Лекция 7. Познание как философская проблема

Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идёт не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология, и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1. Сущность и структура познания

Философская дисциплина, занимающаяся исследованием проблем познания, называется гносеологией. К таким проблемам относятся сущность, закономерности, возможности и границы познания, его критерии, формы существования полученных в результате познания знаний. Проблема познания занимает важное место в системе «человек -мир», т. е. в предмете философии, а также - в решении второй стороны основного вопроса философии: вопроса о познаваемости мира.

Познание - это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект - то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом, и объектом познания.

Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это нс означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают понять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направлений вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум - только мешает. Это - сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель считал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т. е. рациональная). При этом познание начинается с чувственного восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Здесь речь идёт о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких философов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир - это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непознаваем. Это - агностицизм (греч. а - не, gnosis - знание), присущий представителям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющегося мира. В Новое время в философии Д. Юма, а затем и И. Канта скептицизм был доведён до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира - в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определённая доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно в XX веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отражать в виде субъективных и идеальных образов всё то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И. П. Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от предметов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще - это фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщённое отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъективный и трансцендентный мир - природа, общество, человек, его психические сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бесконечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание - отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание - это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов информации с целью приспособления окружающей его действительности или изменения её в соответствии с его потребностями и интересами.

Структура процесса познания

Процесс познания начинается с живого созерцания. Затем следует абстрактное мышление, т. е. оперирование полученными в результате созерцания образами действительности. Познание - это процесс получения знания. Но ведь человек познаёт не просто ради полученья знанья. Знания нужны человеку для последующего их применения на практике. Поэтому процесс познания проходит ряд ступеней (уровней): чувственное познание и логическое (умственное, по Аристотелю). Чувствами мы познаём явления, даём ответ на вопрос: «Что это?»

На уровне чувств познание осуществляется опытным путём. Мы здесь можем узнать, как и для каких целей можно применить ту или иную вещь в процессе решения житейских проблем. Но познать, что породило данную вещь (или данное явление), какова сущность данного явления, каковы причины его появления на свет, каковы последствия его использования и т. п., чувствами невозможно. Дело в том, что сущность не совпадает с явлением, она скрыта от глаз исследователя и познаётся только в процессе логического мышления, т. е. умственно. Поэтому-то, в отличие от обыденного, житейского уровня познания, познания на уровне явлений, необходимо теоретическое, систематизированное познание действительности.

Научное познание идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т. д. до бесконечности.

В каких же формах функционирует знание на чувственном этапе познания?

Формы чувственного познания

Самой первой, элементарной формой чувственного познания являются ощущения. Это - фиксация в нашем сознании отдельных сторон, свойств предметов, процессов, явлений, полученных в процессе их отражения (солёный, красный, тёплый, громкий и т. и., например). Иногда человеку бывает достаточно именно ощущений. Скажем, если мы пришли с жестокого мороза в тёплое помещение, то вряд ли перед нами возникнет сразу вопрос о том, почему здесь тепло, что является его источником: камин, русская печь, калорифер или что-либо ещё. И уж тем более перед нами не возникнет непосредственно вопрос о природе и сущности тепла вообще.

Следующей формой чувственного познания являются восприятия. Это - целостный образ, возникающий в нашем сознании в результате комплексного отражения различных сторон, свойств, качеств предмета. Скажем, мы можем видеть предмет, похожий па яблоко. Но для того, чтобы убедиться в том, что это действительно яблоко, а нс муляж, надо его взять в руку, понюхать, а затем, если это необходимо, то и откусить. Вот теперь можно точно утверждать, что это яблоко, а знатоки могут указать и его сорт. При этом надо иметь в виду, что восприятие - не просто суммирование ощущений. Оно возникает и функционирует как результат синтеза различных проявлений предмета. Этот результат базируется на наших предшествующих актах познавательной и практической деятельности. Восприятие - это активный процесс с элементами творчества.

И наконец, ещё одна форма чувственного познания - представления. Это воспроизведение по памяти образов тех предметов, процессов, явлений, которые мы когда-то воспринимали. Эта форма постоянно сопровождает пас по жизни. Мы можем воспроизводить по памяти в своём сознании образ любимого человека, того места, где отдыхали минувшим летом (или прошлой зимой) при их отсутствии в данный момент. Т. е. здесь уже начинает функционировать более глубокий уровень нашего сознания. Это как бы переходный мостик от чувственной ступени познания к логической. Конечно, восприятие более полно отражает предмет, так как мы с ним непосредственно контактируем. В представлении же воспроизводятся лишь наиболее яркие, глубоко проникшие в наше сознание стороны или свойства предметов, явлений. Память, как правило, не удерживает несущественных мелочей. Ответы па вопрос о сущности данного предмета (явления), его связях с другими предметами и явлениями даёт более высокая, логическая ступень познания.

Формы логического познания

Первой формой логического познания являются понятия. Это -отражение в нашем сознании наиболее существенных сторон, свойств, качеств предметов. А эти существенные стороны предметов проявляются при их взаимодействии.

Возьмём понятие «стол». Что зафиксировано в этом понятии? Ровная, гладкая горизонтальная поверхность, находящаяся на каком-либо расстоянии от основания. Это может быть и письменный, и обеденный, и журнальный и т. п. стол (столик). В этом понятии не отражена его форма (квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный и др.), материал, из которого он изготовлен (какое-либо натуральное дерево, облицованная ДСП, стекло и др.), его предназначение (кухонный, разделочный, обеденный, письменный, журнальный и т. п.). Т. е. понятие охватывает все предметы, обладающие вполне определённой сущностью.

О важности проблемы понятий свидетельствует длительный философский спор номиналистов и реалистов о природе общих понятий.

Понятия бывают как житейскими, так и научными. Так, на житейском уровне понятие «война» отождествляется с вооружённой борьбой противостоящих сторон, разрушениями, взрывами, гибелью людей. Ио ведь и бандитские разборки часто сопровождаются такими же явлениями. Это тоже война? На житейском уровне - да. А как быть с дипломатической войной, с холодной войной, с экономической блокадой и т. и. явлениями социальной действительности? С научной точки зрения, война - это продолжение политики господствующих классов иными, именно насильственными средствами. Средства эти могут быть как вооружёнными, так и мирными. А вооружённая борьба без политики - не война, а драка. Знание этого необходимо и в наши дни.

События на Украине с февраля 2014 года - это не борьба властей предержащих с террористами (как они называют жителей восточных областей страны, на референдумах провозгласивших независимость от нелегитимного центрального правительства), а самая настоящая гражданская война, развязанная вооружёнными и поддерживаемыми правителями террористическими группировками («правым сектором» и «национальной гвардией») и армией со своим безоружным или слабо вооружённым народом, с той его частью, которая не пожелала безропотно подчиняться захватившим вооружённым путем власть в Киеве неофашистским и шовинистическим силам. Именно эти силы и привели к власти Президента страны П. Порошенко, открыто заявившего о необходимости полного уничтожения всех тех, кто не желает подчиняться новой украинской власти и, якобы, действует ио указке российских руководителей. И эти заявления сопровождаются всё усиливающимся вооружённым уничтожением несогласных под одобрительные возгласы руководителей ряда стран, заинтересованных в ослаблении роли в международных делах России и других стран бывшего Советского Союза.

Научные понятия называют категориями или дефинициями. Если мы не знаем категорий и дефиниций какой-либо науки, то мы не знаем и самой науки. Не случайно, наверное, И. Кант и требовал от осуществляющего научное познание овладения «категориальным коридорием».

Второй формой логического познания является суждение. Это мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждается или отрицается что-либо о чём-либо.

В суждении участвуют несколько понятий. Так, в суждении «N является студентом университета» присутствуют понятия «студент» и «университет». Первое понятие отличает N от учащегося школы и колледжа или аспиранта, а второе - от студента института. При этом следует иметь в виду, что суждения бывают истинными и ложными. Так, суждение: «мел - осадочная горная порода белого цвета» является истинным, а суждение: «мел - вещество чёрного цвета» является ложным. При этом надо понимать, что речь идёт о самом веществе, а не о водных суспензиях на его основе, которые могут быть подкрашены в любой цвет, и не о разноцветных мелках.

Существенную роль в познании играет умозаключение, т. е. новое суждение, выведенное на базе двух или более суждений о каких-либо вещах или процессах. Хорошо известен пример из школьных учебников физики: «Медь - это металл. Железо - тоже металл. Медь и железо обладают свойством электропроводимости. Вывод: все металлы обладают свойством электропроводимости». Это - умозаключение от частного к общему. Оно называется индуктивным. Из всей совокупности металлов мы взяли только два, проверили их на наличие свойства электропроводимости, а вывод распространили на все известные металлы. Понятно, что такое умозаключение носит вероятностный характер. Вероятность тем ближе к 1, чем больше предметов данного класса мы проверили на наличие данного свойства.

Но есть умозаключения и дедуктивные. Это умозаключения от общего к частному. Так, зная, что все металлы обладают свойством электропроводимости (1-е суждение), и то, что ртуть - это тоже металл (2-е суждение), мы можем прийти к выводу, что ртуть тоже обладает свойством электропроводимости. Этот вывод получен дедуктивным путём.

Знание свойств умозаключений играет большую практическую роль. Так, в прошлом, когда ещё не было открыто электричество, при изготовлении парчи можно было использовать металлические золотую или серебряную нити, нс опасаясь за жизнь носящего одежду из этих тканей. В наши дни такая технология стала опасной. Поэтому, если перед нами встанет задача воссоздания парчи для применения её в шитье одежды, то для безопасности лучше использовать нити химической плёнки, покрытые специальным клеем и имитирующие золотые или серебряные нити, но не обладающие свойством электропроводимости. Хотя в моду вновь входят ткани с люрексом, т. е. с металлической нитью.

И, наконец, важнейшей формой логического познания является теория, т. с. систематизированное знание о каком-либо фрагменте действительности или о действительности в целом. Теории бывают научными и вненаучными. Так, о звёздном небе существуют как научные, так и вненаучные теории. Астрономия и астрофизика - научные теории, а астрология - вненаучная. Более подробно речь об этом пойдёт в следующей теме.

2. Истина как цель и результат познания

Познание только тогда сыграет свою положительную роль, когда его результатом будет истинное знание. Проблема истины издревле волновала философов. Хорошо известно высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Всё дело в том, что понимали под истиной эти философы.

Платой, как и Сократ, считал, что для того, чтобы что-либо познать, надо закрыть глаза и уши, перенестись в другой мир, где и можно узнать всё. Т. е. надо обратиться к своей душе. А душа, прежде чем поселиться в человека, находилась на астрах (звёздах), где и приобрела разнообразную информацию. Душа вселяется в человека, когда он находится ещё в утробе матери. В момент рождения информация забывается. Поэтому и надо обращаться к душе, закрыв глаза и уши. Всем вещам предшествует вполне определённая идея (бытие). Если мы установили, что вещь соответствует той идее, которая стала этой вещью, то эти знания являются истинными. А сами эти идеи порождены Благом. При таком понимании явно прослеживается объективный идеализм Платона. Вот с таким пониманием истины и был не согласен Аристотель.

Ои тоже отводил активную роль душе в деле формирования человека, утверждая, что человек становится человеком только тогда, когда в его материальное тело поселяется душа. Материальное тело - это лишь пассивная возможность человека. Оформляет же его в человека активное начало - душа. Но, по Аристотелю, в познании важную роль играют как чувственная, так и умственная ступени. А истина - это адекватность знаний человека тому, о чём эти знания существуют. Таким образом, Аристотель формулирует классическое определение истины, признаваемое таковым и сегодня.

Наряду с классическим, в наши дни существуют и другие определения истины. Так, в прагматизме истинным считается то, что приносит пользу. В позитивизме проблема истины решалась в разные времена по-разному: от верификации до конвенционализма. В первом случае истинным признается только то положение, которое поддаётся верификации, т. е. опытной проверке. При этом под опытом понимались субъективные ощущения человека. Но ведь у каждого человека свои ощущения. Недаром на Руси говорят, что на вкус и цвет приятелей нет. Раз нет единых ощущений, то не может быть и единого знания. А это - путь к агностицизму. Во втором случае, в конвенционализме истинными считаются только тс положения науки, которые признаются таковыми большинством учёных (лат. conventio - договор, соглашение). Правда, надо отметить, что и в быту, и в науке мы нередко прибегаем к такому пониманию истины. Мы ведь все утверждаем, что Солнце восходит на Востоке, а заходит на Западе. Это - пример конвенциональной истины. Ведь в действительности Солнце не восходит и не заходит. Это Земля, вращаясь вокруг своей оси, то подставляет определённые участки своей поверхности воздействию солнечных лучей, то отворачивается от них. Вот и создаётся видимость восхода и захода Солнца.

Другой пример. Ответим на вопрос: «Какова величина частицы л»? Каждый, изучавший математику в школе, ответит, что л = 3,14. Но ведь это учёные договорились, что в этом иррациональном числе надо ограничиться вторым знаком после запятой. Реально же после запятой -бесконечная вереница цифр.

На практике же большинство учёных признают аристотелевское определение истины. Истина - это соответствие знаний действительности, это - верное отражение действительности в сознании человека. Противоположностью истины является заблуждение. Не было бы заблуждения, не было бы нужды и в истине. Тогда истинным было бы любое знание. Истина и заблуждение - диалектически противоречивое единство. Они могут переходить друг в друга. То знание, что вчера ещё считалось истинным, сегодня может оказаться заблуждением. И наоборот.

Хорошо известно, что ещё в античную эпоху существовала не только птолемеевская картина мира, согласно которой Земля - центр Вселенной, но и картина мира Аристарха, согласно которой Земля - одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Вопрос об истинности той или иной позиции так и не был решён до конца. С утверждением в качестве господствующей религии христианства точка зрения Аристарха была отвергнута как не соответствующая Священным писаниям, как заблуждение, хотя, как в последующем было доказано Коперником и Кеплером, именно она оказалась истинной, а библейская картина мира была признана заблуждением.

Заблуждение испытывает истину на прочность. Истина же крепнет в борьбе с заблуждениями. Поэтому истина и заблуждение в познавательном процессе выступают в диалектически противоречивом единстве.

Истина не существует вне человека. Но её источником является не его субъективное сознание, а объективная реальность, которую человек и отражает в своём сознании. Поэтому истину и называют объективной. Содержание её не зависит ни от человека, ни от человечества.

Если же в связи с тем, что истина не существует без человека, абсолютизировать роль его сознания и не видеть в ней объективного содержания, то мы придём к субъективизму. Многогранная человеческая деятельность, с которой связана истина, даёт нам право утверждать, что истина и объективна (по источнику и содержанию), и субъективна (как результат человеческого познания).

Сложность состоит также и в том, что истина и относительна, и абсолютна. Здесь - ещё одна сторона диалектической противоречивости постижения истины.

Относительность истины состоит в том, что наши знания о предмете всегда неполны, приблизительны. Мы даже себя-то, свои возможности до конца не знаем. Что же говорить об объективной реальности? Истина отражает объект с известной степенью точности, приблизительно, относительно.

Абсолютная истина понимается в нескольких смыслах: 1) как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом или её фрагментах; 2) как тот момент знаний об объективной действительности, который не может быть опровергнут в будущем; 3) как цель познания, устремленная в будущее, в бесконечность. Диалектика абсолютной и относительной истин состоит в том, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, а относительная - всегда содержит в себе элементы абсолютной истины.

Но хотя наше знание всегда состоит из единства относительных и абсолютных истин, оно (знание) не является их простой суммой. Абсолютная и относительная истины - это диалектически взаимосвязанные и противоречивые стороны познания, представляющего собой бесконечный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Наше знание всегда есть более или менее полный результат познавательной деятельности многих предшествующих поколений людей. Знания, приобретённые ими и проверенные на практике, и нами воспринимаются как истинные. Но и в этом случае знание отдельного человека является относительным. В соотношении абсолютности и относительности знания - ещё одна сторона диалектического развития.

Бесконечный мир бесконечно изменяется, развивается. Наука стремится познать эти изменения. Человек в процессе познания объективного мира всегда устремлён от относительности к абсолютности знания. Горизонты познания отодвигаются, а объём знаний растёт.

Человек никогда не сможет достичь абсолютной истины как цели познания, но стремление к ней не позволяет ему остановиться в процессе познания на достигнутом. Человек движется вперёд с целью проникновения в сущность изменяющегося мира.

Истина находится в зависимости от условий, места и времени относительно которых высказывается суждение. Это свидетельствует о том, что истина всегда конкретна. Абстрактных истин нс бывает. Без учёта условий, времени и места тех или иных предметов и объективных процессов нельзя сделать вывода об истинности или ложности суждений о них. Например, если спросить православного христианина о дате рождения Иисуса Христа, он, не задумываясь, ответит, что Христос родился 7 января. А католик на этот же вопрос ответит, что Иисус родился 25 декабря. Кто же прав? Разница в 14 дней обусловлена тем, что в первом случае дата указана по юлианскому, а вторая - по григорианскому церковному месяцеслову. Этот пример свидетельствует о том, что истина всегда конкретна и зависит от многих обстоятельств. Мы должны учитывать эти обстоятельства, когда пытаемся сформулировать истинное суждение или опровергнуть что-либо, что считаем ложным. Но нельзя абсолютизировать какое-либо знание, утверждать, что оно истинно всегда и для всех, т. е. что истина абсолютна.

Догматизм и релятивизм

Догматизм (греч. dogma - мнение, учение) - способ мышления, который абсолютизирует истину и оперирует неизменными понятиями и суждениями без учёта условий, места и времени их возникновения и применения. Догматизм возникает в эпоху Средневековья, когда господствующей силой в обществе стала церковь. В общественном сознании насаждается два догмата: а) о существовании личностной формы Бога-творца и б) о сотворении Богом мира из ничего. Задачей философии становится логическое обоснование истинности этих догматов. Священные же книги и проповеди отцов церкви провозглашаются носителями и критериями истинного знания. Все другие мировоззренческие идеи, расходящиеся с указанными, признаются еретическими и подвергаются суду Инквизиции.

В советский период, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, вопреки указаниям самих авторов этой теории о том, что их учение - не догма, руководящие силы партии и государства требовали неукоснительного следования их идеям и в теории, и на практике. Так, одной из самых неразработанных в теории проблем оказалась про блема экономических законов социализма. Дело в том, что и Маркс, и Ленин рассматривали социализм как первую фазу коммунистического общества, а коммунизм, как высшая фаза этого общества, должен, по их мнению, развиваться без товарно-денежных отношений, отмирающих постепенно на первой фазе. То же касается и оплаты умственного труда. В начале социалистического строительства в стране, разорённой империалистической и гражданской войнами, В. И. Ленин выдвинул идею привлечения к созидательной деятельности специалистов из прежнего общества, но при условии, что они будут получать заработную плату не выше зарплаты квалифицированного рабочего. В нашей стране этот принцип был распространён на весь период советской власти, хотя обстоятельства труда умственных работников кардинально менялись, особенно в связи с развитием научно-технической революции. Т. е. к самым важным теоретическим проблемам было догматическое отношение, хотя на всех уровнях утверждалось, что мы и материалисты, и диалектики.

Догматизм в пауке не способствует поиску истины, требующему творческого отношения к объекту исследования и отказа от догматического подхода к теории. Не случайно К. Поппер сформулировал фальсификационную модель развития науки как средство борьбы с догматическими установками, имеющими пагубные последствия для любой научной теории.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - учение, утверждающее относительность и условность человеческого познания. Наиболее характерным релятивизм является для философов, принадлежащих к отряду субъективных идеалистов. Они отрицают познаваемость объективной реальности, уповая на зависимость знаний человека от его ощущений. Но так как ощущения у каждого человека свои, то они могут не совпадать с ощущениями другого человека относительно одного и того же предмета познания. Отсюда делается вывод об относительности ощущений, а значит, и об относительности, условности наших знаний. Познание релятивно (относительно). Релятивисты абсолютизируют относительную истину и не признают наличия в ней элементов абсолютной истины.

Так как же отделить истину от заблуждений? Это одна из важных сторон теории познания, проблема нахождения критерия истины.

3. Роль практики в познании

Чтобы понять, какое мы получили знание в результате познания: истинное или ложное, нужен такой критерий, который нельзя было бы просто отбросить за ненадобностью. Таким критерием и является практика. Практика представляет собой материальную и духовную деятельность людей по преобразованию природных и социальных условий в соответствии со своими потребностями и интересами. Именно практика помогает преодолеть как догматизм, так и релятивизм.

Практика является исходным пунктом познания. Человек начинает познавать явления действительности тогда, когда в практической деятельности сталкивается с такими из них, знания о которых у пего отсутствуют. Наши далёкие предки, не имея достаточных знаний о природных процессах и вещах, вынуждены были действовать очень неэффективным методом проб и ошибок. Но и в нашей действительности нам нередко приходится действовать этим методом при отсутствии соответствующих знаний.

По мере накопления опыта в решении стоящих перед людьми задач у них накапливаются эмпирические знания, которые со временем обобщаются, превращаясь в теоретические. А это - тоже практическая деятельность. Правда, теоретические знания могут быть как научными, так и вненаучными. Научные знания - это истинные знания. Эта истинность подтверждается практикой. Вненаучные знания чаще всего практикой не подтверждаются.

Из рассмотренного становится ясно, что практика является и исходным пунктом познания, и процессом его, и целью его, и критерием истинности наших знаний. Т. е. практика - явление многогранное.

Основными видами практики являются следующие: а) производственная деятельность; б) общественная деятельность; в) научная экспериментальная деятельность.

Производственная деятельность является важнейшим видом деятельности людей, без чего не может ни существовать, ни развиваться человеческое общество. Чтобы жить, люди должны трудиться. Только труд может обеспечить человеку достойные условия существования, удовлетворить его материальные и духовные потребности. Труд - источник материальной и духовной культур, без которых не может сформироваться человек. При этом следует иметь в виду, что материальная культура является основой для духовной культуры. Если бы наш далё кий предок не создал орудия труда, позволившие ему завоевать своё место в природе, не могла бы возникнуть духовная жизнь общества.

Общественная деятельность - это деятельность людей в сфере политики, науки, образования, здравоохранения, искусства, управления и т. и. Без этих видов деятельности человек сегодня не в состоянии организовать свою материально-производственную деятельность - основу существования как общества, так и индивида.

Научная деятельность в наши дни носит ярко выраженный экспериментальный характер. Без экспериментов современная наука не может ни существовать, ни развиваться. Эксперимент - это научно поставленный опыт, а опыт - это всегда практика. Чаще всего одним-единственным опытом поиск научной истины не ограничивается. Практика в науке - длительный и тяжёлый труд.

Кроме рассмотренных видов, практика включает и такие, как повседневная, спортивная, семейно-бытовая и др. Эти виды практики дополняют и конкретизируют основные. Т. с. практика охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. По мере развития человеческой истории практика видоизменяется, усложняется и совершенствуется.

Однако не всякая практика способствует прогрессивному развитию человеческого общества. Практика бывает как созидательной, так и разрушительной по своим результатам.

В зависимости от субъекта деятельности выделяют такие формы практики, как индивидуальная, коллективная, социально-групповая (в том числе классовая и национальная), государственная, общественная. Ио как бы ни был представлен субъект деятельности, практика всегда социально обусловлена. Если животные осуществляют какую-либо деятельность, то этот акт у них протекает на базе инстинктов. Они инстинктивно роют норы, строят гнёзда, вскармливают детёнышей и т. п. Богатый набор инстинктов они приобретают вместе с рождением. Именно он и позволяет им приспосабливаться к различным условиям жизни. Каждое животное принадлежит к своему виду. Человек же своей практической деятельностью приспосабливает действительность к своим разносторонним потребностям.

Практика - это ие только чисто материальная деятельность, а деятельность, одухотворённая чувствами и разумом человека.

Практика тесно связана со знаниями людей. Человек эффективно действует тогда, когда опирается в своей практике на истинные знания. Именно в этом случае он получит желаемый результат. Когда же он не владеет такими знаниями, то вынужден действовать весьма неэффективным методом проб и ошибок.

Таким образом, истина и практика тесно взаимосвязаны. Именно практика заставляет человека искать новые знания, когда имеющихся не хватает для эффективной практической деятельности. Процесс познания - это тоже практика: материальная или духовная, эмпирическая или теоретическая. Как же убедиться в истинности полученных знаний? Другого пути, кроме практики, нет. Поэтому именно практика выступает критерием истины, а истина служит практике преобразования материальных и духовных условий жизнедеятельности как человека, так и общества.

Контрольные вопросы

  • 1. Раскройте этимологию слов «гносеология» и «эпистемология».
  • 2. В чём суть сенсуализма и рационализма?
  • 3. Что такое эмпиризм?
  • 4. Что такое объект и субъект познания?
  • 5. Какие уровни (ступени) вы знаете?
  • 6. Что такое истина?
  • 7. Что такое объективная, относительная и абсолютная истины?
  • 8. Что такое практика, каковы её виды?
  • 9. Что является критерием истины?
  • 10. Какими сторонами характеризуется практика по отношению к познанию?

Логические задачи по теме

1. Какую «среднюю линию» имеет в виду автор следующих строк: «Юм считал, что между детерминизмом и индетерминизмом нет средней позиции: либо мир представляет собой жёсткий каузальный механизм, тогда свобода воли невозможна, либо ои не механизм, в этом случае открывается возможность для свободы воли, но тогда следует признать существование в нём провалов, из которых непонятно, как появляются случайности. Поппер утверждает, что такая средняя линия существует и можно привести объективные основания для свободы воли»?

2. Объясните, на основании анализа какой ситуации автор делает следующие выводы: «Очень скоро, однако, стало ясно, что разработка этих, как и более общих, вопросов - о месте и роли общественных наук в современном мире, путях их дальнейшего развития - требует самого серьёзного внимания к проблемам методологии, характеризующей принципы и механизмы как организации и развития, так и применения знаний, их положений, выводов, рекомендаций».

Библиографический список

Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев // Философские науки. - 1980. - № 6. - С. 15-23.

Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. - Саратов: СГУ, 1981. - 211 с.

Диалектика материального мира: Сборник статей / Сост. П. М. Матронин. -М.: Политиздат, 1989. - 139 с.

Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. - 1980. - № 10. - С. 11-19.

Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. -№ 12 - С. 3-20.

Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. - Владимир: Круг, 2001. - 219 с.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >