Структура и содержание занятия

Танцевать ногами - одно, сердцем - другое.

Занятия брейкингом должны планироваться преподавателем и их результативность должна иметь конкретный временной период для осуществления контроля педагогического процесса и своевременного устранения несоответствий с планом. Педагогический процесс в ходе преподавания брейкинга осуществляется на протяжении нескольких лет, поэтому для повышения продуктивности обучения необходимо сформировать результаты ежегодного обучения и стремиться к ним.

Например: в результате освоения программы 1 года обучения, обучающиеся должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значимость в коллективе, а также знать:

  • - названия выученных движений;
  • - структуру и сущность хип - хоп культуры;
  • - понятие, структуру и сущность брейкинга.

Уметь:

- выполнять движения топрока: «March step» (русс. Марш степ), «Cross step» (русс. Крос степ), «Crazy rock» (русс. Крэзи рок), «Lil crazy rock» (русс. Лил крэзи рок), «Brooklyn rock» (русс. Бруклин рок), «Salsa step» (русс. Сальса степ), «Indian step» (русс. Индиан степ), «Side step» (русс. Сайд степ), «Cros side step» (русс. Крос сайд степ), «Kick turn» (русс. Кик тёрн);

  • - выполнять движения футворка: «6 step» (русс. 6 шагов), «Scramble» (русс. Скрембл), «5 step» (русс. 5 шагов), «Babylove» (русс. Бэбилав), «Zulu spin» (русс. Зулу спин), «Сс» (русс. Си-си), «Swing» (русс. Свинг), «Pretzels» (русс. Претзелс) и «Go down» (русс. Го даун);
  • - выполнять: «Baby freeze» (русс. Бэби фриз), «Airbaby» (русс. Аир бэби), стойку на голове, стойку на руках;
  • - выполнять элементы павер мува: «Backspin» (русс. Вращение на спине), «Windmill» (русс. Гелик) и «Swipe» (русс. Свайпе);
  • - соединять выученные движения.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту танца, стать социально-активной личностью, а также знать:

  • - названия выученных движений;
  • - современные тенденции брейкинга;
  • - сущность и методы комплексной подготовки танцора;
  • - значение, сущность и правила джема и танцевальной битвы.

Уметь:

  • - четко выполнять ранее выученные движения;
  • - выполнять движения футворка: «3 step» (русс. 3 шага), «Bicycle pump» (русс. Бицикл памп), «Floor rock» (русс. Флур рок), «Russian steps» (русс. Русские шаги);
  • - выполнять фризы: «Forearm freeze» (русс. Фореарм фриз), «Shoulder freeze» (русс. Шолдер фриз), «Chair» (русс. Чейр), «Airchair» (русс. Аир чейр), «Air freeze» (русс. Аир фриз), «Handhop» (русс. Прыжки на руке), «Sidebaby» (русс. Сайд бэби);
  • - выполнять элементы павер мува: «Flare» (русс. Флай), «Tombstone windmill» (русс. Томб стоун), «Grab windmill» (русс. Вариация гелика), «Turtle» (русс. Черепаха), «Munch mills» (русс. Мачмилс);
  • - определять темп, ритм, характер предлагаемой мелодии;
  • - самостоятельно придумывать движения во время игр;
  • - соединять выученные движения.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественноэстетический вкус, умение держаться на танцполе, а также знать:

  • - названия выученных движений;
  • - становление и развитие хип - хоп культуры в России;
  • - о сущности планирования тренировочного процесса;
  • - педагогические основы преподавания брейкинга;
  • - значение и методы психической подготовки танцора;
  • - рацион питания и режим дня танцора.

Уметь:

  • - четко выполнять ранее выученные движения;
  • - выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
  • - контролировать и координировать своё тело;
  • - сопереживать и чувствовать музыку;
  • - выполнять движения футворка: «Buttslide» (русс. Батслайд);
  • - выполнять фризы: «Head hollowback» (русс. Полу бэк);
  • - выполнять элементы павер мува: «Australian windmill», «Nutcracker windmill», «Headspin» (русс. Вращение на голове), «Web» (русс. Вэб), «Coindrop» (русс. Койн дроп), «Cricket» (русс. Крикет);
  • - соединять выученные движения.

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитые личности с художественно - эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также знать:

  • - названия выученных движений;
  • - перспективы развития брейкинга;

оптимальные пути формирования устойчивых навыков у обучающихся;

  • - психологию педагогического процесса;
  • - методику преподавания брейкинга;
  • - тактику и стратегию танцевальной битвы;
  • - основы индивидуальной и командной работа в брейкинге.

Уметь:

  • - четко выполнять ранее выученные движения;
  • - выполнять элементы павер мува: «Ninety-nine» (русс. Свеча 99), «Coffin windmill», «Two-thousand» (русс. Свеча 2000), «Air flare» (русс. Твист), «UFO» (русс. ЮФО), «Bellymills» (русс. Бэлимилс), «Elbow spin» (русс. Вращение на локте);
  • - выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
  • - выражать свои собственные ощущения, используя язык танца;
  • - сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку;
  • - соединять выученные движения.

Так как обучающиеся сами заинтересованы в результатах педагогического процесса, то им необходимо ежедневно вести дневники тренировок, а на более поздних стадиях обучения и планы тренировок. В дневнике тренировок необходимо отражать результаты освоения техники брейкинга и уровень своей подготовленности в конкретный период времени. План тренировки, составленный под руководством преподавателя, поможет систематизировать самостоятельный педагогический процесс и повысить его результативность. В ходе занятий по брейкингу целесообразно использовать видеозапись, чтобы затем ее анализировать и исправлять свои ошибки.

На вводном занятии, преподавателю необходимо сформулировать и довести до учеников этикет занятия, который должен ими соблюдаться:

  • - приходить на занятие необходимо вовремя;
  • - если Вы пришли на занятие раньше, когда еще занимаются другие учащиеся, соблюдайте тишину;
  • - не оставляйте на танцевальном полу мокрую обувь и прочие личные вещи;
  • - старайтесь не опаздывать на занятие и не покидать его слишком рано без объяснения причины.

Уважайте своего преподавателя:

  • - как только начинается занятие, соблюдайте тишину и внимательно следите за преподавателем;
  • - если у Вас появился вопрос, задавайте его только преподавателю и никому больше;
  • - доверяйте мнению преподавателя, но помните, что он тоже человек и может ошибиться;
  • - не скрывайте от преподавателя Ваш внутренний мир: так Вы заработаете его уважение;
  • - никогда не жуйте жевательную резинку и не ешьте во время занятия;
  • - если преподаватель дает Вам домашнее задание, сделайте его как можно лучше;
  • - если Вы заболели или получили травму, предупредите об этом преподавателя до начала занятия;
  • - никогда прилюдно не критикуйте преподавателя (сарказму и неуважительному поведению любого рода не место на занятии);
  • - в конце занятия поблагодарите преподавателя.

Уважайте своих одноклассников:

  • - если вы опоздали на занятие, тихо займите любое свободное место (не прерывайте занятие и не проявляйте неуважение к другим, становясь впереди человека, который пришел раньше Вас);
  • - относитесь к участникам обучения с уважением и любезностью;
  • - групповые занятия - это урок дисциплины;
  • - не выходите за пределы личного танцевального пространства.

Уважайте себя:

  • - полностью сосредотачивайтесь на преподавателе и содержании занятия (Вы научитесь большему, если будете относиться к каждому групповому занятию как к частному уроку);
  • - будьте открыты к новой информации (предубеждения ни к чему хорошему не приводят);
  • - упорство и твердость воли - проявление силы (никогда не сдавайтесь);
  • - принимайте советы преподавателя как конструктивную критику (хороший педагог дает понятную, прямую корректировку и не боится быть честным, поэтому рассматривайте критику как возможность роста);
  • - оставляйте все проблемы за пределами класса;
  • - старайтесь оплачивать занятия вовремя;
  • - опрятность и личная гигиена демонстрируют самоуважение;
  • - не спорьте с преподавателем и никогда не критикуйте его публично (если Вы обнаруживаете, что постоянно с ним несогласны, найдите другого);
  • - задавайте вопросы вежливо и осмысленно.

Уяснение и соблюдение этических норм в ходе занятий брейкингом повысит их результативность, а также окажет дополнительное воспитательное воздействие на обучаемых.

Для достижения высоких результатов необходимо методически точно планировать и выстраивать занятия по брейкингу. Занятие по брейкингу включает 3 этапа: подготовительный (30 минут), основной (рабочий) (1час 15 минут) и заключительный (15 минут).

Подготовительный этап имеет своей целью: разогреть мышцы и связки перед занятием брейкингом - подготовить тело в целом и отдельные его части, что позволит предотвратить травмы и сделает занятия более эффективными.

Подготовительный этап в себя включает:

  • 1. Если это первое занятие, то знакомство с преподавателем и обучающимися в учебной группе, также необходимо рассказать о мерах личной безопасности во время занятий (перед началом занятия все украшения снимаются, одевается защита: пара наколенников, налокотников и напульсники или эластичные бинты на запястья) и др.;
  • 2. Оглашение преподавателем темы занятия и его цели, немного теоретической подготовки (до 5 мин);
  • 3. Разминка, которая имеет своей целью мобилизовать организм к началу тренировки. Для этого используются упражнения, обеспечивающие:
  • 1. Разогревание - повышение внутренней температуры тела, улучшение циркуляции крови в мышцах (пробежка по залу до легкого потоотделения).
  • 2. Растягивание - повышение эластичности мышц, связок и подвижности суставов.

Разогревание проявляется в ощущении тепла и появлении легкого потоотделения, в результате в организме происходят некоторые функциональные изменения:

  • - постепенно повышается частота сердечных сокращений;
  • - увеличивается скорость обменных процессов;
  • - увеличивается объем циркулирующей крови (увеличивается количество крови, поступающее к мышцам);
  • - увеличивается темп обмена кислородом между кровью и мышцами;
  • - увеличивается скорость передачи нервного импульса (улучшается координация движений);
  • - увеличивается эластичность мышц, связок, сухожилий (повышается амплитуда движений);
  • - увеличивается количество суставной жидкости и подвижность суставов.

Появление ощущения тепла служит сигналом для использования упражнений на растягивание мышечных групп, которым предстоит принять на себя большую часть нагрузки в продолжение занятия. При их выполнении интенсивность разминки несколько снижается, тем не менее, важность использования таких упражнений обусловлена необходимостью предотвращения возможных травм.

На занятиях применяется растягивание всех групп мышц, т.к. в брейкинге задействованы все группы мышц. Все упражнения в ходе разминки подбираются преподавателем заранее в зависимости от основной части занятия и выполняются они под счет преподавателя - 1,2,3,4.

Принципы разминки:

  • 1) Поочередное прорабатывание отдельных частей тела (начиная с головы, т.е. сверху вниз):
    • - Разминка шеи (ноги на ширине плеч, руки на пояс, повороты головы влево, вправо, и наклоны головы вверх в низ; исходное положение не меняется - повороты головы по часовой стрелке и против часовой стрелки).
    • - Разминка для рук (исходное положение ноги на ширине плеч, руки на пояс, вращение плечами вперед - назад; ноги на ширине плеч, руки в стороны, вращение в локтевых суставах по часовой стрелке правой рукой, против часовой стрелки левой рукой и наоборот; кисти в замок, вращение кистями; берем эластичный бинт - исходное положение ноги на ширине плеч, руки перед собой вытянуты и прямые, в руках концы эластичного бинта, прямые руки с бинтом через голову переносим за спину и обратно -для усложнения, расстояние между кистями по возможности уменьшаем -при хорошей растяжке плечевого сустава данное упражнение выполнять без эластичного бинта сделав замок кистями или пальцами).
    • - Разминка для корпуса (ноги на ширине плеч, руки на пояс, повороты влево и вправо; из стойки на ногах становимся на гимнастический мостик, поднимаемся опять на ноги; становимся на гимнастический мостик, руки переводим на локти и раскачиваемся вперед - назад; становимся на гимнастический мостик, руки стоят на месте, а ноги и туловище по часовой стрелке обходят их по кругу, затем против часовой стрелки - после каждого из упражнений необходимо округлить спину, т.е. принять положение «кошка»).
    • - Разминка для бедер (ноги на ширине плеч, руки па пояс, вращение тазом по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; ноги вместе, руки вперед, наклоны касаемся мысков и фиксируем конечное положение).
    • - Разминка для стоп (исходное положение одну стопу на мысок, вращение по часовой стрелке, потом против часовой стрелки, поменять положение ног и повторить; ноги на ширине плеч, руки на пояс, поднимаемся на мыски и опускаемся на стопу).
  • 2) Призыв к бодрости, активности, энергичности. Жизнеутверждающий порыв исходит из музыки, а также телодвижений преподавателя и его слов.
  • 3) Преподаватель разминается вместе с группой, показывая пример должной физической и артистической активности.
  • 5) Движения не должны быть замысловатыми или сложными.
  • 6) Разминка происходит без остановок.
  • 7) Необходимо задействовать все части тела, но основное внимание во время разминки уделяется тем группам мышц, суставов и связок, на которые будет приходиться основная нагрузка во время предстоящего занятия.

Результат подготовительного этапа: тело готово к выполнению движений танца. Зарядка положительной энергией, необходимой для освоения нового материала, психологическая готовность к следующему -основному этапу. Отрешение от бытовых, деловых, личных и прочих насущных проблем. В значительной мере это зависит от харизмы и настроя преподавателя.

После подготовительного этапа следует основной этап занятия, который своей целью имеет: получение знаний обучающимися о конкретном элементе брейкинга[1] и формирование навыка (умения) его выполнения.

На этой стадии необходимо группу выстроить в круг, преподаватель в центре, его задача объяснить элемент, показать несколько раз как он выполняется, сделать акцент на все нюансы его выполнения. Также сразу объяснить выполнение подготовительных упражнений.[2] Затем группу в зале необходимо разместить в шахматном порядке, чтобы никто не кому не мешал. После чего преподаватель перед группой выполняет элемент (обычно это топрок и футворк), а остальные его повторяют. Если это силовой элемент, то каждый выполняет индивидуально, а преподаватель подходит к каждому рассказывает и показывает более подробно конкретный элемент, поясняя ошибки и пути их устранения.

Основная часть занятия в группе подготовленных танцоров, направлена на систематизацию и оттачивание уже изученных элементов и связывание их в единый танец. Наиболее максимальный результат получается, если все известные танцору элементы записать, потом разбить их на выходы, а затем медленно попробовать выполнить целостный выход. Если все получается, то начинать тренировать (без остановки повторить выход 5 раз подряд, потом отдых до восстановления дыхания и опять повторить, до того момента пока результат не удовлетворит преподавателя). Преподаватель обучая технике брейкинга должен акцентировать внимание обучаемых на правельном дыхании в ходе выполнения отдельных элементов брейкинга или в ходе танца (в момент напряжения необходимо делать выдох, а в менее напряженные моменты вдох). Также необходимо объяснить, что задерживать дыхание в момент танца нельзя. Правильное дыхание в брейкинге увеличивает продолжительность танцевального «выхода» и уменьшает затрачиваемые ресурсы организма на его выполнение, что помогает сохранить силы.

Для группы подготовленных танцоров целесообразно вводить самостоятельные занятия, т.к. данная категория обучающихся уже освоила основную технику брейкинга. На самостоятельных занятиях преподаватель осуществляет консультативную помощь. Задача преподавателя в ходе данных занятий составить план самостоятельного тренировочного процесса и в ходе занятий контролировать соблюдение последовательности занятия и его результатов. Данные занятия способствуют развитию творческой составляющей каждого танцора по средствам брейкинга.

Основная часть занятия направлена не только на изучение элементов брейкинга, но и на выработку у танцора понимания танца. Также преподаватель в ходе занятия должен следить за поведением обучающихся и выполнять воспитательные функции: не допускать безнравственных поступков обучающихся; нецензурной брани; проявления неуважения и т.п.

Затем следует заключительная часть занятия, в которой преподаватель обязательно отмечает наиболее успешных учеников, возможно, также какое -либо поощрение (бесплатная тренировка). Если уровень обучающихся позволяет, то необходимо провести джем среди обучающихся группы с целью повышения танцевальной выносливости или какую - либо игру1. В самом конце занятия танцоры должны выполнять комплексы упражнений направленные на развитие физических качеств. Также для данных упражнений, в случае необходимости, могут быть выделены отдельные занятия.

Заниматься брейкингом могут люди и с ограниченными возможностями.[3] В этом случае в содеражание педагогического процесса необходимо вноситься изменения, связанные с огараничениями обучаемых.

Методически четкое построение занятия поможет повысить результативность обучения технике брейкинга, а воспитательное воздействие, осуществляемое в ходе педагогического процесса, приведет к формированию целостной личности и достойного представителя ХИП - хоп культуры с учетом российских традиций.

  • [1] Например: Six step, крокодил, гелик, черепаха, свайпе, флай и др.
  • [2] Подготовительные упражнения - это действия, которые готовят тело танцора к успешному выполнению конкретного элемента.
  • [3] хСм.: Приложение 1. 2 Люди с ограниченными возможностями, также принимают участие в различных танцевальных битвах и одерживают победы над танцорами без ограниченных возможностей, например: Лука Патуэли «Lazy legs» и др.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >