вынудило союзников США по НАТО не только отмежеваться от поддержки Израиля, но и поддержать политическое урегулирование на Ближнем Востоке. Из стран-членов НАТО только Португалия согласилась предоставить свою территорию (Азорские о-ва) для переброски оружия в Израиль. Англия и . 2 Франция ввели полный запрет на поставки оружия воюющим сторонам. В январе 1974 г. фактически в обход Женевской конференции при посредничестве США начались переговоры между АРЕ и Израилем. В 1974-1975 гг. были заключены соглашения о разъединении на израильско-египетском фронте. Вовлечение АРЕ в сепаратные переговоры с Израилем позволили США уклоняться от участия в Женевском форуме по Ближнему Востоку. В лице А. Садата Белый дом получил нового союзника в регионе. Отвод войск ЦАХАЛа с Синая в 1982 г. позволил Америке создавать здесь военные объекты, проводить совместные маневры. В период президентства Дж. Картера в ближневосточную политику США был внесен ряд корректив. В ноябре 1977 г. советник президента по вопросам национальной безопасности 3. Бжезинский ознакомил заместителя премьера Израиля И. Ядина с проектом урегулирования арабо-израильского конфликта. Документ включал следующие положения: идея «Эрец Исраэль» «не должна истолковываться в рамках упрощенных понятий европейского национализма XIX в.»; Западный берег р. [8]
Иордан должен быть присоединен к Иордании на правах автономии; Израилю будет разрешено сохранять здесь военное присутствие. [9] Администрация Картера продолжала форсировать процесс мирного урегулирования между Египтом и Израилем. В результате в 1978— 1979 гг. были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения. Определенными катализаторами активизации сотрудничества США, Израиля и АРЕ стали исламистская революция в Иране в 1978-1979 гг.; распад блока СЕНТО. Свержение династии Пехлеви, конфронтация Тегерана с США и совпавший с этим мировой энергетический кризис привели к очередному пересмотру стратегии Америки на Ближнем Востоке. В конце 1970-начале 1980-х гг. Вашингтон предпринимал усилий по созданию американо-египетско-израильского военного союза. В соответствии с принятой в январе 1980 г. доктриной Картера любая «опасность извне странам Персидского залива расценивалась как угроза жизненным интересам США». Кроме формирования СБР, США добивались создания таких же сил в Европе с целью расширения сферы действия НАТО на Ближний Восток. Однако инициативы Вашингтона столкнулись с несогласием ряда европейских союзников. Угроза введения нового нефтяного эмбарго вынудила их отказаться от участия в развертывании совместных СБР. Президент Франции В.Ж. Д’Эстен во время своего визита на Ближний Восток даже поддержал право арабов Палестины на самоопределение.
В 1980-е гг. взаимодействие Америки, НАТО и Израиля продолжало развиваться. Тем не менее война в Ливане неоднозначно воспри-
нималась на Западе. Вашингтон, Лондон, Париж поддерживали Тель-Авив по борьбе с ООП, но критиковали бомбардировки мирных объектов; осуждали гибель Сабры и Шатилы. С 1975 по 1982 г. сумма помощи США Израилю ежегодно составляла в среднем 2,4 млрд, долл., а с 1983 г. - около 3 млрд. долл. Она формировалась из займа и безвозвратной ссуды. Начиная с 1984-1985 финансового года, вся поддержка Вашингтона являлась безвозвратной. В 1987 г., по данным Центрального статистического бюро и Государственного банка Израиля, сумма помощи США составила 3 млрд, долл.[10] Военные и экономические отношения Тель-Авива и Вашингтона развивались на рубеже XX-XXI вв. Широкое сотрудничество США, НАТО и Израиля в 1950-1990-е гг. помогло Тель-Авиву в создании своей экономики, военного производства. Это позволило Израилю выстоять во всех войнах с арабским миром и стать одним из крупнейших экспортеров оружия в мире.
Вопросы для контроля
- 1. Дайте анализ политики США в отношении Израиля в 1950-е гг.
- 2. Дайте определение понятиям «Багдадский пакт», «СЕНТО».
- 3. Охарактеризуйте политику ведущих стран Западной Европы в отношении Израиля в 1960-1970-е гг.
- 4. Сделайте анализ позиций США и стран НАТО по отношению к Шестидневной войне и Войне Судного дня.