Вещь, форма, стиль. Введение в философию дизайна

Введение Необходимость и сущность дизайна. Социокультурные функции дизайна Концептуализация понятия «дизайн» Дискуссия о возрасте дизайна «Дизайн всегда»: design forever «Экономическая» гипотеза происхождения дизайна Дизайн создает потребитель, или Мы все глядим в Наполеоны Функции дизайна Дизайн как «медиум». Посредническая природа дизайна Гармонизация предметного мира средствами дизайнагуманизирующая (62), организующая, упорядочивающая, антиэнтро-пийная (66), рационализирующая (71), созидательная (75), экологи ческая (84), сигнификативная функция (94) Гармонизация бытия человека в культуреэстетическая (96), социализирующая (102), функция общения (104), гедонистическая (106) Функции дизайна в системе культурыактуализирующая (108), идеологическая (109), утопическая (111) Понятие вещи. Закономерности взаимодействия человека и вещи в культуре Объект, предмет, вещь Типы вещей Трактовка вещи в работах М. Хайдеггера Генезис отношения человека к вещи Связь законов создания вещи с уровнем развития человека. Вещь как «удвоение себя» Тенденция индивидуализации восприятия вещейУсиление конкретно-прагматического взгляда (142), «Вещевой минимализм»: обстоятельства формирования (143), Вещь — атрибут индивидуального чувства (144), Обстоятельства отчуждения предметного мира (148), Поиск индивидуальной гармонии: эклектика, модерн (151), Деградация предметного мира. Вещь в системе идеологии (153), Пути возврата: потребление как следствие тоски по предметности (157), Постмодернизм. Диалог с вещью(162) Вещь как проект. Принципы проектирования вещи в дизайне Проект как категория философии дизайна Культура городов как предпосылка и условие проектного мышления в дизайне и архитектуре: феноменологический анализ Мера человека — точка отсчета в дизайн-проектировании Особенности эстетического проектирования предметного мира. Дизайн-возможности упорядочивания мира Ориентиры дизайн-проекта Концепция формообразования в дизайне: задачи, сущность, границы Этика проекта Вещь как форма. Понятие формы в философии дизайна Теоретическое представление о форме, основанное на учении Аристотеля Исходные характеристики формы Критика отождествления формы и функции Форма и материя Движущая и целевая причины Активность формы Дискуссии об активности формы. Форма и структура. Форма и содержание Внешняя и внутренняя форма вещи Выводы Смысловая структура вещи как продукта дизайна Понятие «смысл» в философии дизайна Разработка идеи полисемантизма вещи Тело как первая вещь: в поисках смыслаРаскрашивание тела. Значение цвета и места (256), «Мое» и «наше» в измененном теле (260), Семантика обжитого тела (262) Систематизация смысловых уровней вещиОнтологический уровень«Простые формы» (273), Соотношения форм (284), Цвет (287), Свет (295), Пустота как часть формы (296), Блеск (296), Прозрачность и полупрозрачность (299), Качественно-количественная определенность. Симметрия. Ритм (300) Функциональный смысл Знаковый смысл Духовно-ценностный смысл Культурно-исторический смысл Культурно-символический смысл Личностно-ассоциативный смысл Актуальный смысл Художественно-образный смысл Проблема стиля в дизайне. Способы работы дизайна с историческим стилевым материалом Определения стиля Качества стиля вещи Культурная детерминация Мера. Стиль и look Отсутствие эстетической оппозиции Отрицательное определение стиля Цельность. Стиль и имидж. «Последний штрих» Органичность стиля. Законы существования. Стиль и метод Естественность стиля Стиль — диалектическое единство всеобщего и индивидуального Способы работы с историческим материалом в дизайне Относительная пассивность творческого субъекта, власть «большого» стиля Нарастание творческого авторского начала при сохранении формального подхода к стилю Работа с двумя и более историческими стилями Собственно стилизация. Постижение «духа» стиля и творческая работа с нимЗаключение
 
  РЕЗЮМЕ   След >