Жанры и стили журналистского произведения

Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.

Михаил Бахтин

Понятие «жанр» употребляется в изобразительном искусстве, художественной литературе, искусстве театра и кино, научном и публицистическом творчестве как условное, но внятное обозначение определённых содержательных и формальных признаков, устойчивых форм и приёмов. Когда мы говорим: «жанр комедии в современном кино переживает кризис» или «жанр пейзажа никогда не уйдёт из русской живописи», то особой нужды растолковывать жанровые особенности и признаки — нет: каждый понимает, о каких художественных формах идёт речь.

Однако когда спрашиваешь, что такое жанры журналистского творчества, большинство журналистов-практиков ответ на этот вопрос считает излишним, а то и бесполезным. Жанрами просто пользуются, без всякой теории, при этом жанровую палитру порой сознательно упрощают. Например, Виталий Третьяков не в одной своей книге повторил: «Исторически сложились и в практической журналистике сепарировались от второстепенного как наиболее экономные и эффективные всего четыре основных (главных) классических жанра журналистских материалов. Это информация, репортаж, интервью и статья. В последней трети XX века к ним добавился пятый, рождённый телевидением неклассический жанр — игра»[1]. Но что значит — статья? Рассказ-набат Василия Шукшина «Что с нами происходит?» был опубликован в «Литературной газете» как статья, но вызвал реакцию на бездушие в больницах аж в ЦК КПСС — так выразительно был

написан. Разгромный аналитический фельетон, лирическое повествование о малой родине, политический памфлет — всё статья. В самом общем смысле, жанр — форма отражения действительности, а на практике — форма журналистского произведения. Известный специалист в области теории жанров профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Александр Тертычный в учебнике «Жанры периодической печати» сразу определяет, по каким признакам можно объединить различные тексты. «Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют “жанровым признаком”, а группу объединенных им публикаций — “жанром”»[2].

Начнём с того, что точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал о засухе лета 2010 года». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите проблемную статью об отсутствии зон отдыха и трагедиях на воде или — аргументированный обзор о бедах села, или — хвалебный очерк о фермере, сохранившем урожай». В последнем случае журналист, наверное, куда лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Уверен, что даже сам Третьяков, будучи редактором и давая задание, всё-таки уточнял, какого рода ждёт статью: портретный очерк или авторский обзор откликов на событие — разные жанры, подходы, результаты. С другой стороны, молодые журналисты спрашивают, что ж, мол, тогда изучение жанров — как бы усвоение образцов для писания заметки, статей, рецен

зий? Но ведь никто не хочет следовать шаблону. И начинающие журналисты, не желающие подпадать под власть стандартов, порой тоже не приемлют понятие жанра, хотят сломать формальные признаки. Однако древние мудро говорили: «Форму может разбить мастер», т. е. отвергнуть штамп и создать нечто новое — хотя бы матрицу для отливки колокола — подмастерье не может. То же, как ни странно, и в журналистике. Об этом свидетельствует бесхитростное творчество читателей или авторов блогов: все они пишут (как умеют, от души), на один манер, и произведения их по форме удивительно напоминают самые расхожие журналистские жанры: заметку или зарисовку, в лучшем случае — подобие фельетона. Так что не будем списывать жанры в архив, а лучше разберёмся, что же происходит с этими «устоявшимися формами» в современной неустойчивой, а то и расхристанной журналистике.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей творчества журналиста.) Повторим, что в журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

В журналистике, грубо говоря, существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа). Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внеш них, очевидных характеристик явления, на событийную составляющую, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей в их историческом и психологическом развитии.

Причём одно и то же событие может быть отражено всеми тремя способами, войти в материалы разных жанров. Например, в июле 2016 г. произошёл военный переворот (или попытка его) в Турции. Сначала никто вообще не мог понять, что происходит, где президент Эрдоган, у кого власть. Ночные новости было просто бесполезно смотреть — информационный сумбур, беглые впечатления очевидцев, краткие сообщения растерявшихся корреспондентов. Потом СМИ, сохранившие лояльность к власти, начинают рисовать картину происходящего, премьер-министр проводит пресс-конференцию, журналисты выезжают в Анкару и Стамбул, на место грозных событий, берут более толковые интервью у специалистов, участников и очевидцев — появляются первичные признаки внятной информации, аналитической журналистики. Далее идёт осмысление произошедшего, проводятся ток-шоу, круглые столы, привлекаются материалы официальных расследований и воспоминаний о четырёх предыдущих переворотах — аналитика переходит в содержательную и пристрастную публицистику. Наконец, появляются живые судьбы выигравших и проигравших, погибших по призыву Эрдогана и не смирившихся с его позицией. Тут уже возможны и очерки, и художественные произведения, и приукрашенные мемуары.

В современной науке о журналистике существует такое понятие, как система журналистских жанров. Их совокупность по-своему отражает систему взглядов на мир, на человека и события. С перестройки, с расширения гласности по настоящее время, т. е. за четверть века, система жанров в российских СМИ изменилась весьма заметно, и изменения все ещё происходят. Молодому журналисту надо знать все жанры, чувствовать все нюансы их различий, чтобы оптимально найти свою изобразительную палитру как для разовой работы, так и на перспективу. В существующей учебной литературе предложены различные подходы и к определению жанра, и к классификации жанров. Вот пример отличающихся подходов.

«В современной российской журналистике понятие “жанр” заметно потеснено понятием “текст”. И тому есть объяснение. ...Вместе со старой системой организации СМИ (жесткая вертикаль сверху донизу — от союзных до стенных газет) рухнула и прежняя классификация жанров»[3]. Тут в духе известного общества «Знание», которое всегда отличалось прямолинейностью подходов, заявлено твёрдо: «рухнула прежняя классификация». Почему? — остались и очерки, и корреспонденции, и несмешные, как правило, фельетоны. Дальнейший перечень жанров покажет, как многое осталось из прошлого. Влияет ли вид и сфера журналистской деятельности во всём технологическом многообразии СМИ на сами жанры? Безусловно, но всё-таки курс обозначен как «Литературное мастерство», поэтому, даже рассуждая о жанрах на радио или телевидении, мы прежде всего должны обозначить общие жанровые признаки словесного творчества. Если говорить о печатных СМИ, то, конечно, всё многообразие жанров, вся их пёстрая, но во многом застывшая палитра представлена газетными жанрами. Тут вековой мировой опыт, тут трёхсотлетняя практика отечественного печатного слова, тут ежедневные поиски и подтверждение традиции.

Александр Пушкин блистательно владел всеми литературными и журналистскими жанрами. Из дневников Пушкина, написанных летом 1831 г., когда он жил на даче в Царском Селе, мы видим, как оттачивал он газетно-информационный стиль. Эти записи были обработаны поэтом в качестве образца политической информации, которую он хотел ввести в своей газете «Дневник», предполагавшийся к изданию. В качестве образцов они были представлены Бенкендорфу, однако проект издания такой газеты, увы, не осуществился. Но для примера и исторического напоминания приведём три:

«1831 26-го июля. Вчера государь император отправился в военные поселения (в Новгородской губернии) для усмирения возникших там беспокойств. Несколько офицеров и лекарей убито бунтовщиками. Их депутаты пришли в Ижору с повинной головою и с распискою одного из офицеров, которого пред смертию принудили бунтовщики письменно показать, будто бы он и лекаря отравливали людей. Государь говорил с депутатами мятежников, послал их назад, приказал во всем слушаться графа Орлова, посланного в поселения при первом известии о бунте, и обещал сам к ним приехать. “Тогда я вас прощу”, — сказал он им. Кажется, всё усмирено, а если нет еще, то всё усмирится присутствием государя»[4].

«Сентября 4. Суворов привез сегодня известие о взятии Варшавы. Паскевич ранен в бок. Мартынов и Ефимович убиты; Гейсмар ранен. — Наших пало 6000. Поляки защищались отчаянно. Приступ начался 24 августа. Варшава сдалась безусловно 27. Раненый Паскевич сказал: Du moins j’ai fait mon devoir (перевод с фр. “По крайней мере я исполнил свой долг”). Гвардия всё время стояла под ядрами. Суворов был два раза на переговорах и в опасности быть повешенным. Государь пожаловал его полковником в Суворовском полку. Паскевич сделан князем и светлейшим. Скржнецкий скрывается; Лелевель при Раморино; Суворов видел в Варшаве Montebello (Lannes), Высоцкого, начинщика революции, гр. А. Потоцкого и других. Взятие под стражу ещё не началось. Государь тому удивился; мы также».

«Мнение Жомини о польской кампании: Главная ошибка Дибича состояла в том, что он, предвидя скорую оттепель, поспешил начать свои действия наперекор здравому смыслу, 15 дней разницы не сделали бы. Счастие во многом помогло Паскевичу. 1) Он не мог перейти со всеми силами Вислу; но на Палена Скржнецкий не напал. 2) Он должен был пойти на приступ, а из Варшавы выступило 20 000 и ушли слишком далеко. Ошибка Скржнецкого состояла в том, что он пожертвовал 8000 избранного войска понапрасну под Остроленкой. Позиция его была чрезвычайно сильная, и Паскевич опасался ее. Но Скржнецкого сменили недовольные его действиями или бездействием начальники мятежа, и Польша погибла»[5].

Коротко, сухо, с цифрами, выкладками, конкретными лицами и пружинами событий. Поэтому мы и начнём беглый перечень жанров именно с информации, с газеты.

ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ

Обратимся к перечислительной классификации, на которой сходятся многие опытные газетчики.

Информационные жанры

Информация... А также «новость», «информационное сообщение», «курьер событий», элемент «бегущей строки», «горячей линии»... Оперативное краткое изложение сущности актуальных факта, события, явления.

Заметка

По сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.

Корреспонденция

Это то, во что превращают свои заметки все начинающие или слабые журналисты. На самом же деле корреспонден

ция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения (детализирование, прогнозирование). Очень часто корреспонденция имеет адрес — откуда она и по какому поводу.

Репортаж

Репортаж — король газетных жанров. Изложение актуального фактического материала, полученного с «места происшествия». Рассказчик — непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги.

Интервью

Диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.

Комментарий

Объяснение, «расшифровка» сложной фактуры, представленной, как правило, в ином материале. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

Отчет

...Он и есть отчет. Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, съездов. Та же заметка или корреспонденция, последовательно перечисляющая полученную фактуру, иногда с вкраплением прямой речи главных действующих лиц.

Опрос

Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Вопрос-ответ

  • 1. Ответ специалиста или редакции на вопросы читателей (например, «прямая связь»).
  • 2. «Пинг-понг» — автономно при презентации персон или рассказах об известных людях. Как прием часто венчает беседу или интервью.

Совет

Родственный предыдущему жанр, отличающийся лишь отсутствием вопроса. В любом случае это — узкоспециализированная информация: «советы садоводам», «наш домашний доктор»...

Пресс-релиз

«Закулисный жанр», ибо готовится, как правило, PR-жур-налистом для коллег из общественно-политических СМИ или специалистов. Фактологическая презентация объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикации разного жанра (от... и до...).

Некролог

Не путать с извещением о кончине. Некролог — это рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Аналитические жанры

Отчет

Абсолютно иной жанр, нежели информационный отчет. Принципиальное отличие — в активном восприятии полученной фактуры: сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюмирование.

Корреспонденция

На самом деле многие избегают правдивого определения этого жанра. Потому что это — чистой воды микс! Элементы как минимум трех «чистых жанров» в корреспонденции присутствуют всегда репортаж (но без живых картинок), комментарий, резюме...

Интервью

«Поиск истины» в диалоге между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.

Вообще интервью — молодой жанр. Оно пришло в российскую журналистику только во второй половине XIX в. из западноевропейской журналистики. Трудно представить это, но с начала XVIII в., т. е. от зарождения российской журналистики, интервью не практиковалось. Жанра, в рамках которого один человек напрямую спрашивает что-то у другого с целью узнать неизвестное и обнародовать результат примерно в том виде, в каком происходил разговор, не было. Это даже считалось неприличным — не на исповеди чай! Вообще-то задавать вопросы с уверенностью, что ответят, — это привилегия. Допустить до разговора с важной персоной какого-то борзописца вообще казалось немыслимым. Хронологически появление интервью в нашей печати совпадает с демократизацией СМИ, с расцветом русской драматургии, а к рубежу веков, когда К. С. Станиславский развернул реформирование русского театра, интервью в прессе уже прижилось весьма основательно. Хотя тот же Гиляровский включал беседы в глубину репортажей и очерков. Охотно беседовали с журналистами Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин. Писатели первыми почувствовали возможности, которые открывает интервью: речь от первого лица; особая психологическая интимность процесса; обращение к большой аудитории как к одному человеку и, наоборот, обращение к одному с широким адресатом. Ныне — время расцвета интервью. Несколько дипломов выпусков 2016 г. в МГИКе было посвящено жанру интервью.

Беседа

Принципиальное отличие от интервью в активности журналиста до соотношения объемов авторских слов 1 : 4, а то и больше, если беседа идёт на равных. Ясно, что журналист, участвующий в беседе, должен быть достоин собеседника, знающим человеком или неплохим специалистом в данной области.

Круглый стол

То же самое, что беседа, но в процессе общения участвуют более двух человек, представляющих, как правило, разные сферы деятельности, но объединенные решением одной или более проблем.

Комментарий

Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Анкета

Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам и на основе анализа дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.

Мониторинг

Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.

Рейтинг

Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей: сводка, top-10 и т. д.

Рецензия

Аргументированный критический отзыв, чаще всего о произведении литературы, искусства.

Статья

Часто употребляется как обобщающее определение любого журналистского произведения. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

Журналистское расследование

Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

Обозрение

Результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ — спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания...

Прогноз

Попытка предсказать статус явления, развитие события, совершение того или иного факта.

Версия

Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления; предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

Эксперимент

Результат исследования журналистом проблемы изнутри путем моделирования ситуации (журналист стал нищим, безбилетником...).

Письмо

Прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие).

Исповедь

«Крик души». Такие публикации чаще всего рождаются из читательской почты. Характеризуются откровенностью, обнажением внутренних переживаний.

Рекомендация

Почти то же самое, что и совет, но, кроме ответов на вопросы «что?» и «как?», здесь даются ответы на вопросы «почему?» и «почему так, а не иначе?»

Художественно-публицистические жанры

Очерк

Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма. Условия — документальность, фактичность, объективность.

Фельетон

Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра «фельетон», означающим не что иное, как аналитическая статья.

Памфлет

«Брат» фельетона, отличающийся от него большей эмоциональностью, насыщенностью речи эпитетами.

Пародия

Подражание, гиперболизирующее недостатки и имеющее целью либо насмешить читателя, либо плюс к этому раскритиковать объект пародии.

Сатирический комментарий

Сопровождение события и явления (чаще — слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

Житейская история

Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохие и хорошие персонажи.

Легенда

Вымышленная история, в которой фантазия автора зачастую основывается на реальных или условно реальных фактах.

Эпитафия

Рассказ о жизненном пути покойного, но, в отличие от некролога, насыщенный эмоциями, это своего рода «пресс-реквием».

Анекдот

Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка

Вымысел, служащий развлечению читателей. «Добрый обман», часто используемый журналистами, например, 1 апреля.

Игра

Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

В последнее время всё большую популярность приобретает фоторепортаж с авторскими комментариями, который может быть и информационный, и аналитический, и художественный, познавательный. Теперь в газетах стал чуть ли не главным рекламный заказной материал, то приобретающий форму дельного совета, то не имеющий порой отношения к реальности.

Остаётся лишь добавить, что, над чем бы ни работал журналист в жанровом отношении, в тематическом, в идеологическом плане, — всё всегда начинается со словесного оформления намерения, с тона и стиля письма. Прежде чем начать писать текст, уместно вспомнить одно основополагающее и вековое рассуждение: «В основе всех правил, определяющих выбор и употребление слов, мы находим то же главное требование: сбережение внимания... Довести ум легчайшим путем до желаемого понятия есть во многих случаях единственная и во всех случаях главная цель»[6].

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ

Вернее, этот перечень нужно обозначить так: особенности жанров электронных СМИ. Материалы на электронных носителях, распространяемые телевизионным и интернет-сигна-лом, приобретают всеохватность и становятся главными в СМИ. Как бы ни бравировали студенты: «Мы телевизор не смотрим», ТВ по-прежнему остаётся главным источником информации, политического просвещения и доступного развлечения в необъятной и социально пёстрой России. Как ни хвастайся знанием продвинутых сайтов и даже публикациями на них, а президент Путин приехал на скромный 10-летиний юбилей «Раша-тудей», хотя есть СМИ, в том числе и в Интернете, выходящие дольше.

Информационные жанры

Информационное сообщение (видеосюжет)

Заметка — информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем.

Отчет

Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.

Телеинтервью

Интервью для журналиста — это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой — публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журна лист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи. В зависимости от цели и способа её достижения журналистом интервью подразделяют на большее число разновидностей: протокольные, информационно-событийные, интервью-портрет. Чаще всего последняя разновидность является компонентом «больших» жанров — очерка, аналитической программы, телефильма и т. д. В этой разновидности интервью важен не только текст, нередко большее значение может иметь невербальная информация.

Репортаж

Жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра и сопутствующей картинке. Существует несколько разновидностей репортажа: событийный (новостной) репортаж, который не требует особых изысков в исполнении. А есть репортажи проблемный, аналитический. То, что называется сегодня специальным репортажем. Такие репортажи сродни документальному фильму на заданную тему на многих каналах стали ведущими жанрами.

Аналитические жанры телевидения

Упомянутый специальный репортаж

Комментарий

Телевизионный комментарий — это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи или входит в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно значимой проблеме.

Обозрение

Жанр расширенной аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Вести недели») или тематически-адресного («Тем временем», «Футбольное обозрение») ряда. Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя-аналитика (модератора).

Беседа

Жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон — «Дежурный по стране», «Русский вопрос»). На современном ТВ чаще всего бывает включена в более широкое ток-шоу.

Дискуссионная программа

Жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно значимую проблему или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность («Политика», «Право знать»). Бывает дискуссия даже без видеоряда, когда зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, освещении, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты, в том числе и предвыборные.

Пресс-конференция

Жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией. Самая массовая форма «Прямая линия с Владимиром Путиным»).

Ток-шоу

Разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ, talk-show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». К нему относятся и многие вышеперечисленные программы. Ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политического столкновения, непредсказуемости вопросов и выявление неожиданной информации для компетентного человека — происходит лишь видимость дискуссии, в лучшем случае — актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный или аналитический, и порой теряет адресность.

Художественно-публицистические жанры телевидения

Телеочерк

Жанр, основанный на создании художественного образа документальными средствами. Как жанр ТВ относится к художественной публицистике. Отличается выраженной персонификацией подачи материала (авторством).

Портретный очерк

Можно сказать, это — телевизионная проза. При всем многообразии очерков как типологического жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда — человек, герой (исключением можно считать научно-популярный очерк, но и там знание несут авторитетные люди). Значит, задача журналиста — чисто литературная: создать характер, обрисовать судьбу, вписать её в контекст реальности.

Путевой очерк

Он и познавательный, и просветительский, и зовущий в дорогу. Использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные задачи: события и факты не просто фикси руются, но выстраиваются в повествование, осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции.

Зарисовка, лирическая или шуточная зарисовка

Типично телевизионный жанр, идущий порой без комментария или с закадровым ассоциативным текстом. Зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высокопрофессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа. Зарисовки, вызывающие улыбку или восхищение, порой транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя.

Эссе

Монологичный жанр художественной публицистики с той же литературной основой. С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических произведений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с интересной личностью, с автором. Непревзойдённым мастером этого жанра был Василий Песков, когда вёл программу «В мире животных».

Фельетон

Это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Иногда как фельетон строится разоблачительный специальный репортаж или криминальная программа. Подобно очерку фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств. Обязательные элементы преувеличения обусловливают особый характер съёмок и монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра. Специфична и текстовая часть экранного фельетона, которая строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами.

Памфлет

Редкий жанр на современном ТВ. Злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение, требует мастерства и смелости. Сходство этого жанра с фельетоном несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, даже одного конкретного события, в то время как предназначение памфлета состоит в обобщении, в критике системы взглядов. Таким образом, памфлет обличает саму природу социального или морального зла, против которого автор борется.

Здесь, конечно, перечислена не вся палитра жанров. Например, в эпоху массовой культуры выдвинулся на первый план во многих печатных и электронных СМИ шоу-жанр — анекдоты, пародии, игры, конкурсы, шоу-эксперименты, шоу-расследование, реалити-шоу, интерактивные материалы, искусственные, постановочные скандалы и проч. Но мы перечислили основополагающие, и особо выделены те из их, которые требуют журналистской тщательной подготовки, литературной работы над сценарием.

РАДИЙНЫЕ ЖАНРЫ

Как журналист, много лет отдавший радио, остановлюсь особо на том, что практика радиоэфира выделяет из палитры жанров, что вроде бы перекликается с газетными и телевизионными жанрами, но несёт специфику звучащего слова, эфирного дыхания.

Информационные жанры:

  • - горячие, сверхоперативные, летучие радионовости;
  • - официальные обращения к гражданам;
  • - радиообзор, радиоперекличка;
  • - информационный радиорепортаж;
  • - информационная радиокорреспонденция от журналистов, активистов или от непрофессионалов, даже случайных очевидцев.

Аналитические жанры:

  • - радиорецензия, которая позволяет оперативно откликнуться на книгу, выставку, спектакль;
  • - звуковое письмо, обзор писем;
  • - радиобеседа с неожиданными людьми, с попутчиками и соглядатаями;
  • - радиокомментарий к любому событию и к любому журналистскому материалу — в форме похвалы или критического отзыва;
  • - радиодискуссия, круглые столы в эфире — там нынешнего телевизионного ора просто допускать нельзя.

Документально-художественные жанры:

  • - радиокомпозиция с использованием музыки и поэзии (исчезли такие программы с экрана ТВ);
  • - радиоочерк — основательный, яркий и доверительный рассказ;
  • - радиопроповедь и обличение;
  • - чисто музыкальные и литературные программы;
  • - радиокнига, писатель у микрофона;
  • - театр у микрофона;
  • - учитель с задушевным разговором, творец в гостях у радиоведущего.

О последних художественных поджанрах на некоторых радиостанциях, включая федеральные, теперь редко вспоминают, а на РТВ «Подмосковье» они, по существу, ежедневно присутствовали в эфире, так же как календари — исторические, природные, православные: «Листая летопись времен», «Месяцеслов», «Машина времени» и др. Эти программы можно отнести к синкретическим жанрам, поскольку в них вкрапливаются и фрагменты интервью, репортажей, и сообщения о важнейших событиях, юбилеях, выставках, книгах, и стихи, и песни, связанные с историей страны, с Московией.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение, а теперь ещё и блоги с трехтысячным тиражом посетителей — средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение. Интернет позволяет вообще всё это совместить и компактно выложить. Каждое средство информации, конкретное СМИ имеет свою задачу, целевую аудиторию и палитру жанров. От этого зависит и литературная работа журналиста, его поиск собственного стиля, своей ниши в необозримом информационном пространстве. Каждый из родов массово-информационной деятельности отличается от другого по набору выразительных средств, по языку, форме подачи.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: строгое, однозначное, не вызывающее разночтений изложение специфических научных сведений. Используется сначала при написании рефератов и дипломов, а потом в чисто научных изданиях, частично — в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет по преимуществу об окружающем человека мире, то в художественных — вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной неординарной личностью. Михаил Пришвин — выдающийся лирический писатель и натурфилософ записал в дневнике: «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что, не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем»[7].

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга — это явление называется диффузией. На стыке жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени. Одним из таких универсальных жанров, на мой взгляд, является путевой очерк. Он очень многое вместил в себя и выявил многих литераторов с неожиданной стороны. Поразительно, что одним из первых благодатное и воспитующее воздействие дороги не только в творческом, но и в государственном значении открыл два века назад спокойный, полноватый, неспешный человек — кабинетный лирик и книжный мечтатель Василий Жуковский. Сегодня, когда многие политики, называющие себя правыми либералами, поднимают на щит и требуют увековечить в бронзе царя-освободителя Александра II, самое время вспомнить, что патриотичным воспитателем, нравственным наставником наследника престола был первый романтический поэт России, гуманист и энциклопедист, подаривший русскому читателю, как переводчик, западную

поэзию, — Василий Андреевич Жуковский, родившийся 9 февраля 1783 г. Он не только нравоучения и лекции читал, а лично освободил своих крестьян, лишившись немалых доходов и нажив врагов среди крепостников. Не столько о памятниках хлопотал, сколько о выкупе Шевченко, об облегчении участи декабристов, преследуемых Баратынского, Герцена, Кольцова. Ну а как он грудью бросался всякий раз на защиту Пушкина — известно и школьникам.

Василий Андреевич как пестователь цесаревича первый ввел в систему воспитания путешествия по родной стране. Он лично составил напряженный маршрут с наследником, на котором отрок, открывающий Россию, должен был посещать по два-три селения в день. Вот многогранный пример учительства и служения России! Но памятника самому Жуковскому, насколько мне известно, увы, нет. Более того, в России нет даже музея Василия Жуковского, хотя в Питере насчитывается шесть реальных адресов, связанных с судьбой Жуковского! Юбилейную дату достойно не отметили. Правда, вдруг на журналистских дорогах по России сталкиваешься и с отрадными фактами. Поехал в Старую Руссу, где снова окунулся в реальную, а не виртуальную жизнь страны. Там как отдушину воспринимаешь, что бесконечная политическая и попсовая жвачка центральных телеканалов или «Радио России» прерывается вдруг местным телеканалом «Славия» или новгородским радиожурналом «Культура». Это и впрямь — разговор об общенациональной культуре, пусть и с местными чертами. Но какие это штрихи! — например, журналистка рассказала, что к 230-летию Василия Жуковского вышла книга преподавателя пединститута Натальи Копытцевой о литературной и педагогической деятельности поэта и воспитателя царского наследника, правда, сама удивилась, что купить книгу можно в ларьке хозяйственного магазина на проспекте Гагарина. Хоть так можно приобщиться к миру Жуковского, к современному прочтению его творчества и судьбы, а ты попробуй купить новую книгу о поэте в Москве, где незаконнорожденный сын богатого помещика А. И. Бунина (да, из того же славного рода, что и Иван Бунин) и пленной турчанки Сальхи все-таки был зачис лен в 1797 г. в Благородный пансион при Московском университете. Каждый из современных жанров обладает немалым числом форм, но путевой очерк вместил всё — от репортажа до фельетона. Впрочем, этому я посвятил целую книгу «Венгрия — открытый урок. Опыты трэвел-журналистики» (издательство «Перо» и кафедра журналистики МГИК).

Замечательный прозаик Федор Абрамов — певец Русского Севера никогда не гнушался очеркистикой, а его открытое письмо землякам с Пинеги «Чем живём-кормимся?» прозвучало в печати, как набат, и вызвало бурю откликов, реальных оргвыводов. Так вот, была у него такая присказка: «Есть три грамоты: грамота ума, грамота инстинкта и грамота сердца»[8]. Профессиональные курсы, как и этот — «Литературное мастерство журналиста», учат в основном только первой грамоте, а две других, самых главных для всякого творческого человека — придётся постигать самому журналисту.

  • [1] Третъяков В. Как стать знаменитым журналистом. М., 2010. С. 549.
  • [2] Тертычный А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 4.
  • [3] Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. С. 130.
  • [4] URL: http://bookworm-quotes.blogspot.ru/2011/12/1831-pushkin-from-diary. html?m=l
  • [5] URL: http://bookworm-quotes.blogspot.ru/2011/12/1831-pushkin-from-diary. html?m=2
  • [6] Спенсер Г. Философия слога // Спенсер Г. Собр. соч. СПб., 1866. Т. 4. С. 77.
  • [7] URL: http://profilib.com/chtenie/61450/andrey-lavrukhin-russkaya-pravda-aforizmy-24.php
  • [8] Абрамов Ф. Так что же нам делать? И Нева. 1995. № 2. С. 112.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >