Вопросы для самопроверки

  • 1. Какую роль в обучении танцу играют знания о строении и функциях скелета, в том числе суставов, сухожилий, связок и мышц?
  • 2. Какие движения возможны в различных по форме суставах (шаровидных, ореховидных, эллипсовидных, блоковидных, цилиндрических)?
  • 3. Какие суставы входят в скелет туловища? Что такое «степень свободы» сустава? Каково количество «степеней свободы» в суставах туловища?
  • 4. Каковы типы мышц и функции?

Особенности анатомического строения организма женщин

Для успешной учебной работы в хореографических коллективах, институтах, училищах культуры необходимо учитывать особенности анатомического организма женщин.

Основные отличия телосложения женщин - меньшие габаритные размеры (масса тела, рост), а также и пропорции тела: более короткие руки и ноги при относительно более длинном туловище (кроме того, плечевая кость и голень сравнительно длиннее предплечья и бедра), более широкий (относительно плеч) таз.

Кости у женщин тоньше и легче. В позвоночнике менее ярко выражены изгибы в шейном и поясничном отделах, но больше в крестцовом. Межпозвоночные диски шире, а связочный аппарат слабее. Недостаточно развит скелет рук и ног, относительно тонки кости лопатки, таза, в локтевом и коленном суставах нередко наблюдается переразгибание.

Мышцы у женщин тоньше, в них много жировых прослоек, что делает их менее прочными, но более эластичными. Отличительной особенностью микроструктуры мышц женщин является меньшее количество быстрых волокон, что объясняет их более низкие скоростно-силовые качества. Необходимо отметить также неравномерность развития мышц. Лучше всего они выражены на ногах (50 % всей мышечной массы). Относительно неплохо развиты мышцы спины, которые постоянно несут нагрузку по удержанию туловища в вертикальном положении.

Наиболее слабо развиты мышцы живота, что объясняется его относительно большой площадью вследствие относительно короткой грудной клетки при низком тазе, а также недостаточными физическими нагрузками.

Анатомические особенности определяют и моторику.

Моторика женщин в основном формируется к 13-14 годам. После начала полового созревания в связи с гормональной перестройкой женского организма прирост двигательных качеств обычно не заметен, а с 15-20 лет может наблюдаться даже регресс. Анализ степени развития отдельных двигательных качеств показал, что у женщин слабее, чем у мужчин, выражены качества силы и быстроты, но лучше развита выносливость (при умеренных нагрузках), гибкость, ловкость. При выполнении физических нагрузок адаптация женщин носит более рациональный характер. Адаптационные особенности женского организма объясняются гормональным фоном. Моторика женщин во многом зависит от анатомических особенностей строения их тела, которые в свою очередь определяют биотехнические особенности женского организма.

Поскольку длина и масса отдельных звеньев тела у женщин меньше, чем у мужчин, то их масс-инерционные характеристики (масса и момент инерции) выражены также в меньшей степени. Так, момент инерции, возникающий при вращательных и колебательных движениях различных частей тела, тем меньше, чем меньше масса и длина соответствующих участков тела. Следовательно, теоретически женщины должны легче, чем мужчины, выполнять различные упражнения, связанные с преодолением моментов инерции всех отделов тела. Из практики известно, что женщины быстрее, чем мужчины, осваивают сложности в техническом исполнении. Общий центр тяжести тела у женщин расположен ниже, чем у мужчин, по целому ряду причин: относительно широкий таз, преимущественное развитие мышц и отложения жира в мышцах ног, которые относительно короче, чем у мужчин. Более широкий таз и, следовательно, большее расстояние между осями бедренных костей способствуют возникновению больших поперечных колебаний общего центра тяжести, что мешает прыжкам в длину и высоту. В то же время низкое расположение общего центра тяжести обеспечивает более высокую устойчивость при выполнении многих других упражнений.

Особенностью женщин является большая (по сравнению с мужчинами) гибкость тела. Мышцы, связки и сухожилия у женщин более эластичны, что обеспечивает меньшую закрепощен-ность в суставах, а следовательно, позволяет совершать движения в большем объеме. Благодаря более хрупкому скелету, у женщин легче происходит модуляция суставных поверхностей, в том числе переразгибание в коленном и локтевом суставах. Вертлужная впадина у женщин относительно широкая и неглубокая, что позволяет им легче осваивать такие упражнения, как «шпагат», «мост», маховые движения ног в большом объеме.

Высокочувствительная нервная система женщин способна более оперативно регулировать работу мышц-антагонистов и синергистов, обеспечивая тем самым плавные и точные движения. Известно, что женщины легче и быстрее осваивают работу, связанную с выполнением мелких и точных движений, требующих высокой координации. Однако высокая подвижность в суставах, недостаточная сила мышц, меньшая прочность костей уменьшают биомеханическую надежность женского организма. По этой причине у женщин чаще наблюдаются травмы опорно-двигательного аппарата.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Как особенности анатомического строения женщин влияют на моторику танцовщиц?
  • 2. Почему женщины легче мужчин осваивают сложности в техническом исполнении танцевальных движений?
  • 3. Почему у женщин-танцовщиц чаще, чем у мужчин-танцовщиков, наблюдаются травмы опорно-двигательного аппарата?

Механизм дыхания

Живой организм постоянно расходует энергию. Ему необходимо поступление кислорода. Обмен газами между организмом и окружающей средой называется дыханием. Нормальным дыханием человека считается смешанное, т. е. то, в котором участвует весь дыхательный аппарат. В хореографии дыхание, оставаясь физиологически правильным, может быть координировано с движениями; в зависимости от мышечной нагрузки оно должно видоизменяться по частоте и глубине. Координация дыхания с движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии обусловливается временем, метроритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде. Координация дыхания с движениями не для всех одинакова. Необходим индивидуальный подход к обучающимся.

В системе дыхания выделяются три фазы: выдох, пауза, вдох. У разных людей фазы дыхания индивидуальны. Они зависят от объема и силы дыхательного аппарата, от нервно-психического и физического состояния человека и от характера его деятельности в данный момент. Важно при всех условиях обеспечить смену трех фаз дыхания. Правильное дыхание освобождает тело от мышечной скованности, помогает свободе творческого процесса [7].

Большое влияние на дыхание во время танца оказывает характер движений. Одни помогают дыханию, другие - затрудняют его. Ритмичность дыхания устанавливается в зависимости от ритма движений танца [8].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >