Возникновение исламской цивилизации

Сильнейшим государством Среднего Востока на пороге Средневековья являлось государство Сасанидов в Иране. Оно возникло в 226 г. в результате восстания персов против парфянского владычества. Эта Вторая Персидская держава долгое время на равных противостояла слабеющему Риму, а затем Византийской империи. Ей удалось пережить первый вал «варварских» нашествий в V-VI вв., а также внутренние смуты. Сасаниды покорили большую часть Закавказья, Среднюю Азию, некоторые области Аравии. Но постоянные войны истощили державу Сасанидов, и она в итоге не смогла противостоять арабскому нашествию.

Со II тыс. до н. э. почти весь Аравийский полуостров заселен племенами арабов. Арабы относились к западносемитской группе народов. Северные арабы, принесшие на полуостров собственно арабский язык, являлись сородичами древнееврейских племен. Арабы исповедовали многобожие, близкое языческим религиям других семитских народов. Верховным божеством считался Аллах (соответствующий общесемитскому Элу или Илу). Общеаравийской святыней к середине VI в. н. э. стал храм Аллаха в оазисе Мекка, выстроенный в честь упавшего с неба «Черного камня» — Кааба.

С IV в. активизировалась проповедь в Аравии единобожия. На полуостров проникали иудаизм и христианство. Иудаизм был принят несколькими северными и западными арабскими бедуинскими племенами. Важным его центром стал оазис Йасриб. Христианство утвердилось в северных арабских княжествах, граничивших с Византией и Ираном. Под влиянием других единобожных религий к началу VII в. в Аравии окончательно складываются собственные секты единобожников — т. н. ханифов. Ханифы проповедовали веру в Аллаха как в Единого Бога, не имея четкой догматики и культовых правил.

Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед). Мухаммад ибн Абдаллах (сын Абдаллаха) родился около 570 г. и был представителем знатного семейства владевшего Меккой племени курайш. Тем не менее, рано потеряв родителей, Мухаммад был вынужден добывать пропитание, служа пастухом и проводником караванов. Во время своих путешествий он неплохо познакомился с вероучениями единобожных религий. В 610 г. Мухаммад выступил перед соплеменниками с проповедью единобожия. По утверждению Мухаммада и исламскому вероучению, Аллах говорил с Мухаммадом через Джибрила (Джебраила, библейского архангела Гавриила) и сподобил его пророческого достоинства. Пророк должен принести в Аравию поклонение Аллаху как Единому Богу, отменить идолопоклонство и языческие жертвоприношения, нести новую веру всему миру. Вера Мухаммада получила название «ислам» (покорность), а ее последователи — «мусульмане». Проповедь Мухаммада не имела успеха в Мекке и вызвала гонения со стороны курайшитской знати. Но у него появились и верные соратники, стойко переносившие преследования. В 622 г. Мухаммад вынужден был переселиться из Мекки в Йасриб (известный затем как Город — Медина), куда его пригласили как духовного лидера местные племена. Переселение из Мекки в Медину (хиджра) считается началом мусульманского летоисчисления и истории исламской государственности.

В Медине Мухаммад объединил под своей властью местные племена, обратив большинство иудеев и язычников в ислам. Затем он начал «священную войну» (джихад, газават) против Мекки и в 630 г. завоевал ее. Все языческие идолы Каабы были уничтожены, и «Черный Камень» стал главной святыней ислама, примером величия Аллаха. В последующие годы Мухаммад распространил новую веру на большую часть территории Аравии. Языческие культы искоренялись, «людям писания» (иудеям и христианам) обычно давалась веротерпимость при уплате специального налога — джизъи. В 632 г. Мухаммад умер в Медине, где и похоронен. После этого община избрала ему преемника или «заместителя» — халифа — из числа учеников. Первым халифом стал один из первых мусульман, Абу Бакр. С этого времени халиф надолго стал первым лицом в исламе, соединяя высший имамат (духовную власть) и эмират (светскую власть). Халиф носил титул «амир-ал-муминин» — «повелитель правоверных».

Так возник Арабский халифат, вскоре ставший одним из самых могущественных государств Евразии. Пограничные столкновения с Византией и Сасанидским Ираном вылились в 633 г. в широкомасштабную «священную войну» за распространение веры. Непрерывный джихад продолжался до 656 г. и привел к широчайшему распростра нению ислама на Ближнем и Среднем Востоке. В 651 г. под ударами арабов пало государство Сасанидов. На востоке границы Халифата дошли до Средней Азии и Инда. На Западе были завоеваны Египет, Сирия, Палестина, Армения. К концу VII в. мусульмане покорили всю Северную Африку. В 711-713 гг. ислам пришел в Европу. Арабы захватили большую часть раздираемого внутренней смутой вестготского королевства в Испании. Их остановили лишь в 732 г. франки в битве при Пуатье. На Востоке арабы не решились продолжать завоевания после 751 г., столкнувшись в победоносной битве при Таласе с передовыми отрядами шедшей на запад китайской армии. Во всех покоренных странах проводилась арабская колонизация (не имевшая успеха лишь в Иране, Средней Азии и Закавказье). Христианскому и иудейскому населению предлагались на выбор «ислам или джи-зъя» (язычникам — «меч или ислам»). На Ближнем Востоке принятию ислама содействовали далекие от понимания многих верующих богословские споры в среде только утвердившегося христианства. В Иране, религией которого на протяжении веков был зороастризм, утверждение ислама сопровождалось острыми конфликтами и репрессивными мерами.

Ислам по-разному относился к местным религиозно-культурным традициям. Местный «обычай» {адат) принимался в той мере, в какой не противоречил религиозным обязанностям — шариату. В результате со временем в исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ, ориентированных на традиции покоренных арабами народов. Ислам быстро переставал быть этнической религией арабов. Уже в VIII в. мавлы (мусульмане-неарабы) выдвинули из своей среды представителей религиозно-политической элиты и ярких богословов. Для остававшихся иноверными подданных в халифате была разработана строгая иерархия прав. На вершине ее стояли «люди писания» — христиане и иудеи. Они пользовались полной веротерпимостью на условиях уплаты джизьи, из их числа многие правоведы дозволяли брать жен. Самым же порицаемым считалось языческое идолопоклонство. Идолопоклонники в идеале подлежали принудительному обращению в ислам, однако это не всегда удавалось произвести быстро. Переход из ислама в любую другую веру карался в Халифате смертью, на основе шариатского права.

Первые четыре халифа именуются в исламской традиции праведными, в отличие от многих позднейших. Четыре «праведных» халифа - Абу Бакр (632-634), Умар (634-644), Усман (644-656) и Али (657-661). Все они принадлежали к высшей знати племени курайш и были родичами Мухаммада. Али был его двоюродным братом и зятем. Но власть не передавалась по наследству, а доставалась на основе выборов верхушкой общины, соратниками Пророка. Ближайшие родичи Мухаммада — Усман и Али — получили Халифат в последнюю очередь и потеряли его в результате мятежей. Со временем «праведных» халифов связаны наиболее значительные успехи в распространении ислама и расширении Халифата. При них складывается в общих чертах мусульманское право, сводится священное писание Коран, закладываются основы исламского богословия.

Уже вскоре после смерти Мухаммада в общине стали возникать разногласия. Причинами их были сначала противоречия между мекканскими и мединскими соратниками Пророка, а также новообращенными мекканцами. Позднее добавились противоречия между арабами и мавлами, имущественное расслоение в общине, проблемы богословия и политического устройства. В 656 г. недовольство политикой Усмана вылилось в мятеж и убийство халифа. Халифом был избран Али, что отвечало идеям тех мусульман, которые придавали ему особые права на власть в силу близости с пророком. Наиболее радикальные из них предполагали в Али особую мистическую силу и даже проявление Божества, но он всегда отвергал такие претензии.

Избрание Али на практике привело к расколу общины. Оно не было признано частью мусульман. Началась первая в истории ислама гражданская война. Главным из многочисленных противников Али быстро стал наместник Сирии Муавия. Муавия был троюродным братом Усмана. Как и Усман, он происходил из рода Умаййа, родственного и некогда враждебного Пророку. Но Муавия к тому же был сыном Абу Суфйана — одного из главных врагов Мухаммада. Это отталкивало от него многих. Тем не менее, теперь Муавия был известен как довольно ревностный мусульманин. Со временем он объединил вокруг себя всех противников Али.

Ислам раскололся на две враждующие партии. Сторонники Али и Алидов позже стали называть себя шиа («группа», «секта»). Шииты признают источником веры лишь Коран, отвергая авторитет дополняющих его хадисов, то есть рассказов о Мухаммаде и его высказываний, не вошедших в Коран. Они признают лишь некоторые хадисы, восходящие к Али и его соратникам. Халифом и подлинным имамом, по учению шиитов, может являться лишь потомок Али и дочери Мухаммада Фатимы (род Алидов или Фатимидов). Противники шиитов позже получили название «сунниты». Они считают сунну (хадисы, священное предание) источником веры наряду с Кораном, хотя не наравне с ним. Они также считали, что «повелителем правоверных» может являться любой представитель курайшитов. Тем не менее, и в суннитской среде установилась, в конце концов, передача Халифата по наследству.

От сторонников Али вскоре откололась радикальная группа харид-житов («возмутившихся»). Они добивались полного имущественного равенства мусульман и сохранения выборности халифа, отстаивали право каждого мусульманина на занятие халифата. Хариджизм вскоре превратился в массовое течение, распавшееся на ряд сект. Некоторые из этих сект далеко отошли от ислама. Хариджиты боролись против всех халифов, пытались создавать собственные государства, но в конце концов были оттеснены на периферию исламского мира.

Кровопролитная гражданская война между суннитами, шиитами и хариджитами продолжалась с 656 по 661 г. В 661 г. Али, пошедший на компромисс с суннитами, был убит хариджитским фанатиком. Наследник Али, его сын Хасан, отрекся от халифата в пользу Муавии. Столица Халифата была перенесена в резиденцию Муавии — Дамаск. Муавия основал первую правящую династию Арабского Халифата — династию Омейядов (Умаййадов). Передача власти халифа по наследству утвердилась не сразу, но к концу VII в. уже не вызывала сомнений у подавляющего большинства суннитов.

В 680 г. умер Муавия, оставив престол сыну Йазиду. Возглавлявший шиитов после смерти Хасана и претендовавший на Халифат Хусайн ибн Али был убит сторонниками Йазида. Это привело к полному размежеванию суннитов и шиитов. Шииты ушли в стойкую оппозицию, признавая главенство над собой лишь потомков Али. Во время второй гражданской войны в Халифате (683-693 гг.) они попытались захва тить хотя бы области Ирака и Ирана, где их было больше всего. Эта попытка окончилась провалом. Омейяды обрушили на шиитов преследования, а позднее религиозное общение шиитов и суннитов прервалось окончательно. Единственной связью между ними осталось само по себе исповедание веры Мухаммада и общие паломничества (хадж) к Каабе.

Правители династии Омейядов были склонны к ограничению роли религии в жизни страны. Некоторые из них отдали дань еретическим течениям. Поэтому большинством мусульманских богословов Омейяды считаются «неправедными», в отличие от первых четырех «праведных» халифов. В немалой степени это было связано и со сложными социальными процессами в Халифате.

Исламская община представлялась Мухаммаду как общество равных, заботящееся о благе каждого. Отвергалось сословное деление. В исламе не было особого замкнутого духовного сословия. Исламские ученые (улемы, маулана), из числа которых комплектовалось духовенство, занимались также торговлей или даже крестьянским трудом. В исламском мире пока не сложилось и устойчивого сословия военной, светской аристократии.

С другой стороны, уже соратники Мухаммада составили довольно замкнутый круг, из которого позже и выходили как духовные, так и светские лидеры раннего ислама. Особенно поощрялись в их среде торговые занятия, что вело к появлению в городах новой «торгово-духовной знати». Военно-чиновничий аппарат, сложившийся в ходе завоеваний, все больше отрывался от массы даже простых арабов, не говоря уже о покоренном населении. В целом общественный строй Халифата с полноправными «гражданами» (арабами), неполноправными (мавлами), свободными «негражданами» («людьми Писания») отчасти напоминал античные государства. Это сходство усугублялось широким распространением, особенно в VIII—IX вв., государственного и частновладельческого рабства.

Все противоречия — этнические, религиозные, социальные — в 30-х гг. VIII в. вылились в новую гражданскую войну. В 750 г. Омейяды пали. К власти пришла новая династия Аббасидов — потомки дяди Мухаммада, Аббаса. Столицей Халифата вскоре стал основанный ими Багдад в Ираке. Ко времени правления Аббасидов относится бурное развитие суннитского богословия и окончательное складывание вероучения суннизма. Им, однако, не удалось вывести из кризиса огромное государство. Завоевательный порыв выдохся, и внутренние противоречия с новой силой давали себя знать. Высшим главой ислама все еще считался халиф. Однако его авторитет в религиозных вопросах уже был не столь непререкаем, как в светских. А с конца VIII в. уменьшается и светская власть халифов.

В правление Аббасидов ислам начинает распространяться за пределы Халифата. В отличие от более раннего периода, этот этап распространения ислама носил в большей степени характер мирной проповеди. Это объяснялось и формированием новой системы дипломатических связей, и недостаточностью сил для дальнейшего победоносного джихада. Мусульманская проповедь была направлена на север к северокавказским, поволжским и центральноазиатским народам, на юг в Африку, на восток в Индию.

И в самом Халифате, и за его пределами суннитам приходилось вступать в острое соперничество с шиитами и хариджитами. В конечном счете, деятельность всевозможных сект и «ересей» запрещалась суннитскими властями. Хариджизм проявлял активность в пору разнообразных внутренних смут в Халифате, но, как правило, терпел неудачу. В VIII—X вв. существовало хариджитское государство в Северной Африке. Возникали государства хариджитов в Омане и других регионах.

Более серьезной угрозой, однако, оставался шиизм. Он распространился в Иране, Ираке, Азербайджане и Йемене. Шииты не раз поднимали восстания против омейядских и аббасидских властей. Результатом этого стало возникновение нескольких шиитских государств, чаще всего во главе с мнимыми или подлинными потомками Али. Строгая иерархичность шиитской общины в первые века существования не спасла ее от расколов. В условиях нелегальной борьбы и авторитарного управления отдельными школами происходило отделение тех или иных популярных лидеров от большинства. Главной побудительной причиной расколов явились споры из-за наследования и замещения имамата. Последний из двенадцати имамов, Мухаммад аль-Аскари, исчез в возрасте 12 лет в 873 г. По учению имамитов (большинства шиитов), он «скрылся», чтобы вернуться в конце времен. После этого никто из рода Алидов не стал принимать титул имама, оставшийся за «скрытым имамом» Мухаммадом до конца грешного мира.

Однако лидеры некоторых шиитских течений продолжали претендовать на имамат и халифат. Так, еще в 766 г. появилось течение исмаилитов. Имам Джафар лишил наследства своего внука от старшего умершего сына Исмаила — Мухаммада. Имамиты утверждают, что Исмаил отличался дурным поведением и нарушал ритуальные запреты. После смерти Джафара приверженцы партии Исмаила, исмаилиты, объявили имамом Мухаммада. Мухаммад считается последним из явленных миру имамов. Последующие его потомки — «скрытые имамы», последний из которых будет явлен в конце времен. Это стало зародышем первых расколов уже в самом исмаилизме из-за притязаний отдельных авторитетных проповедников {дай) на происхождение от Али и сан «скрытого имама».

В IX в. начался распад Арабского халифата. В нем сыграли свою роль как этнополитические, так и религиозные противоречия. Многие возникавшие на развалинах Халифата государства создавались враждебными суннизму сектами и группами. Но большинство государств, созданных собственно суннитами, признавали на словах верховную власть и авторитет багдадских халифов. Исключение с самого начала представляла Испания, где еще в 756 г. обосновались изгнанные из Дамаска Омейяды. В 929 г. они вновь приняли титул халифов, основав Кордовский халифат. Таким образом, в суннитском мире произошел открытый раскол, и халифский титул стал предметом ожесточенной борьбы.

Из шиитов первыми перешла к открытой вооруженной борьбе секта карматов. Они порвали с культовыми традициями ислама, не поклонялись Каабе. С другой стороны, они объявили веротерпимость всем прочим течениям. Это позволило захваченному в 899 г. кармата-ми острову Бахрейн стать центром всевозможных ересей и сект. В конце IX-X в. карматское движение охватило Восточную Аравию, ряд областей Сирии и Ирана. Возник ряд карматских государств, ведших постоянную войну со своими соседями. Карматские правители Бахрейна притязали на главенство в секте и титул «скрытых имамов», однако открыто себя таковыми не провозглашали. В 930 г. карматы взяли и разграбили Мекку. «Черный Камень», вывезенный на Бахрейн, некоторое время служил их вождю подставкой для ног и лишь позже был выкуплен. Только в 1029 г. карматское государство было уничтожено.

Помимо карматов, массовый характер в IX в. приняло движение хуррамитов. Хуррамиты были отколовшейся от шиизма радикальной сектой, затем совокупностью сект, почти исключительно иранского происхождения. Они проповедовали идеи всеобщего равенства и обобществления имущества. Самым мощным хуррамитским движением было неудачное восстание Бабека в Азербайджане (817-837 гг.). Позднее вспыхивал еще ряд хуррамитских и близких к ним по духу восстаний, предпринимались попытки создания собственных государств.

В 893 г. исмаилиты подняли восстание против Аббасидов среди берберов Северной Африки. Когда в 909 г. восставшие захватили тунисский город Кайруан, сюда прибыл «скрытый имам» Убайдаллах, в 910 г. провозглашенный халифом и последним пророком Махди. Так возник исмаилитский халифат Фапгимидов — единственный шиитский Халифат в истории. Исмаилиты верили, что в их вождях пребывает переходящий от Мухаммада через Фатиму «Дух», дающий право на наследственное звание Махди. Убайдаллах и его потомки, опираясь на поддержку тайных исмаилитских организаций, захватили большую часть Северной Африки. Заняли они и святые места ислама. В 969 г. был покорен Египет, а в 973 г. столица халифа перенесена в Каир. Суннизм в Халифате Фатимидов преследовался. Христиан и иудеев принуждали к обращению в ислам, нередко насильно. Шииты других направлений преследовались. Фатимиды ограничили доступ суннитов к святым местам, что приводило к постоянным войнам.

В 1000 г. к власти в Египте пришел шестой халиф Хаким. С самого начала правления он бросил все силы государственного аппарата на преследования иноверцев. Для гонений была укреплена за счет отрядов из придворных рабов-негров исмаилитская гвардия «воителей за веру» — ахдас. Приверженцы до тех пор широко еще распространенного в Египте христианства изгонялись из государственных учреждений. В 1003-1014 гг. прошло три волны массовых гонений, в ходе которых уничтожались христианские храмы, разгонялись монастыри, истреблялось духовенство. Все это было подготовкой к коренному изменению вероучения. В 1017 г. духовный наставник халифа, шейх ад-Дарази провозгласил его прямым воплощением Аллаха. Это вызвало бурную реакцию не только среди шиитов вообще, но и среди самих исмаилитов. Ряд известных богословов выступили с опровержениями и разбили Дарази в публичном диспуте. Но Хаким не пожелал отступать и обрушил репрессии на противников. В 1020 г. по его приказу были подожжены христианские и суннитские кварталы Каира. В 1021 г. халиф таинственно исчез ночью во время прогулки. Дарази, к этому времени обосновавшийся в горах Ливана, объявил о чудесном вознесении Хакима на небеса и его будущем возвращении. Так возникла небольшая секта друзов.

Власть багдадских Аббасидов, между тем, становилась все более эфемерной. В 945 г. правитель Западного Ирана Ахмед ибн Бувейх захватил Багдад и лишил аббасидского халифа светской власти, сам став «эмиром правоверных». Только в 1055 г. кочевые турки-сельджуки «освободили» Багдад и халифа. Тот дал сельджукскому вождю титул султана, признав его высшей светской властью в исламском мире. Под контроль халифа вернулся лишь город Багдад. Нашествие пришедших из Средней Азии турков-сельджуков положило начало эре тюрко-монгольских завоеваний в исламском мире, продлившейся до XVI в. Завоеватели, как правило, принимали ислам, но их действия способствовали падению престижа исламского духовенства и ослаблению роли религиозных норм в жизни общества.

Сельджуки двинулись дальше на запад, войдя в столкновение с Фатимидами. Постоянные богословские споры, разочарование в установлении всемирного господства Махди подрывали дух исмаи-литов. В 1064-1076 гг. сельджуки, действуя от имени аббасидских халифов, нанесли исмаилитам сокрушительное поражение, захватив Сирию и Палестину. Немедленно отложились Мекка и Медина, в 1076 г. признавшие власть Аббасидов. На этом фоне Фатимиды фактически лишились светской власти, перешедшей в руки главарей гвардии из числа придворных рабов-мамлюков. Это вызывало недовольство ахдаса, поскольку «правоверные» оказались оттеснены от управления страной.

В западной части исламского мира в XI в. создали собственную державу кочевники-берберы. В 1050 г. в населенной ими Сахаре под лозунгом борьбы за очищение ислама возникло государство Альморавидов. Вскоре они очистили от исмаилитов весь Магриб (Северная Африка без Египта), а к концу века захватили Испанию. Правитель берберов принял халифский титул «эмир мусульман», но не именовал себя открыто халифом.

Сельджукские и берберские завоевания привели к серьезным социальным изменениям в исламском мире. Кочевое общество организовывалось на иерархических началах, возглавлялось мощной военно-родовой знатью. На Среднем и Ближнем Востоке кочевники переходят к оседлости и воспринимают арабскую культуру. Однако знать стремилась сохранить свои привилегии и наследственную власть над завоеванными землями. В конечном счете, складывается система пожалований знатным воинским родам за службу земли — икта. В число крупных землевладельцев вливается также верхушка старого военно-чиновного аппарата и духовной знати. Жившее на пожалованных землях население, независимо от исповедания, оказывалось в зависимости как от государства, так и от землевладельца. Таким образом, складывается общественная система феодального типа.

Главным внешним противником для исламских государств VIII— XI вв. оставалась все еще сильная Византия. При поддержке Византии от арабского владычества освободились Армения и Грузия. Ромеи отбили острова Крит и Кипр, время от времени завладевали Сирией. С приходом сельджуков мусульманам удалось добиться решающего перелома. В 1071 г. сельджуки разгромили византийцев в битве при Маназкерте. За этим последовало завоевание Малой Азии, Сирии и большей части Закавказья. Христианское население вынуждено было бежать, а оставшееся подвергалось преследованиям. Однако это и положило конец сельджукскому могуществу. Препятствия, с которыми столкнулись христианские паломники в Иерусалиме, послужили непосредственным толчком к Крестовым походам.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >