Особенности российской политической культуры конца XIX - первой четверти XX веков

Политическая культура как явление и проблемы ее идентификации

Проблема соотношения политической культуры, наличествующей либо преобладающей в том или ином обществе, и конкретных событий, явлений, процессов, происходящих в нем, никогда не утратит актуальности и, наверное, никогда не будет познана до конца. Диалектическая взаимосвязь закономерностей и случайностей в общественноисторическом бытии не позволит дать стопроцентно точных прогнозов на перспективу, однако она многое объясняет в прошлом, предоставляя возможность политико-культурного анализа социальной реальности определенной эпохи и политического опыта ее представителей, что, в свою очередь, необходимо для избегания политических ошибок, подобных уже совершенным, в настоящем и будущем. Проблема политической культуры имеет непреходящую актуальность для всех без исключения развитых обществ, а в России из-за продолжающихся социальных трансформаций она актуальна особенно, поскольку в период реформ политическое сознание людей претерпевает многочисленные изменения, находящие непосредственное отражение и в политической культуре. Демократизация и - во многих отношениях - либерализация общества произвели значительные сдвиги в развитии духовной свободы россиян.

Политическая культура - сложная, своеобразная и универсальная система, которая, с одной стороны, является частью общей культуры, а с другой - представляет собой синтез значимых политических характеристик субъекта и политической системы[1]. Она есть динамическое единство исторически сложившихся ценностей, установок, символов, убеждений, мифов, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Этот феномен крайне трудно формализу

ем из-за множественности, расплывчатости его вышеупомянутых составляющих, а также из-за недостатка институциональное™, которая помогла бы систематизировать их. Аморфность элементов политической культуры, помноженная на многоукладное™, неравномерность экономического, культурного, а, следовательно, и политического развития России, ограничивает наличие конкретного научного материала о государственных учреждениях, общественных или коммерческих организациях как субъектах политической культуры.

Вопросы, так или иначе связанные с характеристиками и особенностями функционирования политической культуры, интересуют науку уже давно. Социокультурные и ценностные аспекты анализа политики отражены в работах Платона, Аристотеля, Демокрита, Полибия, Н. Макиавелли, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, М. Вебера, Р. Михельса, В. Парето, А. де Токвиля, Л. Тумиловича, Г. Зиммеля, А. Шопенгауэра и др. Интерес мыслителей-«универсалов» к этим явлениям подчеркивает непрерывную связь исторических, политологических и культурологических компонентов общественной жизни. Постепенно в зарубежной и отечественной политической науке сложились определенные традиции и школы изучения политической культуры. Наряду с учеными-профессионалами внесли свой вклад в исследование этого неизменно актуального общественного феномена и аналитики «по совместительству»: государственные деятели, вожди политических партий. Тематика политической культуры прямо или косвенно нашла свое отражение в трудах С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Н. И. Бухарина, В. А. Герье, Н. А. Ильина, В. И. Ленина, И. К. Луппола, П. А. Сорокина, А. И. Стронина, П. Б. Струве, С. С. Уварова, С. Л. Франка, Г. П. Федотова, П. Я. Чаадаева, Б. Н. Чичерина[2]. Оригинальные идеи, объясняющие и доказывающие взаимосвязь общей и политической культуры, взаимозависимость их ценностных компонентов, изложены в работах отечественных ученых (С. С. Ахиезер, К. С. Гаджиев, М. Н. Губогло, Л. Н. Гумилев, Е. Я. Дугин, В. В. Ильин, В. М. Каиров, В. В. Ланкин, Ю. М. Лотман, Л. А. Микешина, В. И. Пантин, В. Ф. Пеньков, Ю. С. Пивоваров). Современный этап изучения политической культуры связан с именами исследователей, отвергших идеологические догмы советской поры и по-новому взглянувших на социокультурные аспекты политики. Эта нескованное™ стереотипами отразилась и на их интересе к политической культуре нашего прошлого, и на изучении политико-культурных процессов сегодняшней, реформируемой России. Баталов Э. Я., Васильев В. П.,

Войтенко В. П., Гаджиев К. С., Глебова И. И., Гомеров И. Н., Клюев А. В., Назаров М. М., Пеньков В. Ф., Пивоваров Ю. С., Пикалов Г. А., Пляйс Я. А., Пугачев Б. М., Салмин А. М., Соловьев А. И., Тихонова В. А., Туйчиев Б. Т., Шестопал Е. Б., Щегорцов В. А. с различных позиций раскрывают политологические проблемы, касающиеся политической культуры и ценностного модуля - ее ядра.

В отличие от общей культуры человечества политическая культура включает те элементы духовной среды, что связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и преломлением этих представлений в текущей политической жизни. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не столько то, что происходит в мире политики, сколько идеи, отношения, мнения по поводу политики. Важнейшим элементом выступает также политическое поведение, т.е. проявление широкой системы общественных отношений, с которой целостно взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, политическая социализация, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

По уровню политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости. Будучи компонентом политической системы, политическая культура активно влияет на политический процесс. Именно политическая культура и лежащие в ее основе ценности задают направленность политическому процессу, во многом определяют ролевые установки его участников, а также ценностно-смысловую характеристику целей, этапов и способов социального развития[3].

  • [1] Пеньков В. Ф. Бегущий кентавр. Тамбов: Цифра, 2016. С. 57.
  • [2] См.: там же. С. 11.
  • [3] См.: там же. С. 10. 2 Селунская Н. Б., Тоштендаль Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. М.: РОССПЭН, 2005. С. 124-125.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >