ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА

Глава 1 содержит характеристику предпосылок возникновения ислама на Аравийском полуострове в VII в., а также основных религиозных практик доисламского периода (джахилии), политической обстановки, социального и экономического положения в государствах с мусульманским населением. Пророк Мухаммед представлен в качестве основателя новой мировой религии и посланника Аллаха. Приведены основные этапы его деятельности как религиозного и политического руководителя. Выявлены основные моменты правления четырех первых халифов исламского государства - праведных халифов, указано их значение для развития и распространения ислама. Акцентировано внимание на причинах раскола в исламском сообществе, которые привели к возникновению нескольких направлений в исламе. Выявлены особенности, которые используются с первых веков существования ислама для обоснования политической позиции при сохранении приверженности к традициям ислама и указании преемственности решений такого рода.

Тема 1

Предпосылки возникновения ислама.

Предпосылки возникновения ислама. Жизнедеятельность пророка Мухаммеда

План темы 1:

  • 1. Предпосылки возникновения ислама: политические, экономические, социальные и духовные;
  • 2. Мухаммед: основные этапы жизни, семья. Значение Мухаммеда для ислама;
  • 3. Вопросы для самостоятельного изучения;
  • 4. Дополнительная литература.

Ислам (от араб, «покорность») - мировая религия наравне с христианством и буддизмом, авраамическая религия в ряду с иудаизмом и христианством. Ислам, как и христианство и иудаизм, ведет свое начало от библейского пророка Авраама (Ибрахима). Время возникновения -VII в. н. э. Численность последователей в современном мире равняется

1,5-1,77 млрд чел., и это притом, что с середины XX в. численность мусульман увеличилась более чем на 200 %. По прогнозам к середине XXI в. численность мусульман превысит 33 % от общего количества. Крупнейшими территориями мусульманского населения являются Ближний и Средний Восток, Южная, Юго-Восточная и Центральная Азия, Западная и Центральная Африка[1].

Предпосылки возникновения. Политические предпосылки. Наличие большого количества различных племен, обладающих своей территорией и экономическим сектором, своими верованиями, на определенной территории - Аравийском полуострове - в начале VII в. не способствовало образованию государственности, укреплению экономических позиций региона. Внешнюю угрозу для арабов представляли крупные государства - Византия, Эфиопия и Иран. Создание единого политического пространства способствовало снижению межплеменных конфликтов, налаживанию экономических связей и распространению влияния на иные территории, в том числе и благодаря военным действиям. Это обуславливалось необходимостью противостояния внешней угрозе, создания единого централизованного государства и выработки представлений о единой народности.

Имеются исторические свидетельства о существовании культурного пространства в Аравии на протяжении почти трёх тысяч лет. Существовали царства Минейское, Сабейское. Химьяритское (III в. н. э.) царство в VI в. было захвачено эфиопами, а позже стало сатрапией Ирана. Набатейское царство в V-VI вв. до н. э. включало территории Юго-Восточной Сирии, Северо-Западной Аравии и Синайского полуострова. Позже это царство было покорено римлянами. На севере Аравии возникли государства полувоенного типа, основанные родственными племенами и зависящие от Византии и Ирана. Крупнейшим объединением племен на основе экономического фактора в Западной Аравии, в районе Хиджаза стал город Мекка.

Экономические предпосылки. На территории Аравийского полуострова к VI в. проживали многочисленные семитские племена - арабы. Климатические и географические условия - пустыня, полупустыня, редкие степи, редкая растительность, отсутствие постоянных источников воды, а также температурные перепады. Хозяйственная деятельность кочевников-бедуинов (80 % от общего числа) - скотоводчество, выращивание верблюдов, коз, овец и лошадей. Оседлое население (20 %) занималось земледелием в оазисах, выращивая финики, хлопок, виноград, сахарный тростник и хлебные культуры, а также торговлей в городах. Необходимо было создание единой системы товарно-денежных отношений.

Город Мекка имел важное экономическое значение в регионе. Через него проходили караванные пути. Он фактически являлся общепризнанным торговым, культурным и религиозным центром населения Аравии. X. У. Рахман указывает, что «в результате долгой и упорной борьбы за территорию между двумя могущественными империями - Византийской и Персидской - сухопутные торговые пути через Персию ослабли. Альтернативный путь, хотя и не самый главный, проходил через Аравию, соединяя собой Восток и Средиземноморье. Часть этого пути проходила через Мекку. Здесь благодаря караванным путям велась активная торговля между рынками Йемена и Сирии, и Мекка, занимая важную географическую позицию, стала процветающим коммерческим, деловым центром Аравии. В ней располагалась святыня, называемая Кааба, известная по всей Аравии, дающая гарантии безопасности всякому появившемуся здесь, в том числе торговцам»[2].

Социальные предпосылки. Население Аравийского полуострова в социальном плане было неоднородно. В VII в. началось разложение родоплеменных отношений. Встречались и рабовладельцы. Кочевники-бедуины жили племенами, во главе которых находились вожди. Племена имели свою систему этических и аксиологических положений. Отношения с другими племенами регулировалось по договору между старейшинами или родовой знатью. Внутри племен развивались процессы разложения патриархально-родовых отношений. Между племенами происходили вооруженные конфликты за территории пастбищ, караванные пути и их охрану. Межплеменные конфликты зачастую имели основу в виде кровной мести. Положение женщин в бедуинских племенах было схожим с положением предметов быта. Женщин воровали и продавали, а также муж мог убить свою жену и новорожденных девочек. Последнее объяснялось отсутствием достаточного количества пищи. Некоторые мужчины могли содержать гаремы, продавать или обменивать людей своей семьи или племени.

Крупными городами VII в. являлись Мекка, Йасриб, находящиеся на пересечении торговых путей. Также существовало государство Йемен (не тождественно современному Йемену). Жители городов, занимаясь торговлей, дифференцировались по экономическому признаку. Среди них выделялись семьи, занимающиеся почетным общественным делом, которое нередко приносило дополнительную прибыль (например, снабжение питьем паломников). Женщины в городах имели возможность вести экономические сделки и быть относительно свободными, принимать решения о своей жизни самостоятельно. Снижение уровня социальной дифференциации и прекращение межплеменных конфликтов могло способствовать осу-

ществлению совместной деятельности по включению новых территорий в экономическую сферу и повышению уровня жизни всего населения.

Духовные предпосылки. Межплеменные конфликты усугублялись наличием у каждого племени своих религиозных обычаев, представлений о божествах и о священном. Они практиковали своеобразные культовые практики. Как отмечается Е. А. Беляевым, «пантеон божеств сложился только в воображении оседлого населения цивилизованного Йемена, где существовали храмы и получил развитие религиозный культ. Что же касается жителей других областей Аравийского полуострова, то их религиозные верования представляли собой довольно беспорядочную смесь фетишизма, тотемизма и анимизма»[3]. Были распространены культы предков и камней. Богов имели не только племена, но и каждая семья отдельно. Домашним божествам приносились жертвы, в том числе и кровавые. Например, верблюду перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать. Племена кочевников переносили статуи своих богов или почитаемые предметы с собой по пустыне. Абд ал-Узза была божеством крупнейшего племени Курайш.

Пантеон арабов включал таких божеств, как Вадда, Сува, Ягус, Яук, Наср, а также ал-Лат, ал-Манат и ал-Узза, которые позиционировались дочерями Аллаха. Язычники Аравии имели представления о боге Аллахе (в пер. с араб. «Бог») как о верховном божестве, творце людей и богов. И. А. Спивак указывает, что в литературе отмечались особенности доисламского почитания Аллаха, среди которых имели место отсутствие его связи с какой-либо отдельной этнической или племенной группой; специально посвященных ему святилищ; возможность ассоциации его образа с образами главных местных божеств, таких как Хубал или Душара. Это свидетельствует в пользу того, что для большинства доисламских арабов Аллах - «dues otiosus, культ которого сводился к установленным приношениям первин (зерна и скота) - ему и различным местночтимым божествам».

Среди арабов были распространены фетишизм преимущественно в форме поклонения камням метеоритного происхождения; тотемизм -утверждение происхождения от единого предка - животного (лиса, верблюд) и анимизм - одушевление природы (пустыни, гор). Как отмечено X. ал-Калби, «к поклонению истуканам и камням их привело то, что никто ие покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (имеется в виду Кааба) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как

обходили вокруг Каабы, желая снискать этим её милость и из-за привязанности и любви к Святилищу»[4]. Кроме того, имел место шаманизм как практика общения с духами.

Также встречались идеи полидемонизма - веры в антропоморфных существ, джиннов, которые могли жить среди людей, помогая им или принося вред. При этом стоит отметить, что представления мусульман о демонах и ангелах отличаются разнообразием. Т. С. Налич отмечает, что «в отличие от иудаизма и христианства, где мир невидимых для человека существ делится на две части - на добрых и злых духов, в исламе картина невидимого мира более сложна - добрые и злые духи, разумеется, есть, но есть также и категория существ, которые не могут быть однозначно отнесены к хорошим или плохим - это джинны, которые могут выбирать -уверовать в Аллаха или остаться неверными». Джинны представляются в виде разумных существ, созданных из огня. Это не ангелы и не демоны. Они могут самостоятельно принимать решения. Джинны социальны, могут создавать семьи, так как им присуще понятие пола. Однако для людей они не видимы и имеют способность изменять облик. Ангелы сотворены из света, бесполы и во всем покорены Аллаху. Высшими ангелами в исламе именуются Джабраил, Микаил, Азраил и Исрафил.

Центром всех культовых практик арабов являлась Кааба в Мекке как святилище всех божеств - бетила (дом бога). В Каабе находился черный камень метеоритного происхождения. Современая Кааба представляет собой кубической формы строение со стенами из гранита на мраморной основе. На время паломничества (хаджа) к Каабе межплеменные конфликты прекращались, проводились ярмарки. Все желающие могли принять участие в культовых практиках в Каабе. Кааба в начале VII в. представляла собой святилище, в центре которого находилась статуя бога Хубала - бога племени курайш. По краям располагались остальные идолы, порядка 300. Есть упоминания, что даже статуя Девы Марии (христианство) также находилась там. В Каабе запрещалось ссориться, убивать и совершать прочие действия, способные привести к кровопролитию. На Аравийском полуострове бетилы встречались у многих племен и имели черные, белые, красные камни. Также поклонение многим богам включало обход бетилы. Кааба в Мекке приобрела межплеменное значение благодаря географическому положению и наличию торговых путей.

В исламской традиции принято понимать язычество как искажение и отход от монотеизма пророка Ибрахима (Авраама). Как указывает философ IX в. X. ал-Калби, «Исмаил, сын Ибрахима, ... поселился в Мекке

и родилось у него там многочисленное потомство ... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания ...». Согласно исламскому вероучению, изначальной религией являлся монотеизм в варианте пророка Ибрахима, после в течение нескольких тысячелетий люди нередко отказывались от идей одного Бога в пользу политеизма. Это произошло и происходит в современном мире по причине того, что люди склонны ассоциировать божество с предметами материальными, с тем, что легко представить. Аллах посылает пророков и посланников с целью вернуть людей к единобожию.

Помимо язычников на Аравийском полуострове встречались представители монотеизма. Христиане и иудеи проживали на данной территории, занимаясь преимущественно торговлей или являясь отшельниками. При этом христианство было представлено в еретических его направлениях - монофизитстве и несторианстве. Также существовали ханифы - люди, проповедующие веру в единого бога, Аллаха, как главного божества. Например, известны имена Мусейлима и Асвада из Йемена, Тулейха и пророчицы Саджах из Центральной Аравии, Ибн Сайада из Йасриба. Лжепророка Мусейлима после смерти пророка Мухаммеда убил его сподвижник Вахши ибн Харб. Имелись представители иранского зороастризма с его дуалистичным представлением о мире.

Вера в гадания, в существование духов и сверхъестественных существ: гулей, джиннов, одушевление природы наравне с язычеством и монотеистическими воззрениями не могли стать духовной интегрирующей силой для арабов этого периода.

Время до официального появления ислама пророка Мухаммеда именуется джахилией - невежество, язычество. Данное понятие относится только ко времени до возникновения ислама. После прихода пророка Мухаммеда все люди рождаются мусульманами, с той разницей, что одни сразу живут по исламу, другие начинают в течение жизни, а некоторые так и умирают. Нередко используется термин «джахилия» и в современном исламском богословии, как правило, в радикальном исламе применительно к невежеству и отходу от истинного учения ислама.

Ислам систематизировал картину мира, включил в нее представления арабов о сакральном, унифицировал языческие верования. Как отмечено А. Архангельским, «ислам, провозглашенный Мухаммедом за высшую и совершеннейшую религию, в существе представляет синтез религиозных верований, господствующих в его время в Аравии, верований частью языческих, частью иудейских и христианских; следы этих разнородных верований видны повсюду в исламе, в каждом отдельном его

1

Ал-Калби X. Книга об Идолах. М„ 1984. С. 14.

пункте. Заметнее всего эти верования отразились на космогонии, которая целиком составилась из космогоний: библейской, талмудической и сабий-ской»[5]. Однако нельзя утверждать, что ислам терпимо относился к иным верованиям по причине включения многих элементов в своё вероучение и религиозную практику. Кааба в исламской традиции осталась центром паломничества и поклонения, и многие обряды, практиковавшиеся язычниками, были сохранены. Противники ислама, которые могли способствовать дестабилизации исламского государства, были уничтожены.

М. В. Вагабов утверждает, что ислам как новая монотеистическая религия возник не в условиях духовного вакуума общества. Ислам синтезировал положения христианства, иудаизма и язычества, элементы культовой практики. Также он отметил важное отличие ислама: «В исламе, в отличие от прежних религий и верований, с исключительной силой доминировали «мирские» проблемы на иллюзорной основе. В исламе политика, право, государство, мораль были слиты в монолитную систему надстройки феодального общества. Ислам как религия превратилась в универсальную систему регулирования всей социально-экономической, духовной жизни в мусульманском обществе». Религия сформировала социальную доктрину нового общества, пришедшего на смену первобытнообщинному. Ислам - это образ жизни, в котором религия определяет принципы политики, права, устройства быта, искусства и морали.

Мухаммед. Имя пророка Мухаммеда также употребляется в варианте «Мухаммад». Мухаммед согласно исламскому вероучению - «печать пророков», т. е. последний пророк, посланник, передавший учение Аллаха людям и джиннам, которое будет актуальным до Судного дня. Предания (хадисы) о жизни Мухаммеда, его деяниях первоначально распространялись устно и были записаны в VIII в. Первым биографом можно назвать Ибн Исхака (ум. в 767 г.), чья работа была переработана Ибн Хишамом (ум. в 834 г.) и ат-Табари (ум. в 923 г.). Многие предания содержат мистические сюжеты. Мусульмане после упоминания имени пророка Мухаммеда добавляют выражение «саллАллаху алейхим ве салам - мир ему и благословение Аллаха» (с. а. с.), подчеркивая его роль и значение в религии. Мухаммед был исторической личностью.

Мухаммед родился около 570 года в роду хашимитов, племени ку-райшитов. Отец - Абдуллах - умер еще до рождения ребенка, мать - Амина. После рождения мальчик был отдан кормилице из племени Бани Саад. По преданию с ним в шестилетнем возрасте произошло важное событие -рассечение груди. Два ангела в образе мужчин забрали ребенка на верши-

ну холма, рассекли ему грудь, достали внутренности и промыли их веществом, принесенным с собой, а из сердца вытащили черный сгусток и выбросили его. После чего вернули все на свои места и залечили рану. Передает Муслим со слов Анаса ибн Малика: «К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел Джибриль (мир ему), когда он играл вместе с детьми, взял его, уложил его на землю и рассек его грудь у сердца, после чего извлек его сердце и извлек из него сгусток, сказав: «Это доля сатаны в тебе». Затем он помыл его в золотом тазу водою священного источника Замзама, а затем вернул (сердце) на свое место. Дети прибежали к его матери (ои имел в виду кормилицу) и сказали: «Мухаммад убит!» Однако встретили его живого, но побледневшего». Анас сказал: «Я несколько раз видел след этого шва у него на груди»[6] . После этого Мухаммед был опекаем Аллахом, который уберегал его от язычества и поклонения языческим богам.

Согласно преданию во время путешествия в Сирию караван Мухаммеда встретился с монахом Бахири. Бахири подошел к Мухаммеду сказал: «О, мальчик! Ради аль-Лата и аль-Уззы, ответь мне на то, о чем я тебя спрошу». Бахири обратился к нему с такими словами, ибо слышал, как люди, пришедшие вместе с Мухаммадом, клянутся этими двумя именами. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал: «Не спрашивай меня ради аль-Лата и аль-Уззы ни о чем. Клянусь Аллахом, я ничего другого ненавижу больше их двоих». Бахири сказал: «Так, ради Бога, ответь мне на то, о чем я тебя спрошу!» Мухаммад ему ответил: «Спрашивай меня о чем угодно»1'.

В шестилетнем возрасте Мухаммед теряет мать и переезжает на попечение деда Абдульмуталлиба, а после его смерти через два года - к дяде по отцу Абу Талибу. У дяди он пас овец и позже стал водить торговые караваны на Ближний Восток. Мухаммед не умел ни читать, ни писать. Ему доверяли имущество и считали надежным человеком. По преданию при очередном очищении Каабы возник спор о лице, которое будет выносить черный камень, так как уважаемых кандидатов было много. Мухаммед предложил положить черный камень на четырёхугольную ткань, за края которой возьмутся все кандидаты. Мнение Мухаммеда было принято.

Жены пророка Мухаммеда. В возрасте двадцати пяти лет Мухаммед женился на богатой мекканской вдове Хадидже, которая была на двадцать лет старше его и уже дважды была замужем. Хадиджа была уважаемой женщиной г. Мекка, жениться на которой хотели многие. Хадиджа занималась торговлей и нанимала людей за процент сопровождать ее караваны. Одним из таких людей и был Мухаммед. После его возвращения

из Шама (Сирия) Хадиджа убедилась в его искренности и честности. Вместе они прожили двадцать пять лет. В браке у них родилось шестеро детей: Касым, Зейнеб, Рукие, Умму Гульсум, Фатима и Абдуллах. Хадиджа была первой женщиной, принявшей ислам. Она поддерживала мужа во всех его начинаниях. Согласно хадисам Муслима, жена Айша говорила: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней». А Табарини передает слова Мухаммеда: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее»[7].

После смерти Хадиджы Мухаммед женился повторно еще одинадцять раз, у него рождались и другие дети. Все жены пророка именуются в исламе «матерями правоверных». В Коране сказано: «О жены пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина...» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 33 и 32). Это подчеркивает особый статус жен пророка. Пророк не мог развестись ни с одной из жен. Жены не могли выйти больше замуж. Они получали двухкратное наказание за зло и вознаграждение за добро от Аллаха. Все жены были искренними и преданными мусульманками.

Второй женой стала Савдат - 50-летняя вдова одного из сподвижников, умершего на пути в Мекку во время возвращения из Эфиопии. Мухаммед женился на ней, чтобы она помогала ему с детьми.

Третьей женой стала дочь халифа Абу Бакра Айша. По возрасту Айши на момент замужества существуют расхождения. Имеют место версии как 9-10 лет, так и 17-18 лет. По преданию, архангел Джабраил явился к Мухаммеду после смерти Хадиджы и вручил ему футляр с портретом, сказав: «О Посланник Аллаха! Эта девушка станет твоей женой. Она осчастливит тебя и спасет от мук одиночества». Когда Посланник Аллаха открыл футляр, он увидел изображение Аиши. Она передала порядка 2210 хадисов о пророке Мухаммеде. Мудростью женитьбы в столь юном возрасте называют взросление и обучение рядом с пророком. Прославилась своими знаниями в области исламского права. За годы, прожитые с пророком, она многому научилась в религиозном плане. Когда пророк заболел, то попросил перенести себя в дом к Айше, где он и умер у нее на коленях, там

же и был похоронен. После его смерти принимала участие в политической жизни общины, участвовала в битве при верблюде против Али в 656 г. После чего удалилась от политики, прожила до 66 лет, составляя хадисы.

Четвертая жена - Хафсат, дочь халифа Умара, 23-летняя вдова одного из сподвижников пророка. Она одна из немногих женщин того времени владела грамотой. Передала 60 хадисов.

Пятая жена — Зайнад, 30-летняя вдова, прожившая с пророком несколько месяцев и умершая в 33 года.

Шестая жена - Умму Салям, 29-летняя вдова сподвижника, после смерти которого пророк взял ее в жены, чтобы обеспечить ее семью. Умерла в возрасте 84 лет. Передала 378 хадисов.

Седьмая жена - Зайнад, 35-летняя бывшая жена усыновленного пророком Зайна. Женитьба на ней преследовала цель отказа от языческого обычая, запрещавшего жениться на бывшей жене приемного сына, что обрекало ее на тяжелую жизнь. Умерла в 53 года. Передала 11 хадисов.

Восьмая жена - Джувайрия, 20-летняя пленница мусульманского войска из племени Бану Мусталак; женившись на ней, пророк обеспечил освобождение ей и всей ее семье. Умерла она в 70 лет. Передала семь хадисов.

Девятая жена - Сафийят, 17-летняя дочь и бывшая жена иудея. Она приняла ислам. Умерла в 60 лет. Передала 10 хадисов.

Десятая жена - Умму Хабиба Суфия, 30-летняя дочь сподвижника, жена мусульманина, который позже принял христианство. Она вернулась из Эфиопии в Медину и вышла замуж на пророка. Умерла в 72 года. Передала 65 хадисов.

Одиннадцатая жена - Меймуна, 36-летняя вдова. Прожила до 80 лет, передала 46 хадисов.

Двенадцатая жена - Мария, или Райханат, 20 лет. Умерла в 30 лет. Она родила пророку сына Ибрахима, который умер в 2-летнем возрасте.

Целью всех женитьб пророка являлись стремление распространить ислам среди племен Аравии и представителей иных религий (иудаизм, христианство), призыв отказаться от древних обычаев и оказать помощь женщинам, оставшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Так, например, благодаря возможности многоженства под защитой мужа и на его содержании могло проживать несколько женщин (не более четырех). При этом муж был обязан уважительно к ним относиться и содержать их. Также это решило проблему содержания многочисленных вдов после военных походов мусульман. Поэтому принято считать, что двенадцать жен были разрешены только пророку Мухаммеду в связи с его пророческой миссией.

Остальные мусульмане имеют право только на четырех жен одновременно. В Коране сказано: «...Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), - двух, трех или четырех. [Четыре - предель ный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен]. А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, т. е. в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и благородном отношении], то - [только] на одной или [если нет возможности жениться на свободной женщине] - на рабыне (на подневольной) [тем самым имея возможность сделать ее свободной]. Это [упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи] - наиболее приближенное к благополучной семейной жизни [наиболее оптимальные схемы супружества]» (сура «Ан-ниса», аят З)[8]. При этом муж обязан обеспечить каждую жильем, равной финансовой поддержкой, справедливостью в предоставлении совместного времени пребывания. Целью многоженства в исламе является оберегание от греха прелюбодеяния, забота о потомстве и о женщинах. Однако без случаев крайней нужды наличие нескольких жен считается нежелательным.

Все дети пророка умерли при его жизни, кроме Фатимы, оставившей внуков Мухаммеда - Хасана и Хусейна. Фатима была женой Али - двоюродного брата Мухаммеда и четвертого праведного халифа. Хадис сообщает, что Мухаммед сказал: «Моя дочь Фатима от начала мира до её конца — Госпожа всех женщин. Она - часть моего тела, свет моих очей, плод моего сердца, душа моего тела. Она - ангел в облике человека». Ей еще при жизни был уготован Рай. Согласно преданию, перед смертью Фатима рассказала Али: «Когда мой отец захотел выдать меня замуж за тебя, определил мне в качестве приданного 400 дирхемов. Меня это не устраивало. В этот же час к нам явился архангел Джабраил, который пояснил, что к этой сумме мне обеспечено место в Раю».

По преданию в 610 г., когда Мухаммед уединился на горе Хира, ему явился архангел Джабраил и сказал: «Читай во имя твоего Господа...» Мухаммед ответил: «Я не умею». Согласно хадисам, Мухаммед рассказывал: «Затем он отпустил меня и снова сказал: «читай». Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: «читай», и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого» (сура «Аль-Аляк», аяты 1-5).

Это ночь получила название «Лейлят аль-Кадр» («ночь предопределения»). В эту ночь была ниспослана первая сура Корана «Аль-Аляк»

(в пер. с араб. «Сгусток»). Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Потом откровения возобновились. Джабир бин Абдуллах аль-Ансари рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» - после чего Аллах Всевышний ниспослал (аяты, в которых говорилось): «О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай...» (сура «Аль-Муддассир», аяты 1-5)» (передано Бухари) и завершились за девять дней до смерти пророка. Последний аят был из суры «Аль-Бакара»: «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (сура «Аль-Бакара», аят 281).

Архангел Джабраил приходил к Мухаммеду и передавал ему откровения, которые позже были собраны в текст «Священного Корана». В 619 г. произошло вознесение Мухаммеда на волшебном животном - крылатом коне Бураке. Он был перенесен в г. Иерусалим, гора Сион, где предстал перед Аллахом. Эта ночь получила название «Лейлят алъ-Мирадж» («ночь вознесения»).

Первыми принявшими ислам стали: Хадиджа - первая женщина, Абу Бакр - первый мужчина и Али - первый ребенок. Ислам распространялся медленно, так как был враждебно встречен другими арабами. По причине враждебности мекканцев две группы первых мусульман в 615-616 гг. покинули Мекку и перебрались в Абиссинию (Эфиопия) - Аксумское государство, с которым у мусульман были экономические и личные связи. Это был обдуманный поступок с целью сохранения ядра мусульманской общины, если в Аравии всех мусульман уничтожат. В Эфиопии они проживали под защитой негуса (правителя) Асзама. В течение 12-13 лет они возвращались в Медину и Мекку.

После смерти Абу Талиба и Хадиджы (ум. 619 г.) в год скорби Мухаммед лишился поддержки мекканцев и вынужден был покинуть Мекку в 622 г. Мухаммед и его последователи поселились в Йасрибе, получившем название «Медина» (в пер. с араб, «город пророка»). 622 г. принято в исламе считать первым годом в летоисчислении - год хиджры. Хиджра (в пер. с араб, «переселение») - это переселение мусульман на другую территорию с целью свободного вероисповедания и исполнения исламских норм, правил. В Медине Мухаммед был провозглашен главой и руководи

1

Ниспослание Корана и пророческая миссия пророка Мухаммада II священныйкоран.рф. URL: http://xn—-8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn-p1ai/stati/325-nisposlanie-korana-i-prorocheskaya-missiya-proroka-mukhammada.html.

телем всех племен. Переселившиеся из Мекки мусульмане именуются мухаджирами, а принявшие их мединцы - ансарами.

Мединцы приняли мусульман во многом, чтобы обеспечить экономическую независимость от Мекки и ее родовой верхушки. Город с этого времени стал функционировать по законам ислама. В Медине были сформированы нормы шариата, построена первая мечеть и установлены положения государственного регулирования. Шариат представляет собой совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Все недовольные были изгнаны из Медины. Все мусульмане вне зависимости от национальной принадлежности стали относиться к членам одного мусульманского сообщества - уммы. Деятельность под руководством мусульман в Медине показала мекканцам, что ислам не несет угрозы экономическому положению.

С 623 г. Мухаммед предпринимал попытки военным путем подчинить Мекку, что и удалось в 629 г. Из крупных военных событий этого периода можно выделить битву при Бадре в 624 г., в которой по преданию ангелы сражались на стороне Мухаммеда против мекканцев. Мусульман в этой битве было всего 313 человек. Архангел Джабраил, согласно преданию, спросил Мухаммеда: «Какими вы считаете участников битвы при Бадре, каково их положение среди вас?». Мухаммед ответил: «Они лучшие из нас». Джабраил сказал: «Так же и мы». Этой ночью люди и ангелы сражались вместе. Ангелы никогда кроме битвы при Бадре не воевали. В 625 г. состоялась битва при Ухуде, где победу одержали мекканцы. Это была единственная победа над пророком Мухаммедом.

В 632 г. Мухаммед умер на руках своей жены Айши. За одну ночь мусульмане вырыли могилу и похоронили пророка на том же месте. Сначала могила едва возвышалась над землёй, потом на этом месте построили мечеть, внутри которой соорудили пышную гробницу. Сейчас мечеть Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка) в Медине является значимой святыней для мусульман. Позже над гробницей пророка был построен Зелёный купол.

Предания о жизни пророка Мухаммеда собраны в Сунну - совокупность преданий о деяниях, высказываний Мухаммеда, примеры из жизни Мухаммеда, обращенные ко всем мусульманам. Сунна помогает разрешить многие вопросы деятельности мусульман и мусульманского сообщества (уммы). В Коране сказано: «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (сура «Аль-Хашр», аят 7).

Биография Мухаммеда называется Сира. Понятие «сира» обозначает повествование, рассказ о каком-либо легендарном герое или богатыре, чьи подвиги были восславлены героико-эпическим наследием арабов. Сира представляет собой национальную самобытную форму эпического произведения. Сира Мухаммеда - это повествование об его жизни, его поступках в качестве важного лица. Качествами пророка Мухаммеда были отмечены его приятная речь, сильный голос, прямая походка, а также его манера приема пищи, отношение к одежде, привычки и чистоплотность.

Сподвижники пророка. Согласно вероучению, каждому сподвижнику еще при жизни было указано, что он заслужил Рай за свою крепкую веру, преданность и дела перед пророком Мухаммедом, исламом. Сахабами именуют сподвижников, соратников пророка Мухаммеда, которые непосредственно общались с ним и распространяли ислам, укрепляли первое исламское государство. Первыми сподвижниками Мухаммеда (сахабами) являлись Абраха ибн ас-Саббах, Усама ибн Зейд, Анас ибн Малик, Халид ибн аль-Валид и многие другие. Насчитывалось около 30 тыс. сахабов. История принятия ислама, жизнь и смерть каждого представляют примеры борьбы за веру. Так Вахши ибн Харб в 625 г. сражался против мусульман и даже убил дядю пророка по матери - Хамзу. Однако позже пророк присылал ему письма с аятами и призывом принять ислам. Вахши ибн Харб стал одним из сподвижников пророка, его тронули идеи прощения грехов, справедливого суда со стороны Аллаха. Принимал участие в войнах с вероотступниками против племен, которые отказались принять халифа Абу Бакра. Пророк не простил Вахши ибн Харбу убийство, но сподвижником своим признавал.

Халид ибн аль-Валид, получивший прозвище «Сейфуллах» (в пер. с араб, «меч Аллаха»), также сражался в 625 г. против мусульман, позже принял ислам и стал известным мусульманским полководцем. Выиграл 43 битвы, прославился военным мастерством. Вел военные действия против Византии и Ирана, являлся победителем битвы при Ярмуке и Валадже. Согласно преданиям, за несколько дней до смерти старый друг пришел навестить Халида ибн аль-Валида. Халид поднял покрывало с правой ноги и сказал своему гостю: «Видишь ли ты место размером в ладонь на моей ноге, которое не было бы покрыто шрамом от раны от меча или стрелы или копья?» Друг посмотрел на ногу Халида и сказал, что не видит. Халид поднял покрывало с левой ноги и повторил свой вопрос. Снова друг согласился, что между ранами самое большое расстояние меньше чем ладонь. Халид поднял свою правую руку и левую для такой же проверки и с таким же результатом. Потом он открыл свою грудь, и здесь также друг был встречен картиной, из-за которой он подумал, как мог человек с такими ранениями выжить, и он снова признал, что не может найти места размером в ладонь нетронутой кожи. Халид затем сказал: «Разве ты не видишь?

1

Мухтаров Т. А., Муталова Г. С. Типология и национальные особенности арабского героического эпоса // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2011. № 21. С. 117.

Я стремился к мученичеству в сотнях сражений. Почему я не мог умереть в бою?» Друг ответил: «Ты не мог умереть в бою. Ты должен понять, о Халид, - сказал друг, - что когда Посланник Аллаха (с. а. с.) назвал тебя Мечом Аллаха, это предопределило то, что ты не умрешь в бою. Если бы тебя убил неверующий, это значило бы, что Меч Аллаха был сломан врагом Аллаха; а такое никогда не могло быть»[9]. Умер в 642 г.

Джафар ибн абу Талиб - это двоюродный брат пророка Мухаммеда, родной брат Али. Его семья одной из первых приняла ислам. Позже они эмигрировали в Эфиопию. В 628 г. погиб в сражении с византийцами. Пророк Мухаммед после этого сказал, что Аллах заменил руки Джафара на крылья, чтобы тот мог в раю летать.

Итог. В начале VII в. на территории Аравийского полуострова сложилось положение во всех сферах жизни, которое подразумевало возникновение монотеистических воззрений в контексте особенностей арабской культуры. Ислам, учитывая потребности общества, используя методы других монотеистических традиций и преследуя цели политического объединения, стал идеологической основой новой мировой цивилизации. В период с 610 по 632 г. религия ислам получила свое оформление, были разработаны его основы, этические нормы и ценности. Коран имел устную форму, неструктурированную, представляющую совокупность полученных Мухаммедом от Аллаха и переданных людям откровений. Мухаммед для ислама есть человек, который передал учение Аллаха, посланник Аллаха. Коран - это творение Аллаха, переданное архангелом Джабраилом Мухаммеду как посланнику. Для государства Мухаммед стал эффективным руководителем, который создал основы политической системы и арабо-исламской культуры, распространившиеся на обширные территории.

Вопросы для самостоятельного изучения

  • 1. Период джахилии: особенности вероучений. Культы камней, предков. Тотемизм и фетишизм в Аравии. Значение Каабы. История происхождения Каабы. Изменения роли Каабы в исламе.
  • 2. Создание раннесредневековых государств на территории Аравии. Этнический состав. Образ жизни населения в доисламский период. Традиции, обычаи.
  • 3. Экономическая сфера Аравии доисламского периода.

  • 4. Монотеистические религии. Общины христиан и иудеев. Влияние христианства и иудаизма на становление ислама.
  • 5. Личность пророка Мухаммеда. Жизнедеятельность. Первые проповеди. Смерть пророка. Хадисы.
  • 6. Семья пророка Мухаммеда: родители, дед и дяди. Хадиджа и остальные жены. Роль Айши в исламе. Дети. Роль Фатимы в исламе. Значение Али. Внуки Хасан и Хусейн. Ахл аль-Бейт.
  • 7. Хиджра. Мекканский и мединский периоды деятельности пророка Мухаммеда: особенности каждого периода.
  • 8. Особенности складывания мусульманского общества (уммы). Изменения образа жизни, отношения к женщинам, имуществу и государству.

Дополнительная литература

  • 1. Абу Иса Мухаммад ат-Тирмизи и его собрание хадисов [Электронный ресурс] // Телевидеокомпания «Исламский мир». - Режим доступа: http://islamtv.ru/books-167.html.
  • 2. Абу Халиль Шауки. Атлас биографии Пророка. Земли, народы, вехи. - СПб.: Диля, 2008. - 290 с.
  • 3. Айваллы, Р. Жизнь Пророка Мухаммеда / Р. Айваллы. - Алматы: Туркістан Кітап Уйі, 2011. - 315 с.
  • 4. Биография Пророка Мухаммеда [Электронный ресурс] // Последний пророк.инфо. - Режим доступа: http://www.posledniyprorok.info/kategoria/ sirah.
  • 5. Ефремова, Н. В. Жизнь пророка Мухаммада: справочные и иллюстрированные материалы / И. В. Ефремова, Т. К. Ибрагим. - М. : Ладомир, 2009. - 540 с.
  • 6. Жизнь пророка Мухаммеда / В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев. -М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 297 с.
  • 7. Кааба: происхождение, история и устройство [Электронный ресурс] // Портал (о странах) по русскоязычному вещанию. - Режим доступа: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=154.
  • 8. Мюллер, А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: В 2 кн. Кн. 1-2 / А. Мюллер: пер. с нем. - М. : Астрель, ACT, 2004. - 911 с.
  • 9. Ресурсы сайта 313 news [Электронный ресурс] // Сайт 313 news. -Режим доступа: http://313news.net.
  • 10. Сподвижники Пророка Мухаммеда [Электронный ресурс] // Sa-habi. - Режим доступа: http://sahabi.ru/glossarij-imyon.html.

  • [1] Белокреницкий В. Как быстро увеличивается численность мусульман? URL: http://www.info-islam.ru/publ/ stati/statji/kak_bystro_uvelichivaetsja_kolichestvo_musulman/5-1-0-23168.
  • [2] Рахман X. У. Краткая история ислама. М„ 2002. С. 23.
  • [3] Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. С. 82. 2 Спивак И. А. Аравийское язычество: почему нет? II Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Исторические науки. 2015. № 1. С. 68.
  • [4] Ал-Калби X. Книга об Идолах. М., 1984. С. 48. 2 Налич Т. С. Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе : автореф.... канд. филол. наук. М., 2002. С. 23.
  • [5] Архангельский А. Мухаммеданская космогония. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1889. С. 61. 2 Вагабов М. В. Объективные условия и субъективные факторы возникновения ислама II Исламоведение. 2009. № 2. С. 8.
  • [6] Рассечение груди. URL: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/razasnite-pozalujsta-vopros-o-rassecenii-grudi-proroka-muhammada-sly-allh-lyh-wslm-kakoj-smysl-ono-nosilo/. 2 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М., 2002. С. 69.
  • [7] Жены пророка Мухаммеда. URL: http://new2.umma.ru/zheny-proroka-muhamrriada/. 2 Эриш М. Передавшая наибольшее число хадисов досточтимая Аиша. URL: http://www.posledniyprorok. info/peredavshaya-naibolshee-kolichestvo-hadisov-dostochtimaya-aisha.
  • [8] Аляутдинов Ш. Хадис о многоженстве. URL: http://umma.ru/tvumma/perevod-hadisov/8451-khadis-o-mnogozhenstve-1-2-3-4-zhena-vsem-porovnu. 2 25 хадисов о достоинствах Фатимы Зухры. URL: https://shia.world/25-hadisov-o-dostoinstvah-fatimy-zahry/.
  • [9] Халид ибн аль-Валид. URL: http://kamiabu.livejournal.com/82855.html. 2 Человек-легенда, который пожертвовал собой и отдал исламу все. URL: http://muhammad-mustafa.ru/?p=6882.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >