Введение: ТРАДИЦИОННОЕ И НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Традиционное декоративно-прикладное искусство — это мир художественного творчества, включающий огромную и разнообразную область художественных предметов, которые создавались на протяжении многовековой истории развития человеческой культуры. По сути дела, это сфера художественного творчества, вне которой немыслимо представить себе жизнь людей. Каждое из произведений традиционного декоративно-прикладного искусства: мебель, посуда, одежда не только занимает особе место в упорядоченной и организованной людьми среде жизнедеятельности, но и формирует среду, в которой складываются основы его духовной деятельности.

Понятие «западноевропейское традиционное декоративно-прикладное искусство» широко и многогранно. Оно включает: 1) уникальное архаическое искусство, которое уходит корнями в глубины веков, а именно: в историю каменного века Западной Европы; 2) народное искусство, т. е. крестьянское искусство, которое изучают этнографы; 3) искусство мастеров современных художественных промыслов; 4) современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от камерных форм до масштабных архитектурно-пространственных ансамблей.

Любой художественно оформленный объект в традиционной культуре народов стран Западной Европы (керамический сосуд, предмет вооружения, личное украшение, костюм и др.) был включен в систему человеческих отношений. Такой объект на ранних этапах истории населения Западной Европы отражал особенности быта и духовной культуры охотников и собирателей (верхний палеолит и мезолит), земледельческой культуры народов стран Западной Европы неолитической эпохи и бронзового века, а затем культуры населения этой части Евразийского континента эпохи варварских государств железного века. Объекты народного западноевропейского декоративно-прикладного искусства запечатлели в себе сам дух этнокультурных традиций, сформировавших сначала феодальные, а затем и капиталистические государства Западной Европы: Франция, Италия, Германия, Испания, а также Великобритания и Скандинавия.

Произведения народного декоративного искусства помогали интегрировать этнокультурные образования на территории Западной Европы, устанавливать связи между людьми не только на уровне экономики, языка мышления и языка общения, но и языка художественных образов. Язык художественного мышления был интегратором исторических и культурных пространств, создавал сферы духовного единства между людьми, а также отделял одну группу людей от другой, один народ от другого. В этом заключалась социально-коммуникативная функция традиционного декоративно-прикладного искусства народов стран Западной Европы.

Если взглянуть шире на природу традиционного декоративно-прикладного искусства народов стран Западной Европы, то, как один из двух фундаментальных типов человеческой художественной деятельности, оно является составной частью понятия «мировое искусство».

Существуют несколько подходов к определению понятия «искусство»: исторический, философский, искусствоведческий и др. С позиций философского подхода искусство — это особый способ познания окружающего мира. Как известно, эстетическая деятельность — это одновременно и процесс, и итог выражения внутреннего мира человека-творца. Продуктом такого творческого процесса является художественный образ. В художественном образе реализуется творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства, интеллектуальные идеи и социальные эмоции человека-творца, художника. В философском смысле — процесс художественной, эстетической человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, в качестве цели предполагает создание субъективно нового. Творчество как в области монументального искусства, больших форм и стилей, так и в области искусства малых форм, т. е. традиционного и современного декоративно-прикладного искусства — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее; любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта.

Для рассматриваемой темы важно понимать, что традиционное декоративно-прикладное искусство — это процесс выражения внутреннего мира народов традиционного общества Западной Европы в художественных образах декоративно-прикладного искусства, т. е. искусства, рожденного самой тканью повседневной жизни. У этой формы искусства есть свои особенности, главными из которых являются:

  • 1) связь с комплексом ритуально-мифологических знаний коллектива;
  • 2) аккумуляция позитивных знаний, которые передаются от поколения к поколению и от этноса к этносу;
  • 3) социальная значимость творчества художника в традиционном обществе определяется соблюдением традиционных формальных схем, признаваемых всей общиной;
  • 4) отрицание доминирующей роли эстетического качества в произведении традиционного декоративно-прикладного искусства. Иными словами, эстетическое начало произведения мастера традиционного декоративно-прикладного искусства не является самоцелью. Такое произведение может быть весьма утилитарно, порождено культурой повседневности, вписано в нее, но при этом быть высоко эстетическим;
  • 5) простота образов, предполагающая, что смысл создаваемых художником символов понятен коллективу;
  • 6) ярко выраженная преемственность образной формы. Традиционное искусство имеет свои глубокие исторические корни, которые связаны с законами исторической преемственности, главное, с искусством предшествующих эпох.

Традиционное и народное искусство тесно связано с бытом людей, поэтому оно, с одной стороны, декоративно, т. е. эстетично, а с другой — имеет прикладной, т. е. ярко выраженный светский, утилитарный характер.

Профессиональное и традиционное искусство обладает рядом важных отличий, главное из которых заключается в насыщенности мифологической символикой, внеличностном и непрофессиональном характере творчества. В результате образной изобразительной деятельности формируются особенности композиции и стиля. В этом главное сходство между традиционным и первобытным искусством. В контексте сказанного выше хможно предположить, что идеологическое (религиозное как в самых ранних формах его существования, так и в самых поздних — для Западной Европы выраженное в христианской традиции), эстетическое (как система представлений о прекрасном) и утилитарное (сугубо светское) в равной степени присущи как первобытному искусству малых форм, так и традиционному декоративно-прикладному искусству Западной Европы[1].

Так ли уж различаются между собой деревенские мастера традиционного, в полном смысле народного декоративно-прикладного искусства и художники-профессионалы, обосновавшиеся в раннесредневековых городах Западной Европы? Неужели между этими 2-мя группами творцов нет ничего общего? Конечно же, общие черты в творческой деятельности этих 2-х групп мастеров есть. Между художником-профессионалом и сельским мастером традиционного искусства есть сходства. В результате систематической творческой изобразительной деятельности и у профессионала, и у мастера традиционного декоративно-прикладного искусства формируются личностно-окрашенные особенности композиции и стиля. Мастера, работавшие в деревнях Западной Европы, и мастера декоративно-прикладного искусства в городах создавали провинции, а внутри провинций и школы декоративно-прикладного искусства. Между деревенскими и городскими мастерами декоративно-прикладного искусства существовали прочные духовные связи. Сельские мастера подпитывали жизненной энергией и жизнеутверждающим мировоззрением работу городских, а городские — обогащали новыми стилистическими идеями работу сельских мастеров.

Тем не менее художник-профессионал и художник, который творит в мире традиционного искусства, отличаются друг от друга. Начиная с эпохи греческой Античности, человек, получающий средства к существованию благодаря своим занятиям живописью (живописец) или графикой (художник-график) и т. д. — это художник-профессионал. Он является творческим работником в профессиональном (т. е. оплачиваемом заказчиком) искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает зрителя, стремится выразить в своих произведениях индивидуальную манеру (от фр. maniere). В отличии от художника-профессионала мастер традиционного искусства опирается в своем творчестве на традиции (от лат. traditio — передача, повествование) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления, т. е. то, что он унаследовал от предшествующих поколений. Художник в традиционном обществе, как правило, анонимен.

В своем творчестве мастер традиционного искусства создает образы в той или иной степени подобные (но не идентичные) изображаемому объекту. Подобие объекта и его образа в творчестве художника, работающего в традиционном обществе, достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение), либо результатом труда создателя изображения (например, рисунок, живопись, скульптура).

Принципами, по которым осуществляется развитие народного декоративно-прикладного искусства, являются следующие: 1) следование традиции; 2) приверженность мастеров определенному канону; 3) единство утилитарного и эстетического в синтетических по форме произведениях искусства; 4) единство материала, художественных и технических приемов; 5) лаконичность и совершенство художественного языка; 6) универсальность образной и знаково-символической системы; 7) установка на жизнеутверждающие ценности[2].

Народное искусство, в частности народное искусство стран Западной Европы, археологами, историками да и искусствоведами со времен Винкельмана рассматривалось как декоративно-прикладное, т. е. искусство 2-го порядка по отношению к изящным искусствам и монументальному искусству. Роль искусствоведа, изучающего артефакты из коллекций по археологии и этнографии, была вторичной по отношению к роли археологов, этнографов, музееведов. В анализе пластического решения археологического или этнографического артефакта искусствовед самостоятелен, но свою концепцию традиционного искусства он всегда опирает на данные археологии и этнографии.

Народное искусство — это проявление духовной жизни народа. Народное искусство возникает и существует одновременно и рядом с иным, профессиональным искусством и неминуемо приходит с ним в соприкосновение. Взаимопроникновение разных (если не полярных) художественных культур происходит постоянно. Это непрерывный, са-моразвивающийся процесс. Его доступные для обозрения результаты помогают попять сущность природы народного искусства. В таком ракурсе рассмотрения отчетливо выступают качества высокой прочности и устойчивости структуры народной пластики. Она, сама себя не сознавая, на ощупь находит свое русло, единственное и необходимое. Законы,

которым подчиняется народная пластика, в этом смысле подобны законам природы.

Однако такая безжалостная оголенность вещей, их полная очищен-ность от примеси художественности и делала особенно ясной всю важность знаковой возможности, живущей в простых предметах. Как это много и как недостаточно! И легко можно себе представить, что во времена ручного труда вещь, «работая» в обрядовом комплексе, просто не могла оставаться только вещью равной себе, как граненый стакан. Гораздо естественнее для нее было преобразиться в произведение искусства, чтобы лучше, полнее, устойчивее и совершеннее выполнять свою функцию знака.

Можно сказать, что магистральный путь развития ремесла в средневековой Западной Европе пролегал через город, в течение всего Средневековья деревенское ремесло в его разных формах составляло постоянную творческую конкуренцию ремеслу городскому.

Скромное, «рядовое» во всех отношениях, гораздо более простое деревенское ремесло несравненно реже становится объектом специального, обычно весьма конкретного исследования. Традиции разработки этой проблемы во многом связаны с изучением крестьянского быта, и культурно-этнографический подход к ней остается одним из заметных и по сей день. Изучение социальной истории деревенского ремесла как в аспекте классовых процессов феодализма, так и в связи с переходом к капитализму началось в середине XX века. Как правило, этой теме отводилось тогда (и по сей день отводится) побочное либо вспомогательное место даже в историко-экономической литературе[3].

В специальной литературе главное внимание уделялось вопросам техники, методов, продуктивности, производственной организации отдельных отраслей художественного ремесла, т. е. декоративно-прикладного искусства в западноевропейском городе и деревне, особенно на рубеже Нового времени.

Важные выводы сделаны советскими историками относительно зависимости между ремесленными и аграрными занятиями деревни, особенно на материале Англии (Е. А. Косминский, М. А. Барг) и России

(Б. А. Рыбаков[4], Л. В. Черепнин, С. А. Колчин, Е. С. Колычева и др.). В частности доказано, что связь между аграрными и промышленными занятиями крестьян все больше определялась социальными причинами, нежели природными. Важным новым направлением в советской историографии стало рассмотрение деревенских ремесел в аспекте отношений между городом и деревней; при этом выясняется также роль деревенского ремесла и промыслов в развитии рынка (Я. А. Левицкий, С. М. Стам, А. Л. Хорошевич, А. А. Сванидзе и др.).

Интерес к крестьянскому ремеслу и, особенно, его художественной декоративно-прикладной области в связи с изучением эволюции класса крестьянства, а также развития рынка заметен в зарубежной историографии, особенно английской (Р. Хилтон, Э. Лейпсон и мн. др.). Изучение профессионального деревенского ремесла в плане общественного разделения труда и развития промышленности в 1970-1980-е годы возобновилось в Германии (X. Шультц).

Преимущественным вниманием ученых пользуется деревенское ремесло в связи с развитием ранней мануфактуры. В советской историографии весьма интересны исследования, касающиеся участия деревни в мануфактурном производстве «шерстяного треугольника» (Италия, Англия, Нидерланды), мобилизации сельских жителей предпринимателями Германии, Франции, Швеции, России (В. И. Рутенбург, А. Н. Чи-стозвопов, А. Д. Люблинская, Л. А. Котельникова, В. Е. Майер и др.).

В научной литературе «традиционное искусство» часто используется в качестве синонима понятия «народное искусство». Смысл понятия «народное искусство» раскрыт в трудах историков: А. Н. Афанасьева, А. В. Бакушинского, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, В. С. Воронова, Б. А. Рыбакова, А. Б. Салтыкова. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в работах И. Я. Богуславской, Т. М. Разиной, А. К. Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведов: М. А. Некрасовой, Т. С. Семеновой

и др. Ими определено место народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство — это часть народного синтетического искусства, развивающегося на основе традиций и преемственности. Предметы народного декоративно-прикладного искусства призваны обслуживать повседневные нужды их создателей. Но создаются они на основании следования законам гармонии и красоты. Вместе с устно-поэтическим, музыкальным, хореографическим и театральным народное декоративно-прикладное творчество образует единое тело художественной культуры. Современные изделия народных мастеров утрачивают роль непосредственного обслуживания быта, расширяя сферу их духовного воздействия на человека. Произведения народного декоративно-прикладного искусства воплощают в себе национальные традиции. Субъективное выражение мировоззрения мастером находит такую форму, которая отражает индивидуальность и общество, прошлое и настоящее.

В отличие от профессионально подготовленных художников народные мастера не столько сочиняют, сколько следуют традиции, коллективному опыту многих поколений. Остаются только лучшие, отфильтрованные длительной традицией, работы народных мастеров.

Сегодня народное творчество включает в себя и «самодеятельное искусство». Самодеятельное искусство — это особый тип массовой художественной культуры: свободное художественное творчество самоучек — людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере самодеятельного искусства относятся простые формы изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, т. е. творчество людей, для которых это занятие не является профессией.

Кузнец, ювелир, плотник — первые ремесленники, мастера декоративно-прикладного искусства, упоминания о которых встречаются в Салической правде[5], затем в Сеп-Жермеиском полиптике. Хрони-

кальный материал, относящийся к германцам континента, англосаксам, скандинавам, свидетельствует, что существовала престижно-профессиональная иерархия видов занятий в области декоративно-прикладного искусства среди городских ремесленников. Наиболее высокий социальный статус довольно быстро заняли кузнецы, ювелиры, плотники, за ними следовали резчики по камню, ткачи, гончары и др. Социальный статус, характер деятельности и, следовательно, обозначение человека как художника, мастера традиционного декоративноприкладного искусства менялся в зависимости от того, в какой местности он жил: сельской или городской. Мастер традиционного декоративно-прикладного искусства, как правило, крестьянин, а в эпоху Средних веков в Западной Европе, приселившись в город, начинал работать только как ремесленник. В средневековой Западной Европе ремесленник — это работник, специализирующийся в области обрабатывающего производства. Таким производством могло быть и художественное, декоративно-прикладное искусство. Его основным занятием, способом добывания средств к жизни, являлось изготовление ручным способом изделий, которые он приносил на рынок. Подобно тому, как крестьянин был основной фигурой ручного сельского хозяйства, ремесленник постепенно становился фигурой ручной промышленности докапиталистической эпохи. Его труд, как и крестьянский, был мелким, индивидуальным, соединенным с собственностью на орудия труда; этот труд был обусловлен традициями и навыками, личным мастерством и не был связан с систематической эксплуатацией чужих рабочих рук.

В средневековой западноевропейской деревне доля ремесленных работ, выполнявшихся в поместье не безземельной дворней, а земельными держателями, значительно увеличивается. В соответствии с поместной системой в распоряжении господина обычно было определенное число зависимых крестьян, которых он мог использовать для постройки или починки зданий и прочих сооружений на своем дворе, для работы у кирпичных печей, на мельнице и т. д. Иногда крестьянин выполнял в поместье все виды определенных ремесленных работ (по дереву, по металлу, крыл кровли и т. п.); ремесленные работы составляли либо всю сумму повинностей такого держателя, либо их половину[6].

В искусствоведческой литературе термин «народное искусство» имеет много значений, но, чаще всего, народное искусство понимается как нечто исконное, автохтонное, изначально присущее данному этносу (от греч. ethnos — группа, племя, народ). Этнос — это группа людей, объединенная длительным совместным проживанием па определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Понятие «этнос» — категория, обобщающая признаки этнических общностей на всех этапах истории племени или народности.

В результате совмещения понятий «традиционное искусство» и «народное искусство», т. е. традиционное искусство, рассматриваемое как народное, искусствоведы считают традиционное искусство частью современной культуры. Можно предположить, что традиционное искусство является наиболее древней формой народного искусства. Если представить процесс становления народного искусства в исторической перспективе, то образной метафорой такого процесса может стать древо, корни или истоки которого уходят в каменный век (Первобытная эпоха), ствол и крупные ветви охватывают период цивилизаций Древнего мира и вплоть до XVI века, а ветви кроны цветут, захватывая период от эпохи СхТановления государств современной Европы до настоящего времени (схема 1).

Народное творчество теснее всего связано с национальными традициями. Эта связь народного искусства с национальными традициями проявляется не только в формальном, но и в идеологическом смысле. Народное искусство связано с мифологией, древнейшими обрядами, верованиями и обычаями людей, которые сегодня объединены по национальному (государственному) принципу. Народное искусство отмечено

Схема 1

Этапы становления традиционного декоративно-прикладного искусства Западной Европы

ментальной традиционностью, которая объясняет устойчивость элементарных геометрических символов (от греч. symbolon — условный знак), которыми исполнены все произведения традиционного декоративного искусства народов мира, включая народы Западной Европы.

В связи с этим декоративные элементы в традиционном декоративно-прикладном искусстве народов Западной Европы не могут рассматриваться как элементы внешнего украшательства. Орнаментальные мотивы декора исполнены глубоким символическим смыслом, который связан с традиционной мифологией, космологией, ранними формами религиозных представлений, способами ориентирования в пространстве и палеокалендаристикой. Декоративность — это итоговое качество предмета. Стремление к гармонии и декоративизму разливается по всему материальному телу вещи, пронизывает его структуру, создает его образный строй. Часто именно декор становится носителем содержания, выражает мироощущение конкретного народа Западной Европы.

В традиционном искусстве символом может быть предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. Это образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Сим вол орнаментальных построений, как правило, бывает общим, объединяющим началом для большинства конкретных этнических культур. Во многих формах народного искусства в большей или меньшей степени сохраняется первобытный синкретизм: эстетическая и художественная функции в таких произведениях неотделимы от утилитарной и обрядовой. Для народного искусства характерны обобщение, подчеркивание существенных деталей (от фр. detail — букв. — подробность), намеренное преувеличение характерных поз, повторение некоторых мотивов и стилизация декора.

Вопросы:

  • 1. Раскройте понятие «декоративно-прикладное искусство».
  • 2. Назовите основные признаки традиционного декоративно-прикладного искусства Западной Европы.
  • 3. Перечислите принципы, на основании которых шло развитие народного декоративно-прикладного искусства.
  • 4. Выделите этапы развития традиционного декоративноприкладного искусства Западной Европы.

  • [1] Дискуссия О. Соффер и М. Конки (см.: Абрамова 3. А. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб., 2005. С. 12).
  • [2] Преображенская И. Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников. URL: http://iiid-udsu.ru/index.php?option=com_cont ent&task=view&id=233&Itcmid= 126
  • [3] Сванидзе А. А. Деревенские ремесла в средневековой Европе: уч. пособие. М.: Высшая школа, 1975. С. 6. 2 Центром данного направления является Международный институт экономической истории «Фрамеско Датини» (Прато, Италия), организующий, начиная с 1969 г., ежегодные «Исследовательские недели». 3 Косминский Е. А. Английская деревня в XIII в. М.: ОГИЗ, 1935.
  • [4] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1980. 2 См.: Сванидзе А. А. Деревенские ремесла в средневековой Европе: уч. пособие. М.: Высшая школа. 1975. 3 Сванидзе А. А. Деревенские ремёсла в средневековой Европе: уч. пособие. М.: Высшая школа. 1975. 4 Средние века. М.: Наука, 1977-1988. Вып. 41-51. 5 Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. 6 Основы декоративно-прикладного искусства. М.: Академия, 2012. 7 Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980. 8 Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы. М.: Художник РСФСР, 1977.
  • [5] Салическая правда — правовой кодекс салических франков. См.: Салическая правда. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EB%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_ %E7%E0%EA%EE%ED 2
  • [6] Кустарь — это мелкий товаропроизводитель, находящийея в зависимости от предпринимателя, но работающий у себя на дому при помощи данных ему или собственных орудий труда. Кустарное производство — это товарное ручное, раздробленное и мелкое производство отдельных работников-надомников, которые были подчинены капиталу, оторваны от рынков сбыта (чаще всего и сырья), в лучшем случае сохраняли свой инструментарий, но при всех условиях были квазисамостоятельными работниками, фактически наемными рабочими. Очевидно, <что кустарная форма производства имела двойственную, переходную природу: сохраняя феодальные экономические показатели, характерные для простого товарного уклада (индивидуальный, мелкий, самостоятельный труд, частью соединенный с его средствами), она имела социальные показатели капиталистического типа: подчинение труда капиталу, лишение работника части или всех средств труда, функций организатора и распорядителя в сфере производства и сбыта своей продукции.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >