Источники и литература

Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1986.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

Зайцева Н.В. Философия истории: взаимосвязь онтологических и гносеологических аспектов: монография Самара, 2013.

Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12т. М., 1988.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 2007.

Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. М., 1987.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. доп. М., 2003.

Лаппа-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910-1913.

Вып. 1-2.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.9.

Лихачев Д. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. -Л., 1989.

Новая философская энциклопедия // Официальный сайт Института философии Российской академии наук. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm. Загл. с экрана. Режим доступа свободный.

Тойнбни А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Февр Л. Бои за историю. М., 1999.

Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Минск, 1998 - 1999.

Ясперс К Смысл и назначение истории. М., 1991.

Гпоссарий

АГИОГРАФИЯ — 1) вид церковной литературы — жизнеописания святых. А. — ценный источник знаний, используемый представителями различных гуманитарных наук: историками, литературоведами, археографами, лингвистами, искусствоведами, религиоведами; 2) в переносном смысле — напыщенное, неправдоподобное жизнеописание.

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — по К. Марксу и Ф. Энгельсу — одна из основных ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной истории от разложения первобытного общества до установления рабовладельческого или феодального строя. Азиатский способ производства представляет собой раннюю ступень развития классового антагонистического общества в форме государственной системы земледельческих общин.

АНТИЧНОСТЬ — “древность”, “старина”, понятие, перешедшее в русский язык из романских и германских языков. Это период древней истории с I тыс. до н.э. по V в. н.э.

АНТРОПОГЕНЕЗ — 1) учение о происхождении человека на Земле;

2) исторический процесс формирования человека и человечества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ двуединый процесс становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, высшая и конечная цель мироздания.

АПОКРИФЫ — 1) книги, содержащие тайные учения или сведения о мистериях; 2) сочинения, предполагаемое авторство которых не подтверждено; 3) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.

АРТЕФАКТ (искусственно сделанный) — 1) все, что возникает вне природных процессов в результате деятельности человека; 2) процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования.

АРХЕТИП — прообраз, первоначальный образ, идея.

АСПЕКТ — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

БИПОЛЯРНОСТЬ — возможность развития системы в двух направлениях — к усложнению и к упрощению — с лимитом в вакууме.

БУДУЩЕЕ — 1) то, чего еще нет, но может быть в одном их многих возможных вариантов; 2) время и события, следующие за настоящим; 3) предстоящее. Различают ближайшее (непосредственное) будущее (25 - 30) лет, обозримое будущее (70 - 80 лет) и отдаленное (или фантастическое) будущее.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ — составная часть общеисторической науки и одна из областей военной науки, исследующая историю развития военного дела, войн и военного искусства, процесс и основные тенденции развития вооруженных сил в прошлом, опыт военной деятельности государств и народов, военачальников и полководцев. Составными частями военной истории являются история войн, история военного искусства, история строительства ВС, история развития военной экономики, история военной мысли. Кроме того, к специфическим областям военной истории относятся: военная историография, военноисторическое источниковедение, военная археография, военное архивное дело и военная статистика.

Многие выводы военной истории имеют непреходящее значение и используются в современной практике, другие утрачивают свое значение, но тем не менее сохраняют познавательный интерес.

ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ — процесс уравнения энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ — история развития человеческого общества в целом, совокупность историй всех стран и народов.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ — часть всемирной истории (за вычетом отечественной истории). Это понятие иногда употребляется и для обозначения всемирной истории в целом.

ГЕНЕЗИС — происхождение, возникновение, момент зарождения и последующий процесс развития.

ДЕТЕРМИНИЗМ — альтернативное индетерминизму учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

ДОКТРИНА — научная или философская теория, политическая система. Совокупность основных взглядов и принципов.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение первой волны русской эмиграции, основанное на концепции русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.

ЗАКОН — традиционно-существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность.

ИСТОРИЗМ — принцип научного познания объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться: в их закономерном историческом развитии; в связи с конкретными условиями их существования. И. — важнейший принцип анализа исторического процесса.

ИСТОРИКА — наука об историографии, ее методах и задачах.

ИСТОРИОГРАФИЯ — 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвящённых определённой эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих единством содержания (например, российская, французская историография). 2) Отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смену методологических направлений и др. 3) (устаревшее) само описание истории, исторического процесса; отсюда историограф — то же, что историк.

ИСТОРИОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ) — концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории и т.п. , каков её смысл и

конец, если вообще таковые имеются. В области Ф.И. существуют две основные парадигмы. Первая подразумевает, что история является единым процессом, стройным и определенным. Вторая же — что история — не более чем хаос отдельных поступков, и всяческая связь между ними есть плод нашего воображения.

ИСТОРИЦИЗМ — концепция, в основе которой лежит вера в существование незыблемых законов истории и в фатальный характер общественного развития в прошлом, настоящем и будущем. На это основе сторонники историцизма считают возможным делать исторические предсказания.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — все виды информации о событиях прошлого, о времени и месте, где происходили эти события, о лицах, участвовавших в них; знание истории, способность дорожить исторической традицией. Является базой для формирования исторического сознания, влияет на поведение людей, выступает в качестве одного из факторов общественного развития.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — форма общественного сознания, представляющая собой сложную совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории (историческая память); осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков; социальное прогнозирование (исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего); осознание исторической ответственности за свою деятельность. Имеет индивидуальную, социально-групповую и историческую специфику. Историческое сознание, или коллективная память человечества, неоднородно, так же как и индивидуальная память человека. Для формирования исторической памяти важны три обстоятельства: забвение прошлого; различные истолкования одних и тех же фактов и событий; открытие в прошлом тех явлений, интерес к которым вызван актуальными проблемами текущей жизни. Для массового некритического И.С. характерны: осовременивание прошлого; ретроспективный подход к прошлому, представляющему в данном контексте интерес только с точки зрения происхождения современных явлений социальной жизни; свободное использование вымысла и воображения для реконструкции целостного образа прошлого.

ИСТОРИЯ — 1) наука о прошлом человеческого общества, которая изучает его во всей конкретности и многообразии в целях понимания настоящего и перспектив будущего; 2) способ существования человека и человечества; 3) повествование о прошедшем как особая форма культуры; ^специализированная дисциплина. Кроме того, термин «история» указывает на знания о прошлом и обозначает совокупность социальных представлений о минувшем времени. Синонимами истории в данном случае выступают понятия «историческая память», «историческое сознание», «историческое знание» и «историческая наука».

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ — письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества Виды исторических источников: вещественные, этнографические, лингвинистические, топонимические, устные, письменные, а для истории, начиная с конца XIX в. — и фото, кино, видео документы.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - вспомогательная наука о методах изучения и использования исторических источников. Источниковедение требует критического анализа достоверности любого источника.

КЛИО — в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков.

КОНГЛОМЕРАТ — механическое соединение чего-либо разнородного. В историческом процессе — соединение этносов, народов одного большого государства.

КУЛЬТУРА — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов, самопознания и символических обозначений окружающего мира.

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ — система исчисления больших промежутков времени.

ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ — причинно-следственные связи между историческими событиями, определяющие их дальнейший ход.

МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) — 1) наличие у людей того или иного общества определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя; 2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

МЕТОД — путь к чему либо, прослеживание, исследование) — способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методе, наука о построении человеческой деятельности, система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки, 2) учение об общих принципах, формах и способах научного познания; 3) совокупность познавательных методов, приемов и средств, используемых в какой-либо науке, ее научный инструментарий; 4) система мировоззренческих выводов, своего рода доктринального взгляда на исторический процесс в целом (например, методология марксизма-ленинизма в большевистском ее измерении). Традиционно наиболее развитой областью методологии является методология познавательной деятельности, методология науки. М. — пограничная область каждой науки, через которую та соприкасается с другими науками, испытывая их влияние и, в свою очередь, взаимодействуя с ними.

МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ — дисциплина, раздел исторической науки о методах познания. Метод — средство исторического исследования. С помощью методов историк получает новое знание или уточняет существующие представления о событиях. Таков изначальный смысл понятия «методология», который оно приобрело в практике исторического исследования в первой половине XIX в. Этот термин был впервые использован в трудах немецких историков для обозначения учения о методах (Methodenlehre) и как название учебной дисциплины. В настоящее время понятие «методология» используется не только в изначальном смысле, но и для обозначения теоретических основ исторического познания в целом, всей его проблематики. В российской историографии впервые термин «методология» появился в научных исследованиях и практике университетского преподавания в конце XIX -начале XX в. Методология истории — теоретическое выражение практики конкретно-исторического исследования и виде методов, принципов, научных исторических понятий. Обобщая практику исследовательской работы историка, методология дает возможность осмысленно относиться к познанию, вырабатывать и сознательно применять приемы, процедуры, способы, теоретические принципы анализа общих и частных конкретноисторических проблем. Методология не содержит в готовом виде ответ на любую из таких проблем, но она учит их решать, является его основой. Единой методологии историческая наука не знает. Теоретическая позиция историка — это в значительной мере дело его выбора или самостоятельной творческой разработки, хотя и то, и другое вовсе непроизвольно, а зависит от современного уровня знаний, в конечном счете, от характера окружающей его общественной среды.

МОДАЛЬНОСТЬ — 1) в логике — различие между суждениями в зависимости от степени фиксирования в них достоверности отображенного факта: возможность, действительность, необходимость. 2) способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления (онтологическая М.) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая, или логическая М.).

НАРРАТИВ (лат. narrare — языковой акт, т.е. вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, «сообщающего») текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается «ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой». Классической сферой возникновения и функционирования Н. выступает история как теоретическая дисциплина.

НАРРАТИВНЫМ — повествовательный, эпический, описательный.

ОБЪЕКТ (jiaT.Objectum — предмет) — предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д. Объект противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. О., согласно академику РАН. И.Д. Ковальченко, «совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности».

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — весь материальный мир, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ — действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ И

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — рассмотрение историографических и исторических источников по своей теме во всем многообразии, без каких-либо заранее заданных оценочных суждений и конъюнктурных соображений. Ученый призван искать истину и следовать ей, не подчиняясь конъюнктурным соображениям и произвольно не идеологизируя и не политизируя историческую науку, отдавая приоритет гуманистическим ценностям, общечеловеческим интересам, но при безусловном учете национальных, классовых и прочих аспектов видения исследуемой проблемы.

ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — согласно академику РАН. И.Д. Ковальченко, «реальность, существующая независимо от субъекта». О.И.И. имеет системный характер. Его всегда нужно рассматривать в диалектическом единстве с предмет исторического исследования. О.И.И., в отличие от объекта естественнонаучного познания, всегда связаны с прошлым. Он — результат свободного выбора субъекта-историка. Но выбор не зависит исключительно от него. О.И.И. связан с культурно-исторической ситуацией своего времени, частью которой была ситуация в историографии. В познании О.И.И. выражается потребность того времени, к которому принадлежит познающий субъект. Всякий же объект, как и субъект исторического познания — один из историографических и культурно-исторических фактов своего времени. О.И.И. есть статическое начало в историческом познании.

ПАРАДИГМА — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

ПАССИОНАРИИ — особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

ПАССИОНАРНОЕ ПОЛЕ — поле, обусловленное наличием биохимической энергии — пассионарности.

ПАССИОНАРНОСТЬ — характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (сознательное, или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ

— эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

ПАССИОНАРНОСТЬ КАК ЭНЕРГИЯ — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ — подразделение прошлого на отрезки времени (исторические периоды, века, эпохи и т.д.) — одна из сложных проблем историописания.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ — методологический прием выделения различных этапов, фаз изучаемого процесса по тем или иным основаниям.

ПЛЮРАЛИЗМ множественность, неоднородность,

многообразие чего-либо (явлений, движений, мнений, форм деятельности, взаимоотношений, духовной жизни, вариантов общественного прогресса и Т.Д.).

ПРИНЦИП — основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА — совокупность средств производства и людей, наделенных необходимыми знаниями и опытом, чтобы привести их в движение в целях производства всего необходимого для жизнедеятельности человека.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — в марксистской теории

— совокупность социально-экономических отношений между людьми (социальными группами, классами), возникающих в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления всего необходимого для жизнедеятельности человека. Характер производственных отношений определяется формами собственности на средства производства.

ПРЕДМЕТ — целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. П., согласно академику РАН. И.Д. Ковальченко, «определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению»

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. П.И. определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании.

ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — согласно академику РАН. И.Д. Ковальченко, часть объекта, включенная в познавательный процесс. При этом в ходе развития процесса исторического исследования «предмет познания расширяется», ибо расширяются знания об объекте исследования. П.И.И всегда

многоаспектен. П.И.И. имеет системный характер. Его всегда нужно рассматривать в диалектическом единстве с объектом исторического исследования. Предмет исторического исследования, в отличие от объекта естественно-научного познания, всегда связаны с прошлым. П.И.И. есть динамическое начало в историческом познании.

РЕВОЛЮЦИЯ — коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Р. — одна из закономерностей развития явлений природы, общества, познания.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ — период в истории страны, полный неприятностей и тревог, неурядиц и утрат. Основным содержанием С. В, является распад прежней государственности и отсутствие новой, длительная, разрушительная и истребительная борьба за власть между различными социальными группировками, не имеющим понятных для народов целей борьбы и шансов на скорую победу над своими противниками.

СУБЪЕКТ (лат. Subjectus — лежащий в основе) — индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. С. является источником активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — индивид, выступающий носителем исторического познания, находящийся в диалектическом единстве с объектом и предметом исторического исследования. С.И.И. оперирует с условными категориями «прошлое» и «настоящее» как с когнитивными инструментами познания окружающего мира. Но категории «прошлое» и «настоящее» имеют также онтологическое значение, ибо они указывают на прошлое или настоящее конкретного момента существования. Понятие прошлого не абстрактно, а конкретно. Прошлое есть всегда прошлое определённого настоящего или определённого объекта настоящего. И сам субъект, и исследуемые им явления принадлежат одному целому — истории. Историческое познание является в подобном смысле самопознанием общества. Связь субъекта и объекта исторического исследования проявляется в том, что объект находится в весьма жесткой зависимости от субъекта. Он таков, каков сам историк, личность которого составляет продукт своей эпохи и вписана целиком и полностью в культурно-историческую ситуацию своего времени, являясь ее частью, и в то же время, как личность творческая, оказывающая обратное воздействие на эту ситуацию. Степень такого обратного воздействия историка (или историографического направления) на культурно-историческую ситуацию может являться предметом историографического исследования.

ТЕМНЫЕ ВЕКА — условное название нескольких столетий после гибели Западной Римской империи в 476 г. н.э.

ТЕОРИЯ (греч. Theoria - учение) — форма достоверных научных знаний, представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений; дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов; основывающаяся на окружающей реальности.

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ — область общих представлений об истории в целом 9общеистоическая теория) ли о тех или иных процессах и явлениях (напр., норманнская теория). В любом случае теория истории — высший, самый развитый уровень исторического познания, а не уровень конкретно-исторических представлений о события х.В теории речь идет об общих проблемах изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология, эпистемология).

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ (греч. tipos — отпечаток, форма, образец и logos - слово, учение) — метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного).

ФАКТОР (нем. Faktor от лат. factor — делающий, производящий) — Причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ОЭФ) -исторически определенная ступень развития человеческого общества. Категория ОЭФ охватывает различные стороны жизни общества в их органической взаимосвязи, однако главной составляющей ОЭФ считается определенный способ производства (базис) и обусловленные им общественно-политические отношения (надстройка). В соответствии с теорией ОЭФ человечество проходит в своем развитии первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную,

капиталистическую и коммунистическую формации.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — 1) сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями, имеющих устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу; 2) совокупность материальных и духовных достижений общества.

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» — обобщенное понятие, характеризующее уклад западного типа, возникший в России в начале XVII в. «Цивилизация» была антагонистична «почве».

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ -изучение генезиса одного общества методом исторических параллелей в сравнении с другими цивилизациями, государствами различных эпох. При этом особый акцент делается на многовариантности и цикличности исторического развития, на анализе ментальных (социальнопсихологических) особенностей того или иного общества и типа цивилизации.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ — такое состояние общества на определенном этапе его развития, когда в нем возникает новый социокультурный уклад, существующий одновременно со старым, традиционным и во многом ему антагонистичный.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ТИПЫ — тип развития определенных народов. Истории известны три основных типа цивилизации: замкнутый тип развития; циклический (восточный) тип развития; интенсивный (западный) тип развития.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАМКНУТОГО ТИПА РАЗВИТИЯ — народы, живущие в рамках годового природного цикла, прохождение которого от поколения к поколению не меняется. Этот тип цивилизации характеризуется: существованием вне исторического времени; неизменностью приемов и способов производства; теснейшей связью с природой; отсутствием внутренних стимулов для изменения существующего порядка.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦИКЛИЧЕСКОГО (ВОСТОЧНОГО) ТИПА РАЗВИТИЯ — народы, развитие которых осуществляется в рамках определенного цикла, состоящего из четырех стадий: 1-я — централизация и укрепление власти; 2-я — кризис власти, усиление центробежных сил; 3-я — упадок власти; 4-я — социальный взрыв, переход общества в новое качество. Этот тип цивилизации характеризуется приматом государства над личностью; наличием жестких вертикальных связей и сословно-корпоративным делением общества; слабым развитием производительных сил и отношений собственности.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНТЕНСИВНОГО (ЗАПАДНОГО) ТИПА РАЗВИТИЯ — народы, в развитии которых наблюдаются наиболее высокие темпы экономического и социального прогресса, что порождает как острые общественные противоречия, так и соответствующие способы их разрешения. В человеческой истории известны две цивилизации подобного типа: греко-латинская (античная) и европейская. Этот тип характеризуется гигантским развитием производительных сил, в основе которых — рыночная экономика и частная собственность на землю и средства производства; ярко выраженной социальной дифференциацией общества; господством идеологии либерализма и индивидуализма в общественном сознании; наличием развитого гражданского общества и демократической формы правления.

ЦИКЛ — совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, образующих законченный круг развития в течение определенного промежутка времени.

ЦИКЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — повторяющиеся в экономике спады и подъёмы в развитии производства и уровня деловой активности.

ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ — возможный при случае, при некоторых обстоятельствах

ЭПОХА — период времени в развитии природы, общества, науки, имеющий какие-то характерные особенности.

ЭРА — крупный исторический период, коренным образом отличающийся от предшествующего.

ЭТАП — отдельный период, стадия в развитии исторического процесса.

ЭТАТИЗАЦИЯ (огосударствление) — процесс распространения экспансии государства и его учреждений на все сферы жизни общества, особенно экономическую.

ЯВЛЕНИЕ — внешние, непосредственно данные формы существования предмета.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ