Акмеологические исследования художественно -творческой деятельности

  • 1. Акмеологические особенности исследований художественнотворческой деятельности
  • 2. Научный аппарат акмеологических исследований художественно-творческой деятельности
  • 3. Критерии АКМЕ в художественно-творческой деятельности
  • 1. Акмеологические особенности исследований художественно -творческой деятельности

Ярким образцом и наиболее сложным видом прикладных акмеологических исследований являются работы, раскрывающие феномен АКМЕ в творчестве, т. к. противоречивы сами творческие личности. Поэтому втакого рода исследованиях особенно высоки требования к профессионализму. Сегодня можно встретить немало образных иллюстративных примеров и описаний АКМЕ художественно-творческой деятельности. Значимость научных достижений обычно оценивается сквозь призму времени, поэтому то, что было авангардным лет пятьдесят-семьдесят назад, сейчас кажется вполне естественным и даже обыденным.

В частности, изобретение академиком С. В. Лебедевым синтетического каучука в тридцатых годах прошлого века считалось эпохальным, а в наше время даже трудно объяснить, почему тогда был вокруг него такой ажиотаж. Кроме того, в истории науки не раз бывали случаи одновременных открытий разными учеными одних и тех же закономерностей или феноменов (это естественно - ведь то, что объективно существует, может быть найдено различными путями). В этом случае внимание невольно переключается не на суть открытия, а на его приоритетность. Кто первый изобрел электрическую лампочку накаливания Эдисон или Ладыгин? Споры продолжаются до сих пор.

Если же рассматривать значимость успехов в управлении государством - то она во многом определяется историческим ракурсом оценки, который обычно зависит от политической конъюнктуры. Показательным в этом смысле является отношение к государственной деятельности Ивана Грозного или к реформам Петра Великого - они то превозносятся, то подвергаются остракизму. Значимость полководческих достижений во многих случаях не кажется столь впечатляющей, если, скажем, оценивать их с учетом людских потерь, разрушений (об этом обычно ничего не говорится), скрываемой мотивации военачальников.

И лишь выдающиеся достижения в художественно-творческой деятельности не подвергаются сомнению, они сугубо индивидуальны, неповторимы, Можно предположить, что закон Ньютона о всемирном тяготении мог быть открыт и другим ученым, но невозможно вообразить другого автора Джоконды. На них, как правило, не влияют ни временные, ни политические или конъюнктурные факторы. Кто из здравомыслящих людей будет отрицать, что Моцарт - гениальный композитор, Шекспир - гениальный драматург, Пушкин - гениальный поэт, Леонардо да Винчи - гениальный живописец? Их достижения в творчестве являются как бы абсолютными, не зависящими от времени, их имена - символы гениальности. Поэтому-то примеры АКМЕ в художественно - творческой деятельности столь впечатляющи и действенны.

В то же время, несмотря на столь их убедительную роль, данное направление акмеологии на сегодняшний день является, пожалуй, наименее разработанным. Здесь, конечно, можно сослаться на молодость акмеологии как науки, но главная причина в чрезвычайной сложности самой проблемы.

В психологии доказано, что сложность центральных механизмов творчества обусловлена тем, что они не полежат прямому изучению в силу действия бессознательного - это стало сейчас чуть ли не аксиомой. А ведь в акмеологии - это один из многих факторов развития. К тому же часто случается, что многие выдающиеся художественные произведения воспринимаются современниками неоднозначно, а то и негативно, и лишь время все «расставляет по своим местам» - примеров здесь можно привести множество. Иногда восприятию и пониманию художественного произведения может мешать знание личностных или характерологических особенностей творческих деятелей. В быту, в общении, отношениях с близкими они совсем не таковы, как в творчестве, - отсюда возникает и соответствующая психологическая установка, приземляющая для современников значимость их творений. Вспоминаются слова Марины Цветаевой о характерной удивительной черствости многих крупнейших художников и поэтов по отношению к своим родным и близким К

Видимо, эмоциональная отдача в творчестве у них была столь велика, что близким «теплых чувств» просто не доставалось. Об этом писал еще и Ч. Ламброзо. Хотя, конечно, бывают и исключения. Все это, безусловно, затрудняет изучение феномена АКМЕ конкретной творческой личности. К этому следует добавить, что от акмеологических исследований всегда ждут новых ярких, но прежде всего конструктивных результатов, потому что акмеология как наука призвана в первую очередь помочь в очень важном для любой творческой личности деле - ее самореализации.

Проблема АКМЕ в художественно-творческой деятельности слабо разработана и в смежных науках. В психологии проблематика художественно-творческой деятельности и сами творческие личности неизменно вызывали живейший интерес. В центре внимания находились:

способности к творческой деятельности;

духовные потребности творческой личности;

мотивация творческой деятельности;

художественная одаренность;

психические состояния и особенно вдохновение;

процессы творчества;

восприятие художественных произведений и многое другое.

Сами исследования проводились в предметном поле психологии личности, творчества и психологии искусства. Немало интересных работ, имеющих прямое отношение к АКМЕ в художественнотворческой деятельности, было опубликовано искусствоведами и литературоведами.

В то же время высокая доля субъективизма в восприятии и оценках, отсутствие строгой системы критериев снижают их значимость для акмеологии.

Необходимо обращать особое внимание в акмеологическом изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности, в первую очередь: надо конкретизировать содержание предмета и объекта исследований; точно поставить цели и задачи; определить вид изучаемой художественно-творческой деятельности.

2. Научный аппарат акмеологических исследований художественнотворческой деятельности

АКМЕ в художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать в соответствии с ее сущностными общими характерн стиками. На первых этапах изучения АКМЕ в художественнотворческой деятельности, безусловно, очень трудно подходить к проблеме в столь широком понимании. Поэтому на сегодняшний день предлагается рассматривать проблему в узком плане - через влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на процесс и результативность созидания выдающихся творческих достижений. Исходя из такого понимания, определяются объект, предмет и центральные задачи исследования АКМЕ в художественнотворческой деятельности на данном этапе.

Объектом является творческая личность, самореализующаяся главным образом в конкретном виде художественно-творческой деятельности и достигающая в ней выдающихся результатов.

Предметом в широком понимании являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, способствующие достижению АКМЕ в художественно - творческой деятельности.

Центральные задачи связаны с разноплановым исследованием АКМЕ в художественно-творческой деятельности, а также с изучением и описанием на уровне общего, особенного и единичного субъективных или личностных условий и факторов, способствующих выдающимся достижениям в художественно-творческой деятельности.

Решение данных задач позволит выйти на раскрытие содержания и описание других важных акмеологических категорий: личностнопрофессионального развития и профессионализма в художественнотворческой деятельности.

При изучении АКМЕ в художественно - творческой деятельности имеются немалые трудности методологического характера. В частности, в таких исследованиях доминируют процессуальный и деятельностных аспекты рассмотрения, т. е. главным считается выделение этапов создания художественного произведения или образа, описание их содержания и пр. Правда, при этом обычно отмечается высокая самоотдача, напряженность работы творческой личности, ее отдельные психологические характеристики и т. д. Иными словами, в них не в полной мере соблюдался важный методологический принцип единства личности и деятельности, необходимый в любых психологических и акмеологических исследованиях. В результате сама творческая личность как бы оставалась в стороне, в лучшем случае описывались ее эмоциональные реакции, настроения, состояния.

Очень важны в акмеологическом изучении выдающихся творческих достижений и принципы развития, психологического детерминизма, потенциального и актуального.

Изучение АКМЕ в художественно-творческой деятельности в теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно - творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования АКМЕ в живописи будет существенно отличаться от исследований АКМЕ артистов драматических театров в силу совершенно разного их содержания и различия требований, предъявляемых субъекту творческой деятельности. Существуют виды художественно-творческой деятельности, в которых создаются художественные произведения, живущие столетия и тысячелетия, в иных -минуты и часы. К первым относится монументальное искусство, живопись, литература, прикладные виды художественного творчества, к другим - роли в спектаклях, исполнение музыкальных произведений.

Созданы подробные жизнеописания авторов многих шедевров, что существенно облегчает акмеологическое исследование.

Существенно большую трудность для акмеологического исследования представляют те виды художественно - творческой деятельности, которые называют сценическими или исполнительскими. К ним относятся музыкальное исполнительское и театральное актерское и режиссерское творчество. До недавнего времени создаваемые произведения или образы никак не фиксировались для воспроизведения или это делалось настолько технически несовершенно, что судить об исполнительском мастерстве чрезвычайно сложно.

К примеру, как танцевала Авдотья Истомина? Ведь это ей Пушкин посвятил свои стихи: «...Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна...» Но это - стихи очень впечатлительного гения... Интересно, а как Пушкин описал бы танец Галины Улановой или Екатерины Максимовой? А как играл великий русский драматический артист Михаил Щепкин? Каким он был с точки зрения психологии и акмеологии как творческая личность? Восторженных отзывов современников очень много, но в них много и субъективного.

К этому следует добавить, что исполнительское творчество подвержено влиянию духа времени: танец балерин первой половины двадцатого века, который вызывал слезы восторга у зрителей - сейчас может показаться наивным, а то и смешным. Заметим также, что техника исполнения постоянно совершенствуется: сейчас виртуозные скрипичные произведения Паганини исполняет любой конкурсант, а сложнейшие фуэте - «крутит» любая выпускница хореографического училища.

Изучение АКМЕ в исполнительской художественно-творческой деятельности по мемуарной литературе также затруднено ввиду того, что очень мало творческих личностей, за исключением, пожалуй, Ф.

И. Шаляпина, В. В. Маяковского, Леонардо да Винчи, обладали должным уровнем интроспективной компетентности и могли интересно и информативно описать и самих себя, и процессы создания художественных произведений. Многие скорее создавали имидж своей творческой деятельности и личности. Вряд ли можно полностью полагаться и на воспоминания современников - во многих из них отчетливо просматривается желание повысить собственную значимость ссылками на близость к выдающимся творческим личностям или, напротив, желание посплетничать о великих, свести с ними какие-то личные счеты. Все это необходимо учитывать при реализации акмеологического подхода в исследованиях.

3. Критерии АКМЕ в художественно-творческой деятельности

Акмеологический подход в изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности независимо от их вида может быть реализован только в том случае, если он опирается на состоятельную систему критериев.

В психологии творчества и в искусствоведении давно дискутируется вопрос о способностях к художественно-творческой деятельности, критериях одаренности и, соответственно, методах их определения. Опубликовано немало интересных исследований, высказываются различные, порой даже противоположные мнения авторитетных специалистов, осуществляется конкурсный набор в соответствующие учебные заведения, а единой общепринятой системы до сих пор нет.

Проблема АКМЕ в художественно-творческой деятельности существенно сложнее, это касается и соответствующей критериальной системы. И все же, исходя из сущностных характеристик феномена АКМЕ, акмеологического понимания общенаучной категории «критерий», используя материалы анализа психологических и искусствоведческих исследований художественно-творческой деятельности, мемуарной и биографической литературы, общения с выдающимися творческими личностями, можно предложить ряд критериев АКМЕ в художественно-творческой деятельности и представить их обоснование.

Критерии АКМЕ в художественно-творческой деятельности:

Первый критерий АКМЕ в художественно-творческой деятельности - это гуманистическая направленность самой творческой деятельности, создаваемых художественных произведений, образов. В гуманистическом понимании ценно то, что направлено на благо людей, что делает их более человечными, добрыми, благородными. Создаваемые художественные произведения или образы должны нести людям добро - «чувства добрые лирой пробуждать», обращаться к со вести, сочувствию и сопереживанию, влиять на гуманистическую направленность самой личности. Это, в свою очередь, формирует у личности нравственные нормы поведения и отношений. Высокохудожественные гуманистические произведения или образы обладают свойством сильного эмоционального воздействия, которое не теряет своего влияния на протяжении многих и многих лет. Если же художественное произведение или создаваемый образ - даже и очень талантливые - не отличаются гуманистической направленностью, то их воздействие оказывается иногда и очень сильным, но скорее эпатирующим и обычно подверженным моде, как, например, мода на самоубийства, «любовь к смерти, греху и пороку», воспеваемая некоторыми представителями декадентского искусства конца XIX - начала XX веков. Поэтому, как правило, влияние таких произведений сказывается недолго и проходит вместе с модой, да и подвержены ему бывают в большинстве своем люди, отличающиеся соответствующими психологическими, а зачастую - и психопатическими особенностями.

Второй критерий АКМЕ в художественно-творческой деятельности - это художественная ценность созданных произведений, образов. Художественная ценность является фундаментальной научной и эстетической категорией, одинаково значимой для всех наук, включенных в процесс изучения художественного творчества. Данная категория прочно вошла в лексикон искусствоведов и эстетов еще в начале двадцатого века, потом она стала междисциплинарной, однако до сих пор ее точное содержание не раскрыто, хотя сущностные характеристики всеми понимаются практически одинаково. «...Художественная ценность есть, прежде всего, благо, благо действительное, а не мнимое, благо осознанное».

Художественная ценность представляет собой идеальный объект - это чувственно-психологическое и идейное содержание системы образов произведения, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов, которые призваны удовлетворять высшие духовные потребности человека, тесно связанные с интеллектуальными, нравственными и эстетическими потребностями.

Эта ценность обладает свойством интегральное™, ее образуют многие ценностные значения и смыслы в их единстве, которое неразрывно и не сводится кпростой сумме художественных достоинств, например, психологической глубины и точности, прогрессивности идей, выразительности, правдивости, искренности и пр.

По мнению специалистов в области эстетики, ценностная квалификация произведения или художественного образа невозможна без обсуждения вопросов о том, в какой мере реализованы в нем сущностные свойства и возможности искусства: способствует ли это произведение или созданный художественный образ познанию себя и действительности;

ставят ли они жизненно важные проблемы;

обогащают ли реципиентов духовно;

воздействуют ли возвышающе на их чувства и разум;

доставляют ли эстетическую радость.

Ответы на данные вопросы можно рассматривать как своеобразные показатели данного критерия. Высшей ценностной значимостью обладают произведения, в которых при гуманистической направленности достигнуты глубокие художественные обобщения жизненных ситуаций, человеческих характеров, отношений и судеб, общезначимых психологических состояний и чувств, содержатся творческие открытия.

Понятно, что художественная ценность - это качественный и очень сложный критерий, поэтому при его применении следует особое внимание уделять аргументированности оценочных суждений. При этом при определении художественной ценности произведения или образа следует разделять категории ценности и оценки. Оценка -непосредственный акт сравнения с эталонами или другими объектами. Ценность же - категория прежде всего смысловая.

Третий критерий АКМЕ в художественно - творческой деятельности можно свести к известной крылатой фразе - «...истинное неподвластно времени». Это некий своеобразный временной императив.

Действительно, может ли устареть «Троица» А. Рублева? Или «Мелодия» Глюка? Или «Ромео и Джульетта» Шекспира?.. Время -вот один из главных критериев духовной и художественной ценности произведения, оно «все расставляет на свои места». Выдающиеся художественные произведения волнуют людей, влияют на них, пока есть возможность воспринимать их. Вместе с ними живет и слава их творца. Русский поэт Ф. Глинка психологически очень точно выразил эту мысль в своих стихах: «Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений».

Некоторые выдающиеся произведения не оцениваются должным образом современниками, однако это может и не отразиться на художественной ценности произведения - «время все расставляет на свои места».

Четвертый критерий АКМЕ в художественном творчестве - это высочайший уровень исполнительского мастерства. Данный критерий, думается, не требует каких-либо обоснований. Невозможно создать значимое художественное произведение, не обладая мастерством. Именно мастерство помогает передать тончайшие оттенки состояний, мастерство помогает адекватно передать идеи замысла и отношений. Мастерство позволяет сделать произведение выразитель ным, оказывающим сильное эмоциональное воздействие на людей.

Исполнительское мастерство в художественном творчестве является не только центральным критерием, но и важнейшим условием достижения АКМЕ. Акмеологические свойства мастерства в художественно-творческой деятельности сходны с мастерством в других видах деятельности:

высокий уровень гибких профессиональных умений и навыков;

творческий подход;

постоянное стремление к совершенствованию;

очень высокая продуктивность.

На уровне особенного мастерство связано с конкретной спецификой художественно-творческой деятельности. На уровне единичного - с неповторимостью творческой индивидуальности.

Достижение высокого уровня мастерства доступно далеко не всем, отсюда и известная уникальность выдающихся творческих личностей. Именно здесь особенно наглядно проявление психологического и акмеологического принципа единства личности и деятельности. Иногда «технологии» мастерства держатся в строжайшем секрете или передаются только избранным. К тому же не все выдающиеся мастера обладают необходимыми педагогическими качествами и умениями, чтобы передать другим накопленный опыт.

Пятый критерий АКМЕ в художественно - творческой деятельности - это общественное признание. Иногда его не вполне справедливо отождествляют с признанием власти или господствующих групп. Данный критерий, пожалуй, один из самых противоречивых, хотя и, несомненно, высоко значимых. Этот критерий близок к описанному выше временному императиву. Можно привести немало примеров, когда выдающиеся творческие личности не получали признания при жизни и умирали в нищете, но их произведения живут во времени.

С другой стороны, часто случается, что вокруг какого-то художника или артиста возникает небывалый ажиотаж, «мода на художника», а лет эдак через десять про него мало кто может вспомнить или воспринимать его творчество серьезно. Можно отметить и официозных творцов, работавших по заказу власти и обласканных ею за это, но их даже и не вспоминают попрошествии всего лишь нескольких лет.

Известно немало случаев, когда власть не принимает ту или иную творческую личность, всячески мешает ее публичной деятельности, однако и это не может помешать творческой самореализации личности, достижению АКМЕ в художественно-творческой деятельности.

Например, при жизни Владимир Высоцкий постоянно подвергался остракизму и прессингу властей, зато в каждом доме, где имелся магнитофон, были записи его песен, кстати, и в домах его официаль ных гонителей тоже - вспомним его песню «Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"...».

В то же время можно привести яркие примеры, когда выдающиеся творческие личности при жизни заслуженно пользовались признанием властей и всеобщей народной любовью, и это немало способствовало достижению их АКМЕ.

Это поэты и государственные деятели И. В. Гете, Г. Р. Державин, художник П. Рубенс, балетмейстер М. Петипа, великие артисты - балерина Г. С. Уланова, певец С. Я. Лемешев, артист театра и кино М. И. Жаров и многие другие.

Таким образом, данный критерий является весьма гибким, и его использование при изучении АКМЕ конкретной творческой личности всегда нуждается в серьезном обосновании.

Шестой критерий АКМЕ в художественно-творческой деятельности - новаторство в творчестве. «Проторенные пути», повторение того, что сделано другими творческими личностями, подражание -никогда не способствовали достижению АКМЕ в художественнотворческой деятельности. Именно поиск и созидание нового часто приводили к выдающимся результатам. Надо подчеркнуть, что многие творческие личности, достигшие АКМЕ, как правило, были не только новаторами, но и основоположниками новых направлений в искусстве.

Особую значимость и роль данный критерий приобретает, если новаторство в художественном творчестве сочетается с его гуманистической направленностью. Просто новаторство без гуманистической направленности может вызвать неоднозначную реакцию.

Примером может служить творчество чрезвычайно талантливого живописца, яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Его произведения действительно поражают воображение своей необычайной вычурной фантазией, оригинальностью, виртуозным техническим мастерством. Но они же могут вызывать и непроизвольное отторжение, неприятие благодаря подчеркнутому стремлению автора к шокирующему эффекту, эпатажу.

Седьмой критерий - индивидуальная неповторимость в творчестве. Он тесно связан с новаторством, но все же, по нашему мнению, является самостоятельным критерием. Если проанализировать АКМЕ многих выдающихся творческих личностей, то в первую очередь обращаешь внимание именно на их индивидуальность и «непохожесть» на других. Данный критерий не требует каких-либо обоснований, все очевидно.

Предложенные критерии являются обобщающими, с их помощью можно анализировать АКМЕ практически в любом виде художественно-творческой деятельности. Обобщающие критерии могут конкретизироваться в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и в соответствующих более детальных показателях.

Каковы перспективы развития и детализации предложенной критериальной системы?

Они видятся в выходе на уровень особенного и единичного. Основное направление на уровне особенного может осуществляться в направлении поиска личностных составляющих АКМЕ в конкретных видах художественно-творческой деятельности. В частности, если речь идет о сценическом или исполнительском творчестве, то важным критерием может стать большой творческий диапазон - разножанровые роли или произведения, исполненные с высоким мастерством, новаторски, а также выдающиеся достижения личности в разных видах творчества.

Примером здесь может служить великий Ч. Чаплин - актер, режиссер, сценарист и композитор - который свою комедийную маску превратил в образ огромной силы, поднявшись до высот истинной трагедии. Другой пример - А. П. Чехов, умевший создавать как изящные легкие юмористические произведения, так и сложные драматические произведения глубочайшего содержания. А В. Шекспир, гениально создававший тонкие комедии и потрясающие трагедии, причем и те и другие живут века.

Критериями АКМЕ в художественном творчестве, на уровне потенциального, могут стать:

уровень креативности творческой личности;

сильная творческая интуиция;

активность;

инициатива.

На уровне единичного критериями могут стать следующие: уровень акмеологических инвариантов профессионализма;

индивидуальные предпочтения АКМЕ;

акмеологические стандарты и эталоны;

образ «Я» и др.

Примеров акмеологических исследований художественнотворческой деятельности можно привести не так много однако их глубина и значимость являются залогом того, что в самое ближайшее время их масштабность существенно возрастет.

Контрольные вопросы к теме 9.

  • 1. Назовите основные трудности в осуществлении акмеологических исследований художественно-творческой деятельности.
  • 2. Каковы цели, предмет и объект акмеологических исследований художественно - творческой деятельности?
  • 3. Назовите основные критерии АКМЕ в художественно - творческой деятельности.
  • 4. Почему исследование художественно-творческой деятельности является наименее разработанным направлением в акмеологии?
  • 5. Чем отличается акмеологический подход к изучению художественно-творческой деятельности от психологического подхода?
  • 6. В чем проявляется гуманистическая направленность творческой деятельности?
  • 7. Раскройте содержание художественной ценности созданных произведений.
  • 8. Каким образом можно оценить уровень исполнительского мастерства, как одного из условий достижения АКМЕ?
  • 9. Дайте характеристику общественному признанию, как основному критерию АКМЕ.
  • 10. Определите значимость и роль новаторства в творчестве.
  • 11. Каковы особенности проявления индивидуальной неповторимости в творчестве?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >