Лекция 6. Сознание как философская проблема

Для философского рассмотрения сознания мы остановимся на следующих вопросах:

  • 1. Проблема происхождения сознания.
  • 2. Сущность сознания и его структура.
  • 3. Индивидуальное и общественное сознание.

Приступим к рассмотрению первого вопроса.

1. Проблема происхождения сознания

Сознание - одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа.

Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека воспроизводить действительность в субъективной, идеальной форме и преобразовывать её в своих интересах.

Учение о сознании связано с различными разделами философского знания:

  • онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры;
  • гносеологический подход - связан с познавательными способностями человека и процессом формирования сознания индивида;
  • • поскольку современная наука не доказала наличие нечеловеческих форм сознания, неизбежен антропологический подход,

предполагающий сравнительный анализ человеческого сознания и мышления животных, а также исследование проблемы возникновения сознания в процессе антропосоциогенеза.

Изучение сознания усложняется ещё и тем, что в познании оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, а поскольку каждый акт сознания включает в себя всю жизнь индивида в её неповторимости и уникальности, постижение сознания становится чрезвычайно сложной проблемой и для науки, и для философии.

Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии воз-обладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.

Как уже отмечалось, сознание и материя - два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления -материализм и идеализм - издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма, сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма он представляет собой проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. В объективном идеализме утверждается, что сознание может существовать вне человека - в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.

С точки зрения материализма, предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое возникает только у человека.

Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщённости к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно так же и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т. д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей» - единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющемся перво-двигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск» всемогущего божественного разума, что объявлялось убедительным доказательством сотворённости человека. Выдающиеся мыслители Средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглублённым постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Именно в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространённых междисциплинарных направлений теории познания - феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира, как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга (вульгарные материалисты К. Фохт и Я. Молешотт, например) или со всеобщим свойством материи (в гилозоизме «и камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся, по Гегелю, исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врождённом бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленность внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно, но критически использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность - материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное - свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от неё.

Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах:

  • • в историческом (сознание - продукт исторического развития усложнения материи);
  • функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга);
  • гносеологическом (сознание вторично по отношению к действительности как её идеальное отражение).

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития - одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные ио масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет длительную историю - это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в её фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе её развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким свойством является отражение.

Теория отражения - это фундамент материалистического объяснения природы сознания. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Эта концепция начала всесторонне разрабатываться в марксистской философии в 60-70-е годы XX века с позиций диалектического материализма, хотя идеи этой концепции уходят корнями в начало XX века - к работе В. И. Лепина «Материализм и эмпириокритицизм». В ней появление сознания рассматривается нс как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи -отражения.

Отражение - это воспроизведение тех или иных черт внешности, функций или структуры одного явления (материального объекта) во втором, изменённое или преобразованное средой, в которой осуществляется их взаимодействие.

Специфические признаки отражения:

  • 1. Характерной особенностью всякого отражения является момент подобия, частным случаем которого являются гомоморфизм и изоморфизм.
  • Изоморфизм - это взаимно однозначное соответствие структур.
  • Гомоморфизм - взаимно однозначного соответствия структур нет.
  • 2. Характерной чертой отражения является его вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по характеру.
  • 3. Отражение не является простым повторением отражаемого объекта: в нём отражаемое изменяется или преобразуется в зависимости от свойств того явления или среды, в котором (-ой) происходит отражение.

Свойство отражения изменяется качественно по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.

В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:

  • 1. Переход от отражения в неживой материи к отражению в живой материи.
  • 2. Переход от отражения в живой материи к сознательному отражению.

В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.

Неживой материи присущи следующие элементарные специфические формы отражения, которые носят пассивный и следообразующий характер:

  • 1. механическое;
  • 2. физическое;
  • 3. химическое.

Ещё Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не её саму, а другой предмет - кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, образно говоря - «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдалённый, но вполне реально существующий аналог сознания.

С помощью сознания мы познаём и запоминаем свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведён соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это - сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы - формы биологического отражения.

Эти формы можно, в свою очередь, детализировать следующим образом в зависимости от степени сложности живых организмов.

Основные биологические формы отражения

  • 1. Раздражимость - простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - сворачивание листьев на жаре, движение подсолнуха «за Солнцем».
  • 2. Чувствительность - более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
  • 3. Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
  • 4. Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и частично высшим животным. Сознание - наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получение новых мыслей благодаря другой мысли - то есть обращённости сознания самого на себя), способность к предметно-практической деятельности, возможность передачи сознания (благодаря наличию особого механизма, отражающего и передающего мысли - языка в устной или письменной форме).

Отражение внешнего мира живыми организмами приобретает приспособительный характер, то есть служит средством приспособления к среде обитания. Живая материя порождает более сложные формы отражения, в которых уже явно прослеживается прообраз сознания.

Высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика.

2. Сущность сознания и его структура

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень её развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем - нервно-физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно, отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления.

Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объёмом в среднем в 1400 куб. см (у приматов мозг по объёму в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд, нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на много тысяч километров.

Мозг имеет весьма сложное строение, в нём прослеживается своеобразное «разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные -верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

В самих больших полушариях видна своеобразная специализация - подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры - получением и переработкой информации; напротив, передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью её централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определённых участков мозга.

Проблема «сознание и мозг» включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым, - соотношение идеального и материального. Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

Психофизиологическую проблему материализм и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.

Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают её в форме психофизиологического параллелизма', психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг Другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.

Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму.

Так, махист Р. Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, поло вина или сторона и т. д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга.

Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень - жёлчь.

Главная особенность психической формы отражения - возникновение идеального мысленного образа. Идеальность - самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному, рассматривается как его противоположность. В чём особенность идеального образа, идеального отражения действительности?

Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.

Идеальное, составляющее сознание, - это не сами вещи и не их части или стороны, не их материальные (как у Демокрита, состоящие из мельчайших атомов) слепки. Это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Но дело не только в этом, айв том, что образы сознания, идеальное нс есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира. И ещё: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу.

Идеальность продуктов сознания просматривается и в том, что, в отличие от физиологических процессов, они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т. д.

Но проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное - это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определённом смысловом значении её результатов. Идеальное - это сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несёт в себе идеальное - значение, смысл слов, языковых форм и т. д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется, в конечном счёте, весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры.

Освоение идеального, воплощённого в различных материальных формах - от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта, - условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.

Идеальное - это мощное средство освоения мира человеком, это те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной производительной силой в виде социально-политических идей - мощной материальной силой переделки мира. Всё, что побуждает человека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся материальными силами.

Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причём, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, и изменяют себя и своё бытие.

Здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определённые общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных формах.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность -в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются как бы переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химические формы с высшей, человеческой формой отражения. Вместе с тем они свидетельствуют, что между высшей формой отражения мира - мышлением, сознанием человека и низшей формой лежит путь длиной в миллиарды лет.

Что же способствовало появлению сознания? Какие были предпосылки этому качественному скачку от раздражения к сознанию?

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.

Проблема возникновения сознания

Одной из самых важных в философии является проблема происхождения сознания. Все многообразие точек зрения на эту проблему, которые сложились в истории философии, можно свести к трём основным:

  • 1. Источник человеческого сознания - некая надмировая духовная сущность; в христианстве - это Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека является порождением мирового разума (например, в концепции Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи).
  • 2. Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания; такова позиция, к примеру, первобытного анимизма - идеи всеобщей одухотворённости мира; в философии это воззрение получило название «гилозоизм», которого придерживались, например, такие философы-материалисты, как Демокрит, Б. Спиноза, Д. Дидро и др. Концепция всеобщей одухотворённости материи позволяла материалистам прошлого представить появление человеческого сознания как закономерный результат эволюции природы, а не как «чудо». Однако гилозоизм не нашёл подтверждения в развитии науки, а в среде материалистов осталось стремление обосновать закономерность появления сознания в ходе развития материального мира.
  • 3. С позиции материализма сознание - высшая форма отражения действительности, итог развития всеобщего свойства материи - отражения.

Поскольку наука пока однозначно не ответила на вопрос о возможности возникновения живой материи из неживой, в современной философии при обсуждении проблемы сознания предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания, анализируя психические формы отражения в живой природе.

К непосредственным биологическим предпосылкам относятся:

  • • развитая нервная система животных, сложный головной мозг;
  • • развитие первой сигнальной системы высших животных, звуковых и двигательных средств информации;
  • • телесная организация человекоподобных существ (строение тела, возможность прямохождения);
  • • стадная форма обитания человекоподобных обезьян.

С этой точки зрения формированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются зачатки интеллекта.

Психика животных появляется на достаточно высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организмов к изменяющимся условиям внешнего мира. В её эволюции выделяют три этапа:

  • сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на безусловных рефлексах);
  • перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении помимо инстинктов большую роль играют условные рефлексы, позволяющие накапливать индивидуальный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации к внешнему миру);
  • предметное мышление или «оперативный интеллект» (обезьяны; только они из всех животных способны выполнять различные операции с предметами, выполнять мыслительные задания, связанные с конкретными действиями, не требующими абстрактных понятий).

Хотя сознание человека своими предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно существенно от неё отличается:

  • 1. Сознание человека творчески активно: животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создаёт образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть, поскольку человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, обладает логическим мышлением.
  • 2. Сознание человека конструктивно: психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.
  • 3. Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретённый опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, идеальный образ которой содержится в сознании ещё до начала деятельности.
  • 4. Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих себя. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на самого себя как на индивидуального и социального субъекта, что позволяет ему эффективно корректировать как свои личностные качества, так и поведение в обществе.
  • 5. Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает только те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, то есть объективно.

Полученное человеком знание не остаётся его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим универсальным достоянием общества. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определённой эпохи.

Таким образом, человеческое сознание не случайно называют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психического отражения, присущие животному миру, оно качественно от них отличается.

Формирование сознания - это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, т. е. возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.

Сознание человека как высшая форма психического отражения появляется в ходе антропогенеза в результате трудовой деятельности, развития социальных связей и языка.

Сознание - социальное явление, как в историческом аспекте его возникновения, так и в процессе формирования сознания индивида. В философии принято различать общественное и индивидуальное сознание, однако и то, и другое - общественный продукт, поскольку сознание отдельного человека складывается под влиянием общественного в процессе социализации личности.

Возможность появления сознания превращается в действительность под воздействием социальных условий, факторов социальной жизни. Это:

  • • труд, трудовой процесс;
  • • общинная жизнь, совместная деятельность;
  • • зарождение речи, речевое общение.

Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания выступает трудовая деятельность людей.

В возникновении сознания выделяются три стадии трудовой деятельности, которые своеобразно оказали влияние на психику.

Это влияние можно проследить следующим образом.

Виды трудовой деятельности

Характер деятельности

Влияние на психику

орудийно-приспособительные действия

систематическое использование предметов в качестве орудий добывания пищи

устанавливаются простейшие связи между предметами;

появляются формы «ручного» мышления

трудовая деятельность формирующихся людей

создание простейших орудий труда, систематическая орудийная деятельность

изменение анатомии человека;

обогащение мозга информацией; быстрое развитие мозга

труд людей современного типа

применение искусственных орудий разделения труда

формирование абстрактного, понятийного мышления, разума человека

Труд - главное отличие человека от животных. Если движение -способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд нс существовал до человека и нс мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развиваются одновременно, в постоянном взаимодействии.)

Животные тоже умеют пользоваться различными предметами -камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнёзда, копать норы и т. п. Все эти действия, тем не менее, принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.

Орудия труда - это особые, созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на последнее. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, своё тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяют его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда нс поднимут обыкновенный кирпич.

Человек же усиливает своё воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем - механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации.

Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чём состояла эта перестройка?

Второе отличие человеческого труда от деятельности животных -целенаправленный характер трудовой деятельности.

Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых ещё нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность - это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда.

Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитскторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю».

Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности.

Главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создаёт идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание - глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.

Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией.

У низших животных практически вся необходимая организму информация передаётся по наследству генетически, через врождённые инстинкты. У высших животных детёныш проходит обучение у своих родителей - например, приёмам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.

Как уже было отмечено, сознание возникает и формируется в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие её орга низации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением сознания возникает и формируется язык как средство выражения мысли, хранения информации и общения. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью.

В результате эволюция человечества пошла по другой линии, нежели в животном мире: вместо выживаемости за счёт инстинктов - выживаемость за счёт знаний, накопления и передачи культурного опыта с помощью языка.

На взаимосвязь сознания и языка в процессе эволюции обращал в своё время внимание Ф. Энгельс. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отмечал, что на сознании «с самого начала лежит проклятие - быть “отягощённым” материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоёв воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание...»

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. Биологическими предпосылками человеческого языка явились двигательные и звуковые формы общения у животных. Однако у животных существует только первая сигнальная система, на основе которой и формируются условные рефлексы. «Язык» животных - это система сигналов, передающих жизненно важную для них информацию: сигналы опасности, сигналы, выражающие состояние особи (гнев, агрессию, боль) и т. п.

У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что слова обозначают отдельные предметы, их свойства, отношения. Именно наличие второй сигнальной системы (языка) позволило человеку «вырваться» за пределы чувственно-воспринимаемого мира и проникнуть в мир сущностей и фундаментальных закономерностей бытия. Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека и общества. Посредством языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, норм и правил поведения. Через язык осуществляется связь различных поколений и исторических эпох.

В языке следует различать идеальное содержание (информацию) и её материальный носитель. В рамках современной знаковой концепции языка материальный носитель информации (слово) обозначается термином «знак», а его идеальное содержание - «значение знака».

Знак - это материальный, чувственно-воспринимаемый объект, который несёт в себе некую информацию. Знаки бывают языковые и неязыковые (знаки-сигналы, знаки-признаки: например, дым - признак огня). Языковые знаки, в свою очередь, подразделяются на естественные и искусственные.

Искусственные языки были созданы специально: системы символов для записи химических реакций, математические символы, ноты для записи мелодии, санскрит в Древней Индии для записи ведических текстов, международный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г., и т. и. Основное достоинство искусственных языков состоит в том, что в них за каждым знаком закреплено совершенно определённое значение, исключающее двусмысленность и неопределённость, что особенно важно в научном познании. Введение искусственных языков существенно облегчает понимание научных идей учеными различных стран, превращая науку в поистине интернациональный феномен.

Знаки (слова) естественных языков, которые прошли длительный путь исторического развития и продолжают меняться как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь несколько смысловых значений, так что содержание его становится понятным только из контекста речи (устной или письменной).

Но в любом языке, искусственном или естественном, сохраняется принципиальная особенность взаимосвязи знака и значения:

  • • знак материален и доступен чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нём информация - нематериальна, то есть идеальна;
  • • между материальным знаком и идеальной информацией пет внешнего сходства, поэтому понять (расшифровать) содержание знака может только человек, знающий данный язык, естественный или искусственный.

Языки, как искусственные, так и естественные, выполняют в человеческом обществе целый ряд функций. Они является способом хранения и передачи социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством выражения и объективации идеального, орудием мышления.

На связь мышления и языка следует обратить особое внимание: язык - средство выражения и оформления мыслей: выразить свою мысль или усвоить чужую - значит облечь её в словесную форму. Это происходит даже в тех случаях, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Хорошо развитая, правильная речь служит признаком чёткости мышления («кто ясно мыслит, тот ясно говорит»). Язык влияет на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать свои мысли. Однако было бы неправильно отождествлять язык и мышление. Их связь носит относительный характер хотя бы уже потому, что у человека одновременно с языковыми могут быть образные формы мышления, проявляющиеся, например, в искусстве. Кроме того, человеческое мышление -универсально (интернационально) и подчиняется законам логики, а язык по грамматическому строю и словарному составу - национален, его формирование зависит от конкретно-исторических процессов развития каждого народа. Именно универсальный характер мышления позволяет осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека иной национальности, страны или эпохи общедоступными и понятными.

3. Индивидуальное и общественное сознание

Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу мно-гоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых (а нередко в одной и той же науке) термин «сознание» наполняется разным содержанием. К тому же и само понимание природы и сущности сознания тоже не является однозначным, что связано с решением вопроса о соотношении материи и сознания.

Есть несколько различных подходов к определению сущности сознания, причём они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая, таким образом, полное представление о сущности сознания путём показа различных его аспектов.

Сущность сознания

Исторический аспект

Функциональный аспект

Гносеологический аспект

Социальный аспект

Сознание вторично по отношению к материи, это продукт исторического развития и усложнения материи

Сознание - это функция нормально работающего человеческого мозга

Сознание - это качественно новая, идеальная форма отражения, это субъективный образ объективного мира

Сознание - это активно-преобразующее отражение действительности общественным человеком

Всё это позволяет дать определение сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Таким образом, сознание - это идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование действительности.

В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?

Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все рслигиозно-идсалистичсскис учения, отождествляя понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р. Декарт).

Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, всегда трактовал сознание как её проявление. В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными явлениями и процессами, что позволяет получать информацию о нём через их изучение.

Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:

  • онтологический аспект - во-первых, как особый вид бытия (идеальное бытие), во-вторых, как свойство высокоорганизованной материи - мозга;
  • гносеологический аспект - как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов;
  • генетический аспект - как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;
  • социокультурный аспект - как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;
  • функциональный аспект - как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.

Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность.

Сознание - это всегда чьё-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя - субъекта. При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека, - объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей - субъективно, принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свёрнутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.

Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в своих мыслях может даже нарушать его закономерности, создавая фантастические образы и сюжеты, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.

В последнее время в науке и философии получает признание информационный подход к интерпретации сознания, в рамках которого идеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы - как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное управление: мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются её материальными носителями.

Сознание представляет собой целостную систему. В структуре сознания обычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнением важнейшей функции сознания - информационноориентировочной: сознание - это способ получения информации о мире, позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности. Познавательная сфера включает в себя различные познавательные способности человека, память, которая обеспечивает хранение полученной информации, и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определённом объекте или проблеме.

Эмоциональная сфера включает в себя чувства (удивление, любовь, ненависть, голод, боль и пр.) и аффекты - кратковременные, но сильные и бурно протекающие переживания (ярость, восторг, ужас и пр-)Волевая сфера сознания - это, прежде всего, воля как способность человека осуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека, которые «включают» механизм волевых усилий.

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закреплённые личным жизненным опытом ценностные представления (мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные ориентации (значимое, существенное или несущественное, второстепенное).

Самосознание - осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов своего поведения и т. п. Словом, самосознание - это сознание, направленное само на себя. Самосознание предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, оценку своих возможностей, характеристику себя в собственном мнении. Самосознание формируется у человека нс сразу и представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей гендерной специфики, принадлежности к определённому сообществу, социальной группе, конкретной культуре.

Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознаётся возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.

Все перечисленные вышеструктурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания: вначале человек осознаёт свои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определённым значением и смыслом, испытывая при этом чувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями - знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются, и действия корректируются.

Таким образом, элементы сознания могут последовательно в процессе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они могут быть в определённой степени автономными друг от друга, но практически их взаимосвязь носит постоянный характер.

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным.

Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

«Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. Хотя отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений встречались у философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но именно работы

3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развёрнутых теоретических концепций. Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной наукой и философией, но, несмотря на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа способствует пониманию сложности и неоднозначности такого явления, как человеческое сознание.

Примером этому являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т. д. К сфере бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в фокус сознания.

Так называемые автоматизмы могут возникнуть сознательно, но затем погрузиться в сферу бессознательного. Так, например, игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, занятия спортом на первоначальном этапе контролируются сознанием, а затем приобретают характер автоматизма. Здесь хорошо видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма автоматизма уменьшается нагрузка на сознание, увеличиваются творческие потенции человека.

Бессознательное и сознательное являются относительно самостоятельными частями единой психической реальности. Они противоречивы, и между ними часты конфликты. Но они и взаимосвязаны, и, взаимодействуя между собой, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности развития творческих возможностей субъекта. И хотя социальное поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов и остаётся место для бессознательного. Сознание в значительной мере формирует бессознательное, способно в целом его контролировать.

Одной из сложных философских проблем является проблема соотношения индивидуального и общественного сознания.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как обыденное и теоретическое сознание. Первый включает в себя эмпирическое знание и общественную психологию, второй - естественнонаучное знание и идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство как результат функционирования эстетического сознания, религия. Но надо помнить, что это сознание функционирует на двух уровнях, а поэтому и представления об этих формах могут быть различными: как обыденными, так и теоретическими.

Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифференцированное (синкретичное) сознание. Умственный труд не был отделён от физического. Он был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мерс развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим кратко отдельные формы общественного сознания:

  • Политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.
  • Правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества.
  • Мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений.
  • Искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы, составляющие основу эстетического сознания.
  • Религия и философия - наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознания находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межипдивидуальный характер и нс зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

История знает немало примеров, когда индивидуальное сознание способно обгонять существующее на данный момент общественное сознание. Таково сознание выдающихся учёных, которые способны предвидеть дальнейший ход развития той или иной области научного знания, а то и общественного развития в целом, предсказывать то, о чём другие ещё и думать не думали. Но бывают и случаи отставания индивидуального сознания от существующего уровня общественного сознания. Устранению этого пробела и служат обучение и воспитание человека. Ведь человек свободен в своих деяниях лишь тогда, когда руководствуется знаниями, достигнутыми человечеством к данному периоду времени и освоенными им.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, учёных и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определённой эпохи.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите взгляды на сознание, существовавшие в истории философии.
  • 2. Дайте определение сознания.
  • 3. Взаимоотношение сознания и языка.
  • 4. Что является генетической предпосылкой сознания?
  • 5. Основные функции сознания. Расскажите о них.
  • 6. Какова роль бессознательного в психической деятельности человека?
  • 7. Идеальное: различные точки зрения, сущность.
  • 8. Расскажите о формировании высшей формы сознания - самосознания.
  • 9. Взаимодействие индивидуального и общественного сознания.

Логические задачи по теме

  • 1. «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В чём связь материального и идеального? Можно ли говорить об их абсолютной противоположности?
  • 2. Согласны ли вы со словами Парменида о том, что «одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли», что мысль - только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен?
  • 3. «Происхождение сущности бытия существующего непонятно, загадочно... Мы мыслим ещё в буквальном смысле слова. Поэтому спрашиваем: что значить мыслить?» Что значить мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?

Библиографический список

Дубровский, Д. И. Проблема идеального. - М., 1993.

Ильенков, Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.

Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Метафизика: Учебное пособие /Под ред. Б. И. Липского, Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

Миронов, В. В., Иванов, А. В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарика, 2005.

Никитина, Е. А. Познание. Сознание. Бессознательное. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

Проблема сознания в философии и науке / Под ред. проф. Д. И. Дубровского. -М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

Цвейг, С. Врачевание и психоанализ. М., 1994.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >