АВТОРСКОЕ И СМЕЖНОЕ ПРАВО

2.1. Авторское право

Авторское право как институт интеллектуальной собственности

Функции и принципы авторского права. Авторское право -институт интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. На авторское право как институт интеллектуальной собственности возлагаются важные функции'.

  • 1. Авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану произведений, получение дохода за использование произведений.
  • 2. Авторское право создает условия и для широкого использования произведений в интересах общества. Это означает, что повышение уровня охраны произведений, охраны прав авторов не должно препятствовать использованию произведений в целях образования, просвещения или служить помехой в стремлении людей ознакомится с этими произведениями1.

Функции авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые пронизывают содержание всей системы авторского права и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Они важны, потому что позволяют ориентироваться в законодательстве и давать ответы на те вопросы, которые прямо не решены в законе. К числу таких принципов относятся:

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 20-23.

  • 1. Принцип свободы творчества, который закреплен в Конституции РФ, и конкретизируется в ряде статей ГК РФ. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. Автор свободен в выборе темы, сюжета и жанра произведения, а также в выборе формы произведения. Кроме того, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства, и в настоящее время цензура законодательно запрещена.
  • 2. Принцип сочетания личных интересов автора произведения с интересами общества. Этот принцип означает, с одной стороны, что автору гарантируется исключительное право использования его произведения в любой форме и любым способом, а также разрешать использовать произведение другим лицам. Тем не менее неограниченный контроль над использованием произведений возможен только в отношении необнародованных произведений, что соотносится с принципом конституции, по которому граждане имеют право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры. Если произведение стало доступно для всеобщего сведения, то автор не вправе игнорировать интересы граждан. А свободное использование произведений не должно препятствовать их нормальному использованию и ущемлять права авторов.
  • 3. Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В соответствии с ГК РФ автору в отношении его произведений принадлежат неимущественные права, которые не могут перейти к другим лицам, даже если автор сам изъявил такое желание или согласился на подобное условие договора. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и в случае судебного разбирательства может быть признано недействительным.
  • 4. Принцип свободы договора. Этот принцип означает, что сегодня не существует жесткой регламентации отношений сторон, при нимающих участие в договоре. В нынешнем ГК РФ закрепляются два вида договоров, которые фиксируют их содержание. В договор можно вносить любые условия, которые не противоречат закону.

Таким образом, авторское право как институт интеллектуальной собственности помогает укрепить права авторов, особенно в рыночных условиях. В каждом случае правомерного использования произведения автору гарантируется получение вознаграждения. Задача этого института заключается в создании гарантий соблюдения моральных прав автора и обеспечении его социальных интересов1.

Объекты авторских прав. В ГК РФ объектам авторского права посвящено несколько статей 70 главы (ст. 1259-1264). В статье 1259 перечисляются все объекты авторских прав, и содержится весь нормативный материал, относящийся к ним.

Под объектом авторского права понимается произведение науки, литературы и искусства, охраняемое законом. Вместе с тем, понятия «произведение» и «объект авторского права» не тождественны. Произведение по сравнению с объектом более широкое по смыслу понятие. Объектом авторских прав может стать не только произведение целиком, но часть произведения, его название, персонаж и т. д. Произведение - это результат творческой деятельности автора, а именно: это совокупность идей, мыслей, образов, получивших свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения2.

Под творчеством имеется в виду духовная, интеллектуальная деятельность, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность и создает качественно новый, ранее не существовавший результат. Элемент новизны, создаваемый индивидуальностью [1]

автора, его воображением, видением, представляется необходимым показателем творчества[2] .

Главным признаком творчества является новый, неповторимый результат. Под неповторимостью понимается нечто исключительное, единственное по своим качествам. При этом следует различать субъективную и объективную сторону новизны произведения. Субъективная новизна произведения - это неожиданность, неизвестность результата для самого создателя. Объективная новизна - это неизвестность творческого результата и для автора, и для всех остальных лиц. Авторское право охраняет только творческие результаты, обладающие объективной новизной. Одинаковые творческие результаты, возникающие при параллельном творчестве, авторским правом не охраняются.

Произведение является объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Под объективной понимается такая форма, которая позволяет познакомиться с произведением, т. е. может восприниматься органами чувств человека непосредственно или с помощью каких-либо технических средств. Это может быть письменная форма (рукопись, машинописный текст, нотная запись и т. д.), устная форма (публичное произнесение или публичное исполнение и т. д.), форма изображения (рисунок, эскиз, фотокадр, картина, чертеж и т. д.), форма звуко- или видеозаписи (магнитная, механическая или цифровая и др.), объемно-пространственная форма (скульптура, модель, макет, ч2 сооружение и т. д.) .

Для признания произведения объектом авторского права не требуется завершенности работы. В одинаковой степени охраняются как законченные произведения, так и черновики, эскизы, планы и проекты.

Объектом авторского права признается как обнародованное, так и необнародованное произведение. Объектом авторского права является опубликованное и неопубликованное произведения. Из этого правила существует только одно исключение: не пользуются охраной до обнародования устные произведения. Необнародованным называется произведение, которое существует в какой-либо объективной форме, но с согласия автора не стало доступным для всеобщего сведения, т. е. не опубликовано, не показано и не исполнено публично, не передано в эфир и т. п.[3]

Для признания произведения объектом авторского права не требуется никаких формальностей, а это значит, что охраняются произведения, как отмеченные знаком охраны авторского права, так и без этого знака. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя (ст. 1259, п. 4). Отсюда следует, что выполнение формальностей (т. е. регистрация или проставление знака охраны) дело доброй воли автора. Специальной формы нотариального действия для подтверждения авторства лица в отношении определенного произведения не существует. Имеются следующие общие нотариальные формы, которые дают возможность заинтересованному лицу субъекту авторского права, его представителю - выбрать из них то, что требуется:

  • 1. Автор может написать заявление, подтверждающее факт авторства, и его подпись на заявлении будет нотариально засвидетельствована.
  • 2. Этот же факт может подтвердить другое лицо, и также подпись свидетельствует нотариус.
  • 3. Автор в завещании делает распоряжение о правах на свое авторское произведение или собрание сочинений. Завещание имеет удостоверительную подпись нотариуса.

  • 4. В свидетельстве о праве на наследство в соответствии с завещанием и указанием в заявлении наследника может быть указано название авторского произведения, исключительные имущественные права на которые переходят к наследнику.
  • 5. Нотариус выполняет среди прочих такое действие, как передача заявления. Возможна передача через нотариальную контору заявления гражданина в качестве автора по поводу использования его произведения, например адресованного киностудии, театру, РАО, РОУПИ и т. п.
  • 6. Возможно выполнение нотариусом действий по обеспечению доказательств для дела, которое, вероятно, возникнет в будущем (опрос свидетеля, осмотр документов и т. п.)[4].

В п. 1 ст. 1259 говорится, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, независимо от их назначения и достоинств, а также способа выражения. Закон одинаково охраняет произведения, как обладающие художественными достоинствами, так и все остальные. Под «достоинством» произведения понимают разные положительные характеристики произведения, которые относят как к форме, так и к содержанию произведения (актуальность темы, художественные образы, научная глубина, достоверность, художественное мастерство и т.п.). Произведения слабые в научном или художественном отношении также охраняются авторским правом.

В соответствии с п. 7 статьи 1259 авторские права распространяются на часть произведения, включая его название. Часть произведения также является результатом творческого труда и может использоваться самостоятельно. Под частью произведения понимается механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок из кинофильма, строфа стихотворения и т. п.) или специально

выделенная часть (глава, параграф, раздел и т. п.). В произведении выделяют «юридически значимые» и «юридически безразличные» элементы.

Юридически значимые элементы - это охраняемые элементы произведения. К ним относятся элементы формы произведения. Это внешняя форма произведения, к которой относится язык, приемы и средства создания художественных образов, логика изложения, а также внутренняя форма произведения, т. е. сами художественные образы, рождающиеся в воображении автора. В связи с этим, следует подчеркнуть, что только с 2008 года в ГК появилась норма об охране персонажа, который может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора (ст. 1259, п. 7).

Юридически безразличные элементы - это неохраняемые элементы произведения. Это элементы содержания, а именно: тема, сюжетное ядро, материал произведения, идейное содержание и т. п. Элементы содержания не являются оригинальными, т. е. они могут быть созданы разными авторами независимо друг от друга. Если же персонажем произведения является известное лицо, исторический деятель, то персонаж охраной не пользуется.

Разграничение элементов произведения на юридически значимые и юридически безразличные касается не только художественных, но и научных произведений. К охраняемым элементам научного произведения относится внешняя форма, т. е. язык, включающий особые научные знаки и символы, и внутренняя форма, т. е. принятые автором последовательность изложения научных понятий, система раскрытия научных идей, расположения материала[5].

При характеристике объектов авторского права следует обратить внимание на соотношение права собственности на материальный объект и авторского права на произведение, выраженное в этом материальном объекте. Право на литературное произведение всегда при

надлежит его автору, но уникальная рукопись с пометами автора или редактурой известного литератора может принадлежать другому человеку. Единственный экземпляр рукописи автор может продать какому-то ценителю. Кроме того, материальным объектом, в котором воплощено авторское произведение, считается не только оригинал произведения, но и любой его экземпляр, т. е. копия. Так что право на материальный объект и авторское право существуют самостоятельно.

К объектам авторских прав относятся производные, составные и промежуточные произведения. Производные произведения - это произведения, при создании которых используются охраняемые элементы чужих произведений. В ГК РФ производное произведение называют переработкой, имея в виду, что произведение переработано в другой вид, жанр, переведено на другой язык, адаптировано, интерпретировано, продолжено и т. д. Авторское право охраняет только творческие переработки. Производные произведения охраняются наряду с оригинальными произведениями, а права авторов оригинальных произведений должны быть соблюдены.

Составные произведения - это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Составное произведение может включать в себя часть другого произведения, официальные документы, не являющиеся объектами авторского права или произведения, являющиеся общественным достоянием. Составным произведением является, например, сборник рассказов на одну тему. Составными являются также комплексные объекты, такие как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, музыкальный альбом и т. п.

Промежуточные произведения - это произведения, выполненные с оригинальных, и послужившие вариантом для следующей переработки. Таковыми произведениями являются, например, промежуточная версия аудиовизуального произведения, промежуточный перевод.

Объектами авторского права являются служебные произведения. Служебными являются произведения, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Авторское право на служебные произведения принадлежит автору. Исключительное право на использование служебных произведений принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору (ст. 1295, п.2).

Объектами авторского права являются произведения, созданные по заказу. Исключительное право на программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу, принадлежит заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296).

Объектами авторского права являются произведения (программы для ЭВМ или базы данных, или иные произведения), созданные при выполнении работ по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения. Исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1297).

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту. Исключительное право на такие произведения принадлежит исполнителю, являющемуся его автором, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Фе дерации или муниципальному образованию, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию (ст. 1298).

Объектами авторского права являются также проекты официальных документов, символов и знаков. тех пор пока проект не будет утвержден в качестве официального документа, за автором проекта сохраняются авторские права и возможность указывать свое имя (ст. 1264).

В ГК РФ приводится перечень объектов авторского права (ст. 1259, п. 1), который заканчивается фразой и «другие произведения». Эта словесная конструкция означает, что перечень не является исчерпывающим. Цель этого перечня - информировать потенциальных пользователей о том, какие произведения получают правовую охрану. Можно предположить, что в этом списке когда-нибудь окажутся и новые объекты, но лишь в том случае, если они будут отвечать признакам произведений. Таким образом, данные представления об объектах авторского права согласуются с требованиями Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Объектами авторских прав являются:

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • - другие произведения (ст. 1259, п. 1).

В этот перечень можно включить произведения, размещенные в сети Интернет, электронные версии произведений и т. п. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. В перечень объектов авторских прав не внесены письма, дневники, личные заметки, интервью и т. п. Данные объекты не названы в законодательстве в качестве самостоятельных объектов авторско-правовой охраны, хотя являются таковыми. Режим использования личных писем, заметок, дневников предполагает выполнение следующих требований. Во-первых, обнародование этих произведений может осуществляться только с согласия автора. Во-вторых, такие документы, как правило, носят частный характер, затрагивая персональные данные лица и сведения, составляющие тайну его личной и семейной жизни. Поэтому защита этих произведений осуществляется не только авторским правом, но и напрямую связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану неприкосновенности частной жизни. Подготовка к публикации или опубликование дневников, заметок и писем без разрешения автора или его родственников является основанием для обращения в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда.

Интервью как объект авторского права представляет собой результат творческой деятельности двух лиц - репортера (интервьюера) и лица, давшего интервью (интервьюируемого), т. е. результат соавторства[6].

Объектами авторского права являются мультимедийные произведения. Мультимедийные произведения - это воплощенные на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ. При размещении мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возможен доступ в режиме реального времени, они могут рассматриваться как сетевые произведения, то есть воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ. Мультимедийное произведение или проект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, таких как музыкальное произведение, компьютерная программа, произведение изобразительного искусства, литературное произведение и т. д. Следует отметить, что такая форма произведения позволяет совершать пользователю определенные действия с объектом с помощью компьютерного устройства. Таким образом, отличительной чертой мультимедийных произведений является интерактивность.

Среди мультимедийных изданий можно выделить компьютерные игры, бизнес-приложения, учебные (образовательные) программы, справочники, энциклопедии, путеводители, каталоги и т. п.

Произведения, не являющиеся объектами авторских прав. Объектами авторских прав не являются:

  • 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) (ст. 1259, п. 6).

К числу объектов авторского права не относятся те, которые не обладают признаками произведения. Не подлежат охране телефонные справочники, расписания движения поездов, адресные книги и т. п., так как в результате проделанной работы достигнут не творческий, а технический результат.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах (ст. 1259, п. 5).

Субъекты авторских прав. Субъект права - это лицо, являющееся участником общественных правоотношений, наделенное юридическими правами и обязанностями.

Субъекты авторских прав - физические лица. Субъектом авторских прав является автор произведения. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257). То же самое положение действует и для программ для ЭВМ.

Автором может быть только физическое лицо. Правообладателем или правопреемником может стать и юридическое лицо (например, издательство, продюсерский центр). Авторское право возникает в силу создания произведения. Регистрации произведения для признания авторства не требуется. Для признания лица автором произведения не существует никаких ограничений или возрастного ценза. Автором может быть дееспособный или недееспособный гражданин, взрослый или несовершеннолетний, иностранец. Автор по желанию может зарегистрировать свое произведение у нотариуса или в авторском обществе.

На обороте титульного листа готового издания проставляется знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности - ©, наименования владельца авторского права и года первого опубликования. По закону проставление этого знака обязательным не является, это право автора или другого правообладателя, а не обязанность. Каких-либо дополнительных прав этот знак не дает -только для оповещения публики о наличии авторских прав.

В качестве субъектов авторского права выступают соавторы (ст. 1258). Соавторство - это факт создания произведения двумя или более лицами. Соавторство устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы. Лицо, принимающее участие в создании идей, не становится соавтором, так как авторское право на такой результат не распространяется. Главный признак соавторства - совместный творческий труд. Соавторы должны заключить соглашение (устное или письменное) о создании ими совместного произведения, в котором договорятся о характере совместной работы. Предварительное соглашение о соавторстве перед созданием произведения сохраняет свою силу и после его создания, так как соавторы сообща используют его, если только этим соглашением не предусмотрено что-либо иное. Права соавторов при этом именуются совместными.

Существует два вида соавторства - нераздельное и раздельное. Нераздельное (или неделимое) соавторство относится к произведению, представляющему единое целое, отдельные части которого самостоятельного значения не имеют. Нераздельное соавторство - это соавторство по закону. А значит, оно не может быть прекращено соглашением сторон. Напротив, раздельное (или делимое) соавторство есть соавторство по договору. Оно существует только в рамках этого договора. Такие авторы могут прекратить его новым соглашением, после чего соавторство распадается. Раздельное соавторство относится к произведениям, которые создаются из частей, имеющих самостоятельное значение. Эти части могут использоваться как самостоятельно, независимо друг от друга, так и в составе единого произведения.

У раздельного соавторства есть особенности. Так, создавая произведение из самостоятельных частей, соавторы могут использовать новое произведение лишь совместно. Использовать отдельные части произведения соавторы могут без согласия друг друга, если в соглашении между соавторами нет пункта об ограничении прав на использование частей произведения. При нераздельном соавторстве авторского права на отдельные части произведения не существует.

В качестве субъектов авторского права выступают авторы сборников и других составных произведений (ст. 1260). Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительст-во). По закону автор сборника не может препятствовать авторам произведений, включенных в сборник, использовать их самостоятельно и независимо, если договором не предусмотрено иное. Автор сборника также не может запрещать другим лицам включать эти же произведения в другие сборники, осуществлять их подбор и расположение.

Если в состав сборника или другого составного произведения, например энциклопедии, энциклопедического словаря, журнала и т. д. попадают произведения, неохраняемые авторским правом, то авторское право является независимым или самостоятельным. Это означает, что автор сборника не зависит от воли авторов материалов, входящих в его состав. Во всех остальных случаях использовать сборник автор может только с согласия авторов материалов или произведений в него входящих.

Как разновидность составного произведения рассматривается в законе база данных. Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (ст. 1260, п. 2). Во всех остальных аспектах база данных - это обычное составное произведение1.

Субъектами авторского права являются переводчики и авторы производных произведений (ст. 1260, п. 3, 4). Переводчики и авторы производных произведений вкладывают в них творческий труд. Это новое произведение, переводное или производное, является зависимым, так как переводчик или автор производного произведения обязан заключить договор с автором оригинала. Если же к моменту перевода произведение авторским правом не охраняется, то такое произведение зависимым не является. Данные субъекты авторского права не вправе препятствовать использованию своих производных произведений для новых переводов и переработок. [7]

Субъектами авторских прав являются авторы и правообладатели программ для ЭВМ. Автор программ для ЭВМ не всегда является правообладателем. Программы для ЭВМ часто создаются не в индивидуальном порядке, а в порядке выполнения служебных обязанностей. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1262, п. 1). Если правообладатель желает распоряжаться программой для ЭВМ, то государственная регистрация обязательна.

Субъектами авторского права являются авторы аудиовизуальных произведений. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (ст. 1263, п. 2). Если в аудиовизуальном произведении использовано ранее опубликованное музыкальное произведение, то его композитор не может считаться автором нового аудиовизуального произведения. Если же музыкальное произведение с текстом или без текста создавалось специально для аудиовизуального произведения (для фильма), то его автор может использовать это музыкальное произведение самостоятельно, если в договоре не сказано иное. Если в аудиовизуальном произведении используется ранее опубликованный сценарий, то сценарист становится автором этого аудиовизуального произведения, даже если он не принимал непосредственного участия в его создании. И сценарист, и композитор могут использовать сценарий и музыку как самостоятельные произведения без согласия других авторов этого аудиовизуального произведения, если в договоре не сказано иное1.

Субъектами авторских прав являются все лица, входящие в круг создателей мультимедийного продукта (программист, автор литературного произведения, сценарист, автор музыкального произведения, художник и т. д.), а также лицо, организовавшее создание сложного объекта. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1240, п. 1). При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (ст. 1240, п. 4).

Субъектом авторского права является изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер). Изготовителю аудиовизуального произведения, то есть продюсеру принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения. Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (ст. 1263, п. 4).

Субъектами авторских прав являются авторы или разработчики проектов официальных документов, государственных символов и знаков. Но только на стадии, предшествующей утверждению в качестве закона, денежного знака, герба и т. д. Когда проект становится официальным, права разработчика, как личные, так и имущественные, прекращаются (ст. 1264).

Субъектами авторского права являются авторы служебных произведений. Исключительные права на использование служебных произведений принадлежат работодателю, который имеет особое личное право указывать свое наименование на издании (ст. 1295).

Субъектами авторского права являются наследники (ст. 1283). Наследование авторских прав происходит по завещанию или по закону, при этом к наследникам переходят только имущественные права. Если автор не имеет законных наследников, то его права не переходят к государству, а прекращаются. По наследству не переходят личные имущественные права. Авторские права наследников ограничены установленным сроком - 70 лет после смерти автора. Если наследников авторского права несколько, то распоряжение авторскими правами происходит по взаимному согласию.

Субъекты авторских прав - юридические лица. Субъектами могут быть издательства, театры, киностудии, радиокомпании и другие организации, т. е. те организации, которые занимаются созданием и использованием произведений. Они приобретают авторские права на использование произведения по договору. Но на основании договора с автором авторские права к организации переходят не в полном объеме: неимущественные права остаются за автором.

Субъектом авторских прав могут стать организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. В статье 1242 рассматриваются вопросы, посвященные созданию, функционированию и полномочиям организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. По закону обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации в следующих случаях: во-первых, когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено, во-вторых, когда законом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. Отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований организация по управлению правами на коллективной основе не вправе.

Следует отметить, что, так как организация по управлению правами на коллективной основе - некоммерческая, то такая организация не должна преследовать извлечение прибыли в качестве своей основной цели и не вправе распределять полученную прибыль между членами организации.

Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме. Исключением является осуществление управления правами и сбор вознаграждения без договора с правообладателями аккредитованной организацией.

Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной. Это договор о представительстве интересов, заключаемый в случаях использования произведений российских авторов за рубежом и произведений иностранных авторов в России. Таким образом, между правообладателем и пользователем появляется не один, а два посредника1.

Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе (ст. 1242, п. 5). Это могут быть исковые требования, например, о выплате компенсации или о возмещении убытков в результате нарушения авторских и смежных прав, или письма-предупреждения об имевших место случаях нарушения прав, которые [7]

могут содержать предложения о добровольном возмещении убытков (выплате компенсации) и заключении договоров1.

Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.

Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. При этом организация вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Распределение вознаграждения и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом данной организации.

Одновременно с выплатой вознаграждения организация по управлению правами на коллективной основе обязана представить правообладателю отчет, содержащий сведения об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах (ст. 1243, п. 4).

Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя (ст. 1243, п. 5).

В соответствии с ГК РФ, организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления (ст. 1244):

  • 1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
  • 2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения;
  • 3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  • 4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;
  • 5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • 6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244, п. 2).

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила дого воры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Поэтому правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию и предоставить перечень таких исключаемых прав и объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Правообладателю выплачивается причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами (ст. 1244, п. 4).

Таким образом, аккредитованная организация по управлению авторскими и смежными правами получает монопольное право собирать вознаграждение за использование произведений для всех правообладателей, включая тех, которые не передавали ей свои права. Поэтому аккредитацию должна получать та организация, которая имеет наилучшие возможности разыскивать тех неизвестных правообладателей, которым предназначаются суммы вознаграждения, собираемые этой организацией, и выплачивать это вознаграждение правообладателем. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством по отношению к деятельности аккредитованной организации по закону - не применяются.

Следовательно, если организация получила аккредитацию, то все правообладатели передали свои соответствующие права этой организации, а все пользователи, если заключат договор с этой аккредитованной организацией, не будут являться нарушителями всех соответствующих прав1.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения (ст. 1246, п. 6).

Контрольные вопросы по теме:

  • 1. Назовите функции и принципы авторского права как института интеллектуальной собственности.
  • 2. Дайте определение понятия «объект авторского права», укажите признаки произведения, назовите условия охраны произведений. Перечислите объекты авторского права.
  • 3. Что такое субъект авторского права? Назовите виды субъектов авторского права.

Задания:

  • 1. Опишите, как реализуется важнейший принцип авторского права -принцип свободы творчества при создании сложных объектов, например, при создании художественного фильма, компьютерной игры, рекламного ролика и др. Сформулируйте права и обязанности продюсера при создании этих сложных объектов.
  • 2. Приведите примеры сложных объектов, включающих несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, созданных по государственному или муниципальному контракту. Проанализируйте состав авторов произведения. Какова роль продюсера в создании данного сложного объекта.
  • 3. Документальный фильм об известном артисте строится на отрывках интервью разных лет. Продюсер фильма является одновременно одним из интервьюеров. Назовите субъектов авторского права, опишите особенности охраны документального фильма. [7]

  • [1] Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 20-23. ‘ Комментарий к Части Четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко. М. : Экзамен, 2009. URL: http://www.docme.ru/doc/41924/gk-4-komm-gavrilov-2009.
  • [2] Макагонова Н. В. Авторское право. С. 42. 2 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 112.
  • [3] Макагопова H. В. Авторское право. С. 47.
  • [4] Макагонова Н. В. Авторское право. С. 202-203. 2 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. С. 113.
  • [5] Йонас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М. : Юрид. лит., 1972. С. 46-47.
  • [6] Минбалеев А. В. Произведения науки, литературы и искусства: проблемы правового регулирования // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Лопатина. М.: Юрайт, 2008. Т. 1. С. 118. 2 Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности : учеб. М. : Велби, Проспект, 2008. С. 70-71.
  • [7] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [8] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
  • [9] 2 П. Гаврилов, В. И. Еременко.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >