Модель потребления культурных продуктов и услуг в сфере музыкального искусства с учетом социально-демографических, территориальных, этнокультурных и экономиче ских характеристик жителей Беларуси

В современной социологии искусства не существует устоявшейся позиции относительно подходов и принципов изучения явлений искусства. В полной мере это относится и к социологии музыки. Длительное время на советском и постсоветском пространстве социологический подход к изучению музыки выражался в статистическом анализе музыкальных предпочтений. Расширение информационного пространства, изменение идеологических установок привели к переосмыслению теоретико-методологических подходов.

Основные формы потребления в сфере музыкальной культуры имеют существенные различия. Это, прежде всего, очевидная разница в организации пространства восприятия. Исследователи выделяют практики приватного и публичного исполнения и восприятия музыки. Приватность определяется эстетической функцией музыки, способностью музыки вызывать эстетические переживания. Публичность структурируется правилами, организующими поведение в местах прослушивания музыки: подчинение правилам концертного зала или свободный выбор поведения. В связи с этим можно говорить о культурных и досуговых практиках, предполагающих различные типы поведения. Залы филармонии и консерватории ориентированы на зрителя, воспринимающего музыку как эстетический феномен, что характеризует культурную практику. Концерты популярной музыки связаны с поведением, характерным для мест проведения досуга. Досуг же в большей мере ориентирован на релаксацию, чем на получение эстетического переживания. Также различия наблюдаются в каналах коммуникации - естественном и опосредованном, что отражается на акустическом и психологическом воздействии музыки.

В основу второго параметра, задающего пространство категоризации такого объемного и многогранного феномена, как музыкальная культура, положено предложенное А. Я. Флиером разделение культуры на культурное производство, характеризуемое массовостью и стандартизированностью, и культурное творчество, имеющее черты авторской оригинальности, штучности, инновационности. Это разделение не противоречит культурологическому классическому разделению музыки на популярные и академические жанры и, в свою очередь, помогает выделить эмпирические индикаторы исследования. Популярная музыка, являющаяся производной от культуры массового общества, по своей сути представляет продукт культурного производства. Тогда посетители концерта популярной музыки - это потребители стандартизированного музыкального продукта. Академическая музыка (классическая, симфоническая) являет собой пример культурного творчества. В свою очередь, публика классического концерта реализует эстетические потребности, приобщаясь к культурному творчеству. Из этого вытекают и различия в потребностях слушателей, какую цель реализует индивид, посещая тот или иной концерт - стремление отдохнуть и расслабиться или же получить новые эстетические впечатления.

Выделенные оси «публичность - приватность» и «культурное производство - культурное творчество» образуют пространство практик потребления музыкальных продуктов и услуг.

В пространстве практик, на основании рассмотренных параметров, достаточно очевидно выделяются основные формы музыкального потребления: посещение концерта и прослушивание музыки в записи. В свою очередь, для построения модели потребления важным является разграничение посетителей концертов по критерию академической или популярной музыки. Для анализа посещения обеих разновидностей концертов важны следующие параметры: частота посещений, мотивы посещения, жанровые предпочтения, исполнительские предпочтения, экономические факторы - представления о максимально допустимой цене билета и наличие свободного времени.

В структуре деятельности, связанной с прослушиванием музыки, можно выделить прослушивание музыки самой по себе, не связанное с другими делами, и включение музыки как фона, сопровождающего непосредственную деятельность индивида. Прослушивание музыки самой по себе чаще всего определяется целенаправленным и самостоятельным выбором человека и отражает его музыкальные предпочтения. Фоновая музыка не всегда зависит от вкусов индивида, может «навязываться» радио- или телетрансляциями. Но в целом выбор того или иного «фона» также отражает предпочтения определенной части общества. Таким образом, при прослушивании музыки в записи выделяется слушание как самостоятельный вид деятельности, а также фоновое прослушивание. Слушание характеризуется такими параметрами, как частота прослушивания, технические средства прослушивания, места прослушивания, жанровые предпочтения, исполнительские предпочтения.

Перечисленные индикаторы дают возможность построения исследовательской модели, нацеленной на фиксацию потребительских практик в сфере музыкальной культуры. Эмпирическая модель потребления музыкального искусства строилась с учетом социально-демографических и территориальных характеристик жителей Беларуси. Ее основу составили следующие параметры:

частота прослушивания музыки;

специфика прослушивания музыки как самостоятельной деятельности и как «фонового» звучания;

технические средства, обеспечивающие прослушивание музыки;

активность посещения концертных залов;

причины редких посещений концертных залов;

жанровые предпочтения слушательской аудитории, в том числе в зависимости от социально-демографических и территориальных характеристик;

исполнительские предпочтения слушательской аудитории; экономические аспекты.

Остановимся более подробно на каждой из выделенных характеристик эмпирической модели.

Частота прослушивания музыки

На вопрос: «Как часто Вы слушаете музыку?» 60,4 % респондентов ответили, что ежедневно, 18,1 % - несколько раз в неделю и 3,9 % - один раз в неделю (рис. 83).

  • ? Не слушаю музыку ? Ежедневно
  • ? Несколько раз в неделю ? 1 раз в неделю
  • ? Несколько раз в месяц

Рис. 83. Частота прослушивания музыки, в %

На рис. 83 видно, что музыку в той либо иной мере слушает значительное число респондентов. Только 12,5 % ответили, что вообще не слушают музыку. Большинство опрошенных слушают музыку ежедневно.

Наиболее значимым фактором, определяющим частоту прослушивания музыки, является возраст (табл. 81).

Таблица 81. Частота прослушивания музыки в разных возрастных группах среди жителей населенных пунктов разного типа, %

Как часто вы слушаете музыку?

Возрастная группа

до 25 лет

25-39 лет

40 54 лет

55 лет и старше

город

село

город

село

город

село

город

село

Ежедневно

85,7

84,5

65,1

65,5

57,2

44,4

51,1

39,9

Несколько раз в неделю

9,5

9,9

19,1

17,6

20,7

17,3

22,9

17,0

1 раз в неделю

1,8

1,4

3,5

2,5

5,6

3,1

4,3

4,8

Несколько раз в месяц

1,1

2,8

5,8

4,2

5,8

9,3

5,9

4,8

Не слушаю музыку

1,8

1,4

6,5

10,1

10,6

25,9

16,0

33,5

Данные, представленные в табл. 81, свидетельствуют о том, что чаще остальных музыку слушают респонденты до 25 лет. В данной возрастной группе 85,7 % опрошенных в городе и 84,5 % в сельской местности указали, что слушают музыку ежедневно. Вообще не слушают только 1,8 % и 1,4 % городской и сельской молодежи. С возрастом снижается доля респондентов, слушающих музыку ежедневно (25-39 лет - 65,1 и 65,5 % соответственно; 40-54 года -

57,2 и 44,4 %; старше 55 лет - 51,1 и 39,9 %), а также увеличивается число тех, кто вообще не слушает музыку. Так, среди 40-54-летних указали, что не слушают музыку 10,6 % и 25,9 % опрошенных, а в возрастной группе старше 55 лет доля таких респондентов в городе составляет уже 16 %. Особенно ярко эта тенденция проявляет себя для жителей сельской местности, где в возрастной группе старше 55 лет не слушают музыку 33,5 % респондентов.

Тип населенного пункта также оказывает влияние на то, как часто респонденты слушают музыку. И если в младшей возрастной группе наблюдается достаточно высокая согласованность показателей жителей города и села, то в возрастной группе от 40 лет и старше горожане слушают музыку значительно чаще проживающих в сельской местности.

Характер занятости сказывается на частоте прослушивания музыки следующим образом: самый высокий процент слушающих музыку ежедневно среди учащихся и студентов (89,6 %), самый низкий - среди неработающих пенсионеров (24,8 %) (табл. 82). Следует отметить, что обозначенная характеристика обусловлена в значительной степени возрастными особенностями респондентов. Полученные в ходе исследования данные подтверждают положение о том, что приверженность музыке выше в молодежной среде, чем в более старших возрастных группах.

Таблица 82. Частота прослушивания музыки в зависимости от социального положения респондентов,%

Социальное положение респондента

Как часто Вы слушаете музыку

ежедневно

несколько раз в неделю

нс слушаю вообще

Руководитель высшего звена, среднего или низшего звена

56,4

20,4

12,2

Предприниматель, фермер, самозанятый (индивидуальная трудовая деятельность)

72,2

16,7

7,8

Служащий, военнослужащий

56,5

22,7

8,6

Рабочий (промышленности, транспорта, строительства и др.)

63,2

15,5

10,7

Крестьянин, рабочий сельского хозяйства

54,5

16,7

16,7

Безработный

72,5

15,7

5,9

Домохозяйка (занимаюсь домашним хозяйством)

57,8

20,3

10,9

Учащийся, студент

89,6

23,4

2,7

Работающий пенсионер

41,2

20,1

20,6

Неработающий пенсионер

48,2

24,4

24,8

Образование практически не оказывает влияния на частоту прослушивания музыки. Следует только отметить, что реже остальных слушают музыку респонденты старшей возрастной группы с неполным средним и средним образованием.

Специфика прослушивания музыки как самостоятельной деятельности и как «фонового» звучания

В структуре деятельности, связанной с потреблением в сфере музыкального искусства, выделяется целенаправленное прослушивание музыки, не связанное с другими делами, и включение музыки как фона, сопровождающего непосредственную деятельность индивида. Проведенное исследование показало, что значительная часть респондентов слушают музыку как фон - 52,9 % и еще 28,1 % в равной степени и как фон, и саму по себе. Музыку для удовольствия, не занимаясь какими-либо другими делами, слушают 9,5 % белорусов.

В целях более детального анализа были составлены сводные графики, которые отражают распределение ответов респондентов в зависимости от половозрастных, образовательных характеристик и типа населенного пункта. В ниже представленных диаграммах приводятся доли респондентов в выборочной совокупности, которые сравниваются с показателями в зависимости от социально-демографических признаков. Превышение процентной доли респондентов, давших положительный ответ, над долей респондентов по данному признаку в выборочной совокупности указывает на большее распространение данного вида поведения для рассматриваемой группы респондентов.

й Распределение выборки

і ? і Распределение по позиции «не слушаю музыку»

Рис. 84. Сравнение показателей по позиции «не слушаю музыку» с данными по выборке, в %

Данные, представленные на графике (рис. 84), свидетельствуют о том, что доля тех, кто ие слушает музыку, максимальна среди респондентов старшей возрастной группы, а также среди жителей села. Также несколько меньше слушают музыку респонденты с уровнем образования ниже среднего специального. Показательно, что с возрастом постепенно увеличивается доля тех, кто ие слушает музыку. Чаще всего респонденты слушают музыку как фон, занимаясь другими делами. Их процентная доля от «слушающих музыку» составляет 61 %. Музыка как фон в различных социально-демографических группах слушается одинаково.

Музыку «для себя», независимо от какой-либо другой деятельности, слушает незначительная часть населения (9,5 %). Так же как и приверженность фоновой музыке, этот вид деятельности равноценно представлен в различных социально-демографических группах. Хотя можно отметить, что несколько чаще музыку «для себя» слушают мужчины (54,5 %) и молодежь в возрасте до 24 лет (рис. 85).

  • ? Распределение выборки
  • ? ? Распределение

по позиции «слушаю музыку саму по себе»

Рис. 85. Сравнение показателей по позиции «слушаю музыку саму по себе» с данными по выборке, в %

Технические средства, обеспечивающие прослушивание музыки

Наиболее популярным техническим средством, при помощи которого респонденты слушают музыку, является, по результатам проведенного исследования, радио (49,3 %). Для 53,5 % опрошенных оно является источником фоновой музыки, а для 36,5 % - источником музыки «самой по себе». Высокую позицию в рейтинге музыкальных средств занимает телевидение (48,4 %). Музыкальные программы по ТВ более популярны в качестве фона (49,7 %). Среди тех, кто чаще слушает музыку «для себя», не занимаясь при этом другими делами, доля «музыки по ТВ» составляет 40,6 %. Также в этой группе респондентов 12,7 % отдают предпочтение «живой музыке». Респонденты, в одинаковой мере слушающие музыку и в качестве фона, и «саму по себе», чаще выбирают проигрывающие устройства (53,3 %) (табл. 83).

Таблица 83. Популярность технических средств, используемых для прослушивания музыки, %

Чаще всего Вы слушаете музыку...

Как фон

Музыка «сама по себе»

В одинаковой мере и как фон, и «саму по себе»

В среднем по выборке

По радио

53,5

36,5

45,1

49,3

По ТВ

49,7

40,6

49,3

48,4

С помощью Интернета

23,7

29,8

32,3

26

С помощью проигрывающих устройств

35,9

39,3

53,3

41

Предпочитаю «живую музыку»

4,6

12,7

9,7

6,8

Другое

1,9

2,6

3,6

2,4

На популярность различных технических средств значительное влияние оказывает возраст респондентов. Среди молодежи наибольшей популярностью пользуются различные проигрывающие устройства - плеер, магнитофон, телефон. Также значимым источником музыки для молодежи является Интернет. Старшие возрастные группы отдают предпочтение таким традиционным источникам, как радио и телевидение. При этом респонденты старше 55 лет музыку «для себя» чаще слушают посредством ТВ (72,7 %), а для создания музыкального фона чаще включается радио (75 %) и только потом телевидение (58 %) (рис. 86, 87).

До 25 лет

  • 25-39 лет
  • 40-54 года
  • 55 лет и старше

Рис. 86. Использование технических средств для прослушивания музыки «самой по себе» в разных возрастных группах, в %

До 25 лет

  • 25-39 лет
  • 40-54 года
  • 55 лет и старше

Рис. 87. Использование технических средств для прослушивания музыки в качестве фона в разных возрастных группах, в %

Подавляющее количество респондентов слушают музыку дома (82,5 %). Также значительная часть респондентов включает музыку, находясь в машине, за рулем (32,1 %) (табл. 84).

Таблица 84. Основные ситуации прослушивания музыки, %

Где Вы чаще слушаете музыку?

%

Дома

82,5

В машине, за рулем

32,1

На работе

17,4

В гостях

11,4

На улице (на прогулке)

10,9

В клубе, на дискотеке

8,7

В общественном транспорте

8,6

На концертах поп-музыки

6,6

В баре (ресторане, кафе и т. п.)

6,5

В концертных залах (филармония, театры и др.)

5,4

Другое

1,7

Посещение концертных залов является наименее популярной формой прослушивания музыки. Обращает на себя внимание тот факт, что филармонические и театральные залы, которые предполагают обращение к «серьезной» классической музыке (5,4 %), посещаются практически наравне с концертами поп-музыки (6,6 %).

Активность посещения концертных залов

На вопрос анкеты: «Как часто Вы бываете в концертных залах?» среди респондентов, давших ответ на вопрос, 57,6 % ответили, что ходят в концертные залы, и 42,4 % - что вообще не бывают в концертных залах. Среди посетителей концертов 21,4 % приходят туда реже 1 раза в год, 18,8 % - 1-2 раза в год, 6,9 % - реже, чем 1 раз в месяц, 2,3 % - 1 раз в месяц и 0,7 % - 1 раз в неделю. Исходя из полученных результатов, ответы респондентов были разделены на группы: «часто посещающих» и «редко посещающих» концертные залы. К «часто посещающим» были отнесены респонденты, ответившие, что бывают в концертных залах от 1 раза в неделю до «реже, чем 1 раз в месяц». Суммарно их ответы составили 10 % от общей выборки.

На частоту посещения концертных залов оказывают влияние, как показал статистический анализ полученных данных, образование респондента, возраст и тип населенного пункта, в котором проживает респондент. Концертные залы посещаются в большей мере в Минске (24 %), Могилевской (19,8 %) и Гродненской (13,8 %) областях (рис. 88).

Распределение «часто посещающих» концертные залы в зависимости от региона проживания, в %

Рис. 88. Распределение «часто посещающих» концертные залы в зависимости от региона проживания, в %

Респонденты с высшим образованием больше бывают в концертных залах. Так, среди «часто посещающих» 31,3 % имеют высшее образование (в целом по выборке доля лиц с высшим образованием составляет 19 %), 40,4 % - среднее специальное и 28,3 % (в выборке 40 %) - неполное среднее и общее среднее образование. Таким образом, чем выше уровень образования, тем вероятнее, что респондент придет в концертный зал.

Тип населенного пункта также влияет на частоту посещений концертных залов - 84,4 % «посещающих» респондентов проживают в городе и только

15,6 % составляют жители сельской местности.

С возрастом частота посещений концертных залов снижается: 32,8 % часто посещающих» находятся в возрастной группе до 25 лет, 28 % - в возрасте от 25 до 39 лет, 19,5 % - 40-54 года и 19,7 % - старше 55 лет (рис. 89).

? До 25 лет ? 25-39 лет ЕЗ 40-54 года ЕЭ 55 лет и старше

Посещения концертных залов в зависимости от возраста, в %

Рис. 89. Посещения концертных залов в зависимости от возраста, в %

Чаще остальных концертные залы посещают служащие (20,7 %), студенты (16,8 %), руководители (11,6 %). Доля рабочих составляет 17,6 %, что несколько меньше их представительства в выборочной совокупности (26,2 %).

При сравнении ответов на вопрос о представленности расходов на культурные мероприятия в семейном бюджете, 11 % «часто посещающих» концертные залы ответили, что это для них систематическая статья расходов, из «редко посещающих» утвердительно на данный вопрос ответили 4,5 %. В основном это спонтанные, нефиксированные расходы (у 75,9 % «часто посещающих» и 76,9 % «редко посещающих»).

Информацию о предстоящих мероприятиях регулярно отслеживают 27,1 % «часто посещающих» и 9,6 % «редко посещающих» концертные залы, 57,8 % и 56 % отслеживают информацию иногда и, соответственно, 13,4 % и 31,5 % не отслеживают подобную информацию. Таким образом, третья часть респондентов из числа «редко посещающих» попадают в концертный зал случайно. Респондентов, «редко посещающих» концертные залы, можно рассматривать в качестве потенциальной группы частых посетителей, так как значительная ее часть проявляет интерес к информации о концертах (табл. 85).

Таблица 85. Значимость источников информации о проводимых культурно-досуговых мероприятиях, %

Источники информации

«Часто посещающие» концертные залы

«Редко посещающие» концертные залы

Афиши

65,0

60,7

Интернет

48,2

45,3

От знакомых, родственников

47,5

38

Телевидение

35,3

36,3

Местные газеты

28,5

25,8

Радио

14,6

12,4

Специальные журналы

2,9

1,3

Другие источники

3,9

2,7

Наибольшей популярностью в качестве источника информации о проводимых мероприятиях пользуются афиши и Интернет. Респонденты, «часто посещающие» концертные залы, в большей степени прислушиваются к информации, поступающей от знакомых (47,5 %), чем бывающие в концертных залах редко (38 %). Для них обмен информацией сопоставим по значимости с информацией из Интернета. Местные газеты оказались более популярны, чем радио. Реже остальных источником информации о проводимых мероприятиях являются специальные журналы (для «часто посещающих» концерты - 2,9 %, для «редко посещающих» - 1,3 %).

Обнаружено, что те, кто посещают концертные залы, хотели бы бывать и в других культурно-досуговых учреждениях (78,1 %), среди «редко посещающих» положительный ответ дали 70,5 %, из тех, кто вообще не посещает концертные залы, 34,6 % респондентов ответили, что хотели бы их посещать (рис. 90).

? Намерение посещать культурно-досуговые заведения

Рис. 90. Стремление посещать культурно-досуговые заведения в зависимости от частоты посещений концертных залов, в %

Таким образом, частота посещений концертных залов непосредственным образом сказывается на намерении их посещать и в дальнейшем.

Причины редких посещений концертных залов

Как «часто посещающие», так и «редко посещающие» основными причинами потребления культурно-досуговых благ и услуг реже желаемого назвали отсутствие свободного времени и финансовые проблемы. Те, кто не посещает концертные залы вообще, значительно чаще указывают на проблемы со здоровьем (16,3 %), а также на финансовые проблемы (41,6 %) (табл. 86).

Таблица 86. Причины посещения культурно-досуговых учреждений реже желаемого, %

Причины посещения учреждений реже желаемого

Часто посещают

Редко посещают

Не посещают

Нехватка свободного времени

60,9

65,1

53,9

Финансовые проблемы

37,1

39,3

41,6

Нет компании

14,1

12

12,5

Плохое качество мероприятий и программ

13,1

10,9

7,9

Сложности в приобретении билетов

4,6

з,з

2,8

Нс позволяет здоровье

2,0

1,8

16,3

Респондентов, не посещающих концертные залы, просили уточнить причины их отказа от посещения данного вида культурно-досуговых учреждений. С этой целью им был предложен открытый вопрос: «Если Вы не посещаете концертные залы, то почему?»

Основными причинами непосещения концертных залов респонденты называют отсутствие свободного времени -11,9 %, недостаток финансовых средств (7,2 %), отсутствие интереса к предлагаемым концертным программам (6,4 %), отсутствие в населенном пункте концертного зала (4,6 %) (табл. 87).

Таблица 87. Результаты контент-анализа причин отказа от посещения концертных залов, %

Категория

Примеры высказываний, составивших категорию

Часі ота встречаемости

Мало свободного времени

Времени свободного нет; занят другими делами; всегда есть чем заняться помимо этого; много работы; некогда; отсутствие времени; и т. п.

11,9

Нет денег

Дорого; дорогие билеты; жалко денег; концерты, на которые хотелось бы сходить, дорого стоят; ехать в другой город нет денег; нет лишних денег; финансовое положение не позволяет; и т. п.

7,2

Мне это не интересно

Мне это не надо; мне это не очень интересно; не интересуюсь; не люблю бывать там; не люблю толпу; нс хочу; утомительно сидеть и ничего нс делать; и т. и.

6,4

Нет концертных залов

В нашем населенном пункте кроме Дома культуры ничего нет; у нас их не бывает; таких нет; нужно ехать в город; далеко добираться; и т. п.

4,6

Здоровье

Не позволяет здоровье; нет сил; нет здоровья ехать в Гомель; и т. п.

2,1

Возраст

Возраст уже не тот; вышла из этого возраста; старость; и т. п.

1,4

Нет интересных мероприятий

Мало бывает хороших концертов; плохое качес тво мероприятий; не нравится концертная программа; нет интересного лично мне репертуара; плохая организация; хороших нет, а на плохие не хожу; современная песня ни о чем; ужасные композиции; там скучно; и т. п.

1,6

Личные причины

Нет компании; по семейным обстоятельствам; по складу своего характера; домоседка; по телевизору смотреть удобней и бесплатно; и т. п.

1,2

Таким образом, причины редкого посещения культурно-массовых мероприятий вообще и концертных залов в частности носят в основном субъективный характер и больше связаны с мотивами и потребностями индивида, чем с реальной доступностью концертного зала.

Жанровые предпочтения слушательской аудитории

При прослушивании музыки, независимо от того, слушается ли она «для себя», для удовольствия или же как фон, предпочтение отдается поп-музыке и шансону. Достаточно высокие позиции занимает белорусская народная музыка (19,4 %). Ее слушают наравне с рок-музыкой (19,4 %) и авторской (бардовской) музыкой. Остальные направления музыки избираются значительно реже.

При прослушивании музыки «для себя», поп-музыку и шансон также выбирают большое количество слушателей (соответственно 40,3 % и 35,8 %), хотя в данном случае эти жанры менее востребованы. В противовес возрастает популярность «интеллектуальных» жанров - классической музыки (с 15,9 % до 20,7 %), джаза (с 6,9 % до 13,6 %), блюза (с 6,6 % до 12,7 %). «Для себя» чаще слушается рэп и хип-хоп (19,6 %), а также «блатные песни» (12,7 %). Остальные направления также пользуются несколько большим вниманием среди респондентов (рис. 91). При прослушивании музыки «самой по себе» несколько увеличивается доля респондентов, отдающих предпочтение зарубежным (29,5 %) и белорусским (19,1 %) исполнителям, и снижается роль исполнителей из стран СНГ (33,9%) (рис. 91).

Популярность различных направлений музыки, прослушиваемых «для себя» и в качес тве фона, в %

Рис. 91. Популярность различных направлений музыки, прослушиваемых «для себя» и в качес тве фона, в %

Таким образом, наиболее популярные жанры - поп-музыка и шансон - чаще слушаются в качестве фона. Имея возможность слушать музыку «для себя», для удовольствия, респонденты чаще делают выбор в пользу других музыкальных направлений, хотя поп-музыка и шансон остаются несомненными лидерами в списке музыкальных предпочтений.

Музыкальные предпочтения респондентов в зависимости от социально-демографических и территориальных характеристик

На жанровые предпочтения респондентов оказывают влияние пол, возраст и уровень образования респондентов. Так, поп-музыка чаще выбирается женщинами (55,6 %; мужчины - 42,8 %), мужчины же чаще слушают шансон (48,3 %; женщины - 39,3 %). Вообще же «мужскими» жанрами можно назвать авторскую песню, «блатные песни», рок, рэп и хип-хоп, шансон, электронную музыку. Сре ди «женских» жанров - народная музыка, духовная и классическая музыка, поп-музыка. Такие направления, как блюз, джаз, кантри, ска, этномузыка, слушаются практически равноценно как женщинами, так и мужчинами (рис. 92).

Предпочитаемые жанры музыки среди мужчин и женщин, в %

Рис. 92. Предпочитаемые жанры музыки среди мужчин и женщин, в %

Представители разных возрастных групп также оказывают предпочтение различным музыкальным жанрам. Наибольший интерес к поп-музыке наблюдается среди респондентов до 40 лет (до 25 лет - 58,5 %, 25-39 лет - 61 %). В старших возрастных группах внимание к поп-музыке устойчиво снижается (40-54 года - 50,6 %, старше 55 лет - 28,8 %). Зато растет популярность народной музыки (до 25 лет - 3,2 %, 25-39 лет - 6 %, 40-54 года - 18,6 %, старше 55 лет - 46,8 %). Духовная музыка также более популярна в старшей возрастной группе (до 25 лет - 3,8 %, 25-39 лет - 4,5 %, 40-54 года - 6,3 %, старше 55 лет - 12,6 %). На выбор классической музыки, джаза, блюза, этномузыки других народов возраст респондентов практически не влияет. Авторскую песню (28,3 %) и шансон (59,9 %) чаще слушают в возрасте 40-54 лет. Рок-музыку, рэп, ска, электронную музыку чаще остальных выбирают представители молодежи до 25 лет (рис. 93).

Уровень образования сказывается на музыкальных предпочтениях респондентов следующим образом (рис. 94).

Такие музыкальные направления, как авторская песня, блюз, джаз, рок, этномузыка и, особенно, классическая музыка в большей степени предпочитаются респондентами с высоким уровнем образования. Напротив, народная музыка, «блатные песни», рэп, ска чаще выбираются респондентами с начальным, неполным средним и общим образованием. Шансон - наиболее популярный жанр среди респондентов со средним специальным образованием.

Тип населенного пункта также является значимым фактором, обусловливающим музыкальные пристрастия респондентов (рис. 95).

Предпочитаемые жанры музыки среди разных возрастных групп, в %

Рис. 93. Предпочитаемые жанры музыки среди разных возрастных групп, в %

Предпочитаемые жанры музыки среди респондентов с разным уровнем образования, в %

Рис. 94. Предпочитаемые жанры музыки среди респондентов с разным уровнем образования, в %

Предпочитаемые жанры музыки

Рис. 95. Предпочитаемые жанры музыки

в зависимости от типа населенного пункта, в %

Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что городские жители чаще слушают авторскую песню, блюз, джаз, классическую музыку, рок, рэп, электронную музыку. Для жителей сельской местности более характерен выбор народной музыки и шансона.

Итак, выбор той либо иной музыки часто обусловливается социально-демо-графическими факторами: уровнем образования и местом жительства респондента. Так, для выбора классической музыки определяющим является уровень образования респондента. Белорусская народная музыка чаще слушается женщинами старшей возрастной группы, проживающими в сельской местности. «Блатные песни» популярнее среди мужчин с невысоким уровнем образования независимо от места их проживания. Блюз, джаз, классическую музыку в большей мере предпочитают респонденты с высшим образованием, проживающие в городе. Рок-музыка популярна среди молодых мужчин, проживающих в городе и имеющих высшее образование. Духовная музыка чаще слушается женщинами старшей возрастной группы, преимущественно проживающими в городе.

Этнокультурные особенности предпочтений музыкальных жанров

Анализ полученных в ходе исследования данных позволил зафиксировать достоверные различия музыкальных предпочтений респондентов в зависимости от их самоотнесения к той либо иной национальной группе. Значимые различия по критерию Манна-Уитни[1] обнаружены среди считающих себя поляками, русскими и белорусами. Так, поляки значительно чаще слушают белорусскую народную музыку, чем белорусы и тем более русские (табл. 88).

Таблица 88. Жанровые музыкальные предпочтения в зависимости от национальной принадлежности, %

Жанровые музыкальные предпочтения

Белорус

Русский

Поляк

Авторская песня (барды)

19,4

25,1

14,4

Белорусская народная музыка

19,1

17,7

29,8

«Блатные песни»

8,1

4,0

1,5

Блюз

6,8

13,4

4,3

Джаз

7,7

12,4

4,5

Духовная музыка

6,4

9,1

5,6

Кантри

2,7

4,9

,0

Классическая (академическая) музыка

18,4

35,4

8,5

Поп-музыка

52,8

42,5

43,5

Рок-музыка

22,6

26,3

14,4

Рэп, хип-хоп

14,2

7,9

9,4

Ска, рокстеди, регги

1,6

2,4

3,3

Шансон

43,6

41,2

62,0

Электронная музыка

И,1

7,8

6,3

Этническая музыка других народов

3,4

5,9

5,9

Из данных, представленных в таблице, видно, что для белорусов характерен более высокий уровень интереса к поп-музыке, рэпу и хип-хопу. Также они чаще слушают «блатные песни». Русские проявляют к классической музыке больший интерес (35,4 %), чем белорусы (18,4 %) и поляки (8,5 %). Также русские чаще слушают блюз и джаз и, по сравнению с поляками, - рок-музыку.

Национальные группы имеют некоторые различия и в предпочтениях исполнителей. Поляки чаще, чем белорусы и русские, слушают белорусских исполнителей и реже исполнителей из стран СНГ и зарубежных исполнителей. Среди русских и белорусов наблюдается значительная согласованность при выборе исполнителя.

Проведенный анализ эмпирических данных позволяет разработать классификационный перечень наиболее востребованных музыкальных стилей (табл. 89).

Таблица 89. Классификационный перечень музыкальных стилей, %

Музыкальные стили

%

Музыкальные стили

%

Поп-музыка

49,8

Джаз

7,9

Шансон

43,4

Блюз

7,2

Рок-музыка

22,2

«Блатные песни»

7,1

Авторская песня (барды)

19,3

Духовная музыка

6,8

Классическая (академическая) музыка

19,0

Другая

5,2

Белорусская народная музыка

18,9

Этническая музыка других народов

3,7

Рэп, хип-хоп

13,0

Кантри

2,8

Электронная музыка

10,2

Ска, рокстеди, регги

1,7

Исполнительские предпочтения слушательской аудитории

Музыкальный продукт производится и потребляется в определенной социальной среде. По уровню популярности белорусских исполнителей можно судить о развитости локального музыкального производства. На вопрос: «В чьем исполнении Вы предпочитаете слушать музыку?» 50,7 % респондентов ответили, что слушают всех, 36,4 % слушают исполнителей из стран СНГ, 27,5 % предпочитают зарубежных исполнителей и только 16,3 % слушателей делают выбор в пользу белорусских исполнителей.

Основной аудиторией белорусских исполнителей является старшая возрастная группа. В возрасте старше 55 лет белорусских исполнителей слушают

  • 48,2 % респондентов, среди 40-54-летних - 32,4 %. Среди молодежи слушатели белорусских исполнителей составляют 7,7 % (рис. 96).
  • 40 -
  • 30 -
  • 20
  • 10
  • 0

До 25 лет

—Старше 55 лет

Белорусские Исполнители Зарубежные

исполнители из стран СНГ исполнители

Рис. 96. Популярность исполнителей в старшей и младшей возрастных группах, в %

Как свидетельствуют представленные на графике данные, молодежь чаще слушает зарубежных исполнителей и реже всего отечественных, тогда как в старшей возрастной группе наблюдается противоположная тенденция.

Исполнителей из стран СНГ чаще слушают респонденты 40-54 лет (32,4 %). Также их популярность достаточно высока и у 25-39-летних (25,7 %).

Белорусские исполнители популярнее среди жителей сельской местности -

  • 31,9 %. Среди городского населения большей популярностью пользуются зарубежные исполнители - 83,2 %. (Процент городского и сельского населения в выборке составляет 74 % и 26 % соответственно.) Чаще выбор в пользу белорусских исполнителей делают респонденты Гомельской области (20,1 %). Самый низкий уровень их популярности среди жителей Минска (10 %) (рис. 97).
  • ? Выбравшие __д__Распределение

белорусских выборки

исполнителей

Популярность белорусских исполнителей в зависимости от региона проживания, в %

Рис. 97. Популярность белорусских исполнителей в зависимости от региона проживания, в %

Таким образом, разные возрастные группы делают выбор в пользу разных исполнителей. Молодежь чаще слушает зарубежных исполнителей, респонденты среднего возраста - исполнителей стран СНГ. В старшей возрастной группе предпочтение отдается отечественным исполнителям.

Экономические аспекты потребления в сфере музыкальной культуры

Существуют различия в потреблении в сфере музыкального искусства в зависимости от уровня доходов и объема свободного времени. Высокий или низкий доход и наличие либо отсутствие свободного времени непосредственным образом сказываются на возможностях индивида посещать концерты, приобретать диски, на общую продолжительность потребления музыкальной продукции, а также на технические средства и места потребления музыки.

Чтобы проанализировать влияние уровня доходов на музыкальное потребление, респондентов просили ответить на вопрос об их примерном уровне денежного дохода на одного члена семьи за месяц. Данные предыдущих социологических исследований свидетельствуют о том, что при ответе на вопрос относительно семейного дохода многие респонденты отказываются отвечать, что способствует появлению значительного числа пропусков при заполнении анкеты. Респонденты, не давшие ответ на данный вопрос, в настоящем исследовании составили 18,8 % от общего числа опрошенных. С другой стороны, в число респондентов социологических опросов по различным объективным причинам не попадают лица, имеющие уровень дохода, значительно превышающий средний доход. В связи с этим можно лишь говорить об общих тенденциях влияния дохода на музыкальное потребление.

Давшие ответ респонденты, в аналитических целях и в зависимости от указанного уровня денежного дохода, были разделены на группы на основании разбиения выборки на квартили. Первую группу составили респонденты, указавшие, что доход в семье на одного человека в месяц составляет менее 910 000 рублей (103 долл.). Во вторую группу вошли респонденты с уровнем доходов от 920 000 (104,5 долл.) до 1 300 000 (147 долл.). Респонденты третьей группы указали доход от 1 350 000 (153 долл.) до 1 900 000 (216 долл.). В четвертую группу вошли респонденты с достатком от 2 000 000 (227 долл.).

При анализе полученных данных было выявлено, что респонденты, указавшие уровень дохода, превышающий 2 000 000 (227 долл.), чаще посещают концерты (рис. 98).

На рис. 98 видно, что в группах с низким, средним и несколько выше среднего достатком респонденты в равной степени как посещают, так и не посещают концерты. Среди же респондентов с более высоким уровнем доходов возрастает число тех, кто ходит на концерты. Респонденты данной группы имеют больше возможностей для посещения культурно-досуговых мероприятий: 57,6 % респондентов этой группы ответили, что им хватает денег на посещение подобных мероприятий, и только 28,3 % указали, что не тратят на это денег. Для сравнения: в группе с низким доходом данная статья расходов отсутствует у 53,4 % опрошенных. Хватает денег на концерты 22,7 % респондентов данной группы.

Посещение концертных залов в зависимости от уровня доходов респондентов

Рис. 98. Посещение концертных залов в зависимости от уровня доходов респондентов

При приобретении дисков и билетов на концерты представители четвертой доходной группы чаще ориентируются на свои личные предпочтения (63,6 %). Респонденты с низким уровнем доходов несколько меньше опираются на свои личные предпочтения (56 %), зато чаще руководствуются соображениями популярности исполнителя (21,4 %) и доступностью цены диска (14,6 %) либо билета (12,2 %).

Наличие свободного времени сказывается на продолжительности прослушивания музыки как самостоятельной деятельности, музыки «самой по себе». Респонденты, имеющие больший объем свободного времени, чаще слушают музыку независимо от других дел. При наличии менее 2 часов свободного времени музыку «саму по себе» слушают 9 % респондентов, а при наличии более 5 часов - 14,8 %. На частоту посещения концертов количество часов свободного времени влияния не оказывает.

Таким образом, доступность цены билетов для потенциальных посетителей является значимым фактором для посещения концертов.

Для выявления ожиданий респондентов относительно оптимальной цены билета, превышение которой вынуждает их отказаться от посещения концерта, опрашиваемых просили обозначить максимальную сумму, которую они готовы отдать за посещение концерта. Ответы респондентов были систематизированы по названным в них ценам и сгруппированы в четыре группы. Названные суммы расположились в рамках следующих ценовых промежутков: до 50 тыс. рублей (5,7 долл.) (25,1 %), от 55 до 100 тыс. рублей (6,25-11,4 долл.) (30 %), от 105 до 240 тыс. рублей (12-27,3 долл.) (19 %), от 250 тыс. рублей (25,3 %). Сумма в 100 тыс. рублей (11,4 долл.) наиболее часто называемая, се отмстили 25 % респондентов. Ввиду нецелесообразности распределять респондентов, давших подобный ответ, в разные подгруппы, все назвавшие данную сумму были включены во вторую группу от 55 до 100 тыс. рублей (6,25-11,4 долл.), вследствие чего она стала самой многочисленной.

Срединный ценовой уровень, по мнению респондентов, должен соответствовать 100 тыс. рублей (11,4 долл.)[2]. Данный показатель отличается в за-

висимости от возраста респондентов, уровня образования, места жительства. Молодежь до 25 лет оптимальной считает сумму в 200 тыс. рублей (22,7 долл.). Для возрастной группы 25-39 лет она составляет 150 тыс. (17 долл.). Старшие возрастные группы чаще склоняются к 100 тыс. рублей (11,4 долл.). В ответах респондентов с высшим образованием значение данного показателя соответствует 150 тыс. рублей (17 долл.). Для жителей Минска эта сумма равна 200 тыс. (22,7 долл.), для жителей Витебской области - 80 тыс. рублей (9 долл.).

Представления респондентов о максимальной стоимости билетов на концерт во многом зависят от величины их дохода (рис. 99).

от 10 до 910

от 2000

1350 1900

с 920 до 1300

15,2

26,3

22,5

____

26,1

37,0

19,7

____________________________________________________________1_____________________________________________________________1_________________________________________________________________________________________________________________________

30.6

33,2

16.1

  • 35,8
  • 29.8
  • 15,8
  • ? ДО500С0 ? 55W0-1C0000 ? 105000-240000 250 000 и вьаие

Рис. 99. Связь уровня дохода с ценовыми ожиданиями респондентов, в %

Респонденты наиболее высокой доходной группы чаще готовы платить за концерт и более высокие суммы. Цену выше 250 тыс. рублей (28 долл.) назвали 36 % опрошенных данной группы. С другой стороны, 18,6 % низкой доходной группы также допускают высокую стоимость билета. Обнаружена также статистически значимая связь возраста респондентов и той суммы, которую они готовы заплатить за посещение концерта (табл. 90).

Таблица 90. Максимальная цена билета в зависимости от возраста, %

Цена билета

Возраст

до 25 лет

25-39 лет

40-54 года

55 лет и старше

10,00-50,00(1,1-5,7 долл.)

15,2

17,4

30,0

41,1

55,00-100,00 (6,2-11,4 долл.)

24,3

28,5

34,4

34,9

105,00-240,00 (12-27 долл.)

20,6

22,5

16,7

14,7

250,00 (28 долл.) и выше

39,9

31,6

18,8

9,3

Максимальные цены за билет (свыше 250 000 рублей, или 28 долл.) чаще остальных респондентов готовы платить молодые люди до 25 лет (39,9 %) (рис. 100).

Обратная тенденция наблюдается в старшей возрастной группе. Только 9,3 % респондентов называют сумму, соответствующую данной ценовой категории, тогда как сумму от 10 до 50 тыс. рублей (1,1-5,7 долл.) назвали 41,1 % опрошенных.

Уровень образования респондентов также сказывается на их готовности платить за билеты значительную сумму. Среди имеющих высшее образование

Готовность платить за концерт сумму, превышающую 250 000 рублей, в зависимости от возраста, в %

Рис. 100. Готовность платить за концерт сумму, превышающую 250 000 рублей, в зависимости от возраста, в %

цену больше 250 000 (28 долл.) называют 30,8 %, со средним специальным образованием - 24,7 %, с неполным и общим средним — 22,7 % респондентов.

Место жительства влияет на оценку оптимальной стоимости билетов следующим образом. Проживающие в городе чаще склонны платить за концерт большие суммы (рис. 101).

На рисунке видно, что значительная часть респондентов указывает сумму в 55-100 тыс. рублей (6,2-11,4 долл.). Минимальную сумму до 50 тыс. (5,7 долл.) чаще называют жители села (31,6 %), тогда как выше 250 000 (28 долл.) - горожане (27,1 %).

Соотношение оптимальной стоимости билета для городских и сельских жителей, в %

Рис. 101. Соотношение оптимальной стоимости билета для городских и сельских жителей, в %

Представление о максимальной стоимости билета также различается в зависимости от области проживания респондентов. Жители Витебской области чаще указывают сумму билета до 50 тыс. (5,7 долл.) (40,4 %) и от 55 до 100 тыс. рублей (6,2-11,4 долл.) (37,1 %). Сумма от 55 до 100 тыс. также часто называется в Могилевской (36,4 %), Брестской (33,5 %), Гомельской (32,8 %), Гродненской областях (32,1 %). Максимальную сумму, превышающую 250 тыс. рублей (28 долл.), в основном называют жители столицы (42,1 %) (рис. 102).

Таким образом, проведенный анализ данных показал, что медианное значение максимальной цены иа билет, которое вынудило бы респондента отказаться от посещения концерта, составляет 100 тыс. рублей (11,4 долл.). Более молодые респонденты, а также лица с высшим образованием готовы платить за

Представление о максимальной стоимости билетов в зависимости от региона проживания, в %

Рис. 102. Представление о максимальной стоимости билетов в зависимости от региона проживания, в %

посещение концерта дороже. Жители городов, особенно минчане, также часто называют более высокие суммы.

Итак, в данном разделе представлена эмпирическая модель потребления в отрасли музыкальной культуры с учетом социально-демографических и территориальных характеристик жителей Беларуси, в основу которой положены наиболее важные для анализа музыкального потребления характеристики:

1. Частота прослушивания музыки. Музыку слушают 87,5 % респондентов. Значимым фактором, определяющим частоту прослушивания музыки, является возраст. Наиболее активно музыку слушает молодежь до 25 лет независимо от места проживания (в городе или сельской местности). С возрастом интерес к музыке снижается. Особенно это характерно для жителей сельской местности.

Характер занятости сказывается на частоте прослушивания музыки постольку, поскольку он связан с возрастом респондентов. Чаще остальных слушают музыку учащиеся и студенты и реже остальных - пенсионеры.

  • 2. Специфика прослушивания музыки как самостоятельной деятельности. В сфере прослушивания музыки можно выделить разные виды практик потребительского поведения. Это прослушивание музыки как самостоятельной деятельности, связанной с получением эстетического удовольствия непосредственно от восприятия музыкального произведения, и создание звукового музыкального фона, сопровождающего основную деятельность. Исследование показало, что основной практикой восприятия музыки является слушание музыки как фона. На распространенность этой практики социально-демографические характеристики влияния не оказывают.
  • 3. Технические средства, обеспечивающие прослушивание музыки. В целях прослушивания музыки разные возрастные группы используют различные технические средства. Среди молодежи наибольшей популярностью пользуются проигрывающие устройства - плеер, магнитофон, телефон. Также значимым источником музыки для молодежи является Интернет. Старшие возрастные группы отдают предпочтение таким традиционным источникам, как радио и телевидение.
  • 4. Активность посещения концертных залов. Около 57 % респондентов являются посетителями концертных залов. Концерты классической музыки посещаются практически наравне с концертами поп-музыки. На частоту посещения концертных залов оказывают влияние образование респондентов, возраст и тип населенного пункта, в котором проживают опрошенные. Наиболее активно концертные залы посещаются молодежью до 25 лет. Чем выше образование респондентов, тем больше вероятность посещения ими концерта. Проживающие в городе чаще являются слушателями концертов. По региональному признаку наибольшую активность проявляют жители г. Минска, Могилевской и Гродненской областей.

Респондентов, «редко посещающих» концертные залы, можно рассматривать в качестве потенциальной группы частых посетителей, так как значительная ее часть проявляет интерес к информации о концертах.

Наиболее популярным источником информации о проводимых концертах являются афиши и Интернет. По сравнению с Интернетом, телевидением и местной прессой респонденты меньше склонны рассматривать радио в качестве источника информации о проводимых концертах.

  • 5. Причины редких посещений концертных залов. В качестве основных причин редкого посещения концертных залов респонденты назвали отсутствие свободного времени и недостаток финансовых средств. Для респондентов, проживающих в сельской местности, распространенной причиной редкого посещения концертов является отсутствие концертной площадки в населенном пункте.
  • 6. Жанровые предпочтения слушательской аудитории, в том числе в зависимости от социально-демографических и территориальных характеристик. Лидерство в рейтинге музыкальных жанров респонденты отдают поп-музыке и шансону. При этом поп-музыка популярнее среди женщин, тогда как мужчины чаще слушают шансон. На музыкальные предпочтения респондентов также влияют их возраст, уровень образования, тип населенного пункта. Наибольший интерес к поп-музыке наблюдается среди респондентов до 40 лет. В старших возрастных группах увеличивается число тех, кто отдает предпочтение народной музыке. Для выбора классической музыки определяющим является уровень образования респондента. Белорусская народная музыка чаще слушается женщинами старшей возрастной группы, проживающими в сельской местности. «Блатные песни» популярнее среди мужчин с невысоким уровнем образования независимо от места их проживания. Блюз, джаз, классическую музыку в большей мере предпочитают респонденты с высшим образованием, проживающие в городе. Рок-музыка популярна у молодых мужчин, проживающих в городе и имеющих высшее образование. Духовная музыка чаще слушается женщинами старшей возрастной группы, преимущественно проживающими в городе.
  • 7. Исполнительские предпочтения слушательской аудитории. Основной аудиторией белорусских исполнителей является старшая возрастная группа.

Среди молодежи слушатели белорусских исполнителей составляют 7,7 %. Респонденты среднего возраста чаще делают выбор в пользу исполнителей СНГ. Белорусские исполнители популярны в основном среди сельских жителей. В региональном разрезе большее число поклонников белорусских исполнителей проживает в Гомельской и Гродненской областях. По этнонациональному признаку поляки чаще, чем белорусы и русские, слушают белорусских исполнителей.

8. Экономические аспекты. Медианное значение максимальной цены на билет, которое вынудило бы респондента отказаться от посещения концерта, составляет 100 тыс. рублей (11,4 долл.). Более молодые респонденты, а также лица с высшим образованием готовы платить за посещение концерта дороже.

  • [1] Критерий Манна-Уитни позволяет производить множественное сравнение средних значений двух независимых выборок. Он основан на использовании одной общей последовательности значений обеих выборок. Данный критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
  • [2] Значение является показателем медианы.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >