Распространение ислама. Деятельность первых халифов. Халифаты

План темы 2:

  • 1. Деятельность халифа Абу Бакра;
  • 2. Деятельность халифа Умара;
  • 3. Деятельность халифа Усмана;
  • 4. Деятельность халифа Али. Борьба Али с Муавией;
  • 5. Омейядский халифат;
  • 6. Аббасидский халифат. Сепаратистские образования;
  • 7. Турецко-османское государство;
  • 8. Вопросы для самостоятельного изучения;
  • 9. Дополнительная литература.

Первое теократическое исламское государство - халифат - было образовано в 630 г. после захвата г. Мекки мусульманами. В халифат при жизни пророка Мухаммеда вошли территории Западной Аравии.

После смерти Мухаммеда в 632 г. место руководителя мусульманского общества занял Абу Бакр (572-634), ближайший сподвижник, получивший титул халифа. Халиф (в пер. с араб, «преемник», «заместитель») -это титул верховного главы мусульманской общины, главы теократического исламского государства, сочетающего светскую и духовную власть. Первые халифы были избираемы мусульманской общиной из наиболее достойных кандидатов. Абу Бакр являлся выдающимся общественным и политическим деятелем ислама. Еще в период джахилии контролировал исполнение договоренностей по кровной мести и сумм выплат. Занимался торговлей одеждой и тканями. Доход имел средний. Все свое состояние (40 тыс. дирхемов) потратил на нужды мусульманской общины, помогал другим мусульманам, выкупал рабов.

Абу Бакр одним из первых поверил пророку Мухаммеду, его рассказам. Вместе они последними мусульманами покинули Мекку в 622 г. После поселения в Медине пророк Мухаммед женился на дочери Абу Бакра - Айше. В период борьбы с язычниками участвовал в битвах при Бад-ре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне. При этом в битве при Бадре сражался со своим сыном Абд ар-Рахманом, оставшимся язычником и выступившим против мусульман. При болезни Мухаммеда Абу Бакр возглавлял чтение коллективной молитвы. В 632 г. был избран халифом и принял присягу в мечети Медины, где произнес: «Я не лучше, чем вы, но я стал халифом. Если я отдам должное своей должности, то помогайте мне, если я буду ошибаться, то указывайте мне правильный путь. По мере протяжения моего почитания Аллаха и Пророка Мухаммада вы тоже почитайте меня! Если я восстану против Аллаха и Его Пророка - тогда и вы не слушайте меня!»

Во времена правления первого халифа (632-634 гг.) территории Аравии приняли ислам. Абу Бакр способствовал укреплению мусульманской государственности. Все противники были уничтожены или же приняли ислам. Движение сопротивления, получившее наименование «ар-рида» (в пер. с араб, «отступничество»), состояло из племен, которые отказались признать Абу Бакра халифом и платить налоги. В этот период активизировались местные «пророки» Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Абу Бакр вел войны с вероотступниками, с византийцами, персами, которые заканчивались победой мусульман. Также в состав Арабского халифата вошла территория Палестины после победы мусульман над византийцами при Аджнадайне в 634 г. После смерти Абу Бакр был похоронен рядом с пророком Мухаммедом, оставшиеся финансы и 1/5 земельного участка были переданы в государственную казну.

Вторым халифом был Умар (или Омар) ибн валь-Хаттаб (581-644). Он был известным авторитетным лицом, разрешающим противоречия между различными племенами. До принятия ислама был его рьяным противником. Занимался разрешением межплеменных конфликтов. Публично в 622 г. переехал в Медину. Там отдал в жены свою дочь Хафсу пророку Мухаммеду. Принимал участие во всех крупных сражениях мусульман. После смерти Мухаммеда Умар был советником Абу Бакра.

Халифат при Умаре получил территории Византии и Ирана благодаря победам в 636 г. на реке Ярмук (Сирия) и в Кадисии (Иран), в 642 г. при Нехавенде. В 639 г. территория Египта перешла под власть мусульман. В 642 г. Александрия также перешла под власть Умара. А в 637 г. мусульмане вошли в завоеванный Иерусалим. На месте бывшего Иерусалимского храма мусульмане построили мечеть «Аль-Акса» (в пер. с араб, «отдаленная мечеть»). По преданию, это было там, где ступал Мухаммед в ночь вознесения. Также к периоду правления Умара относится строительство мечети «Аль-Харам» (в пер. с араб, «запретная мечеть») в Мекке рядом с Каабой.

Помимо завоеваний Умар занимался созданием административной системы управления большими территориями. Люди, задействованные в управлении государством и занесенные в реестры (диваны), получали соответствующее жалование с последующей государственной пенсией. Была учреждена государственная казна. Территория государства была разделена на отдельные провинции под руководством наместников. Как правило, прежние границы государств совпадали с границами провинций.

1

Айдын Э. Э. Сахабы, оповещенные раем (аль-Ашара, аль-Мубашара). URL: http://www.posledniyprorok. info/sahaby-opoveshchennye-raem-al-ashara-al-mubashshara.

Сохранялись местные валюты, администрации. Законы ислама были обязательны только для мусульман. Руководители местных религиозных общин были обязаны заниматься сбором налогов со своих членов. Мусульманская армия, ставшая профессиональной за годы военных действий, квартировалась в специальных лагерях близ городов.

Кроме того, Умар ввел мусульманский календарь, который начал отсчитывать летоисчисление от 12 июля 622 г. - года хиджры. Мусульманский календарь лунный и состоит из 12 месяцев.

В 644 г. во время молитвы Умар был смертельно ранен рабом Фиру-зом. Причиной такого поступка являлся отказ Умара принять жалобы раба на своего хозяина. Есть и другая версия, что убийство Умара было спланировано со стороны персов.

Третьим халифом был избран в 644 г. Усман (Осман) ибн Аффан (574—656). Халифом он являлся до 656 г. Усман был женат на дочери пророка Рукайя, одним из первых эмигрировал в Эфиопию. Арабское государство распространило свое влияние на территории Закавказья и Северной Африки. Утвердилась вертикаль власти. Основную роль в государственном управлении стала играть семейная преемственность. В 649 г. был создан мусульманский флот благодаря работе сирийского наместника Муавии.

В 650-652 гг. произошла кодификации текста Корана. Все имеющиеся источники, как письменные, так и устные, были собраны в единый текст. Остальное было признано не богооткровенными текстами и уничтожено. Коран написан на арабском языке, включает 114 сур (глав), каждая из которых состоит из самостоятельных отрывков - аятов. Четыре копии созданного текста Корана были разосланы по провинциям государства. Первый из списков, получивший название «мусхаф-имам», был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и на территоририю Шама. Экземпляр Корана, находящийся в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд (ныне территория Узбекистана). В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте (столица Узбекистана). На русском языке корректнее произносить Кур’ан (в пер. с араб, «чтение»).

В 656 г. Усман был убит мятежниками, что положило начало расколу уммы и войне внутри государства.

Четвертым халифом был избран населением Медины в 656 г. двоюродный брат Мухаммеда, его зять Али абу Талиб (599-661), который являлся главой до 661 г. После смерти отца Али абу Талиб воспитывался в семье пророка Мухаммеда. Личность Али и его значение для ислама послужили поводом для религиозно-политического конфликта и раскола мусульманской общины. В социально-политической сфере появился раскол двух влиятельных кланов - Омейядов и Хашимитов. В 656 г. состоялась битва при верблюде, где впервые мусульмане сражались с мусульманами. Битва получила такое название в честь Айши - жены Мухаммеда, которая верхом на верблюде наблюдала за битвой на стороне противников Али. Армия под руководством Али выиграла победу. Столица была перенесена в г. Куфу в 657 г.

Против правления Али выступил наместник Сирии Муавия (603-680), который, являясь родственником халифа Усмана, требовал наказания его убийц. В 658 г. третейский суд вынес решение в пользу Муавии по вопросу необходимости наказания убийц халифа Усмана. В результате среди сторонников Али появилась группа несогласных с его политическими решениями, которые отошли от основной уммы и получили наименование «хариджиты». В 660 г. Муавия провозгласил себя халифом. Ему присягнули на верность все восточные провинции. Али контролировал западные провинции. Арабский халифат был расколот надвое. В 661 г. Али убивают. Место его захоронения г. Наджаф стало священным для его сторонников.

Четыре первых халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али были провозглашены праведными халифами за свой образ жизни и деятельность по укреплению и распространению ислама.

После смерти Али старший сын Хасан (624-669) был провозглашен его сторонниками халифом. Он отказался от власти в пользу Муавии на определенных условиях: пожизненное содержание, почитание Али, прекращение междоусобных конфликтов. Согласно преданию, Мухаммед сказал: «Поистине, он (Хасан) является господином, и через него Аллах приведет к примирению две большие группы мусульман». Смерть Хасана шиитские богословы связывают с убийством, совершенным его женой в интересах Омейядов. После смерти Муавии в 680 г. Хусейн (626-680) - брат Хасана, сын Али - заявил свои претензии на правление. В 680 г. состоялась битва при г. Кербела, в которой войска Хусейна были разбиты, а он убит. Согласно преданию от Ибн Шахаба, «Когда Хусейн (да будет мир с ним!) был убит, мы не поднимали ни одного камня с земли, если только под ним мы видели кровь.. .»

С этого момента произошло окончательное разделение исламского общества на сторонников передачи власти наследникам, потомкам пророка Мухаммеда, которые получили название «шииты» (в пер. с араб, «приверженцы», «последователи»), и сторонников выборности халифа и следования Сунне как образцу жизнедеятельности, получивших наименование «сунниты» (в пер. с араб, «люди Сунны и согласия общины»). Г. Кебела

1

Хадис 17 - Аллах приказал Пророку любить Али. URL: ru.al-shia.org>page.php?id=1579&page=12.

стал священным местом для шиитов, так как там была пролита кровь потомка Мухаммеда. С 684 г. в государстве периодически вспыхивали мятежи мести за смерть Хусейна, кончина которого стала пониматься как акт мученичества.

Дамаск стал столицей нового арабского государства - Омейядского халифата, просуществовавшего с 661 по 750 г. Муавия ибн Аби Суфьян стал его первый правителем, родоначальником династии. Территория Омейядского халифата распространялась от Пиренейского полуострова до Китая и от юга Аравийского полуострова до Закавказья, включая Северную Африку.

Военные походы Омейядов. В 704 г. мусульманская армия захватила Ферганскую долину и вышла к границам современного Китая. В 711 г. произошел захват Пиренейского полуострова. В это же время мусульмане поработили территории Южного Пенджаба (Индия). 716-717 гг. - осада г. Константинополя, закончившаяся неудачей. В 718 г. - вступление в Южную Францию. Военная кампания не увенчалась во Франции успехом: поражение при г. Тулуза в 621 г., битва при г. Пуатье в 632 г., потеря г. Нарбонна в 759 г. В 719 г. г. Кордова становится резиденцией правителей в Испании.

Благодаря наличию сильной армии власть Муавии была утверждена на всей территории. Дальнейшая политика способствовала укреплению династии Омейядов.

Во-первых, процессы исламизации завоеванного населения. Бывшие христиане и зороастрийцы принимали ислам с целью получить права и льготы при ведении хозяйственной деятельности. Обоснованием данных решений выступала близость сюжетов Библии и философии зороастризма исламу. Мусульмане платили налог в размере одной десятой уро-жая/дохода. Тогда как немусульмане (зимми) - джизью (подушная подать).

Джизья устанавливалась для немусульман, проживающих на территории халифата, чья личная и имущественная безопасность обеспечивалась посредством ресурсов халифата, в частности мусульманской армией. Размер джизьи варьировался от 10 до 50 % от прибыли. Согласно преданию, Умар ибн аль-Хаттаб во время завоевания аль-Басры в 636 г. сказал: «Призывайте людей к Аллаху, и тех, кто вас услышит, приветствуйте. Те же, кто противится, должны платить подушный налог в качестве символа уважения и покорности». В свою очередь джизья гарантировала немусуль-манам ряд прав и возможностей для ведения хозяйства, а также защиту их интересов перед другими людьми, включая мусульман, защиту жизни и имущества со стороны государства.

С целью снижения налогообложения многие люди принимали ислам, что приводило к временным запретам со стороны правителя переходить

1

Джизья. URL: http://ru.wikiislam.net/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D1 %8C%D1 %8F.

в него, так как снижало доходы государства. В связи с чем в VIII в. в халифате был введен налог харадж (одна или две трети урожая) на новообращенных мусульман.

Во-вторых, арабизация. Заключение брачно-семейных отношений, введение единой валюты дирхемы, распространение арабского языка как государственного языка, на котором происходил документооборот, привели к созданию арабской культуры на территориях халифата, способствовавшей повсеместному утверждению арабского образа жизни.

Ислам в халифате являлся идеологической основой политики государства. Само государство представляло собой единую политическую систему, обладающую централизованной властью, функционирующим административным аппаратом, почтовой системой, регулярной армией и земельной системой. Происходило строительство коммуникаций и дорог. Халифат имел пять наместничеств (Закавказье, Ирак, Западная Африка, Египет, Аравия), сформированных из новых территорий, которые управлялись эмирами и обладали широкой автономией.

Однако в 747 г. начались восстания по причинам недовольства налоговой системой, основанной на принципе вероисповедания и национального происхождения, в результате которых в 750 г. халифом был провозглашен дальний родственник Мухаммеда АбдулАббас. С 750 г. начал существование Аббасидский халифат вплоть до 1258 г. В 762 г. столицей халифата стал Багдад. Административное деление государства включало провинции, управляемые эмирами, назначенные халифом. Халиф имел первого министра - визиря. Количество ведомств было увеличено. Каждый министр занимался своим вопросом. Государство использовало наличие большого количеств климатических зон для обеспечения себя всем необходимым, что способствовало развитию внешнеэкономических связей.

В хозяйственном плане была разработана ирригационная система для улучшения ведения земледелия. Увеличилось строительство дорог, каналов, дамб. Получило развитие цветоводство, садоводство, производство предметов роскоши, а также сталелитейное дело (например, изготовление дамасских клинков). Земля по закону принадлежала халифу, который наделял ею своих подданных. После смерти земля возвращалась обратно в казну.

Численность армии была увеличена до 150 тыс. человек, включая наемников. Халиф имел гвардию, состоящую из рабов-мамлюков, т. е. выросших детей, отданных в качестве налога девширме семьями покоренных народов.

Такое мощное государство с X в. не могло сохранять свою целостность по причине многонациональности населения и больших территорий, которые контролировались через эмиров. Началось автономное функционирование провинций в качестве самостоятельных государств, многие из которых признавали номинальное главенство халифа. В конце VIII в. в Марокко возникло независимое государство Идрисидов (788-905). Полунезависимым стал Хорасан, эмират Тадиридов (821-873), почти все земли Средней Азии оказались под властью эмирата Саманидов (875-999), Тунис и Алжир превратились в полунезависимый эмират Аглабидов (808-909). В Северной Африке в 868 г. была основана династия Тулунидов (868-905).

С X в. многие арабоязычные территории переходили под власть султанатов. «Султанат» есть официальное название независимой территории халифата. Султанат управлялся султаном, являющимся представителем правящей династии, или же выборным лицом, которое обладало только светской властью. Так с 1037 по 1194 г. на Ближнем Востоке существовал султанат турков-сельджуков, с середины X в. и до 1186 г. просуществовало Газневидское государство на территории Афганистана.

В 1206 г. образовался Делийский султанат, который просуществовал до 1526 г. Расцвет он получил при султане Ала уд-дин Хальджи, покорившем территории юга Индийского полуострова, в XIII веке. Большие территории, многонациональные и полирелигиозные, в административном плане трудно подчинились власти султана. Султанат распался на Бах-манидский и Мадурайский султанаты в XIV в. В 1526 г. власть в Делийском султанате перешла к Бабуру (1483-1530), который основал империю Великих Моголов, просуществовавшую до взятия английскими войсками Дели в 1858 г. При правлении Акбара (1542-1605) в 1556-1605 гг. империя достигла огромного могущества. Территории находились под единым управлением императора, но на местах оставались раджи в качестве вассалов.

Кордовский халифат (до 926 г. являлся эмиратом) на территории Испании развивал судостроение, промышленность, укрепляя свою независимость от Багдада. Налоги собирались деньгами, что улучшало экономику правителя, но снижало экономическую заинтересованность крестьян. Развивались внешнеэкономические связи, наука и культура. В социальном плане Кордовский халифат проявлял большую веротерпимость, но положение мусульман и немусульман не было равным. После распада халифата на ряд эмиратов в 1031 г. только Гранадский эмират просуществовал до 1492 г. Распаду халифата и прекращению власти мусульман на Пиренейском полуострове, помимо династического упадка, способствовала Реконкиста (в пер. с исп. «отвоевывать») - процесс отвоевания у мусульман земель христианами в XV в.

Фатиыидский халифат просуществовал с 909 до 1171 г. на территории современного Египта под управлением шиитов при отказе подчиняться Багдаду. Из значимых событий отмечаются реформы халифа Хакима (996-1021), провозглашающие равенство всех направлений ислама, отмену многоженства и рабовладения. В XII в. возник халифат Айюби-дов, пришедший на смену Фатимидскому халифату и просуществовавший до 1250 г. Родоначальником новой династии стал Юсуф ибн Айюб, известный как Салах ад-Дин (в пер. с араб, «благочестие веры»), захвативший территорию Сирии и прославившийся борьбой с крестоносцами (Третий крестовый поход 1189-1192). Салах ад-Дин захватил Палестину и Иерусалим, прекратив существование христианского Иерусалимского государства.

Ко всем сепаратистским движениям внутри Аббасидского халифата добавлялись внутрирелигиозные конфликты между шиитами и суннитами. Шииты выступали в поддержку протестующих против власти халифа. Карматы (наименование шиитов-исмаилитов) в середине IX в. создали государство в районе Бахрейна, просуществовавшее около полутора веков. В 936 г. в Западном Иране появилось государство Бундов, захватившее Багдад в 945 г. и лишившее светской власти халифа. В 1055 г. Багдад был завоеван турками-сельджуками. Халиф оставался формально главой всех мусульман, но реальной силы и влияния не имел. Восстановив свою независимость, халифат в 1124 г. просуществовал до 1258 г., после чего халифат Аббасидов прекратил свое существование. Багдад был захвачен монгольскими войсками, халиф казнен.

После распада Аббасидского халифата на его территории существовали помимо уже ранее созданных государств новые политические образования.

Мамлюкский султанат просуществовал с 1250 по 1517 г. Был создан мамлюками - военным сословием. Его представителями являлись мужчины-воины, выросшие из детей, отданных в рабство по уплате налога дершеме. Территория султаната включала Египет, западные территории Аравии и Ближнего Востока. Верховный правитель получил титул султана - светского руководителя. В 1517 г. Османская империя захватила Мамлюкский султанат, территория стала управляться пашами.

Турецко-османское государство, получившее свое название от основателя Османа Гази (ум. в 1324/1326) и просуществовавшее с 1299 по 1923 г., распространило свое влияние на территории Балканского полуострова, полуострова Малая Азия, Ближнего Востока, Юго-Запада Аравии, Северной и Северо-Восточной Африки. Правительство государства именовалось Портой - Оттоманской Портой, Блистательной Портой. В 1453 г. османы взяли г. Константинополь и переименовали его в г. Стамбул.

Расцвет империя получила в XV-XVI вв. при правлении Баязета II (1447-1512), Селима I (1465-1520) и Сулеймана I (1494-1566). При Сулеймане I был составлен «Общий свод законов» Османской империи. Свод состоял из трех глав. Первая глава содержала положения о штрафах и наказаниях за прелюбодеяние; за разбой, драку и убийство; о наказаниях за питье вина, воровство и насилие; о телесных наказаниях и штрафах. Вторая глава - о владельцах тимаров (земля военных, полученная в держание); о состоянии владений сипахи (тяжелая кавалерия); о пошлинах и доходах казны, закон о крепости Семендере, перевозках по рекам Морава, Дрин и Ибар, о рудниках и пр.; о различных налогах с райи; о налогах, взимаемых по административному праву (бад-и хава); о десятине (ушре) с зерновых, виноградников, лугов, ульев; о мюселлемах (крестьяне, обязанные за свой счет выступать в военных походах). Третья глава - о положении немусульман; об азапах (легкая пехота); о юрюках и бродячих людях; об отмене нововведений (в налогообложении); закон о дровах и др. Султан Сулейман I проводил процесс унификации права, цель которого состояла в преодолении различий в статусе отдельных вилайятов (территорий империи) и групп населения.

Упадок пришелся на XVII-XVIII вв. Реформами Селима III была сделана безуспешная попытка реформировать государственную систему в конце XVIII - начале XIX в., особенно армию и положение янычар. Янычары - регулярная пехота в 1365-1826 гг., выполнявшая не только военные функции, но и функции пожарных и полицейских. Янычары набирались из детей, отданных по налогу дерширме, воспитанных в традициях ислама и являвшихся профессиональными военными. Также многие последующие реформы были направлены на введение европейского образа жизни в империи. Реформы не встречали поддержки ни со стороны правительственной верхушки, ни со стороны народа.

Реформы. Первые два тура реформ связаны с деятельностью султанов Селима III (1789-1807) и Махмуда II (1808-1839). Первый тур касался в основном реформы надельной тимарной системы, военной и частично религиозной сфер: формирование новой армии по европейскому образцу, создание современной артиллерии, флота и инженерных войск. Ликвидация янычарского корпуса (1826 г.). Полное упразднение тимарной системы. Второй тур реформ коснулся центральной администрации, налоговой системы и социальной сфер: реформа центрального управления по европейскому образцу, создание новых министерств и ведомств; налоговая реформа; реформа почты, больниц, системы образования. Реформы второго тура не получили широкого распространения.

В 1839 г. западные государства взяли Османскую империю под «коллективное попечительство». В 1881 г. было создано Управление Оттоманского долга, а затем и Оттоманский (Османский) банк, главным предназначением которого был контроль западных держав над Османским

1

Развитие государственности Османской империи. URL: https://bookish.link/prava-teoriya/razvitie-gosudarstvennosti-osmanskoy-imperii-25407.html.

правительством, бюджетом страны посредством контроля или даже участия иностранных представителей в сборе налогов и расходовании бюджетных средств24.

В 1839 г. султан Абдул-Меджид (1823-1861) принял Гюльханейский хатт и-шериф (указ) о создании правительства на принципах обеспечения общественной безопасности, справедливого распределения налогов и нового способа набора солдат. Военная реформа утвердила всеобщую воинскую повинность для всех людей империи, но срок службы был снижен до пяти-семи лет. Реформы продолжались до 1876 г. и получили наименование танзимат (в пер. с осман, «упорядочение»). В 1858 г. вступил в силу земельный закон, который вводил новую классификацию земель. Внедрялись новые европейские технологии в производство. Появились светские школы начальной, средней и высшей ступеней образования при утверждении обязательного трех-четырехлетнего образования. Религиозный эдикт 1858 г. провозгласил равенство всех людей вне религиозного признака. Помимо этого в государстве происходило множество изменений, расширение и внедрение которых тормозилось внешними (внешний долг, войны) и внутренними (традиции, имущественные интересы) причинами. В 1876 г. была принята первая конституция Османской империи.

В 1908 г. политическая либеральная партия младотурков лишила власти Абдул-Хамида II (1842-1918), сделав его власть номинальной и установив в 1913 г. триумвиат Энвера, Талаата и Джемаля. В идеологии младотурков присутствовала идея восстановления Великого Турана, то есть исламского теократического государства с центром на территории Турции. Основными положениями являлись идеи пантюркизма - физическое и духовное превосходство представителей тюркской этноязычной общности, а также панисламизма - объединение всех мусульман в единое государство, господствующее над остальным миром. Это государство и именовалось Великим Тураном, границы которого должны быть соизмеримы с территориями Тюркского каганата VI в. Младотурки осуществили ряд реформ, целью которых было сохранение империи, провозгласили доктрину османизма - удержание нетурецких земель и народов в составе империи. С 1910 г. под лозунгами панисламизма и пантюркизма они начали политические притеснения неисламских народов.

После Первой мировой войны (1914-1918 гг.) по Мудросскому перемирию 1918 г. империя должна быть разделена. Однако многие государственники во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком (1881-1938) не признали этот договор и объявили в 1923 г. создание Турецкой республики. В 1924 г. халифат был официально упразднён.

Итог. В процессе исторического развития ислам становился интегрирующим фактором в жизни различных государств, встраиваясь в уже существующую культурную традицию (Империя Великих Моголов), или же в рамках нового политического устройства в качестве правовой системы (Кордовский халифат). Созданное государство мусульман к IX в. обладало обширными территориями, различными по культурному, этническому и религиозному составу. Будучи неоднородным в административно-территориальном плане, сохраняло принципы арабо-мусульманской цивилизации. В результате этого при наличии самостоятельных государств, действующих в собственных интересах, их население проживало на основах ислама. Сложился так называемый «мусульманский мир». При этом годы правления праведных халифов (632-661 гг.) заложили основы функционирования современных государств (Турции, Саудовской Аравии, Сирийской Арабской Республики и др.).

Вопросы для самостоятельного изучения

  • 1. Абу Бакр: жизнедеятельность. Основной вклад в ислам.
  • 2. Умар: жизнедеятельность. Основной вклад в ислам. Захват Иерусалима, Сирии, Египта. Борьба с Византией.
  • 3. Усман: жизнедеятельность. Основной вклад в ислам. Кодификация Корана.
  • 4. Али: жизнедеятельность. Основной вклад в ислам. Раскол в исламе. Битва у верблюда. Борьба с Муавией.
  • 5. Хасан и Хусейн - внуки пророка Мухаммеда. Их роль в формировании шиитского направления. Их значение для шиитов.
  • 6. Айша - жена пророка Мухаммеда. Роль и значение ее в исламе.
  • 7. Халифат Омейядов. Битва при Кербеле. Смерть Хусейна. Значение Кербелы для ислама. Реформы ибн аль-Малика. Делопроизводство на арабском языке. Завоевания на Северном Кавказе, в Испании и Северной Африке. Символика халифата.
  • 8. Халифат Аббасидов. Становление династии и прекращение существования халифата. Государственное устройство. Наука и культура в халифате. Символика.
  • 9. Османо-турецкое государство (ХШ-ХХ вв.). Государственное устройство. Модернистские реформы XIX в.: содержание и значение для будущего государства. Символика государства.
  • 10. Иран в составе арабского государства. Государство Сефевидов. Противостояние шиитского Ирана суннитской Османской империи.
  • 11. Империя Великих Моголов в Индии: история, основные этапы, достижения в культуре и науке.
  • 12. Ислам в Золотой Орде.

Дополнительная литература

  • 1. Акрам, А. И. Рыцарь пустыни. Халид ибн ал-Валид. Крушение империй: из истории военного искусства эпохи Раннего Халифата / А. И. Акрам. - М. ; СПб. : Диля, 2015. - 509 с.
  • 2. Аль-Гамди, С. Праведные халифы / Са‘ид бин ‘Абдуллах аль-Гамди, Халид бин Сулейман аль-Хусейнан; под общ. ред. Д. В. Мухетди-нова. - Н. Новгород: Растр-НН, 2004. - 64 с.
  • 3. Акунов, В. В. Военно-духовные ордена Востока / В. В. Акунов. -М. : Вече, 2012.-349 с.
  • 4. Бехешти, М. X. Мир накануне ислама / М. X. Бехешти; пер. с англ. А. А. Ежовой. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2011. -155 с.
  • 5. Большаков, О. Г. История Халифата: цикл трудов по истории социально-экономических отношений раннесредневекового Ближнего Востока и раннего ислама / О. Г. Большаков. - СПб. : Гуманистика, 2006. - 599 с.
  • 6. Ирвинг, В. Жизнь пророка Мухаммеда / В. Ирвинг; пер. с англ. П. Киреевского. - М. : Ломоносовъ, 2016. - 217 с.
  • 7. Кирабаев, Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья = Political thought in medieval islam / H. С. Кирабаев. - M. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005. - 255 с.
  • 8. Мухетдинов, Д. В. История арабского халифата / Д. В. Мухетди-нов, Д. 3. Хайретдинов. - Н. Новгород: Изд-во ИНГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. - 226 с.
  • 9. Петросян, Ю. А. Османская империя / Ю. А. Петросян. - М. : Алгоритм, 2012. - 301 с.
  • 10. Ресурсы исламского образовательного портала [Электронный ресурс] // Исламдаг. - Режим доступа: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/ 26100.
  • 11. Сергеев, В. И. Янычары (меч ислама) / В. И. Сергеев. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 381 с.
  • 12. Фильштинский, И. Арабы и халифат / И. Фильштинский. - М. : Ломоносовъ, 2015. - 286 с.

Тема З

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >