Особенности репрезентирования образов современной архитектуры в мультимедиа

В качестве видов мультимедиа, рассматриваемых в данной главе, выбраны такие направления цифровых технологий, как интернет-журналы, социальные сети и видеоигры.

Для начала кратко коснемся вопроса о том, какую архитектуру следует считать современной. Появление и развитие современной архитектуры связано с изобретением новых строительных технологий, возникших в связи с промышленной революцией (вторая половина XVIII в.), с появлением новых строительных материалов (железо, сталь, стекло) и последующими технологическими и конструкторскими разработками в области строительства.

Уже в середине XIX в. в Англии на Великой выставке промышленных работ всех народов было представлено огромное здание из стекла и стали. Это был Хрустальный дворец (архитектор Джозеф Пакстон) - первый образец современной архитектуры (рис. 5.1).

Хрустальный дворец. Всемирная выставка в Лондоне (1851)

Рис. 5.1. Хрустальный дворец. Всемирная выставка в Лондоне (1851)

В 1887 г. Гюстав Эйфель выигрывает конкурс на создание высотного трехсотдвадцатиметрового сооружения для Всемирной выставки в Париже. Эйфелева башня демонстрировала новые возможности в архитектуре, главные из которых - невиданная до этого высот ность, оригинальные новаторские железные конструкции, обогащенные определенным художественным изяществом.

В Чикаго в 1890 г. появляются так называемые небоскребы: Чи-каго-билдинг (рис. 5.2), универмаг «Карсон-Пири-Скотт», Рилайенс-билдинг, Уэйнрайт-билдинг (рис. 5.3) и др. В истории современной архитектуры они известны как достижения Чикагской архитектурной школы, представителями которой были Уильям Ле Барон Дженни, Луис Салливан, Данкмар Адлер. Они создали новый тип коммерческой высотной каркасной архитектуры из стали, стекла и бетона.

Чикаго-билдинг (архитектор Л. Салливан)

Рис. 5.2. Чикаго-билдинг (архитектор Л. Салливан)

Рис. 5.3. Уэйнрайт-билдинг в Чикаго (архитектор Л. Салливан)

С 1900 г. по всему миру начинается активная разработка новых идей в строительстве, получившая впоследствии название «архитектура модернизма». Создателями новых концепций в истории архитектуры начала XX в. считаются Вальтер Гропиус, Константин Мельников, Иван Леонидов, Владимир Татлин, Петер Беренс, Йоханнес Иттен, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер и др. У каждого из них был свой архитектурный метод и творческий почерк. Однако ими были сформулированы общие принципы современной архитектуры: упрощение форм и ликвидация ненужных деталей, большая площадь остекления и легкие металлические конструкции рам, стремление к отсутствию декора, предпочтение в выборе железобетона в качестве основного строительного материала.

В качестве примера реализации вышеназванных принципов можно привести Дом Мельникова в Москве (рис. 5.4) и здание завода «Фагус» в Альфельде, Германия (рис. 5.5).

Дом К. Мельникова. Северный фасад. Архитектор К. Мельников

Рис. 5.4. Дом К. Мельникова. Северный фасад. Архитектор К. Мельников

Здание завода «Фагус». Архитектор В. Гропиус

Рис. 5.5. Здание завода «Фагус». Архитектор В. Гропиус

После 1960-х гг. архитектура продолжает развитие, получая характеристики эпохи постмодернизма. Это выразилось в обилии стилей и направлений: неофункционализм, органическая архитектура, неоклассицизм, структурализм, брутализм, метаболизм, техницизм, зеркальная архитектура, деконструктивизм, хай-тек, популизм, новый регионализм, нео-ар-деко, постмодернистский классицизм, техноэкспрессионизм, минимализм, неомодернизм и др.[1]

Архитектура XXI столетия, вдохновленная компьютерными технологиями, открывшимися возможностями в области медиаискусства и передовыми, так называемыми композитными материалами, находит новые, часто невообразимые образы, формы и дизайнерские решения. Новейшая архитектура имеет возможность практически постоянно обновлять средства выразительности, в том числе и с помощью мультимедийных технологий. Благодаря этому в XXI в. архитектурные объекты отходят от статичной образности, превращаясь в некую систему, способную к росту, кинетике, невероятным изменениям и метаморфозам. Принято считать, что концепции новейшей архитектуры развивают такие мастера, как Норман Фостер, Заха Хадид,

Даниэль Либескинд, Кэндзо Тангэ, Сантьяго Калатрава, Рем Колхас, Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пиано и др.

Образы современной архитектуры отличаются динамизмом, оригинальностью, разнообразием, непредсказуемостью, невероятностью форм. Они обладают огромной силой эстетического воздействия, необычайными возможностями волновать человека и формировать его настроение. Новейшая архитектура, используя последние научные достижения и разработки, наделена высоким уровнем комфортабельности. К числу ярких примеров такой архитектуры относятся, например, лыжный трамплин «Бергизель» в Австрии (рис. 5.6) или художественный музей Милуоки в США (рис. 5.7).

Лыжный трамплин «Бергизель» (архитектор 3. Хадид}

Рис. 5.6. Лыжный трамплин «Бергизель» (архитектор 3. Хадид}

Рис. 5.7. Художественный музей Милуоки (архитектор С. Калатрава)

Современная архитектура, ее образы, как и архитектура прошлых времен и стилей, по-прежнему остаются средствами коммуникации, а также используются во многих сферах человеческой деятельности. Архитектурные образы не только закрепили за собой свои экспозиционные функции, но и получили широкие репрезентативные возможности в мультимедиа.

Один из популярных видов мультимедиа - интернет-журналы (ИЖ), так называемые периодические издания в интернете. Они подразделяются на несколько видов: параллельные ИЖ - интернет-вер-сии печатных журналов; интегрированные, так называемые сателлитные, интернет-версии печатных журналов (их материалы взаимно дополняют друг друга); оригинальные (автономные) ИЖ, издающиеся только в Интернете. Тематика ИЖ практически безгранична: начиная от изданий о женской моде, флористике и кулинарных рецептах и заканчивая серьезными научными интернет-изданиями, а также специализированными ИЖ, в том числе об архитектуре, дизайне и строительстве.

Особая роль в ИЖ отведена их мультимедийным возможностям. Они позволяют расширить информационную структуру издания, воз действуя на читателей различными способами: текстом, изображением, звуком. Кроме того, качество и содержание текстовой информации в ИЖ специфично, спорно с точки зрения лингвистов[2]. Поэтому визуальному наполнению ИЖ отводится большое внимание, а значит, оригинальные изображения архитектурных объектов становятся актуальными, а их репрезентативность весьма востребована. С точки зрения создателей интернет-изданий, оптимальными для восприятия оказываются тексты, разбитые на тематические блоки. В связи с этим тематические блоки, посвященные архитектуре, дизайну и строительству, получили достаточную популярность, так как образы современной архитектуры эффектно украшают сетевые издания, делая их более интересными, эффектными, респектабельными и привлекательными.

Просмотрев более восьмидесяти ИЖ на русском языке, мы выяснили, что образы современной архитектуры наиболее часто репрезентируются в научно-популярных, просветительских, культурноинформационных и некоторых других ИЖ. В них, наряду с такими рубриками, как «Авто», «Авиация», «Транспорт», «Политика», «Нанотехнологии», «Вооружение», «Энергетика», «Медицина», «Здоровье и красота», «Природа», «Спорт», «Кино», «Музыка», «Образование», «Финансы» и пр., разделу «Архитектура» тоже отведено определенное место. К таким ИЖ относятся: «Membrana: Люди. Идеи. Технологии», «InFuture.ru», «Naked Science», «AllReport.Ru», «Сунна-Пресс: Мир через призму ислама», «Allwelkes (красивые фото, новости, последние события)», «EWERTY.RU», «DayEvents.ru.», «Flytothesky.ru», «Etoday.ru.» и др. Отметим, что здесь пока не идет речь о специализированных интернет-изданиях, посвященных архитектуре, дизайну и строительству.

Научно-популярный ИЖ «Membrana: Люди. Идеи. Технологии» сосредоточился на рассказе о суперсовременной, пока еще находящейся на стадии проектных разработок, а порой и практически утопической архитектуре. Речь идет о вертикальных фермах для «городского сельского хозяйства» - «плантагонах» в швейцарском Линчепинге (рис. 5.8а), «висячем парке» в Чикаго (рис. 5.86), подземном небоскребе - «землескребе» в Мехико (рис. 5.8в), вертикальном лесопарке в Милане по проекту архитектора Стефано Боэри, парке-небоскребе на Манхэттене, плавающей пирамиде-городе в Новом Орлеане и т. д. (см. приложение 37).

Проекты-визуализации из ИЖ «Membrana

Рис. 5.8. Проекты-визуализации из ИЖ «Membrana: Люди. Идеи. Технологии»: а) плантагон; б) «висячий парк» в Чикаго; б) подземный небоскреб - «землескреб» в Мехико

ИЖ «InFuture.ru» посвящен будущим свершениям в области космоса, автомобилестроения, архитектуры, нанотехнологий, роботостроения. Современная архитектура здесь представлена в виде как реализованных, так и планируемых объектов. Репрезентация осуществленных архитектурных и дизайнерских современных проектов за последнее время (с 23.06.2015 г. по 15.07.2016 г.) в ИЖ «InFuture.ru» включает такие объекты, как здание бизнес-школы при Технологическом университете в Сиднее американского архитектора Ф. Гери, модель дома Simple Home на ножках австралийского архитектора Г. Фелдбахера, зеркальные дома в Доломитовых Альпах (Италия) архитектора П. Пихлера, офисно-развлекательное здание в виде цветка лотоса в китайской провинции Цзянсу (рис. 5.9а), павильон архитектурного бюро «Фостер и компания» (рис. 5.96), фантастический пляжный домик в виде волны в Таиланде, фантастический деревянный домик-кокон для международной выставки дизайна и архитектуры RHS в Лондоне в 2014 г.

Проекты-визуализации из ИЖ «InFuture»

Рис. 5.9. Проекты-визуализации из ИЖ «InFuture»: а) здание-лотос в Китае; б) павильон архитектурного бюро «Фостер и компания»

К репрезентируемым неосуществленным, фантазийным или планируемым современным архитектурно-дизайнерским проектам за этот же период в ИЖ «InFuture.ru» относятся: плавающий отель с видом на северное сияние в Норвегии (ожидаемая постройка в 2017 г.], древовидный небоскреб для лесонасаждений в Сеуле, проект «Математической галереи» для Лондонского музея естествознания (ожидаемая постройка в 2017 г.) архитектора 3. Хадид, проект подводного океанского дома, проект здания больницы и СПА «Белые паруса» в Тунисе архитектора В. Клюкина и некоторые другие проекты (см. приложение 38][3].

Российский научно-популярный ИЖ «Naked Science» (в переводе с англ. - «С точки зрения науки»], издаваемый с 2012 г., содержит новости науки и техники, обзоры, интервью, репортажи. Его основной задачей является популяризация науки. Одна из его рубрик называется «Consept», и в ней репрезентируются исключительно фантазийные проекты будущей архитектуры: концепты зданий различных музеев, концертных залов, мемориальных комплексов, суперсовременных жилых домов и т. д.

Из просмотренных нами шестидесяти концепт-проектов, опубликованных в данном издании в период с августа 2015 г. по апрель 2016 г., мы выделим Музей будущего в Дубае (ОАЭ, планируемое возведение - 2017 г.). Он предназначен для экспонирования уникальных инновационных гаджетов, концептов и объектов современного дизайна, а также для разработки и реализации разного рода научных проектов (рис. 5.10а]. Архитектурный облик этого музея представляет собой округлую металлическую конструкцию, которая напоминает перстень. В свою очередь, концепт Дома венгерской музыки в Будапеште от бюро Andrea Vattovani Architecture - изогнутое здание в виде

постепенно складывающейся скульптуры (рис. 5.106). Кривизна объема создаст ощущение, что в парке размещается не здание, а скульптура.

Проекты-визуализации из ИЖ «Naked Science»

Рис. 5.10. Проекты-визуализации из ИЖ «Naked Science»: а) здание Музея будущего; б) Дом венгерской музыки

Интересен концепт российского выставочного павильона из дерева на выставке Экспо 2015 в Милане. Образ этого архитектурного проекта наделен двояким смыслом: одни видят в нем постепенно возвышающийся холм, а другие - Ноев ковчег. И наконец, самый неожиданный, с нашей точки зрения, архитектурный объект, представленный в ИЖ «Naked Science», - это концепт кладбища-небоскреба, который отличается смелостью, неожиданностью и неоднозначностью архитектурного замысла (см. приложение 39).

Одним из ярких интернет-изданий, активно репрезентирующих образы современной архитектуры, является ИЖ «Сунна-Пресс: Мир через призму ислама». Этот журнал, позиционируя себя как исламский аналитический интернет-ресурс, в первую очередь освещает определенные аспекты, связанные с религией, корректно пропагандируя ислам. К сооружениям, представленным на страницах ИЖ, относятся: восьмисотдвадцатиметровое здание «Бурдж-Халифа» в Дубае (рис. 5.11а), самый высокий в мире поющий фонтан Дубай, самая большая в мире искусственная гавань Джебель-Али, башни-близнецы Emirates Park Towers, Башня Ал мас (в ней расположена биржа драгоценностей Дубая), знаменитые рукотворные Пальмовые острова, отель «Парус» на берегу Персидского залива (рис. 5.116), находящийся в самом центре Аравийской пустыни крытый горнолыжный курорт Ski Dubai, мегааквариум в торговом центре Dubai (высота - 10 м, объем - 10 млн л; в нем собрана живая коллекция самых разнообразных представителей морской фауны). Все перечисленные объекты в этом интернет-издании репрезентируются не столько в качестве выдающихся примеров архитектуры, а скорее как зримое подтверждение мощи и значимости ислама в современном мире (см. приложение 40).

1

Сунна-Пресс: Мир через призму ислама. URL: http://sunnapress.com

Визуализации осуществленных архитектурных проектов из ИЖ «Сунна-Пресс

Рис. 5.11. Визуализации осуществленных архитектурных проектов из ИЖ «Сунна-Пресс: Мир через призму ислама»: а) Башня Халифа; б) отель «Парус»

«EWERTY.RU» - еще один ИЖ, где современная архитектура получила определенное место для репрезентирования. Данное издание позиционирует себя в качестве информационного источника про «популярное, полезное и интересное»[4]. Ресурс очень удобен, так как настроен под все цифровые устройства (планшет, телефон). Высокий уровень содержательности статей журнала определяется их авторами - профессионалами из различных сфер культуры, а также установленными правилами и инструкциями по написанию статей. Объекты современной архитектуры в ИЖ «EWERTY.RU» репрезентируются в рубрике «Строительство и дизайн». Здесь представлены уже реализованные современные проекты. Самые известные из них - Сити-холл в Лондоне архитектора Н. Фостера (рис. 5.12а) и Аргентинский пешеходный мост в Буэнос-Айресе архитектора С. Калатравы (рис. 5.126).

Мы изучили статьи, которые были опубликованы с февраля по декабрь 2015 г. (всего сорок материалов). Интересно, что современная архитектура в «EWERTY.RU» репрезентируется не только как значимое явление в мире новейших технологий, но и в качестве примеров объектов, наделенных оригинальной образностью. В частности, уже в названиях вышеупомянутых архитектурных объектов есть программная содержательность. Так, здание лондонского Сити-холла в народе получило название Нарезанное Яйцо, а также и другие меткие образные прозвища: Мокрица, Улитка, Луковица, Шлем Дарта Вейдера (речь идет о главном герое эпического кинофильма «Звездные войны»). А оригинальные вантовые конструкции пешеходного моста архитектора Сантьяго Калатравы в Буэнос-Айресе дали логический повод для его официального названия - «Аргентинская арфа».

а) б)

Рис. 5.12. Наиболее известные объекты современной архитектуры, получившие репрезентацию в ИЖ «EWERTY.RU»:

а) Сити-холл; б) пешеходный мост «Аргентинская арфа»

Список современных сооружений, получивших меткие и оригинальные образные названия в ИЖ «EWERTY.RU», можно продолжить. Так, о жилом комплексе Mirador (Мадрид, Испания, 2005 г., архитектурное бюро MVRDV) сказано, что он похож на поделку из конструктора Lego, а местные жители называют его Домом бен Ладена из-за большого прямоугольного отверстия в массиве здания, напоминающего дыру (рис. 5.13а). Арктический собор (Тромсё, Норвегия, 1965 г., архитектор Ян Инге Ховиг) напоминает айсберг, хижину или изломанные вершины гор (рис. 5.136). Виадук Мийо (Франция, 2004 г., архитектор Н. Фостер) ассоциируется с высокими мачтами и натянутыми парусами. «Космическая игла» - Space Needle (Сиэтл, США, 1962 г., архитектор Д. Грэм) - смотровая башня, напоминающая иглу, на вершине которой размещена обзорная площадка в виде летающей тарелки. Здание штаб-квартиры Министерства обороны США - Пентагон (штат Виргиния, 1943 г., архитектор Д. Бергстром), с нашей точки зрения, также было выбрано для репрезентации в «EWERTY.RU», поскольку его архитектура носит ярко выраженный образный характер: метонимическое обозначение оборонному ведомству США дало греческое слово «пятиугольник».

Также в «EWERTY.RU» представлены такие объекты современной архитектуры, как научно-популярный музей «Биосфера» (Монреаль, Канада, 1967 г., архитектор Р. Б. Фуллер), здание научно-исследовательского центра Stata Center (Кембридж, США, 2004 г., архитектор Ф. Гери), здание Денверского художественного музея (Денвер, США, 2006 г., архитектор Д. Либескинд), многоквартирный дом «Лесная спираль» (Дармштадт, Австрия, 2000 г., архитектор Ф. Хундертвассер), музей-галерея современного искусства «Кунстхаус», или «Дружественный инопланетянин» (Грац, Австрия, 2003 г., архитекторы П. Кук и К. Фурнье), национальный олимпийский стадион «Птичье гнездо» (Пекин, Китай, 2008 г., архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон»), колесо обозрения «Око Лондона» (Лондон, Англия, 2000 г., архитекторы

Д. Маркс и Д. Барфилд), башня «Сент-Мэри-Экс, 30» - «Лондонский огурец» (Лондон, Англия, 2003 г., архитектор Н. Фостер) (см. приложение 41).

Репрезентация архитектурных объектов в ИЖ «EWERTY.RU»

Рис. 5.13. Репрезентация архитектурных объектов в ИЖ «EWERTY.RU»: а) жилой комплекс Mirador; б) Арктический собор в Норвегии

Судя по вышеперечисленным объектам, ИЖ «EWERTY.RU» отдает предпочтение репрезентированию объектам современной архитектуры, наделенным яркой образностью и получившим меткие и оригинальные характеристики и даже прозвища от многомиллионной публики.

Далее кратко рассмотрим характер репрезентирования современной архитектуры в специализированных ИЖ, посвященных архитектуре, дизайну и строительству. К таким изданиям на русском языке относятся, например, «Современный дом», «Салон.ги», «Архиновости», «BERLOGOS», «A3D», «3KA.ru», «Форма», «Architectural digest», «HQROOM», «Архитектура Сочи», «Ландшафтная архитектура. Дизайн», «Woodstoneglass», «Fumiteka Magazin» и др.

Одни из перечисленных выше ИЖ репрезентируют архитектуру для коммерческих целей (реклама и продажа высококомфортабельных частных жилых домов), предоставляя не только эскизные проекты, респектабельные фотоснимки, но и состав проектной документации, сметные расчеты («Современный дом», «Салон.ги», «Fumiteka Magazin»). Другие ведут активную пропаганду по созданию экологической архитектуры. В частности, ИЖ «3KA.ru» освещает архитектуру, характеризующуюся стремлением к природным формам и строительным материалам, пропагандируя идею сбережения природных ресурсов[5].

Многие журналы адресованы профессиональному сообществу архитекторов и дизайнеров. Они знакомят пользователей с современными тенденциями и новейшими технологиями в области строительства и создания концептуальных архитектурно-дизайнерских разработок («A3D», «BERLOGOS», «Современный дом», «Архиновости», «Ландшафтная архитектура. Дизайн»). В таких ИЖ предлагаются темы для профессиональных онлайн-дискуссий, размещаются объявления о вакантных рабочих местах в различных архитектурных бюро, публикуются условия и результаты различных архитектурно-дизайнерских конкурсов, освещаются самые разные события и мероприятия в мире архитектуры.

Образы современной архитектуры в специализированных ИЖ также получили определенное место. Они отличаются особой репрезентативностью, поскольку воплощают современные архитектурные стили, на их примерах делаются попытки интерпретаций творческого метода современных архитекторов, проводится обзор и анализ различных функциональных типов современных зданий. Приведем некоторые примеры.

ИЖ «Архиновости» одну из свои рубрик посвятил таким типам зданий современной архитектуры, как бизнес-центры, вокзалы и порты, жилые комплексы, мосты, музеи и галереи, отели, офисы, павильоны, развлекательные и культурные центры, спортивные сооружения, школы, университеты, детские сады[6]. Было решено выяснить, какова доля репрезентируемых в данном издании объектов отечественной современной архитектуры. Изучив четыреста статей в ИЖ «Архиновости», мы выяснили, что лишь двадцать из них (5 % от просмотренного) посвящено архитектурным проектам для реализации в России. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, объекты по своим функциям относятся к общественным зданиям и сооружениям. Это проект морского порта в Сочи (рис. 5.14а), проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону (рис. 5.146), проект реконструкции международного аэропорта для Универсиады в Казани (рубрика «Вокзалы и порты»); проект Государственного центра современного искусства в Москве от UNK PROGECT Arhitects, архитектурные инсталляции «Третьяковка POP UP» в Москве (рубрика «Музеи-галереи»); проект спортивного комплекса Nova Arena в Санкт-Петербурге, проект теннисного клуба на берегу Истры в Подмосковье, концепция Ледового дворца в Звенигороде, проект Олимпийского комплекса в Сочи, проект стадиона в Краснодаре, концепт спортивной зоны в Ессентуках (рубрика «Спортивные сооружения») (см. приложение 42).

Проекты-визуализации из ИЖ «Архиновости»

Рис. 5.14. Проекты-визуализации из ИЖ «Архиновости»: а) морской порт в Сочи; б) аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

Продолжая исследовать вопрос об особенностях и специфике репрезентирования образов современной архитектуры в мультимедиа, обратимся к компьютерным играм. Компьютерная игра (КИ) -одно из ярких явлений в мире коммуникационных технологий и мультимедиа. Являясь важной и прибыльной частью массовой культуры, КИ получили широкое распространение в современном обществе.

Если рассматривать феномен КИ с позиции медиагенезиса М. Маклюэна, то они являются примером культурно-технологических преобразований, еще больше «расширяющих человека в социальном измерении»[7]. КИ, будучи «техно-художественными» гибридами, выполнили важную миссию в мирной социализации компьютерной техники и ее интеграции в популярную культуру, так как технологии, положенные в основу разработок КИ, до этого использовались исключительно в военных целях. На современном этапе в странах Западной Европы создание КИ относится к новому виду творческой индустрии, наряду с кинематографом, телевидением, поп-музыкой, звукозаписью. КИ получили развитие в мире популярной массовой культуры, превратившись в развлекательный бизнес.

Как вид массовой культуры КИ стали объектом для ряда научно-исследовательских направлений: психология КИ, виртуальные миры и человеческое познание, КИ как жанр художественного творчества и новая художественная виртуальная реальность, КИ как феномен экранного искусства, групповая игровая деятельность в Интернете, психологические вопросы негативного воздействия игровой компьютерной зависимости на человека, виртуальная культура и сфера ком-

муникативной деятельности, педагогические возможности КИ и т. д. Компьютерные игры занимают определенное место в социокультурных процессах, расширяя содержание и формы коммуникации людей. КИ развивают творческую и соревновательную деятельность людей, создают среду для объединения игроков, способствуют появлению новых и многообразных субкультур. КИ обогащены социальной окрашенностью благодаря происходящим в виртуальной реальности символическим действиям[8].

Одной из важных составляющих КИ является присутствие в них пространственного нарратива, так как практически каждая игра подчинена структуре того или иного пространства. Создатели КИ постоянно совершенствуют выразительные (в том числе и художественные) средства, для отображения достоверных внутренних и внешних локаций, используя такой интерактивный и моделирующий инструментарий, как графическое и акустическое свойство среды, определяющее пространство и время той или иной игры.

Гейм-дизайнеры - специалисты, разрабатывающие правила, стиль, дизайн и сюжет КИ, - постоянно ведут кропотливую работу над ее графической частью, поскольку игра призвана создавать качественные пространственные и временные иллюзии, чтобы максимально точно передавать движения и действия героев, трансформации объектов, в том числе и архитектурных. К наиболее известным гейм-дизайнерам, которые уделяют большое внимание пространственному нарративу, создаваемому в том числе и с помощью изображаемых архитектурных объектов, относятся Эрнест Адамс, Джонатан Блоу, Энди Дэвидсон, Сергей Буркатовский, Робин Миллер и др. В КИ самым активным образом репрезентируется архитектура разных стилей и направлений.

В частности, экшн-квест «Assassin's Creed II» (2010) достаточно точно повторяет архитектуру кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Для одной из частей КИ «Assassin's Creed» в качестве места действия выбрана центральная площадь Венеции (рис. 5.15). Образ собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве репрезентируется в нескольких КИ, например в заставке игры-стратегии «Age of Empires III» (2007), а также в цикле исторических стратегий «КАЗАКИ».

Историческая архитектура Санкт-Петербурга также стала объектом для активного репрезентирования в КИ. В игре-гонках «Project Gotham Racing 4» (2008) игрок, лихо погоняв по городу, в конце пути

может въехать на Дворцовую площадь, минуя арку Главного штаба (рис. 5.16). В этой же игре получила максимально точную графическую прорисовку архитектура храма Спаса на Крови (рис. 5.17). А шпили Петропавловского собора эффектно представлены в игре «Hitman 2: Silent Assassin».

Центральная площадь Венеции в КИ «Assassin's Creed»

Рис. 5.15. Центральная площадь Венеции в КИ «Assassin's Creed»

Арка Гповного штаба в Санкт-Петербурге в КИ «Project Gotham Racing 4»

Рис. 5.16. Арка Гповного штаба в Санкт-Петербурге в КИ «Project Gotham Racing 4»

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в КИ «Project Gotham Racing»

Рис. 5.17. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в КИ «Project Gotham Racing»

Кроме того, памятники архитектуры представлены в КИ «Assassin's Creed Brotherhood» (Колизей в Риме), «Assassin's Creed Revelations» (Софийский собор в Константинополе), «Sim City» (Бранденбургские ворота в Берлине), игра-боевик «Call of duty: modern warfare 3» (Эйфелева башня в Париже) и др. (см. приложение 43).

Образы современной архитектуры также получили активное репрезентирование в КИ: это башня Space Needle (Сиэтл) в приключенческом боевике «Infamous: Second Son» (2013), здание оперного театра в Сиднее в градостроительном симуляторе «SimCity», лондонские небоскребы «Мэри-Экс» в КИ «Euro Truck» (рис. 5.18). Также мы можем увидеть Бишопсгейт Тауэр (Лондон) в игре «Euro Truck», мост Золотые Ворота (Сан-Франциско) в автосимуляторе «Driver 2: San Francisco» (2011), небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг и Бруклинский мост (Нью-Йорк) в шутере «Mafia II» (2010), Останкинскую башню (Москва) в «Metro: 2033», фантазийный город (скопирован с Нью-Йорка) Либерти-Сити в «Grand Theft Auto IV» (GTA IV), 169-метровый гранитный обелиск (Вашингтон) в ролевом экшне «Fallout 3» (см. приложение 44).

Лондонские небоскребы «Мэри-Экс» и «Бишопсгейт» в КИ «Euro Truck»

Рис. 5.18. Лондонские небоскребы «Мэри-Экс» и «Бишопсгейт» в КИ «Euro Truck»

Главным персонажем и центральной идеей самой игры является архитектура в градостроительных симуляторах. Одна из таких игр -«Minecraft», которая обрела особую популярность, поскольку благодаря простому и популярному редактору дает возможность создавать не только реплики таких городов, как Лондон, Версаль, Нью-Йорк, но и самые разные, часто самостоятельно придуманные города.

Значительная роль архитектурным объектам отведена в КИ такому жанру, как исторический паркур. Наиболее популярная из них -серия - «Assassin's Creed Unity». Здесь игроки имеют возможность бегать по улицам Иерусалима, Венеции, Дамаска и пр.

Определенное место в КИ занимает репрезентирование образов фантазийной архитектуры. В таких случаях строения могут быть наделены характеристиками классических стилей (романика, готика, барокко и т. д.) либо выполняться в стиле фантазийно-урбанистических ландшафтов или обладать утопической образностью. Например, действие в шутер-игре «Bioshock Infinite» происходит в городе с известным названием Колумбия, который, однако, парит над землей, а его районы-острова соединены между собой воздушными рельсами. В КИ «Mass Effect» футуристические архитектурные ландшафты, где по сюжету проживает тринадцать миллионов человек, помогают создать атмосферу борьбы между несколькими гуманоидными расами (рис. 5.19а). Пейзажи города планеты Явин-4 из игры «Star Wars: The Old Republic» (рис. 5.196), подчеркивают тему многочисленных галактических сражений (см. приложение 45).

а) б)

Рис. 5.19. Образы несуществующих городов в КИ: а) футуристиеский ландшафт в КИ «Mass Effect»; б)урбанистический пейзаж в КИ «Star Wars: The Old Republic»

Обратимся далее к вопросу репрезентирования образов современной архитектуры в таком виде мультимедиа, как социальные сети (СС). Одним из отечественных исследований, посвященных рассмотрению СС с позиции их коммуникативных возможностей, является работа А. М. Лещенко Опираясь на труды Г. Зиммеля и П. Бурдье, автор выявляет теоретические, методологические основы и виды СС. Также он раскрывает особенности сетевой архитектуры социального пространства и утверждает, что социальные сети являются уникальным явлением социокультурной реальности, глобальным координационным центром социальных связей, способным формировать коммуникативное пространство[9].

СС - это яркий пример нового подхода в культурной идентификации в современном глобализирующемся мире, это новые технологии, определенным образом влияющие на формирование идентичности в коммуникативном пространстве. Также СС являются мощным

средством для самопрезентации индивида в пространстве Интернета. Здесь в первую очередь идет речь о так называемом нике (речевом псевдониме), аватаре (публичном, визуально-графическом изображении пользователя в СС, чатах, блогах и т. д.), странице в социальной сети и ее наполнении. Вопрос о самопрезентации в Интернете занимает особое место в гуманитарной науке, так как его изучение дает возможность раскрыть проблемы идентичности индивида[10].

Часто для ведения своих страниц участники СС привлекают яркий, броский визуальный материал: фотографии или другие графические работы с изображением животных, растений, пейзажей, интерьеров помещений и мн. др. Популярны и любительские фотофиксации жизненных событий участника СС и его окружения, фотопортреты, видеосъемка и т. д. Определенное место среди визуального материала занимают архитектурные сооружения, дизайнерские арт-объекты. Широкое распространение получили фотоснимки участников СС, где интернет-пользователь изображен на фоне архитектурных объектов.

Отметим, что во многих культурах человеку было свойственно запечатлевать себя на фоне тех или иных предметов и объектов, чтобы обозначить некоторую мысль или точку зрения. С появлением фотографии это явление получило дальнейшее развитие. Архитектурные объекты при этом репрезентируются как подтверждение посещения того или иного места, как красивый фон, как композиционная часть, атрибут и т. д. (см. приложение 46). К примеру, знаменитая фотография Адольфа Гитлера на фоне Эйфелевой башни в Париже (рис. 5.20), облетевшая в свое время в кратчайшие сроки весь мир, заявляла, что фюрер стал хозяином практически всей просвещенной Европы.

Адольф Гитлер на фоне башни Эйфеля. Париж, 1940 г

Рис. 5.20. Адольф Гитлер на фоне башни Эйфеля. Париж, 1940 г.

Образы современной архитектуры все чаще становятся объектом репрезентирования на фотопортретах в качестве эффектного фона, для повышения или подтверждения некой статусности участников СС (рис. 5.21).

Примеры фотопортретов на фоне объектов современной архитектуры, размещенных на страницах пользователей в социальных сетях

Рис. 5.21. Примеры фотопортретов на фоне объектов современной архитектуры, размещенных на страницах пользователей в социальных сетях

Студентами архитектурного факультета Астраханского государственного архитектурно-строительного университета (90 человек) с 11 по 18 октября 2016 г. было просмотрено 5850 страниц пользователей соцсети «ВКонтакте». Было установлено, что 2147 исследуемых участников СС один и более раз выставили свои фотопортреты на фоне архитектурных объектов. В качестве фона выбирались как памятники архитектуры, так и современные сооружения. Результаты этого исследования представлены на диаграммах (рис. 5.22-5.23).

Респонденты, разместившие свои фотопортреты на фоне архитектурных объектов

Респонденты, не разместившие свои фотопортреты на фоне архитектурных объектов

Рис. 5.22. Размещение фотопортретов на фоне архитектурных объектов на страницах социальной сети «ВКонтакте»

  • ? Респонденты, имеющие отношение к архитектуре и строительству
  • 40,50 %
  • 59,50 %
  • ? Респонденты, не имеющие отношения к архитектуре и строительству

Рис. 5.23. Характеристика пользователей СС, разместивших свои фотопортреты на фоне архитектурных объектов

Отметим, что, по нашим наблюдениям, на просторах Интернета наиболее частое репрезентирование в качестве так называемого архитектурного фона получила Эйфелева башня в Париже.

Образы современной архитектуры как эффектный фон на фотографиях активно используются не только в СС. Они привлекаются в индустрии модной одежды и развлечений, которые, в свою очередь, тоже ярко представлены в мультимедиа.

Следует сказать, что на страницах пользователей соцсетей объекты современной архитектуры получили определенную репрезентацию и в качестве самостоятельных объектов экспонирования. При этом участники СС чаще всего размещают на своих страницах фотоснимки профессионалов, обладающие высоким качеством и художественной выразительностью. Выяснилось, что из просмотренных студентами архитектурного факультета АГАСУ 5850 страниц «ВКонтакте» фотографии с изображением объектов современной архитектуры размещены на страницах 1880 человек. Из них 850 участников СС имеет то или иное отношение к миру архитектуры и строительства, а 1030 пользователей не связаны с архитектурно-строительной областью профессионально. То есть изображения архитектурных объектов на своих страницах в СС люди считают интересными, привлекательными, повышающими уровень самопрезента-бельности. Результаты просмотра были обработаны и обобщены в диаграммах на рис. 5.24-5.25.

Респонденты, разместившие изображения современной архитектуры

? Респонденты, не разместившие изображения современной архитектуры

Рис. 5.24. Размещение изображений объектов современной архитектуры на страницах социальной сети «ВКонтакте»

Респонденты, имеющие отношение к архитектуре и 45 20% строительству

54,80%

Респонденты, не имеющие отношения к архитектуре и строительству

Рис. 5.25. Характеристика пользователей СС, разместивших изображения объектов современной архитектуры на своих страницах

Многочисленные просмотренные страницы в СС позволяют утверждать, что наиболее частое экспонирование получают такие объекты современной архитектуры, как Эйфелева башня в Париже, Танцующий дом в Праге (архитекторы В. Милунич и Ф. Гери), Сиднейский оперный театр (архитектор Й. Утзон), «Бурдж-Халифа» в Дубае (архитектор Э. Смит), Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (архитектор 3. Хадид), музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (архитектор Ф. Л. Райт), стадион «Птичье гнездо» в Пекине (проектное бюро «Херцог и де Мёрон»), небоскреб «Мэри-Экс» в Лондоне (архитектор Н. Фостер), башни ММДЦ «Москва-Сити», «Гранд Отель Астрахань» (см. приложение 47).

Делая выводы по данной главе, отметим, что образы современной архитектуры получили определенное репрезентирование в мультимедиа. Исследуя специфику и особенности репрезентирования архитектурных образов в интернет-журналах, компьютерных играх и социальных сетях, мы выяснили следующее.

Интернет-журналы, делая ставку на доминирование визуальной информации, активно привлекают образы современной архитектуры. Более восьмидесяти просмотренных ИЖ на русском языке свидетельствуют, что, как правило, современная архитектура представлена в тех изданиях, которые характеризуются научно-популярной, просветительской, культурно-информационной направленностью. В одних ИЖ образы современной архитектуры репрезентируются в качестве показателя высоких научно-технических и художественных достижений человечества, а также с целью популяризации всего инновационного, суперсовременного, часто фантазийно-утопического («Membrana: Люди. Идеи. Технологии», «InFuture», «Naked Science» и др.). В других интернет-журналах репрезентируемые образы современной архитектуры являются способом подтверждения мощи и значимости религии (речь о сетевом издании «Сунна-Пресс: Мир через призму ислама»). Многие ИЖ, используют яркие, эффектные, будоражащие эмоции образы современной архитектуры для привлечения внимания («EWERTY.RU», «Allwelkes», «DayEvents.ru», «Flytothesky.ru», «Etoday.ru» и др.). В специализированных ИЖ образы современной архитектуры также получили определенную репрезентативность. Они выступают в качестве рекламы архитектурных проектов, используются для продвижения и презентации тех или иных архитектурных школ (в том числе и отечественных), для создания эффектного визуального контента и графического наполнения.

Компьютерные игры как одна из относительно новых отраслей массовой культуры, новый вид бурно развивающегося развлекательного бизнеса и мультимедийных технологий активно привлекают образы архитектуры, обеспечивая с их помощью наличие пространственного нарратива, внешних и внутренних локаций и т. д. Репрезентирование образов архитектуры в КИ зависит от их сюжетов и стилей. В так называемых градостроительных симуляторах архитектура является главной и конечной целью: играющий виртуально проявляет свое творчество и развивает фантазию, получает возможность создавать реплики знаменитых городов и архитектурных объектов. В иг-рах-паркурах архитектура выступает как эффектный плацдарм, когда мегаполисы или исторические архитектурные ландшафты позволяют игроку виртуально проявить свои физические таланты, ощутить силу и невероятные возможности человеческого тела, обрести ощущение свободы. Образы футуристической и урбанистической архитектуры помогают игроку погрузиться в истории-фэнтези, которые получают все большую популярность в мире развлекательного бизнеса.

Социальные сети как уникальное явление социокультурной реальности, новое пространство для социальных связей и коммуникаций тоже являются местом для активного привлечения образов современной архитектуры. Это обусловлено тем, что они помогают пользователям определенным образом идентифицировать себя в коммуникативном пространстве, а также являются популярным средством для эффектной самопрезентации в Сети.

  • [1] Ореальская О. В. Современная зарубежная архитектура : учеб, пособие. 3-є изд., стер. М., 2010. С. 54-78. 2 Медиаискусство // Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru /dic.nsf/ruwiki/16149
  • [2] Уланова М. А. Интернет-журнал. Типология, принципы создания, методика редактирования : автореферат дис.... канд. филол. наук. М., 2005. С. 24-26. 2 Membrana: Люди. Идеи. Технологии. URL: www.membrana.ru
  • [3] InFuture.ru : ежедневный научно-популярный интернет-журнал. URL: www.infuture.ru 2 Naked Science : научно-популярный портал. URL: http://naked-science.ru
  • [4] EWERTY.RU : интернет-журнал про популярное, полезное и интересное. URL: www.evetry.ru
  • [5] Экологическая архитектура // Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%Dl%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE %D0%B3%D0%B8%Dl%87%D0%B5%Dl%81%D0%BA%D0%B0%Dl%8F+%D0%B0%Dl% 80%Dl%85%D0%B8%Dl%82%D0%B5%D0%BA%Dl%82%Dl%83%Dl%80%D0%B0&from =xx&to=ru&did=&stype=0
  • [6] Архиновости - интернет-журнал об архитектуре и дизайне. URL: www.arhinovosti.ru 2 Там же.
  • [7] Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека : пер. с англ. М.; Жуковский : Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. С. 364-389. 2 Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования // Гуманитарная информатика : открытый междисциплинарный электронный журнал. Вып. 4. URL: http://huminf.tsu.rU/e-jurnal/magazine/4/gal2.htm
  • [8] Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков : автореф. дис.... канд. искусствоведения. СПб., 2008. С. 24-26. 2 Мошков Н. А. Развитие художественно-выразительных средств компьютерных игр жанра «экшен» // Вестник Нижегородского университета. 2010. № 2 (1). С. 313-319. 3 Галкин Д. В. Компьютерные игры как феномен современной культуры...
  • [9] Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе : автореф. дис.... канд. филос. наук. Пятигорск, 2011. С. 24-25. 2 Черняева О. А. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей : автореф. дис.... канд. соц. наук. Саратов, 2010.
  • [10] Тихонов О. В. Трансформация феномена идентичности в пространстве сети Интернет : автореф. дис.... канд. филос. наук. Казань, 2013. С. 16-18.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >