Значение оппозиции маскулинности/фемининности и ее значение для развития физкультурно-спортивной деятельности

Гендерный подход, как отмечают авторы труда «Введение в гендерные исследования», преодолевает самую фундаментальную оппозицию - оппозицию биологических полов, сказывающуюся в социальной, политической, экономической, культурной и всех иных сферах человеческой жизни. Эта оппозиция была известна давно, определялась понятиями мужественность/женственность (маскулин-ность/фемининность), неразрывно связанными в сознании людей с сутью биологических полов. На вопрос «Какими должны быть мужчина и женщина?» чаще всего последует ответ: «Мужчина должен быть сильным и умным, а женщина - красивой и доброй». Именно такое представление прочно укоренилось в массовом сознании.

И. С. Кон подчеркивает, что хотя нормативный канон маскулинности, как правило, «настоящего мужчину» неким несокрушимым монолитом, этот образ имманентно противоречив, он предстает в разных культурных типах, прежде всего воина и созидателя (земледельца, строителя и т.д.). Содержание и соотношение этих моделей меняется в разные эпохи и в разных обществах. Нет единого канона маскулинности и сегодня. Тем не менее, мужскому началу, по традиции, приписывают более положительный и высокий статус.

Исследователи отмечают, что «женственность» в русском языке не совсем то, что и «женскость», вбирающая в себя все специфические признаки, характерные для женщины. Конечно, каждый человек, прежде всего мужчины, вкладывают в понятие «женственность» свой смысл, определенные качества, но по словарному определению женственность связывается с такими понятиями как мягкость, нежность, изящество. Женственность - антипод грубости, но поскольку все взаимосвязано, то грубость наложит отпечаток и на другие качества -и на доброту, и на хозяйственность. По нашим данным, у современной молодежи женственность связывается именно с нежностью, ласковостью (мягкостью), что подтверждается ответами 26,6 % респондентов-мужчин и 44,4 % женщин.

Иное содержание вкладывается в понятие «мужественность». Необходимость соответствия социальной роли защитника, которую у мальчиков формируют с детства, вынуждают мужчин к применению физической силы, нередко к грубости, агрессии. На вопрос «Что такое мужественность?» назвали силу 66,6 % мужчин и 88,8 % женщин.

«В сфере эмоций половые различия кажутся более выраженными, чем в умственных способностях», - говорит И. С. Кон. Женщинам положено быть более эмоциональными, а мужчинам, напротив, надо знать, как и какие именно чувства мужчинам положено или не положено проявлять. Эмоциональные реакции тесно связаны с биологическими различиями, с языком и гендерными особенностями эмоциональной культуры.

Таким образом, естественные различия в проявлении свойств нервной системы у девушек и юношей имеются, но они корректируются воспитанием. В спортивной же деятельности маскулинной по своему характеру, эмоциональные состояния спортсменов имеют немало отличий.

Мы поставили перед юношами и девушками такие вопросы: с каким эмоциональным состоянием у вас ассоциируется спортивный успех? А неудачное выступление в спортивных соревнованиях? Как повлияла на вас неудача?

На первый вопрос ответы были практически одинаковые: радость, восхищение, удовлетворение, ощущение выполненного дела у женщин коррелировалось с радостью, гордостью, возбуждённостью, восторгом и счастьем мужчин. (Интересно, что 20 % мужчин отметили усталость и утомление, а женщины о таких фактах не сообщили. Неудачи мужчины переживали более эмоционально, испытывая разочарование, обиду, злость, грусть, упадок сил.

В ответах девушек тоже отмечались грусть, обида, печаль. Но девушки более оптимистичны, остро ощущают возможность положительной перспективы («ничего, в следующий раз выиграю»), в них живет «надежда победить».

Приведённые нами примеры лишний раз подтверждают, что гендерные различия существуют, и надо учитывать не только физические возможности, но и психологические особенности мужчин и женщин.

Таким образом, реальные половые различия конкретных мужчин и женщин формируются в зависимости от сочетания биологических и социальных факторов. Гендеролога перешли от традиционного биологического подхода, объясняющего различия анатомического строения тела, к представлению о «маскулинности-фемининности», прежде всего как о нормативных представлениях и установках, какими должны быть мужчины и женщины. Поэтому можно согласиться с такими определениями:

Маскулинность и фемининность - это нормативные представления о психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин, связанных с дифференциацией половых ролей.

Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс характеристик поведения, возможностей и ожидания, детерминирующих социальную практику мужчин.

Фемининность (женственность) - соответственно, комплекс характеристик, или характерные формы поведения, возможностей и ожиданий, определяющие социальную практику женщины в данном обществе.

Такой оппозиции между мужчиной и женщиной, которая проявляется в социокультурных характеристиках, в природе на самом деле не существует. Реальная оппозиция определяется гендерной доминантой - преобладанием у личности фемининных или маскулинных качеств, что далеко не всегда совпадает с ее биологическим полом. Понятия «маскулинность» и «фемининность» используются для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» начал. Другими словами, это то, что «добавлено» к анатомии для получения мужской и женской гендерных ролей.

У ряда исследователей (в неспортивной аудитории) к маскулинным чертам отнесены умственные способности, лидерские качества, активность, агрессивность, сила, независимость, грубость; а к фемининным - эмоциональная экспрессивность, сексапильность, пассивность, мечтательность, чувствительность. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов мы проиллюстрируем с помощью анкетирования спортивно ориентированных молодых людей обоего пола, которые сами предложили свои характеристики мужественности и женственности. Среди перечисленных ими по собственной инициативе признаков различий мужчин и женщин они отметили разницу в поведении (более 60 %), манере общения, жизненных потребностях. В определении мужественности основные приоритеты у юношей и девушек совпадали. Они назвали такие качества, как сила (57,4 %), смелость (42,6 %), честность (28 %), храбрость (26 %), ум (24 %); так же присутствуют качества воля (11,1 %), выносливость (5,5 %), здоровье (3,7 %), настойчивость (1,9 %). Для мужчин характеристиками мужественности являются гордость, ответственность, служба в армии, уверенность в себе, рискованность, защита слабых, доблесть, рыцарство, а у женщин в той же характеристике преобладают более душевные качества, такие, как заботливый, любящий, отзывчивый, дружелюбный, готовый помочь. Женственностью и мужчины и женщины считают прежде всего красоту, доброту, нежность. Заметим, что наша аудитория в области гендерологии была совершенно не осведомленной, опрашиваемые мыслили конкретными представлениями о мужчинах и женщинах. Между тем фемининное начало в отличие от женского как биологического, полового, в наши дни предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности. Несмотря на естественный половой диморфизм, в обществе утверждается идея культурного равенства полов. В лучшем своем проявлении фемининное начало приводит к формированию гармоничных партнерских отношений. Его основные принципы - толерантность, взаимопомощь, взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала и «двусубъектность» в отношениях (Л. Н. Надолинская).

Смысл многих признаков маскулинности и фемининности, таким образом, оказываются исторически изменчивыми. Кроме того, исторически меняется их соотношение в идеальных представлениях о мужчине и женщине. Если раньше считалось, что мужественность и женственность - это признаки биологических половых различий, то теперь ставится вопрос о том, что и мужчины могут быть фемининными, а женщины - маскулинными. Перечисленные выше черты маскулинности и фемининности можно найти и у мужчин, и у женщин.

«Во всех языках, мифологиях и культурах понятия «мужского» и «женского» выступают одновременно как взаимоисключающие противоположности («мужское» или «женское») и как взаимопроникающие начала, носители которых обладают разными степенями муже-женственности... Сначала признаки маскулинности и фемининности «казались взаимоисключающими ... потом выяснилось, что маскулинные и фемининные свойства многомерны и могут у разных инди видов сочетаться по-разному, в зависимости как от природных, так и от социальных факторов» (И. С. Кон).

Известный американский гендеролог Сандра Бем в 1971 г. составила подробнейший опросник, имеющий название BSRI. Аббревиатура представляет собой ключевые слова: В - начальная буква фамилии автора, S - sex (пол), R - role (роль), I - inventory (список, опись). В целом ее можно перевести как «Список половых ролей», а точнее -«Опись черт, присущих маскулинности и фемининности». На этой основе С. Бем разработала концепцию андрогинии (а это фактически третийгендер), которая принесла ей мировую славу. Было обследовано большое количество респондентов. Человек, набравший наибольшее количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности, считается андрогинным. Соответственно, выделялись типы людей «мужественный» и «женственный», а термином «недифференцированный» обозначались те, кто набрал одинаково низкое количество баллов по обеим шкалам. Индивид, чьё самоопределение и поведение совпадает с тем, которое в его культуре является гендерно-соответствующим, определялся как гендерно-типичный. С. Бем доказала, что «маскулинность и фемининность - не более чем культурные стереотипы, которым люди следуют на свой страх и риск». Отступление от гендерной поляризации больше не приравнивалось к патологии. Концепция андрогинии дала новый импульс для пересмотра традиционных психологических представлений о маскулинности-фемининности.

В дальнейшем С. Бем посчитала, что концепция андрогинии не позволяет решить главной проблемы гендерологии-уничтожения гендерного неравенства, и с 1977 г. занялась именно ею. В 1993 г. вышел ее капитальный труд «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» (русский перевод 2004 г.). С. Бем пришла к выводу, что концепция андрогинии сама по себе воспроизводит ту гендерную поляризацию, которую пытается ослабить, а для уничтожения гендерного неравенства необходимы не только личностные, но и законодательные перемены. Исследователь подчёркнула, что теперь её понимание гендера - мужского и женского - зиждется не на эмпирических исследованиях различий между человеческими существами (чем она занималась, выявляя черты андрогинии), а на теоретических поисках: «Сместив фокус своего исследования с андрогинности к гендерной схематичности, я хотела доказать, что считаю маскулинность и фемининность культурными конструкциями», которые исторически развиваются и изменяются».

Несмотря на ряд серьезных критических замечаний в адрес концепции андрогинии (о них рассказала сама С. Бем), она сохраняет свое научное значение и используется в дальнейших исследованиях, в том числе и в России. Такие идеи как совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт и поддержка такого типа общества, в кото ром индивиды сочетают в себе лучшие как маскулинные, так и фемининные черты, популяризуются и в отечественной гендерологии.

Андрогиния лежит в основе вариативности гендерных ролей, которая подразумевает не только переход от женской роли к мужской (и наоборот), но и смену разновидностей этих ролей отсюда появление такого понятия, как ролевая гибкость, то есть «способность личности легко переходить от одной роли к другой и конструктивно их использовать в меняющихся условиях социальной действительности» (Ж. А. Старовойтова). В современном социуме на процесс дифференциации гендерных (маскулинность/фемининность) ролей влияет множество факторов идеологического и социоэкономического характера.

Таким образом происходит максимальное развитие маскулинного и фемининного начал в человечестве, а не некое усреднение человеческого рода. В самом акте создания и эволюции мира заложен принцип многообразия. Человечество, стремясь к увеличению потенциальных возможностей женщин и мужчин, к своего рода андрогинии в социальной и психологической сферах, не должно идти к уныло-однообразному «среднему роду». Как красота природного мира заключена в его многоцветии, неповторимости, бесконечном разнообразии видов, так и человеческий род должен наслаждаться многогранностью своего существования, многогранностью, в которой основная дихотомия - мужское/женское - выступает в самых различных сочетаниях и вариациях. Именно это придает жизни удивительную мно-гоцветность.

Гендерология - молодая наука; исследования в области общей гендерологии и в области частных гендерных исследований, отражающих специфику других гуманитарных наук, в том числе и теории и методики физической культуры, перспективны и обещают дать интересные результаты, имеющие большое практическое значение. В постсоветский период, когда общество стало избавляться от прямолинейно понимаемого равенства мужчины и женщины, стали особенно актуальны гендерные исследования, в том числе в области физической культуры и спорта. В спорте рецидивом феминизма можно считать факты участия женщин в «боях без правил», популярность женского бокса, футбола, культуризма, пауэрлифтинга и т.д., порождённые борьбой за абсолютное равенство полов. А гендерология, повторяем, утверждает партнёрскую (биархатную) модель взаимоотношений мужчин и женщин, основанную на принципах толерантности, взаимодополняемости, сотрудничества, и именно она в идеале должна утвердиться в спорте. Исследования по женскому спорту становятся полем столкновения двух, в сущности, разных концепций: феминистской, склоняющейся к абсолютному равенству полов в спортивных достижениях и гендерной, учитывающей гендерные роли женщины в комплексе.

«Нам не следует соперничать с мужчинами, нам следует работать вместе с ними. Мы не собираемся подражать мужчинам. Я рада, например, что женский хоккей на льду стал олимпийским видом спорта не потому, что есть мужской хоккей на льду, а потому, что женщины тоже начали играть в хоккей на льду и упорно добивались включения его в олимпийскую программу. И женщины играют не в мужской хоккей, а в свой -- женский. Мы должны гордиться, что нам есть что предложить для серьезного рассмотрения» (Кэрол Энн Летрен).

«Определение степени принятия индивидом гендерно-специфических форм поведения, предписываемых культурой и влиянием культурологических особенностей спортивной деятельности на личностные компоненты спортсменов, - новая и актуальная задача современной спортивной науки» (Т. В. Артамонова).

Подчеркнем еще раз, что речь идет о маскулинности и фемининности не в биологическом смысле, а в социокультурном, так что к спортсменам маскулинного типа, с одной стороны, и к спортсменам фемининного типа, с другой относятся как мужчины, так и женщины, независимо от того, каким видом спорта они занимаются.

Рассматривая гендер как социальный и психологический пол, как социальный конструкт, не утративший, однако, связи с биологическим полом, мы находим немало подтверждений этому в сфере физической культуры. Ведь когда мы говорим о женщине, занимающейся маскулинным видом спорта, имеющей ярко выраженные черты маскулинности, мы все-таки говорим о женщине, а не о мужчине. Как заметил И. С. Кон, «...бесполый гендер - такая же нелепость, как внесоциальная сексуальность».

Гендерные аспекты теории физической культуры разрабатывались в работах, посвященных женскому спорту (особенно выделим статьи Л. И. Лубышевой в журнале «Теория и практика физической культуры» (2000, №6), гендерной асимметрии в Олимпийском движении (С. Н. Мягковой), социополовой проблематике в целом (Г. Б. Горской и ее школы), в диссертационных исследованиях Н. С. Цикуновой (2003), С.С. Родомановой (2007), А. Л. Ворожбитовой (2008), в социально-педагогически ориентированных работах Е. В. Утишевой, И. Н. Таран и др. Успехом у россиян пользовались публикации на страницах российского журнала «Теория и практика физической культуры» пользовались публикации польских специалистов, таких, как С. Соха, Т. Соха, Е. Садовски, В. Староста. Сама постановка вопроса о женском спорте является важной гендерной проблемой. Наряду с ними стали появляться и исследования о мужском спорте (в прошлом столетии такие исследования были скорее «внегендерными» и специфику мужской физиологии и психологии в полной мере они не учитывали). И только в наши дни в спортологии появляются подлинно мужские исследования. Например, зарубежный ученый М. Месснер в период с 1983 по 1985 год провел 30 интервью с бывшими спор тсменами для исследования формирования маскулинности и тех изменений, которые она претерпевает, взаимодействуя с социальным миром профессионального спорта. Различные авторы исследуют физиологические особенности мужчин, занимающихся теми или иными видами спорта, особенности тренировки мужских сборных команд и различными другими вопросами.

Подробнее остановимся на эксперименте, проведенном Т. В. Артамоновой, имеющем непосредственное отношение к данному параграфу. Ею были обследованы спортсмены, занимающиеся спринтерским бегом, бегом на средние дистанции, барьерным бегом, плаванием, греблей на байдарках, футболом, баскетболом, гандболом, волейболом, боксом, тхеквондо, дзюдо, прыжками в длину, прыжками в высоту, тройным прыжком, прыжком с шестом, метанием копья, толканием ядра, тяжелой атлетикой, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, спортивной акробатикой, легкоатлетическим многоборьем. И во всех случаях, разграничивая такие факторы личности, как интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные. «Накладывая» на них гендерные показатели маскулинности и фемининности, исследователь пришла к следующим выводам: уровень маскулинности/фемининности находится у женщин под большим влиянием личностных показателей и вида спортивной деятельности, чем у мужчин, тогда как показатель гендерного типа у мужчин мало влияет на проявления их личности. Традиционный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку воспитывает качества, стереотипно воспринимаемые как маскулинные. Одновременно спорт, в котором самоцелью являются достижения в области физической подготовки и спортивного результата, во многом не согласуется с типичным образом женственности. У женщин влияние гендерного типа более выражено в зависимости от вида спорта по классификации В. С. Якимовича. Так, в автономных видах спорта это влияние взаимообусловлено факторами интеллектуальной и коммуникативной сфер, в антагонистических видах спорта - факторами интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. При аналогии ответив на действия соперника - факторами эмоционально-волевой и особенно коммуникативной сфер в структуре личности.

Разница в поведении спортсменов определялась не только принадлежностью к тому или иному гендерному типу - маскулинному или фемининному, - но, как показала Т. В. Артамонова, и чисто личностными качествами: интеллектуальными, эмоционально-волевыми, коммуникативными. Так, маскулинные и фемининные мужчины, маскулинные женщины обычно избегают неопределенности под влиянием эмоционально-волевых факторов личности, имеющих генетическую основу, а фемининные женщины - под влиянием коммуникативных факторов. Мы приводит этот отдельный пример для того, чтобы показать сложность процесса идентичности гендера и предостеречь от излишне прямолинейного разделения социокультурных полов и гендерных ролей в спорте на мужские и женские. В их формировании участвует множество показателей культурологических параметров и факторов личности.

В рамках гендерных исследований спорта сохраняется устойчивый интерес к многогранному изучению женской проблематики. С. Н. Мягкова, например, показала, как складывалась гендерная асимметрия маскулинного/фемининногов сфере физической культуры и спорта, как на развитие женского спорта влияло андроцентристское мышление, каким способом «можно разрешить гендерные конфликты в международном спортивном и олимпийском движении».

Вывод

Если в прошлом радикальным феминистским взглядам были присущи такие крайности, как требования абсолютного равенства мужчин и женщин всегда и во всём, (представления о жизни как о войне полов, причём, как говорится, не на жизнь, а на смерть), то для современных гендерологов, особенно учитывающих отечественные традиции, идеалом являются биархатные отношения, гармония полов, их равенство не только в сходстве, но и вразличиях, в том числе и в спорте.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое гендер? Дайте развернутую характеристику этому явлению.
  • 2. Что такое «гендерные роли»? Почему длительное время женщины не допускались к занятиям спортом?
  • 3. Что такое маскулинность, фемининность? Андрогинность?
  • 4. Находите ли вы у себя лично какие-то черты маскулинности, фемининности, андрогинности? Довольны ли вы своим гендером?

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • 1. Ворожбитова А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб, пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.216 с.
  • 2. Ворожбитова А. Гендерная метатеория физической культуры. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 111c.
  • 3. Петрова P. Г. Гендерология и феминология: учеб, пособие для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2014. 270 с.

Дополнительная

  • 1. Вишневский В. А., Усаева Н. Р. Гендерный анализ взаимосвязи эффективности мышечной и психической деятельности с успеваемостью на различных этапах школьного онтогенеза И Теория и практика физической культуры, 2015. № 4. С. 86-89.
  • 2. Гендерная психология: практикум / под ред. И. С. Клециной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2009. 496 с.
  • 3. Дамадаева А. С. Проблемы формирования маскулинности-феминности И Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной гендерологии». Вып. 5. М.-Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2010. С. 18-20.
  • 4. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб. [и др.]: Питер, 2010. 688 с.
  • 5. Ильиных С. А. Гендерные исследования: специфика подхода к понятию «гендер» и некоторые особенности интерпретации данных// Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной гендерологии». Вып. 5. М.-Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2010. С. 36-42.
  • 6. Кон И. С. Кризис бесполой педагогики // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. Волгоград: Перемена, 2009. С. 3-11.
  • 7. Орлянский С. А. Гендерология: учеб.пособие / науч. ред. В. А. Авксентьев; Федер, агентство по образованию, Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь: СГУ, 2007. 147 с.
  • 8. Утишева Е. В. Гендерное образование в НГУ им. П. Ф. Лесгафта как фактор совершенствования системы профессионального образования в областифизическойкультурыиспорта(социально-философскийаспект)// Социология физической культуры и спорта: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием IX Санкт-Петербургских социологических чтений. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2017. С. 129-131.
  • 9. Филоненко В. И. Гендерные особенности социализации студенческой молодежи вузов: монография / В. И. Филоненко, Ю. В. Филоненко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Южный федер. ун-т. М.: Вузовская книга, 2013. 237 с.
  • 10. Шепелева И. Н. Женщины в профессиональном спорте // Актуальные проблемы современной гендерологии. Вып. 4. 2009. С. 319-322.

Методическая

1. Ворожбитова А. Л. Основы гендерной теории физической культуры: уч.-метод, пособие. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2008. 56 с.

Интернет-ресурсы

  • 1. Денисова А. А. Словарь гендерных терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/docs/document22087/content
  • 2. Ерохина Л. Д., Ерохин А. К., Коваленко С. В., Митина Н. Г., Сазонова Л. А., Соколова И. А., Соколюк Н. В., Царева Н. А.Гендерология и феминоло-гия. М.: Флинта, 2013. 384 с. ГКД: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_ red&id=363893&sr=l

3. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции

  • 1. О понятии «стереотип».
  • 2. Гендерные стереотипы и их проявление в физкультурно-спортивной деятельности.
  • 3. Классификация видов спорта в аспекте влияния гендерных стереотипов.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >