Ловкость

2.5. Ловкость

Ловкость - одно из наиболее важных двигательных качеств танцовщика. Без нее нельзя освоить ни одного танцевального движения. Ловкость - это высокоразвитая координация движений. Она проявляется в усвоении новых движений и при переходе с одного темпа и ритма на другой. Каждый новый элемент, усложняющий заученное движение, развивает ловкость. Чем богаче репертуар, т. е. чем больше движений разучено, тем ловкость исполнителя выше. В основе ловкости лежат координационные свойства нервной системы, ее пластичность. Наибольшей пластичностью обладает нервная система подростков 12-13 лет, что позволяет легко усваивать новые движения, приводит к улучшению координации. Физиологической основой координации движений является рефлекторное перераспределение тонуса мышц в связи с перераспределением возбуждения и торможения в двигательных центрах головного и спинного мозга участников.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Каковы эстетические и физиологические функции выворотности?
  • 2. В чем заключается отличие танцевальной осанки от обычной?
  • 3. От чего зависит степень устойчивости танцовщика в разных позах и движениях (равновесие)?
  • 4. Каковы функции гибкости? С чем связаны пассивная и активная недостаточность гибкости?
  • 5. Понятие ловкость. Ее роль в освоении танцевальных движений.

Значение элементов экзерсиса классического танца в развитии физических данных танцовщиков

Систематическое обучение хореографии базируется на регулярности упражнений, тренирующих тело. Экзерсис классического танца вырабатывает правильную постановку корпуса, устойчивость, координацию, создающие абсолютную свободу движений. Он развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат, устраняет физические недостатки (сутулость, перекос плеч, косолапость, опущение шейного позвонка и др.). На значение тренажа в овладении искусством классического танца указывают многие педагоги-хореографы, при этом они обращают внимание на необходимость объяснения значения каждого упражнения. Таким образом, целесообразно подобранные, постоянно повторяемые тренировочные упражнения классического экзерсиса у палки помогают ученикам развивать тело и учиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Первое упражнение экзерсиса у палки - рНё во всех позициях. Задача рНё состоит в развитии подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, силы ног, выворотности, эластичности. РНё - это основа всех движений, в том числе прыжков.

Второе упражнение battements tendus тренирует натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивает силу ног. Из него вытекает множество движений. Данное упражнение является первым, вырабатывающим способность производить движения в тазобедренном суставе работающей ноги отдельно от опорной. Это зависит от закрепления опорной ноги в тазобедренном суставе.

Battements tendus j^s развивает навыки, полученные при овладении battements tendus. Оно также вырабатывает силу ног, натянутость и легкость, воспитывает стопы для прыжка, усиливает подвижность тазобедренного сустава.

Rond de jambe par terre - первое круговращательное движение. Оно развивает выворотность и подвижность ноги в тазобедренном суставе. Это движение сложное в координационном отношении, так как начинается в тазобедренном суставе движением сгибания вперед, продолжается отведением ноги в сторону и заканчивается разгибанием назад.

Battements fondus вырабатывает мягкость, эластичность приседаний, что необходимо в прыжках, силу ног, эластичность, подвижность в коленном и голеностопном суставах. Часто battements fondus комбинируется с battementfrappe, отвечающим за ловкость и подвижность коленного сустава.

Rond de jambe еп L'air способствует развитию силы ног, натянутости, подвижности в коленном суставе. Сложность исполнения состоит в том, что в этом упражнении работает только нижняя часть ноги (от колена) при неподвижной верхней, что вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на этой высоте. Кроме того, трудность обусловлена еще и редко встречающимся поворотом в коленном суставе в обыденных движениях человека.

Petits battements развивает ловкость и подвижность ноги от колена, Battements releve lent, battements developpe - шаг, силу ног (бедра), что помогает удерживать ногу на предельной высоте, способствует развитию и укреплению мышц тазобедренного сустава. Амплитуда движения ноги вперед - 120°, в сторону - 60°, назад - всего 15°. Подъем ноги в сторону и назад на 90° и выше производится за счет поворота, сгибания и приведения таза в тазобедренном суставе опорной ноги.

Battements releve lent, battements developpe подготавливает к прыжкам, при которых необходима сила бедер в толчке от пола с мягким приседанием после прыжка.

Grand battement jete - упражнение, завершающее экзерсис у палки. Усиливает подвижность в тазобедренном суставе, что способствует развитию шага, grand battement jete - это основа больших прыжков.

При исполнении классического экзерсиса у палки необходимо добиваться выразительности не только танцевальных, но и тренировочных движений. Следует развивать эмоциональность, гармоничность, координацию движений, их соответствие содержанию музыки.

Согласованность в хореографии можно разделить на простые и сложные координации [8].

Простые

Сложные

  • 1. Одновременные и однонаправленные движения рук
  • 2. Поочередные движения ног
  • 3. Одновременные и однонаправленные движения руки и ноги, одной половины тела
  • 1. Одновременные и разнонаправленные движения рук
  • 2. Одновременные, однонаправленные движения ног
  • 3. Одновременные движения всех конечностей
  • 4. Переключение с однонаправленных на разнонаправленные положения, с одного темпа на другой

Большое значение для деятельности коры полушария имеют рецепторы, которые, посылая возбуждения, поддерживают активность головного мозга. Они находятся в органах чувств (зрения, слуха, равновесия и др.). Рецепторы мышц, суставов и сухожилий раздражаются при движениях и, анализируя эти раздражения, их различают.

Любое движение требует равновесия тела, в сохранении которого ведущую роль играют анализаторы. Они представляют собой связанные друг с другом органы, воспринимающие и различающие раздражения. Существуют следующие виды анализаторов: двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, осязательный, кожный, вкусовой, обонятельный, равновесия.

Один из древнейших - двигательный анализатор, имеющий важное значение для разучивания и выполнения движений. Он контролирует правильность и точность движений. Любые движения, которым обучается человек в течение жизни, являются сложными условными двигательными рефлексами. В результате их образования и возможно выполнение хореографических движений. Вырабатываются двигательные рефлексы с помощью двигательного анализатора.

Во время выполнения любого (даже самого простого) танцевального движения в работу одновременно включаются многие анализаторы, участвуя в разучивании и закреплении движений, устанавливая взаимосвязи в работе разных мышц, подготавливая внутренние органы к деятельности во время мышечной работы, оценивая скорость движений, направление, силу и т. д. Например, выполняя тур в воздухе, исполнитель сперва сильно отталкивается от пола, затем совершает прыжок с поворотом на 360° и приземление. Вследствие деятельности двигательного анализатора танцовщик ощущает работу суставов ног и рук, напряжение мышц двигающихся конечностей и подтянутого туловища.

Кожный анализатор создает ощущение толчка, приземления. Темы, ритм музыки, словесные замечания воспринимает слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат вызывает ощущение вращения; зрительный - движения вверх и вниз.

Анализаторы функционируют во взаимной связи друг с другом. Это взаимодействие образует у человека чувства пространства и времени, необходимые в разучивании и выполнении хореографических движений. Развитию чувства пространства способствуют наблюдения за своими движениями в зеркале и словесные замечания преподавателя. Зрительные и слуховые ощущения сочетаются с мышечными.

Зрительный анализатор помогает ориентироваться в пространстве: танцовщик оценивает расстояние и направление движения, взаимное расположение в массовых сценах и дуэтном танце.

Слуховой анализатор способствует восприятию объяснений, замечаний педагога, музыкального сопровождения урока танца. Воспринятая музыка помогает танцовщикам овладеть темпом и ритмом движений. Взаимодействие слухового и двигательного анализаторов дает возможность лучше управлять собственным телом.

Вестибулярный анализатор играет большую роль при наклонах всего тела, вращениях. Большое значение имеет положение головы для сохранения равновесия. Вестибулярный аппарат информирует о положении тела и его частей в пространстве.

Во время выполнения любого танцевального движения в работу включаются многие анализаторы, участвующие в разучивании и закреплении движений, устанавливая взаимосвязь работы разных мышц, оценивая скорость, направление и силу движений. В разные моменты движения ведущую роль играет то один, то другой анализатор. Постоянная хореографическая тренировка, воздействуя на большинство анализаторов, совершенствует их деятельность и работу всех их отделов. Наибольшее воздействие испытывают двигательный, вестибулярный и зрительный анализаторы [8].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >