Лекция 4.2. Перестройка и изменение религиозной ситуации в Советском Союзе

  • 4.2. Перестройка и изменение религиозной ситуации в Советском Союзе
  • 1. Религиозное возрождение в период кризиса власти в 1980-1985 гг.
  • 2. Формирование имиджа Русской православной церкви в годы перестройки.
  • 1. Религиозное возрождение в период кризиса власти в 1980-1985 гг.

Религиозное возрождение - процесс, характеризующийся обращением к вере различных слоев общества. Религия, являясь одним из важных регуляторов общественной жизни, в периоды кризиса власти способствует стабилизации социальных институтов и смягчению негативных последствий развития цивилизации. В советской России второй половины XX в. существование и развитие религии как целостной динамичной духовносоциальной подсистемы было напрямую связано с прекращением репрессивной политики советского государства в военные и послевоенные годы. Этот процесс прошел три стадии: возрождение церкви в 1943-1949 гг., пробуждение интереса к религии в среде интеллигенции с конца 1950-х и массовый религиозный подъем в 1980-е гг.

Социальная и политическая неустойчивость общества, девальвация общечеловеческих ценностей и норм в условиях нарастающего кризиса власти конца 1970-х - начала 1980-х гг. породили не только идеологический, но и мировоззренческий вакуум. В этой обстановке закономерно обращение населения страны к религии, которая имела широкое влияние на социокультурную сферу, разработанную практику духовной помощи людям.

В этот период изменилось отношение к религии со стороны общества, прежде всего творческой интеллигенции и молодежи, что выразилось в усилении интереса жителей региона к этой общественной сфере, ее роли в истории и культуре страны. Статистические данные свидетельствуют об усилении религиозной активности обществ, зарегистрированных в рамках советского законодательства о культах. Так, в православных церквях края в 1978 г. число крещений увеличилось на 24,4 %, в том числе детей школьного возраста на 87 % и взрослых на 76 %. По сравнению с 1975 г. поминаний умерших стало больше на 67,6 %, заказных акафистов -в 2,7 раза. Возрос общий доход православных церквей. В 1983 г. он составил 1 млн 12 тыс. руб. против 860 тыс. в 1978 г. На состояние православной обрядности и посещаемость храмов влияло много факторов: привлекательность убранства молитвенных помещений, сохранение старых традиций, исполнение обрядов по завещанию, по совету родных, знакомых. Люди, считающие себя, в общем-то, неверующими, составляли до 98 % от числа крестивших своих детей в церкви.

Одновременно начались процессы роста числа верующих и омоложения состава официально действующих общин младопротестантов. Динамика роста постоянно увеличивалась. Если до 1978 г. в общинах евангельских христиан баптистов шло сокращение числа членов за счет естественного отхода от религиозной деятельности, то уже в 1979 г. их число увеличилось на 25 вновь принятых верующих. К примеру, в 1981 г. только одна Красноярская община выросла на 27 последователей.

Молодые образованные верующие постепенно стали выходить на первый план. Они были наиболее активными в религиозном отношении, что выразилось в проведении молодежных собраний, различного рода мероприятий, направленных на совместный просмотр кинофильмов, чтение религиозной литературы. Вся молодежь была сосредоточена в трех наиболее крупных организациях: Красноярской, Минусинской и Абаканской. Если в 1967 г. число молодых людей среди верующих составляло 0,5 %, то через десять лет оно возросло до 4,1 %, а в 1981 г. - 7,6 % от общего числа.

Непоследовательность религиозной политики советской власти в это время, балансирующей между неприязненным отношением к церкви и строго ограниченными послаблениями ряду ведущих конфессий страны, провоцировала выступления несогласных с действующим режимом. В регионе активизировалось правозащитное движение в религиозной среде, что органами власти рассматривалось как проявление политического экстремизма. Многие общины стали отказываться от регистрации. Среди них Совет церквей евангельских христиан баптистов (далее - СЦ ЕХБ), свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня (далее - АСД), христиане веры евангельской (далее -ХВЕ). Так, из 83 религиозных общин только 30 объединений были зарегистрированы в соответствии с законом. Ряд пятидесятников и иеговистов, их руководители и активисты стали активно и публично протестовать против существующей власти. Они требовали не ограничивать и не контролировать их религиозную деятельность, изменить советское законодательство о религиозных культах, предоставить им права на получение религиозного образования, ведения миссионерской и евангельской работы.

Особенно выделялись иеговисты г. Назарово, пятидесятники г. Черногорска и сторонники СЦ ЕХБ, действовавшие в Кировском и Свердловском районах г. Красноярска.

Усилились эмигрантские настроения, чему способствовало расширение международных связей верующих. Евангелисты края получали письма, магнитофонные записи, посылки, поздравления с религиозными праздниками от различных братских общин из США, Швейцарии и других капиталистических стран. Многие верующие стали направлять в органы власти ходатайства о лишении их советского гражданства и предоставлении возможности выехать за границу, где они могли бы свободно посвятить себя служению богу, дать своим детям религиозное воспитание и образование. Только в 1973 г. такие заявления были сделаны более чем 60 жителями г. Черногорска, а в июне 1977 г. о решении выехать за границу заявили 11 семей.

Общим для всех протестантских конфессий стало увеличение среди верующих доли лиц, работающих на производстве. При этом до 70 % их было сосредоточено в крупных населенных пунктах, на промышленных стройках, где легче было затеряться и незаметно вести миссионерскую деятельность. В начале 1980-х гг. большинство верующих проживали в Иланском, Рыбинском, Уярском, Богучанском, Канском, Манском, Емелья-новском, Сухобузимском, Боготольском, Назаровском, Ужурском, Красно-туранском, Курагинском, Енисейском районах, городах - Канске, Ачинске, Минусинске, Енисейске, Назарове, Красноярске, Норильске и в Хакасии.

В целом конфессии в рассматриваемое время имели очень мало возможностей для развития внутриобщинной жизни. Из-за тотального контроля государства над всей религиозной сферой общества служители культа и активные миряне ограничивались участием в богослужениях и чтением проповедей. 73 % от всех прочитанных проповедей составляли религиозные наставления. В них объяснялась суть вероучения, смысл церковных праздников, событий, комментировались отдельные положения священных текстов, звучал призыв к укреплению веры.

Поучения религиозно-нравственного содержания составляли только 17 %. В них преобладали мысли о всеобщей греховности, неполноценности человека, об очистительной функции молитвы, церкви, звучали идеи покаяния, показывались образцы чистоты человеческой души и нравственного поведения. Проповедей, затрагивающих вопросы социально-мировоззренческого характера, было немного. Чаще всего в них говорилось об общественной деятельности человека, например его отношении к труду.

Возможности евангельской деятельности конфессий расширялись за счет музыкально-певческого сопровождения молитвенных служб, работ по реставрации культовых зданий, поддержания внутреннего и внешнего убранства храмов и молитвенных домов. Многих вновь пришедших привлекали спокойное, доброжелательное отношение верующих между собой и с посетившими общину посторонними лицами, их опрятный внешний вид, благоустройство территории и чистота внутри культового помещения. Сама служба оставляла приятное впечатление, помогала залечивать телесные и душевные раны и заставляла задуматься о вечных ценностях. Радушный прием неофитов также способствовал пробуждению их интереса к вере.

Потепление политического климата в стране способствовало религиозному возрождению. Пришло понимание того, что репрессивная практика ведет только к углублению конспирации, разобщению общины на мелкие, не поддающиеся контролю группы. Отказ власти от административных мер воздействия, политика легализации конфессий привели к тому, что расширился конфессиональный спектр, вследствие чего в крае учитывались все новые и новые организации. Особенно наглядно эта политика проявилась в отношении объединений ХВЕ, АСД и СЦ ЕХБ, которых долгие годы обвиняли в религиозном экстремизме. Были легализованы три группы адвентистов в г. Красноярске, Абакане и селе Николаевка Красио-туранского района. В 1975 г. была легализована группа пятидесятников в с. Знаменка Боградского района, в 1979 г. - в Красноярске, в 1981 г. -в Лесосибирске, в 1982 г. - на ст. Кемчуг Козульского района. В 1983 г. местные органы власти узаконили деятельность группы в г. Норильске, несмотря на то что большинство последователей в ней были не старше 30 лет. В целом среди евангелистов произошло снижение эмигрантских настроений, часть наиболее непримиримых из них выехала за границу.

В крае на январь 1981 г. были поставлены на учет 18 религиозных обществ и групп ЕХБ, АСД, ХВЕ, лютеран с чисто немецким и смешанным немецко-польским, немецко-русским составом верующих с общим количеством членов 340 человек. Семь наиболее многочисленных из них были зарегистрированы в период 1975-1981 гг. В подавляющем большинстве религиозные группы были лояльно настроены к советской власти, признавали существующее законодательство о культах, занимались только религиозной деятельностью. Еженедельно по воскресеньям и в праздничные дни проводились молитвенные собрания, совершались обряды крещения детей, отпевания умерших, иногда венчания.

За счет легализации небольших общин ЕХБ к 1983-1984 гг. снизилась напряженность внутри баптистов. Сторонники СЦ ЕХБ стали переходить в крупные легально действующие общины, заметно ослабло влияние на них руководителей этого движения. Только в красноярской общине количество верующих к 1 января 1984 г. сократилось вследствие этого с 170 до 130 человек. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Абакане, где сужению сферы влияния Совета церквей способствовало строительство баптистами нового молитвенного здания.

В 1983 г. группа мусульман г. Красноярска обратилась с заявлением в органы власти о возвращении им старого молитвенного здания, а в 1984 г. ходатайствовала о регистрации. Тогда же в г. Минусинске было зарегистрировано две группы старообрядцев (Белокриницкой иерархии и Поморского согласия), еще одна, Часовенного согласия, легализована. В демографическом отношении это были в основном верующие преклонного возраста, но легализация позволяла нормализовать их взаимоотношения с властью, преодолеть существовавшую многие годы в сознании людей отчужденность.

К 1982 г. почти половина всех существующих на территории края религиозных организаций была зарегистрирована, т.е. действовала в рамках закона. Были полностью решены вопросы упорядочения сети религиозных организаций в Балахтинском, Идринском, Уярском, Партизанском, Ермаковском районах края, Орджоникидзевском районе Хакасии, г. Абакане и Минусинске. Большая работа в этом направлении была проведена в г. Черногорске.

В рассматриваемый период важные изменения коснулись не только верующих, но и деятельности основной массы религиозных организаций. Благодаря целенаправленной политике государственных структур и общественных организаций и отходу от управления общинами ортодоксальных лидеров появляется стремление к расширению контактов между непримиримыми ранее течениями, такими как ЕХБ и СЦ ЕХБ. Отказавшись от политики противостояния, они проводили общие мероприятия, совершали совместные поездки по общинам. В некоторых баптистских общинах вместо исполнительных органов, официально зарегистрированных местной властью, создаются «Братские советы», в руках которых сосредоточивается все управление.

Во многих общинах шла легализация деятельности, верующие вовлекались в общественную жизнь страны, были сняты многие внутренние запреты, связанные с социализацией верующих. Руководство иеговистов более не настаивало на запрещении посещать кинотеатры, театр, библиотеки, верующим разрешалось иметь оружие, служить в армии. В Черногорске молодежь из семей ХВЕ к 1983 г. участвовала в жизни общества и трудового коллектива: вступала в комсомол, профсоюзы, участвовала в социалистических соревнованиях, награждалась грамотами за хорошую работу.

Верующие, воспользовавшись благоприятной ситуацией, активизировали религиозную деятельность. Например, адвентисты г. Красноярска регулярно проводили библейские уроки, привлекая к участию в них детей дошкольного и школьного возраста, по субботам дети школьного возраста не посещали школу. Причем подобного рода деятельность не рассматривалась местными органами власти как нарушение действующих законов.

Таким образом, к середине 1980-х гг. в стране явно обозначились тенденции к изменению позиции государства в религиозном вопросе в сторо ну либерализации государственно-конфессиональных отношений. В качестве важного фактора, влиявшего на религиозное возрождение в 1981-1985 гг., можно рассматривать и устойчивую религиозную приверженность определенной части населения. С началом перестройки и в связи с демократизацией общества стремление власти и народа к компромиссу усилилось, что привело к расширению религиозной сферы общества.

2. Формирование имиджа Русской православной церкви в годы перестройки

Провозглашение курса перестройки и гласности весной 1985 г. встретило положительный отклик духовенства и верующих. Руководство Московского патриархата ожидало, что в новых условиях возможно расширение и углубление диалога между государством и церковью, что создаст предпосылки для решения конкретных проблем, касающихся жизнедеятельности и приходов, и церкви в целом.

Однако в сферу государственно-церковных отношений демократизация привносилась с явным запозданием. Первые три года гласности и перестройки были фактически потеряны. М.С. Горбачев не использовал благоприятной возможности для завоевания своему политическому курсу поддержки со стороны религиозных организаций и верующих, что объясняется не только свойственными ему в тот период партийно-ортодоксальными взглядами на религиозный вопрос, но и ожесточенной борьбой в Политбюро и партийной элите относительно общего курса реформ.

Об этом свидетельствовали и мероприятия власти по отношению к органу, проводящему церковную политику в стране. В ноябре 1984 г. В.А. Куроедов был освобожден от должности председателя Совета по делам религий. На его место был назначен К.М. Харчев, бывший до этого послом в Гайане. В церковных кругах назначение К.М. Харчева было воспринято как ужесточение церковной политики государства. Однако позиция председателя Совета до сих пор вызывает противоречивые оценки. Это вызвано, вероятно, и противоречивостью высказываний К.М. Харчева, и непоследовательностью его деятельности. Показателем характера государственно-церковных отношений этого периода служат статистические данные о регистрации религиозных обществ - существенного изменения в количественных показателях перестройка церкви не принесла.

О позиции Русской православной церкви в эти годы свидетельствует обращение «К религиозным деятелям и пастве», принятое 16 декабря 1987 г. на очередном совещании глав и представителей церквей и религиозных

1

Дворецкая А.П. Религиозное возрождение в Красноярском крае ... С. 221-228.

Лекция 4. Политика советского правительства в отношении религии в СССР... организаций. В нем говорилось: «За последние годы, опираясь на процесс демократизации всей общественной жизни, наша страна обрела как бы новое дыхание. Созидание мы ощущаем в экономике и политике, в сфере морали, науки и культуры. Возросли требования к чистоте нравственной атмосферы общества, многообразнее и глубже становится духовная жизнь. С новой силой утверждаются гласность и правдивость, самокритичность и требовательность. С глубоким удовлетворением мы свидетельствуем, что процесс перестройки оказывает положительное влияние также и на развитие жизни церквей и религиозных объединений страны, создает более благоприятную атмосферу для осуществления ими своей миссии».

Событием, которое в значительной мере переломило вялотекущий процесс взаимоотношений власти и РПЦ, стала встреча в Кремле 29 апреля 1988 г. Генерального секретаря ЦК КПСС с патриархом Пименом и членами Священного синода. Инициатива этой встречи принадлежала К.М. Харчеву, который «организовал» обращение патриарха и Синода к М.С. Горбачеву с просьбой о встрече. В руководстве идея встречи была одобрена.

На встрече было решено отмечать приближающееся тысячелетие крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей. Патриарх официально пригласил М.С. Горбачева на юбилейные торжества и получил от него согласие. Кроме того, церкви удалось получить поддержку со стороны генерального секретаря в решении вопросов открытия церквей, монастырей, духовных учебных заведений, увеличения тиража религиозной литературы и пр.

Основные юбилейные мероприятия, посвященные тысячелетию крещения Руси, прошли с 5 по 12 июня 1988 г. в Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской православной церкви. Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов иностранных религиозных делегаций, представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и т.д. Подробно юбилей освещался центральными и местными средствами массовой информации.

Главным церковным мероприятием в эти юбилейные дни стал Поместный собор, проведенный 6-9 июня в Троице-Сергиевой лавре. С основным докладом «1000-летие крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет (Денисенко). В докладе была прослежена история Русской церкви с момента ее возникновения и до 80-х гг. XX столетия. Заслушаны были

1

Цитируется по: Еремин А.В. Развитие социальной деятельности Русской православной церкви в период становления новой религиозной политики советского государства (1985-1991 гг.) // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Т. I (Гуманитарные науки). С. 58.

также доклады, посвященные канонизации святых в Русской церкви (решением Собора к сонму православных святых было причислено 9 человек); жизни и деятельности церкви с 1971 по 1988 г.; внешнецерковным связям и миротворческой деятельности церкви. Одним из важнейших итогов Собора стало принятие Устава об управлении Русской православной церковью, который заменил Положение об управлении Русской православной церковью 1945 г. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных соборов (не реже одного раза в пять лет); на епархиальном уровне восстанавливался такой институт, как епархиальное собрание; высшим органом прихода становилось приходское собрание во главе с настоятелем храма.

Политические реформы в стране, встреча в Кремле, а затем и празднование 1000-летия крещения Руси придали необратимый характер конструктивному развитию государственно-церковных отношений. Об этом в первую очередь свидетельствует в 1985-1990 гг. рост числа зарегистрированных религиозных объединений РПЦ: на 1 января 1985 г. - 6 806; на 1 января 1990 г. - 10 110.

Процессы демократизации в стране, изменение характера государственно-церковных отношений обусловили необходимость и выработки общесоюзного законодательства о свободе совести. В начале 1988 г. Политбюро ЦК КПСС поручило Совету по делам религий совместно с другими ведомствами разработать проект закона. В апреле первоначальный проект Закона «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» был представлен, его положения широко обсуждались в средствах массовой информации, в церковных кругах.

Глава Русской православной церкви патриарх Пимен в меру сил участвовал в текущей жизни церкви, интересовался общественно-политическими проблемами. Он и еще несколько иерархов были избраны в 1989 г. народными депутатами СССР, принимали участие в работе различных общественных организаций и движений. Беспокоили церковное руководство и нарастающие центробежные тенденции в некоторых союзных республиках, трудности жизни в них православных приходов, политический характер приобрела проблема Греко-католической церкви на Украине. На Архиерейском соборе в 1990 г. специально обсуждался вопрос «О положении Русской православной церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны». Церковь обращалась к светской власти «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатстких экстремистов...». На основе договоренностей между Московским патриархатом, Украинским экзархатом РПЦ, Ватиканом и УГКЦ началось перераспределение храмов между православными и униатами. Однако вскоре этот процесс был прекращен по инициативе униатской церкви, которая потребовала возвращение к ситуации до Львовского собора 1946 г. Патриарх обратился лично к М.С. Горбачеву, но ответа не последовало. Вопрос о Греко-католической церкви на Украине стал одним из основных в разворачивающейся политической борьбе на Украине.

Серьезные изменения в государственно-церковных отношениях произошли весной 1990 г. Решением Верховного Совета РСФСР вероисповедные вопросы было поручено рассматривать Комитету по вопросам свободы совести, вероисповедания, милосердия и благотворительности во главе со священником В.С. Полосиным. По инициативе Комитета в 1990 г. в республике упраздняются 3-є управление КГБ (идеологические диверсии), в составе которого находился 4-й (церковный) отдел, Совет по делам религий РСФСР и аппарат его уполномоченных на местах. В центре внимания Комитета была подготовка закона, который получил название «О свободе вероисповеданий». В это же время был подготовлен и союзный законопроект «О свободе совести и религиозных организациях». Комитет под руководством В.С. Полосина высказался против необходимости принятия общесоюзного законодательства. Политическое противостояние союзных и республиканских структур привело к тому, что, как только союзный парламент 1 октября принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», Верховный Совет РСФСР 25 октября принимает Закон «О свободе вероисповеданий». Таким образом, государственно-церковные отношения на территории России стали выстраиваться на основе положений и норм этого законодательного акта.

В это же время уточняется и основная статья Конституции страны, касающаяся принципов свободы совести. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию РСФСР 1991 г., ст. 44 декларировала право «свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона...».

Однако в сфере государственно-церковных отношений многое оставалось на уровне деклараций и заявлений должностных лиц о необходимости дальнейшей их демократизации. Многочисленные распоряжения, указы, касающиеся различных сторон жизнедеятельности церкви, зачастую не были связаны друг с другом. Государство самоустранялось от решения проблем церковно-религиозной сферы, что предопределило хаос и произвол. Невозможность практического осуществления «совершенных и демократических» норм делали бессмысленным и само понятие «государственноцерковные отношения».

Происходящее в стране беспокоило патриарха. Сберечь страну от возможной катастрофы, сохранить мир между народами многонационального и многоконфессионального Отечества - об этом были его слова в последних обращениях к пастве.

Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 г. и был похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры рядом с гробницей патриарха Алексия. Смерть патриарха и в церковных, и в общественных кругах многими осознавалась как определенный рубеж в послереволюционной истории церкви, как окончание эпохи, объединенной именами патриархов Тихона, Сергия и Алексия. Пимен стал последним патриархом советского периода отечественной истории. Вместе с ним уходили в прошлое и те церковногосударственные отношения, что сохранялись в последние семь десятилетий.

Сложная общественно-политическая ситуация в раскалывающемся Советском Союзе, напрямую отражавшаяся на положении Русской православной церкви, требовала скорейшего созыва Поместного собора для избрания нового патриарха.

Поместный собор открылся 7 июня 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре. Присутствовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика и 88 мирян. Накануне Архиерейский собор утвердил список из трех кандидатур: митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Ростовский Владимир (Сабодан).

В результате тайного голосования в два тура большинством голосов (166) Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий, ставший, таким образом, пятнадцатым патриархом в истории Русской православной церкви. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 10 июня в Богоявленском соборе Москвы.

Русская православная церковь вступила в новый этап своего развития. Деструктивный характер центробежных сил привел к острому политическому кризису, а события августа 1991 г. положили конец существованию Советского Союза. Это, безусловно, отразилось на положении Русской православной церкви, привело, в свою очередь, и к внутреннему структурному кризису - расколам церкви - на бывшей теперь уже территории СССР, и к конфликтам с зарубежными, в том числе и инославными, конфессиями, которые начинают активно открывать свои приходы на территории России.

На события августа 1991 г. патриарх Алексий II откликнулся двумя посланиями. Он осудил ГКЧП как проявление наследия всего коммунистического режима. Сам режим патриарх характеризовал как отвержение «всех абсолютно нравственных начал, забвение духовных источников и смысла человеческого существования», как режим, «начисто лишенный чувства ответственности перед Богом и перед народом».

1

Чумаченко Т.А. Государственно-церковные отношения в политической истории России Х-ХХ вв. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008. С. 211-218.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите основные документы, которые стали юридическим оформлением новой церковной политики власти.
  • 2. Как руководство Московской патриархии реагировало на новый курс правительства?
  • 3. Какое изменение было внесено в Положение об управлении церковью на Архиерейском соборе 1961 г., которое закрепляло ее подчиненное положение по отношению к государству?
  • 4. Какие изменения произошли в правовой базе государственноцерковных отношений данного периода?
  • 5. Что такое религиозное диссидентство?
  • 6. Назовите основные направления церковно-религиозной жизни в СССР в 1970-х - первой половине 1980-х гг.
  • 7. Какие основные решения были приняты на Поместном соборе 1971 г.?
  • 8. Почему, на ваш взгляд, религия сохранила свое влияние на советских граждан поколения 1970-1980-х гг.?
  • 9. Как изменился характер государственно-церковных отношений с началом перестройки?
  • 10. Как отнеслась власть к такому событию, как празднование 1000-ле-тия крещения на Руси?
  • 11. Какие изменения в законодательной базе, касающейся церковнорелигиозной сферы, произошли в 1990-1991 гг.?
  • 12. Как изменились принципы избрания патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе 1990 г.?
  • 13. Как политическая ситуация в стране рубежа 1980-1990-х гг. отразилась на положении Русской православной церкви?

Интерактивные задания для работы на семинарах

Работа с документами

Перед вами документы. Внимательно прочитайте и ответьте на следующие вопросы:

  • а) укажите название документа и дату его появления;
  • б) о чем документ, какие основные сферы он регламентировал;
  • в) назовите цель принятия документа и охарактеризуйте последствия проведения мероприятий по данному документу;
  • г) назовите плюсы и минусы данного документа.

Модуль 2. Религия и конфессии в Советском Союзе

Документ 1

управляющихся установленій.

11. Принудительное взысканхе сборов* и обложеній

въ пользу церковных* или религ!озных* об -ществъ, равно какъ міри принужденія или наказаній со стороны этих* обществ* над* их* сочленами - не допускаются.

12. Никак!я церковная и религхозныя общества не иміют* права владіть собственностью, фавъ юридическаго лица они не иміют*.

ІЗ. Всі имущества существующих* въ Росс!» церков-

ныхъ и религиозных* обществ* объявляются народным* достояніем*Порядок* учета, храненія и хозяйственнаго расйоряженія зданіями или предметами, предназначенными спеціально для богослужебных* цілей, опреділяется постановленный містной и центральной государственной власти,

А«4*

(Lt 0

РГАСПИ. Ф. 2. On. 1. Д. 5212. Л. 1-5. URL: http://rusarchives.ru/ projects/statehood/08-33-dekret-svoboda-sovesti-1918.shtml)

На основе текста декрета заполните таблицу:

Основные положения декрета

Плюсы

Минусы

Документ 2

О.СМспЄТІГО.

Прилагаю НМ осн копию голограммы г» H-zhcoot?каго,упол-комоч енного по пя’ятию цвпностс”: з Петрограде. Я "?читп- ,что ИОЖЛЗ и ДОЛЖНО г.оцуотжть Пре г от ПТ! тел ей *О-’.~0ТС«оГ:* частя ду-хояенетзл в органы ПпигоД" » Зап стратегия пат й Данный период должка Лить раоочптапа ни па чсол '-.с.ел духовенства на хан кос твои вогг -і со: яэ"ятно потг остей из -:с- авГ. Тпк ха* ю-ппос острей, та :: расхож ла этой п чве моз-т ” долхен прхнять .^рмень острый ;арлктер> х той частя <:у х своя ствв, которая аиохя-жотся за яз"ятно г покажет ип"йтяг уже возврат^ назад к клике латпиапха Тххоп1* л-’ бу -т. Посему полагаг^что блох <* ОТОЙ ЧГЬ.*ТЬ)5 ПОПОВ !ХО:ЛО ЗИСКОМ О *03' :ТХ . 5 !13ЄД0ЯИЯ ЯХ в помгол, тон б.лес что ::у:и: "лтпгиейтт ха;з!Є 5ц то ни ?цдо

подоороч;’-?: и оокнелхя насчет т ”О,чтэ 4 *дт -?« ::р"лтис »;? церквей ценности рг: ’ХОДУ п тс я яе Н". Ну "К ГОЯС/Г-т ОТХ.

Нгс-пу прочного р'-зт?ег'::ійя йоп- - и !о.т* Опзія отпета т. Саппояову,прод®егатолю комісоих по •чсеотт-рзккеГ. тягото гае лсплТгя ц :п;іпптеі. •• горкгоі: ііоско-і: ?і‘. -. ? .

При ЛОЖО’Г с: ?-?'• 7. П-; в------ - ”? 7Й

URL: https://chrontime.com/sobytiya/dogovora-zakony-ukazy/ sovetskaya-rossiya.-dekret-ob-izyatii-cerkovnyh-cennosteiy-d/43224

Документ З

Журнал «Безбожник». 1934 г. № 4.

URL: http://propagandahistory.ru/2216/Antireligioznyy-zhumal-Bezbozhnik-N-4--1934-g/

Задание к документу:

пройдите по ссылке на журнал, прочитайте статьи со стр. 6-11 и ответьте на вопросы:

  • 1) какое историческое событие описывается в статье журнала;
  • 2) как вы можете охарактеризовать влияние данной статьи на кампании в СССР против католического населения;
  • 3) что отражают карикатуры, сопровождающие статьи?

Документ 4

Прочитайте знаменитую статью В.И. Ленина «Социализм и религия».

URL: http://revolucia.ru/soc_relg.htm

Напишите эссе на статью.

Документ 5

Прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы:

  • 1) назовите причину появления данного документа;
  • 2) охарактеризуйте содержание документа и его основные положения;
  • 3) предположите, как этот документ и подобные ему повлияли на конфессиональные отношения в СССР.

[ 4 v Уполномоченному Совета по делам Русской

к ?? Православной Церкви при Краснояр оком Крайисполкоме

НП&Ь'І. г 7 °s 3 у-

На основании предложения мне от Священного Синода

I -..7 ’Московской Патриархии составить списки духовенства, наиболее отличив-

вегося своею патриотическою деятельностью в минувшую Отечественную Войну і представить такие списки Уполномоченному Совета пом делам Русской Пра-гэславной Церкви в Ппархии, я нахожу справедливым просить Вас проставить 5 награздению медалью " За доблестный труд в Великой Отечественной Войне ’.Э41Г.-1945.:" Благочинного церкви Красноярского Края протоиерея Пиколад ’лова, который еще будучи настоятелем маленько»Николаевской церкви сумел вобрать на нужды военного времени в 1943году ,000руб. в 1944?150,000р.

  • - что получил благодарность от И.В. Сталина; а в 1945 году ставши благостным он сумел собрать 00,000 руб. а всего 620,000. Помимо материальных тхтертвований о. Попов много делал в церкви патриотических воззваний,
  • • чи и пр. В чем ему в 1945 году помогал протоиерей В. Акимов.

АРЖПИСНОП ЮВЮСИБЙРСКИІІ

/ ВАРФОЛОМЕИ/

И БАРНАУЛЬСКИЙ ИхРабота с визуальными источниками

А. Внимательно посмотрите на плакаты и ответьте на вопросы:

  • 1) какое событие характеризует каждый из плакатов;
  • 2) опишите образы, персонажи плакатов, почему именно такие образы были использованы;
  • 3) определите степень информативности каждого плаката;
  • 4) назовите авторов плаката и укажите их политическую позицию.

гшіад-пмк душит крестьянство России

ЗОЛОТО ЦЕРКВЕЙ должно пойти ИА СПАСЕНИЕ ГОЛОДНЫХ ОТ СМЕРТИ

1. Р.В.Ц., Типография Москута, 1922 г.

РЕЛИГИЯ-ЯД

БЕРЕГИ РЕБЯТ

2. Н.Б. Терпсихоров, 1930 г.

3. Д. Моор, 1919 г.

Б. Работа с фотографиями.

  • 1. О каких событиях повествуют фотографии?
  • 2. Охарактеризуйте события подробно.

URL: https://chrontime.com /sobytiya /dogovora-zakony-ukazy/sovetskaya-rossiya.-dekret-ob-izyatii-cerkovnyh-cennos teiy-d.

В. Работа с видео.

Посмотрите видео. Какое событие раскрыто в видео, сделайте подробное описание события. Охарактеризуйте позицию авторов видео и их отношение к событию. Как вы относитесь к данному событию, аргументируйте свою позицию.

URL: https://www.youtube.com/watch?v=an4QTu4UvRw

Г. Творческое задание.

Выберите одну из представленных карикатур сатирического журнала «Крокодил» 1960-1970-х гг. («История пропаганды» [Электронный ресурс]. URL: http://propagandahistory.ru/671/Antireligioznye-karikatury-v-Krokodile-1960-70-kh-godov/) и охарактеризуйте ее по следующим пунктам:

  • 1) что высмеивает автор в данной карикатуре;
  • 2) охарактеризуйте персонажи и образы карикатуры, почему художник выбрал именно их;
  • 3) с каким событием связано появление данной карикатуры;
  • 4) охарактеризуйте автора карикатуры;
  • 5) как вы относитесь к карикатуре?

КОГДА ИХ ПУТИ сходятся

Рис. 1

ТЕХНИКА ПЕРЕБОРЩИЛА

Рис. 2

Надпись написал...

Рисунок А. ЕЛИСЕЕВА и М. СКОБЕЛЕВА

Рис. 3

— Грешна, батюшка, воровала...

— Что ж, возьму этот грех на себя!

Рисунок Л. САМОЙЛОВА

Рис. 4

Работа со схемами и таблицами А.Заполните таблицу.

Конфессия

Расстреляно служителей культа

Находилось в гулаге

Эмигрировали

РПЦ

Католики

Другие конфессии

Б. Заполните схему. Эволюция высших органов власти в СССР, регламентирующих конфессиональные отношения 1918-1990 гг. Обязательно укажите год появления данного органа и основные функции, а также подведомственные ему ведомства.

В. Прочитайте Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 г. (URL: http://www.r-komitet.ru/vera/26.htm), вспомните развитие конфессиональных отношений в нашей стране до принятия закона и заполните таблицу на соотношение.

Основные положения закона

Что было до принятия закона в стране

Что стало после принятия закона в стране

Работа с воспоминаниями. Дискуссия

Выберите одно из воспоминаний и ответьте на следующие вопросы:

  • 1) кто автор этих воспоминаний;
  • 2) к какой конфессии и национальности он принадлежит;
  • 3) какие исторические события характеризуют воспоминания;
  • 4) как сам автор воспоминаний относится к этим историческим событиям?

Стиль и орфография источников сохранены.

а) воспоминания Леонарды Бартоломеевны Мадекши

Верующая с 7 лет, как научилась читать. Читала, в том числе и молитвы.

Приехала из Белоруссии (Гродненская область, деревня Лаздуны), здесь уже 17 лет. Там, в деревне, занималась хозяйством, здесь по приезду отработала 25 лет техничкой. Сейчас на пенсии.

В нашей деревне колокол собора закопали перед войной, и он пролежал в земле до 1995 г. Сейчас в Белоруссии возродилось обучение детей религии. В воскресных школах религиозный урок длится 1 час, он начинается и заканчивается молитвой. Ведет приходящий ксендз - священник.

В 1985 г. приехала в Красноярск. Здесь католической общины не было. Поэтому в церковь здесь католики не ходили. Я привезла литературу с собой, читала каждое воскресенье. Иногда мы собирались вместе с соседкой дома. Священника здесь не было. Из Белоруссии родственники в письмах сообщали, когда будет католическая Пасха; даты многих праздников уже знали. Вот так и отмечали. В воскресенье старались ничего не делать, но не потому, что боялись согрешить, а потому, что когда-то для человека нужен отдых.

Верю я в Бога, Матерь Божью, в ад и рай, в загробную жизнь.

Советская власть была не против какой-то конкретной конфессии, она была против всех конфессий одинаково. При этой власти мы работали в колхозах от зари до зари, практически бесплатно, поэтому и разъезжались люди из Белоруссии.

К атеизму отношусь безразлично. Но считаю, что если бы не появилась безбож-ность, люди бы были более воспитанными, потому что вера воспитывает, не было бы в таких масштабах пьянства, наркомании, роста преступности сегодня.

Конечно, в перестроечное и постперестроечное время произошли большие изменения в отношении общества и государства к религиозным организациям и верующим. Сейчас почти в каждом городе есть католический костел. Сами верующие чувствуют себя свободно, идет оживление католической веры. В конце 1991 г. католикам в Красноярске отдали костел. И люди потянулись, особенно молодежь, - сейчас многие венчаются, крестятся. Постепенно количество верующих растет.

К другим конфессиям у меня протеста нет; какая вера нравится, пусть так человек и верит.

Но сейчас нарушаются многие традиции. Например, на кладбищах водку не пьют и не едят, поминать нужно дома. У всех христиан главное на кладбище поставить крест, но на самом деле крестов сейчас мало.

б) воспоминания Галины Дмитриевны Кутайкиной

Родилась я в Большой Мурте Красноярского края, в 1930 г. приехала в Красноярск. Поляки из Белоруссии. Мама родилась в 1908 г. под Большой Муртой, были большие поселения. Деревня Николаевка.

В Красноярске жила с родителями, мама не была сильно верующая. Жили в деревнях Миндсрлс, в Николаевке тетя жила моя.

Тетя верующая была, Ядвига Антоновна. В костел ходили в 1936-1937 гг. Внутри в костеле были, как заходишь, лавки были, и орган напротив входа стоял. Деревянные лавки были. Орган был большой. Распятий не было.

Службу кто вёл, я не знаю, помню, что был священник. Человек 10 было вроде. Каждое воскресенье ходили, молились, когда закрыли костел, молились дома. Дед на гуслях играл, по-польски пели. Окошки открыты были на всю улицу слышно, нас не преследовали за это.

Тетя Фрося, они недалеко жили на заводе, приезжали, молились, дома потом молились.

Книги были, сохранились на польском языке, икон я не видела. Распятье было металлическое. Я крещеная была в костеле, крестный мужчина у меня был, крестную свою не помню. Рождество справляли, Благовещение справляли. Семьями вместе не собирались, своей только семьей. Делали пасхи, для сочельника готовили.

Не пропустили не одну Пасху. Тети высчитывали дни. С 1962 - 1972 гг. присылали мне пасху. Много было поляков, немцев, живущих здесь, католики, немцы больше приходили. У нас не было такого, чтобы собирались и молились, пока свекровь жива была, молилась.

Детей приучали молиться. Их крестили. Моих детей в 1956 г. приезжал литовский ксендз в Красноярск, и возили их крестить. А следующих детей уже бабушка Мария крестила.

Мама в 1967 г. умерла, сделали отпевание, свечи зажигали, ладан зажгли.

Не венчались, в июле 1993 г. только повенчались. Священники не приезжали. В 1956 г. когда умер последний и священников не было, даже в Красноярске. С Польшей не списывались, в Польше родственница была, Альбина, потом как-то оборвалось. Дети ее в Москве живут.

В 1942 г. умерла Ядвига, в 1945 г. умерла бабонька и уже как-то сошло на нет, молитвы. На русском молилась я, на польском не очень могла. Молитвы я знала, как креститься мне дочка списывала как надо. Молитвы были списанные на бумагу, лежит уже 50 лет.

Икона была, иногда прятали.

В Красноярске с 1991 г. начало возрождаться. Переписывались с сестрой, обещала приехать со священниками. 24 апреля 1993 г. приехали. Полная изба собиралась. Приезжал отец Збигнев, Тамара, Мария приехали. Ванда приезжала. Молились в субботу и в воскресенье. Собирались, стол ставили.

Я не помню толком, как раньше было, маленькая была. Сейчас в костел редко езжу, болею, дети навещают меня постоянно.

в) воспоминания Зинаиды Николаевны Фейзер

Родилась я в Сибири уже, по национальности я немка, корни лежат на Волге в Саратовской области. По воспоминаниям моей мамы, у них была крепкая католическая деревня, очень большая. Был большой храм. Все выходные, праздничные и такие все должны были ходить на мессу. Она проходила несколько раз в день. Месса проходила не только как богослужение, священник затрагивал основные проблемы деревни: нравственность и т.п. Все это было достоянием общественности. Это было в царское время до революции.

После революции была коллективизация, всю нашу семью полностью раскулачили. Нам оставили дом, где все остались жить. В 1920 г. умер дедушка, в 1933 г. от голода умерли бабушка, дядя, его жена и двое детей. Сестры мамы были высланы, бабушка уехала в Белоруссию.

В 1930-м г. церковь стали закрывать. Сбросили колокола с церкви. Бабушка собрала всех женщин, на веревках подняли колокола и священник был. Месяц проходила служба, потом снова приехали, разграбили церковь, сбросили колокола. Церковь была полностью разрушена. Потом улеглись страсти, мама вышла замуж. Началась война. Двое детей было у нее, ее выслали в Сибирь. Муж был ранен в финской войне. С мамой попала бабушка, которая работала со священниками, до 1950 г. жила там, и она меня крестила. На границу с Казахстаном, в Омскую область. Были землянки. Мама жила меняя квартиры - «землянки». После войны мама выкопала такую же землянку, печка самобитая была, в ней родилась я уже. Было подсобное хозяйство: корова, куры, все в землянке с нами жили. Здесь жили сосланные с Украины люди. Детство было страшным, мы были голодные, родители работали сутками, а мы были сами по себе.

Мама молилась по-немецки. Мама была не грамотная, но у нее богатая память. По-немецки она с нами не говорила. Научила коротенькой молитвы. В школу пошли -Бога нет. Домой приходила, маме говорила: «Человек произошел от обезьяны, Бога нет, а ты все молишься. Безграмотная ты вот и.». Мама говорила: «Ты как хочешь, но я знаю что Бог есть». Здесь жили православные украинцы у них были иконы, когда кто-то приезжал их прятали. А у нас не было икон. Одна была, но она была спрятана. Ничего не сохранилось.

Первый муж тоже немец в офицерском звании, грамотный был, был в госпитали, когда ее сослали. Зашли к ней вежливо, представились, провели обыск. Отобрали документы, привезли на вокзал на машине, не оскорбляли. Потом ехали в вагонах, вагоны были забиты; дети умирали, когда везли в Сибирь, трупы выбрасывали из вагонов на ходу. На перегоне поезд стоял сутками, но не разрешали выходить, даже пить нельзя было. В деревне были одни православные.

Я ходила в православную семью, там дед и бабушка были и говорили «ты не нашей веры». Мне хотелось к ним - они были образцом; там было три поколения -крепкая православная семья. Православной церкви не было. Сосланные люди в степь, и они окапывались, кто как мог. Ближайшая жд была за 200 км. Голая степь.

Судьба изменилась в лучшую сторону, когда маму нашли ее сестры. Они жили в Красноярском крае. Я закончила школу, мне еще не было 16 лет. Тетки были высланы из Белоруссии. Их селили компактно в Красноярском крас, по нескольку семей. Могли общаться между собой, вести службы. Мы переехали сюда. Я не знала немецкого языка, во время молодости я не посещала мессы. Когда я вышла замуж у меня появилась тяга найти Библию. У тетки была, но на немецком языке. С 25 лет началось. Я ходила в православную церковь, и просила Библию, они были под заказом.

Мама жила в Красноярске, я вышла замуж и уехала на Север. Там я говорила, что я верующий католик - это уже был 1965 г. Православные там были, антипатий нс было. Нападок не было никаких. Православной церкви не было там. На работе проблем не было, начальство относилась нормально к этому. Католические священники приезжали с Урала, с Кемерово. Бабушки оплачивали дорогу туда и назад. Приезжал с Прибалтики священник, не объявлялось во всеуслышание. Крестил, освещал браки, и т.п. Переписывались со священниками. Не родственники отправляли, связь по вере. Священники сами, кто-то был в Сибири раньше.

Бабушки сами высчитывали праздники и все остальное. К примеру, тетя Маруся была сама как священник, они сами крестили без священников. Была еще и баба Аня. Решали и воспитательные проблемы, поддержка как материальная, так и духовная. Общались, это была как молитва и как исповедь.

Раньше здесь была католическая церковь, знакомые помнили, как и в Сибири было раскулачивание поляк.

В католическую церковь я зашла в первый раз в Риге, когда была в командировке и послушала орган. Регулярно на мессу стала ходить в Ачинске с 1984 - 1990 гг. сначала ходили в ДК Ильича, куда приезжали. С 1996 г. был дом, старый костел разрушили.

Крестила меня бабушка, связанная со священниками. Появилась тяга, стали помогать священнику. Нашими руками было обустроено место для костела.

Как было тогда и как сейчас - это разные вещи. Во-первых, сейчас более приближено к людям, более доступно, проще. Часть традиций потеряна, раньше были жестче, раньше за грехи заставляли на коленях вокруг церкви.

Религиозные праздники немецкие - любой праздник сопровождался с молитвы. Не было водки на поминках, на кладбище никто не ходил с пищей, только со свечой, со святой водой. Воду в основном освещали священники солью, и привозили с собой соль, которую разбирали люди. Ее растворяли в воде и брызгали двери и окна. Праздники Рождество и Пасха на моей памяти только.

Священники привозили все с собой - свечи, крестики. Свечи покупали белые. Православные не ходили, не покупали свечи. Заготовки на будущее делали. В православную церковь не ходили, там говорили, что крестится не так, и бабушки дергали. Я сама ходила, но не причащалась. Потому что нужно было разговаривать со священником, а если сказать что католичка, то он и разговаривать не станет. Приду, поставлю свечку, прочту молитву.

Дети ходят в церковь. Оставила дочь у бабушки, потому что должен был приехать священник. Внука уже отец Марк крестил, преемственность традиций.

г) воспоминания Анны (Вальмы) Ивановны Гергек

Родилась в Саратовской области в 1926 г. В 1941 г. выслали в Новосибирскую область, в Казахстане долгое время жила. Отлучили от церкви нас в то время. В детстве помню, меня поставят на стульчик я стихи читала из Библии, мне потом конфеты давали. А как в школу пошла так все «Бога нет» там говорили. Я лютеранка по вере. Поселение было лютеранское. Но были и католики. Мне было 15 лет, когда нас выслали. Была лютеранская община, потом общину расформировали. В школе говорили, что Бога нет, учительница для меня была святая, говорила, что Бога нет. Родители мои на меня не давили, нельзя было. На дому собирались, чтобы молиться, точно я не помню. Отец читал библию, рассказывал много. Были богослужебные книги на немецком, у меня осталась Библия на немецком от родителей одна 1905 или 1903 г. редакции. Сколько могли столько и взяли вещей с собой, сколько унесли. Время было лучше не вспоминать, когда депортировали. Нас везли в телячьих вагонах.

Нас выслали в Новосибирскую область вместе с родителями. Меня забрали в трудармию с 1942 г. по окончание войны (точно я нс помню когда распустили), был это лагерь, на работу водили под автоматом.

В этом лагере не было служб, пожилые люди верили, а мы поверили, что Бога нет, молодые были. Родственников разделили.

Я хожу в католическую церковь, благодарна отцу Мартину и отцу Аркадию, что взяли к себе в церковь, не оттолкнули. Я приехала сюда в Ачинск в 1998 г. Как построили церковь. Так и приехали. Хожу нс каждый день, по мерс возможности. Дети мои не верующие, пока их не прижало.

Молились раньше мы дома, к нам приходили сослуживцы отца, были домашние общины, церкви не было. После лагеря я с родителями не жила, вышла замуж. Закончила 7 классов немецкой школы, в 1930-х гг. я училась. Я воспитывалась не у родных родителей, меня удочерили в 1,5 года.

Я рассказываю детям, но внук говорит, что то было другое время и не хочет слушать. После трудармии сразу пошли, работать, как трудпоселенцы. В 1956 г. с меня сняли это звание, стало полегче жить. Невозможно было переписываться с родными. Это надо пройти и почувствовать.

Не хочу рассказывать как жилы в трудармии. В домах жили в ссылке, отапливались, нужно было отмечаться у коменданта. Несколько семей было в одном доме проживало. Нас отлучили от Бога. Мы не молились там. Еды не хватало. Люди умирали. В шахтах работали.

д) воспоминания Татьяны Ивановны Жоги

Родилась я в 1960 г. в глубинке, д. Малиновка Красноярского края, латгалка, мать латгалка, папа русский. Жили с бабушкой. Семья была верующая. В деревне жили одни латгальцы. Община. Бабушка молилась было много книг. Пели песни на латгальском. Не могу понять латышский язык до сих пор. Рядом была латышская деревня -Сахарная. Ходили в русскую школу, нас дразнили, к нам относились не очень. Деревня наша была очень чистая, огорожена, не разрешали ездить не трактора и машины. К нам ходили на праздники, помню на Троицу. На кладбище был большой крест, все сидели и слушали. В советское время все это было, его не сносили. Разрушили только в 70-ом году, когда уехали оттуда.

Там где стояла часовая - открыта была давно, существовала 60-й г. - до 10 лет я там жила, в конце апреля бабушка собирала детей и мы ходили убираться в часовне, делали дома ленты, цветы, украшали там все. Часовню уничтожили - 1975 г. ее уничтожили. На 1 мая собирались. Читали розарию, молились, вставали на колени. Перед Пасхой на пост пели песни — «Страсти Иисуса Христа».

Выехала семья из Липецкой губернии и приехали сюда, по экономической причине, из-за малоземелья. В XIX в. выехали. Бабушка родилась в Витебской губернии. К бабушке приходили учителя из русской школы, бабушка рассказывала о Боге.

В деревню священники не приезжали. Раньше у нас был священник до революции приезжал, а после нее не приезжал. Сами женщины поддерживали и сохраняли, пока не умерли.

Меня крестила бабушка, которая была старостой общины, она всех крестила. Браки не регистрировали, отпевали. Были гражданские браки.

Погребения чтобы поминали столы были у нас такого нс было. Собирались и всегда всем помогали. Бабушки пользовались не только религиозным авторитетом. Гонений не было, я такого не помню.

За часовней ухаживали. Когда мы все уехали ее разрушили.

Праздники - Троица, Рождество, Пасха, готовились к праздникам, нас учила бабушка. Чтобы больше делали добра, не сквернословили, рассказывала про заповеди. Когда я пошла в школу, когда начали учить, что человек произошел от обезьяны, мне было сложно, я задавала вопросы. Мне было не понятно. В школе проблем не было. Переехали в Ачинск, когда бабушка умерла, мама моя не очень верила, тетя всегда верила и молится до сих пор.

В Ачинске мы не молились, не ходили, потом уже когда вышла замуж, стала ходить в православную церковь, после того как умер брат, с 25 лет. Внутри себя я всегда пела, что за песни я не знаю. Когда я пошла в католическую церковь, когда образовалась община, я зашла и мне стало легче. Моя жизнь изменилась.

Община организовалась в 1996 г. Дали объявление о том, что собирают общину. Сестра Татьяна стала давать информацию по радио о том, что из Красноярска приезжает священник католический. Месса проходила в ДК Ильича.

Общаемся из Малиновки, посещают наш храм. Из Бычков, Ладоги, польские и латгальские. Община сейчас около 100 человек. Есть регулярный костяк (около 50 человек), кто посещают мессу.

Виды деятельности - молитвенные группы, легион Марии, группа Матери (молимся за детей), группа Критос, Зинаида Николаевна ведет (помощь благотворительная, помощь тем, кто взял опекунство над сиротами, детским домам, многодетным семьям, и т.п.). Мы работаем, как социальной службой, так и отдельно. Разрабатываются проекты такой помощи - в 2002 г. был, к примеру, один такой проект, помощь 10 многодетным семьям. С социальной службой был проект помощи дому ребенка.

Есть воскресная школа - сестра Мария, сестра Тереза - ответственные. Общее количество детей около 20 человек. Есть лагерь для детей, есть и православные дети с согласия родителей.

В наших священниках есть дар, открытость. После мессы священник выход к общине и разговаривает с нами, бывает на общинных чаепитиях, в приходском доме.

В Легионе Марии мы посещаем тех прихожан, которые по тем или иным причинам не могут посещать мессу (болеют, инвалиды и т.п.). К примеру. Ухаживали так за одной православной женщиной, взяли е под свою аптеку, она умерла уже. Нас в Легионе пока 4 человека. Некоторые отказываются от нашей помощи. Вот к примеру. Одна бабушка отказалось от священников и от нас. Сказав «Я молилась всю жизнь одна и многое пережила. И не надо мне никого». Их дети прибегают сюда, когда умирают дедушки. А до этого они к нам не ходят.

Е. Прочитайте внимательно воспоминания Августы Ивановны Кашаевой о работе епископа Луки в эвакогоспитале № 1515.

Ответьте на вопросы:

  • 1) о ком идет речь в воспоминаних А.И. Кашаевой;
  • 2) кто такой епископ Лука;
  • 3) кратко охарактеризуйте деятельность епископа Луки;
  • 4) объясните, какие исторические события характеризуют данные воспоминания, аргументируйте свою позицию.

Августа Ивановна Кашаева родилась в 1912 г. С 1937 по 1941 г. после окончания Казанского медицинского института работала педиатром в железнодорожной поликлинике ст. Красноярск. В 1941-1944 гг. - начальник ФТО госпиталя № 1515. 1944-1945 гг. -врач первой детской поликлиники г. Красноярска. 1945-1975 гг. - главный врач первой детской поликлиники г. Красноярска (с 1950 г. - поликлиника № 2). Кавалер Ордена Ленина, имеет ряд медалей. К сожалению, в настоящее время Августа Ивановна ушла из жизни, но в Государственном архиве Красноярского края осталась запись ее воспоминаний и подаренные ей фотографии В.Ф. Войно-Ясснсцкого с коллективом госпиталя № 1515. (Стиль и орфография автора сохранены.)

г. Красноярск

2000 г.

Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий у нас в госпитале [№ 1515] был ведущим хирургом. Кроме нашего госпиталя к нему направляли тяжелораненых и другие госпитали г. Красноярска, и даже края, потому что самые тяжелые больные были сосредоточены в нашем госпитале.

Лечебной работой руководил профессор. У него были операционные дни. В график операций включались не четыре операции, больше - 10-12. Самыми прямыми его помощниками были эвакуированные врачи-хирурги Анна Ханановна Левикова и Нина Степановна Панова. Помогали и мы. Так как я не имела хирургической специализации, мне могли поручить измерить давление, последить за зрачками во время подачи наркоза.

Кроме этого, он же был священнослужителем - епископом Красноярским, состоял в Священном Синоде. Жил он в этом же здании в маленькой комнате на первом этаже, спал на железной койке, в комнате были иконы. Обеды ему готовили в госпитале на кухне.

Поскольку профессор жил внизу, на первом этаже, он нам разрешал, когда что-либо случилось в любое время дня и ночи звать его. Я пришла его попросила, он пришел. Он сам подбирал инструментарий, т.к. операционной сестры среди ночи не было. Я, по-моему, наркоз давала. С нами были палатная сестра, он, я и еще кто-то [...].

Вообще он был немногословен, но он многому нас научил. Я как будто второй институт кончила. Во-первых, каждую неделю были профессорские обходы. Каждый день были пятиминутки. [...]

Он очень хорошо диагностировал. Если больной умирал во время моего дежурства, я приходила к нему, и он меня спрашивал, какие признаки были в последние минуты. Он выслушивал меня и всегда правильно ставил диагноз.

Помощь он оказывал не только госпитальным больным. Летом в городе была вспышка дизентерии. Поскольку я была педиатром, то еще бесплатно ходила на вызовы. Мне, что не говорили делать, я ни от чего не отказывалась. Шесть, больше вызовов было. Когда я приходила с вызовов, но всегда спрашивал меня, что это были за больные, какой диагноз я им поставила, что назначила. Это нс входило в его обязанности, но я была постоянно у него под контролем [...].

Когда он уезжал в Москву, на заседания Синода, ключи от своей комнатки он оставлял, почему-то всегда мне. Почему не знаю. Может думал, что я верующая, не знаю. Как-то меня не было на работе, и он ходил, все «возмущался», что ему некому ключи отдать. Машины у нас не было. Я ему организовывала пролетку. Он ездил проповеди читать в Николаевскую церковь. Свои проповеди он обязательно давал просматривать замполиту.

Я никогда не видела, чтобы он крестился во время или перед операцией. Но когда умирал больной, но всегда спрашивал его имя. На груди у него что-то было.

Он не любил, чтобы ногти были накрашенные. Обувь на босую ногу не разрешал носить.

Однажды умер у него больной - молодой парень. После этого он написал письмо в Синод, что решил больше не заниматься хирургической деятельностью, а только религиозной. Но Сергий не разрешил ему этого сделать. Письмо Сергия он нам всем в госпитале зачитывал.

У него были среда и пятница - постные дни. Шеф-повар наш знал, что в эти дни нельзя ему есть, и готовил специально. Однажды в праздник ему раненые командиры купили гуся. Всякими хозяйственными делами ведала у него я. Почему не знаю. Может потому, что я была моложе всех.

Обедать он каждый день кого-то приглашал сам из врачей. Приносили ему в комнату обед с пищеблока, и он кого-нибудь приглашал. Я всего один раз обедала с ним, стеснялась. Неудобно как-то. А у нас была Мочалова Анна Дмитриевна. Она всех нас заменяла. Когда он приглашал, если кто-то не шел, шла Анна Дмитриевна. С ней он лучше всего контактировал. Была она уже пенсионного возраста. Она и уехала с ним потом в Крым. Она у нас на кафедре еще работала с проф. Золотоверовым. Он потом тоже уехал.

ГАКК. Ф.П-1052. On.1. Д.37. Л.1-5. Подлинник. Машинопись.

Работа в микрогруппах. Задание «Лента времени»

Группа делится на три микрогруппы. Каждая из микрогрупп создает «ленту времени» развития конфессиональных отношений в СССР с 1918 по 1990 г. по каждой отдельной конфессии - православные, католики и другие конфессии.

В каждом пункте «ленты времени» обязательно следует указать год и кратко охарактеризовать начало, ход, итог. Можно использовать фотографии или видео.

Пример ленты времени:

Popular New Recently changed Login or Register Accounts

Сервисы-онлайн, где можно создать ленту времени, или сделайте ее вручную: https://timeline.knightlab.com/; http://www.timerime.com/

Модуль З

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >