Введение

Уважаемые обучающиеся! «Акмеология» является одной из важных учебных дисциплин в системе высшего образования. Полное усвоение и глубокое понимание содержания курса по акмеологии также является необходимым условием совершенствования человека, достижения им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, а также гуманизации данного развития.

В основе акмеологии лежат традиционные идеи уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию, переосмысливаемые в духе современных наук об управлении сложными объектами, стратегического планирования и прогнозирования, системного моделирования.

Предметом дисциплины «Акмеология» являются психика взрослого человека, а также закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности на протяжении жизни и профессиональной биографии.

Предлагаемые для изучения темы данного учебного пособия затрагивают вопросы теоретических и методологических основ акмеологии, ее категориально-понятийного аппарата, акмеологических методов, моделей и технологий, а также концепций развития профессионала. Прикладные научные направления акмеологии, представленные в учебном пособии, освещают: развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов; развитие профессионализма личности управленческих кадров; общие и особенные акмеологиче-ские факторы развития профессионализма; акмеологические исследования художественно-творческой деятельности; вопросы, связанные с организацией психолого-акмеологической службы.

Учебное пособие «Акмеология: путь к вершине личностнопрофессионального развития» предназначено для обучающихся вузов очной и заочной форм для направлений подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), 40.03.01 Юриспруденция ФГБОУ ВО ВГАУ.

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

  • 1. О предпосылках возникновения акмеологии как науки
  • 2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи
  • 3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками
  • 4. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
  • 5. Современное состояние акмеологии
  • 1. О предпосылках возникновения акмеологии как науки

В психологии проблемы прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма личности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики.

Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука - акмеология (от греч. acme - вершина, цветущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности - более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости - АКМЕ - рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости.

Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев): «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида; наивысшие достижения в личностном развитии; выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности); достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности. Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргументом. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений.

Понятие «акмеология» было впервые предложено Н.А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии - «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается здесь, прежде всего, в контексте моральной нормативности поведения следующим образом: когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим; когда они являются главными регуляторами поведения и отношений; когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социальнопозитивных результатов.

Б.Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение акмеологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрелости, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии - те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью.

Б. Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела -возрастной психологии зрелости или взрослости.

2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи

Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрениях таких этапов было три:

  • - имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;
  • - эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;
  • - рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеоло-гических исследований в контексте места акмеологии в системе чело-векознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.

Согласно второй точке зрения, акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

  • - латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании ак-меологической проблематики;
  • - номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
  • - инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;
  • - институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

Наиболее интенсивное развитие получили те направления акмео-логии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностнопрофессиональным развитием человека как субъекта деятельности.

В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характерный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретике - методологические основы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология - это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощенное понимание, значительно сужающее предметные и объектные поля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда.

Отмеченное гетерохронное развитие акмеологии в настоящее время для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.

Сегодняшнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных характеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили определить и описать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно - нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, законо мерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего, закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее развития как науки. Отметим их.

Первая группа задач связана с научным освещением феноменологии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.

Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение общего должно обязательно сопровождаться анализом особенного, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности, и единичного, присущего отдельному индивиду.

Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое внимание следует уделять поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессионалам и профессионализму и пр.

Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмео-логических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее имеется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмеологические задачи решались с помощью общенаучных и психологических методов, но скоро наступило время, когда актуализирова лась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.

Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологиче-ских моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретическое обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структурированные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориентиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.

Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.

Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные ак-меологические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений.

3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками

При изучении и описании научных ориентации акмеологии следует помнить, что они проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах или аспектах.

Онтологический план характеризует объектное пространство акмеологии. Как наука, она охватывает такую сферу человеческой реальности (профессионализм и его развитие), которая специально глубоко не рассматривается другими науками.

Гносеологический план характеризуется самостоятельностью исследовательской деятельности, в которой рассматривается прежде всего собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для данной науки методами. В практической деятельности акмеология использует собственные технологии и приемы саморазвития и самосовершенствования.

Аксиологический план выражает собой базисные ценности личности. С акмеологической точки зрения, одной из целей жизни человека в современном постиндустриальном и информационном обществе является его направленность на достижение вершин в личностном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Методологический план отражает статус акмеологии как новой самостоятельной науки, интегративной и междисциплинарной, ком плексной по форме и системной по способу организации знания.

Среди других аспектов акмеологии выделяют - культурологический, этический, геронтологический, эстетический, синергетический.

Родовой наукой для акмеологии является психология. Особенно тесные связи у акмеологии с психологией развития, которая имеет более широкий объект - развивающуюся личность во всех возрастных диапазонах.

Другой наукой, с которой акмеология связана является философия. Связи с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

Тесными являются связи акмеологии с педагогикой, так как объектом педагогики является также развивающаяся личность, но уже отдельной возрастной группы (дети и подростки). Однако некоторые подходы, принципы и методы являются общими как для педагогики, так и для акмеологии.

Акмеология тесно связана также с такими науками, как история и культурология, социология и экономика, экология и политология. Осевой линией во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности.

4. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности

Акмеологический подход базируется на позиции по отношению к изучаемому объекту, а также на применении собственно акмеологи-ческих методов исследования и решения практических задач. Задача акмеологии состоит, чтобы как можно больше людей стали «творцами своего жизненного пути» именно за счет развития этих «определенных личностных качеств», раскрытия и реализации личностного потенциала.

Акмеолога будет интересовать в первую очередь то, что наилучшим образом способствует прогрессивному личностному развитию, независимо от того, является это «биологическим» или «социальным». К примеру, профессиональные достижения будут зависеть в основном от природно-обусловленных качеств, акмеология ни в коем случае не «замкнётся» на профессиональном отборе, а будет искать механизмы развития или компенсации, когда преимущественное развитие одного качества восполнит недостаток другого. Таким образом, акмеология призвана уравнять шансы, дать возможность добиться успеха и тем, кто не так богато одарен от рождения.

Акмеологический подход также существенно отличается от психологического в отношении очень тонкой и деликатной проблемы ак центуированных личностей. Многие психологи акцентуации рассматривают буквально как выход личностного качества или характерологической черты за пределы условной нормы, поэтому при решении практических задач часты случаи рассмотрения их как профессиональных противопоказаний. Со многими акцентуированными личностями очень трудно общаться, взаимодействовать и работать. Они требуют особого внимания и отношения, а это создает дополнительные сложности. Но просто взять и сделать их психологическими или социальными маргиналами - это негуманно, да и ошибочно, а акмео-логия отличается прежде всего гуманистической направленностью. Поэтому если у конкретной личности акцентуации не компенсируются (или их не следует компенсировать), они не имеют социально негативной направленности и сознательно контролируются личностью, акмеологи в первую очередь будут искать тот вид профессиональной деятельности, в котором данная акцентуация будет являться профессионально важным качеством, ведь профессий очень много. Было доказано, что умеренно выраженная акцентуация, имеющая социально позитивную направленность, в большинстве случае становится психологическим, профессионально важным качеством, помогающим добиться успеха в деятельности, именно такие акцентуации являются главными детерминантами профессиональных достижений. В частности:

  • - лица с умеренно выраженной паранойяльной акцентуацией добиваются серьезных результатов в управленческой деятельности ;среди истероидов много блестящих ораторов и харизматических политиков;
  • - если повышена маниакальность, то это люди «прорыва», им за счет реализации мощного настроя и волевого потенциала удается буквально сломать крайне устойчивые негативные ситуации;
  • - педантичная личность будет действовать очень эффективно, выполняя контрольные функции.

Акмеологические исследования свидетельствуют, что многие личности, особенно добившиеся выдающихся результатов в творческой деятельности, независимо от того, является ли это творчество научным, художественным или исполнительским, как раз и являются акцентуированными личностями. Недаром о них говорят, что они «обладают яркой индивидуальностью», «необычные», «неординарные, ни на кого не похожие». С акмеологической точки зрения наличие таланта является лишь необходимым условием для успеха в творческой деятельности. Талант, подкрепленный особенно сильным характером, который может проявляться в одержимости идеей, необычайном упорстве, высочайшей мобилизации в труде, огромной само отдаче, является залогом успеха. Причем эта особенная сила часто связана не с чем иным, как с некоторыми контролируемыми акцентуациями.

Еще одно отличие акмеологического подхода от психологического, касается проблемы развития личности. В психологии считалось, что развитие личности - это процесс ее формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Утверждалось, что внутренней силой такого развития являются противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности в рамках данной трактовки в самом общем виде рассматривается как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграция в ней. Были выделены три основные фазы такого процесса:

  • - фаза адаптации (что предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и способами деятельности);
  • - фаза индивидуализации (как порождение противоречия между, необходимостью быть «таким, как все» и стремлением выделиться из фона);
  • - фаза интеграции (как связи со стремлением быть представленным со своими особенностями и отличиями, а также потребности общности принять индивида).

Акмеологическая позиция отлична от психологической еще и в отношении к главным детерминантам раскрытия потенциала личности в процессе развития, хотя и существует сходство с позицией психологии развития. В первую очередь в качестве общего, конечно, следует отметить необходимость развития способностей личности, и прежде всего сложных частных, до уровня одаренности. Развитие сложных частных способностей обычно осуществляется в процессе обучения, самообучения и профессиональной деятельности.

Изучение развития зрелой личности у психологии и акмеологии имеются как общие, так и отличительные позиции. Эти отличия характеризуют своеобразие и самостоятельность акмеологического знания и акмеологии как науки. Проведенное сопоставление не преследует конфронтационные цели, наоборот, лишний раз свидетельствует о необходимости интеграции наук в разработке проблемы прогрессивного развития зрелой личности.

5. Современное состояние акмеологии

Акмеологию отличают фундаментальность, интегративный характер и гуманистическая направленность. В акмеологии успешно разрабатывается собственный акмеологический методический инст рументарий, что имеет далеко не каждая наука. В акмеологии активно используются методы родовой науки психологии - опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование, семантический дифференциал и радикал и другий. Но к настоящему времени уже разработаны и совершенствуются собственно акмеологические методы: акмеографические описания и построение акмеограмм, которые показали свою перспективность и «доводятся» до широкого применения в научных исследованиях и практике.

Фундаментальность акмеологии как науки подтверждается также разработанными теоретическими концепциями, среди которых:

  • - личностно-профессионального развития;
  • - нравственной культуры;
  • - гуманитарно-технологического развития;
  • - акмеологическую концепцию профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях;
  • - рефлексивной самоорганизации творческого мышления;
  • - акмеологического воздействия, акмеологического тренинга и др.

Теоретическая акмеология подошла к проблеме описания акмеоло-гических законов и закономерностей, что также является свидетельством ее научной фундаментальности. В настоящее время проблема ак-меологических законов и закономерностей стала особенно актуальной. Это связано с необходимостью обобщения и теоретического осмысления накопленных многочисленных эмпирических данных, определения тенденций развития акмеологии в связи с уточнением ее предмета и проблематики. Б. Ф. Ломов, рассматривая проблему закона и закономерностей в психологии, отмечал: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели.

Акмеологические закономерности имеют определенное сходство с закономерностями наук, входящих в комплекс человекознания, потому что у них общий главный объект исследования, однако они имеют свои специфические отличия. Что же характерно для акмеоло-гических закономерностей? Обобщение результатов акмеологических исследований позволило выявить ряд их значимых особенностей.

Во-первых, акмеологические закономерности являются по сути своей объективными устойчивыми связями и отношениями.

Во-вторых, акмеологические закономерности одновременно объективны и субъективны. Объективность их определяется действующими условиями, относящимися в основном к «достартовому» пе риоду развития, к принятым в обществе ценностям, стандартам, проявляющимся в отношении к профессионализму и профессионалам. Естественно, что общественный запрос на профессионалов высокого уровня является благоприятным условием развития профессионализма. Субъективность же связана с индивидуальными особенностями субъекта развития, с «преломлением» объекшвных факторов сквозь призму его внутренних условий.

В-третьих, как обладающие свойством устойчивости, акмеологи-ческие закономерности характеризуются повторяемостью. Именно устойчивость и повторяемость позволяют «тиражировать» акмеоло-гические методы и технологии, в частности, развития профессионализма.

В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологическими тем, что они относятся к четвертому и пятому (по классификации Б. Ф. Ломова) уровням закономерностей, а именно относящимся к процессам психического развития человека и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов.

В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу «законов-тенденций», отличающихся «нежесткостью», вариабельностью относительно устойчивого «среднего». Это особенно наглядно проявляется при описании общего (тенденции), особенного и единичного (вариации) в саморазвитии и личностно-профессиональном развитии.

В-шестых, акмеологические закономерности по сравнению с психологическими менее вариативны. Происходит это вследствие того, что, к примеру, профессионализм деятельности характеризуется прежде всего стабильностью высоких результатов, а профессионализм личности - «жесткими» стандартами и личностными нормами поведения, что, естественно, уменьшает вариативность. К тому же использование стандартизированных акмеологических технологий существенно детерминирует сам процесс личностного развития.

Исходя из сущности акмеологии, можно утверждать, что акмеологические законы и закономерности отражают устойчивые отношения, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития.

Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Он пока имеет описательную форму. В нем отражается следующее:

  • - констатируется, что движущей силой личностно - профессионального развития выступают различные противоречия между перспективным, потенциальным и наличным;
  • - раскрывается содержание личностно - профессионального развития в контексте изменения соотношения индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационносмысловой и потребностной сфер личности, расширения объектного и предметного полей деятельности, повышения психологической культуры.

Закон самовыражения личности в профессии. Он также пока имеет описательную форму. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно - профессионального роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Интегративный характер акмеологии определяется ее обширными междисциплинарными связями, аккумулирующими результаты комплексных исследований в решении центральной проблемы прогрессивного развития зрелой личности, нацеленной на достижение вершин в этом развитии. Процессы личностного развития чрезвычайно сложны и многоплановы, поэтому их организация и оптимизация требуют интеграции и систематизации различных знаний на основе выявленных методологических принципов - в первую очередь комплексности и системности, помогающих интегрировать разноуровневое знание в обобщенные схемы описания.

Гуманистическая направленность акмеологии является не только важной характеристикой ее фундаментальности, но и отличительным признаком как науки. В исследованиях, проведенных в разные годы Н. В. Кузьминой, было показано, что профессионалами высокого класса становятся примерно около 5 % тех, кто занят в том или ином виде профессиональной деятельности.

Именно акмеология в силу своей объектной и предметной направленности, стратегических целей, решаемых научно-практических задач, а также наличия специальных методов призвана коренным образом изменить сложившуюся негативную ситуацию. Акмеологиче-ское знание помогает людям в личностной и профессиональной самореализации, в профессиональных и жизненных достижениях. Поэтому одной из центральных задач акмеологии является определение общих и особенных условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию личности.

Контрольные вопросы к теме 1.

  • 1. Какое общее определение дается акмеологии как науке?
  • 2. Каковы научные и исторические предпосылки возникновения акмеологического знания?
  • 3. Каковы цель, предмет и объект акмеологии на нынешнем этапе ее развития?
  • 4. Каковы основные научные задачи акмеологии?
  • 5. Проанализируйте развитие акмеологии и сравните этот процесс с развитием других наук.
  • 6. Каковы главные научные и методологические ориентации акмеологии?
  • 7. Дайте общую характеристику акмеологическому подходу в изучении развития зрелой личности.
  • 8. В чем заключается гуманистическая направленность акмеологии?
  • 9. Охарактеризуйте современное состояние акмеологии.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >