ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Это период в истории европейской культуры, получивший свое название по отношению к периоду античности. В 1550 году историк искусства Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал: «после многих лет упадка искусства наконец-то началось его возрождение». Пробуждение к произведениям античности, к ее классическим образцам было воспринято как обновление, возрождение. Происходит обращение к античным произведениям, изучается литература, философия. Античность стала как бы путеводной звездой мастеров слова. Эпоху эту еще называют французским словом Ренессанс. В это время происходят огромные изменения в жизни многих стран. Формируются города, то есть возникает городское население, развивается экономика, происходят великие географические открытия. Возникает новое понимание человека. Человека универсального, то есть способного к различной деятельности. Изучается латынь, что позволило читать произведения античных авторов. В аристократических кругах Италии ценилось знание греческой и латинской поэзии и риторики. Очень многое изменилось в духовной жизни. Рождались идеалы гуманизма. Утверждалась ценность человека, его личность, свободное творчество. Люди открывали новые пути творчества, где не только боги вершили судьбы людей, но и сам человек наделялся неисчерпаемыми творческими возможностями. Микеланджело писал:

« Чем выше поднят молот в небеса, тем глубже он внедряется в земное, становится скульптурой и дворцом. Мы в творчестве выходим из себя. И это называется душою.

Я - молот, направляемый Творцом... .

Желание постичь все впечатления жизни вдохновляет художников и мыслителей Возрождения. На первое место выдвигаются чувства, к которым средневековая схоластика относилась с пренебрежением. Идея художника Ренессанса здесь, на земле, а не в потустороннем мире. Идеал сосредоточен в человеке, воплощается в гармонически совершенной человеческой красоте, в прекрасном облике, которому соответствует внутреннее духовное богатство. Понять Возрождение - значит понять его вершины, гуманистическое мышление и творчество людей, подобных Леонарду да Винчи, Шекспиру, Сервантесу и др. Они совершили скачок в интеллектуальном и художественном развитии человечества, определив развитие европейской культуры и литературы на несколько веков вперед. Меняется взгляд человека на его место в мире. В людях больше стала цениться деловая активность, ум, знания, опыт. Проповедуется вера в человеческую личность, в ее неограниченные способности и духовные богатства. За это выступали поэты, ученые, философы, художники. Их стали называть гуманистами (от латинского humanus - человеческий). Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обращались к античному наследию. Таким обра зом, гуманизм как мировоззрение провозглашал человека высшей ценностью, утверждение его права на счастье, и гармоническое развитие. Освобожденная от оков средневековья, человеческая мысль утверждает идеи равенства людей независимо от их происхождения, национальной или расовой принадлежности, религиозных убеждений. Формирование гуманистического мировоззрения способствовало развитию и качественно новой литературы. Писателей интересуют проблемы реального мира, сложный внутренний мир человека, стремление создать национально своеобразные литературы.

Культура Возрождения имеет периоды становления, расцвета и упадка. Поэтому эпоха Возрождения делится на несколько периодов:

Раннее Возрождение - XIV век,

Высокое Возрождение - XV век,

Позднее Возрождение - XVI век.

Италия - родина Возрождения - представляла собой классическую модель, которой в последствии подражали многие страны Европы: Германия, Англия. Столицей итальянского Возрождения была Флоренция, которая была представлена значительными писателями на раннем этапе. Это были Петрарка и Боккаччо.

Франческо Петрарка (1304-1374) - первый европейский гуманист, родоначальник первой европейской поэзии. Он родился в городе Авеньоне. Отец его был изгнан из Флоренции вместе с Данте, был юристом. Петракко - так звали отца, он хотел, чтобы сын стал тоже юристом. Петрарка получает профессию юриста, учился в Болонском университете, но юриспруденцией не интересуется, а увлекается чтением античных писателей. Петрарка рассказывал, что его отец, разгневанный многочасовым чтением сына, бросил в огонь все книги античных авторов. Но, увидев слезы сына, вытащил из огня сочинения Вергилия и Цицерона и сказал сыну: «Хорошо, пусть одна книга поможет тебе твоим трудам, а другая - досугу». Позже Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия - братом. Когда Петрарке исполнилось 15 лет, он написал стихотворение на латинском языке, посвященное смерти матери. Это было первое стихотворение, дошедшее до сегодняшнего дня. В Авиньоне 6 апреля 1327 года, эту дату называл сам Петрарка, во время утренней мессы в церкви Петрарка увидел и полюбил на всю жизнь Лауру, много стихов он посвятил ей.

В 1326 году умирает его отец, и он получает небольшое наследство и свободу от юридической работы. В 1330 году Петрарка поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне и принимает духовное звание. Он выполняет различные поручения, с которыми посещает Париж, Кельн, Лион, Рим. Петрарка возвеличивает человека, познавая самого себя. Так в 1336 году вместе с братом он поднимается на одну из альпийских вершин - Ветреную гору, чтобы посмотреть на мир с высоты (высота 1912 м). Поднявшись на вершину горы, Петрарка читает произведение Августина Блаженного «Исповедь». В 1337-1341 году живет очень уединенно в местечке Воклюз и там вплотную занимается литературным творчеством: пишет стихи о Лауре, поэмы «Африка» и «Триумф любви» и другие произведения. Затем он едет в Рим, где ходатайствует о том, чтобы его увенчали, как античных писателей, лавровым венком как лучшего поэта. Он получает сообщение о том, что его готовы увенчать лавровым листом, и в Риме поэт был увенчан за возрожденное достоинство поэзии. В Риме подобные торжества устраивались только в честь государственного деятеля, полководца или императора. Теперь впервые выступил поэт. Это было невероятно. При большом стечении народа под торжественные звуки труб Петрарка, облаченный в пурпурный плащ, подаренный королем Неаполя Робертом, поднялся на Капитолий и вошел в парадный зал Сената. Вот как он описывал это торжество.

Сходятся Рима вожди;

Капитолия древнее здание Радостным полнится гулом. Ты счел бы, что стены и крыши Старые тоже ликуют; вот трубы запели; на площадь Валит толпою народ и, охочий до зрелищ, теснится

Шумно. И кажется мне, что от чувства счастливого к горлу Ком подступил у друзей, и сдавило волнением грудь.

Справившись с волнением, Петрарка произнес свое знаменитое Слово о поэте и поэзии. Он говорил об особой природе поэзии, где в отличие от других искусств к цели не могут привести только усилие и труд, здесь нужен особый дар. Он объяснил, почему выбрал Рим местом своего торжества. Он сказал словами Вергилия: «Верх одержала любовь к отечеству». Рим - не просто один из городов, это вечный город. Слава Рима - это слава Италии.

Так рождалось национальное самосознание, и глашатаем был Петрарка. Спустившись с Капитолия, он вошел в храм Святого Петра и возложил дарованный ему лавровый венок на алтарь. Он пишет «Капитолийскую речь», затем сдает в Неаполе экзамен и получает докторскую степень. 8 апреля он читает свою речь и был объявлен почетным гражданином Рима. Пережив в 1342 году величайший триумф, во всей мере испытав сладость земной жизни, Петрарка впадает в духовный кризис. Ему захотелось разобраться в самом себе, исповедаться. В 1342 году возник диалог-исповедь «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру». В книге три героя: Франциск, Августин и Истина. Спорят двое, Истина молчит. Она не решает, кто прав, кто виноват, у каждого своя правда. Три дня длится диспут. Обсуждаются вечные вопросы: как относиться человеку к славе и любви. Сначала речь идет о славе. Августин упрекает Франциска в чрезмерной жажде славы. Франциск не отрицает этого, но не считает это греховной гордыней. «Я не мечтаю стать Богом, стяжать бессмертие и охватить небо и землю. Мне довольно людской славы». Августин не устает предупреждать Франциска: «Земное - золотые оковы, которые держат душу в темнице, не позволяя ей выйти на свободу». Франциск наоборот, видит в земной жизни отблеск божественной красоты. Августин и Франциск - это одно и то же лицо, один внутренний мир, который разрывается в противоречиях. У той и у другой стороны есть убедительные аргументы. Так в споре с самим собой рождается новый человек. 1348 год был трагическим для поэта. От чумы умирает 48

Лаура и друг-покровитель Колонна. В 1350 году Петрарка впервые посетил Флоренцию, его пригласил Боккаччо. Тогда они встретились в первый раз и подружились. Город встретил его очень приветливо, было предложено возвратиться, но ему этого уже было не нужно. Поэт был истинным патриотом Италии, и в то же время, как он сам говорил, был гражданином мира. Он жил в разных городах: Милане, Венеции, Праге. Его укоряли, говоря, что он не гнушается приглашениями, он отвечал на это: «Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне». Последние годы жизни поэт проводит в семье дочери и до конца жизни занимается творчеством. Он пишет своему другу Боккаччо: «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим».

Одна из известнейших книг Петрарки - «Книга песен». Она включает 366 стихотворений. Состоит из 2 частей: «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». Все стихи в этой книге, поэт называет сонетами, утверждая тем самым, что любовь, однажды пришедшая к нему, жива и воплотилась в его стихах. В книге нет любовных отношений, а существует любовь как поклонение. Поэт чувствует то надежду, то разочарование и отчаяние. Это противоречие становится причиной возникновения лучших сонетов. Там радость неотделима от муки любви.

«Благословен и год, и день, и час, И та пора, и время, и мгновенье, И тот прекрасный край, и то селенье, Где я был взят в полон двух милых глаз. Благословенно первое мгновенье Когда любви меня настигнул глас, И та стрела, что в сердце мне впилась, И этой раны жгучее томление.

Благословен упорный голос мой, Без устали зовущий имя донны, И вздохи, и печали, и желания, Благословенны все мои писанья, Во славу ей и мысль, что непреклонно Мне говорит о ней - о ней одной!»

Поэт ничего не может изменить. Изменения происходят, когда Лаура умирает. В стихах чувствуется отчаяние, затем печаль становится светлой как небо. Имя ее для поэта наполнено многими смыслами. Например, имя Лаура означает «лавр», в переводе на русский язык - дерево славы. Если рассматривать сочетание звуков - то получится «ветерок». В слове слышится также (аи-rum) золото. «Лора» - в переводе с латинского - час. Таким образом, если сопоставить все смыслы, то получится: земная слава - лавр, земное представление о высшей ценности - золото, и природная стихия - ветер.

Любимого дыханья благодать Живит пригорки, рощи и поляны, Зефир знакомый, нежный мой, желанный Возвыситься велит мне и страдать»

Среди своих произведений Петрарка очень ценил поэму «Африка» о римском полководце Сципионе Африканском, который победил Ганнибала, и о Риме. Он написал поэму на латыни, желая тем самым вернуть современной литературе классический язык древности. Это была общекультурная и патриотическая задача - напомнить об одной из самых ярких страниц в истории Рима и тем самым помочь соотечественникам осознать свое национальное величие. При жизни он отказался ее публиковать. Еще одно произведение, любимое автором, цикл поэм «Триумфы» (1354-1374). Первая часть «Триумф любви», затем «Триумф Смерти», так как смерть побеждает любовь. Далее идет «Триумф славы», которая побеждает смерть, «Триумф времени», побеждающий славу. Далее - «Триумф вечности» - написанное в последний год жизни. Петрарка умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 года. Он умер, сочиняя жизнеописание Юлия Цезаря.

Влияние Петрарки на развитие западноевропейской поэзии огромно. Петрарка был самым выдающимся из гуманистов своего времени, самым талантливым, самым ученым, самым почтенным. Он держался всегда с величайшим достоинством, был настоящим христианином. Он иногда говорил, обливаясь слезами: какие же мы христиане, когда так восторгаемся Цицероном и другими авторами язычниками. Он умел наслаждаться всем, умел со всеми ладить, каждому сказать похвальное слово, отличался выдающимся талантом и известной внутренней глубиной.

Джованни Боккаччо (1313-1375) - великий итальянский гуманист, основоположник психологизма в европейской литературе. Он родился в семье богатого флорентийского купца. Сначала он хотел продолжить дело отца, который послал его учиться торговому делу на юг Италии, затем учился на юриста в Неаполе, но обе профессии ему не пригодились. Зато он оказался в кругу утонченной неаполитанской молодежи, увлекся литературой и начал сочинять. В ранних произведениях чувствуется влияние античности. В 40-х годах поэт часто переезжает из одного города в другой. Например, из Неаполя во Флоренцию, оттуда в Равенну, затем опять во Флоренцию. Он занимается делами родного города: служит в казначействе, выполняет ответственные поручения. Но главным для него остается творчество. Как поэт Боккаччо создает ряд поэм, в которых пишет о любви. «Охота Дианы», «Любовное видение». В то время была страшная эпидемия чумы. Это было время наивысшего творческого подъема. В 1361 году наступает новый этап творчества и жизни поэта. Боккаччо предается религии, уходит в себя. Рассматривал свою жизнь как грех. Главные произведения - «Фьямметта» (1343-1344) - первый образец психологической прозы в европейской литературе. Написанию этого произведения послужила любовь поэта к незаконной дочери неаполитанского короля, которую поэт назвал Фьямметта, в переводе на русский язык означает огонек. Знатная красавица Фьямметта встречает в церкви юношу Памфило, между ними вспыхивает любовь. Фьямметту ждет разочарование. Юноша уезжает. Вскоре она узнает, что там на родине, он встретил и полюбил другую женщину. Жизнь для нее становится невыносимой, и она чуть ли не накладывает на себя руки. Стенаниями и страданиями заканчивается произведение.

Затем в творческой судьбе поэта наступил резкий перелом. Художественных произведений он больше не пишет. Он становится ученым: изучает классическую древность, создает ряд научных трудов, пишет трактат о греческой мифологии. Тяжелым ударом для Боккаччо стала смерть его друга Петрарки. Многие годы между ними существовало тесное творческое содружество и искренняя дружба. Боккаччо ненамного пережил своего друга. Через полгода умирает и он.

«Декамерон» - самое значительное произведение Боккаччо. Он выступает здесь как создатель жанра новеллы. В 1348 г. Флоренцию «посетила губительная чума», погибло сто тысяч человек. Распались родственные и дружеские связи, слуги отказались служить господам, мёртвых не хоронили, а сваливали в ямы, вырытые на церковных кладбищах.

Краткое содержание некоторых новелл.

Когда город почти опустел, в храме Санта Мария Новелла после божественной литургии встретились семь молодых женщин, «связанные между собой дружбой, соседством, родством», «рассудительные, родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности». Не сообщая, во избежание кривотолков, их истинных имён, автор называет их Пампинеей, Фьяметтой, Филоменой, Эмилией, Лауреттой, Нейфилой и Элиссой — в соответствии с их душевными качествами.

Пампинея предлагает «благопристойным образом удалиться в загородные имения и заполнить досуг всякого рода развлечениями». Покинув город, где люди в ожидании своего смертного часа предались похоти и разврату, они оградят себя от неприятных переживаний, и сами будут вести себя нравственно и достойно. Во Флоренции их ничто не держит: все их близкие погибли.

Дамы одобряют мысль Пампинеи, и Филомена предлагает пригласить с собою мужчин, ибо женщине трудно жить своим умом, и советы мужчины ей крайне необходимы. Во время этого разговора в церковь входят трое молодых людей — Панфило, Филострато и Дионео. В числе оказавшихся в церкви дам есть и их возлюбленные, остальные состоят с ними в родстве. Пампинея тут же предлагает пригласить именно их.

Молодые люди рады приглашению. Условившись обо всем, девушки и юноши в сопровождении служанок и слуг на следующее же утро оставляют город. Они прибывают в живописную местность, где стоит прекрасный дворец, и располагаются там. Дионео, самый весёлый и остроумный, предлагает развлекаться как кому угодно. Его поддерживает Пампинея, которая предлагает, чтобы кто-то был у них за главного и думал об устройстве их жизни и увеселениях. А чтобы каждый познал и заботы, и радости, связанные с главенством, и, чтобы никому не было завидно, следует возлагать это почётное бремя по очереди на каждого. Первого «повелителя» они изберут все вместе, а последующих каждый раз перед вечерней будет назначать тот, кто в этот день был повелителем. Все единодушно избирают Пампинею, и Филомена возлагает ей на голову лавровый венок, который на протяжении последующих дней служит знаком «главенства и королевской власти».

После изысканно сервированного завтрака все принимаются петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах, а затем ложатся отдохнуть. Проснувшись, все собираются в тенистом уголке сада, и Пампинея предлагает посвятить время рассказам, «ибо один рассказчик способен занять всех слушателей», позволяя в первый день рассказывать «о том, что каждому больше по душе». Дионео испрашивает для себя права каждый раз рассказывать историю последним, не подчиняясь теме дня, чтобы позабавить общество, уставшее от излишнего умствования, и это право получает.

День первый

При царствовании Пампинеи, где рассказываются истории на любые темы Новелла первая

Сэр Чепарелло по прозвищу Шаппелетто, негодяй при жизни, обманщик, лжесвидетель, убийца, оказывается в другом городе при смерти. Он обманывает лживой исповедью благочестивого монаха и умирает. Для того, чтобы избавить от лишних хлопот и дурной молвы двух ростовщиков, хозяев дома, в котором он остановился, Шаппелетто в предсмертной исповеди рассказывает о себе, как о святом, никогда в жизни не грешившем. Исповедовавший его старец охотно верит ему, а после смерти Шаппелетто отцы церкви причисляют его к святым; в дальнейшем Святой Шаппелетто пользуется почётом и уважением, ему молятся и к мощам его ходят паломники.

Новелла третья

Саладин, великий арабский полководец и правитель, нуждаясь в деньгах на ведение новой войны, приходит к ростовщику, еврею Мельхиседеку и задаёт ему вопрос о том, чья вера лучше, христианская, иудейская или ислам. Ростовщик понимает, что, каким бы не был ответ, Саладдин окажется недоволен, убьёт его и заберёт деньги. Чтобы избежать этого, он рассказывает полководцу историю о своём отце, который сделал три одинаковых кольца и тайно дал по кольцу каждому из своих трёх сыновей, перед этим объявив, что такое кольцо только одно и достанется оно тому, кого выберет он сам, а обладатель кольца получит и наследство. После смерти отца выяснилось, что кольца три, и братья до сих пор спорят, кто же из них законный наследник. Саладдин понимает тайный смысл истории (кольца символизируют вероисповедования), начинает уважать ростовщика и уходит без золота, но в дружбе с Мельхиседеком.

Новелла седьмая

Странствующий музыкант и поэт Бергамино оказывается на празднике у мессира Кане Дела Скала. Не дождавшись награды и подарка от мессира, он рассказывает тому историю о бедном, но знаменитом стихотворце Примасе, оказавшемся на обеде у аббата Клюньи, который всегда славился своей щедростью и приглашал за свой стол толпы бедняков и вообще всех желающих. Однако аббата стала мучить жадность, и он велел не подавать Примасу кушанья, а тот в это время жевал припасённый хлеб. Когда Примас стал доедать последний кусок припасённого хлеба, аббат внезапно образумился, удивился внезапной жадности, и с радостью угостил гостя. Таким образом Бергамино укорил Кане Дела Скала, который, поняв мораль, щедро одарил хитрого музыканта.

День второй

Под руководством Филомены, где рассуждают о тех, кто после разных превратностей и сверх всякого ожидания достиг благополучной цели .

Андреуччио из Перуджии, прибыв в Неаполь для покупки лошадей, оказывается завлечён гетерой в свой дом, где та забирает его кошелёк с деньгами. Андреуччио пытается отобрать кошелёк, но проваливается в отхожее место, после чего его прогоняют. Он встречает двух преступников, которые предлагают взять его в дело, но сперва он должен отмыться от нечистот, и Андреуччио ныряет в колодец. Поднимаясь из него, он пугает городскую стражу. Вместе с грабителями он попадает в склеп похороненного недавно первосвященника, но вероломные подельники запирают его там. Он переодевается в мертвеца и одевает бывшее на трупе рубиновое кольцо. Новые мародёры пугаются, когда «мертвец» двигается, а Андреуччио выбирается из оставшейся открытой гробницы и уходит с рубиновым кольцом.

Бернабо, богатый купец, спорит с Амброджиоло, что его жена не изменит ему никогда. Амброджиоло, спрятавшись в коробе, оказывается в доме Бернабо, где разглядывает его спящую жену. Он рассказывает Бернабо о некой примете на теле его жены, купец проигрывает много денег, а также теряет своё достоинство и велит убить свою невинную жену. Та, пощажённая слугой, который должен был прикончить её, спасается и в мужском обличье служит у султана, достигая благодаря своей мудрости высокого поста и уважения. Она призывает Бернабо и Амброджиоло, принудив последнего признаться в обмане, что тот и делает. Бернабо раскаивается, а его жена открывается ему и, взяв у султана награду за свою службу и распрощавшись с ним, уезжает со своим мужем.

Рассказывают все по очереди, и перед читателем развертываются интересные рассказы-анекдоты. В этих рассказах проходят перед читателем ремесленники, купцы, студенты, знать и вся пестрая публика того времени, а больше всего священников и монахов. Когда Боккаччо написал эту книгу, он сам испугался ее, постоянно повторяя, что все рассказы пустяковые, что все вздор. Тем не менее многие произведения забыты, а его «Декамрон» живет до сих пор и будет жить еще долго в веках благодаря огромному остроумию и здоровой чувствительности.

«Декамерон» имел невиданный успех у современников. Эта книга стала первой итальянской книгой, которую перевели на многие языки мира.

Ренессанс, так называемое Северное Возрождение, в своем развитии имел особенности. К Северному Возрождению относятся страны, находящиеся севернее Италии. Это прежде всего Нидерланды, Германия, Франция. Причина отличия заключается не только в более суровом климате, чем в Италии, но и тем, что он строился на таком жанре - как сатира. Она пронизывала все произведения.

Мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский (1469-1535) - знаменитый нидерландский гуманист, но годы духовной зрелости прошли в других странах, прежде всего в Германии. Он изучал классические языки и много лет провел в монастыре. Затем он едет в Париж и поступает в университет. В 1540 году он издает на латинском языке сборник пословиц и поговорок, извлеченных из произведений античных авторов. Он выступает в ученом мире как блестящий филолог. В 1509 году он едет в Англию и по пути начинает писать «Похвальное слово глупости». Он стоял у истоков «нового богословия», выражавшего свободу мысли, веры и воли. Несмотря на то, что он родился в Нидерландах, городе Роттердаме, и много лет жил в немецких городах, сам себя он называл гражданином мира. По своим политическим взглядам он был передовым представителем тогдашней буржуазии, был великим революционером в области мысли.

Литературное наследие его огромно. Это философские, филологические, богословские произведения, переводы, письма. Огромный труд его - это издание Нового Завета в подлиннике и в переводе на латынь. Но самым известным произведением оказалась книга «Похвальное слово глупости». Книга написана на латыни и разделена на 68 небольших глав. В произведении он изображал разум под шуткой и глупость в мудрости. Например, то, что в Средневековье считалось мудростью, в новое время является глупостью. Он описывает ученых-схоластов, оторванных от жизни, невежественных служителей церкви, льстивых придворных. Природа же, которую все считали глупостью, есть истинная мудрость. «Ведь природа никогда не заблуждается, разве только мы сами попытаемся перешагнуть за положенные человеческой долей границы». Эразм -враг невежества. Он, издеваясь над схоластикой, высоко ценит подлинное знание, людей просвещенных, борющихся со средневековым мракобесием. Настоящей человеческой жизни он не видит без труда. Неустанный труженик, он ненавидел тунеядство и паразитизм. Отсюда его резко отрицательное отношение к вельможам, живущим в вечной праздности. В ста новеллах представлены люди всех сословий, всех профессий, всех возрастов; рассказано о людях великодушных и щедрых, о злых и коварных, о событиях обычных и необычных, о проделках монахов, хитроумии жен, злоключениях влюбленных, причудах судьбы и о борьбе человека с роковыми обстоятельствами жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >