КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ

Аллегория — одна из форм иносказания, условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа. Аллегория характерна для басен, притчей. Аллегорические приемы широко используются в сценариях театрализованных представлений.

Апарте (aparte /франц./) — речь персонажа, адресуемая публике, отличается от монолога своей краткостью и включенностью в диалог.

Аттракцион (по С. М. Эйзенштейну) — всякий агрессивный момент театра, т. е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего.

Бертольт Брехт (1898-1956) — крупнейший представитель немецкой литературы, драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, создатель теории «эпического театра».

Бессюжетный литмонтаж — литмонтаж, где тема раскрывается через систему высказываний — аргументов, рассуждений исполнителя о конкретной проблеме, поставленной в композиции.

Гипербола, т. е. преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усилии-вает нужное впечатление, делает его ярче. Гипербола — важное средство создания художественного образа. В гиперболе сложным опосредованным образом всякий раз отражаются действительность, свойства и отношения реальных явлений. Противоположными гиперболе можно считать художественное преуменьшение — литоту — прием, также широко используемый в сцена риях театрализованных представлений, и снижение — намеренное соединение возвышенного с узкопрактическим.

Гротеск — один из видов типизации, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов.

Закушняк Александр Яковлевич (1879-1930) — артист. Положил начало новой форме литературноэстрадных выступлений.

Действие (драматическое) — поступки персонажей в их взаимосвязи, составляющие событийную основу сюжетной линии.

Интрига (intricare /лат./ — запутывать) — способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий.

Ирония — оригинальный прием мягкого художественного осмеяния, содержащий двойной смысл — данного и должного. Злая, изобличающая ирония носит название сарказма. Ироническое подражание, преподнесенное в гиперболизированной форме, часто доведенной до абсурда, является пародией.

Конфликт (conflictus /лат./ — столкновение) — противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения.

Кульминация (oilmen /лат./ — вершина) — событие, знаменующее наивысший момент развития (или углубления) конфликта.

Композиция литературно-музыкальная — это монтаж (соединение) разножанровых произведений литературы и искусства, объединенных темой и идеей.

Контрастный монтаж — вид монтажа, основанный на противопоставлении различных материалов, образов, смыслов.

Литературная композиция — композиция, составленная из источников разного жанра и стиля нескольких или одного автора, объединенных общим замыслом.

Массовая мизансцена — образный язык человеческих движений, динамически развивающаяся во времени и пространстве пластическая композиция.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич — русский, советский театральный режиссер, актер и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, создатель актерской системы, получившей название «биомеханика».

Метафора (перенесение) — одно из средств усиления изобразительности и выразительности. Словесная структура метафоры отличается значительной сложностью. Она имеет двойное содержание — противоречивое единство двух (и более) сходных значений, как бы положенных друг на друга и вводимых в речевую последовательность одновременно.

Метод повествования — форма отступлений автора, содержащих его философскую концепцию, его отношение к материалу.

Монтаж (от франц, «монтаж» — сборка, соединение) — подбор и соединение отдельных частей чего-либо (на основе их сопоставления, сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства.

Образ (художественный) — категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.

Остранение и очуждение — художественный принцип изображения любого явления или предмета как впервые увиденного, выпавшего из привычного контекста, представленного в новой, неожиданной перспективе установления дистанции. Термин остранение впервые введен русскими формалистами (см. В. Шкловский «Искусство как прием». Позже переведен Б. Брехтом как verfremdung, что переводится с немецкого как очуж-дение). Прием предполагает дистанцию между изображаемой реальностью и воспринимающим сознанием, которое видит в привычном и обыденном нечто странное, привлекающее внимание новизной и необычностью.

Параллельный монтаж экранного рассказа — прием, используя который режиссер предлагает зрителю поочередно воспринимать экранные образы двух или более событий, происходящих одновременно в разных местах, но объединенных сюжетом.

Перипетия (peripeteia /греч./ — неожиданная перемена) — неожиданный поворот ситуации или действия, резкая перемена.

Последовательный монтаж в киноискусстве -способ изложения содержания сцены, при котором действие фильма продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени и действии.

Подтекст (sub-text /англ./) — неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом; подтекст зависит от цели и экспрессии высказывания, от особенностей речевой ситуации.

Пудовкин Всеволод Илларионович (1893-1953) — кинорежиссер, актер, теоретик кино. Один из основоположников советского кинематографа. Создал в 20-х гг. этапные для отечественного кино фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана».

Развязка — элемент драматургической композиции, в котором разрешается конфликт.

Ремарка (remarque /франц./ — примечание, отметка), сценические указания — авторское примечание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы.

Реприза — простейшая комическая реплика, подразумевающая неожиданное, парадоксальное сближение различных понятий, игру смыслами. Реприза активизирует внимание, проясняет недосказанный вывод. Достаточно близок репризе сатирический намек, предполагающий сближение двух отдельных понятий и дающий основание зрителю догадаться о третьем.

Реплика — текст, который произносит персонаж в ходе диалога в ответ на вопрос или какое-либо иное действие.

Сюжетный литмонтаж — литмонтаж, при котором сюжет представляет собой развивающийся событийный ряд, систему связи героя с окружающим миром, участие его в событиях, становление его характера.

Творчество — создание нового, ранее не существовавшего.

Фабула (fabula /лат./ — рассказ, басня) — событийная основа произведения, отвлекаемая от конкретных художественных деталей и доступная внехудожест-венному освоению, пересказу.

Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в качестве непосредственного мотива. Цели направляют и регулируют человеческую деятельность.

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948) — кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. В серии картин «Стачка» (1925), «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927) осуществил поиски современного кинематографического языка: открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса. Автор ряда статей, монографий, лекций по теории кино и монтажа.

Яхонтов Владимир Николаевич (1899-1945) — артист эстрады, мастер художественного слова, создал эстрадный театр одного актера. Автор и исполнитель литературных композиций «Пушкин» (1926), «Вечера Маяковского» (1931), «Горе от ума» (1932) и др.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >