Задания к семинарским занятиям

  • 1. Значение латинского языка в раннем Средневековье.
  • 2. Вклад Иеронима в культуру Средневековья.
  • 3. Замысел и значение книги Аврелия Августина «Исповедь» и «О Граде Божием».
  • 4. Передайте краткое содержание «Евангелия».
  • 5. Причины рождения Иисуса в хлеву.
  • 6. Почему Иоанна Крестителя называют Предтеча.
  • 7. Расскажите о фарисеях и их осуждении Иисуса.
  • 8. Расскажите об апостолах, кто они и сколько их было.
  • 9. Нагорная проповедь Иисуса. Какие идеи проповедовал Иисус Христос.
  • 10. Иисус в пустыне.
  • 11. Воскрешение Лазаря. Поясните смысл этой евангельской истории.
  • 12. Тайная Вечера и предательство Иисуса.
  • 13. Смерть и воскресение.
  • 14. Отличие ветхозаветных заповедей от новозаветных. Прав ли поэт А.К.Толстой, написавший:

Любовью к ближним пламенея,

Народ к смиренью Он учил.

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил.

15. Содержание ирландского эпоса «Видение Тнугдала».

Рекомендуемая литература

  • 1. Луков. История зарубежной литературы от истоков до наших дней.
  • 2. М.И.Никола, М.К. Попова, И.О.Шайтанов. История зарубежной литературы Средних веков. М., 2014.
  • 3. Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков, возрождения, XVII века.М., 2008.
  • 4. Евангелие.
  • 5. Всемирная литература. Энциклопедия. 4.1. М.. 2000.
  • 6. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы. Практикум. М., 2015.
  • 7. Видение Тнугдала. Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия. М., 1985.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Европейская средневековая литература принципиально отличается от литературы Античности. Каково же различие между ними:

  • - если Античная литература представляет собой ученую литературу, то средневековая литература - это литература фольклорная, литература народов, которые кочевали, мигрировали в другие страны (переселение народов).
  • - в литературе Античности писатели пишут на основе свободного вымысла, в эпосе основой служит национальное предание, то есть идея народа;
  • - в античности мы видим отношение писателя к своему произведению, к своим героям, в эпосе нет индивидуального автора и нет отношения. Иногда только герои эпоса могут высказать какое-либо отношение, но все отношение (оценка, любовь или ненависть) принадлежит народу, создателю эпоса.

Европейский героический эпос делится на 2 группы: 1-я группа - это ирландский, исландский и английский героические эпосы; 2-я - французский, немецкий, испанский. В первой части эпосов отражается не конкретное историческое событие, а целая эпоха.

Рассмотрим ирландский эпос. Древние кельты оставили глубокий след в культурной истории европейских народов. На Британских островах процветала кельтская словесность, и там существовал многообразный эпос. Очень известен Уладский цикл. Он составляет 100 песен. В произведении «Похищение быка из Куальнге» рассказывается о походе правителей одного из ирландских королевств против доброго короля Улада (сейчас Ольстер) с целью захвата пасущегося в Уладе быка, приносящего благоденствие. Великим героем изображается племянник короля Кухулин. Описывается его чудесное рождение девственной сестрой от бога света, искусств и ремесел Луга; его детство, когда он сидел на цепи вместо сторожевого пса, его сватовство к красавице Эммер, многочисленные подвиги, его доблестную смерть при защите своей родины. В образе Куху-лина ирландский народ воплотил свой идеал доблести и нравственного совершенства. Его рисуют могучим богатырем, справедливым и благородным. Величайшие подвиги удается совершить не только благодаря своей отваге и силе, но и магической мощи, умению неожиданно преобразиться, способности владеть чудесами. Неземное проявляется и в самом облике героя: «Семь зрачков было в глазах юноши - три в одном и четыре в другом, по семи пальцев на каждой ноге да по семи на каждой руке». Именно в предсмертный час восходит Кухулин на высшую ступень своей героической судьбы. Вечная противница Кухулина -королева Медб насылает на уладов страшное войско. Отправляется на бой и Кухулин, но судьба его уже предрешена: «Испустили женщины крик страдания, скорби и жалости, зная, что не вернуться герою...». А на пути к месту сражения угостила ведьма героя собачьим мясом. Не мог отказаться Кухулин от этого: ибо дал он зарок откликаться на каждую просьбу женщины. Но был ведьмин дар роковым: левой рукой поднесла она мясо - и потеряли прежнюю крепость левая рука и левое бедро героя. Несмотря на это, отважно сражался Кухулин и множество поразил врагов. Но противостоять силам нападавших он не мог: был убит возница героя, потом его конь, а потом и сам он был ранен смертельно. Но сын трех псов ухватил его за волосы и отрубил ему голову. Тогда выпал из рук Кухулина его меч и отсек врагу правую руку, так что свалилась она на землю. В отместку отсекли Кухулину правую руку. Потом ушли оттуда воины и унесли с собой голову Кухулина и его руку. Мир ирландских саг - мир суровый. Он испытывает человека по высшей мере его сил. Это мир грандиозного, загадочного и таинственного.

Исландский эпос. В нем сохранились представления древних народов о происхождении мира, и содержится богатейший материал по скандинавской космогонии. Викинги совершали на парусных ладьях многочисленные набеги на соседние берега стран Европы. Искусные мореходы, они задолго до Колумба открыли Америку, а в IX веке - Исландию и быстро заселили это место. Земля оказалась пригодной для жизни. Произведение «Старшая Эдда» - это собрание древнеисландских песен о богах и героях. Первая часть начинается с песни «Прорицание Вёльвы». Вёльва - прорицательница, великанша. Она свидетельница сотворения мира.

Это полный драматизма рассказ о гибели мира и его возрождении. Тема гибели богов переплетается с темой неодолимости всевластной судьбы. Мир разделен на три сферы: высший мир богов, подземный мир чудовищ и серединный мир людей. Концепция жизни трагична: боги и люди смертны. Но предстоящие беды и катастрофы не лишают героев силы духа, не ввергают их в отчаяние и апатию. Человек героически идет навстречу своей судьбе; доброе имя, посмертная слава - его главное достояние. Прорицательница Вёльва повествует верховному богу Одину о прошлых, настоящих и будущих судьбах мира. Некогда - говорится в песне - не было ни песка, ни моря, ни небосвода, ни земли, не росла трава, а жил лишь великан Имир, из тела которого был создан мир. Один и его братья сотворили Мидрард - среднее пространство - место обитания человека. Первых людей - Аск и Эмбля - в виде древесных прообразов ясеня и ивы нашли боги на берегу моря и дали им дыхание, дух, тепло, окрасили лица румянцем. Таким образом, Древние скандинавы представляли мир в виде дерева - ясеня, имеющего крону, ствол и корни. Крона мирового древа ограничивала скандинавскую вселенную в пространстве; ствол, соединяя разделенные части мира, создавал мировую связь; совместно ствол и корни придавали мировому древу устойчивость. Кроме того, со структурой ясеня Иггдрасиль соотносились три мировые зоны: ветви - Асгард, ствол - Мидгард, корни - Утгард. Асгард - жилище богов (асов и ванов) располагался на небе; Мидгард - мир людей - на земле. Утгард - пространство, противопоставленное Земле и Небу, населено великанами, карликами и мертвецами. Боги, жители Асгарда, всего лишь одно из населяющих мир племен. Их предводитель - Один, верховный бог скандинавов, отец богов и людей, обитает в золотом чертоге (Вальхалле), стоящем в центре Асгарда. Один покровительствует войне, магии и поэзии.

В скандинавском Пантеоне важное место принадлежит одному из сыновей Одина - Тору: он бог-громовержец и покровитель земледелия; кроме того, он - главный защитник богов и людей от великанов. Жена Одина, прекраснейшая из богинь, Фрейя (или Фригг) - покровительница домашнего очага. Самый загадочный из обитателей Асгарда - Локки, бог без четких функций, враг асов и при этом - их помощник и советник. Жители Мидгарда - люди; они - союзники богов в их вечной вражде с великанами. Скандинавы представляли Мидгард плоским островом, лежащим в океане. У Мидгарда тоже есть стена, но его отделяет от Утгарда прежде всего вода. Великаны - враги богов и людей, жестокие и дикие гиганты, обитающие в Ётунхейме (стране великанов). Карлики живут в недрах гор, богатствами которых владеют. Мертвецы, не павшие доблестно на поле боя, после смерти попадают в страну мертвых, в Хель. Кроме уже упомянутых существ в скандинавском мире есть еще тролли - чудовища, порожденные Локи: мировой волк (Фенрир), мировой змей (Ермунганд) и хозяйка царства мертвых (Хель). Каждый из них связан с одной мировой зоной: волк Фенрир связан путами в Асгарде, у порога Вальхаллы; змей Ермунганд плавает вокруг Мидгарда; Хель правит Нирльхеймом. Вместе с ними угроза сил зла и хаоса распространяется на все мироустройство.

И был некогда «золотой» век. Когда боги и люди жили счастливо. Но вскоре начинается первая война между богами. Один клан богов (асы) терпит поражение, но в конце концов противники заключают мир. А потом наступили страшные времена. Беды пришли вместе с войной богов: ассов и венов. А дальше следует рассказ о том, как нарушили свои клятвы боги, как принял смерть светлый бог Бальдр, любимый сын Одина, и уже другой сын - Вали «не мыл ладоней, не чесал волос, пока не поразил убийцу своего брата». Трагические судьбы мира с еще большей силой раскрываются в рассказе о рождении гигантского волка Фенрира. Справиться с ним богам будет не под силу, а самому Фенриру назначено проглотить солнце. Тем временем мир людей ввергается в пучину кровавой жестокости, полного морального падения: братья будут биться с братьями, родичи - с родичами, человек не щадит человека. А там и померкнет солнце, и земля скроется в море. Крикливое пение зловещих петухов и лай чудовищного пса Гарма возвещают конец света. Пес пожирает солнце, а по волнам Мирового океана к обители богов приближается корабль, сделанный из ногтей мертвецов. В последней битве на земле боги и чудовища убивают друг друга. Но с юга является огненный великан Сурт, в котором некоторые ученые видят вулканическую стихию, поджигает землю. Она сгорает в огне и тонет в море.

Так рисует прорицательница вселенскую картину гибели мира. Но финал песни вселяет веру в то, что вернется золотой век. Видится вещунье сияющий чудный чертог, где будут жить верные дружины, которым суждено вечное счастье. В «Старшей Эдде» к слушателям обращается уже сам бог Один. Он поучает и наставляет, излагая основные заветы житейской мудрости: не похваляться умом, проявлять смелость в сражениях, верность в дружбе, быть веселым и добрым до часа своей кончины, соблюдать во всем меру. Помнить - что главное достояние — это жизнь, а в самой жизни — твое доброе имя: «Ибо смерти не ведает громкая слава деяний достойных».

В составе «Старшей Эдды» 19 песен, большая часть которых посвящена прославленному герою Сигурду, есть также описание и других героев. Потрясают трагические судьбы героев, песни дают моральные оценки поступкам героев. Так Сигурд поражает чудовищного дракона и завладевает его кладом. Но ему же уготована страшная смерть, а также его братьям, жене. «Надвое был разрублен Сигурд в глухом лесу». Убийства его добивалась Брюнхильд, которой он клялся в верности, которую потом нарушил. Она была довольна, наконец-то отомщена. Но перенести смерть любимого она не могла. Было зажжено два костра, на одном был труп Сигурда, а во втором сгорела Брюнхильд.

Английский эпос представлен сагой «Беовульф», сохранившийся в рукописи от X века. В поэме 3183 стиха. Сага повествует о противоборстве богатыря с чудовищами. Беовульф - это воин. Поэма сохранилась в рукописи, создатель ее неизвестен. Поэма написана на древнеанглийском языке и повествует об одном из датских родов.

Структуру поэмы определяют три центральных подвига героя, причем каждый последующий подвиг сложнее предыдущего. Имя Беовульф означает волк пчел, то есть медведь. Сюжет поэмы: богатый и щедрый король Хротгар построил прекрасный дворец для своей дружины. Но недолго было веселье в этом дворце: Грендель, страшное чудовище, обитавшее в болоте, стал приходить по ночам и пожирать воинов. Никто не мог справиться с чудовищем. Прослышав, что в Дании появился страшный людоед по имени Грендель, Беовульф отправляется туда. Сражается с чудовищем, в схватке чудовище отрывает ему руку, но Грендель сумел вырваться и скрыться, а вслед за этим уже с большим трудом побеждает мать чудовища, которая сразилась с Беовульфом мстя за сына. Герой отправляется к мерзкому болоту, где находится мать чудовища, видит там множество змей и мерзких тварей. Он сражается с ней в чужом мире - водной бездне. Он убивает ее громадным волшебным мечом великанов и отрубает голову Гренделю. Возвращение к латчанам было отпраздновано пышным пиром. Так заканчивается первая часть поэмы. Проходит 50 лет. Беовульф становится королем. В окрестностях страны, которой правит Беовульф, появляется огнедышащий дракон, хранитель богатого клада, из которого была украдена драгоценная чаша. За это дракон мстит людям. Беовульф вступает с ним в бой. Дракон поражен, но и герой умирает от смертельной раны. Причина: сбывается проклятие, наложенное на клад - всякий, кто его захватывает, обречен на смерть.

Финальные сцены поэмы наделены высоким трагизмом. Готовясь к встрече с драконом, Беовульф «сердцем предчувствовал соседство смерти». В трудную минуту покинула героя дружина. Трагичны сцены смерти и погребального сожжения его тела. Некая старица, плача, предрекла страшное время, смерть, грабежи и битвы бесславные. Но есть в этих сценах и ободряющие нотки. Одолеть дракона помогает Беовульфу молодой витязь Виглаф. Он один из дружины не смутился сердцем, остался крепок духом, не дрогнул в трудную минуту, не уронил славы предков. Это он устроил торжественное погребение Беовульфа. Причем на погребальном огне сжигают не только тело Беовульфа, но и клад, над которым тяготели древние проклятия. Символом порядка становится построенный дворец, именно поэтому так ополчаются на него силы хаоса, воплощенные в образах населяющих болото чудовищ.

Во второй части поэмы оплотом цивилизации является Беовульф, сражающийся против посланца хаоса - дракона. На всем протяжении поэмы Беовульф борется со вселенским злом. Беовульф датчанин, наделенный силой и смелостью. Он красив и силен. Герой владеет всеми воинскими умениями, он доблестный витязь. Он совершает подвиги на благо людей. Его гибель изображается автором поэмы как доблестная смерть в бою. Но в этой смерти нет смысла. Герой думает, что достал для людей клад, но он сгорает вместе с Беовульфом на костре.

Французский эпос. Величайшим памятником французского народного героического эпоса является «Песнь о Роланде», написанная в конце XI начале XII века. В основе поэмы - исторический факт - поход Карла Великого в Испанию. Поход оказался неудачным, и Карл, не победив, отвел войска из Испании. Однако возвращаясь домой через Пиренеи, на его войско напали местные пле мена - баски. В бою погибли несколько выдающихся воинов, среди них прототип будущего Роланда. Однако в поэме это трагическое событие выглядит совсем иначе. Баски были заменены сарацинами (г. Сарагоса), поход Карла превратился в семилетнюю войну. Содержание: Карл ведет победоносную войну в Испании, но не сдается только город Сарагоса. Начинается песня с перечнем побед Карла в Испании. Чтобы не пролилась кровь, Карл посылает к царю Сарагосы Марсилию рыцаря Ганелона. Тот ненавидя своего пасынка и в обиде на то, что Роланд дает совет Карлу вести переговоры, предает Карла. По сговору с врагом Ганелон убеждает Карла поставить во главе войска Роланда, на которого нападают мавры и уничтожают всех воинов. Последним погибает Роланд.

Описана смерть Роланда. Он идет умирать под сосной, ложится на зеленую траву, кладет на грудь меч. И совершается чудо: к умирающему рыцарю приходит Архангел Гавриил, которому Роланд протягивает перчатку как символ преданности Богу. Карл возвращается с войском в Сарагосу и уничтожает всех мавров, затем едет на родину и вершит суд над предателем. В песне показывается, что Бог не на стороне предателя. Казнь его жестока: предателя привязывают за ноги и за руки к четырем лошадям и лошади разрывают тело Ганелона.

Преступному Ганелону противопоставлен патриотизм Роланда, для которого служение императору Карлу и Франции является высшей целью жизни. В Роланде французский народ воплотил свой героический идеал. Главное и единственное призвание Роланда - его ратное, воинское дело. Личная жизнь для него исключена. У Роланда есть невеста Альда, бесконечно преданная ему. Не в силах перенести известие о его гибели, Альда скончалась. Сам Роланд ни разу не вспоминает о ней. Его последние слова были обращены к боевому мечу, к милой Франции, Карлу и Богу. Долг верного служения - вот смысл жизни героя. Здесь выражается народное представление о мудром правителе, противостоящем врагам, тем, кто сеет смуту и раздор. В образе Карла воплощен идеал государственного строя и правителя. Эта поэма получила огромную популярность во Франции, как память о прошлом своей страны и призывала продолжить деяния своих предков. В этом героическом эпосе нет места любовным приключениям. Здесь нет картин быта, мирной жизни.

Немецкий героический эпос представлен литературой на немецком языке. Это в основном рыцарский роман, созданный по образцу французского. Вершиной немецкого эпоса является «Песнь о Нибелунгах». Она сложилась около 1200 года. В ней рассказывается о гибели Бургундского королевства, которое было разрушено гуннами в 437 году. Певец Шпильман в начале песни поет о том, что в песне речь пойдет о сказаниях, полных различных чудес давно минувших лет. Песня состоит из 39 песен и распадается на две части: 1 - о гибели нидерландского королевича Зигфрида, или «песня о сватовстве»; 2 - рассказывает о мести за его предательское убийство или «песня о мщении».

Краткое содержание: В сказаниях минувших лет говорится, что жила на земле бургундов красивая и прекрасная девушка по имени Кримхильда, о ней мечтали все рыцари земли. Однажды Кримхильде приснился сон, как будто влетел к ней в горницу сокол и его заклевали два орла. Мать расшифровала сон, что сокол - это ее будущий супруг, которого убьют. У короля Нидерландов был сын Зигфрид, талантливый воин, который завоевал клад Нибелунгов и плащ-невидимку. Никакое оружие его не брало. Он был так прекрасен собой, что девушки мечтали выйти за него замуж. Прослышав о дивной Кримхильде, он решил добиться ее руки. Родители умоляли его не делать этого, но он был непреклонен. Зигфрид попадает к брату Кримхильды Гунтеру и остается у него гостить. Через год на Бургундию нападают саксы и датчане, и Гунтер просил Зигфрида о помощи. Зигфрид ведет бой, и враги обещали, что никогда больше не будут нападать на Бургундию. В награду за это Гунтер разрешает Зигфриду увидеться с Кримхильдой.

Гунтер мечтал взять в жены королеву Исландии Бруихильду - сильную деву-воительницу. Гунтеру предстояло три состязания, и, если он победит, то Брунхильда согласится выйти за него замуж. Гунтер понимает, что одолеть этих трех состязаний он не сможет, и просил о помощи Зигфрида. Тот согласился, но с условием, что он отдаст в жены свою сестру. Тот принял уговор. Зигфрид надевает плащ-невидимку и побеждает на соревнованиях, и Брунхиль-де ничего не остается, как дать согласие на брак. Две свадьбы сыграли в один день. Однако Брунхильда не допустила Гунтера в первую брачную ночь. Она повесила его на крюк в спальне. Тогда Гунтер вновь обращается за помощью к Зигфриду. Тот опять надевает плащ-невидимку и усмиряет Брунхильду, сняв с нее пояс и кольцо, отдав их своей жене. Обе супружеские пары были счастливы много лет. Однажды жены затеяли спор, кто из их мужей доблестней. Вдруг Брунхильда увидела свое кольцо и пояс у Кримхильды. Она все поняла и разрыдалась. Гунтер призвал Зигфрида к ответу, но тот сказал, что ничего не рассказывал жене. Гунтер, чья честь стала под угрозой, затаил зло. Родственник Хаген, когда Гунтер и Зигфрид были на охоте, а Зигфрид наклонился, чтобы напиться из ручья, наносит ему смертельный удар ножом. Хаген отнимает у Кримхиды клад нибелунгов и топит его в Рейне.

Прошло 13 лет. Могущественный владыка гуннов Этцель решил жениться на Кримхильде, и она нехотя согласилась. Она помышляла о мести за смерть своего мужа. Кримхильда завоевала сердца и любовь гуннов. Однажды она попросила своего мужа, чтобы он пригласил в гости ее братьев и Хагена, тайно желая им отомстить. Пока гости пировали, Кримхильда приказала напасть на них. Все, кроме Хагена и Гунтера, были убиты, а они были арестованы. Кримхильда пришла в темницу к Хагену и потребовала вернуть клад, но тот отказал в ее просьбе, так как жив был Гунтер, с которым он поклялся не выдавать тайну. Тогда Кремхильда приказала убить Гунтера и принесла Хагену его голову. Но тот ответил, что никогда она не получит клад. Тогда Кримхильда убивает Хагена, а ее убивают мечом. Так погибли нибелунги - достойнейшие люди.

Вывод автора: лучших всегда ждет безвременная смерть. Месть Кримхильды оборачивается гибелью тысяч людей и гибелью королевства. Зигфрид -герой. Это он победил волшебника Альбриха, завладев его плащом-невидимкой, он поразил своим мечом страшного дракона, искупался в его крови и стал неуязвим. И лишь одно единственное место на спине, куда упал листок липы, осталось незащищенным. Зигфрид - безвинная жертва. Он доверял Хагену, так же как и Кримхильда, которая рассказала Хагену о его уязвленном месте, вышив на этом месте крестик. Хаген уверял Кримхильду, что будет защищать это место, но поступил совсем наоборот.

Образ Кримхильды. В первой части она любящая жена, затем вдова, 13 лет оплакивающая смерть мужа. Цель Кримхильды - месть. Страшный кровавый пир, устроенный Кримхильдой, уносит сотни жизней, погибают ее братья, сын. Здесь присутствует моральная оценка жестокости. Смерть Кримхильды -это веление самой судьбы, своими деяниями она подписала себе смертный приговор. Центральный герой поэмы - Зигфрид. Он образ героя, который в битве приобрел дивный клад. Она помышляет о мести, но откладывает ее из года в год. Во второй части - она мстительница. Она дает согласие на брак с королем гуннов Этцелем. Через 13 лет она приглашает в гости своих родственников и устраивает кровавый пир, в котором гибнут люди: братья Кримхильды, ее сын. И сама она погибает от рук старого воина.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >