Субъективные авторские права

Авторские права - это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом. Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой стороны, произведение является имущественной ценностью. Такое положение обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: на имущественные и личные неимущественные права[1].

В соответствии со статьей 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права:

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В определенных случаях, предусмотренных ГК, автору произведения, наряду с вышеперечисленными правами, принадлежат и другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Личные неимущественные права. Личные неимущественные права авторов не имеют экономического содержания, принадлежат только создателю произведения, являются неотчуждаемыми и другим лицам не передаются. Личные неимущественные права рассматриваются в статьях 1265-1269 ГК РФ.

Право авторства - это право признаваться автором произведения (ст. 1265, п. 1). Данное право обеспечивает юридическую

возможность требовать признания данного факта и от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов1. Нарушением данного права является присвоение чужого авторства, то есть плагиат, и отрицание авторства того лица, творческим трудом которого создано произведение.

Право авторства может осуществляться только самим автором, потому что только автор может сказать: «Я - автор произведения», поэтому после смерти автора оно прекращается2. Тем не менее наследники, в случае нарушения данного права, могут возбудить спор в суде.

Право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно (ст. 1265, п. 1). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право иа имя. Данное право действует на протяжении всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками.

Никто без согласия автора не может раскрыть подлинное имя автора. Если при жизни автора его произведение публиковалось под псевдонимом, то и после его смерти оно также должно издаваться под псевдонимом. Более того, произведения необнародованные при жизни автора, после его смерти тоже должны публиковаться под псевдонимом.

Способ указания имени автора определяется в договоре. При опубликовании произведения, созданного соавторами, имена соавторов указываются в последовательности, которая согласована соавторами. Если между авторами существует спор, то их имена на издании указываются в алфавитном порядке. При использовании в [2]

России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая согласовывается с автором оригинала, а на обороте титульного листа имя автора приводится на языке оригинала.

Нарушением права на авторское имя являются неуказание имени автора произведения, искажение имени автора, а также цитирование без указания на источник. Раскрыть псевдоним или аноним можно только по запросу суда.

Право авторства и право автора на имя - неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен (ст. 1265, п. 1).

Право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений излагается в ст. 1266 ГК РФ:

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения) (ст. 1266, п. 1).

Нельзя без согласия автора сокращать произведение, изменять порядок глав, удалять авторские посвящения, эпиграфы и т. п. Когда произведение готовится к публикации, только с согласия автора в его текст вносится редакторская правка, решается вопрос о редакционном оформлении и иллюстрировании. Автор дает письменное согласие и впоследствии отозвать его уже не может, т. е. не может требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Любое иллюстрирование (снабжение литературного произведения рисунками, а также иное сочетание произведений, например текста и музыки) должно происходить с согласия автора.

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (ст. 1266, п. 1).

Нарушением данного права является извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия. Вместе с тем допускается творческая интерпретация исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносятся изменения в форму и содержание произведения. Автор произведения не может препятствовать созданию на его произведение стилизаций, пародий, не может запретить критиковать произведение критикам, запретить его комментировать в печати, на телевидении.

Со смертью автора право на защиту произведения от искажения прекращается и не переходит по наследству, но наследники вправе осуществлять его защиту. Наследники могут разрешить снабдить произведение комментариями, примечаниями, но об этом должно быть сказано во введении.

Автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т. п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения (ст. 1266, п. 3). Такое решение он может принять в двух случаях. Во-первых, если автор публично сделал заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (ст. 1233, п. 5). И во-вторых, в случае предоставления неопределенному кругу лиц открытой лицензии на использование произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности (ст. 1286.1, п. 2).

Права авторства, на авторское имя и на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (ст. 1267, п. 1).

Автор вправе в завещании указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (ст. 1267, п. 2).

Право на обнародование произведения - это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст. 1268, п. 1).

Автор произведения самостоятельно определяет время и способ ознакомления общества со своим произведением. В отличие от других неимущественных прав, право на обнародование произведения реализуется только один раз, после чего это право прекращается (в отношении конкретного произведения)1. [3]

Опубликование - более узкое по сравнению с обнародованием понятие. Опубликование - один из способов реализации права на обнародование. Под опубликованием (выпуском в свет) понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (ст. 1268, п. 1). Следует подчеркнуть, что опубликование не личное неимущественное право, а один из способов реализации права на обнародование.

Любое опубликованное произведение является обнародованным, но не любое обнародованное произведение считается опубликованным1. Опубликование в отличие от обнародования может состояться несколько раз. Первое опубликование означает одновременно и обнародование. Произведение может быть обнародовано полностью. Составное произведение может быть обнародовано по частям, например в выпусках журнала.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения (ст. 1267, п. 2). Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.) (ст. 1267, п. 3).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародо- [3]

вано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки (ст. 1268).

Право на отзыв произведения - это несамостоятельное личное неимущественное право автора, а часть права на обнародование. Этим правом автор может воспользоваться в любое время:

  • 1) после того, как автор дал разрешение на обнародование. В этом случае автору достаточно возместить убытки своему партнеру по договору;
  • 2) после уже состоявшегося обнародования. Автор при этом должен не только публично оповестить всех о принятом решении, но и возместить убытки партнеру по договору;
  • 3) если состоялось и обнародование, и опубликование. Автор изымает из обращения все экземпляры произведения, а значит, возмещает убытки и третьих лиц.

После отзыва произведение либо сохраняет режим (остается не-обнародованным), либо меняет режим (вновь становится необнародо-ванным). После смерти автора право на отзыв может реализовываться лицом, обладающим исключительным правом на произведение (ст. 1269).

Правом на отзыв произведения автор может воспользоваться не всегда. Нельзя применить право на отзыв по отношению к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект. Право на отзыв может переходить к другим лицам вместе с переходом права на обнародование.

Исключительные права. В результате создания произведения науки, литературы, искусства автор приобретает ряд субъективных прав исключительного характера. Только сам обладатель авторских прав может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведений. А это значит, что

1

только сам обладатель авторских прав вправе использовать произведение по своему усмотрению, любым не противоречащим закону способом.

Лицо, которое обладает исключительным правом, называется правообладателем. Правообладателем может являться сам автор (первоначальное исключительное право), а также лицо, которому автор переуступил имущественные права (производное исключительное право).

В содержание исключительного права входят два правомочия: право использования результата, которое заключается в возможности правообладателя использовать интеллектуальный продукт самостоятельно, и право распоряжения, которое состоит в том, что правообладатель может разрешать использовать соответствующий объект определенным способом1. Он может передавать либо все свои права (по договору об отчуждении исключительных прав), либо в ограниченных пределах (по лицензионному договору). Правообладатель может запрещать использовать произведение определенным способом. Отсутствие запрета не считается согласием.

Исключительное право может быть ограничено. Цель такого ограничения заключается в необходимости сбалансировать интересы авторов и других правообладателей и пользователей произведения. К числу таких ограничений относятся ограничение исключительных прав сроком действия, ограничение исключительных прав территорией действия, установление случаев свободного использования произведений, а также закрепление оснований выдачи принудительных лицензий. Принудительной является лицензия, по которой суд по требованию заинтересованного лица может принять решение «о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключи-

- 2

тельное право на который принадлежит другому лицу» .

Исключительное право может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. В случае если исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, взаимоотношения лиц, определяются соглашением между ними (ст. 1229).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 1256, п. 1).

Все действия по использованию произведения можно классифицировать следующим образом:

  • 1) создание и использование копий произведения на материальных носителях (воспроизведение, распространение, прокат, импорт произведения);
  • 2) демонстрация произведений в местах, открытых для публики (публичный показ, публичное исполнение произведения);
  • 3) сообщение произведений с использованием технических средств (сообщение в эфир, по кабелю, доведение до всеобщего сведения - интерактивные цифровые сети);
  • 4) дополнительные виды действий (перевод или иная переработка произведения, практическая реализация архитектурного проекта и т. д.)[5].

Статья 1270 «Исключительное право на произведение» ГК РФ перечисляет способы и формы использования произведения, которые автор может осуществлять сам либо разрешить осуществлять другим лицам. Данный перечень способов является исчерпывающим. Все другие формы и способы использования произведений могут осуществляться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1. Воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Следует отметить, что воспроизведение - это повторение оригинала произведения в любой материальной форме, а значит воспроиз-

ведение - это не творческий, а технический процесс. Поэтому творческий повтор - это не воспроизведение, а создание нового объекта авторских прав.

Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационнотелекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.

2. Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Под распространением понимается предоставление доступа к любой материальной форме произведения. Автор может распространять только те произведения, которые зафиксированы на материальном носителе. Распространение должно производится только на той территории, которая указана в договоре.

3. Публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Демонстрация может относиться только к статическому произведению. К числу мест, открытых для свободного посещения, относят музеи, картинные галереи, выставки, школы, вузы, лектории и т. п.

  • 4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Под импортом понимается пересечение материальными носителями произведения государственной границы РФ в целях их распространения. Авторы и правообладатели могут контролировать ввоз на территорию действия их авторских прав оригинала или экземпляров произведения, которые изготовлены за границей.
  • 5. Прокат оригинала или экземпляра произведения. Под прокатом понимается любая аренда (прокат диска физическим лицом, или аренда пленки кинотеатром). Целью предоставления оригинала или экземпляров произведения во временное пользование является извлечение коммерческой выгоды.

Данные правила не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката. Программа для ЭВМ включается в состав компьютера и участвует в гражданском обороте как составная часть компьютера. Приобретая компьютер, покупатель приобретает вместе с ним и программу для ЭВМ, записанную на жестком диске. Поэтому при дальнейшей передаче этого компьютера в прокат (в аренду) не требуется спрашивать у владельца исключительных прав разрешения на сдачу в аренду программ. Но если программа для ЭВМ является самостоятельным продуктом и участвует в гражданском обороте как товар, то согласие обладателя исключительных прав необходимо1.

6. Публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без со- [3]

провождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

При показе произведение демонстрируется в статическом, спокойном, неподвижном состоянием. Исполнение - как способ использования произведения - применимо к музыке, литературному чтению, сценическим произведениям, аудиовизуальным произведениям. Поэтому произведения изобразительного искусства, архитектуры, фотографии, географические карты не могут использоваться путем исполнения[7].

  • 7. Сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
  • 8. Сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если

средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.

  • 8.1. Ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.
  • 9. Перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, т. е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
  • 10. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Этот способ использования относится только к указанным здесь категориям произведений - к архитектурным, дизайнерским, градостроительным и садово-парковым проектам. И имеется в виду реализация в натуре или сооружение здания, изготовление промышленного изделия, сооружение города или микрорайона города или парковой зоны1. Автор проекта вправе потребовать по договору выплаты ему вознаграждения за каждый вид использования его произведения.

Следует также отметить, что автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение, в том числе путем [3]

разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект.

Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное (ст. 1294).

11. Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). Правообладатель может поместить произведение в сети Интернет, как в открытом доступе, так и за плату. Произведение, законно размещенное в Интернете, становится обнародованным.

Закон перечисляет одиннадцать способов использования произведения. За каждый вид использования произведения по договору устанавливается авторское вознаграждение. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения (ст. 1270, п. 3).

Иные права авторов. В определенных случаях автору принадлежат и другие права. Это, например, право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и право следования (ст. 1293 ГК РФ). Иные права обладают общими признаками как с исключительным правом (например, им свойственен имущественный характер), так и с личными неимущественными правами (в частности, тесная связь с личностью автора)1.

Комарцева И., Савина В. Особенности наследования интеллектуальных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2009. № 6. С. 32-36.

Право доступа излагается в статье 1292 ГК РФ:

  • 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
  • 2. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право доступа принадлежит только автору Автор может воспользоваться этим правом, когда ему необходимо осуществить творческий повтор, т. е. создать авторскую копию с оригинала произведения. Оригинал произведения может принадлежать частному лицу или организации, например музею или картинной галереи. Владелец оригинала не имеет права отказывать его автору в доступе к произведению.

Право доступа относится только к копированию от руки. На фотографирование право доступа не распространяется. Более того, владелец оригинала произведения может запретить использовать такие способы воспроизведения, которые нанесут ущерб (контактное механическое копирование, воздействие яркого света, высокой температуры и пр.)1.

Праву следования посвящена статья 1293. Этим правом также может воспользоваться только автор:

1. В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), [3]

автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования не только в отношении произведений изобразительного искусства, но и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений, а также в отношении автографов.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (ст. 1293, п. 2). Право следования распространяется только на оригинальные произведения или авторские копии произведений изобразительного искусства.

Итак, по закону личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения.

Срок действия исключительного права на произведение. Срок действия исключительного права на произведение раскрывается в статье 1281. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного общим правилом.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года (ст. 1281).

После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (ст. 1282, п. 1).

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (ст. 1282, п. 2).

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) (ст. 1282, п. 3).

Исключительное право на произведение переходит по наследству. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным (ст. 1151, п. 1). В этом случае исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние.

При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях (ст. 1238).

Контрольные вопросы по теме:

  • 1. Перечислите неимущественные права авторов. Каковы особенности неимущественных прав авторов?
  • 2. В чем заключается право на неприкосновенность произведения?
  • 3. Какие правомочия входят в содержание «исключительных прав»? Перечислите имущественные права авторов.

Задания:

  • 1. Проанализируйте ситуацию. Группа специалистов при участии продюсера создала мультимедийное образовательное издание, включающее текст, музыку, графику и пр. элементы. Один из авторов произведений, входящих в состав мультимедийного издания решил воспользоваться правом на отзыв. Опишите действия продюсера.
  • 2. Изготовители известного многосерийного фильма, созданного еще в СССР, обнаружили, что кабельный канал изменил формат сериала. Созданная в 1984 году картина насчитывала К) серий, а на канале её показали в 13-ти. Прокомментируйте возможные действия изготовителя фильма.
  • 3. Поклонники таланта писателя создали сайт, на котором поместили разную информацию: фотографии, видео, письма, воспоминания современников. Отдельная вкладка сайта представляла собой библиотеку. Многие произведения к этому времени перешли в общественное достояние. Но несколько произведений вызвали споры по поводу сроков охраны. Например, роман был создан в 1928 году, но впервые опубликован в 1967 году. Рассчитайте сроки охраны произведения, нужно ли заключать договор с наследниками. Как урегулировать отношения со всеми создателями творческих результатов, помещаемых на сайте.

  • [1] Коршунов Н. M. Интеллектуальная собственность. Исключительные права. С. 42^43.
  • [2] 1 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 200. ' Комментарий к Части Четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [3] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [4] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [5] Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права : учеб. М.: Проспект, 2011. URL: http://olimpiada.rgiis.ru/files/olimpa/Bliznets_I_A-Uchebnik.pdf.
  • [6] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [7] Там же.
  • [8] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [9] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >