Примечания

  • 1 Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову// Мир Вслимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911 — 1998. М., 2000. С. 27.
  • 2 Якобсон Р. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Изд. подгот. И. Чернов. Тарту, 1976. С. 59—60 (перевод составителя). Оригинал см.: Readings in Russian Poetics. Cambridge & London, 1971. P. 82—87; по-французски — Jakobson Roman. Questions de la poetique. Paris, 1973. P. 145—151.
  • 3 Тынянов Ю. H. О Хлебникове // Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 373.
  • 4 См. дискуссию на эту тему в «Новом литературном обозрении» (2013. № 113).
  • 5 Зонтаг С. Против интерпретации другие эссе. М., 2014. С. 17.
  • 6 Там же. С. 22.
  • 7 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя Розы. Роман. С. 428.
  • 8 Ср. с иронической рефлексией М. М. Зощенко в рассказе «Землетрясение» (1930): «Чего хочет автор сказать этим художественным произведением?» (Зощенко М. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1986. С. 443). Далее у Зощенко следует совершенно однозначная «автоинтерпретация»: «Этим произведением автор энергично выступает против пьянства. Жало этой художественной сатиры направлено в аккурат против выпивки и алкоголя» (Там же. С. 443-444). Это своеобразная пародия на интерпретацию как таковую.
  • 9 Набоков В. Американский период. Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1999. С. 377.
  • 10 Зонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. С. 24.
  • 11 О специфике интерпретаций научно-филологической см.: Довгий О. Сергеева-Клятис А. Интерпретация литературного произведения: Пособ. для студентов. М., 2017. С. 5-29.
  • 12 Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1987. С. 348.
  • 13 Богомолов Н. А. У истоков символистской критики // Критика русского символизма. Т. 1. М„ 2002. С. 8.
  • 14 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 2. Проза. М., 1990. С. 188.
  • 15 Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 175.
  • 16 Энгельгардт Б. М. Формальный метод в истории литературы. Л., 1927. С. 116.
  • 17 Там же. С. 115.
  • 18 Трифонов Ю. Как слово наше отзовется... Диалог с Л. Аннинским о современной критике И Новый мир. 1981. № 11. С. 237.
  • 19 Там же.
  • 20 Экштут С. А. Юрий Трифонов. Великая сила недосказанного. М., 2014.
  • 21 Чупринин С. Дефектура // Знамя. 2014. № 7. С. 184.
  • 22 Тынянов Ю. Н. Промежуток//Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 169.
  • 23 Тынянов Ю. Н. Блок и Гейне // Об Александре Блоке. Пг.: Картонный домик, 1921.С. 264.
  • 24 Там же. С. 240.
  • 25 Там же.
  • 26 Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 351.
  • 27 Цит. по: Тынянов Ю. И. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 396.
  • 28 Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. С.123.
  • 29 Там же. С. 118.
  • 30 Белый А. Авторские предисловия к сборникам стихотворений // Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. М.: Республика, 1994. С. 480.
  • 31 Там же. С. 484.
  • 32 Ронен О. Блок и Гейне // Звезда. 2002. №11.
  • 33 Белый А. Авторские предисловия к сборникам стихотворений. С. 487—488.
  • 34 Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. С. 148.
  • 35 Там же. С. 144.
  • 36 Подробнее о нем см.: Новиков Вл. По ту сторону успеха: Повесть о Михаиле Панове // Новый мир. 2015. № 7. С. 9-68.
  • 37 Панов М. В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 518.
  • 38 Последующие лауреаты: Евгений Рейн (2012), Евгений Евтушенко (2013), Геннадий Русаков (2014), Юлий Ким (2015), Наум Коржавин (2016), Максим Амелин (2017).
  • 39 Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 417.
  • 40 Азарова Н. М. Критерий «адресат» в установлении границ поэтического дискурса//Логический анализ языка: Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012. С. 233.
  • 41 Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. М., 1982. С. 18.
  • 42 История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко и Г. Тиханова. М., 2011. С. 496.
  • 43 Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Проза. М., 1990. С. 179.
  • 44 Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. Лондон, 1988. С. 436.
  • 45 Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М.: Аграф, 2002. С. 390.
  • 46 Каида Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008. С. 5.
  • 47 Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903—1919. М., 2001. С. 297.
  • 48 Там же.
  • 49 Белый А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997. С. 431.
  • 50 Там же. С. 437.
  • 51 Там же. С. 441.
  • 52 Там же. С. 442.
  • 53 Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. С. 419.
  • 54 Там же. С. 420.
  • 55 Там же. С. 362.
  • 56 Там же.
  • 57 Вейдле В. О Блоке // Александр Блок: pro ct contra. СПб., 2004. С. 381.
  • 58 Эйхенбаум Б. М. О литературе. Работы разных лет. М., 1987. С. 353.
  • 59 Там же. С. 365.
  • 60 Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Л., 1986. С. 369.
  • 61 Там же. С. 405.
  • 62 Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие // Шкловский В. «Еще ничего не кончилось...» М., 2002. С. 233.
  • 63 Там же. С. 233-234.
  • 64 Там же. С. 233.
  • 65 Там же.
  • 66 Блок А. А. Собр. соч.: В8т.Т. 8. С. 115-116.
  • 67 Там же. С. 116.
  • 68 Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие. С. 232.
  • 69 Шкловский В. Б. Гамбургский счет. Статьи—воспоминания—эссе (1914—1933). М.,
  • 1990. С. 440.
  • 70 Там же. С. 454.
  • 71 Шкловский В. Б. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 53.
  • 72 Шкловский В. Б. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1973. С. 87.
  • 73 Там же. С. 152.
  • 74 Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990. С. 241—242.
  • 75 Блок А. А. Поли. собр. соч. и писем. В 20 т. Т. ??. М., 1999. С. 182.
  • 76 Богомолов Н. А. Высоцкий—Галич—Пушкин, далее везде // Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, претимущественно о поэзии. М., 2004. С. 437.
  • 77 Там же. С. 438.
  • 78 Кулагин А. Высоцкий и другие: Сб. статей. М., 2002. С. 44.
  • 79 Кулагин А. Поэзия Высоцкого. Творческая эволюция. М., 1997. С. 87.
  • 80 Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову// Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911 — 1998. М., 2000. С. 27.
  • 81 Тынянов Ю. Н. О Хлебникове //Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. М.,2002. С.375.
  • 82 Тынянов Ю. Н. О Хлебникове. С. 364.
  • 83 Там же. С. 375.
  • 84 Панов М. В Сочетание несочетаемого// Мир ВелимираХлебникова. Статьи и исследования 1911-1998. М., 2000. С. 307.
  • 85 Там же.
  • 86 Там же. С. 309.
  • 87 Грюбель Р. Во время, вне времени и рядом со временем. Календарное время у Велимира Хлебникова, Даниила Хармса и Владимира Сорокина // Велибир Хлебников, бу-детлянский поэт. Лион, 2009. С. 394.
  • 88 Старкина С. Велимир Хлебников: Король времени. Биография. СПб., 2005. С. 285.
  • 89 Панов М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе. Предисл. и коммент. Л. Б. Парубченко. М.: Фонд развития фундаментальных лингвистических исследований,2014.
  • 90 Северская О. И. Эссеистическая поэтика (на материале литературы рубежа XX— XXI вв.) // Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 162.
  • 91 Новикова О. Безумствую любя. Повести, новеллы. М., 2008. С. 99.
  • 92 Солженицын А. Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания. Часть первая (1974-1978)// Новый мир. 1999. № 2. С. 139.
  • 93 Синоним легкости — «пустота как источник свободы» — см.: Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература XX века (1950-1990-е годы): В 2 т. Т. 1. М., 2008. С.370.
  • 94 «Великий писатель земли русской». Выражение пришло от тургеневского письма Льву Толстому, где, впрочем, было: «Великий писатель русской земли».
  • 95 Эйдельман Н. О личном счастье: Вместо послесловия // Старатель: Еще о Высоцком: Сб. М., 1994. С. 356.
  • 96 Новиков В. И. Окуджава—Высоцкий—Галич: Проект исследования // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 1. М.: ГК.ЦМ В. С. Высоцкого, 1999. С. 233—240.
  • 97 Зайцев В. А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиция. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2003; Кулагин А. В. У истоков авторской песни: Сб. статей. Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010; и др. работы автора, а также монографии и статьи А. Е. Крылова, И. Б. Ничипорова, И. А. Соколовой.
  • 98 Гармоничность психологического облика и житейского поведения Окуджавы с замечательной зоркостью и точностью передана Г. Красухиным в его мемуарной книге «Портрет счастливого человека: Книжечка о Булате» (М., 2012).
  • 99 Вознесенский А. Властитель чувств // Вознесенский А. На виртуальном ветру. М., 2000. С. 201-220.
  • 100 Новиков Вл. Властитель чувств // Новиков Вл. Заскок. Эссе, пародии, размышления критика. М., 1997. С. 183—195.
  • 101 Быков Д. Окуджава. М„ 2011. С. 734-743.
  • 102 «...В 1993 г. Окуджава выступал в Минске на гастролях, и перед концертом я на ступенях филармонии сломал его пластинку. Собралось около 1000 человек, которые выразили неприятие его отношения к расстрелу Верховного Совета. Во время этих драматических событий были убиты полторы тысячи мирных граждан. А он принял эту трагедию с радостью и удовольствием. Для меня это стало потрясением. Окуджава был моим кумиром, я все его песни знал наизусть, пел». — Владимир Гостюхин: Я завидовал патриотизму китайцев. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://www.belactors.info/ actors/f_k/gostuhin_pressa7.html.
  • 103 Войнович В. «А я ему не позвонил...» // «Все не так, ребята...». Владимир Высоцкий в воспоминаниях друзей и коллег. М., 2017. С. 276.
  • 104 Вениамин Смехов о себе, о евреях и еврействе. [Электронный ресурс.) — Режим доступа: http://www.radionvc.com/ru.
  • 105 Нагибин Ю. О Галиче — что помнится // Галич А. Генеральная репетиция. М.,
  • 1991.С. 526.
  • 106 См.: Богомолов Н. А. К истории первой книги Александра Галича // Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова: статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004. С. 359—381, где содержится подробный разбор книжки и в приложении воспроизведен ее текст.
  • 107 Богомолов Н. А. «Красавица моя, вся стать...»: Александр Галич и Борис Пастернак // Галич: Новые статьи и материалы. Вып. 3. М., 2009. С. 127.
  • 108 См.: Богомолов Н. А. Александр Галич: поэтика интертекстуальности. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/07/21/bogomolov/.
  • 109 Нейгауз Г. Мария Юдина. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http:// berkovich-zametki.com/Nomer28/Neuhausl.html.
  • 110 Крымова Н. Имена: Высоцкий: Ненаписанная книга. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2008.С. 126.
  • 111 Разбор этого пассажа см. в кн.: Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарий к песням поэта. 2-е изд., испр. и доп. М.: Булат, 2010. С. 285. Многочисленные комические (втом числе пародийные) подтексты поэзии Высоцкого продолжают обнаруживаться и другими исследователями: см. комментарии М. Раевской к однотомнику в серии «Библиотека всемирной литературы» — М.: Эксмо, 2010; примечания П. Фокина к 11-томному иллюстрированному изданию — СПб.: Амфора, 2012; и др.
  • 112 Высоцкий В. Устная проза // Высоцкий В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 2008. С. 194-195.
  • 113 Перевозчиков В. Правда смертного часа. Посмертная судьба. М., 2000. С. 343.
  • 114 Новиков Вл. Поэтика скандала // Новиков Вл. Роман с литературой. М., 2007. С. 85.
  • 115 Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни. Комментарий к песням поэта. М., 2010. С. 268—269.
  • 116 Высоцкий В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Песни 1971-1980. М„ 2008. С. 167-168.
  • 117 Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни. С. 270.
  • 118 Высоцкий В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. С. 339.
  • 119 Тамже. С. 340.
  • 120 Высоцкий В. Ловите ветер всеми парусами! СПб., 2012. С. 73.
  • 121 Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни. С. 269.
  • 122 Новиков Вл. В Союзе писателей нс состоял... Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.С. 151.
  • 123 Катаев В. Собр. соч.: В Ют.Т. 7. М., 1984. С. 215.
  • 124 Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1. М., 1963. С. 499.
  • 125 Батурин Ю. Текст, воспринимаемый и мобилизующий (Песни Владимира Высоцкого как поэтико-политическая публицистика) // Политическая наука в условиях перестройки: взгляд на актуальные проблемы современности: Сб. статей. М., 1988. С. 295.
  • 126 Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В. А., Земская Е. А., Милославский И. Г., Панов М. В.; подред. В. А. Белошапковой. М., 1981. С. 28.
  • 127 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1978. С. 11.
  • 128 Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989. С. 23.
  • 129 Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 417.
  • 130 Айги Г. Разговор на расстоянии. С. 30—31.
  • 131 Гете И. В. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1976. С. 400.
  • 132 Зубова Л. В. Языки современной поэзии. М., 2010. С. 27.
  • 133 Кстати, в конце процитированной выше строфы о русских поэтах в первоначальной рукописи и в фонограмме домашнего чтения было: «А не Аннабели — ёб их / ведь...». В письме Сосноры к О. и Вл. Новиковым от 22 января 1980 г. по этому поводу говорится: «В “Балладе Э. По” совершенно ничтожно и незакономерно звучит строка А не Аннабели — ёб их... и т.д. <...> То, что на месте и точно в “Мой милый”, или в “Дне Будды”, — никак не подходит к сей “Балладе”. Пожалуйста, замени: А не Аннабели Яблок... это и в звуковом отношенье и в смысловом — тоньше и ироничнее. Здесь лобовой удар — пошловат, в обшем-то не по возрасту (стиха!)».
  • 134 Ср. название статьи А. Арьева «Арфография. О прозе В. Сосноры, опубликованной и неопубликованной» (Согласие. 1993. № 3): смысл каламбура здесь тоже в замене нейтрального «орфо» на «арфу», в противопоставлении обыденной «правильности» и высшего, музыкального начала.
  • 135 Радзишевский В. Триумф без трагедии: Три дня на дружеской ноге с Сергеем Довлатовым // Лит. газета. 1998. 13 мая. № 18—19.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >