ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Искусствоведческие и психолого-эстетические основы использования ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Искусство занимает особое место в жизни общества. Оно относится к эстетическим ценностям, среди которых продукты материального производства, красота человека, явления природы, предметы декоративно-прикладного творчества, а также совокупность художественных ценностей. Известно, что эстетические ценности определяются тем, что они имеют в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, различных явлений, людей, сохраняя их образы для нового общества.

Искусство обладает рядом специфических функций. Например, познавательной функцией, так как наглядно показывает человеку картину мира, способствует расширению социального опыта людей, их взаимоотношению с другими людьми, природой, приобщает к исторической практике общества, помогает общаться с природой и людьми различных стран, эпох и народов; просветительской функцией - так как широко используется в процессе образования; идеологической - поскольку активно влияет на сознание и чувства человека и его мировоззрение; воспитательной - потому, что выступает, как важное средство эстетического и нравственного воспитания и является мощным фактором в формировании гармоничной личности.

Искусство способствует самоосознанию человека, а именно -самоосознанию своих чувств, интересов, способностей, знаний, мировоззрения, своего места в жизни общества, способствует развитию воображения, творческой деятельности, умению создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности.

Изобразительное искусство предстает перед воспринимающими его людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных художниками различных стран, исторических эпох и народов. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, архитектура. Они, в свою очередь, имеют различные жанры и направления. Все виды изобразительного искусства имеют как общие, так и специфические черты. К общим чертам относится, прежде всего, то, что изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно-воспринимаемых образах. Глубокое содержание художественных произведений выражено в его художественных образах. Главной чертой художественного образа является отражение жизни через типичное явление. Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Изобразительное искусство развивалось и совершенствовалось с развитием человеческого общества, активно участвуя в этом процессе. Его истоки выходят из глубин древней истории, первые известные нам произведения относятся к культуре первобытного общества.

Отличительными чертами видов изобразительного искусства являются изобразительные средства, к которым относятся цвет, пластика, линия. В воссоздании богатства и многообразия мира виды изобразительного искусства имеют различный удельный вес. Наиболее всеобъемлющей является живопись. Посредством основного средства живописи - цвета - можно передать глубину, пространство, форму, воздух, объем, душевное и физическое состояние изображаемых людей и т. д.

Тем не менее, «скелетом» живописного произведения является рисунок.

Весьма богатым по своему содержанию и высоким по своим художественным достоинствам являются произведения, относящиеся к графике. Основным художественным средством графических произведений является

линия. Графика имеет свои жанры и направления. Специфичность графических произведений выражается в том, что, несмотря на относительную ограниченность художественных средств, художественные образы отличаются особой эстетикой и выразительностью и информативностью.

Многообразны формы, жанры, направления, назначения произведений, относящихся к скульптуре. Объемные изображения говорят языком пластики. Скульптура занимает особое место в изобразительном искусстве и в общественной жизни людей.

Архитектура синтезирует в себе практически все виды изобразительного искусства. Она имеет, и утилитарное назначение и воплощает в себе мировоззрение, эстетические, национальные особенности того общества, в котором она создавалась. Архитектура как никакой другой вид изобразительного искусства отражает его основную специфику - единство духовной и практической деятельности человека.

Итак, изобразительное искусство существует объективно, входит в общественное бытие, влияет на сознание людей, сохраняется в историческом развитии общества.

Изобразительная деятельность является проявлением способности к творчеству, что специфично только для человека.

Творчество художника - это деятельность, создающая новые оригинальные предметы, которые имеют общественное значение. Эта деятельность связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Воспринимая окружающее, художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает существенное, характерное, типичное, обобщает и создает художественный образ.

Художественный образ представляет конкретное индивидуальное изображение. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира, а субъективной - отношение художника к изображаемому. В создании образа активно участвуют чувства художника, его эмоции. Совершенство создаваемых художественных произведений, их многогранность зависит от способностей художника, а именно - от уровня всех психических процессов, которые позволяют остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь, от богатства его опыта. Немаловажное значение имеет и трудолюбие. Творческий процесс у каждого художника индивидуален, но все же его можно разделить на основные этапы: возникновение идеи, замысла; вынашивание замысла; реализация замысла и появление художественного образа.

Таким образом, художественное творчество взрослых людей представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, отражают его в своей деятельности. Они пытаются отразить этот мир в играх, рисовании, лепке, рассказах. Изобразительная деятельность представляет в этом отношении богатые возможности, поскольку носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок образы воображения воплощает с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями, оно заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок. Например, карандаш и краски интересуют потому, что они оставляют следы, а пластилин мягкий - его форму можно изменять и т. д. Этот период очень важен для дальнейшего развития деятельности. Ребенок знакомится с материалами, из которых потом будет создавать образы своих представлений. Постепенно, с помощью взрослого, ребенок начинает понимать, что оставленные карандашом или красками следы могут обозначать что-то. Это понимание лежит в основе начала изобразительности. У ребенка появляется замысел, цель и он стремится их осуществить.

Итак, первый этап творчества - замысел - у ребенка-дошкольника есть.

По сравнению с творчеством взрослого художника у ребенка отсутствует следующий этап - вынашивание замысла. Чем меньше ребенок, тем он скорее стремится реализовать свой замысел. Планирование работы совмещается с процессом выполнения, в результате этого часто возникают изменения содержания, в рисунок включаются детали, не относящиеся к образу. Становясь старше, дети проявляют некоторые элементы продумывания содержания и средств выполнения. Например, он может самостоятельно определить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или предложению взрослого, что в теме главное, с чего начать, как расположить изображение в листе и т. д.

Безусловно, одним из главных условий реализации задуманного является четкое представление о том, что хочет ребенок изобразить. Для этого необходим определенный уровень психофизического состояния ребенка, определенная степень зрелости его психических процессов, а именно - восприятия, моторики, речи, мышления, воображения.

Одной из главных задач взрослого (воспитателя) - научить ребенка видеть мир, т.е. развивать в нем наблюдательность, умение сознавать увиденное, точнее - развивать способность мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Безусловно, они еще весьма поверхностны. Детей привлекают яркие и динамичные детали, которые часто оказываются второстепенными. Конечно, это отражается на характере представлений ребенка о предмете и на его изображении.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка в большей мере развивается аналитико-синтетическое мышление, что имеет важное значение для процесса изображения. Несмотря на то, что в деятельности ребенка все большее значение начинает приобретать воображение, его образы - воображаемые; они еще неустойчивы, фрагментарны, и это сказывается на рисунках. В более старшем дошкольном возрасте воображение становится богаче, и дети начинают самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить больше новых образов.

Немаловажную роль в детском творчестве играют эмоции - и, прежде всего, потому, что концентрация внимания и чувств ребенка на создаваемом образе усиливает работу воображения.

К шести годам ребенок-дошкольник уже владеет и достаточным запасом изобразительных умений и навыков. Он способен сознательно их употреблять, т. е. выбирать необходимые приемы для изображения новых предметов. В старшем дошкольном возрасте отмечается наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые проявляются в активности, самостоятельности, инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств.

Итак, мы видим, что все этапы взрослого художественного творчества есть и в деятельности ребенка, только соотношение этих этапов несколько иное, чем у взрослого художника.

Так что же все-таки такое - изобразительная деятельность детей?

Изучению этого вопроса было посвящено немало исследований специалистов различных направлений - педагогических, психологических, искусствоведческих, медицинских, антропологических и т. д., каждое из которых внесло свой определенный вклад в решение проблемы. Одно из первых определений детского творчества дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». (Е.А. Флерина. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961, с. 181). Е.А. Флерина, уделяя большое внимание развитию движений руки ребенка для формирования детского творчества, подчеркивает значение овладения детьми декоративной деятельностью.

Разрабатывая проблему народного искусства в воспитании, обучении детей, развитии их художественно-творческих способностей, Т.Я. Шпикалова создала систему непрерывного художественного образования и развития детского художественного творчества детей с 6 лет на материалах народного искусства путем освоения народного декоративно-прикладного искусства народов России. Проблемам художественного воспитания на образцах народного искусства посвящены также исследования Н.М. Сокольниковой.

Н.П. Сакулина, известный исследователь детского изобразительного творчества, рассматривает изобразительную деятельность ребенка, как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и есть показатель детского творческого начала. Н.А. Ветлугина («Художественное творчество и ребенок», М., 1972) пишет, что предпосылкой к профессиональному творчеству является формирование художественно-образного начала. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качества предметов является источником их творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Безусловно, образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым художником, потому что никакого обобщения дети сделать еще не могут. Образы, созданные детьми, обладают большей или меньшей выразительностью в зависимости от степени общего развития, способности к приобретению навыков.

Развитие и формирование у детей изобразительной деятельности охватывает довольно длительный период времени. Доизобразительный период начинается примерно в 1 год 8 месяцев - 2 года, предметное изображение - примерно на 4 году жизни. Но даже на самых ранних этапах в изобразительности детей возникают выразительные черты пока еще непреднамеренные, изображения еще очень примитивны, но образ кажется ребенку живым и он компенсирует изобразительную недостаточность движением и звуками.

Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, И.Б. Халезова и другие считают, что ребенком, в доступной ему степени, применяются выразительные средства, используемые и взрослым художником (разумеется, это происходит под руководством взрослого). Все образы, создающиеся детьми, в своей основе имеют реальную действительность. И даже при создании фантастического образа дети еще больше утверждаются в реальности. По мере развития и совершенствования целостного восприятия совершенствуется и передача ребенком целостного образа. Взрослея, ребенок вносит в свое изображение больше деталей предметов и вернее передает их соотношение, но и у старших дошкольников наблюдаются обобщения, например, не дифференцируются такие формы, как округлая и продолговатая, формы передаются без изображения каких-либо мягких изгибов, деталей и т. д.. Выразительность образа чаще всего достигается случайно, ребенок еще не умеет для этого отбирать художественные средства. Поэтому иногда выделяются второстепенные предметы, а главное действующее лицо оказывается менее выразительным. Дошкольникам еще недоступна передача психологического состояния изображаемых посредством изображения мимики. Они изображают слезы каплями, точками и, часто, звуками: «кап, кап». Дети в рисунках выделяют те детали, которые являются важными для них. Это и создает выразительность их рисунков. Выразительность детских рисунков определяет и то, что дети главное выделяют размером, рисуя его большим, чем оно может быть в жизни.

Наиболее выразительными детские рисунки становятся тогда, когда дети используют цвет. Использование цвета детьми часто также не соответствует реальной окраске предмета; цвет используется, чтобы «было красиво», но «страшилки» дети рисуют темными - черными, коричневыми, фиолетовыми, а веселые картинки - яркими цветами. И если ребенку нравится какой-либо цвет, он отдает ему предпочтение и может закрасить им всю картинку. Таким образом, цвет используется в декоративном плане, и часто эта декоративность противоречит самой характеристике образа. Взрослея, дети начинают воспринимать более тонкие цветовые различия, в их работах начинают появляться оттеночные цвета, в еще большей степени они передают свои чувства благодаря раскраске своих рисунков. Исследователи отмечают, что цвет в детских рисунках выступает, прежде всего, как выразитель эмоционального отношения к тому, что ребенок изображает.

В старшем дошкольном возрасте для усиления выразительности своих образов дети начинают передавать движение, например, крик - изображается в виде открытого рта.

Однако, динамика в изображении еще очень сложна для ребенка, так как в движении меняется положение частей самого объекта, и это приводит к искажению формы в рисунках детей.

Детские рисунки привлекают еще и тем, что их отличает определенная симметрия и ритм. Для ребенка такое композиционное построение рисунка происходит спонтанно, поскольку человеку присущ собственный ритм движений. Дети быстро замечают, что ритмичное расположение изображения более красивое и начинают это использовать. Сначала это ритмичное расположение линий и пятен, а затем ритмичная композиция рисунка. Нарушение пропорциональности предметов и то, что они не заслоняют друг друга в рисунке - свидетельство неумения передать жизненные представления, тем не менее, это также создает определенную ритмичность. Несмотря на то, что средства выразительности дети выбирают не так осознанно и направленно, как это делают взрослые художники, они все-таки весьма многообразны - это и цвет, и размер, и форма, и композиция.

Изобразительная деятельность детей включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отражении впечатлений ребенка об окружающем мире благодаря своеобразию материалов и приемов работы с ними.

Рисование наиболее любимо детьми, так как дает больший простор для проявления их творческой активности. Тематика детских рисунков отображает все стороны жизни, затрагивающие их сознание и чувства. Средства для выражения своего отношения к изображаемому так же многообразны - цвет, композиция и т. д.

Лепка. Объемный способ изображения. Дети лепят из мягких материалов -пластилина, глины. Тематикой детской лепки являются люди, животные, предметы быта, транспорт. Занятие лепкой - один из видов занятий, удовлетворяющих познавательные и творческие потребности ребенка. Причем пластичность материала и объемность изображенной формы позволяют ребенку-дошкольнику более успешно овладеть некоторыми техническими приемами в лепке, чем в рисовании. Например - передача движения, пространственных соотношений.

Аппликация. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Далее они знакомятся с назначением и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, вверху, в центре и т. д.). Эти понятия складываются у детей также при выполнении декоративного узора или при изображении предметов по частям. В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, формируется художественный вкус, у них воспитывается умение подбирать красивые сочетания. Занятия аппликацией приучают детей к планированию своей работы. Кроме того, эти занятия способствуют развитию моторики рук ребенка, координации движений, он - учится работать ножницами.

Конструирование - наиболее тесным образом связано с игрой. Различные постройки из «строительных» наборов, бумаги, конструкторов, природного материала используются в игре. В процессе конструирования дети приобретают определенные знания, умения. Они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представление о значении симметрии, равновесия, пропорции. Конструированием из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоских фигурах, понятия о стороне, углах, центре и т. д.

Работа с природными материалами способствуют проявлению творческих способностей, приобретению новых изобразительных навыков.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей, так как ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого - использовать. Конструирование, как никакой другой вид изобразительной деятельности ребенка, нуждается в руководстве со стороны взрослого.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в содержании работ. Такие темы, как изображение человека, животных, домов и т. д., встречаются во всех видах изобразительной деятельности.

Для этого необходимо владение изобразительными техническими приемами - умение рисовать сложные формы, располагать предметы на листе. Связь между предметами изодеятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Поэтому усвоение округлой формы будет лучше при выполнении округлых форм в лепке. В аппликации ребенок знакомится с плоской формой круга, в рисовании - с линейным контуром.

Доказано, что процесс развития изобразительной деятельности не является спонтанным, что он находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. Для развития изодеятелыюсти ребенка необходимо вмешательство взрослого, его воспитывающее и обучающее воздействие на ребенка. Изодеятельность ребенка теснейшим образом связана с его обучением, так как в процессе детского творчества участвует не только мышление, память, речь, мышление, а личность в целом. Безусловно, что в условиях дошкольного обучения, специально подготовленные педагоги, успешнее осуществляют всестороннее развитие ребенка. В программах детских садов занятиям изобразительной деятельности отведено достаточное время. Занятия спланированы с учетом возрастных особенностей детей, специфики видов изодеятельности, их взаимосвязей, времени года и т. д. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-чувственных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, происходит формирование и более высокого уровня мышления — наглядно-образного. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требует не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева и другие отмечают, что образное начало в детских рисунках появляется еще в раннем дошкольном возрасте, однако - при условии правильной воспитательной работы. Образ, созданный детьми 5-7 лет, уже сильно видоизменяется в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества. Немаловажное значение изобразительная деятельность имеет для нравственного воспитания дошкольников. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются обязательными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов и т. д. Весьма важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца. Задачей педагога является способствовать формированию именно этих моральных качеств ребенка. Кроме того, в процессе этой деятельности воспитывается чувство взаимопонимания, товарищества, ребенок приучается работать в коллективе. Немаловажно и то, что при обсуждении результатов изодеятельности формируется способность объективной оценки действий - своих и товарищей. Содержание детских работ отражает и закрепляет в сознании детей определенное отношение к плохим и хорошим качествам героев сказок, рассказов, явлений жизни. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: разнообразие форм, яркие цвета, впечатляющие явления природы - дождь, гроза, снегопад и т. д. Дети изображают людей различных профессий, знакомятся со значимостью их для общества и т. д.

В эстетическом воспитании изобразительной деятельности принадлежит одно из главных мест. И, прежде всего, в том, что изодеятельность способствует воспитанию эстетического отношения к окружающему, умению видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческие способности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Известно, что ребенок 2-3 лет характеризуется недостаточной «расчлененностью» чувств к окружающей действительности. Его привлекают яркие, звучащие, движущиеся объекты, его оценочные суждения также не всегда объективны. Для него, например, старая, потрепанная, но привычная, удобная игрушка - самая красивая и т. д. Но постепенно, под влиянием взрослых, он начинает более осознанно выделять эстетические качества предметов. Изобразительная деятельность наиболее способствует развитию эстетических чувств, вкуса потому, что они возникают и закрепляются в процессе усвоения детьми практического применения знаний, умений, навыков. Каждый вид изодеятельности оказывает свое специфическое влияние на ребенка. Рисование влияет на развитие чувства цвета, линии. Лепка — на развитие чувства формы. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы, выражению ее при помощи силуэта.

Очень важным моментом в воспитании ребенка является направление его эмоциональных переживаний. В изобразительной деятельности происходит реализация переживаний ребенка, он заново переживает свои чувства, вызванные восприятием какого-либо красивого объекта, явления. Изображая или конструируя, ребенок делится своими впечатлениями с другими людьми. Поэтому рисование становится любимым занятием. Часто наблюдение за рисованием или лепкой взрослого человека служит толчком к началу занятий этим видом изодеятельности. Личный пример педагога, показ имеет огромное значение для развития и формирования изодеятельности у воспитанников. Рассматривание понятных, красивых иллюстраций к детской литературе, картины, изображающие природу также имеют большое влияние на творчество детей.

Оборудование помещений для занятий изодеятельностью, материалы, эмоциональный настрой — все должно быть направлено на выработку соответствующего отношения к творческому процессу.

Занятия по изобразительной деятельности влияют на общее развитие ребенка-дошкольника, активно воздействуют на физическое состояние, способствуют поднятию его жизненного тонуса, созданию бодрого жизненного настроения, развитию зрения, глазодвигательного аппарата, зрительной памяти, логической памяти. Особенно эффективны занятия по изодеятелыюсти для развития мелкой моторики рук.

Итак, мы видим, что изобразительная деятельность является важным орудием всестороннего развития детей.

Формирование изобразительной деятельности ребенка начинается довольно рано. Сначала дети манипулируют карандашом, бумагой, но затем, подражая взрослым, начинают водить карандашом по бумаги интересоваться появившимися на бумаге следами от карандаша. Этот доизобразительный период может длиться довольно долго. От 1 года до 1 года 2-х месяцев - манипуляции, примерно в 1 год 6 месяцев появляются штрихи, линии. Начало возникновения доизобразительного периода, его этапы зависят как от общего уровня развития ребенка, так и от того, как взрослые будут побуждать его к этому занятию своим примером. В доизобразительном периоде ни замысла, ни какой-либо другой характеристики художественной деятельности нет.

Исследователи проанализировали изменения следов карандаша, начертанных ребенком. Сначала это точки, штрихи, затем неотрывные дугообразные линии; линии, которые ломаются под углом, перекрещиваются, вращательные линии, покрывающие весь лист.

По мере накопления жизненного опыта, развития речи, восприятия, моторики, становления игровой деятельности графические и пластические формы ребенок полностью отождествляет с реальными предметами и явлениями. Этот процесс непрерывно углубляется, изменяется. Процесс «узнавания» у детей 2-х -3-х лет еще неустойчив, линии, штрихи, пятна ассоциируются то с одним образом, то с другим, но интерес к рисованию растет по мере приобретения ребенком опыта общения с предметным миром. Процесс рисования, лепки и игры неразрывен, а интенсивное развитие речи способствует их формированию. Так происходит возникновение ассоциативного образа.

На четвертом году жизни у детей наблюдается наиболее интенсивное развитие речи и образного мышления. В изобразительной деятельности детей этого возраста впервые возникает узнаваемое окружающими изображение предметов, т. е., возникает «предметное» изображение. Влияние взрослого в этот период на развитие детского изобразительного творчества не только не ослабевает, но усиливается, так как ребенку необходима помощь в совершенствовании его графического языка.

В этом возрасте дети способны освоить и другие виды изобразительной деятельности, такие, как аппликация, которая способствует закреплению знания эталонов (формы, цвета), понятий о пространственных взаимоотношениях предметов на картинке, взаимоотношению отдельных частей предметов и т. д. Занятия изобразительной деятельностью приобретают еще большее значение в развитии чувственного познания ребенка-дошкольника. Каждый вид изобразительной деятельности предъявляет свои требования и к способам восприятия, и к манипулятивной деятельности рук, и к моторной функции глаз и к цветоразличению, и к воображению ребенка, и к его мышлению.

Постепенно речь и игра, которые на первых порах возникновения графического и пластического образа имели огромное значение, уступают ведущее место собственно изобразительным средствам. У детей 3-х - 4-х лет уже появляется замысел, который они реализуют в художественных образах. В основе создания художественного образа лежит способность ребенка образно воспринимать реальный окружающий мир. В создании образа большое значение имеет двигательный опыт ребенка. На первых этапах становления изобразительной деятельности связь между движениями и образом однозначна хотя бы потому, что ребенок начал рисовать, подражая движениям взрослого. Постепенно ребенок приобретает способность устанавливать новые связи и овладевать ими, что помогает создавать все новые и новые образы. Они становятся все более устойчивыми, все более сходными с реальными предметами, а это вызывает интерес к своим изображениям и стремление усовершенствовать их. В детских художественных работах начинает отражаться отношение ребенка к тому, что он изобразил.

Бесспорно, что сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно-образного видения при рисовании и лепке. А для этого необходимо эстетическое восприятие, переживание, оценка. Непосредственность, яркая эмоциональность детской изодеятелыюсти свидетельствует о первоначальных этапах формирования эстетического восприятия.

На разных этапах развития рисования существуют различные выразительные средства. Сначала ритм мазков и пятен, затем добавляются другие средства - цвет, который имеет большое значение в ассоциации образа.

Помощь в овладении художественными материалами (карандашами, красками, бумагой, глиной и т. д.) ребенку оказывает взрослый, он же учит овладевать техническими навыками, которые облегчают ребенку его работу по реализации задуманного изображения, и поддерживает интерес к самой деятельности.

В программах детских садов занятия изобразительной деятельностью занимают достаточное место. В последнее время этому виду детской деятельности уделяется большое внимание. Проведен ряд исследований, раскрывающих своеобразие каждого возрастного периода дошкольника и особенности изобразительной деятельности на всех этапах его становления и развития. К современным исследователям, внесшим наиболее значительный вклад в эту область, относятся Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.С. Казакова, Р.М. Чумичева и другие. Эти авторы доказывают, что значение изобразительной деятельности для психического развития детей-дошкольников огромно и что взрослые должны всемерно способствовать развитию этого вида детской деятельности. В условиях дошкольных учреждений эти задачи осуществляются гораздо лучше, так как воспитатели, руководствуясь научно разработанными программами и методиками, планомерно и последовательно оказывают детям помощь в освоении ими навыков графического языка для создания графического образа и реализации задуманного изображения.

При определении задач обучения и составлении программ по изодеятельности отечественная дошкольная педагогика исходит из общих задач воспитания, учитывая развитие художественных способностей детей дошкольного возраста и специфику предмета обучения - изобразительного искусства.

Основная цель обучения изодеятельности - развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, влияют на содержание этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений окружающего мира. Приемы обучения, используемые воспитателями, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

В задачи обучения рисованию входит умение составления узоров, где необходимо учесть ритм, симметрию, цвет. Эта задача решается на занятиях рисованием, аппликацией и лепкой.

Одной из наиболее важных задач обучения изодеятельности является обучение техническим приемам работы с различными материалами. Для изображения любого предмета нужно уметь легко и свободно проводить линии в любом направлении, аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за контуры, в лепке - скреплять одну часть предмета с другой. Эти навыки даются маленькому ребенку нелегко, требуют определенного напряжения, но постепенно они автоматизируются, превращаясь в умение. В навыки входят умение правильно держать кисть, карандаш. Использование различных материалов (сангина, уголь и т. д.) также требует навыка, что дает известную свободу пользования ими.

Именно отсутствие технических навыков приводит к снижению интереса у ребенка к данному виду деятельности.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида деятельности. Кроме того, обучение изобразительной деятельности решает задачу развития художественных способностей ребенка и ряда других воспитательных задач, связанных с развитием личности ребенка дошкольного возраста.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >