ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ С ПУБЛИЧНОЙ РЕЧЬЮ, ДОКЛАДОМ

Публичное выступление — это ответственный и напряженный труд, подготовка к которому идет по двум основным направлениям. Первое направление — это подготовка самой речи, второе — носит внешний, имиджевый характер. Оба направления взаимосвязаны и взаимообусловлены, но каждое имеет свою специфику и особенности. Остановимся в первую очередь на подготовке самой речи.

Подготовка к выступлению: содержательный аспект

Основной принцип публичного выступления состоит в четко поставленной его цели. Общая цель может заключаться втом, чтобы проинформировать, воодушевить, убедить, призвать к действию, развлечь. В известной мере возможно сочетание этих целей, однако выступающий должен ясно представлять какая из общих установок является преобладающей. В зависимости от общей цели выделяют разные формы выступлений: интервью, бизнес-презентация, научный доклад, лекционное выступление, речь по случаю и др.

Независимо от формата любое публичное выступление состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. В порядке значимости первым считается вступление, вторым — заключение, третьим — основная часть. Поэтому вступлению и заключению следует уделить особое внимание, не забывая о самом содержании речи. По словам известного британского публициста Г. Честертона «Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей». Чтобы попытаться действительно сблизить начало и конец выступле ния рассмотрим детальнее все его части: вступление, содержание и заключение.

Вступление

Вступление, как уже отмечалось, наиболее важная часть речи и требует особой подготовки. Вступительные слова, начало речи задают общий тон и эмоциональный заряд всему выступлению, а также дают слушателям представление о том, что будет сказано. При подготовке выступления специалисты рекомендуют:

  • • сформулировать общую идею выступления, которой подчиняются вступительные слова, основная часть и заключение;
  • • помнить, что вступительное слово должно быть кратким, ярким, динамичным, захватывающим, вызывающим внимание и интерес слушателей;
  • • вступление должно обещать интересное содержание речи;
  • • вступление должно быть сориентировано на конкретную аудиторию;
  • • вступление нельзя читать по бумажке, его надо очень тщательно проработать и отрепетировать, однако произносимый по памяти текст не должен выглядеть заученным;
  • • голос должен звучать спокойно и уверенно, но сила и уверенность в голосе — это результат профессиональных знаний и тщательной подготовки к выступлению;
  • • вступительные слова должны быть обращены к слушателям, а не просто в зал, только так возникает контакт «глаза в глаза» и взаимное уважение.

Специалисты также отмечают, что импульс, который создает хорошо продуманное, хорошо отрепетированное вступление, заставляет слушателей с нетерпением ждать продолжения речи.

Основная часть

Основная часть выступления — это логически упорядоченный и тщательно выверенный материал основного содержания. Текст основной части при подготовке лучше поделить на несколько основных пунктов. Развивайте каждый пункт по мере продвижения основной идеи. Переходы от одного пункта к другому должны быть взаимосвязанными и обоснованными. Умение последовательно придерживаться нескольких правильно выбранных вопросов является одним из важных условий хорошего владения материалом, что в свою очередь позволяет излагать материал доступным для аудитории языком.

Готовя материал для выступления, помните, что он должен одновременно встраиваться в старые, хорошо знакомые, привычные понятия и в то же время содержать в себе возможность выхода за пределы устоявшейся логики и риторики. Поэтому наряду с искусством произнесения речей следует стремиться к умению изобретать риторические аргументы. Риторические аргументы оказываются тем сильнее, чем меньше они похожи на стереотип. Все стереотипные аргументы лежат на поверхности нашего мышления, каждый оригинальный аргумент требует специальной интеллектуальной работы для своего появления. Для изобретения нестандартных аргументов психологи советуют развивать в себе латеральное мышление. В отличие от обыденного, латеральное мышление тесно связано с интуицией, творческими способностями и хорошим чувством юмора. Обыденное мышление ищет аргументы прямо относящиеся к делу, латеральное — соединяет не соединяемое, отыскивает между ними неординарные связи и отношения.

Наряду с силой и эффективностью аргументации как стандартной, так и нестандартной, весьма существенной является и манеры ее преподнесения. А это зависит не только от весомости приводимых аргументов, но и от актерской работы по их преподнесению. В этом плане специалисты советуют активно использовать паузы и возможности эмфазы.

Особо приветствуется добрый мягкий юмор, будет это остроумный экспромт или хорошо отрепетированная домашняя заготовка. Профессиональные ораторы всегда имеют наготове парочку классических беспроигрышных шуток, например, для ответа на провокационный вопрос, но чаще для того, чтобы привлечь внимание аудитории. Хороший, добрый юмор создает атмосферу открытости и тепла, поднимает настроение, способствует созданию эмоциональный связей с аудиторией. Однако нет ничего хуже плоских и дешевых шуток. Специалисты советуют репетировать свои шутки, отбрасывать все, что не годится в данной, конкретной ситуации, учиться с первого взгляда оценивать аудиторию, чтобы быть уверенным в том, что шутка будет уместной. Вовремя высказанная острота, хорошая шутка, смешная история украсят любое выступление, то же самое можно сказать и о цитатах.

Цитаты всегда очень полезны, если они используются чтобы подкрепить основную мысль выступления, при условии точности приводимых цитат и умеренном их использовании, одна, максимум две.

Удачно подобранные цитаты — это ценный вклад в любое выступление.

Ценный вклад в любое публичное выступление представляет собой и умение формулировать простые, запоминающиеся фразы. Запоминающиеся фразы должны формулироваться в телеграфном стиле — просто, прямо и коротко, чтобы завладеть вниманием слушателей и легко войти в их память.

Заключение

Заключение — это вторая по динамичности, после вводных слов, часть выступления. Заключение следует рассматривать как кульминационный момент всего выступления. Оно подводит спикера и его аудиторию к логическому концу. Заключение — это итог выступления, но речь нужно закончить тогда, когда слушатели еще не хотят чтобы она закончилась, а не тогда, когда они с нетерпением смотрят на часы. Заключение должно быть сильным, кратким и эффектным.

Завершая выступление, улыбнитесь, выразите надежду на то, что ваша речь понравилась, дайте слушателям понять, что и вы получили удовлетворение от встречи. Специалисты советуют: слова благодарности и аплодисменты воспринимайте с признательностью, держитесь спокойно и уверенно, с чувством хорошо выполненной работы.

Подготовка к выступлению: обшиє рекомендации

Паузы во время выступления

Используйте паузы для разделения мыслей на логические единицы, тогда они будут легко восприниматься слушателями. Паузы позволяют слушателям следить за развитием хода вашего выступления. Стратегически предельно продуманные паузы заставляют слушателей ждать продолжения вашего выступления. Паузы позволяют привлечь вниманием аудитории, а длинная пауза — восстановить тишину даже в том случае, если обстановка, казалось бы, вышла из-под контроля.

Паузы можно использовать также, для того, чтобы устранить монотонность речи, обозначить смену громкости голоса, паузы заставляют вас говорить медленнее, если вы заторопились. Пауза дает возможность вздохнуть. Когда ваш голос устал, сделайте паузу, это даст возможность вашему голосу успокоиться, и тогда вы сможете с легкостью продолжать выступление.

JT. Браун, признанный специалист в области имиджа, имиджмейкер пяти американских президентов, рекомендует обозначать паузы в тексте выступления с помощью одинарной, двойной или тройной косой черты и пользоваться паузами как знаками препинания в письме, выделяя с их помощью отдельные периоды, предложения, параграфы, например: «Тройная черта в конце параграфа означает, что пора делать вдох»[1], — советует Л. Браун.

Эмфаза

Во время выступления очень большое значение имеет интонация. Специалисты рекомендуют выделять голосом любые абзацы речи, наиболее интересные мысли, выводы, цитаты, новые идеи. То, что вы выделяете голосом должно стать акцентами, опорными точками, на которые вы хотите обратить внимание своих слушателей. Однако, сначала решите для себя, что именно нужно выделить в тексте, затем используйте приемы ораторского искусства: резонанс, паузы, доверительные интонации, изменение тона, тембра, громкости голоса, а также возможности эмфазы.

Важно также помнить, что у каждого предложения есть своя точка эмфазы. Выделите для себя главное слово или слова подчиняйте им другие слова. При помощи эмфазы можно полностью изменить смысл предложения. Пишите для себя, что вы хотите, чтобы услышала ваша аудитория, и пускайте в ход свои актерские способности.

Краткость выступления

Конечно, все зависит от формата. Есть большая разница между интервью, бизнес-презентацией, самопрезентацией, речью по поводу или, например, выступлением с докладом на научной конференции. Временные рамки у этих форматов очень разные, поскольку они преследуют разные цели, но и в прошлом и в настоящем одним из важнейших качеств хорошей речи была и остается ее краткость. В настоящее время актуальность этого понятия значительно повышается.

Сегодня мы уже привыкли к тому, что сообщения в средствах массовой информации передаются за короткий отрезок времени. За 10—15 минут вечерних новостей мы узнаем о событиях в мире и стране, если не почти все, то очень многое. Репортажи, сменяя друг друга, длятся от

одной до двух с половиной минут. Очень редко сюжет в новостях занимает больше трех минут. Мир стал очень динамичен и наш мозг быстро адаптировался к новым условиям, он быстрее поглощает информацию и быстрее ее обрабатывает. Однако, в среднем люди говорят со скоростью 120—150 слов в минуту, специалисты определяют этот показатель как «скорость слуха» аудитории. Не следует превышать данный порог, тренируйте скорость своей речи, чтобы люди слушали вас и понимали вас.

Особенности восприятия слушателей

«Скорость восприятия» аудитории

Помимо «скорости слуха» специалисты обращают внимание и на такой показатель как восприятие слушателей. Л. Браун определяет этот показатель как «скорость восприятия»[2], под которым понимается умение правильно оценить способность слушателей понимать и воспринимать смысл сказанного. По мнению специалистов, профессионализм выступающего во многом определяется его умением правильно выбирать не только скорость своего выступления, но и умением учитывать особенности восприятия аудитории. В этой связи остановимся на некоторых вопросах восприятия, связанных с процессами внимания.

Психологи отмечают, что внимание представляет собой особый феномен, поскольку внимание, так или иначе включено во все остальные психические процессы, такие как восприятие, мышление, память и др. В частности, такое свойство внимания как объем внимания напрямую связан с объемом кратковременной памяти и составляет 7 +/— 2 единицы информации. Поэтому при подготовке текста выступления, следует исключить сложноподчиненные предложения, количество слов в предложении не должно значительно превышать указанный предел. В свою очередь, такой подход к подготовке текста, обеспечивает как внимание аудитории, так и доступность восприятия аудиторией, предлагаемого материла.

К вопросу, касающемуся особенностей восприятия аудитории, относятся и такие свойства внимания как устойчивость и переклю-чаемость, поскольку в течение всего выступления очень важно уметь удерживать внимания аудитории. Так, например, Рон Хофф, известный

специалист в области рекламы и один из признанных в Америке тренеров, обучающих искусству выступать публично, приводит данные социологов, согласно которым внимание среднего американского служащего в рабочее время может задерживаться на чем-то одном не более чем на шесть минут. Каждые шесть минут происходит что-то такое, что отвлекает его внимание. Исходя из этих сведений, Р. Хофф предлагает ориентироваться во время выступлений на указанные шесть минут внимания аудитории.

Приведенные данные касаются начала 90-х годов прошлого века, у современной аудитории временной интервал концентрации внимания еще меньше, информационные технологии сделали свое дело, поэтому сегодня, согласно разным источникам, эти цифры колеблются в интервале от двух с половиной до трех минут, потом что-то происходит, что отвлекает наше внимание. В то же время, известно, что при длительном общении с аудиторией, например, во время научного доклада на конференции, или лекционного выступления, удерживать внимание заинтересованных слушателей можно значительно дольше, но и в этом случае концентрация внимания, по данным специалистов, составляет максимум 20 минут. В итоге в зависимости от регламента выступления мы имеем разные показатели концентрации внимания, а это уже вопросы управления вниманием аудитории. Поэтому, если речь идет о небольшом докладе, рассчитанном на 15—20 минут, следует прислушаться к рекомендациям Хоффа по поводу переключения внимания аудитории через каждые 6 минут. Если выступление рассчитано на 5—7 минут, временной интервал для переключения внимания будет в два раза меньше, а во время длительных выступлений, следует ориентироваться на каждые 20 минут внимания аудитории.

В рамках вопроса о временных интервалах переключения внимания весьма актуально звучат предложения Р. Хоффа и о необходимости разбивать текст на пункты и в каждом из этих пунктов иметь наготове что-то, что привлечет внимание слушателей. В частности, особое значение он придает умению выставлять, так называемые, «флаги». «Флаг» — это то, что должно запасть в памяти слушателей. Флаги, по мнению Р. Хоффа, намеренно прерывают речь выступающего, они нарушают плавное течение, они побуждают людей, они подытоживают, они закрепляют сказанное, они заставляют хвататься за перо. При этом в качестве «флагов» могут быть использованы не только традиционные методы — шутки, цитаты, нестандартные аргументы и др., но и возможности новейшей аудио и видеотехники, которая помогает создать впечатление, что слушатели не сидят на месте, а значит, их внимание находится в активной зоне[3].

Особенности восприятия аудитории при использовании слайдов

Отдельно следует сказать о некоторых особенностях восприятия информации слушателей во время проведения бизнес-презентаций, лекций и других публичных выступлений, где используются компьютерные слайды. Так, например, если речь идет о лекционном выступлении с показом слайдов, следует помнить о психологических особенностях восприятия разных типов слушателей, в частности: визуалов, аудиалов и дискретов.

Визуалы лучше воспринимают информацию при помощи зрения, поэтому, они очень позитивно относятся к демонстрации слайдов, однако, как советуют аналитики, следует избегать лишнего текста на слайдах и отдавать предпочтение картинкам. Аудиалы лучше воспринимают текст на слух, поэтому для подкрепления материала они нуждаются в живых примерах, а язык цифр должен быть представлен в сопоставительном контексте, чтобы подключить к голым цифрам образное восприятие и эмоциональную память. Как правило, аудиалы достаточно нейтрально относятся к слайдам и крайне негативно, если слайды состоят из сплошного текста. Дискреты воспринимают информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов, поэтому они предпочитают чтобы слайды содержали формулы, таблицы, графики.

Однако же, например, если речь идет о бизнес-презентациях и бизнес-семинарах, необходимо принимать во внимание не только особенности восприятия информации визуалов, аудиалов и дискретов, но и особенности восприятия кинестетиков. Для кинестетиков ведущим каналом восприятия являются тактильные ощущения. Они лучше воспринимают информацию, когда что-то делают сами, например, пробуют, трогают, двигаются и др. Поэтому во время выступления для поддержания внимания кинестетиков, дополнительно к слайдам с картинками, текстовым материалом, таблицам и графикам, надо иметь наготове раздаточный материал, а также применять активные формы участия в презентации.

В целом, умение учитывать особенности восприятия разных типов слушателей является важным условием налаживания контакта и поддержания внимания слушателей во время любого публичного выступления. Особенно это важно, как уже подчеркивалось, во время выступлений, где активно задействованы компьютерные слайды, поскольку практика их использования выявила целый ряд проблем коммуникативного характера.

В частности, при использовании слайдов, основной акцент выступающие, как правило, делают на представленный в них текст. Хорошие коммуникаторы редко читают текст со слайдов или по бумажке, для них очень важно установить прочный визуальный и эмоциональный контакт со своими слушателями. Чтобы добиться такого мастерства необходимо много репетировать и не жалеть времени и сил на подготовку. Однако это совсем не значит, что необходимо полностью отказаться от каких-либо записей.

Например, Стив Джобс был известен не только как основатель и лидер компании Apple, но и как блестящий оратор, который своими выступлениями приводил в восторг любую аудиторию. Во время своих знаменитых Презентаций, он всегда пользовался заметками, но они находились, во-первых, вне зоны внимания аудитории, во-вторых, использовались не как основной текст выступления, а как подсказка в случае необходимости. Джобса называли лучшим рассказчиком в мире, но этот дар он развил в себе сам своим упорным трудом и стремлением к совершенству, поэтому, то ощущение неформальности, которое царило во время всех его выступлений — это результат большой многоплановой работы лидера Apple и всей его команды. По свидетельству коллег и биографов Джобса, он начинал готовиться к своим выступлениям за несколько недель до их начала и чем больше он готовился, тем больше вживался в содержание будущей презентации и тем увереннее себя чувствовал, что в итоге, позволяло легко вступать в контакт с аудиторией, вдохновлять, увлекать и впечатлять ее.

В качестве второй причины, которая позволяла прочно удерживать контакт Джобса со своими слушателями, аналитики называют высокую степень наглядности его слайдов, как правило, это были фотографии, если же это был текст, то он носил характер сообщения, слов всегда было очень мало, а иногда только одно. Однако и за этой лаконичностью стоял большой, серьезный труд, как самого Джобса, так и его коллег. Кармин Галло, автор целого ряда книг, посвященных проблемам эффективной коммуникации, в своем знаменитом бестселле ре «{Презентация. Уроки убеждения от лидера Apple, Стива Джобса» подчеркивает, что Стив Джобс был не только гением инноваций, но и опытным шоуменом, который работал на сцене точно и четко, а все его передвижения, демонстрации, изображения, слайды были всегда синхронизированы, при этом сам он выглядел расслабленным, уверенным и удивительно непринужденным. В то же время К. Галло особо отмечает, что вся эта непринужденность была основана на одном очень важном секрете — он репетировал многими и многими часами в течение многих и многих дней. В результате, он превращал обычные, скучные, технические слайд-шоу в настоящее театральное представление[4]. Эффект его выступлений известен всему просвещенному миру.

Уроки от Стива Джобса, как и все гениальное, очень просты и убедительны и, казалось бы, всем известны. Любой успех требует большой самоотдачи. Поэтому, чтобы научиться владеть аудиторией, надо много работать над собой, много репетировать, развивая в себе талант рассказчика. Большинство же выступающих, как подчеркивают аналитики, мало репетируют, поэтому они много времени тратят на чтение текста, написанного на слайдах, а это ведет к потере визуального и эмоционального контакта со слушателями и, в целом, делает коммуникацию малоэффективной. При этом, такая практика пагубна не только для слушателей, но и для самого коммуникатора, поскольку постоянное чтение со слайдов ведет к постепенной утрате ораторских навыков.

Существует и другая серьезная ошибка, когда, например, текст выступления мало совпадает, или практически не совпадает с текстом, представленном на слайдах. В этом случае у слушателей задействованы по отдельности два канала восприятия, визуальный и аудиальный, возникает эффект раздвоения внимания, когда надо успеть прочитать большой объем информации и успеть выслушать комментарии к тексту. Информационная перегрузка ведет к психологическому дискомфорту, эмоции подавляют интеллектуальные способности человека, что, в свою очередь, не только нарушает контакт с коммуникатором, но и, как следствие — ведет к потере интереса к самому выступлению. Что касается докладчика, то он фактически демонстрирует неумение работать с таким показателем, как «скорость восприятия» аудитории, под которым, как уже отмечалось, понимают способность слушателей

понимать и воспринимать предлагаемую информацию, и о значении которого специально предупреждают профессионалы.

Если же идти непосредственно от слушателей, то они предпочитают чтобы слайды помогали понять сказанное, а не выполняли функцию заметок для выступающего. Текстовые сообщения в слайдах не должны превышать объем нашей памяти и скорость нашего восприятия, а наибольшая прочность визуального контакта с аудиторией, как уже отмечалось, достигается при помощи наглядности слайдов (схемы, упрощенные графики, рисунки, фотографии и т. п.).

Итак, в течение всего выступления, важно наладить и поддерживать зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией, учитывать особенности восприятия аудитории в зависимости от формата выступления, периодически выставлять «флаги», чтобы не потерять внимание аудитории, помнить о скорости речи и скорости обработки нашим мозгом поступающей в него информации. При использовании компьютерных слайдов, рассматривать их как вспомогательный, наглядный, а не как основной материал. Выступление тщательно продуманное, тщательно отрепетированное и тщательно подготовленное с учетом этих важных сведений поможет сделать вашу речь успешной. Оратор, который бесконечно долго и нудно читает свои записи или текстовые сообщения на слайдах теряет внимание и интерес своих слушателей. «Весь секрет успеха публичного выступления, — пишет известный российский бизнес-тренер по вопросам эффективной коммуникации, Радислав Гандапас, — состоит в том, чтобы говорить с людьми, а не выступать перед ними»[5].

Страх сцены

Страх перед сценой — это отдельная тема. Специалисты предупреждают: «Не бойтесь ничего, кроме своего страха». Волнение перед выступлением — это обычное явление. Многие известные политики, публичные люди, знаменитые актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают щемящее чувство страха перед тем, как выйти на сцену, но после успешного выступления испытывают приступ эйфории, странное смешанное чувство удовлетворения, облегчения и удовольствия от хорошо проделанной работы.

Профессионалы подчеркивают, что разрушить кольцо страха и беспокойства можно только определив цепочку шагов, которые дадут

уверенность и возможность управлять своими сомнениями. Главная цель, которая стоит перед выступающим, заключается в том, чтобы овладеть ситуацией, сохранять самообладание и хорошо выполнить то, ради чего он стоит на сцене. Победа над страхом это, опять-таки, вопрос предварительной подготовки. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют планировать, как вы будете выглядеть на сцене, в чем вы будете одеты, работать над своей речью, своим голосом, выбирать нужные слова и репетировать многократно. С особенностями помещения, сцены или площадки, где придется выступать, лучше также познакомиться заранее. Это даст возможность отрепетировать свой выход на сцену, взгляд в зал, улыбку, выражение лица, паузу перед началом выступления и даже то, как вы будите уходить со сцены, т. е. визуализировать весь процесс выступления. Ничто не должно остаться без внимания, все неожиданности должны быть сведены к минимуму. Такая подготовительная практика во многом помогает не только справиться с гнетущим чувством страха сцены, но и обрести уверенность в себе.

В то же время специалисты настаивают на том, что небольшие симптомы страха, тревога и волнение очень полезны для выступающего. Учащенное сердцебиение — это естественный способ усилить подачу кислорода в мозг, глубокое дыхание способствует кровообращению, а хорошая доза адреналина в крови дает дополнительную энергию и поддерживает боевую готовность. Физический и моральный подъем помогают хорошо выполнить поставленную задачу. Поэтому примите свое волнение как неизбежный факт и не боритесь с ним, тем более при помощи различных лекарственных средств. Искусственное спокойствие и полное отсутствие энергии могут серьезно навредить выступающему. Только постоянные тренинги, репетиции и непрерывная практика публичных выступлений — вот наилучшее средство против всех страхов.

Подготовка к выступлению: имиджевый аспект

Любое публичное выступление подчиняется законам первого впечатления. Исследования показали, что расклад факторов, которые влияют на принятие решения о человеке в первые 10 секунд, выглядят следующим образом:

  • • внешность — 55%,
  • • голос — 38%,
  • • содержание — 7%.

В среде имиджмейкеров эффект первого впечатления называют «картиной», «упаковкой», «визуальным рисунком», подчеркивая таким образом приоритет визуального канала восприятия. Вторая по значимости роль в восприятии картинки принадлежит голосу и его паралингвистическим характеристикам, куда входят: громкость голоса, его качество, тональность, тембр, паузы, фразовые и логические ударения, предпочитаемые человеком, а также сам темп речи. Поэтому «картинку» можно охарактеризовать как аудиовизуальное измерение персонального имиджа, где содержательный компонент не имеет большого значения, так как основной объем информации дают нам внешность и голос. Отсюда и определенное различие в восприятии между, например, интервью и любым докладом, речью, выступлением. Интервью всегда ограничено временными рамками, например, телеэфира. Пока зритель привыкает к «картинке», текст выполняет вторичную роль, в итоге запоминается образ говорящего, тогда как само содержание интервью подчиняется эффекту первого впечатления, т. е. в целом общему позитивному или общему негативному впечатлению в зависимости от того, насколько «картинка» соответствует ожиданиям аудитории.

В то же время любой доклад, выступление с речью, презентация подчиняются несколько другим механизмам восприятия. Как только «картинка» устоялась в сознании аудитории, к визуальному восприятию подключаются вербальное восприятие, и прежде всего, его содержательный аспект, поэтому столь значительное внимание при подготовке выступления уделяется самому тексту. Однако чтобы «картинка» устоялась и имела положительное воздействие необходимо очень серьезно отнестись и к формированию внешнего имиджа, то есть своему внешнему виду и звучанию своего голоса.

Внешний вид

При имиджевом подходе понятие «внешний вид» включает в себя следующие составляющие — это одежда, прическа и поведенческая культура.

Одежда

Чтобы ответить на важный для себя вопрос, что надеть на выступление, по мнению специалистов надо помнить, во-первых, что:

• одежда — это ваш авторитет, она несет много информации о вас, эта информация считывается слушателями мгновенно;

  • • публика очень настороженно относиться к ораторам, предстающим перед ними в необычной одежде и, наоборот, очень уважительно к тем, кто умеет соответствовать обстановке;
  • • правильно подобранная одежда дает особенное чувство комфорта и уверенности в себе.

Во-вторых, надо знать правила и нормы деловой одежды, чтобы сделать правильный выбор. Напомним: правила мужского и женского делового костюма подчиняются следующим общим требованиям:

  • • относительная консервативность;
  • • нейтральность цвета;
  • • высокое качество ткани;
  • • высокое качество исполнения
  • • строгость и элегантность.

Основные нормы и правила деловой одежды, необходимо пропустить их через ваши индивидуальные особенности, такие как ваш индивидуальный цветовой спектр и строение тела. Поэтому имиджевый подход к созданию внешнего облика оратора с точки зрения одежды предполагает, что нормы деловой одежды должны быть соотнесены с индивидуальными особенностями человека, в итоге такой подход позволяет создать необходимый персональный образ.

Прическа

Отдельно следует сказать о прическе. Она должна соответствовать цвету и форме лица. «Найдите свою прическу, ту, что соответствует вашему лицу, телосложению и вашему укладу жизни»[6], — советует М. Спиллейн, известный английский специалист в области имиджа, своей мужской аудитории. Подобный совет она адресует и своей женской аудитории. М. Спиллейн подчеркивает, что цвет волос, форма и стиль прически способствует значительному улучшению имиджа женщины. «Удачный стиль, — пишет она, — делает ваши черты более выразительными и придадут вашему облику силу».

В целом специалисты подчеркивают, что каждый человек имеет свой собственный индивидуальный стиль, который характеризуется присущими только ему пропорциями, силуэтом фигуры, очертаниями лица, цветом кожи, глаз и волос. Индивидуальность внешнего образа — это, прежде всего, вопрос гармонии.

Поведенческая культура

Осанка

Большое значение во время выступления имеет осанка. Вы все время должны контролировать свою осанку — при ходьбе, сидя или стоя. При хорошей осанке спина должна быть выпрямлена, голова поднята. «Положите свои документы на кафедру, но не трогайте ее, — пишет J1. Браун, — не кладите на нее руки, не прислоняйтесь к ней. Если вы прислонитесь к кафедре, линия вашего тела искривляется, рукава пиджака морщатся. Это также затрудняет дыхание. Помните, что вам необходимо дышать «от самой поясницы» и говорить «от самых пяток»[7].

Когда вы правильно дышите, вы сохраняете и равновесие тела и спокойствие. Правильное дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело, поэтому правильная осанка, как подчеркивают специалисты, — это не только ваш внешний имидж, но и залог успешно выполненной работы.

Невербальная коммуникация

Выступая перед аудиторией, не забывайте о своих жестах. Научитесь стоять спокойно. Сведите свои движения к минимуму. Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, помните о том, что эти привычки могут только усилиться при публичном выступлении. Например, тереть лоб, барабанить пальцами, играть волосами, вертеть ручкой и т. п. — эти маленькие привычки могут стать раздражающим фактором для аудитории.

На публике жесты следует ограничить ясно и точно очерченными рамками. Жесты на уровне груди — самые лучшие. Они создают ощущение силы и спокойствия, придают уверенность в себе. Репетируйте, пусть ваши жесты будут естественным и логичным продолжением того, что вы говорите.

Не забудьте о контакте глаз. Когда вы выступаете перед большой аудиторией, вы должны смотреть на своих слушателей, периодически переводя взгляд с одного лица на другое. Специалисты отмечают, что в течение вашего выступления каждый слушатель должен почувствовать, что вы обращаетесь именно к нему лично, почувствовать ваше внимание.

Манеры

Во время выступления перед аудиторией очень большое значение имеют манеры поведения. Чтобы соблюсти правила приличия не следует держать руки в карманах, или что-то вертеть в руках, пользоваться расческой, посматривать на наручные часы, отвечать на телефонные звонки и т. п. Помните о правилах этикета, в том числе касающиеся и вашего внешнего вида, поэтому, например, стоя перед аудиторией пиджак должен быть застегнут на все пуговицы — в двубортном костюме; в однобортном костюме должны быть застегнуты либо верхние две, нижняя всегда расстегнута, либо застегнута только средняя пуговица.

Поль Сопер, автор известной книги «Основы искусства речи», ставшей классикой этого жанра, рассматривая вопрос о манерах оратора, подчеркивает, что выступающий перед аудиторией должен демонстрировать скромность в одежде и во всем внешнем облике, чтобы не отвлекать внимание аудитории. В то же время, по мнению Сопера, надлежащие манеры оратора, имеют более существенное значение, чем внешность, поскольку магия слова может заставить забыть о его внешности, а плохие манеры всегда будут на виду. Определяя значение хороших манер для выступающего, автор обращает внимание читателя и на то, что группа слушателей — это нечто большее, чем простое скопление людей, она подчинена законам психологии внимания. П. Сопер подчеркивает, что опытные ораторы знают, что если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием, но если удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроения поможет его поддержать.

Отдельное значение в книге автор отводит психологии слушателя. Психология слушателя такова, как отмечает Сопер, что требует от оратора больше, чем нужно в других случаях. Слушатели предъявляют к оратору особые требования, потому что они предоставили ему главную роль и оратор должен с этим считаться. Поэтому очень важно соответствовать этой роли. Для профессионалов уметь соответствовать роли оратора — это значит, демонстрировать определенную скромность во внешнем облике и манерах поведения, помнить о контакте глаз, осанке, жестах, позах, выражении лица, а также, что еще более важно, хорошо владеть текстом своего выступления, чтобы излучать уверенность в себе, заражать интересом своих слушателей и впечатлять их.

1

См. подробнее: Сопер Поль П. Основы искусства речи. — Ростов н/Д. Изд.: Феникс, 1999. С. 147-151.

Заметки

Сегодня, как уже отмечалось, хорошим тоном считается не читать речи по бумажке, поскольку, в этом случае вы быстро потеряете контакт с аудиторией. Однако, по мнению специалистов, нет необходимости заучивать текст наизусть, важно очень хорошо владеть материалом, а в качестве вспомогательного ориентира пользоваться карточками, на которых в краткой, логической форме воспроизводится текст выступления. В этой связи J1. Браун рекомендует пользоваться во время выступления тезисами, записанными на карточках размером 13x18 сантиметров. Одна из ведущих английских специалистов по деловым коммуникациям, Элери Сэмпсон, считает, что, например, для 15-минутного выступления лучше иметь шпаргалку, где записаны только ключевые слова, размер такой карточки, по ее мнению, должен быть 10,5x14,5 сантиметров. Такую шпаргалку удобно держать в руке, такая шпаргалка является надежным ориентиром для хорошо подготовленного выступающего. Подобное мнение высказывает и М. Аткинсон, известный американский ученый, тренер и консультант по ораторскому искусству, он считает, что карточки решают две проблемы: во-первых — это тезисы выступления, которые являются важным подспорьем для оратора, во-вторых, они помогают решить другой очень важный вопрос — куда девать руки. Оптимальный размер карточек, согласно Аткинсону, 10x15 см., при этом он отмечает, что «карточки должны быть из картона, в противном случае шорох страниц будет отвлекать внимание аудитории». Однако, заметим, что всегда следует ориентироваться на удобство руки, это касается и размера карточек и их плотности. В современной практике, наряду с классическими заметками в виде карточек, сегодня активно используются планшеты, в том числе и электронные. В то же время, важно подчеркнуть, что для этой роли не рекомендуется использовать свой мобильный телефон. Параметры карманных мобильных телефонов, как правило, не соответствуют решению поставленных задач — ни в эстетическом, ни в функциональном плане, исключение составляют современные версии смартфонов, имеющие габариты планшетов.

Таким образом, специалисты считают, что нет необходимости заучивать материал наизусть, но надо очень хорошо владеть текстом, тогда заметки окажут неоценимую услугу. Если вы в состоянии иг

1

См.: Аткинсон М. Выступать легко: Все что нужно знать о речах и презентациях. — И.: Альпина Паблишер, 2011. С. 232.

норировать текст и пользоваться только тезисами, это не только повышает качество выступления, но и вызывает особое уважение аудитории.

При имиджевом подходе помимо фактора «внешний вид», который, как это было показано ранее, включает в себя одежду, прическу и поведенческую культуру, большое значение имеет также звучание голоса.

Голос

Отдельной составляющей работы над имиджем является работа над голосом. Голос часто называют «вторым лицом человека», он не только раскрывает индивидуальные особенности человека, он является своего рода «документом», удостоверяющим личность человека. По-мнению JI. Брауна, многие известные люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Именно голос, его мелодичность, тональность, энергетика могут либо очаровать, увлечь, повести за собой, либо оттолкнуть. Человеческий голос — это мощный инструмент воздействия на людей.

Послушайте свой голос, подумайте, чтобы вам хотелось в нем изменить. Отнестись критически к своему голосу вам помогут советы специалистов. Так, Л. Браун предлагает познакомиться с характеристиками хорошего и плохого голоса, но, в первую очередь, она обращает внимание на симптомы, которые дают знать о том, что речь далека от совершенства, например:

  • • у вас устает горло после непродолжительного разговора;
  • • вы теряете контроль над своим голосом к концу длинного предложения;
  • • вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи этого не скажешь;
  • • у вас солидная внешность, а голос звучит слабо;
  • • слушатели часто просят повторить сказанное и др.

После того, как вы поняли суть дела, Л. Браун предлагает ознакомиться с характеристиками хорошего голоса. Среди этих характеристик, например, такие определения голоса, как приятный, вибрирующий, спокойный, доверительный, мелодичный, уверенный, властный, выразительный, звучный и др.

И, наконец, список наиболее распространенных определений плохого голоса: робкий, монотонный, слабый, скучный, хриплый, плаксивый, высокого тембра или пронзительный, гнусавый, слишком громкий, слишком тихий, неслышный и др.11

Теперь, когда вы знаете характеристики хорошего и плохого голоса, подумайте еше раз о своем голосе. Какими качествами хорошего голоса вы обладаете, что хотелось бы изменить в своем голосе, отчего избавиться.

Чтобы действительно научиться владеть своим голосом, надо много работать и над своим голосом. Один из классических приемов — это чтение вслух, или например, умение озвучивать чужие тексты. Например, П. Сопер в своей книге «Основы искусства речи» предлагает вниманию читателей целый набор публичных выступлений выдающихся политиков, писателей, общественных деятелей. Возьмите такой текст, прочитайте его несколько раз вслух, затем запишите себя на диктофон. Как звучит ваш голос, нравиться ли вам слушать себя, что хочется немедленно исправить, ответьте себе на эти вопросы, затем озвучьте текст еще раз. После такой подготовки дайте послушать записи своим близким. прислушайтесь к их мнению и отрепетируйте текст с учетом всех замечаний. Не бойтесь многократных повторов. Повторение ведет к мастерству. Не избегайте и любого публичного выступления, рассматривайте это как прекрасную возможность повышения своей квалификации. Специалисты подчеркивают, что наиболее преуспевающие ораторы и дикторы изучали искусство речи годами, и, тем не менее, продолжают себя совершенствовать. Хороший голос — это результат большой кропотливой работы и длительной практики.

Современная аудитория настроена на информацию, диалог и впечатления, чтобы соответствовать этим требованиям, надо много репетировать как в содержательном плане, так и в плане самоподачи. Специалисты подчеркивают, что если вы будете постоянно бороться за хороший вкус, сдержанность, простоту и элегантность в своем внешнем облике и поведении, вы скоро обнаружите, что они стали неотъемлемой частью вашего персонального профессионального имиджа.

Литература

Айзексон У. Стив Джобс. — М.: Астрель, CORPUS, 2012.

Аткинсон М. Выступать легко: Все, что нужно знать о речах и презентациях. — М.: Альпина Паблишера, 2011.

1

См.: Браун J1. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер Пресс, 1996. С. 110—111.

Браун JI. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер Пресс, 1996.

Галло К. іПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

Гандапас Р. Камасутра для оратора. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2011.

Вердербер Р. Психология общения. Полный курс. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

Спиллейн М. Имидж женщины. — М.: ЛИК пресс, 1996.

Спиллейн М. Имидж мужчины. — М.: ЛИК пресс, 1996.

Сопер П. Основы искусства речи. — М.: Феникс, 2006.

Сэмпсон Э. Бизнес-презентация. Творческие идеи для блестящего выступления. — М.: Альпина Бизнес Бук, МПБ «Деловая культура», 2004.

Хофф Р. Я вижу Вас голым. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

  • [1] Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер Пресс, 1996. С. 138.
  • [2] Там же. С. 141.
  • [3] См. подробнее Хофф Р. Я вижу Вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. С. 107-186.
  • [4] См. родробнее: Галло К. Презентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. С. 163—186.
  • [5] Гандапас Р. Камасутрадля оратора. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2011. С. 137.
  • [6] '’Спиллейн М. Имидж мужчины. — М.: Дик пресс, 1996. С. 37 2 ’Спиллейн М. Имидж женщины. — М.: Дик пресс, 1996. С. 104
  • [7] Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб.: Питер Пресс, 1996. С. 155.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >