Ценностно-смысловая основа этнокультурного образования личности

Проблема становления теории и практики ценностно-смыслового образования и воспитания в разнос время волновала философов, педагогов, психологов прошлого и настоящего, поскольку является сложным вопросом современной науки (Л. М. Архангельский, Е. В. Бондаревская, О. М. Бакурадзе, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, А. Т. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, Л. Н. Столович, Н. Д. Никандров, В. П. Тугаринов, Н. 3. Чавчавадзе, В. А. Ядов и др.).

В справочной литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «ценность»:

  • • специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека или общества, например, добро-зло, прекрасное-безобразное и т.д., заключенное в явлениях общественной жизни и природы (Словарь по философии) [61];
  • • представления о том, что важно для человека, класса, группы, общества в целом, ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей, всего человечества (Словарь по культурологии) [83];
  • • любой «объект», имеющий жизненное значение для субъекта; духовная идея, заключенная в понятиях, имеющая высшую степень обобщения, постигаемая в ходе освоения культуры (Словарь по психологии) [65];
  • • морально-духовные приобретения, которые определяют основу поведения и жизнедеятельности человека или определенных групп людей (Словарь по педагогике) [49].

Авторский взгляд на понятие «ценность» помогает понять глубинный смысл данного понятия:

  • • субъективный феномен, источником которого выступают психологические, интеллектуальные, нравственные особенности личности; это принципы не сущего, а должного (И. Кант);
  • • субъективный и объективный феномен, который не создается субъектом, а раскрывается им (Р. Г. Лотце);
  • • предельное понятие, охватывающее собой все мыслимое, образует «самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта (Г. Рикксрт);
  • • «идеальный тип», форма, при которой люди организуют свой жизненный опыт, опа далека от личного эмоционального переживания, порицания или одобрения, она не может быть «нравственной» или «безнравственной», «правильной» или «неправильной», «хорошей» или «плохой» (М. Вебер);
  • • объектный качественный феномен, образующий «царство» трансцендентных сущностей, подразделяется на высшие и низшие ценности (М. Шелер);
  • • существуют объективно, являются неизменными (Н. Гартман);
  • • то, что является причиной, обуславливающей наши действия, сила, стоящая выше нас (А. Б. Гофман);
  • • «проистекает из связи вещей с различными аспектами идеала» (Э. Дюркгейм);
  • • служит основой и фундаментом культуры (П. А. Сорокин);
  • • социальное и историческое бытие, не является продуктом субъективного настроения (А. Ф. Лосев);
  • • каждый человек является ценностным центром (М. М. Бахтин);
  • • идеал человеческой деятельности (Н. А. Бердяев);
  • • универсальные цели и эталоны человеческой деятельности (С. А. Лебедев);
  • • личный смысл для индивида, коллектива, социальной группы (В. А. Ядов);
  • • идеи и побуждения, выступающие в качестве нормы и идеала (В. П. Тугаринов);
  • • продукт жизнедеятельности групп, социальных единств, проявляющийся в виде трех форм: социального эталона, объективированной формы, социальных ценностей (С. Ю. Головин) [14; 20; 27; 89].

Анализ исследований показал, что под понятием ценности следует понимать представления, оказывающие влияния на деятельность субъекта. Ценности связаны с субъективным восприятием личности, но обусловлены объективным социальным и культурным воздействием. Ценности — субъективносубъективное или субъективно-объективное явление. Выделяется группа абсолютных, относительных, эмпирических, базовых ценностей.

Необходимо отметить тот факт, что интерес к проблеме становления ценностных категорий возникает чаще всего в переломные периоды развития человечества. Так, например, в середине XX в. аксиология пережила самый настоящий бум, поскольку ценностное учение о человеке, культуре и обществе позволило взглянуть на них изнутри, независимо от любых партийно-политических и социально-экономических пристрастий. Положил начало разработке аксиологических понятий в нашей стране выход в свет монографии В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры». Вслед за этой новаторской публикацией появились десятки публикаций на эту тему: В. А. Василенко, О. М. Бакурадзс, О. Г. Дробницкого, И. С. Нарского и др.

В данных исследованиях можно выделить три основных подхода к определению исходных аксиологических категорий. Первым подходом является понимание ценности как определенной значимости предметов и явлений для человека, способности удовлетворять материальные и духовные потребности личности. Наиболее последовательно эта концепция представлена в работах В. А. Василенко и его учеников. К сожалению, представители данной научной школы сводят ценности лишь к средству удовлетворения потребностей, т.е. к полезности как положительной значимости. Значит, становится фактически неразличимой и сама «ценность» как значимость, и её объект-носитель. Представители второго подхода, наиболее последовательно изложенного в исследованиях И. С. Нарского и его последователей, относят к ценностям лишь высшие общественные идеалы. С этой точки зрения ценности являются уже нс средством, а целью, нс сущим, а должным. Ценности, по мнению автора, имеют субъективно-объективную основу. Третий подход к определению аксиологических категорий объединяет исходные основания первых двух. В нём ценность определяется как значимость и идеал одновременно. Эту концепцию в рамках субъектно-объектных отношений развивали в своих трудах В. П. Тугаринов и О. Г. Дробницкий. Согласно их теории, субъектнообъектные отношения в полной мере соответствуют пониманию ценности как значимости объекта для субъекта.

Изучение дефиниции «ценность» была продолжена в работах других российских философов. Среди них И. Г. Афанасьева, А. М. Коршунов, В. В. Мангатов, Л. II. Столович и др. Данные авторы настаивали на том, что ценности формируются в практической деятельности человека и являются его мерилом. Так, А. М. Коршунов и В. В. Мантатов писали: «Ценности становятся объектом, средством практической деятельности человека, служат удовлетворению его основных потребностей, отвечают определённым интересам, желаниям личности» [63].

По словам Л. Н. Столовича, «ценность возникает в практике и является её характеристикой, практика выступает как объективный определитель ценности». По мнению А. Г. Афанасьевой, ценности возникают и развиваются на основе практических операций личности. Н. 3. Чавчавадзе отмечал, что ценности сами по себе ни объективны, ни субъективны, они вообще не существуют в мире сущего, они обитают в мире должного. Ввести их в мир сущего, преобразовать, тем самым объективировать — в этом состоит задача человека. Таким образом, развитие личности определяется нс самим по себе фактом наличия или отсутствия ценностей, а определенным способом включения, освоения, присвоения, проживания индивидом, что напрямую связано с деятельностью [9; 91; 102].

Большой интерес для нашего исследования представляет разработанная М. С. Каганом теория ценностей, оказавшая большое влияние на развитие отечественной и зарубежной науки. Автор исходил из устоявшегося в философии понимания ценности как феномена, возникающего «в объектно-субъектном отношении», указывал на различие между ценностью и предметом как носителем ценности. Очевидно, что М. С. Каган трактовал ценность как определенное объективное отношение, где сам субъект выступает как носитель «социальнокультурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности», а человечество как «совокупный объект» выступает как вполне объективный критерий ценности. М. С. Каган полагал, что влияние ценностей на субъекта возможно только в будущем, когда оно осознает себя в качестве единого субъекта. Реализацию прогноза «всечеловеческого единства ценностей философ предполагал только в третьем тысячелетии». М. С. Каган подразделяет ценности на правовые, политические, эстетические и нравственные, экзистенциональпые, характеризующие смысл жизни и художественные ценности. Новым словом в теории ценности является разработка класса экзи-стснциональных ценностей и определения соотношения понятий «ценность» и «смысл». Существенно выделение двух уровней нравственных ценностей: межличностные и личностно-коллективные [45].

Поднятый М. С. Каганом вопрос о классификации ценностей является дискуссионным и до конца неразрешённым. Рассмотрим некоторые подходы к решению данной проблемы:

  • • ценности подразделяются на ценности жизни и культуры, например, к ценностям духовной области общественной жизни можно отнести идеи, мысли, побуждения, рассматриваемые в качестве нормы и идеала (В. П. Тугариновов);
  • • ценности классифицируются на материальные и духовные. Последние, как правило, характеризуют высшие запросы людей. Мерой измерения познавательных и научных ценностей является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное (Л. М. Архангельский);
  • • в ценности можно вычленить цели, средства (В. А. Ядов);
  • • система ценностей — это пирамида, в основании которой лежат базисные ценности (общечеловеческие); затем располагаются ролевые ценности (социальный статус личности: принадлежность к классу, общности, группе, профессии и т.д.); далее следуют ситуативные ценности (отдельные запросы личности), на вершине — антиценности, которые противостоят всем другим ценностям (О. В. Вовченко) [21; 93; 107].

В педагогике данной вопрос стал предметом изучения Е. В. Бондарсвской, Н. Д. Никандрова, Н. В. Селезнева, В. А. Сластенина, М. Г. Казакиной, В. А. Ка-раковского и др.:

  • • мир ценностей — мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека (Мир, Земля, Отечество, Культура, Знание, Труд, Семья, Человек) (В. А. Караковский);
  • • основные исторически сложившиеся группы ценностей: материальные, научно-познавательные, художественно-эстетические, физической культуры и гигиены (Н. В. Селезнев);
  • • важнейшая группа ценностей: индивидуальность, труд, Родина, здоровье, отец, мать, семья, дружба, мир (В. А. Сластенин);
  • • общечеловеческие ценности (принципы, идеалы, правила), национальные ценности (язык, традиции, самобытность, уважение, любовь), ценности учения (уважение к себе и другим людям, ответственность) (П. Д. Никандров);
  • • наивысшие ценности (мир, жизнь, красота, труд, познание, общение, игра, счастье, свобода, совесть, справедливость, богатство) (Н. Е. Щуркова);
  • • ценности, направленные на воспитание свободной личности, духовной культуры (самоуважение, честность, самодисциплина, гражданственность, чувство собственного достоинства); способствующие воспитанию гуманной личности (альтруизм, скромность, сострадание, сопереживание, милосердие, доброта, терпимость, добрососедство) (Е. В. Бондарсвская);
  • • социально-нравственные, нравственные, эстетические и интеллектуально-культурные ценности (М. Г. Казакина) [18; 68; 87].

Таким образом, мы можем констатировать, что в педагогической классификации ценности выступают как особые детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательнообразовательной и развивающей работы. Совокупность общечеловеческих ценностей включает: Жизнь, Человек, Знание, Культура, Красота, Труд, Отечество.

Для того чтобы иметь полное представление о такой дефиниции как «ценность», остановимся на основных содержательных характеристиках данного философского понятия. В отечественной науке сложились различные подходы к понятию «ценностные ориентации»:

  • • во-первых, это качества личности, которые позволяют ранжировать объекты по их значимости, приобретают функцию регулятора социального поведения (К. М. Хоруженко);
  • • во-вторых, это социальные установки (И. Г. Афанасьева, А. Г. Здраво-мыслов, В. А. Ядов и др.);
  • • в-третьих, это устойчивые, инвариантные «единицы» сознания личности — основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.);
  • • в-чствсртых, они затрагивают социологический аспект данного понятия, ценностные ориентации — основной компонент в системе диспозиций личности, ведущий механизм социальной регуляции поведения личности, приобщения ее к ценностям общественного сознания и культуры (Э. В. Беляев, В. В. Водзин-ская, В. А. Ядов) [13; 22; 38; 107J.

Ценностные ориентации — это своего рода определенный инструмент социализации индивида, адаптации к групповым требованиям и нормам, перевода общечеловеческих ценностей в индивидуальные. Ценностные ориентации — важный компонент ценностного самоопределения, выступают условием взаимодействия мира и человека. На разных уровнях этого взаимодействия, самоопределение проявляется в нахождении своего места в мире, отношении к общечеловеческим ценностям и проблемам всего человечества, определении своего места в обществе, функционально-ролевой интерпретации социального статуса, а также формировании ценностного смыслового ядра личности и т.д. Ценностносмысловое самоопределение — определение себя относительно общекультурных ценностей, выделение и обоснование собственной жизненной позиции, концепции. Оно порождает и обуславливает самоопределение личности в различных сферах жизни (профессиональной, культурной, общественной и т.п.). Сущность процессуальной стороны ценностного самоопределения личности раскрывается на основе «возвышения потребностей», соединения их и ценностей. Ведущим ценностным механизмом, который обеспечивает жизненное, ценностное самоопределение личности, является выбор, поскольку именно характер поведения человека в этот момент может стать значимым показателем сформировавшихся ценностных ориентаций.

Теоретический анализ научных подходов к понятию «смысл» показал, что данный вопрос рассматривал в своих исследованиях еще 3. Фрейд, однако в его работах смысл еще не приобретает научного характера. Психолог утверждает, что вопрос о смысле человеческой жизни вообще не может быть решен удовлетворительно и более верной является постановка «менее претенциозного» вопроса о соотношении смысла и целях жизни людей. 3. Фрейд полагал, что цель жизни каждого человека — счастье, и, в свою очередь, стремление человека к счастью, имеет две стороны: стремление к удовольствию и желание избежать неудовольствия. При этом известный психолог полагал, что смысл человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне религиозного сознания решение этого вопроса невозможно [100; 23].

Интересный подход к пониманию смысла жизни сформулирован в работах А. Адлера. Являясь автором индивидуальной психологии, он характеризует свою концепцию как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают всему, например, миру и самим себе, хотя предмет изучения индивидуальной психологии шире и не сводится полностью к изучению этих смыслов. Индивидуальный смысл жизни, по мнению А. Адлера, является ключом к пониманию смысла жизни всей личности в целом, выступает у психолога как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Смысл жизни А. Адлер связывает с решением грех глобальных проблем: труд, дружба и любовь [1].

По мнению К. Г. Юнга, смысл жизни — естественная задача и потребность человека, которая стоит перед каждым человеком. Смысл жизни человека связан с постановкой культурных и духовных целей, стремление к которым -необходимое условие душевного здоровья личности [106].

В своей концепции В. Франкл утверждает, что смысл никогда не задан, он всегда является следствием свободного выбора человека, именно возможность нахождения смысла в конкретной ситуации делает индивида свободным и одновременно ответственным за свой выбор [99; 17].

Таким образом, анализ философских, психолого-педагогических и социальных исследований по обозначенной проблеме позволяет нам говорить о том, что процесс становления ценностно-смысловых категорий сложен и неоднозначен. Он нс потерял своей актуальности и в настоящее время. Разрушение ценностно-смысловой основы может привести к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), выход, из которого возможен путем сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей. Ценность в нашем исследовании — это своего рода представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, ценности не подвергаются сомнениям, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Смысл жизни понимается как определенный способ переживания жизни в процессе ее осуществления. Способность переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком. Основу этнокультурного образования личности составляют ценности, направленные на воспитание свободной, духовной личности (гражданственность, чувство собственного достоинства, уважение к людям разных верований и национальностей и т.п.); ценности, способствующие воспитанию гуманной личности (альтруизм, сострадание, сопереживание, милосердие, доброта, терпимость, добрососедство и т.п.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >