Становление концепции милосердия в буддизме

Как ночь неспящего долга, Как тяжек долгий путь ночной;

Кто истины не хочет знать, Рождений цепь того гнетет.

Так гласит буддистская пословица. Жизнь на земле есть странствие по чужой стране, которое человек, обладающий истинным знанием, не стремится затянуть. Будда указывает путь спасения от внутреннего противоречия, характерного для человеческой жизни. Избавление от страдания - вот основной мотив учения Будды. Бежать от всепроникающего зла существования - вот цель нравственной жизни. Спасение состоит в разрушении нас самих. Поскольку нирвана есть высшая цель, все формы поведения, положительно ведущие к ней или приводящие к прекращению новых рождений, хороши, а противоположные формы - дурны. Обычные мерила мирских ценностей требуют изменения.

В монографии рассматривается именно ранний буддизм, т.е. учение, существовавшее чуть больше столетия с момента начала проповеди (конец VI - начало V века). Дело в том, что буддизм очень быстро породил огромное количество различных школ и направлений. Поэтому как основы учения нами рассматриваются основные принципы, заложенные ещё при жизни Будды и признаваемые фактически всеми направлениями.

Характерной особенностью индо-буддийской культурной традиции является то, что лежащий в ее основе буддизм, не является религией в собственном смысле этого слова. Он представляет собой сложившийся религиозно-философский, мировоззренческий комплекс, который выполняет не только религиозные функции, но является менталитетом, образом мышления индо-буддийского Востока. Если, например, христианство или ислам оказали и продолжают оказывать непосредственное влияние на миропонимание исповедующих их народов, определяют характер их космологических и космогонических представлений, но в то же время все-таки не тождественны последним, то в рамках индо-буддийской традиции такое «влияние» проследить невозможно. Понятие религии по сути дела тождественно здесь понятиям философии, мировоззрения, менталитета.

Наиболее характерной чертой буддизма является признание некоего мирового космического принципа, «мирового закона», предшествующего существованию природы и человека. Роль конкретных богов по сравнению с «космическим законом» не столь существенна и часто сводится лишь к индивидуализированному воплощению его принципов, даже к зависимости от него. Поэтому вера в богов, создающих мир и управляющих им, не обязательна.

В индо-буддийской традиции отсутствует «западная» идея одноразовости и однонаправленности мирового процесса, подчеркивающая центральную священную роль прихода Спасителя. Ее место занимает здесь идея вечного повторения, а также идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с космической историей. Мир находится в бесконечном круговороте, он не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, божественный мир, неподвижный и вечный, в обезличенном облике «мира закона». Вечно меняющийся земной мир (сансара) лишь подчеркивает этот покой и неизменность.

«Мировой закон» реализует себя через моральное поведение людей. После смерти, в зависимости от нравственного содержания прожитой человеком жизни, душа под новым именем и в новой форме вновь обретает жизнь, возможно в более высоком или более низком социальном статусе, диапазон возможных перерождений очень широк.

Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Буквальный перевод санскритского слова «карма» («действие») не способен передать его содержания. Карма наследуется от предыдущих существований, которые обусловливают настоящее существование. В свою очередь, настоящее существование (моральное поведение человека) определяет последующую карму. Взаимодействие бесчисленных карм «вращает» вечное колесо жизни -сансару. Здесь нет Бога, которого можно было бы умолять о помиловании, здесь невозможно «стереть» грехи жизни покаянием, -здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», который «срабатывает» четко и неумолимо. Но зато здесь нет и вечной смерти (христианского и мусульманского ада), - здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь перерождений и смертей, бесконечное «вращение» всех живых существ в кругу перерождений.

Сама карма рассматривается как сумма пороков и добродетелей человека, которые складывались из историй всех перерождений, которые прошла душа. Под кармой буддисты понимают сознательные поступки человека, а также его намерения. Таким образом, то, кем является человек при жизни, — это результат кармы. Два первых стиха «Дхамма-пады», излюбленного буддийского текста, обобщают сущность кармы:

То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь; наша жизнь есть порождение нашей мысли.

Если человек говорит и действует с нечистыми помыслами, страдание следует за ним, как колесо повозки - за животным, впряженным в повозку.

Если человек говорит и действует с чистыми помыслами, радость следует за ним, как его собственная тень.

Закон кармы у буддистов заставлял простых мирян задуматься о том, что следует в сегодняшней земной жизни заложить основы появления положительной кармы, которая в будущем должна привести человека к состоянию нирваны. Надо было соблюдать нравственные правила поведения, чтобы позитивная составляющая кармы увеличивалась, а негативная ослабевала.

Для усиления позитивной кармы требовалось также неукоснительно соблюдать два правила: нельзя причинять зла другому человеку и природе, а также нельзя отвечать злом на зло, чтобы не увеличивать его в мире.

Учение о карме, нравственной причинности, показывает, что все существующее порождено желанием. Вместе с Кантом Будда мог бы сказать, что единственная вещь в мире, обладающая абсолютной ценностью, - это добрая воля, воля, свободно определяемая нравственным законом. Все человеческие существа способны стремиться к добру ради добра как такового. Индивидуальность прекращается, когда воля устает и действие прекращается. Действие прекращается, когда прекращается наслаждение органов чувств предметами. Это наслаждение прекращается, когда признается преходящесть жизни. Мы должны стараться разрушить сложное я, чтобы помешать его новому образованию. Найти спасение от цепи новых рождений в блаженстве вечной жизни - вот идеал буддизма.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В буддизме состояние человека, достигшего освобождения, называется нирваной.

Еще один ключ к пониманию индо - буддийской традиции -идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого Абсолюта, отношение к эмпирическому бытию как к страданию (даже если сам человек этого и не осознает), а к «успокоенному» бытию -нирване - как к блаженству. Слово нирвана переводится с санскрита как «медленное затухание огня». Этим термином обозначается определенное душевное состояние, которого может достичь человек усилиями собственной воли. Это состояние определенного самососредоточения и «недеяния», предельного «погашения» своих эмоций, желаний, стремлений. Нирвана не есть небытие, это -инобытие, состояние «позитивное». Речь идет, по сути дела, о том, чтобы затормозить или даже вообще приостановить всякое движение и деятельность во внешнем пространстве, усилием самоконцентрации, сосредоточением духовной энергии создать пространство внутреннее, обладающее принципиально иными характеристиками, подобно тому, как внутри чувственно воспринимаемого нами трехмерного мира существует мир (микромир), законы которого описывает квантовая механика.

Состояние нирваны означает и обретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого бытия, жизни и смерти. «Мудрец не оплакивает в сердце своем ни тех, кто живет, ни тех, кто умер» - гласит тибетская мудрость.

Индо-буддийское учение о личном спасении - это учение о путях приближения к Высшему Знанию, о путях познания Высшей Истины, о путях духовного просветления. Индо-буддийский Восток различает три уровня знания:

  • 1) неведение (авидья);
  • 2) понятийное, «научное» знание (виджняна);
  • 3) всезнание (праджня).

Говоря «западным» языком, первому уровню соответствует дологическое мышление, второму - логическое, третьему -надлогическое (хотя в действительности это просто иная, «незападная» логика). Путей приближения к истине, как здесь считают, может быть столько же, сколько людей на Земле, да и сама эта абсолютная Истина может каждым пониматься по-своему. Но, в 31

любом случае, ее познание предполагает «выход» на третий уровень знания: слияние с Абсолютом, с «космическим законом», переживание (а не только осмысление) своего единства с миром, «вхождение» в ритм Вселенной, «пропускание мира через себя».

В «загрязненности» сознания, в консервации его на уровне авидьи индо-буддийская культура всегда видела корень всех бед -личных, социальных, природных. И если нирвана доступна далеко не всем, то очистить свое сознание может каждый, и к этому следует стремиться.

Достигнуть «просветления» человек может и должен только сам; роль посредников (священных книг, духовных наставников) в буддизме хотя и велика, но второстепенна. Для этого требуется упорный труд, сила воли, смиренномудрие, которые могут обеспечить прохождение необходимых ступеней подготовки.

Главный источник спасения - собственное Я. Японский мыслитель Догэн (XIII в.) вопрошал: «Если истинное просветление не в тебе, тогда где же оно?». Формулируя свое учение, Будда использует принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Человек может вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

Таким образом, важной особенностью буддизма, сближающей его со всеми другими мировыми религиями, является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь.

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма - «Дхаммападе»: «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается невзволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к миру - свободным от привязанностей.

Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.

Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил все, что возможно совершить».

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Не рождение или происхождение, а лишь поведение делает человека высшим или низшим, брахманом или шудрой. Ценности заключены в самом человеке и не зависят от богатства, знатности и даже богов. Таким образом, буддизм уравнял всех людей. Принцип всеобщего равенства - черта, объединяющая все три мировые религии. Собственно говоря, именно поэтому они и стали мировыми.

Буддизм как мировая культурная традиция начинается с того момента, когда Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь. Незадолго до смерти он сформулировал принципы своего учения: «четыре благородные истины», «теория причинности», «непостоянство элементов», «срединный путь», «восьмеричный путь». Равенство людей по рождению было одной из «первооснов» учения.

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц -дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезает бесследно, образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с Законом кармы -воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни.

Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) безначальна и никем не сотворена. Ее причина - аффекты и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла.

Подобно тому, как каждое живое существо в отдельности умирает и в соответствии со своей кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает из пустоты, проходит цикл развертывания и пребывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и абсолютно изоморфных миров. Но все эти миры не выходят за пределы сансарического существования и отличны от нирваны - высшей цели буддизма.

Один из важнейших принципов буддизма - отношение к Небытию как к потенции жизни. Если, например, в христианстве или исламе границы между Бытием и Небытием абсолютны, то здесь они относительны. Небытие суть то, откуда все появляется и куда все возвращается для нового возникновения. Здесь ничто не «существует» в «западном» понимании этого слова: все движется, все дхармы находятся в пути, в процессе перехода из небытия в бытие и обратно и поэтому воспринимаются как существующие и несуществующие в одно и то же время. Ничто не вечно, жизнь есть изменения, но вечны законы этих изменений; они реальны, ибо не подвержены воздействию времени.

Принцип абсолютности Небытия и относительности Бытия определил трактовку проблемы личности. Согласно буддизму, личности как таковой нет, - это всего лишь поток дхарм. Индивидуален путь, которым каждый человек идет к своему освобождению, и в этом смысле личность есть в то же время некоторая целостность.

В контексте буддизма личность никогда не воспринималась как «западная» tabula rasa («чистая доска»); она есть ежесекундное порождение Космоса, она исходит из бесконечности, изначально неся в себе все ее великие потенции. То, что присутствует в любой личности изначально, ее истинное Я неизмеримо больше того, что эмпирически проявляет себя в реальной жизни. Поэтому «развивать» личность для носителя буддийской традиции означает не «записывать» на ней, а, наоборот, «стирать написанное», очищать сознание от «загрязнения».

С одной стороны, человек абсолютно несвободен, он предопределен «космическим законом». С другой стороны, он свободен открыть свой ум и чувства для познания «мирового закона» и таким образом обратить свою несвободу в абсолютную свободу, 34 сделать свою зависимость от всевозможных причин и факторов средством своего духовного освобождения. Космические связи человека, осознанные им, «пропущенные через него», перестают быть его оковами и становятся связующими звеньями, соединяющими его со Вселенной. В результате человек получает возможность воздействовать на жизнь во всех ее проявлениях, а это и есть буддийское понимание свободы.

Основой, главным принципом буддийского менталитета принято считать принцип недвойственности мышления, то есть целостный взгляд на мир. Этот принцип наиболее труден для восприятия «западной» культурой: место привычного «одно и другое» здесь занимает принципиально иной вид связи - «одно в другом», точнее «одно во всем и все в одном». На Востоке считают, что осознание этого логического принципа является первым и главным признаком начала «просветления».

Природа всего сущего и не сущего принципиально неделима: каждая дхарма есть одновременно и микрокосм (единичное проявление мира, его индивидуальное выражение), и макрокосм (вместилище мира). В каждом мгновении заключена вечность, в каждой капле морской воды сконцентрирован океан. В отличие от всех других культурных традиций, где живое существо есть существо, живущее в мире, буддийская традиция называет таковым существо, переживающее мир, последний является составным элементом этого существа.

Если человек - микрокосм, если он вмещает в себя весь мир, то, следовательно, познать себя, свое истинное Я, значит познать саму жизнь, познать «мировой закон». Этот принцип вселенского всеединства находит соответствующее выражение и в «понятийном аппарате» буддизма. Так, «дхарма» означает и любой единичный элемент бытия, и «космический закон».

Таким образом, в буддизме сформулирована идея о единстве материального (карма) и духовного (дхармы) мира на основе их иллюзорности. Следовательно, нет ни вещей, ни мыслей, а есть лишь непрерывный поток сансары, или процесса перерождений, единственной реальностью является наше мятущееся сознание. Подчиняясь карме, сознание создает картину мира. Элементы сознания (дхармы) складываются в определенный комплекс и образуют индивидуальное восприятие мира, характерное только для данного перерождения. Здесь есть зерно истины. Идеологи буддизма 35

верно заметили, что разные существа воспринимают мир неодинаково, то есть фактически каждое живет в своем, особом мире. Сделав следующий шаг, объявив о том, что по закону кармы сознание творит мир из дхарм, буддисты предвосхитили многие субъективноидеалистические учения.

На основе этих идей были сформулированы теория причинности и теория непостоянства элементов.

Теория причинности. Будда учил, что все в мире, как и в жизни, взаимосвязано, все имеет свою причину, каждая вещь возникает под воздействием другой вещи и сама предопределяет появление третьей. Нет поступков или деяний в жизни, которые не имели бы последствий. Если человек хочет избежать дурных последствий, он не должен совершать поступки, которые вызывают такие последствия.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего устойчивого и постоянного, все в нем изменяется и подчинено принципу причинности (вспомним последние слова Будды перед смертью). Это означает, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий, но ничто в мире не является причиной этих страданий. Человек сам выступает их причиной, а мир - только проекция его внутреннего состояния, его страстей и опутанного ложными мыслями ума.

В учении Будды говорится: «Как мастер, изготавливающий лук и стрелы, строгает стрелу и делает ее прямой, так и умный человек исправляет свою душу. Душу трудно сдерживать. Она легко возбуждается, успокоив душу, человек обретает покой. Эта душа причиняет человеку зла больше, чем может причинить обиженный человек или враг. Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести истинный покой».

Эти установки Будды были сформулированы в виде основных положений его вероучения — «четырех благородных истиных», которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления» и которые в предельно кратком изложении выглядят следующим образом:

1. Жизнь — это страдания (дукха). Ни одна из форм сансарического существования и ни одно его состояние не могут быть полностью удовлетворительными: рождение — страдание, болезнь -страдание, разлучение с приятным - страдание.

Буддисты различают три формы страдания, которые перечислены ниже.

Обычное, простое страдание, подобно вышеперечисленным. Чем вдумчивее и чувствительнее человек, тем больше он осознает страдание, которое лежит в основе всего, от животных, которые охотятся друг на друга, до человека, унижающего себе подобных.

Второй тип страдания происходит от непостоянства жизни. Даже прекрасные вещи тленны, любимые умирают, и иногда мы так меняемся, что вещи, прежде доставлявшие удовольствие, больше не радуют. Поэтому даже люди, которые, на первый взгляд, обладают всеми доступными благами, на самом деле несчастны.

Третья форма страдания тоньше - это чувство, что жизнь всегда несет разочарование, неудовлетворенность, дисгармонию и незавершенность. Жизнь смещена, как вывихнутый сустав, который причиняет боль при каждом движении. Когда человек, наконец, осознает, что жизнь - «дуккха», к нему приходит желание освободиться от страданий.

2. Причина страдания - «танха» — желания, привязанности, влечения, из которых состоит жизнь людей.

Будда выделил шесть основных, присущих людям, заблуждений.

  • 1) Невежество - непонимание природы циклического существования и закона причины и следствия.
  • 2) Алчность - стремление к удовлетворению чувственных потребностей, излишняя привязанность к предметам и людям, которых мы находим прекрасными.
  • 3) Гнев - самое большое препятствие на пути к просветлению, ибо разрушает состояние гармонии, как в душе человека, так и в мире.
  • 4) Гордость - чувство превосходства над другими.
  • 5) Сомнение - недостаточная вера в цикличность существования и карму, что становится препятствием на пути к просветлению.
  • 6) Доктрина заблуждения - твердое следование представлениям, которые приносят страдания себе и другим.
  • 3. Тем не менее, можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем. Будда учил, что, поскольку он смог это сделать, люди тоже могут преодолеть страдания, избавиться от жажды и невежества. Для того, чтобы достичь этого, необходимо отказаться от жажды, отбросить заблуждения. Никакое счастье невозможно, пока мы не освободимся от рабства желаний. Мы печальны, потому что стремимся к вещам, которых у нас нет, и таким образом становимся рабами этих вещей. Состояние абсолютного внутреннего покоя, которого человек достигает при полном успокоении психики и избавлении от всех аффектов и неведения, преодолев власть жажды, невежества и страдания, буддисты называют нирваной. Часто говорят, что состояние нирваны невозможно описать, а можно только испытать -рассказывать о ней все равно, что говорить со слепым о красках.
  • 4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному Буддой. Это - Благородный Восьмеричный Путь. Следуя этому пути самодисциплины, можно преодолеть свой эгоизм, стать бескорыстными людьми, живущими во благо других.

Обращаясь к ученикам (бхикшу), Будда говорил: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение -страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть -страдание; соединение с тем, что неприятно, - страдание; разъединение с тем, что приятно, - страдание; когда нет возможности достичь желаемого - это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.

А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страдания».

Будда сравнивал себя с врачом, работа которого состоит из четырех этапов:

  • 1) поставить диагноз болезни;
  • 2) определить причину болезни;
  • 3) найти путь лечения;
  • 4) выписать лекарство.

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с «разъединением с приятным».

Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину -желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум.

Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь. Видно, что предлагавшееся учение - что не умозрительная схема, а конкретное наставление, имевшее целью непосредственную пользу. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Обрести просветление означало, прежде всего, обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений. Критика земного мира доведена в буддизме до Абсолюта, бытие и страдание тождественны, все обречено на мучение, и любая привязанность к миру - радость, долг и пр. - таит в себе опасность очередных перерождений, наполненных новыми страданиями. Но человек относительно независим, он сам волен творить свою судьбу.

Просветление и нирвана достигаются ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать «Восьмеричный путь». Развивая свое учение, Будда разработал метод постижения истины и приближения к нирване. Он представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение, или рождение, в ином состоянии, в состоянии нирваны. Каковы же основные вехи этого пути?

1. Праведное знание

Поскольку страдание происходит от неправильной жизненной философии, спасение начинается с праведного знания. Это означает, 39

что следует принять учение Будды - его понимание человеческой жизни и Четыре Благородные Истины. Не приняв сути учения, человеку нет смысла следовать Пути. То, что мы делаем, отражает то, что мы думаем. Неправильные действия происходят от неправильных взглядов. По большей части мы не представляем себе, что элементы Я обратятся в прах, когда наступит смерть, и поэтому мы цепляемся за индивидуальность. Чтобы устранить неправильные взгляды, необходимо правильное знание. В буддийской психологии воля и интеллект идут рука об руку. Это начальный этап. Человек должен понять то положение, в котором он находится, должен осознать себя, свой внутренний мир, и тогда это станет отправной точкой дальнейшего развития.

2. Праведные намерения

После того, как ты понял, в каком состоянии находишься, понял зло и добро и их разделение в себе, ты должен исполниться решимости это преодолеть и развить в себе только добро. Необходимо обрести правильное отношение к жизни, видя свою цель в просветлении и бескорыстной любви ко всему сущему. В буддийской этике о поступках судят по намерениям. Правильные намерения есть результат правильного видения. Это - стремление к отречению, надежда на жизнь в любви со всем, стремление к подлинной человечности. Намерения должны быть превращены в действия. Они должны найти выражение в правильной речи, правильных поступках и правильном образе жизни.

3. Праведная речь

После того, как ты исполнился решимостью идти по пути добра, необходимо следовать по этому пути. Недостаточно просто мыслить какими-то правильными категориями, нужно, чтобы твои слова также были чистыми. Наша речь - отражение характера и путь к его изменению. Словами мы можем оскорбить или, наоборот, помочь кому-то. Неправедная речь - это ложь, сплетни, брань и суесловие. В жизни мы гораздо чаще приносим людям боль своими необдуманными словами, чем какими-то другими действиями. Праведная речь включает полезный совет, слова утешения и поддержки и т.п. Будда часто подчеркивал ценность молчания в тех случаях, когда нет возможности сказать что-то полезное. Воздерживаться ото лжи, воздерживаться от злословия, воздерживаться от грубых выражений, воздерживаться от легкомысленного разговора - называется правильной речью.

4. Праведные поступки

Если ты понял, что такое правда, и решился встать на путь истины, твои поступки должны отражать понимание истины. Необходимо правильно строить свои отношения с другими людьми. Изменяя свои поступки, мы должны стать в первую очередь бескорыстными и милосердными. Это раскрывается в пяти заповедях, нравственном кодексе буддизма.

Первая заповедь - не убивать не только людей, но и другие живые существа. Поэтому большинство буддистов - вегетарианцы.

Вторая - не красть, потому что это нарушает сообщество, частью которого является каждый.

Третья - воздерживаться от половой распущенности. Будда считал половое влечение самым сильным и неконтролируемым. Поэтому отношение Будды к женщинам таково: «Она стара? Относись к ней, как к матери. Он почтенна? Считай ее сестрой. Она низкого звания? Относись к ней, как к младшей сестре. Она дитя? Относись к ней с почтением и вежливостью».

Четвертая - избегать лжи. Буддист предан истине, так как ложь предает самого лгущего и других людей и вызывает страдания.

Пятая - воздержание от алкоголя и наркотиков. Буддист старается достичь контроля над желаниями своего тела, разумом и чувствами, а алкоголь и наркотики препятствуют этому.

Помимо запретов буддизм поощряет добродетели - радость от простой жизни, отказ от материальных забот, любовь и сострадание ко всему сущему, терпимость.

5. Праведный образ жизни

Это уже не просто конкретные поступки, которые ты совершаешь ежедневно. Это значит, что ты не можешь позволить себе заниматься той деятельностью, которая противоречит твоему пониманию истины. Будда говорил о том, как следует жить, не причиняя другим вреда. Занятия человека не должны мешать ему соблюдать нравственный кодекс. Поэтому Будда осуждал работорговлю, проституцию, изготовление оружия и опьяняющих веществ, таких, как наркотики и алкоголь. Необходимо искать себе такие занятия, которые служили бы благу других людей. Правильное действие ведет к правильной жизни, свободной ото лжи и обмана, мошенничества и интриг. Если до сих пор речь шла главным образом о поведении, то теперь обращается внимание и на внутреннее очищение. Цель всех стараний состоит в том, чтобы устранить причины печали. Для этого нужно субъективное очищение. Последние три ступени - правильное усердие, правильные мысли и правильное созерцание - касаются именно этого.

6. Праведное усердие

Если ты понял, что такое праведность, если ты решил воплотить это в жизнь, то необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы твои благие помыслы перешли в конкретные поступки. Это тот шаг, который часто является для нас непреодолимым барьером. Духовный рост начинается с того, что человек осознает как хорошие, так и плохие стороны своего характера. Чтобы следовать пути духовного совершенствования, человек неизбежно должен прилагать усилия, не позволяя новым дурным помыслам входить в его душу, изгоняя оттуда уже имеющееся зло, взращивая в себе добрые помыслы и совершенствуясь. Это требует терпения и упорства. Правильное усердие состоит в осуществлении власти над страстями, которая должна помешать возникновению дурных качеств. Это означает подавление дурного и усиление хорошего с помощью отрешенности и сосредоточения ума. Для того, чтобы изгнать нежелательную, дурную мысль, навязчиво преследующую наш ум.

Будда рекомендует следующие пять методов:

  • 1) остановиться на какой-либо хорошей мысли;
  • 2) оценить опасность последствий того, что дурная мысль превратится в действие;
  • 3) отвлечь внимание от дурной мысли;
  • 4) проанализировать ее причины и, таким образом, уничтожить побуждение, бывшее следствием этих причин;
  • 5) принудить ум отвлечься с помощью телесного напряжения. С помощью размышления о зле мы приобретаем отвращение ко всему дурному.
  • 7. Праведные мысли

Правильное усердие нельзя отделить от правильного мышления. Очень важно не только то, что мы говорим и что мы делаем, но и чем мы руководствуемся в поступках, каковы наши мотивы. «То, что мы есть, порождается тем, о чем мы думаем». Поэтому важно уметь подчинять себе свои мысли. Разум человека не должен повиноваться любым случайно возникшим мыслям и рассуждениям. Поэтому буддисты прилагают немало усилий к тому, чтобы лучше осознавать себя - свое тело, ощущения, чувства и мысли, что помогает развитию самоконтроля.

8. Праведное созерцание

В буддизме особое внимание придается именно этой составляющей восьмеричного пути, ведущего к совершенству и просветлению. Именно через созерцание Буддой были открыты великие истины. В нашей повседневности мы занимаемся какими-то делами, не давая себе труда остановиться и взглянуть внутрь себя, понять, что мы такое, задуматься над чем-то, выходящем за рамки суеты. Важно уделять какое-то время в жизни самосозерцанию, попытке осознать себя и свои взаимоотношения с окружающим миром, поиску смысла жизни. Достичь праведного созерцания можно при помощи медитации. Цель медитации заключается в том, чтобы привести дух в состояние, в котором он может воспринимать истину и достигать мудрости.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней, включающий в себя три этапа:

  • 1) этап мудрости, предполагающий правильное видение, то есть осознание сути Благородных Истин, а также правильную решимость следовать буддийскому учению;
  • 2) этап соблюдения обетов и норм морали, который включает в себя правильное поведение, то есть отказ от насилия в любой форме, правильную речь и правильный образ жизни;
  • 3) этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой -буддийской йогой, что предполагает правильное усердие в овладении методами созерцания, правильное памятование - успокоение психики, избавление от аффектов и аналитическое рассмотрение природы тела, речи и сознания, и правильное сосредоточение, самадхи, то есть достижение предельной формы сосредоточенного углубления, которое и приводит к достижению нирваны.

Параллельно с постоянным подчеркиванием необходимости духовных волевых усилий по самоовладению, буддизм разворачивает широкую панораму нравственных установлений, наполненных общечеловеческим гуманистическим содержанием. Здесь обращает на себя внимание требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми. Буддизм настаивает на уважительном отношении к старшим, требует не причинять вреда всему живому, отказаться от грубости, зависти, гнева, ненависти. Ненависть, утверждает буддизм, должна кончаться отсутствием ненависти, а не другой ненавистью.

Творящий зло никогда не достигает умиротворения, ибо он вечно пребывает в состоянии озлобленности, зависти и недоброжелательности, и сотворенное им зло возвращается к этому глупцу, как пыль, поднятая против ветра.

Человек, постигший истинную дхарму, принимает на себя обязательства быть добрым, отзывчивым, скромным и незлобивым, отказавшись от всяких привязанностей в жизни, проповедуя своей жизнью смирение и неделание зла. Он должен быть правдивым и не жадным, радостным и приветливым, не выискивать чужие недостатки и избавляться от собственных недостатков посредством постоянной работы над собой, выдержки и долготерпения - именно в этом заключается высший аскетизм, ведущий к нирване.

Смысл учения Будды можно выразить так: освобождение обретается в нирване - внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними - и весь открывающийся человеку мир. Это внутреннее угасание освобождает человека и от его страдающего «я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым и новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы, и мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Просветление же - это преддверие окончательной нирваны, которая полностью разрывает всякую связь с жизнью.

Здесь, пожалуй, необходимо небольшое философское пояснение. Нирвана - это не просто покой или голое ничто. Все гораздо тоньше. Смысл нирваны в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона свободы: это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости, «свобода от...». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает, утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась Будде как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «я», от всякого положительного содержания и поэтому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания.

Итак, прорыв в свободу оборачивается в буддизме прорывом в ничто. Но это «ничто» - нирвана - несет для буддиста сокровенный смысл, во имя которого он готов отречься от собственного «Я». Впрочем, и само это «Я» рассматривается здесь лишь как иллюзия, которая исчезает, когда человек всем своим существом устремляется к нирване. Нирвана манит к себе как тот «внутренний остров», достигнув которого мудрец обретает независимость от людей и богов и даже от самой судьбы: «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели», - говорил Будда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, «даже боги завидуют».

Для «просветленных» окончательная нирвана - это полное освобождение, полный уход от мира, но для непосвященного наблюдателя это должно восприниматься как небытие, смерть (пусть блаженная смерть). Однако истинный буддист никогда не согласился бы с такой трактовкой. Ведь если посмотреть на весь процесс изнутри, с точки зрения входящего в нирвану, то здесь уже нет никаких различий между жизнью и смертью, «я» и «не-я», добром и злом, - а только такая внутренняя точка зрения и значима для буддизма.

Учение Будды во многом следовало тем принципам и практике отхода от всего материального, стремления к слиянию духовного начала с Абсолютом в поисках освобождения (мокши), которые к середине I тысячелетия до н.э. были уже основательно разработаны и широко известны в Индии. Однако в буддизме было и нечто новое. Так, исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь - страдание (аналогичный тезис, как известно, в немалой степени обеспечил успех и раннему христианству) и что все страдания проистекают от страстей и желаний. Умерь свои страсти, будь добрым и благожелательным - и это перед каждым откроет путь к истине, а при условии длительных дальнейших усилий в этом направлении - к конечной цели буддизма, к нирване. Неудивительно, что проповедь Будды имела успех.

И последний принцип буддийского учения - «Срединный путь». Будда призывал к умеренности, призывал избегать крайностей. Нельзя потворствовать своим желаниям и прихотям, но также нельзя истязать и умерщвлять свою плоть. В одном из раннебуддийских текстов говорится: «Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего 45

сомнений». Путь, избранный для человечества Буддой, пролегает между добром и злом. Поэтому такой путь именуется срединным. О срединном пути говорится в одной (первой) из трех основных проповедей Будды, составляющих сущность религиозно-философской концепции буддизма. В ней, именуемой «Сутра, приводящая в движение колесо», люди предостерегаются от двух крайностей: от потворства чрезмерным чувственным наслаждениям и от бесполезного стремления к излишнему аскетизму. Умение избежать таких крайностей свидетельствует о способности найти срединный путь.

Так было положено начало новой религии. И все же это была странная, необычная религия. В самом ее начале не было ни молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, в ней не было Бога, того самого Бога, который сосредотачивает в себе всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аскет, навсегда сбросивший иго кармы.

Поэт и драматург Калидаса писал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». Эти слова поэта кое-что проясняет нам в буддизме.

Таков был исходный пункт буддизма. Однако учение Гаутамы оставляло множество возможностей для дальнейшего развития. С течением времени возникали новые направления, множество самых разнообразных сект и философских школ. Вообще характерной чертой буддизма всегда была открытость его догматической системы, готовность включать в себя новые (подчас весьма далекие от первоначальных) постулаты.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием, поэтому не случайно милосердие, любовь, сострадание являются основополагающими понятиями в учении буддизма. Согласно идее перерождения, после смерти живого существа происходит его новое рождение с новыми страданиями. Форма нового перерождения определяется кармой, которая представляет сумму всех поступков и помыслов существа во всех предыдущих перевоплощениях. По закону кармы любые поступки, слова, намерения и мысли человека имеют положительное или отрицательное моральное значение. Хотя всё в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе и заложен путь к спасению. Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Таким образом, для буддизма характерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, а также идея о равенстве людей.

Именно в буддизме нравственная оценка впервые была распространена не только на сами поступки, но и на их внутренние мотивы, что делает буддизм созвучным христианству. Не только злые деяния, но и злые помыслы ухудшают карму и влекут за собой злосчастные перерождения, отделяя от нирваны. Более того, нравственные отношения распространяются здесь не только на человека, но и на все живые существа, являющиеся ступеньками в цели жизненных воплощений. Отсюда вытекает стремление во что бы то ни стало не вредить ничему живому, непротивление злу насилием.

Важной этической заповедью буддизма является щедрость в благотворительности. Монахам запрещалось трудиться, они должны были жить милостыней. В этой связи щедрость мирян рассматривалась как праведный акт. Основной принцип в реализации чувства милосердия и сострадания в буддизме - нацеленность на конкретный результат, активное сострадание в реальном времени и при реальных условиях. Среди совершенств, помогающих достигнуть нирваны, важное место занимает «шила». Различие между «шилой», нравственностью, и «даной», милосердием, есть различие между пассивной и активной добродетелью. Шила есть соблюдение таких правил, как отказ от насилия; дана требует активного самопожертвования и помощи нуждающимся в ней.

Страстям человеческого существования угодить невозможно в любом виде: или пытаясь их удовлетворить, или же в форме их подавления. Даже поток золотых монет, утверждает буддизм, не способен сделать человека счастливым, так как одному достанется больше, другому - меньше, останутся богатые и бедные, как и сохранится желание быть богаче других. В то же время, по мнению буддистов, в мире нет ничего такого, к чему стоило бы стремиться, так как если этого достигаешь, то его всегда оказывается недостаточно, и недовольство миром или собой остается - гармония бытия не достигается.

Чтобы ограничить многовариантность выхода человека в мир и тем самым уменьшить возможность отклонения в бурный поток человеческих страстей, все требования этики буддизма имеют характер отталкивания от мира исключительно с помощью запретов, 47

поэтому моральные заповеди раннего буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Как уже отмечалось, элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти и во многом перекликаются с библейскими заповедями:

  • - не убивай живых существ;
  • - не лги;
  • - не воруй;
  • - не прелюбодействуй;
  • - не употребляй спиртных напитков.

Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний.

Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т.д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

В буддистских проповедях особое внимание уделяется проблеме добра. Добродетели делятся на три основные категории: тела, речи, сознания.

Важнейшими добродетелями тела являются нравственная чистота и милосердное отношение к бедным, нищим, страждущим. Универсальной формой этой добродетели служит раздача милостыни. Следует отметить, что и сам Будда, проповедуя свое учение, пользовался милостыней. Такой пример приводится в «Алмазной сутре»: «Когда приблизился час утренней трапезы, Господь Будда и его последователи надели уличные одеяния и, взяв свои чаши для 48

сбора подаяния, отправились в столицу Шравасти, проходя от дверей к дверям, молча протягивали чаши. После возвращения в рощу Джетавана они сняли уличное одеяние, омыли ноги свои, совершали утреннюю трапезу и, оставив чаши свои до следующего дня, расположились вокруг Благословенного».

По буддистскому вероучению, добродетелями речи являются правдивость и вежливость. Сюда же относится умение человека с помощью нужных слов остановить вражду, помирить людей и народы.

Проявлениями добродетели сознания являются умеренность во всем, понимание важности сострадательного отношения, вера в истину религиозного знания.

В древних буддистских трактатах содержится и понятие благотворительности. Оно рассматривается как особый вид добродетели, сочетающей в себе категорию добродетели тела и категорию добродетели сознания. В соответствии с буддистской религиозной традицией, благотворитель должен не просто предоставлять нуждающимся конкретные дары, но и сострадать. Будда провозглашал равенство людей в страдании и спасении. Он полагал, что перед ним все верующие равны, независимо от социального положения. Однако, справедливости ради, следует отметить, что учение Будды активно поддерживали и состоятельные люди, правящая часть общества. Они не осуждались религией за свои богатства и власть. Их особое положение объяснялось соответствующими заслугами и усилиями в прошлой жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >