Смежные права

Понятие «смежные права». Права, смежные с авторскими, рассматриваются в 71 главе ГК РФ. В соответствии со статьей 1303, «интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами)».

Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения (ст. 1303, п. 3). Таким образом, хотя смежные права неразрывно связаны с авторскими, однако авторские права могут существовать независимо от смежных. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще может не охраняться авторским правом (фольклорное произведение или романс XIX века). Смежные права, напротив, могут существовать только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного или кабельного вещания1. Таким образом, существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав [1]

создателей творческих произведений. Смежные права носят самостоятельный характер лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение или объект.

Кроме того, особенностью большинства смежных прав является возможный переход конкретных правомочий от одних категорий правообладателей к другим категориям правообладателей. Данный переход осуществляется при наступлении определенных юридических фактов. Таким юридическим фактом может стать договор[2]. Например, права исполнителей на воспроизведение записи исполнения могут перейти к производителю фонограммы при условии согласия исполнителя.

Объекты смежных прав. Объектами смежных прав являются:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304).

Вместе с тем изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав. Знак охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305).

Субъекты смежных прав. По современному законодательству субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных и публикаторы.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театральнозрелищного представления) и дирижер (ст. 1313).

В качестве исполнителя может выступать только физическое лицо. Исполнителями могут быть малолетние и несовершеннолетние граждане, дееспособные и недееспособные лица. Трудовой кодекс РФ допускает с согласия родителей заключение трудового договора с гражданами, достигшими 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесс обучения (ст. 63 ТК РФ).

Кроме того, допускается заключение договора организациями кинематографии, цирками, театрами, концертными организациями с согласия родителей, опекунов и с лицами, не достигшими 14-летнего возраста. Нижнего предела для заключения договора в этом случае трудовым законодательством не устанавливается1.

В качестве исполнителя может выступать коллектив, а именно: оркестр, ансамбль, танцевальный коллектив и т. п. В соответствии со статьей 1314 смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно.

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других эле- [1]

ментов, т. е. элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное (ст. 1314).

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, или иным образом (ст. 1322). Изготовителями фонограмм могут быть как физические, так и юридические лица. Следует отметить, что лица, изготовившие копию фонограммы (т. е. вторую и последующую запись) субъектами смежных прав не являются.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц (ст. 1329). Организациями эфирного и кабельного вещания являются государственные или частные организации, которые используют произведения и исполнения и создают передачи, т. е. только юридически лица.

Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке (ст. 1333). Изготовителем базы данных может стать как юридическое, так и физическое лицо.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, лите ратуры или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии, в силу того что оно не охранялось авторским правом (ст. 1337). Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права.

Субъективные смежные права. Субъектами смежных прав являются как физические, так и юридические лица, поэтому им принадлежат как неимущественные, так и имущественные права.

Исполнителю принадлежат: право авторства, т. е. право признаваться автором исполнения; право на имя, то есть право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения; право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей; право на неприкосновенность исполнения, а именно, право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения (ст. 1315, п. 1).

Исполнители должны осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. Исполнитель вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо будет осуществлять свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляются его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (ст. 1316).

Кроме того, следует отметить, что право исполнителя на имя несколько отличается от аналогичного права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 1265 ГК РФ), которое рассматривается как право использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно. Право исполнителя на имя не предусматривает возможности анонимного исполнения, но артист-исполнитель не может быть в этом ограничен и вправе не указывать свое имя - например, при участии в звукозаписи[4].

Исполнителю принадлежит исключительное право на исполнение (ст. 1315, п. 1).

Использованием исполнения считается:

  • 1. Сообщение в эфир, т. е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
  • 2. Сообщение по кабелю, т. е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).

  • 3. Доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 4. Запись исполнения, т. е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.
  • 5. Воспроизведение записи исполнения, т. е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись исполнения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи исполнения либо передачу исполнения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.
  • 6. Распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе.
  • 7. Сообщение в эфир, сообщение по кабелю, доведение до всеобщего сведения записи исполнения.
  • 8. Публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

9. Прокат оригинала или экземпляров записи исполнения (ст. 1317, п. 2).

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения, если такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (ст. 1317, п. 3).

Исполнитель может передавать или разрешать передавать в эфир или по кабелю «живое» исполнение или запись исполнения. Если производится запись нового исполнения тем же исполнителем того же произведения, то эти действия квалифицируются не как перезапись, а как новая запись исполнения. Следует отметить, что каждое новое «живое» исполнение одного и того же произведения - это не повторное исполнение, а новый объект смежных прав, и исполнитель может вносить в него корректировки. Принимая решение о записи исполнения, исполнитель добровольно отказывается от возможности полного контроля над исполнением. Кроме того, моральная ответственность исполнителя за качество исполнения, в котором исполнитель уже не может ничего изменить, многократно повышается[5].

Исполнитель может заключить договор о создании аудиовизуального произведения. При этом согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается (ст. 1317, п. 4).

В статье 1318 указываются сроки охраны исключительных прав на исполнение:

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение,

либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

  • 2. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.
  • 3. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, продлевается на четыре года (ст. 1318).

Исключительное право на исполнение переходит по наследству. К наследникам исполнителя исключительное право на исполнение переходит в пределах оставшейся части сроков. По истечении срока действия исключительного права исполнение переходит в общественное достояние.

Изготовителю фонограммы принадлежат право на указание на экземплярах фонограммы и их упаковке своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на обнародование фонограммы (ст. 1323, п. 1).

Право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право на фонограмму. Использованием фонограммы считается:

  • 1. Публичное исполнение, т. е. любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного по сещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.
  • 2. Сообщение в эфир, т. е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
  • 3. Сообщение по кабелю, т. е. сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).
  • 4. Доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 5. Воспроизведение, т. е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы или ее части в любой материальной форме. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись фонограммы, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование фонограммы либо ее передачу в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.
  • 6. Распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе.
  • 7. Импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя.
  • 8. Прокат оригинала и экземпляров фонограммы.
  • 9. Переработка фонограммы (ст. 1324, п. 2).

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбор с пользователей вознаграждения, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (ст. 1326, п. 1, 2).

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародова на, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков. После прекращения действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения (ст. 1327).

Организация эфирного и кабельного вещания - юридическое лицо. Организации эфирного и кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым непротиворечащим закону способом.

Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

  • 1. Запись сообщения радио- или телепередачи, т. е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.
  • 2. Воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части в любой материальной форме. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование сообщения радио- или телепередачи либо передачу сообщения радио- или телепередачи в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между треть ими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.
  • 3. Распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи.
  • 4. Ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.
  • 5. Доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 6. Публичное исполнение, т. е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.
  • 7. Прокат оригинала и экземпляров записи сообщения радио-или телепередачи.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму (ст. 1330).

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. К правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока. По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения (ст. 1331).

Изготовителю базы данных принадлежат право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования, а также право на обнародование базы данных, то есть на осуществление действия, которое впервые делает базу данных доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, доведения до всеобщего сведения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров базы данных с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковке своего имени или наименования действует и охраняется в течение срока действия исключительного права изготовителя базы данных (ст. 1332).

Исключительное право изготовителя базы данных состоит в следующем:

1. Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существен ных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.

Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

2. Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение (ст. 1334).

В течение срока действия исключительного права на базу данных правообладатель по своему желанию может зарегистрировать базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Сроки охраны исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335).

Публикатору как субъекту смежных прав, принадлежат право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения, и исключительное право публикатора на обнародованное им произведение.

Обнародуй необнародованное произведение, публикатор обязан соблюсти следующее условие: обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной в письменной форме - завещании, письмах и т. д. (ст. 1268). Данная норма относится к разным видам произведений - литературным, научным, художественным, музыкальным и пр. Поэтому обнародование может состояться с помощью разных способов: опубликование или публичное исполнение и пр. Перечня способов обнародования ГК не содержит.

Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение способами, предусмотренными подпунктами 1-8.1 и 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, а именно:

  • 1. Воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.
  • 2. Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
  • 3. Публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последователь ности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
  • 4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения.
  • 5. Прокат оригинала или экземпляра произведения.
  • 6. Публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
  • 7. Сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
  • 8. Сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
  • 8.1. Ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.
  • 11. Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Исключительное право публикатора на произведение признается и в том случае, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Исключительное право публикатора на произведение признается и действует независимо от наличия и действия авторского права публикатора или других лиц на перевод или иную переработку произведения (ст. 1339).

Публикатор в течение срока действия исключительного права публикатора на произведение обладает правом на неприкосновенность произведения. Такими же правомочиями обладает лицо, к которому перешло исключительное право публикатора на произведение (ст. 1338).

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. После прекращения действия исключительного права публикатора произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения (ст. 1340).

Контрольные вопросы по теме:

  • 1. Что такое «смежные права»? Назовите особенности смежных прав.
  • 2. Какие новые категории объектов и субъектов смежных прав появились после принятия IV Части ГК РФ?
  • 3. Каковы сроки охраны объектов смежных прав?

Задания:

  • 1. В художественном фильме, посвященном жизни и творчеству известного певца, за кадром пели несколько исполнителей. При помощи технического оборудования, чтобы добиться нужного тембра была сделана нарезка исполнений, склейка фрагментов, обработка записи. Сформулируйте особенности охраны исполнений (исходных и вошедших после обработки в фильм).
  • 2. По заказу телеканала был создан музыкальный фильм для показа в новогоднюю ночь. В него вошли произведения разных лет - охраняемые и неохраняемые. Их исполнили артисты, музыканты, танцоры - граждане России, Украины, Беларуси и др. государств. Фильм был показан несколько раз на огромной территории России в ночь на 1 января. Определите, какие права возникли у создателей и участников фильма.
  • 3. В качестве музыкального сопровождения в театрально-зрелищном представлении вуза используется музыка, составленная из отрывков различных музыкальных произведений (охраняемых и неохраняемых). Опишите особенности охраны конечного произведения. Нужно ли заключать договоры с авторами охраняемых произведений, автором сборной музыки. Кому выплачивается вознаграждение за публичное исполнение во время театрально-зрелищного представления.

  • [1] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [2] Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 330.
  • [3] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [4] Якубова Е. Право артиста-исполнителя на имя // ИС. Ангорское право и смежные права. 2009. № 7. С. 9-17.
  • [5] Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 340.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >