Массовая культура в обществе потребления, духовные ценности и журналистика

В современном информационном обществе массовая культура и массмедиа тесно переплетены. Усиливается идейное, этическое и эстетическое воздействие глобальных социальных сетей. Но личность автора, профессионализм журналиста — ключевой вопрос обретения гражданской позиции, психологии творчества, доверия аудитории.

В настоящее время на планете Земля идёт глобальная трансформация. Мир переживает глубинную смену эпохальной парадигмы: переход от материально-технологической к информационно-алгоритмической модели управления. По сути, раньше власть находилась у владельцев материальных активов, теперь она переходит в руки тех, кто владеет и управляет информационными потоками в киберпространстве, интернет-технологиями в веб-пространстве. На фоне коренных сдвигов в человеческом обществе происходят различные катаклизмы и катастрофы. Самым наглядным и актуальным «социальным нарывом» на данный момент является глобальный терроризм. По словам главы Белого дома, группировки вроде «Исламского государства» и «Аль-Каиды»[1] — «социальные неудачники» продвигают «идеологию ненависти». В связи с чем у разумной части человечества возникают правомерные вопросы: как с этим бороться, что означает культ смерти и как его внедряют фанатам-носителям? Зачем необходима «идеология ненависти»? Откуда она возникает? Возможны ли другие сценарии развития общества? Или политики бессильны перед вызовами времени? Оставим управляемые конфликты и бездарную миграционную политику, методы борьбы с терроризмом и сотрудничество разных стран политологам, а мы рассмотрим культурологический и информационный аспекты.

В своё время западная научная мысль зафиксировала такое явление, как столкновение цивилизаций, о котором писал С. Ф. Хантингтон, причиной которого является отсутствие глубинных знаний

культурного кода той или иной нации, что приводит к жёсткой идеологической конфронтации между разными народами и странами. Есть два пути решения данной проблематики: первый — это постановка стратегически выигрышной задачи объединения, синтеза культур. Практическое решение задачи синтеза культур требует значительных затрат на первых этапах, так как предполагает массовую ликвидацию безграмотности и особый уровень воспитания человека. В настоящий момент в мировой практике реализуется второй путь — это упрощение и унификация сложных культурных кодов. Этот путь даже кто-то оправдывает, рассматривая его тактически выгодным. Однако упрощение и унификация сложных культурных кодов — это очевидный минус реальной глобализации дня сегодняшнего.

Всё дело в том, что реализуемая сегодня модель глобализации на практике носит агрессивно-наступательный характер. Культура-гегемон стремится захватить всё информационное пространство. Если раньше культура была первоосновой человеческой жизни, позволяла «всерьёз и надолго» выстраивать общественные взаимоотношения, проводить взаимную интеграцию и сопрягать разнородные социальные системы для общего развития, то теперь навязываемый принцип культурного взаимодействия выражается словами — «бери здесь и сейчас», «развлекай и отвлекай любой ценой».

Массовая культура является одним из признаков глобализации общества, которая во многом определяет текущие условия социального развития в России и в мире. О глобализации учёные начали говорить в середине 1980-х годов, но, как новое ощущение реальности, овладевшее широкими слоями населения Земли, как откровенный диктат тех, кто владеет мировыми финансами и массмедиа, она заявила о себе уже в 1990-е годы после окончания противостояния сверхдержав, а в России, как написал в работе первокурсник МосГУ Никита Плугарь, — после падения «железного занавеса». С чего он это взял, из каких либеральных источников? У нас и при так называемом железном занавесе прекрасно знали творчество Элвиса Пресли и «Битлз», зарубежные детективы и коммерческие направления живописи. А вот с крушением СССР и воцарением дикого рынка пали все разумные ограничения и сдерживающие культурно-нравственные барьеры.

Массовая культура всё активнее воспроизводит стереотипы потребительского образа жизни, которые, безудержно распространяясь, довольно сильно влияют на сознание и жизненные устои общества. Её отличительными особенностями являются ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления. Как правило, масскульт противопоставляется подлинной и элитарной культуре по определённым этическим и эстетическим критериям. Причём массовая культура может рассматриваться не только как явление отрицательное — вульгаризирующее и подменяющее подлинные ценности, но и как явление положительное, которое делает высокие ценности доступными для массового человека, и тем самым гуманизирующее его. В основе количественного подхода, во-первых, способ распространения: массовая культура — всё, что передаётся через средства массовой коммуникации. Во-вторых, рыночная успешность: массовая культура — всё, что хорошо продаётся и пользуется массовым спросом.

На данный момент времени большинство людей, особенно молодёжь, именно через массовую культуру получают представления об окружающем мире, принятом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама всего и вся.

В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура — массовая культура в её самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощённую подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросы, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах массово преобладает именно кич-культура. Она же царит и в глянцевых журналах, в жёлтой прессе, в так называемом книжном чтиве.

Мид-культура — массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задаёт тон, на её стандарты ориентируется массовая культура в целом. Она преобладает во многих престижных, брендовых журналах моды, в развлекательных телепрограммах, в коммерческих изданиях.

Арт-культура — массовая культура, не лишённая определённого художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной её задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры или так называемого продвинутого искусства. Арт-культура царит на модных тусовках от Венецианского биеннале до кинопремии «Оскар».

В последнее время массовая культура всё более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой плоско экранизируются классические литературные произведения, снимаются мыльные исторические телесериалы, вводится массовая мода на определённые образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую и развлекательную музыку. Поэтому, с одной стороны, общий уровень современной массовой культуры возрастает, а с другой — процессы глобализации всё более нивелируют культуру и стимулируют её штампованное отражение в массмедиа.

Ведущая роль, определяющая современные тенденции (моду), отводится массовой культуре американского образца, с её поверхностностью и ориентацией на потребление. Превращение потребительских практик в образ жизни, заставляющий людей покупать всё больше и больше разнообразных товаров и услуг, приводит к тому, что свободное время среднего потребителя практически полностью захватывается шоппингом, посещением торговых центров и т. п. К примеру, 75% американцев еженедельно посещают торговые центры, и это больше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви. Эта статистика указывает на глубокие ценностные изменения в сознании современного человека, которые приводят к тому, что средний американец тратит шесть часов в неделю на покупки и только сорок минут на общение с детьми. Думаю, схожие цифры дали бы и социологические исследования в России. Не мудрено, что господство потребительских ценностей приводит к тому, что культурная сфера начинает функционировать по законам рынка, где главное — привлечь потребителя. Для этого используются реклама, пиар, телевидение, радио, газеты, журналы, в общем, все виды средств массовой информации. СМИ по определению являются одним из важнейших компонентов массовой культуры, ведь она не может существовать без информации и каналов её распространения.

Самое сильное влияние на общество в наше время оказывает Интернет, поскольку он имеет, очевидно, наиболее массовый характер. В Сети люди могут получить множество самой разнообразной информации, которая может обрушиваться и манипулировать массами. К примеру: по статистике 2017 г., самый ходовой товар в Сети — это книги. И как, мне кажется, пишет тот же Н. Плугарь, это не показатель того, что люди стали больше читать, нет, эта статистика говорит о том, что под влиянием рекламных интернет-кампаний, вездесущих рецензий и хвалебных отзыв создаётся массовая иллюзия престижности и обязательности прочтения той или иной книги. Люди не хотят быть «белыми воронами» среди своих друзей, знакомых, именно поэтому они покупают книги, которые у всех на слуху. Только представьте, самая продавая книга после Библии — это история про Гари Поттера. То есть массовая культура благодаря рекламе и хорошей информационной поддержке становится в один ряд с духовными ценностями, а иногда самим масскультом. Вспомнить хотя бы телеканал «Спас», директором которого совсем недавно стал уже бывший ведущий шоу «Прямой эфир» на «России 1» Борис Кор-чевников. К слову, прямой конкурент Андрея Малахова и его «Пусть говорят». Думаю, все понимают, к чему относится контент, наполняющий эти программы (масскульт). Так вот, православный телеканал

«Спас», рассказывает своим зрителям о работе Русской православной церкви, освещает большинство проводимых ею мероприятий. Также данный телеканал проводит и свои «шоу», а точнее — беседы с духовными деятелями, священниками, рассказывающими о вере, Боге и о том, как это — быть православным. Доносится всё в общепонятной форме (интервью, ток-шоу, документальные фильмы и т. п). Коммерческая составляющая тоже присутствует — реклама. Ну не массовая ли культура? — справедливо вопрошает первокурсник кафедры журналистики.

Наиболее ярким примером слияния массовой культуры и политиканства, нездоровых проявлений попсового искусства и топорных действий массмедиа стал телевизионный песенный конкурс «Евровидение». Особенно губительно это проявилось на двух последних конкурсах, связанных с Украиной. «Жизнь, как красивая мелодия, только песни перепутались» — так пророчески говорил Ганс Христиан Андерсен. Великий европейский сказочник даже не мог себе представить, как перепутаются песни спустя много-много лет после его высказывания, как коммерция убьёт красоту мелодии, а реальная жизнь будет подменена безумным политиканством. Конкурс «Евровидение» и всё, что творится вокруг него, — лучшее доказательство этой уродливой перепутанности. В СМИ и Интернете вовсю обсуждают несправедливость жюри и политизированность организаторов «Евровидения-2017». Но обсуждают и патриотично осуждают с тех же перепутанных позиций, почти не говоря о самих песнях. Трудно было понять, почему наше ТВ и многие газеты были заранее уверены в победе Сергея Лазарева. Я, скорее, был согласен с Юрием Лозой, который сказал в интервью «Национальной службе новостей»: «Я не хочу, чтобы он занимал первое место. Я не хочу, чтобы он выигрывал! Шведы написали ему песню, им заплатили кучу русского бабла, и я должен за это болеть? Что русского в этом мальчике, кроме штампа в паспорте и фамилии? Ему французы поставили номер. Сами мы ничего не умеем... Что несёт Лазарев, какое унижение он несёт нашей стране?! Его появление на сцене? Это уже позор, что у нас нет автора, который мог бы песню написать», — сказал музыкант[2]. И впрямь, песня невыразительная по мелодии и совершенно безликая по словам. Когда вник в буквальный перевод, просто поразился.

Мы ещё в школе, когда при девочках не матерились, шутили по-немецки: доннер-веттер — гром и погода или: чёрт побери! Не знал, что доживу до той поры, когда в каждом куплете якобы лирической песни будет звучать зачин: «Thunder and lightning» — гром и молния. И это о любви!

Гром и молния... Становится всё увлекательней!

Линия горизонта подсвечивается, обнаруживая тебя.

Моя любовь всё сильнее, наша история развивается дальше, Вместе мы всего добьёмся, мы дотянемся до звёзд.

Пустой набор штампов и красивостей под незапоминающуюся мелодию.

Конечно, песня Джамалы «1944» — куда выразительней, личност-ней, хотя и во многом спекулятивная. Во-первых, она написала её сама, во-вторых, обратилась к трагедии народа, к которому частично принадлежит. Её чуть ли не в татаро-фашизме наши СМИ стали обвинять, но, во-первых, слова куда гуманней, а во-вторых, кто мешал, например, представителям Сербии и Хорватии петь о бомбардировках и агрессии или о трагедии братоубийственной войны? Или представителю Израиля с накрашенными губами о холокосте, а Лазареву — о страданиях русского народа? Причём слова Джамалы — не провокационны, общепонятны и трагичны:

Где же ваш рассудок?

Человечество плачет.

Вы возомнили себя богами,

Но все смертны.

Не губите мою душу,

Наши души...

Я не смогла провести там свою молодость,

Потому что вы отняли у меня мою землю... — 2 раза!

Конечно, землю у неё на самом деле никто не отнял. Да, девочка родилась в Киргизии, в татаро-армянской семье, но семья спокойно переехала в Крым. Детство её прошло под Алуштой, в селе Малореченское. Родители — музыканты, которые начали учить дочку музыке с раннего детства. Свою первую профессиональную запись она сделала в девять лет, исполнив в студии 12 детских и народных крымско-татарских песен. Никакого притеснения! Окончив музыкальную школу № 1 по классу фортепиано в городе Алуште, она поступила в Симферопольское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, а после — в Национальную музыкальную академию им. П. И. Чайковского (Киев) по классу оперного вокала, который окончила с красным дипломом. Никто у неё ничего не отнимал, но песня ведь — не анкета. И голос у неё поставленный, приятный. Так что победа с творческой стороны — заслуженная. А то, что Украина проголосовала за Лазарева, говорит скорее о том, что люди, брошенные Россией, продолжают к ней тянуться — Лазарев там или не Лазарев...

Обсуждать голосование жюри, поставившего Джамалу на первое место, даже не собираюсь, достаточно сказать, что Россию там особо защищать было некому: из жюри справедливо выгнали представительницу России Анастасию Стоцкую, которая за деньги соблазнилась вести репортаж с закрытого заседания жюри для какого-то сайта. Можно было бы вообще исполнителя от России отстранить... А вот организаторы тогда не понимали, во что вляпались, помогая победить Украине. Депутат Рады Геращенко, который со своим сайтом «Миротворец» науськивает на преследование и даже убийства инакомыслящих, как это было с Олесем Бузиной, начал диктовать России и всей Европе условия участия в конкурсе «Евровидение-2017» на территории незалэжной, показывая организаторам и членам жюри, во что их втянули. «Если на конкурс “Евровидения” в Украине российский народ изберёт певца или певицу, которые не высказываются в поддержку агрессивной политики России, не оскорбляют национальное достоинство Украины, то я не вижу никаких к этому препятствий», — сказал Антон Геращенко. Ещё они должны выступать против присоединения Крыма и в поддержку АТО на Донбассе. Ясно было, что через год таковых в разных странах, а не только в России станет только больше. 18 мая того года парламент Венеции рассмотрел резолюцию о признании Крыма российской территорией и скорейшем снятии с региона санкций. Как отмечал депутат Стефано Вальдегамбери, антироссийские санкции являются ошибкой и к тому же ощутимо ударили по итальянской экономике. По словам парламентария, только для Венеции ущерб от этой политики составил свыше миллиарда евро. Ох, соберись он, прагматик, на Украину...

Так что в победе Джамалы многое перепуталось: и заслуженный успех, и дешёвая спекуляция, и политиканство, и сочувствие Европе, которая теряет вкус и разум, организовывая такие попсовые перепутанные действа и не предвидя, чем это ещё аукнется на «Евровидении-2017».

Конкурс не транслировали по российскому ТВ, но я посмотрел его в Германии, на берегах Рейна, где родился Генрих Гейне, написавший о Лорелее:

Проводит по золоту гребнем

И песню поёт она.

И власти, и силы волшебной

Зовущая песня полна.

Кто сегодня так споёт и властно позовёт хоть на счастье, хоть на погибель в этом прагматичном мире? На зелёном берегу Рейна, в Дюссельдорфе, на родине великого поэта Генриха Гейне, начал заметки с непоэтической цитаты годичной давности. «В такие напряжённые времена в Европе Евровидение не может быть аполитичным, — писал в прошлом году после Стокгольма журнал Der Spiegel, — но результаты зрительского голосования несут в себе послание о желаемом примирении: украинские телезрители отдали высший балл российскому исполнителю, а российская зрительская аудитория наградила украинскую певицу десятью баллами», — что особо подчёркивал немецкий журнал[3].

За пролетевший год многое изменилось к худшему, политиканы и дельцы от власти вопреки воле народов к миру не стремятся, напротив, раздувают ненависть, находят новые болевые точки. Доказательством этому и стал финал «Евровидения-2017» в Киеве, где Россия вообще была лишена права на участие, когда по формальному признаку (выступала в Керчи) отстранили Юлию Самойлову. В этот

раз я, не однажды писавший об этом странном и вырождающемся песенном конкурсе, оказался дважды далёк от него: Кёльн и соседний Дюссельдорф, где я встретил выходные, жили чемпионатом мира по хоккею, по старинным улочкам с бесконечными пивными ходили болельщики в национальных формах, распевали песни не в формате «Евровидения». Особо старались словаки, чья команда вдрызг проиграла нашим хоккеистам как раз за несколько часов до финала «Евровидения». Так вот, хоккей царил на телеканалах, а конкурс, который у нас подают как главное событие попсовой Европы, вообще еле нашёл в эфире. После всех скандалов, склок, абсурдных решений не верилось в торжество искусства. Председатель украинского жюри на «Евровидении» Юрий Рыбчинский, которого не пустили на красную дорожку, в ярости заявил, что сам конкурс за последние годы «превратился в театр абсурда, а его представители получили в нём главные роли». И мы даже можем напомнить, когда это началось! Сам Европейский вещательный может винить себя за «торжество демократии». Долгие годы он жёстко пресекал любые политические агитки на конкурсе, заявлял о пребывании вне политики, но именно в случае с Украиной — не устоял. В 2005 г. на «Евровидение» была допущена песня «Разом нас багато» группы «Гринджолы», уже ставшая к тому времени известным гимном «оранжевой революции», — но EBU вопреки правилу о новой, не засвеченной песне... допустило её к конкурсу, поправ собственные принципы ради одобрения демократизации Украины. Украинцы спели скверно и не победили, хотя бы тогда избавив от дальнейших проблем. Но в 2016 г. Крым стал разменной политической монетой, и все закрыли глаза, что яркая песня Джамалы «1944» (я и сегодня уверен, что как песня она куда выше искусственного шлягера Сергея Лазарева) априори имела политический подтекст и не должна была звучать на «Евровидении». Однако и тут EBU пошёл на поводу у политики. Принципы конкурса оказались нарушены самими устроителями, отсюда и весь театр абсурда. А уж там все роли и поступки непредсказуемы — главной «звездой» становится Марина Порошенко с её речью на непонятном языке, зато на красную дорожку не пускают победительницу Джамалу, а при её выступлении в финале охрана пропускает на сцену экзальтированного украинца (вначале говорили — австралиец), проникнувшегося ментальностью «Украина цэ Еуропа!», который показывает певице голый зад, так сказать, в рифму. Но уроженка несгибаемого Крыма не растерялась, пела и улыбалась, хотя почему-то предрекала провокации со стороны России, а тут свои наклали... Но стоило начаться конкурсу — и тучи немного разошлись. Как пишет фанат: «В Киев приехала доброжелательная аудитория со всего мира, растопив все эти черные страсти. Выставочный центр заполнили привезёнными из Европы фурами суперсвета и суперзвука, айпадами и маками, радужными флагами и километрами навороченных LED-экранов. Ничего подобного ни в Москве 2009 г., ни в Киеве 2017 г. отродясь не было. Даже гопники-радикалы притихли в изумлении. Ещё так сошлось, что именно на время Евровидения в Киеве прошли световое шоу и фестиваль уличной еды. Плюс фан-городок и фан-зона на Софийской — там свои концерты, а еще 20 тысяч иностранцев... Киев преобразился, он реально стал на несколько дней практически европейским городом, забыв о проблемах». Дай Бог праздника киевлянам после испытаний 9 мая. Но самое отрадное, что пошлую политику победила Песня. Даже непонятные оценки жюри на этот раз не смогли ничего изменить. Певец из Португалии Сальвадор Собрал одержал победу и набрал 758 голосов. Второе место занял представитель Болгарии — а по рождению и творчеству москвич — Кристиан Костов с песней Beautiful Mess, он собрал 615 голосов. На третьем месте расположилась с помощью жюри и голосования самой Украины невнятная группа из Молдовы Sunstroke Project с песней Неу Mamma, набрав всего 374 голоса. Так что Собрал и Костов стали безусловными фаворитами, хотя исповедуют разный подход. Португалец поёт сердцем (больным сердцем, добавим!), без спецэффектов и подтанцовок, а Костов — ученик Билана в конкурсе «Голос. Дети». И этим все сказано. Рок-группа О. Torvald, представлявшая Украину на «Евровидении-2017» в Киеве, заняла позорное 24-е место: ведь не было голосовавших телезрителей России, которые подкинули бы голосов этой бездарной группе. Но на этот раз Украина и от жюри получила рекордное количество нулей. Полный провал! Зато отличился премьер-министр Гройсман, которому очень понравились ведущие, спивавшие под аккордеон и свирельку, и он вдруг написал в Twitter: «Наши ведущие вчера были лучше, чем все исполнители. “Евровидение-2018” должно остаться на Украине». Вот он — уровень политикума на Украине... Португальский певец бросил вызов «Евровидению». Объясняя выбор песни, Собрал заявил, что никогда не писал песню, которую будут крутить на радиостанциях. «Я надеюсь, что моя победа принесёт изменения не только в Евровидение, но и в поп-музыку, — сказал он. — Если я смогу как-то изменить популярную музыку во всем мире, ведь люди слушают песни, которые дают людям радиостанции, я буду счастлив». В этом есть наивность художника, хотя он тут же трезво заявил, что никогда не станет лицом Португалии: оно у неё уже есть — и это футболист Криштиану Роналду.

А в Германии не говорили о «Евровидении» ни до конкурса, и тем более не будут говорить после: немецкая участница Левина тоже заявляла, что умеет петь и знает, как заворожить публику без помощи кордебалета и пиротехники, но заняла... предпоследнее место. То есть не обворожила ни жюри, ни публику, как золотоволосая Лорелея из стихов Гейне, написанных на Рейне. Сумеет ли человечество вспомнить про гениев и преодолеть политиканство и штампы массовой культуры?

Тут многое будет зависеть от СМИ как важнейшего института и от каждого пишущего и вещающего, даже молодого журналиста. Но как преодолеть приспособленчество и снобизм, поверхностность и корысть? На одном из выступлений Геннадий Зюганов привёл страшные примеры растления молодых, в сущности, политиков. «Самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина», — заявляет 32-летний депутат Госдумы от «Единой России» Илья Костунов. Ещё недавно он работал в Росмолодёжи, руководил лагерем «Селигер»[4].

Самый молодой в России министр связи Никифоров начал свою деятельность в правительстве с предложения повысить себе зарплату до 2,5 млн рублей в месяц, что больше зарплаты президентов многих стран. Недавно уволенный с должности главы Росмолодёжи Белоконев выделил самому себе около 9 млн из федерального бюджета на покупку квартиры. Кроме того, 113,5 млн рублей бюджетных денег поступило в национальный институт «Высшая школа управления», учредителем которого является сам же Белоконев. Общество, где честность, порядочность, скромность, трудолюбие — удел неудачников и недотёп, не имеет будущего. Перед страной сегодня сто-

ит очевидный выбор — либо экономический рывок, достойный опыта сталинской модернизации, либо дальнейшая деградация и распад.

Писатель-журналист Дмитрий Быков имеет на подрастающее поколение диаметрально противоположный взгляд:

«АиФ»: Дмитрий, в прошлом номере «АиФ» режиссёр Алексей Гер-ман-младший высказал мысль о том, что мы не имеем права упустить нынешнее поколение 18-20-летних ни в плане образования, ни в плане культуры. Иначе страну ждёт катастрофа. Согласны ли вы с такой позицией?

Дмитрий Быков: Я согласен, что упустить это поколение нельзя, но хочу всех утешить: упустить его невозможно. Оно и без нас за себя постоит. Знаете, на что похожа эта наша забота о них? С перрона уходит «Сапсан», а толпа смотрит ему вслед и думает: как бы нам его не упустить...

К сожалению, тю-тю, поезд ушёл. Можно, пожалуй, остановить политику, даже историю, но биологию затормозить невозможно! Я не устаю повторять: что-то случилось, они другие, нам не допрыгнуть до них! В ответ слышу: всё это мечты, они через пять лет станут такими же, как вы... И даже начинаю верить — поэты же люди внушаемые, прислушиваются к эпохе, — что, может быть, действительно, мало ли, переоценил я эти сдвиги... Потом иду в школу. Даю детям проанализировать «Заблудившийся трамвай» Гумилёва. И получаю от 15-летней девочки разбор столь глубокий и точный, какой в моём поколении сделает не всякий кандидат наук. «Вам что, всё понятно в этом стихотворении?» — «А что в нём непонятного?! Ещё Тименчик писал, что трамвай — революция...» Откуда, откуда ты знаешь Тименчика? Почему ты его знаешь? Иду в свою литературную студию, и там 15-летний мальчик мне — мне! — начинает объяснять мандельштамовского «Ламарка». Нет, ребята, что-то случилось, и не об их спасении нам надо думать, а о своём. Они просто уйдут с нашего горизонта, просто перестанут нас замечать, а мы так и останемся со своими древними разборками: левое — правое, консервативное — либеральное, славянское — западное...[5]

Вот — полярные, левые и правые, точки зрения на молодое поколение, на тех, кто придёт нам на смену и на поприще русской словесности, шире говоря — идеологии. Тут споры вести бесполезно,

лучше обращусь к практическим советам американского писателя и бизнес-тренера Жульена Смита, который даёт практичные советы молодым людям, как правильно сориентироваться в этом мире. Сам он — успешный, продвинутый, модный, с серьгой в ухе, а говорит порой как преподаватель Высшей комсомольской школы, когда-то располагавшейся в зданиях МосГУ.

Итак, Смит за океаном убеждён: для того чтобы с возрастом стать успешным и состоятельным, нужно в 20 лет придерживаться определённых правил и иметь чёткое представление о некоторых реалиях современной действительности.

  • 1. Мир пытается оставить тебя тупым. Начиная от банковских платежей и процентов и заканчивая чудо-диетами — из необразованных людей легче вытрясти деньги и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете, — для того, чтобы быть богатым, независимым и счастливым.
  • 2. Не верьте слепо в образовательные институты. Пока они готовят учебные планы, система устаревает, а иногда и успевает сломаться. Лучше учиться и зарабатывать уважение людей путём лидерства и делания, а не путём следования.
  • 3. Читайте так много, как только можете. Освойте технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Вы вполне можете прочитывать одну книгу в неделю.
  • 4. Старайтесь постоянно общаться со всеми. Станьте мастером общения. Учитесь находить в человеке то, что вам нравится в нём, а затем обращайтесь к этой его стороне.
  • 5. Не теряйте времени на скромность. Скромность — это вера в то, что ваши эмоции могут стать судьями вашего процесса принятия решения, в то время как верно прямо противоположное.
  • 6. Если вас что-то неприятно удивляет во время отношений с кем-то, скорее всего именно от этого вы освободитесь путём их разрыва.
  • 7. Старайтесь максимально часто общаться с людьми, которые старше вас. Ценность общения со старшими заключается в том, что система принятия решений ваших сверстников не сильно вам поможет. А старшие к тому же знают всё то, что вы узнаете позже, — потому стоит спросить у них.
  • 8. Ищите людей круче себя [в том, что вам интересно] и проводите время с ними. Это само по себе важно, но важно и следствие — не пытайтесь быть средненьким в вашей группе, пытайтесь стать лучшим (делайте интересные вещи, будьте честолюбивы, отзывчивы, восприимчивы).
  • 9. Со временем вы будете становиться всё более консервативными. Это просто факт. Те, кто окружает вас, создадут нечто вроде пузыря, который будет поддерживать «статус-кво» (текущее положение дел). Именно поэтому самые сумасшедшие идеи нужно реализовать СЕЙЧАС. Потом вы станете слишком боязливы. Поверьте мне.
  • 10. Максимально сократите расходы. Это позволит вам создать запас для осуществления той самой сумасшедшей идеи, о которой я говорил выше.
  • 11. Вместо получения статуса с помощью объектов (что даёт только временное его повышение), повышайте его опытом. Другими словами, поездка в Париж — лучший выбор, нежели новый шкаф. Исследования показывают, что такой выбор повышает уровень удовлетворения, получаемого от жизни.
  • 12. Если вы живёте в нужде, решите денежную проблему. Используйте Интернет, поскольку он может помочь вам дёшево купить что-то на аукционах. Если сейчас вы живёте от зарплаты до зарплаты, расширьте этот период на три недели вместо двух. Затем, когда дела пойдут лучше, можно планировать на месяц, потом на три, шесть и наконец на год вперёд. Цель — достичь момента, когда вы планируете на пять лет вперёд.
  • 13. Научитесь проектировать. Это отлично развивает логику, память и воображение.
  • 14. Не набирайте лишний вес в молодости. Ваши гормоны помогут вам с этим поначалу, но не стоит терять эту возможность, поверьте мне.
  • 15. Научитесь готовить. Это сильно упростит вашу жизнь, питание перестанет быть обыденным делом, превратится из дорогой необходимости в приятное занятие, да и сэкономит ваши средства.
  • 16. Хорошо высыпайтесь. Сон и самостоятельное приготовление пищи помогут вам не набрать лишний вес. Если вы думаете «я отосплюсь в могиле» или «я должен ещё много сделать, нет времени для сна», то я вам скажу так — «не выспавшийся вы НЕ ЭФФЕКТИВНЫ», сокращение времени сна вам не поможет.
  • 17. Заведите себе приложение — записную книжку. Не доверяйте памяти, встроенной в ваш мозг. Не доводите ситуацию до делания того, что «вам кажется» нужно было бы сделать. Доверяйте только записям.
  • 18. Поставьте себе большую цель и позвольте случаю помочь вам. Если же вы не обозначите её, то что-то, конечно, случится, однако если вы её поставите, то случится намного больше.
  • 19. Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте пять лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Но выберите что-то.
  • 20. Не пытайтесь исправить людей. Лучше найдите тех, кто ещё не испорчен[6].

Очень много точного и дельного, хотя излишне американизированного в практических и самоуверенных подходах. А что-то просто вызывает улыбку: например, совет усовершенствовать технику быстрого чтения, чтобы прочитать... одну книгу в неделю. Мы студентами за неделю прочитывали куда больше!

Тема 6

  • [1] Организации, запрещённые в России. 81
  • [2] URL: http://www.rospisatel.ru/bobrov-zametky60.htm 86
  • [3] URL: http://www.sovross.ru/articles/1549/32639 89
  • [4] URL: http://www.kp.ru/daily/25984/2916402/ 92
  • [5] Интервью Дмитрия Быкова И АиФ. 2016. 2 марта. С. 7. 93
  • [6] URL: https://timeforwoman.ru/pd/tools/20_vazhneishih_veshei_kot_sleduet_znat_ yzhe_v_20_let.html
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >