Великое княжество Литовское в XIII - начале XV в
Возникновение Великого княжества Литовского
В междуречье Западной Двины и Вислы, на побережье Балтийского моря жили племена жемайтов (жмудь), аукштайтов, ятвягов, пруссов, куршей. Подобно славянам-соседям они занимались земледелием и лесными промыслами. С этими племенами постоянно конфликтовали полоцкие, новгородские, галицко-волынские князья, отражая частые нападения литовцев на пограничные земли. В XIII в. сдерживать их натиск стало труднее из-за монгольского вторжения, сокрушившего ряд русских княжеств и серьезно ослабившего военный потенциал уцелевших. Именно в это время и складывается литовская государственность. На формирование ее повлияли перевод Тевтонского ордена из Трансильвании в Мазовию (1225) и создание в Прибалтике ордена меченосцев (1202). Главной задачей орденов являлось обращение силой оружия литовских язычников в католическую веру. Рыцари быстро покорили Пруссию и Ливонию, создав угрозу для литовских племен. Им поневоле пришлось объединяться против завоевателей.
Первым достоверным свидетельством политического объединения литовских князей считается договор, подписанный в 1219 г. между ними и правителями Волынской земли Даниилом и Васильком Романовичами. В числе заключивших договор был и Миндовг, впоследствии первый великий князь литовский и единственный литовский король.
Результатом объединения разрозненных племен стали успешные действиях литовских войск. Уже в 1236 г. в битве при Сауле они разгромили войско ордена меченосцев. В битве погибли великий магистр Фольквин фон Наумбург, 48 рыцарей и множество их союзников. Чтобы предотвратить гибель ордена, папа Григорий IX благословил его объединение с Тевтонским орденом.
Впрочем, католическая курия зачастую действовала не силой оружия, а дипломатией, поддерживая князей, положение которых становилось критическим. Первым большим успехом стало крещение Миндовга. В борьбе за власть его стал одолевать племянник Товтивил, поддержанный Даниилом Галицким и жемайтским князем Викинтом. Тогда-то в 1251 г. Миндовг объявил о крещении и был признан католиками «королем Литвы».
Крещение по латинскому обряду почти на десятилетие ввело Литву в политическую систему Европы. Но в 1260 г. жемайты без поддержки Миндовга, под предводительством его племянника Треняты, одержали победу над войском Тевтонского ордена в битве при Дурбе. В сражении погибли 150 рыцарей, много простых воинов, пали магистр Бур-хард фон Хорнхаузен, маршал Генрих Ботель, командовавший датскими и шведскими союзными отрядами принц Карл.
Сокрушительный разгром рыцарского войска побудил Миндовга вернуться к язычеству. Он начал войну с орденом и принялся расширять границы своих земель на восток и юг. В состав его государства вошла Черная Русь - территория в верховьях Немана, где находились города Новгородок (первая столица Литвы), Гродно, Слоним, Волко-выск, Несвиж, Здитов, Турийск и Мозырь.
Еще более значимыми для Литовского княжества стали приобретения преемника Миндовга Гедимина и особенно его сына Ольгерда Гедиминовича.
Гедимин, правивший Литвой в 1316-1341 гг., установил династические связи с многими монархическими домами Восточной Европы: его дочери были замужем за Казимиром III Польским (Альдона, в крещ. Анна), Юрием II Болеславом Галицким (Офка, в крещ. Евфремия), тверским князем Дмитрием Грозные Очи (Мария), московским князем Семеном Гордым (Айгуста, в крещ. Анастасия). При Гедимине Вильно впервые упоминается (1323) как столица Великого княжества Литовского (далее - ВКЛ). Под его власть перешли Полоцк, Брест, Витебск, Туров, Пинск. Взяв под свою руку эти и другие города и земли, Гедимин тем не менее сохранил традиционный порядок управления в них («старины не рушаєм, новины не вводим»), не препятствовал распространению православия - 5 из 7 его сыновей крестились по греческому обряду.
Сын Гедимина Ольгерд разработал достаточно действенную стратегию собирания всех русских земель в состав ВКЛ: через прямое вмешательство в борьбу русских князей за великое княжение Владимирское и в церковные дела Русской митрополии, окормлявшей тогда и литовские земли.
Успехом своей восточной политики Ольгерд во многом был обязан брату Кейстуту. Тот достаточно удачно отражал нападения немецких рыцарей. Это развязало Ольгерду руки, и он усилил давление на смоленских князей, а в 1362 г., воспользовавшись замятней в Орде, двинулся с войсками на юг, в низовья Днепра. В сражении у Синих Вод (левый приток Южного Буга) он разбил татарских князей Кутлубугу, Хаджибея и Дмитрия (?). В результате под власть Литвы перешли левобережье Днестра, от устья р. Серет до Черного моря, бассейн Южного Буга и земли по Днепру до впадения в него р. Рось. Ольгерду подчинился и Киев, древняя столица Руси.
Впечатляющий успех позволил Ольгерду вмешаться в дела церковные. Несмотря на ставшее фактом разделение русских земель между двумя политическими центрами - Вильно и Владимиром, все они по-прежнему входили в состав единой митрополии, глава которой титуловался митрополитом Киевским и всея Руси. Как и раньше, назначался он в Константинополе. Старый, титульный центр митрополии находился в Киеве, оказавшемся (с 1362 г.) под властью Литвы. Новая резиденция предстоятелей русской церкви с конца XIII в., при митрополите Максиме, перемещается сначала во Владимир-на-Клязьме, затем с 1325 г. - в Москву.
Меняя свою веру по конъюнктурным соображениям, Ольгерд (в православном крещении Александр) принялся требовать для Литвы и Западной Руси своего митрополита - болгарина Киприана. В 1375 г. тот получил кафедру в Киеве, надеясь унаследовать и московскую кафедру после ожидавшейся кончины Алексия. Так и произошло в 1378 г., но прибывший в Москву Киприан был схвачен по приказу Дмитрия Московского, подозревавшего, что он станет орудием в руках князя Ягайло, преемника Ольгерда. После недолгого заточения Киприана изгнали обратно в Киев[1]. Примирится он с Дмитрием Ивановичем уже после Куликовской победы, но после нашествия Тохтамыша князь снова изгнал митрополита. Окончательно вернет Киприана в Москву сын Дмитрия Донского Василий I в 1390 г. (Киприан стал близок этому князю после его обручения с Софьей Витовтовной).
Кревская уния Польши и Литвы 1385 г.
После смерти Ольгерда в 1377 г. старшим в роду остался его брат Кейстут, но, согласно воле покойного, великим князем литовским был объявлен его любимец Ягайло - 4-й сын от второго брака с тверитян-
кой Иулианией (Ульяной) Александровной. Этого не приняли старшие сыновья Ольгерда, особенно Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Другие братья Ягайло также были недовольны его возвышением. В конфликт не вмешивались трокский князь Кейстут и его сын Ви-товт. В условиях продолжающегося конфликта с Тевтонским орденом положение Ягайло становилось шатким. Стремясь выиграть время, он 31 мая 1380 г. заключил с орденом тайный Довидишковский договор. В обмен на поддержку магистр Винрих фон Книпроде потребовал от Ягайло не помогать правившему Жемайтией дяде Кейстуту. Тогда же Ягайло заключает союз с Мамаем против Дмитрия Московского, оказывавшего содействие Андрею и Дмитрию Олгердовичам (оба потом участвовали в Куликовской битве на стороне московского князя). В феврале 1381 г. немецкие рыцари вторглись во владения Кейстута, который вскоре узнал от комтура Гюнтера Гоенштайна[2], что войну с ним немцы начали по договоренности с Ягайло, чтобы лишить же-майтских земель. Кейстут поверил этому сообщению - Гоенштайн был крестным отцом его дочери Дануты (Анны). Сын Кейстута Витовт поначалу сомневался в виновности двоюродного брата и не поддержал решения свергнуть его и даже покинул отца. Тем не менее Кейстут захватил Вильно и пленил Ягайло, у которого в бумагах был найден текст Довидишковского договора. Только тогда Витовт признал правоту отца, но уговорил его не губить родича. В обмен на письменное признание Кейстута великим князем Ягайло отпустили в Витебск. В следующем году сторонники Ягайло подняли мятеж и захватили город. На помощь Ягайло, прибывшего в Вильно из Витебска, прибыла и рыцарская армия магистра В. фон Фримерсхайма. Кейстут и Витовт вынуждены были начать переговоры, во время которых их схватили. Кейстута задушили в Кревском замке 15 августа 1382 г., а Витовт бежал к немцам, предоставившим ему убежище. Видимо, из-за отказа Ягайло уступить ордену обещанную им ранее Жемайтскую землю. Витовт отправился в Жемайтию и поднял ее против двоюродного брата, действуя на этот раз с немцами, а не против них. Тогда же Витовт крестился по католическому обряду. В назревавшей новой войне Ягайло понадобились союзники. Найти их он попытался в Москве. В 1384 г. начались переговоры с Дмитрием Ивановичем о женитьбе Ягайло на его дочери и крещении Литвы по православному обряду.
Чтобы разрушить эти планы, Витовт предложил двоюродному брату мир с условием возвращения ему отцовских владений. Ягайло разорвал отношения с Москвой и примирился с Витовтом, отдав ему в удел Гродно и Троки. Добившись своего, Витовт перекрестился по православному обряду. Тогда уже Ягайло, чтобы не спровоцировать Орден на новую войну, обещал магистру в течение 4 лет принять католичество. И действительно принял его, и даже раньше, но по другому случаю. Совместная борьба с нарастающей агрессией немецкого ордена подтолкнула Литву к сближению с Польшей. В 1385 г. в замке Крево между двумя государствами была заключена личная и государственная уния. Ягайле предложили польскую корону с условием женитьбы на 13-летней польской королеве Ядвиге. 12 февраля 1386 г. он прибыл в Краков, крестился под именем Владислава (Владислава II Ягелло) и 18 февраля обвенчался с Ядвигой. Не все литвины одобрили произошедшее. Сопротивление вновь возглавил Витовт, ставший великим князем литовским. Стремясь возвыситься и заручиться поддержкой всех литвинов, он принял беглого татарского хана Тохтамыша, вознамерившись через него приобрести власть над Ордой. Первые походы оказались успешны - отряды Ви-товта доходили до Волги, Азова и Крыма. Тогда в 1399 г. для решающего удара по Орде была собрана армия, состоявшая из литовских, татарских, русских, польских войск и отряда тевтонских рыцарей. Но 12 августа 1399 г. на р. Ворскле хан Тимур Кутлуг и его полководец эмир Едигей разгромили армию Витовта и Тохтамыша. В сражении погибли 20 князей и половина союзного войска. Произошедшее вынудило Витовта заключить в 1401 г. еще одно соглашение с Польшей - Виленско-Радомскую унию. Согласно ей, в обмен на признание Витовта верховным правителем Литвы, Ягайло или его наследники должны были получить все литовские земли (после смерти Витовта). В том случае, если наследников не будет, польская сторона обещала допустить участие литовского и русского боярства к выборам нового монарха. Постепенно, вслед за князьями и боярами, католичество приняло большинство литовцев. В то же время русские люди, жившие на входивших в состав ВКЛ землях, по-прежнему оставались православными, хотя католики имели теперь большие права по сравнению с ними. Объединив свои усилия в борьбе с немецким орденом, Польша и Литва добились впечатляющего успеха. 15 июля 1410 г. в Грюн-вальдском сражении Владислав (Ягайло) и Витовт разгромили Тевтонский орден. В бою погибли гроссмейстер У. фон Юнгинген и многие рыцари. Грюнвальдский разгром положил конец агрессии ордена на Востоке и сделал польско-литовский союз доминирующей силой в регионе. Процессы слияния Польши с Литвой и католической экспансии в западнорусских землях стали необратимы, что подтверждило заключение Городельской унии 1413 г. Отныне титул великого князя литовского стал элементом польского королевского титула. В Литве вводится одинаковое с Польшей территориально-административное деление. Литовские бояре-католики получили права польской шляхты и гербы. Пользуясь уступчивостью Москвы, где на рубеже XIV-XV вв. правил его зять Василий I, Витовт в 1404 г. окончательно подчинил себе Смоленск, а затем и так называемые верховские княжества - небольшие владения, расположенные в верхнем течении р. Оки, - княжества Новосильское, Белёвское, Воротынское, Одоевское, Перемышльское и Мезецкое. Именно в правление Витовта литовские владения на юге достигли Черного моря.