Вопросы балетной медицины

Вопросы балетной медицины неоднократно поднимались на страницах журналов «Советский балет» и «Балет». Специалисты обмениваются опытом, выступая на научных конференциях, семинарах, посвященных «дане медицине».

Травмы танцовщиков зависят от их мастерства и возраста. У молодых артистов встречаются травмы колена и бедра, у представителей более старшего возраста чаще всего травмируются стопы и голени.

Но бывают травмы, которые не зависят от уровня мастерства, возраста, пола.

Наиболее часто опасности подвергаются колени. Эти травмы возникают из-за усталости, перенапряжения, в результате неудачного поворота или падения. Чтобы их предотвратить, следует применять комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития подвижности и гибкости позвоночника, а также не исполнять движения, вызывающие боль [4].

Специальная осанка танцовщиков, принятая в классическом экзерсисе, нужна не только для исполнения различных движений, но и для развития необходимых компонентов, которые обязательны для формы классического танца [7].

Равновесие тела зависит от расположения центра тяжести и величины площади опоры. В разных позициях условия равновесия тела несколько разнятся. Наибольшая устойчивость наблюдается в четвертой позиции.

В хореографии большое внимание уделяется осанке исполнителей. Необходимо также обращать внимание на их телосложение: сутулость, большой прогиб в пояснице, асимметрию лопаток, х-образные и о-образные ноги, плоскостопие.

При плоскостопии желательно укреплять рессорные функ ции мышечно-связочного аппарата стоп. Рекомендовано ходить на полупальцах, на пятках, на наружных краях стоп [3].

При х-образных ногах необходимо выработать выворотность ног в тазобедренных суставах. Важно следить, чтобы бедра плотно не соприкасались и не было перенапряжения коленей.

Знание литературы по анатомии и физиологии, приемов лечебной гимнастики, биомеханики позволили разработать систему упражнений для корректировки нарушений осанки.

При асимметрии лопаток, незначительном сколиозе укрепляют мышцы спины, прилегающие к лопатке.

При лордозе необходимы упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц и связок поясничного отдела.

При сутулости (кифозе), чтобы уменьшить грудной прогиб позвоночника назад, используют упражнения на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление глубоких мышц и связок грудного отдела позвоночника и живота.

Коленный сустав

Движения в коленном суставе зависят от формы суставных поверхностей, менисков и связочного аппарата [Там же]. Травмы коленного сустава (растяжение связок или повреждение мениска) чаще всего происходят из-за неправильного выполнения движений, вызывающего нарушение работы связочного аппарата. Чаще всего они возникают в момент резкого отведения или приведения согнутой в колене и супинированной голени. Травма может произойти и на свободной, и на опорной ноге.

Растяжение связок возникает из-за перенапряжения мышц и сопровождается постоянными болями. Внутренний мениск может сдвинуться с места в момент приземления, если колено слегка согнуто. Если туловище резко меняет направление движения, возможны травмы колена.

Травмы голеностопного сустава - это растяжение или надрыв связок, реже разрыв связок и перелом лодыжек [4]. Необходимо, чтобы лодыжка была сильной и гибкой при отталкивании и приземлении. Стопа контролирует вес всего тела, что создает в суставе лодыжки большое напряжение [8].

Чаще всего происходит растяжение или разрыв передней таранно-малоберцовой связки, когда на согнутую супинирован-ную стопу внезапно переносится тяжесть всего тела. Тогда говорят: «нога подвернулась». Правильное выполнение движений исключает травмы.

Часто боль причиняют воспаленные связки и сухожилия. При острых болях можно использовать компрессы, лед и вводить противовоспалительные аппараты. Проблемам с сухожилиями и связками более подвержены танцовщики в старшем возрасте.

Потенциальные травмы от перенапряжения - компрессионные синдромы, когда сумка в суставах под сухожилиями заполняется жидкостью, в результате чего колено может опухать.

Прежде чем приступить к изучению танца на пальцах (пуантах), следует укрепить мышцы стопы, используя различные виды battements tendus. Необходимо знать, что специфические балетные нагрузки вызывают процесс перестройки костной ткани. У танцовщиц классического танца, постоянно танцующих на пуантах, может произойти деформация большого пальца и бурсит. Довольно часто возникает продольное плоскостопие. У артистов, танцующих в мягкой обуви, формируется поперечное плоскостопие, так как в этой обуви отсутствуют боковые поддержки. Для предотвращения подобных явлений следует включать в разминки упражнения на укрепление мышц и связок стопы и пальцев. Желательно проводить самомассаж [2].

Выполнение движений работающей ногой требует прочной фиксации ноги и таза. Фиксация опоры обеспечивается напряжением многих групп мышц: фиксацию горизонтального положения таза сохраняют отводящие мышцы тазобедренного сустава опорной ноги; фиксация коленного сустава достигается напряжением четырехглавой мышцы бедра; голеностопный сустав фиксирует камбаловидная и другие мышцы.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какие травмы наиболее часто встречаются у танцовщиков?
  • 2. Каковы причины травмы колена?
  • 3. Особенности травм голеностопа.
  • 4. Причины развития продольного и поперечного плоскостопия.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >