ВЕРОУЧЕНИЕ ИСЛАМА

Глава 2 содержит характеристику основ вероучения ислама и столпов ислама с указанием особенностей религиозной практики представителей различных направлений. Описаны правовые основы ислама, особенности исламского права в различных правовых традициях. Обозначены тенденции развития исламского права с указанием роли источников. Практическое применение правовых норм продемонстрировано на примерах. Также дана характеристика философско-богословским идеям в исламе, направлениям развития философии, причинам взаимообусловленности философии и богословия. Приведены идеи исламской философии, получившие распространение в истории, и новые интерпретации в современных условиях.

Тема 1

Основы мусульманской веры и основы ислама

План темы 1:

  • 1. Основы веры. Вера в Аллаха;
  • 2. Основы веры. Вера в ангелов;
  • 3. Основы веры. Вера в Священные писания;
  • 4. Основы веры. Вера в посланников и пророков;
  • 5. Основы веры. Вера в Судный день;
  • 6. Основы веры. Вера в предопределение;
  • 7. Столп ислама. Свидетельство;
  • 8. Столп ислама. Молитва;
  • 9. Столп ислама. Пост;
  • 10. Столп ислама. Милостыня;
  • 11. Столп ислама. Паломничество;
  • 12. Вопросы для самостоятельного изучения;
  • 13. Дополнительная литература.

Все мусульмане во всем мире принимают шесть основ мусульманской веры и выполняют пять столпов ислама. Этим мусульмане достигают единства мусульманской уммы, принадлежа различным направлениям ислама. Этим обеспечивается единство ислама, отсутствие направлений, противопоставленных вероучению. Основы вероучения (акэда) изложены в Коране: «О, вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и писание, которое Он низвел Своему Посланнику, и писание, которое он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его Посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (сура «Ан-Ниса», аят 135).

В исламе выделяют три основы религии: ислам, иман и ихсан. Ислам (в пер. с араб, «покорность») - это совершение предписанных религией действий. Иман (в пер. с араб, «вера») - это принятие всего, что говорил пророк Мухаммед, ведение образа жизни мусульманина. Ихсан - это совершение богопоклонения с искренностью и ответственностью, с усердием и вниманием, искреннее поклонение Аллаху. Ихсан объединяет ислам и иман, так как без веры возможно ложное поклонение.

Согласно преданию от Муслима, халиф Умар рассказывал: «Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха... перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами; на нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошёл и сел напротив ... сказал: «О, Мухаммад, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха ... сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это...» Он сказал: «Теперь расскажи мне об Имане («вера»)». Тот сказал: «(Суть имана заключается в том), чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного». Он сказал: «Ты сказал верно». Он сказал: «Расскажи мне об Ихсане». Тот сказал: «Это значит: чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». Он сказал: «Теперь расскажи мне о Часе (т. е. о Судном Дне)». Тот сказал: «Спрашиваемый не знает больше спрашивающего». Он сказал: «Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях». Тот сказал: «У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий». После этого он ушёл, а я ещё остался ненадолго. Тогда он сказал: «О, Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?» Я сказал: «Аллах и Посланник Его знают лучше всего». Он сказал: «Это был Джабраил, который пришёл к тебе научить те-бя твоей религии» .

Разберем шесть основ веры ислама.

46 Основы религии: ислам, иман, ихсан. URL: http://quran-suona.ru/osnovy-religii-islam-iman-ixsan-i-ix-nauki/.

Первая основа - это вера в Аллаха. Термин «Аллах» зачастую в религиозной литературе употребляется в варианте «Аллаїї», тем самым подчеркивается необходимость верного произношения звука «И» на выдохе. В Коране все главы (суры) начинаются с выражения «Во имя Аллаха милосердного и милостивого», кроме 10-й суры «Тауба» («Покаяние»). В исламе имеет место принцип строгого единобожия - таухид. Оно включает признание Аллаха единственным Богом, обращение только к нему в ритуальных действиях и принятие имен и качеств Аллаха, присущими только ему. Аллах создал человека для поклонения, поэтому человек непосредственно имеет возможность и должен обращаться только к нему без участия каких-либо посредников. Только через поклонения человек, исполняя свой долг, способен получить награду от Аллаха. Могущество Аллаха же не зависит от поклонения человека.

Любое придание Аллаху сотоварищей трактуется как ширк — один из наиболее страшных грехов. Аллах един. Аллах велик («Аллаху Акбар»). Ширк проявляется в приобщении Аллаху сотоварищей, уподоблении кого-либо или чего-либо Аллаху, наделении какого-либо или чего-либо божественной силой, а также поклонении этому. Ширк оценивается как проявление неверия, что ведет к вечным мукам в аду. В связи с данным понятием в исламе запрещены ношение предметов-оберегов, амулетов от сглаза, кулонов или талисманов, наделение камней способностью благотворно воздействовать на организм, а также различного рода гадания. Богословы выделяют два вида ширка. Малый ширк - стремление к славе, ношение талисманов и т. д. Большой ширк - поклонение кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха.

Аллах - создатель миров и их повелитель, творец всего сущего, включая время и пространство. Ни в сущности Аллаха, ни в его атрибутах нет ничего, что бы было равным ему. Аллах не обладает материальным телом и не занимает какого-либо пространства. Он не похож ни на одно из своих творений. Аллах един в своей сущности, качествах и делах. Никакие временные или пространственные характеристики к нему не относятся. Нельзя задавать вопрос: «Где находится Аллах?», он некорректен. Аллах находится в своем величии, вне статики и динамики.

Аллах обладает 99 именами - это эпитеты, выражающие одну из сторон Аллаха. Список в 99 имен возводится к хадису Абу Хурайры, в котором пророк Мухаммед называл цифру 99 и предрекал рай тем, кто повторяет имена Аллаха в молитвах.

Имена Аллаха: ар-Рахман - Милостивый, Добрый. Он, который дает благословение и успех всему сущему, не делая различия; ар-Рахим - Милосердный, Сострадательный; ал-Малик - Властелин; ал-Куддус - Святой; ас-Салям - Источник мира; ал-Мумин - Хранитель веры; ал-Мухайюмин -Защитник; ал-Азиз - Могущественный, Непобедимый, Несокрушимый; ал-Жаббар - Подчиняющий; ал-Мутакаббир - Величественный; ал-Халик Создатель; ал-Бари - Развивающий, Совершенствующий; ал-Мусауир -Созидающий; ал-Гаффар - Прощающий; ал-Каххар - Покоритель; ал-Уаххаб - Покрывающий; ар-Разак - Обеспечивающий; ал-Фаттах -Открывающий; ал-Кабид - Сжимающий; ал-Басит - Расширяющий, Развивающий, Увеличивающий; ал-Хафид - Унижающий; ар-Рафи - Возвеличивающий; ал-Муиз - Почитатель, Почитающий, Возвышающий; ал-Музилль -Низвергающий, Обеспечивающий; ас-Сами - Всеслышащий; ал-Басир -Всевидящий; ал-Хакам - Правый; ал-Адль - Праведный; ал-Латиф - Благой, Мягкий, Нежный; ал-Хабир - Постигнувший; ал-Халим - Переносящий; ал-Азым - Великий; ал-Гафур - Всепрощающий; аш-Шакур - Благодарный; ал-Али - Возвышенный; ал-Кабир - Величайший; ал-Хафиз -Хранитель; ал-Мукит - Выдерживающий, Стойкий, Поддерживающий спокойствие; ал-Хасиб - Знающий, Знатный; ал-Джалиль - Величественный, Славный; ал-Карим - Великодушный, Щедрый; ар-Ракиб - Стоящий на страже; ал-Муджиб - Исполняющий; ал-Уаси - Всеобъемлющий; ал-Хаким - Мудрый; ал-Маджид - Наиславнейший; ал-Уадуд - Любящий; ал-Баис - Воскресающий; аш-Шахид - Свидетельствующий; ал-Хакк -Высшая истина; ал-Уакиль - Управляющий, Уполномоченный; ал-Кауи -Наисильнейший; ал-Матин - Стойкий, Твердый; ал-Уали - Поддерживающий друг, Знающий друг; ал-Хамид - Стоящий прославления; ал-Мухси -Знающий, Ведающий; ал-Мубди - Создатель; ал-Муид - Обновляющий; ал-Мухий - Дающий жизнь; ал-Мумит - Смерть; ал-Хайи - Живущий; ал-Каюм - Вечносуществующий; ал-Уаджид - Находящий; ал-Маджид -Славный, Благородный; ал-Уахид - Единственен; ал-Ахад - Единственный; ас-Самад - Вечный; ал-Кадир - Искусный, Способный; ал-Муктадир -Могущественный; ал-Мукаддим - Предоставляющий, Подающий; ал-Муаххир - Откладывающий; ал-Ауаль - Первый; ал-Ахир - Последний; аз-Захир - Ясный, Явный; ал-Батин - Скрытый; ал-Уали - Правящий; ал-Мутаали - Возвышенный; ал-Барр - Источник всего благонравия; ат-Тауаб - Принимающий покаяние; ал-Мунтаким - Мстящий; ал-Афуа -Прощающий; ар-Рауф - Милосердный; уль-Мульк - Вечный владыка высшей власти; Зуль-джаляль уаль-икрам - Господин величия и таланта; ал-Муксит -Праведный; ал-Джами - Собирающий; ал-Гани - Независимый; Независящий; ал-Мухни - Обогащающий; ал-Мани - Отвергающий; ад-Дарр - Опечаливающий; ан-Нафи - Благосклонный, Милостивый; ан-Нур - Свет; ал-Хади -Сопровождающий, Ведущий; ал-Бади - Несравнимый, Несравненный, Вершитель чудес во Вселенной; ал-Баки - Вечный; ал-Уарис - Высший наследник, Тот, кто имеет вечное право на владение всеми вещами; ар-Рашид -Ведущий к праведному пути и ас-Сабур - Терпеливый[1].

Все понятия, которые употребляются для характеристики Аллаха, не описывают его, так как он ни на что не похож. Все необходимые для человека знания об Аллахе переданы через пророков и Священные писания. Все имена и качества Аллаха есть атрибуты совершенства и полноценности. Аллах не имеет никаких недостатков. В свою очередь, наделить Аллаха человеческими качествами является отходом от единобожия.

Вторая основа - это вера в ангелов. Ангелы понимаются разумными существами, выполняющими указания Аллаха. Сотворены они из особого света (нур). Не имеют материального тела, поэтому не нуждаются в еде, питье и отдыхе. К ним не применимы половые различия, им не доступны страсти, грехи. Они смертны, воскреснут только в Судный день. Количество их огромно и известно только Аллаху. По его велению они могут принимать различные образы животных, людей. Например, Аллах послал к Марьям - матери пророка Исы (Иисуса) - архангела Джабраила в виде мужчины: «.. .Мы к ней послали дух Наш, и он предстал к ней в облике прекрасного мужчины» (сура «Марьям», аят 17). Ангелы посещали Ибрахима (Авраама) в человеческом обличье. Ангелы прибыли к Лоту, чтобы спасти его от опасности, в образе красивых молодых людей. Джабраил посещал пророка Мухаммада, принимая разные облики. Иногда он появлялся в образе одного из его красивых учеников, иногда в виде бедуина из пустыни.

Из наиболее значимых ангелов стоит отметить: 1) Джабраила -он разговаривал со всеми пророками, передавал им откровения от Аллаха. В литературе иногда употребляется в иных вариантах: «Джибраил», «Джибрил»; 2) Микаила - он распоряжается всеми земными благами и пропитанием; 3) Израила (Азраила) - ангела смерти, который отделяет души от тел по окончанию их земной жизни; 4) Исрафила - он вострубит в рог в час Судного дня, что будет означать конец света; 5) Малика - ангел, который отвечает за Ад. В его подчинении находятся ангелы забвения, ответственные за наказание обитателей Ада. Также значимыми являются: Ридван - это руководитель ангелов, содержащих Рай; ангелы Мункар и Накир допрашивают людей после их смерти в могиле. К праведным людям они являются с приятной внешностью, а к плохим - с ужасной; Ракиб и Атид — два ангела, записывающие благие и плохие деяния человека, находящиеся соответственно с правой и с левой стороны от головы человека. Благие деяния записываются Ракибом сразу после их совершения, а плохие - через шесть часов, так как всегда есть вероятность того, что за это время человек раскается. Атид находится в подчинении Ракиба.

Каждый ангел выполняет определенную роль. Однако все ангелы побуждают человека к совершению добрых дел и вере в Аллаха. Назиаты -это ангелы-каратели, которые приходят по души всех неверных и отправляют их в Ад. Они жестоко и грубо вырезают души из тел, пахнут падалью и прячут свои лица за черной тканью. Нашшпаты - это ангелы, которые приходят за праведными мусульманами. Они имеют сострадание. У них идеально острые клинки, которыми те бережно разделяют тело и душу. Сабихаты и сабикаты отвечают за души безвольных животных.

Существуют ангелы, окружающие трон Аллаха, - хамаля аль-арш. Кроме этого, у каждого человека есть два ангела хафаза, которые сопровождают всю его жизнь, а после его смерти либо восхваляют Аллаху его, либо проклинают человека. Мудаббираты - это ангелы, следящие за ходом вещей во всей Вселенной. Муккосиматы - ангелы-посланники, которые разносят указания Аллаха и распределяют их между другими небесными силами. Есть ангелы - хранители небес. За каждым небом из семи закреплены свои ангелы. Малаикат аль-архамы - это ангелы, которые покровительствуют матерям. Их долг - предопределять жизнь людей еще в материнской утробе. Именно по их воле ребенок становится мальчиком или девочкой. И именно они изначально определяют срок жизни и её качество для каждого человека.

Всем воинам покровительствуют джундалла. Они незримо сопровождают на вооруженную борьбу каждого человека: на борьбу с внутренними страхами, с внутренним миром - Я (нафсом), на войну против агрессии неверных. Считается, что их дает в помощь сам Аллах, выражая тем самым свое довольство этими праведниками. Саффаты - ангелы, которые охраняют Аллаха и Рай. Таиляты — это ангелы, которые перечитывают Коран, чтобы он всегда звучал в мире. Сайяхуны - это аигелы-страииики, защищающие путешественников и помогающие им, выполняя все их желания ночью в Рамадан. Они же доносят молитвы мусульман к Аллаху.

Ангелы не являются объектами поклонения или молитв, так как не доставляют молитвы Аллаху. Все они сами подчиняются Аллаху и выполняют Его приказы. В исламе отсутствует классификация ангелов на добрых и злых, а также понятие «падшие ангелы». В хадисах от Абу Дауда сказано о размерах ангела: «Мне разрешено говорить об одном из ангелов Аллаха, что несут Трон. Расстояние между мочками его ушей и плечами 48 равно семистам годам пути» .

Помимо ангелов в исламе существуют джинны. Джинны (в пер. с араб, «скрывать, прятать») - существа, созданные из огня, обладающие половыми признаками. В Коране есть целая сура «Аль-Джинн». Также в Коране даны пояснения относительно сущности джиннов. Джинны могут становиться видимыми, обладают физическими способностями (поднимать тяжести, быстро передвигаться), что и использовалось при необходимости. Например, пророк Сулейман (Соломон) привлекал к строительству Храма джиннов. По причине возможности существования вне физического мира

48 Сущность ангелов. URL: http://www.islamreligion.com/ru/articles/41/. джинны могут получать знания, недоступные для человека, и на определенных условиях их предоставлять.

Джинны существуют в человеческом мире, но они живут сами по себе. Они обладают особым характером и отличительными чертами, которые остаются скрытыми от человечества. У джиннов и людей есть некоторые сходства, наиболее важными из которых являются свобода воли и вместе с ней возможность выбора между добром и злом, правильным и неправильным. Джинны телесны, поэтому они едят, пьют. Они создают семьи, рождаются и умирают. В Судный день они, также как и люди, предстанут перед Аллахом и попадут в Рай или Ад.

Шайтанами называют существа, приносящие зло и вред человеку, цель деятельности которых - увести людей от Аллаха. Происхождение шайтанов связывают с сущностью джиннов - это джинны, выбравшие подчинение Иблису. Г. Г. Тикаев обозначил следующую иерархию джиннов в исламе, выделив ифритов - особо сильных джиннов, способных к трансформации тела, телепортации, забору души в обмен на исполнение желания; маридов - джиннов, способных летать, трансформироваться в животных и поедать людей; кутрубов - волосатых джиннов, способных поедать людей; гулей - джиннов в виде красивых женщин, заманивающих и поедающих людей; джиннов воды силатов и джиннов, сочетающих свойства всех остальных понемногу, джаннов[2].

Иблис — это существо, созданное из огня, но имевшее место среди ангелов, рядом с Аллахом. В Коране говорится: «Все ангелы до единого пали ниц (перед Адамом), за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ииц. Он сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?» Он сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». Он сказал: «Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния» (сура «Аль-Хиджр», аяты 30-35). Аллах отсрочил его наказание до Судного дня. До этого времени Иблис склоняет людей к совершению грехов.

Третья основа веры - это вера в Священные писания, убежденность, что Аллах через своих посланников передавал свою речь. Посланники, в свою очередь, доводили все слова Аллаха без искажений в целости. Эти писания - это предвечная, несотворенная речь Аллаха. Общее количество равно 104, из них 100 представлены в виде свитков, а четыре - в виде книг. Каждое последующее Священное писание подтверждало истинность

предыдущего и дополняло его. Согласно исламскому богословию было ниспослано пророку Адаму 10 свитков, Шису (библейский Сиф) - 50, Идрису (Еноху) - 30, Ибрахиму (Аврааму) - 10, Мусе (Моисею) - книга Таврит (Тора), Давуду (Давиду) - Забур (Псалтырь), Исе (Иисусу) -Инджиль (Евангелие) и пророку Мухаммаду - Священный Коран. Только Коран сохранен и дошел без изменений и искажений. Целевая аудитория Корана - это все люди в мире. В то время как у остальных Священных писаний - определенные группы в определенный промежуток времени.

Коран останется актуальным до Судного дня. В Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем оберегать его от искажений до Судного дня» (сура «Аль-Хиджра», аят 9). Коран отметил законы всех предыдущих Священных писаний и принес новые.

Коран требует соблюдения особого отношения, этических норм (адабы). Например, нельзя располагать его ниже нижней половины туловища, выбрасывать тексты Корана. Брать Коран можно только в состоянии ритуальной чистоты. Одежда должна закрывать запрещенные части тела как при совершении молитвы. Читать Коран допустимо будучи направленным к кибле лицом (направление в сторону Каабы). Также нельзя красть Коран на пол, поэтому часто используют специальную подставку, нельзя есть и пить при чтении Корана. Коран нужно хранить в чистом месте выше всех других книг в доме.

Четвертая основа - это вера в посланников и пророков Аллаха. Посланники (расуль) и пророки (наби) - это особые люди, избранные Аллахом для сообщения им своей воли, для наставления людей на путь истины, если они с него сошли. Посланники - это те, кто были обязаны довести слова Аллаха до людей. Пророки должны были быть примером для остальных людей. Количество пророков - 124 тыс., из которых 313 посланников.

Имена 25 пророков упомянуты в Коране: Адам, Идрис (библейский Енох), Нух (Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Луг (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Аюб (Иов), Шуайб (Иофор), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифли (Бишир), Давуд (Давид), Сулай-ман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Яса (Елисей), Юнус (Иона), Закарийя (Захария), Яхья (Иоанн), Иса (Иисус) и Пророк всех пророков - Мухаммад.

Аллах наделил пророков совершенными качествами: правдивостью, безгрешностью, совершенством ума, усердием на пути Аллаха, необходимыми для выполнения своей миссии. Пророк Мухаммед обладал еще тремя отличительными качествами: любим Аллахом больше всех творений, послан к людям и джиннам, «печать пророков». Мусульмане признают Ису (Иисуса) пророком, который родился у девы Марии (Марьям), а в воз расте 33 лет, когда его хотели распять, Аллах заменил его тюремным охранником. Иса был живым взят на небо, но перед концом света он вернется и будет призывать христиан принять ислам.

Пятая основа ислама - это вера в Судный день и конец света. Жизнь человека имеет пять периодов: в мире душ до рождения, в чреве женщины, жизнь в этом мире, в могиле и в Барзахе - в месте пребывания душ до Судного дня, а также после Судного дня. Жизнь в этом мире - это «экзамен», результат которого определит жизнь в мире вечном.

Точное время наступления конца света и Судного дня не определено, обозначены только признаки. Малые признаки: 1. Распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние; 2. Человеческая жизнь обесценится, убийства станут привычными; 3. Почти не останется справедливости, а понятия халал (дозволенное) и харам (запретное) будут преданы забвению; 4. Станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам; 5. Распространится обман при взвешивании и отмеривании. Все станут на это жаловаться; 6. Уважение к человеку уменьшится до крайности. Не будут выслушиваться советы; 7. В городах увеличится число переселенцев и беженцев. Дома станут выше. Недостойные люди окажутся в почете, у них будет власть и слово; 8. Гадание и азартные игры распространятся повсеместно. Время станет пролетать незаметно; 9. Увеличится расточительство. Предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.

Большие признаки: 1. Появится Махди и заполнит весь мир справедливостью; 2. Появится Даджаль (в пер. с араб, «обманщик»), некая сущность, цель которой увести наибольшее количество людей от ислама; 3. Спустится на землю пророк Иса; 4. Появятся Яджудж и Маджудж (Гог и Магог) - Всеобщий ужас - и рассеются по земле; 5. Появится огромное животное Даббатуль-ард; 6. Солнце взойдет на западе; 7. Появится дым, который простоит сорок дней; 8. Со стороны Хиджаза явится сильный огонь; 9. Содержимое Корана поднимется на небеса; 10. Разрушат Каабу.

После всего этого ангел Исрафил вострубит в рог (Сур), что и возвестит о конце света. На этот момент не останется больше праведных мусульман, они все погибнут. Мир по велению Аллаха погибнет весь. После того как Исрафил второй раз вострубит, воскреснут все мертвые. Первым воскреснет пророк Мухаммед. Остальные будут ждать своей очереди на Страшном суде. Все дела человека будут учтены, так как ангелы вели специальные записи, и взвешены на весах (Мизан). Те, у которых добрые дела перевесили, получили свои наказания еще в могиле и отправятся в Рай с книгами своих деяний впереди или справа. Те же, у кого злые дела перевесили, получат книги деяний сзади и отправятся в Ад. Путь в Рай лежит через мост Сират, который проходит и над Адом. Для одних Сират будет широким, а для других - узким. Все зависит от совершенных ими дел.

Рай (Джаннат). В Раю всем людям будет по 33 года. Они будут красивыми и здоровыми. Рай будет в зелено-серебряно-золотой гамме цветов. Обладает восемью или семью воротами (ворота молитв, ворота милостыни и др.). Согласно преданиям, «Рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, 2528). «Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанных из яхонта, жемчуга и других камней» (Тирмизи, Джаннат 23, 2565). В Коране сказано: «Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там па ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (сура «аль-Каф», аят 31) и «На них будут зеленые одеяиия из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами, а Господь их напоит их чистым напитком» (сура «Аль-Инсан», аят 21). Ибн Аббаса спросили: «Какова земля в Раю?» Он сказал: «Она из белого мрамора, изготовленного из серебра. Она подобна зеркалам». Его спросили: «А каков его свет?» Он сказал: «Разве ты не видел час перед восходом солнца? Его свет таков, но там нет ни того солнца, ни той стужи» (Абу Наим).

Также Аллах приготовил для обитателей Рая разнообразную пищу, которая отличается изысканным вкусом, напитки, которые не опьяняют. Еда и питье будут подаваться в изобилии. Их избыток не будет приносить неудовольствие или трудности. «А богобоязненные, воистину, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали!» (сура «Аль-Мурсалат», аяты 4143). «Мы наделим их фруктами и мясом таким, какое они пожелают. Они будут передавать друг другу чашу с вином, которое не принесет ни празднословия, ни греха» (сура «Ат-Тур», аяты 22-24). «Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом, или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближенные» (сура «Аль-Мутафифин», аяты 25-28). «Они будут пребывать там среди лотосов, лишённых шипов, под бананами, отягощёнными плодами, в тени (деревьев) раскидистых, среди ручьёв текучих и плодов обильных, доступных и разрешённых» (сура «Аль-Вакиа», аяты 28-33).

Семейно-брачные отношения в Раю не будут столь значимы, как в земном мире. Однако праведные мусульмане могут при желании войти в Рай и со своими нынешними супругами: «Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами (или вместе с себе подобными)» (сура «Аз-Зукруф», аят 70). Это же относится и к женщинам. Так, например, в Раю будут прислуживать не только райские девы - гурии, но и прекрасные юноши: «Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг» (сура «Аль-Инсан», аят 19). О гуриях: «Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? Они (гурии) - словно яхонт и жемчуг» (сура «Ар-Рахман», аяты 56-58). «В них - девы добродетельные, прекрасные - какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтёте ложным? - черноокие, сокрытые в шатрах» (сура «Ар-Рахман», аяты 79-72)[3].

Ад (Джаханнам). Ад состоит из семи уровней. Джаханнам - это самый верхний уровень, в который будут брошены верующие грешники, не получившие прощения своих грехов, далее - Лазза, Хутамат, Сайр, Са-кар, Джахил. Самый нижний - Хавият, он предназначен лицемерам. Все существа окажутся на своем уровне: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (сура «Аль-Анам», аят 132). Согласно преданию однажды Джабраиль явился к Пророку в необычное время. Посланник Аллаха поднялся и спросил: «Джабраиль, почему я вижу, что ты изменился в лице?» Тот ответил: «Как только я явился к тебе, Аллах, Всемогущий Он и Великий, приказал раздувать Огонь». Тогда Пророк (с. а. с.) попросил: «О Джабраиль, опиши мне Огонь!» Джабраиль сказал: «Всевышний Аллах приказал - и Геенну жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не побелела. Потом Он, Аллах, Всемогущий Он и Великий, приказал - и ее жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не покраснела. Затем Он, Аллах, Всемогущий Он и Великий, отдал приказ -и ее жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не почернела. В ней чернота и тьма, искры ее не светятся, и пламя не угасает. Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной Пророком, если в Геенне образуется отверстие размером с игольное ушко, то все находящиеся на земле умрут от ее жара...» (ат-Табарани, Аль-Авсат).

Люди, получившие наказания за свои грехи в Аду, после будут отправлены в Рай навечно.

Шестая основа веры - вера в предопределение (кадар). Убежденность в том, что все, что совершается в мире, совершается по воле Аллаха. Аллах находится вне времени и вне пространства, поэтому он обладает

знанием относительно всего мира. Человек обладает свободой воли, он вправе выбрать добро или зло. Для руководства человеку Аллах послал пророков, Священные писания. Человек несет ответственность за свой выбор, за результаты которого он будет отвечать перед Аллахом в Судный день. Все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, доброго или скверного созданы Аллахом, а человеку предоставлено право выбора. Только Аллах знает, что будет через мгновение или минуту, месяц или многие годы. Люди же могут только предполагать на основе закономерностей, установленных самим же Аллахом5’.

В исламе существуют пять столпов, исполнение которых обязательно для всех мусульман.

Первый столп - свидетельство веры (шахада). В переводе на русский язык с арабского языка - «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед - его Посланник». В шиизме еще добавляют: «И Али - его Друг». Шахада объединяет два положения - признание Аллаха и признание пророческой миссии Мухаммеда, всего его учения. Шахада обязательна для знания и повторения каждому мусульманину. Троекратное её произношение с намерением принять ислам при наличии свидетелей делает человека мусульманином.

Остальные столпы ислама имеют в большей степени ритуальную, обрядовую сторону.

Второй столп ислама - обязательная пятикратная молитва (намаз).

В исламе принято говорить: «читать намаз». Для исполнения намаза необходимо соблюдение условий:

1. Определенное время. Выполнение намаза сопровождается призывом имама к намазу всех, кто может его услышать (азан). Это означает наступление времени намаза.

По времени выполнения намаз бывает: 1) «Фаджр» (утренний намаз). Время этого намаза начинается тогда, когда ночная темнота рассеивается и светает; 2) «Зухр» (полуденный намаз). Время этого намаза начинается, когда солнце выходит из зенита (своей высшей точки на небе) и клонится к западу. В пятницу полуденный намаз читается в мечети - «джума-намаз» под руководством имама мечети; 3) «Аср» (послеобеденный намаз). Время этого намаза начинается, когда тень предмета становится равной длине самого предмета, плюс длина тени предмета, которая была во время зенита; 4) «Магриб» (закатный намаз). Время этого намаза начинается, когда солнце полностью скрывается за горизонтом; 5) «Иша» (ночной намаз). Время этого намаза начинается, когда на горизонте заканчивается краснота заката и наступает полная темнота.

Каждый намаз имеет свое количество ракятов (последовательность молитвенных движений, один цикл), как обязательных (фарз), так и жела-

53 Кадар предопределение. URL: http://umma.ru/fetvi/potustoronnie-miry/4852. тельных (суннат). Один ракят состоит из определенных поз и движений, сопровождаемых молитвенными выражениями, чтением сур Корана. Последовательность действий в одном ракяте: стояние выпрямившись (кийаам), поясной поклон (руку), стояние выпрямившись, земной поклон (саджда), сидение на коленах и снова земной поклон. После чего стояние. Один ракят закончен. В намазе позами человек воспроизводит три буквы арабского алфавита: алиф, даль и мим.

Утренний намаз состоит из двух желательных (сунна) и двух обязательных (фарз) ракятов, полуденный - из четырех желательных, четырех обязательных и двух желательных, послеобеденный - четырех желательных, вечерний - трех обязательных и двух желательных, ночной - четырех обязательных, двух желательных. К ночному намазу зачастую добавляются еще три ракята «витр» намаза. «Витр» является желательным 54 намазом .

  • 2. Наличие ритуальной чистоты, выполнение омовения (тахарата). Омовение бывает большим (гусуль) и малым (вуду) в зависимости от степени очищения. Женщины в состоянии менструации не читают намаз. Место, на котором читают намаз, должно быть избавлено от нечистот. Зачастую используется молитвенный коврик для совершения намаза.
  • 3. Наличие соответствующей одежды, закрывающей определенные части тела (закрытие аурата). На одежде должна отсутствовать грязь.
  • 4. Направление чтения намаза на киблу (в сторону Каабы). Кибла -это направление в сторону Каабы. Человек, где бы он не находился, должен совершать молитву, обратившись лицом в сторону киблы.

При чтении коллективного намаза мужчины встают впереди, женщины - позади. Впереди всех находится наиболее авторитетный мужчина, который вслух читает суры Корана и произносит необходимые слова. Остальные повторяют за ним. Коллективный намаз не является для женщин обязательным. Они могут читать намаз индивидуально, не ориентируясь на других. Не прочтенные вовремя намазы мусульманину необходимо восполнять. Восполняется только обязательная часть.

Третий столп ислама - пост (ус-саум), совершаемый в священный месяц Рамадан. Цель поста - усмирение своего внутреннего мира, почитание Аллаха, обретение покаяния, воспитание воли человека и терпения, оберегание человека от соблазнов и грехов, а также приобщение к людям, лишенных благ. Пророк Мухаммед, согласно хадисам, сказал про пост в месяц Рамадан: «Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (Муслим, Тирмизи) или «Все прошлые грехи верующего челове-

54 Иша и витр намазы. Пример чтения. URL: https://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/isa-i-vitr-namazy-primer-ctenia/.

ка, проводящего ночи месяца Рамадан в поклонении, ожидая вознаграждения только от Аллаха, будут прощены» (Бухари). «Месяц Рамадан является искуплением для другого месяца Рамадана. Грехи, совершённые между ними (за исключением больших грехов), прощаются Аллахом» (Муслим, Тирмизи).

Пост заключается в ограничении на питье, еду и другие плотские удовольствия на протяжении светового дня. Перед утренним намазом совершают прием пищи (сухур), после наступления времени вечернего намаза совершают прием пищи (ифтар). Ифтар принято совершать в кругу семьи, приглашать гостей. Разговение, т. е. получение возможности снять ограничения, традиционно принято делать финиками. Как сказал Мухаммед: «Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих» (Ат-Тирмизи).

Во время поста совершают праздничный намаз - таравих, состоящий из двадцати дополнительных ракятов. Освобождаются от поста люди пожилые и больные (путем искупительной милостыни); беременные и женщины, кормящие грудью (путем милостыни или возмещения, в зависимости от случая); путешествующие, отправившиеся в путь до восхода солнца (с условием возместить это освобождение постом в будущем); те, кто занят на тяжелых работах (в случае надобности). Также не постятся женщины в период менструации.

Помимо основного поста в месяц Рамадан существуют посты и в другие дни. Например, в день Ашуры, в день Арафы (9-й день месяца хаджа, когда паломники находятся на священной горе Арафат) и в шесть дней месяца шавваля. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу, субботу (день евреев) и воскресенье (день христиан).

Завершается пост праздником Ид аль-Фитр (на тюркском языке Ураза-байрам). При этом накануне читают такбир - восхваление Аллаха (Аллаху акбар!). Начинается празднование Ид аль-Фитра после восхода солнца, мусульмане собираются в мечетях, совершают праздничный намаз. Готовят праздничные столы, приглашают гостей.

Четвертый столп ислама - обязательная милостыня (закят). Условия для закята: исповедовать ислам, быть свободным, обладать минимальным объемом средств на протяжении года и более. Виды закята: с урожая (5-10 %), со скота (% зависит от вида), от торговли или иного денежного дохода (2,5 %) и с ценностей. Получатели закята: категория неимущих мусульман и община. Процент закята составляет около 1/40 части годового дохода. Значение закята: путь в Рай, искупление грехов, инвестиция, оказание материальной поддержки нуждающимся.

Помимо обязательной милостыни есть саадака - добровольная помощь. Сбор средств при завершении месяца Рамадан - желательный, но добровольный.

Пятый столп ислама - паломничество в Мекку (хадж). Условия: достигнуть совершеннолетия (12-13 лет), исповедовать ислам, быть здоровым умственно, быть свободным, хадж не должен быть связан с угрозой в пути, а также иметь материальную и физическую возможность. Хадж совершается в первой половине 12-го месяца по мусульманскому лунному календарю зуль-хиджа (с пер. с араб, «обладающий паломничеством»). В этом месяце ежегодно десятого числа отмечается великий для всех мусульман праздник жертвоприношения - Ид алъ-Адха. При этом накануне читают такбир - восхваление Аллаха (Аллаху акбар!). В праздник совершают жертвоприношения, раздают милостыню, посещают гостей. В современной России жертвоприношения запрещены. Мусульмане собирают деньги на животное и забивают его на ферме. В мечеть или в дом приносят уже только кусок от жертвенного животного, как правило, от барана.

В число таких ритуальных действий хаджа входит четыре этапа, выполнение которых является обязательным условием:

  • • аль-ихрам - действие, свидетельствующее о намерении совершить хадж. Это полное омовение, наличие специальной одежды (двух или трех кусков белой ткани). Одежду можно надеть заранее или же в специально отведенном месте возле Каабы (за 4 км);
  • • совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень. Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день жертвоприношения, и «прощальный обход» (таваф аль-вада);
  • • вукуф би-Арафа - нахождение на священной горе Арафат определенный промежуток времени. Содержит этот период бросание камней в долине Мина, жертвоприношение и подстригание волос;
  • • таваф аз-зияра - хождение вокруг Каабы, совершаемое семь раз;
  • • сай байна ас-Сафа - быстрое движение (бег) между возвышенностями аль-Марва и ас-Сафа.

Исполнить хадж согласно исламскому учению необходимо каждому мусульманину минимум один раз в жизни. В случае наличия уважительных причин (слабоумие, наличие тяжелого заболевания или проблемы с опорно-двигательным аппаратом, бедность, рабство или лишение свободы), которые препятствуют паломничеству, разрешается послать другого человека вместо себя, но только того, кто уже совершал хадж, и оплатить все связанные с этим действием расходы. Обязательным условием для со вершения хаджа для женщин является наличие провожатого (мужчины) -мужа или близкого родственника мужского пола. Или же женщины могут вместе совершить хадж, если им более 45 лет. К имени человека, совершившего хадж, добавляют приставку ходжи.

Значение хаджа: указание на единство всех мусульман, напоминание об основах ислама, истории ислама, основах учения и проявление принципа равенства мусульман.

Помимо хаджа мусульмане могут совершать обычное паломничество по святым местам, но в другое время - умру. Умра сопровождается посещением Запретной мечети (Мечеть аль-Харам), хождением по тем же местам, что и при хадже. Умра - это желательное действие. Она не заменяет совершения хаджа.

Итог. Шесть основ веры и пять столпов ислама обеспечивают духовное единство мусульманского общества (уммы). Разделение ислама на отдельные философско-богословские направления не ведет к возникновению богословских, вероучительных различий. Различного рода объединения, создаваемые с целью поддержания единства уммы, при отсутствии единого руководящего органа мусульман в мире представляются современными формами интеграции мусульман.

Вопросы для самостоятельного изучения

  • 1. Свидетельство веры (шахада). Формула. Значение.
  • 2. Молитва (намаз). Значение. Условия и порядок выполнения. Обязательные и желательные действия. Пятикратный намаз. Виды намаза.
  • 3. Пост (саум). Время и особенности выполнения.
  • 4. Милостыня (закят). Особенности выполнения.
  • 5. Паломничество в Мекку (хадж). Условия и особенности выполнения. Общее и особенное между хаджем и умрой.
  • 6. Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Сюжеты. Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские».
  • 7. Тафсиры. Виды тафсиров: тафсир по преданиям, по знаниям и по указанию. Методы тафсира. Тематические тафсиры. Наиболее известные тафсиры.
  • 8. Кораническая антропология. Творение мира. Создание человека. Роль и значение человека в исламе.
  • 9. Переводы Корана с арабского языка. Значение. Таджвид.
  • 10. Арабский язык как язык Священного Корана.
  • 11. Отношение мусульман к себе, к своему телу. Получение удовольствия. Цель жизни. Отношение к своей семье и к близким, к другим мусульманам.
  • 12. Особенности поклонения в зависимости от гендера (пола). Положение женщин в исламе: нормы и практика реализации.
  • 13. Исламское искусство. Отношение к музыке, СМИ и Интернету.
  • 14. Мусульманский календарь. Исламские праздники (история возникновения, особенности и значение): Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха, Ашура, Мавлид - основные даты исламского календаря.
  • 15. Священные места: мечети, могилы знатных мусульман и т. д.

Дополнительная литература

  • 1. Аль-Ашкар, У. С. Акида: правильное понимание Ислама: в 2 т. / У. С. аль-Ашкар ; пер. с араб. Е. Сорокоумова ; отв. ред. К. Кузнецов ; канон. ред. М. Гасанов, М. Евлоев. - М.: Эксмо : Умма, 2016. - 1664 с.
  • 2. Аляутдинов, Ш. Ритуальные действия хаджа [Электронный ресурс] / Ш. Аляутдинов. - Режим доступа: http://umma.ru/religion-praktik/ khadzh/324-ritualnye-dejstviya-xadzha.
  • 3. Белл, Р. Коранистика: введение / Р. Белл; полностью перераб. и доп. У. М. Уотт. - М.; СПб. : Диля, 2005. - 254 с.
  • 4. Ислам классический : энциклопедия / сост., общ. ред. и предисл. К. Королева. - М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2005. - 410 с.
  • 5. Ислам: основы / авт.-сост. М. Магомерзоев. - М. : Эксмо, 2010. -286 с.
  • 6. Надеева, М. И. Коран: Историко-критический анализ : учеб, пособие / М. И. Надеева. - Казань : КГТУ, 2010. - 151 с.
  • 7. Основы исламского вероучения [Электронный ресурс] / сост.

М. А. Омаров, М. П. Гаджиев. - Махачкала : Сев.-Кавказ. унив. центр ислам. образования и науки, 2009. - Режим доступа:

http://www.islam.ru/sites/default/files/osnovi_veroucheniya.pdf.

  • 8. Ресурсы сайта «Священный Коран» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn—plai/stati/356-opisanie-raya-dzhannat-v-korane.html.
  • 9. Ресурсы сайта «Независимый глобальный ислам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://islam.global.
  • 10. Статьи на тему «малый ширк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shomick.asti-asti.ru/stati-na-temu-malyj-shirk.

  • [1] 99 имен АллаИа и их значение // MAGAS республика Ингушетия. URL: http://www.magas.ru/content/99-imen-allakha-i-ikh-znacheniya.
  • [2] Тикаев Г. Г. К вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях II Исламоведение. 2011. № 2. С. 35-36. 2 Основы исламского вероучения. Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. Махачкала, 2009. С. 39-41.
  • [3] Описание Рая в Коране. URL: http://xn—-8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/stati/356-opisanie-raya-dzhannat-v-korane.html. 2 Описание Ада в Коране. URL: http://xn—-8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/stati/364-opisanie-ada-v-korane-i-sunne.html.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >