Задания к семинарским занятиям

  • 1. Жизнь и творчество Шиллера.
  • 2. Драма Шиллера «Разбойники» в контексте движения «Буря и натиск».
  • 3. Объясните название произведения «Коварство и любовь».
  • 4. Источник конфликта: столкновение характеров или сословное неравенство.
  • 5. Персонажи пьесы, противостоящих друг другу.
  • 6. Проблематика драмы «Вильгельм Телль».
  • 7. Вильгельм Телль как национальный герой.
  • 8. Реализация в поэзии Шиллера идеи всечеловеческого братства и духовного единения людей. Проанализируйте стихотворение «К радости».
  • 9. Философско-эстетические воззрения Шиллера в произведениях «Боги Греции», «Раздел земли».
  • 10. «Песнь о колоколе» как отклик на Французскую революцию.

Рекомендуемая литература

  • 1. Шиллер. Стихотворения. М.. 2005.
  • 2. Шиллер. Коварство и любовь. Любое издание.
  • 3. Лозинская Л.Я. Шиллер. Серия: Жизнь замечательных людей. М., 1960.
  • 4. Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, возрождения, XVII века.М., 2008.
  • 5. Луков Вл.А. История зарубежной литературы от истоков до наших дней.

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В XVIII веке в Англии происходят крупные экономические сдвиги, по своему значению равносильные революции - аграрный и промышленный переворот. Несколько важных изобретений (ткацкого станка, паровой машины и др.) обусловили техническое перевооружение промышленного производства.

Старая мануфактурная форма уступила место фабричной. В английской

литературе возникает новое направление - сентиментализм.

Сентименталисты воспевали смерть, ночь, кладбище. Их пессимизму сопутствовала мистика. Они выступали против идей французских просветителей. В сентиментализме Англии были и положительные стороны. Внимание писате

лей было направлено к простому человеку, их сочувствие обездоленным людям, проповедь моральной стойкости человека, воспевание красоты природы и труда.

В это время в Англии появляется выдающийся писатель Даниэль Дефо (1661-1731), который силой слова поддерживал буржуазно-парламентский строй, в то же время он воссоздает сильную личность, независимую от общества, показывает возможность существования человека вне общества. Дефо родился в Лондоне в семье торговца мясом и свечного фабриканта. Интересы семьи были торговля и религия. Даниэль учился в гимназии, которая готовила священников. Но он занялся торговлей. Был чулочным фабрикантом. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго жил в Испании и Португалии. Он принимал также участие в политических событиях Англии. Дефо отрицал понятие чистокровный англичанин, так как английская нация образовалась смешением разных национальностей: саксов, норманов, датчан и др. Свои взгляды он выразил в памфлете «Чистокровный англичанин» 1701, где он описывал, как представители буржуазии покупали себе титулы и гербы. В 1703 году был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности». Дефо скрылся от полиции. Приговор был очень суровым: он должен был выплатить огромный штраф, стоять у позорного столба и быть осужденным на неопределенный тюремный срок. Но Дефо был выдан и заключен в тюрьму, а памфлет был сожжен на площади. Он мужественно принял наказание. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Толпа людей восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами. Он был выпущен на свободу сразу же. Больше Дефо не подвергался политическим гонениям. Он умер в глубокой старости, разоренный и преследуемый кредиторами.

Писательская деятельность Дефо была очень разнообразна. Им написано 250 работ различных жанров - стихотворения, памфлеты, романы. Писал исторические, этнографические труды, о развитии торговли. Его считают основателем журналистики в Англии. С 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел», где описывал все события Англии и Европы. Он издавал ее один и был ее единственным сотрудником. Уже, будучи стариком, он стал писать романы. Роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719 год) был написан, когда Дефо было уже 58 лет. Вскоре появилась вторая и третья части романа, а затем еще целый ряд произведений «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «радости и горести знаменитой Молль Флендес» (1721) и др. Все романы написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точности описания. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских лет, и продолжается в его зрелые годы.

Важнейший роман Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжет этого романа был обусловлен растущим интересом английского общества к путешествиям и географическим открытиям. В основу романа легло действительное событие - пребывание шотландского матроса на необитаемом острове в течение четырех лет. Эта история послужила толчком, который помог Дефо осуществить свой замысел. Роман о Робинзоне Крузо имел колоссальный успех. Он был переведен на все европейские языки. Дефо вложил в образ своего героя самые задушевные настроения и мысли. Робинзон выступает как смелый и активный труженик, как человек, верящий в свои силы и побеждающий природу. Автор показывает трудности и опасности, подробно описывает его повседневный тяжкий труд. Робинзону пришлось потратить целый год, чтобы обтесать колья и воздвигнуть ограду вокруг своего жилища, с большими трудностями он мастерит стол и стул, делает деревянную лопату. Страшный обвал наполовину разрушает его жилище, его первый урожай гибнет от засухи, сам он заболевает изнурительной лихорадкой. Но во всех случаях жизни, в самых ужасных условиях Робинзон проявляет огромную душевную силу, изобретательность и твердость, а сама книга превращается в своеобразный гимн энергии и несгибаемой воли человека. Главная мысль произведения - прославление труда, изменяющего лицо природы. В некоторых случаях Робинзон выступает как гуманный и благородный человек. Он рискует жизнью ради спасения неизвестных ему людей: Пятницы, капитана корабля, испанцев. Его взаимоотношения с Пятницей перерастают в настоящую дружбу. Почему же такой вроде бы сюжет и прозаический герой до сих пор не потерял своей славы? Робинзон показывает своей жизнью, какой путь проходит человечество от дикости до цивилизации. На семи страницах пишет Робинзон о хлебе: «Удивительно, что почти никто не задумывается над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба». Робинзон анализирует каждую ситуацию, пытаясь разглядеть в ней Божий замысел, взвешивает каждый поступок: «За что же меня Бог так покарал? Что я сделал? Чем провинился?», - спрашивает он в отчаянии. И сам же признается: «при этом вопросе я ощутил острый укол совести, как если бы язык мой произнес богохульство, и точно чей-то голос сказал мне: «Презренный! И ты еще спрашиваешь, что ты сделал? Оглянись назад, на свою беспутную жизнь, и спроси лучше, чего ты не сделал! Спроси, почему могло случиться, что ты до сих пор не погиб? Почему тебя не растерзали хищные звери на африканском берегу? Почему, наконец, не утонул здесь вместе со всем экипажем? И ты еще спрашиваешь, что ты сделал?» - Я был поражен этими мыслями и не находил ни одного слова в опровержение их, ничего не мог ответить себе». Однако при всем огромном общечеловеческом и воспитательном значении образа Робинзона он наделен и многими отрицательными качествами, присущими буржуа того времени. К природе он относится утилитарно, прозаически: «Я спустился ... в очаровательную долину и с тайным удовольствием подумал, что все это моё; я - царь и хозяин этой земли; права мои на нее бесспорны». О деревьях он судит только как о строительном материале; животные интересуют его лишь только с точки зрения съедобности их мяса. Из отношений с людьми он также стремится извлечь выгоду. Он не чужд расовых предрассудков. Характерен в этом отношении эпизод с негритянским мальчиком Ксури. Юный Робинзон, побывав два года в плену у мавританских корсаров, бежит из плена вместе с Ксури. Они долго скитаются у берегов Африки, причем Ксури проявляет в отношении к Робинзону исключительную преданность. Оба юноши почти одних лет, Робинзон и Ксури делят все труды и опасности пополам и становятся друзьями. Но эта дружба не мешает Робинзону продать Ксури капитану португальского корабля, занимающемуся работорговлей. При этом Робинзон жалеет Ксури и договаривается с капитаном о том, чтобы мальчику жилось у него неплохо. Но дальше этого гуманность не идет. Он не пытается отказаться от выгодной сделки. В дальнейшем и сам он пытается заняться работорговлей, но новое путешествие приводит его на необитаемый остров. Встретив дикаря, спасенного им от смерти, Робинзон не спрашивает его об его истинном имени, а называет его Пятницей, в день его спасения. Первое слово, которому он учит негра - это господин. Практицизм всегда торжествует у него. Найдя на покинутом корабле кучу золотых и серебряных монет, он выражает к ним презрение. «Я улыбнулся при виде этих денег», «ненужный хлам, зачем ты мне теперь?.. Мне некуда тебя девать, оставайся же, где лежишь, и отправляйся на дно морское». Все эти рассуждения не мешают Робинзону забрать с собой найденные деньги и хранить их 28 лет, пока они ему не пригодились. Отрицательные черты героя Дефо не умаляют достоинства романа. Его значение - в прославлении труда, несгибаемой воли человека. Это первый реалистический роман Англии.

Другим крупным представителем английской литературы был Джонотан Свифт (1667-1745). Крупнейший английский сатирик родился в Ирландии, в городе Дублин в бедной семье. Его отец был смотрителем судебных зданий. Вскоре он умер. Джонатан родился уже после смерти отца. Его взял на воспитание старший брат отца, адвокат по профессии. Дядя решил сделать из него священника, но Джонатан был равнодушен к религии. Все же по настоянию дяди Свифт получил высшее богословское образование в Дублинском университете. В 1689 году Свифт получил место домашнего секретаря у лорда Темпля. В его обязанности входило вести переписку, давать уроки воспитаннице лорда, записывать политические и философские рассуждения и придавать им литературную форму. У лорда была прекрасная библиотека, в которой Свифт проводил все свободное время. Кроме того, в имении лорда были высоко образованные люди, политические деятели, поэты. В это время началась литературная деятельность Свифта. В 1697 году он написал остроумный памфлет «Битва книг», а чуть позднее была написана знаменитая сатира «Сказка о бочке» (1704). В этом произведении рассказывается, как три брата - Петр, Мартин и Джек - получили от отца по кафтану с наказом не переделывать покрой и не добавлять никаких украшений. Здесь Свифт прибегает к аллегории. Семь лет, когда братья живут в дружбе, означают первых семь веков христианства до разделения церквей. Три брата означают три распространенные в Европе религии: Петр - католицизм, Мартин - протестантство, а Джек - кальвинизм. Отцовское завещание - это Евангелие. Очень сильно подвергает осмеянию Свифт католиков, а под именем Петра он подразумевает римского папу Петра. Эта книга - сатира на папство. Свифт часто посещал Лондон. Там он становится уже известным сатириком. Он создает ряд злободневных политических памфлетов «О раздоре в Афинах и Риме» 1701, «Поведение союзников и прошлого министерства в настоящей войне» 1711 год, в котором вскрыл антинародный характер войны за испанское на

следство. Он доказал, что война ведется в интересах кучки богачей. Свифт играл в Англии выдающуюся политическую роль. Он был доверенным лицом премьер-министра Англии и редактировал правительственный журнал «Экзаминер». Он работал безвозмездно. Однажды премьер-министр послал ему 50 фунтов в награду за его памфлеты. Свифт пришел в ярость и отослал деньги обратно с посланием, что он не наемный писака. Его ничем нельзя было купить. В этом была его сила. Нищета и бесправие ирландского народа были потрясающими. Правящие круги Англии смотрели на нее как на колонию, из которой выкачивалось сырье. Свифт отдал делу угнетенной Ирландии свои силы и свое мощное слово. Он выпустил в свет ряд писем-памфлетов, взволновавших всю Ирландию.

В 1720 году он пишет памфлет «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», в котором Свифт разоблачал стремление английских купцов задушить шерстяную промышленность Ирландии. Он сравнивает Англию с богиней Афиной Палладой, которая, позавидовав мастерству ткачихи Арахнэ, превратила ее в паука, тянущего нить из собственного тела. Из Ирландии вытягивали все соки, запрещая ей ткать. Личная жизнь Свифта сложилась печально. Стелла 30 лет была его верной подругой. И Свифт отвечал ей горячей привязанностью и полным доверием. Он писал ей каждый вечер письма, в которых подробно описывал всю свою жизнь и делился с ней самыми затаенными чувствами и мыслями. Но жили они в разных домах, их брак всегда оставался тайной. В 1716 году они обвенчались, но ничего не изменилось в их жизни. Стелла вела домашнее хозяйство, встречала и провожала гостей, но вечером уходила к себе домой. Она умерла в 1728 году. Ее смерть была для Свифта тяжелым ударом, и его здоровье сразу же стало разрушаться. Последние годы его жизни были омрачены его душевной болезнью. В 1743 году он впал в бессознательное состояние и умер в 1745 году. В 1726 году вышла из печати книга, принесшая Свифту мировую известность «Путешествие в различные отдаленные страны Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Этот замечательный роман, посвященный приключениям Гулливера в фантастических странах, развивал новый литературный жанр - роман -путешествия. Роман делится на четыре части и представляет собой сатиру на все человечество. В первой части романа Гулливер попадает в Лилипутию, где крошечные человечки ничем не отличаются от обычных людей. Свифт сатирически рисует придворный мир, интриги министров, борьбу парламентских партий. Здесь все, как в Англии. Борьба партий комически изображена как бессмысленная из-за размеров каблуков, причем наследник лилипутского престола предпочитает носить один высокий, другой низкий каблук, то есть заигрывать с двумя партиями. Второе путешествие Гулливера приводит его в Бробдингнег -страну великанов. Свифт под видом страны великанов снова описывает быт и нравы своей страны. Когда жена фермера впервые увидела маленького Гулливера, она «завизжала и попятилась как английские дамы при виде жабы или паука». Устами короля великанов Свифт выносит приговор истории Англии. Выслушав восторженный рассказ Гулливера о достижениях цивилизации, король объявил: «...эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия». Он пришел к заключению, что большинство соотечественников Гулливера - это маленькие отвратительные гады, самые зловредные из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности. Идея создания огнестрельных орудий, как у европейцев, приводит короля в неописуемый ужас. По его мнению: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине большую услугу, чем все политики, взятые вместе». Мечты о мирной и радостной жизни для всех, уважение к созидательному человеческому труду, ненависть к войне и разрушению характеризуют Свифта как благородного и гуманного мыслителя.

В третьей части наносится удар по абстрактному мышлению. «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию». Лапутян совершенно не заботит реальная действительность и жителей Бальнибарби: «Никогда мне не приходилось видеть хуже возделанных полей, хуже построенных и обвалившихся домов и людей, внешность и платье которых свидетельствовали бы о такой нищете и лишениях». В великой академии прожектеров пытаются извлечь солнечный свет из огурцов, лед безуспешно пережигают в порох, пауков собираются использовать вместо шелковичных червей, а землю вспахивать при помощи свиней. Свифт показывает оторванность монархов от народных масс. Они интересуются народом в том случае, когда взимают с них дань. В случае неуплаты король останавливает свой летающий остров над провинившейся частью государства и лишает ее дождя и солнца. Если же граждане упорствуют в своем нежелании платить дань, король подвергает их бомбардировке камнями с воздуха и угрожает раздавить их. Таковы подлинные взаимоотношения монархов и народа в сатирическом изображении Свифта. Свифт высмеивает не подлинную науку, а лженауку, шарлатанство, науку, оторванную от жизни, не приносящую никакой пользы.

Наиболее значительная и загадочная четвертая часть романа. - «Путешествие в страну Гуигнгнмов». Эта часть - итог гневным и саркастическим размышлениям Свифта о современном ему английском обществе. В центре внимания - отвратительные фигуры обезьяноподобных людей - йеху, утративших красоту, достоинство и разум человека. Йеху не стоит считать дикарями. Им известны социальные пороки общества: стяжательство, стремление к войнам, подхалимство. Они больше жизни дорожат цветными камешками, которые выкапывают из земли и вновь прячут в землю. Из-за них они устраивают драки и целые войны. Йеху не первобытные существа, они - одичавшие люди, потомки цивилизованных буржуа.

Образ Гулливера. Свифт показал Гулливера положительным героем, каким должен быть настоящий человек. Это простой, трудолюбивый и мужественный человек с пытливым умом и добрым сердцем. Гулливер гуманен и добр. Он думает о пользе других, чем о собственном благополучии. В стране лилипутов он соблюдает все законы и обязательства. С большой осторожностью он продвигается по узким улицам, боясь раздавить кого-либо, бережно берет и переносит в другое место лилипутов и их экипажи. Он много трудится в помощи построить здания. Покидая страну, он никого не берет с собой, зная, какая ужасная участь ждала бы такого крохотнго человека среди обычных людей. Гулливер - противник войн и всяких посягательств на чужие территории. Он защищает Лилипутию от нашествия врагов, и отказывается помогать королю лилипутов захватить чужие земли. В любой стране он пытливо изучает обычаи и нравы. «Путешествия Гулливера» представляет ценнейший вклад в сокровищницу мировой литературы. Книга была переведена на многие языки мира.

Задания к семинарским занятиям

  • 1. Жизнь и творчество Даниэля Дефо.
  • 2. Главные эпизоды пребывания Робинзона на острове.
  • 3. Робинзон в борьбе за существование, его трудовая деятельность на острове.
  • 4. Образ Робинзона.
  • 5. Какие черты английской действительности являются предметом сатирического изображения в первой части романа.
  • 6. Гулливер в стране Бробдингнег.
  • 7. Изображение Лапуты, лжеученых и полубезумных прожектеров.
  • 8. Проблематика четвертой части романа. Два противоположных существа: гуигнгмов и йеху.

Рекомендованная литература

  • 1. Дефо Д. Робинзон Крузо., М., 2007.
  • 2. Свифт Д. Путешествие Гулливера. М., 2007.
  • 3. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1988.
  • 4. Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, возрождения, XVII века.М., 2008.
  • 5. Луков Вл.А. История зарубежной литературы от истоков до наших дней.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >