ИСТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Как и в большинстве других стран, в России базой для формирования и развития медиаобразования послужило кино. Еще в 1897 г. в Москве была издана книга учителя Ф. А. Данилова «Волшебный фонарь», в которой он писал о проблеме использования кинематографа на школьных уроках. В 1896-1897 и 1897-1898 учебном годах школьникам показывали видовые картины в Петербурге[1]. Спустя 10 лет в московском театре «Орион» Кащенко Б. П. начинает проводить лекции по кинообразованию, а после 1910 г. уже и в московских школах устанавливают проекторы и экраны, проводят киносеансы.

В 1919 г. в Москве была открыта первая в мире киношкола (ныне это Всероссийский государственный институт кинематографий). Вуз и в те времена, и сегодня готовит специалистов в области кино. Тогда же в Петербурге открывается Высший институт фотографии и фототехники'13.

В 20-е гг. основными составляющими медиаобразования были киноклубы, любительские фотостудии и сеть кружков «юнкоров». С 1925 г. работало Общество друзей советского кино (ОДСК). Это движение получило отклик и в регионах: там открывались местные филиалы, активисты которых стремились приобрести кинокамеры для съемок хроники. Только в Москве в середине 20-х гг. насчитывалось около 50 таких коллективов. Здесь были открыты специальные учебные курсы для членов ОДСК, где преподавали видные деятели киноискусства А. Роом, В. Пудовкин, Н. Зархи, а тексты их лекций издавались в виде брошюр.

В этот же период развивалась грамзапись: выпускались пластинки с революционными, героическими песнями, стихами советских поэтов, выступлениями политических деятелей, «агитками» против эпидемий и болезней, а также с текстом присяги солдат Красной Армии. С 1924 г. начались регулярные выпуски радиопрограмм. К работе над программами привлекались школьники. Популярными были радиожурналы «Радиооктябренок» и «Радиопионер»[2].

В 1927 г. на официальном уровне была выдвинута идея введения в программу педагогических техникумов курса по киноработе среди детей. Основными задачами тогда были: подготовка специалистов-кинопедагогов, выработка форм, содержания и методов массовой работы с детьми, изучение запросов детей, создание новых кинотеатров и оснащение школ кинооборудованием.

В этот период медиаобразование школьников и молодежи развивалось и с использованием материала прессы. Профессиональные журналисты обучали «юнкоров» и «деткоров» работе с текстами. С начала 20-х гг. в школах, вузах, колхозах, на промышленных предприятиях и в армейских подразделениях начали выпуск стенных газет. К слову, к 1975 г. в СССР издавалось около 2 млн стенных газет и оперативных приложений к ним («молний», «боевых листков», сатирических листовок). Десятки миллионов людей были задействованы в стенной печати как авторы, участники рабсельскоровских рейдов и постов.

В 1923 г. в РСФСР вышла инструкция о пересмотре фондов библиотек, подписанная Н. К. Крупской, запрещавшая предоставлять читателям «идеологически вредную» литературу. Такие издания нередко уничтожались. Цензурный контроль постепенно усиливался, затрагивая не только библиотеки, но и все СМИ. Пожалуй, более или менее правдиво отразить окружающую действительность могла лишь любительская киносъемка. Хотя и ОДСК будет закрыто в 1934 г. из-за мощного влияния цензуры.

С 30-х гг. развитие медиаобразования в СССР в целом потеряло былую активность. При сталинском режиме медиа становятся инструментом тоталитарной власти. С 1935 г. медиаобразование в СССР вступает в «практическую» фазу. Вплоть до середины 50-х гг. под одобрением власти находились киномероприятия пропагандистской направленности, «идеологически верные» кружки фотокиносъемок и стенгазеты. Школьники продолжали изучать медиатексты (через кино, радио, прессу), но все это происходило сквозь призму идеологии. В этот же период закрывались или перепрофилировались многие кинематографические вузы. Библиотеки в 30-е гг. тоже несли не только образовательные и просветительские функции, но и идеологические[3] .

В 50-60-х гг. ситуация начала меняться: велась активная практическая работа в школах, вузах, киноклубах, которую осуществляли деятели кинообразования Ю. Н. Усов, И. С. Левшин, 3. С. Смел-ков, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин, О. А. Баранов, С. М. Иванов, Е. В. Горбулин, Э. Н. Горюхин. Возрождалось движение киноклубов и кинолюбителей, проводились фестивали кинотворчества, все в большем количестве вузов преподавались кинематографические дисциплины. В 1962 г. на базе театрального института в Ленинграде был открыт ЛГИТМиК (Институт театра, музыки и кино)231; начала работу лаборатория экранных искусств Института художественного воспитания при Академии педагогических наук232. Кинопедагоги СССР сотрудничали с коллегами из Венгрии, Польши, Югославии, США и других стран, перенимали зарубежный опыт, участвовали в международных медиаобразовательных форумах. В 1967 г. был создан Совет по кинообразованию в школе и вузах при Союзе кинематографистов. Одновременно осуществлялись эксперименты по кинообразованию детей в детских оздоровительных центрах («Океан», «Орленок»).

В это же время развивалось телевидение, появлялись разнообразные программы для взрослых и детей. Но медиаобразователь-ный потенциал телевидения использовался очень слабо. В школах учителя в основном стремились дать рекомендации по просмотру тех или иных программ либо говорили о вредном влиянии телевидения. Только некоторые медиапедагоги (С. Н. Пензин, Л. С. Прес-сман) включали этот вид медиа в полноценный медиаобразователь-ный контекст.

В 70-х были защищены кандидатские диссертации, которые внесли свой вклад в развитие аудиовизуального медиаобразования (Н. В. Гончарова - 1970, С. В. Соколова - 1971, И. С. Левшина -1974, Ю. Н. Усов - 1974, С. М. Иванова - 1978, В. А. Монастырский - 1979)1*5.

В 60-70-е на первый план выходит эстетическая теория медиаобразования (как и в западных странах). Однако в СССР художественная концепция сосуществовала с идеологической и была, по сути, дополнением марксистских идей. Отразилось это и на работе библиотек - одной из составляющих медиаобразования. В 1950-1980-х гг. существовавшая в большей части из них марксистско-ленинская библиотечно-библиографическая классификация привела к тому, что путь к фонду стал возможен лишь через систематический каталог, который помогал читателю выбирать «правильную» литературу. Зачастую читатель даже не догадывался о том, что имеется и иная литература[4] .

Сам государственный строй, идеология, незаинтересованность власти в гуманитарных науках, слабая техническая оснащенность не способствовали развитию медиаобразования в этот период.

К 80-м гг. углубились исследования в сфере медиаобразования, произошел переход от описания и обобщения педагогического опыта к выявлению психологических и/или социологических составляющих, повысился интерес к проблемам детского творчества, исследователи больше внимания стали уделять медиаобразованию в начальной школе. Так, в 80-х гг. в Москве был проведен экспе-

риментальный проект по включению кинообразования в начальную и среднюю школу. В вузах читали лекции и проводили практические занятия по кинообразованию для будущих учителей. По завершении обучения они передавали свои знания учащимся школ. Некоторые институты повышения квалификации учителей (Москва, Курган, Тверь) готовили преподавателей к работе со школьниками на материале киноискусства с помощью семинаров и спецкурсов. Кроме того, в этот период кинообразование преподавалось и будущим журналистам[5].

С 80-х гг. медиаобразование активно развивалось и на материале печатных СМИ; появилось детско-юношеское агентство ЮНПРЕСС, по всей стране распространилось юнкоровское движение, популярность получили детские и юношеские газеты. Тогда же впервые было переведено на русский язык издание французского медиапедагога Жака Тонне «Школьные и лицейские газеты».

Интересна медиаобразовательная деятельность и детских библиотек в 80-е гг. В них проводили книжные выставки (например, «Путешествие в страну знаний», «Что надо знать, чтоб учиться на пять», «Мир знаний открывает книга», «Человек познает мир», «Здравствуй, Праздник знаний!»), организовывали обзоры новинок научно-познавательной литературы, массовые мероприятия, турниры знатоков, конкурсы эрудитов, матчи «Интеллектуальный хоккей на литературном поле». В детских домах и школах-интернатах проводили праздники книги.

В 1988 г. Совет по кинообразованию был реорганизован в Ассоциацию деятелей кинообразования, которая в начале 90-х стала членом Европейской ассоциации медиаобразования.

В это время стала популярной критическая теория, также активно использовалась практическая концепция.

Во второй половине 90-х была создана Ассоциация интернет-обра-зования России, развернувшая по всей стране сеть тренинг-семинаров для учителей. В 1995 г. Министерство образования РФ и Британский институт кино совместно с Фондом культурной инициативы и Иссле

довательским центром эстетического воспитания РАО провели первый Российско-Британский семинар по медиаобразованию. Это стало важным событием в отечественном медиаобразовании. Российские специалисты получили возможность прямого контакта с зарубежными коллегами. В дальнейшем отечественные медиапедагоги стали постоянными участниками международных конференций и форумов по медиаобразованию в Европе, Северной и Южной Америке.

В 1995-1998 гг. заведующим лабораторией экранных искусств Российской академии образования Ю. Н. Усовым создается цикл программ по медиаобразованию эстетической направленности для школьников, в рамках которого школьники знакомятся с фильмами, фотографиями, видеозарисовками, видеоклипами. Их смотрят, обсуждают, анализируют, «по ним» рисуют, затем создают свои фильмы, фотоальбомы. Это способствует художественному развитию детей, их мышления, творческих способностей[6].

В 1998 г. профессор Российской академии образования Л. С. За-знобина создала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для средних школ. Для вузов программа по медиаобразованию впервые в России появилась в 2002 г. в Таганрогском государственном педагогическом институте. Медиадисциплины сегодня преподают во многих высших учебных заведениях, в том числе и в религиозных (к примеру, в Свято-Тихоновском университете). На рубеже XX-XXI вв. в России появляются первые обобщающие работы по медиаобразованию (Ю. Н. Усов, Л. С. Зазноби-на, А. В. Шариков, А. В. Федоров, И. А. Фатеева, И. В. Челышева, Н. Ф. Хилько, А. В. Спичкин, Е. А. Бондаренко).

В 2003 г. Я. Н. Засурским и Е. Л. Вартановой был разработан российский модуль медиаобразования на основе идей британского исследователя Л. Мастермана. Модуль стал базой для многих программ по медиаобразованию. В начале 2000-х Н. И. Гендиной был представлен курс «Основы информационной культуры личности» для учеников 1-11 классов. Программа призвана научить

самостоятельному поиску, анализу, практическому использованию информации, преподать методы, приемы и способы для самообеспечения учебной деятельности учащихся.

В 2000-е внедряются новые медиаобразовательные проекты с использованием телевизионного материала, прессы, проводятся конкурсы, фестивали, организовываются телекоммуникационные проекты, вебинары, интернет-ресурсы, активную работу ведут детские издательства[7]. Участвуют в медиаобразовательном процессе и библиотеки. Они реализуют проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности детей, родителей, учителей, учат быстро ориентироваться в информационном потоке, свободно владеть информационными и коммуникационными технологиями. Например, в одной из библиотек Липецка проводятся турниры знатоков, дни веб-воспитанности, онлайн-турниры, блицопросы, недели безопасного Рунета. На базе одной из библиотек Кубани существует информационный центр, компьютерный клуб. Там выпускают свои медиаобразовательные диски, проводят игры для детей младшего школьного возраста, позволяющие познакомиться и изучить структуры энциклопедий, словарей, справочников.

С начала 2000-х гг. в России появились новые медиаобразовательные организации: Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования под руководством Н. Б. Кирилловой (Екатеринбург), Региональный Центр медиаобразования в Екатеринбурге (директор - А. Р. Кантор), Сибирская ассоциация медиаобразования (САМО; фактически неформально существовала с 1992 г.), в 2011 г. создается Национальная ассоциация исследователей масс-медиа (НАММИ). С 2000 г. Россия участвует в межправительственной программе ЮНЕСКО «Информация для всех», с 2008 г. Российская Ассоциация кинообразования и медиапеда

гогики задействована в проекте ООН «Альянс цивилизаций»29*. Тогда же открывается портал «Информационная грамотность и медиаобразование»[8] .

В 2008 г. Правительство России утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации па период до 2020 г.», в которой приоритетным направлением обозначается «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе и дистанционного образования и медиаобразования». Важное место медиаобразованию аудитории отведено и в вышедшей в 2013 г. Концепции информационной безопасности детей».

Современное медиаобразование России ставит перед собой цели развития критического мышления, способностей анализировать медиатексты разных видов и жанров, а также создавать их, в том числе при помощи техники и разнообразных технологий. Не менее важны формирование эстетического вкуса у аудитории и защита от вредного воздействия медиа. Таким образом, основные теории, используемые в российском медиаобразовании, - это практическая, социокультурная, критическая, защитная, культурологическая и эстетическая.

В России сегодня немало исследователей в области медиаобразования: Е. А. Бондаренко, С. И. Гудилина, В. В. Гура, И. В. Жилавская, Н. Б. Кириллова, А. П. Короченский, С. Н. Пензин, И. А. Фатеева, А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. В. Шариков и другие.

Учитывая рекомендации ЮНЕСКО, интерес исследователей и государства к проблемам медиаобразования, появление новых субъектов в медиаобразовательной сфере, можно говорить о серьезных перспективах развития данного направления в России.

  • [1] Гура В. В. Эволюция практического медиаобразования в России (XX век). Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / Отв. ред. К. Э. Разлогов и А. В. Федоров. - М., 2012. - С. 38. 2 Федоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. - 2002. -№ 2. - С. 23. 3 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 9. 4 Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России: краткая история развития. -Таганрог: Познание, 2002. - С. 20.
  • [2] Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - С. 45^16. 2 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 9. 3 Там же. С. 10-11. 4 Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. - 2-е изд., доп. - СПб.: Профессия, 2004. -С. 259.
  • [3] Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. - 2-е изд., доп. - СПб.: Профессия, 2004. -С. 272-273. 2 Федоров А. В. Киноискусство и художественное образование И Педагогика. - 2002. -№2.-С. 23. 3 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 15. 4 Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова): Монография. — Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. - С. 54. 5 Федоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. - 2002. -№ 2. - С. 24.
  • [4] Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 15. 2 Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. - 2-е изд., доп. - СПб.: Профессия, 2004. -С. 259-260. 3 Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. -М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - С. 38-39.
  • [5] Федоров А. В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. - 2002. -№ 2. - С. 23. 2 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 16. 3 Библиотечное дело и библиография: экспресс-информация. - Вып. 9. - М., 1986. -С. 5-6.
  • [6] Баженова Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 50-54. 2 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: Монография / И. В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 17-18. 3 Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - С. 89-90.
  • [7] Челышева И. В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992-2005) // Медиаобразование. - 2005. - № 5. http://ict.informika.ru/ft/005072/media05A)5.pdf (дата обращения: 29.04.2015). 2 Кондаурова Т. Ю. Владеешь информацией - владеешь ситуацией: о реализации программы «Поколение ВИТ: века информационных технологий» // Медиатека и Мир. - 2013. -№ 2. - С. 35-37. 3 Матлахова И. В. Дети в системе «цифрового взрыва». Эффективный поиск и безопасный доступ // Библиотечное дело. - 2011. - № 02 (140). - С. 30. 4 Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования. http://www. urfomediacenter.info/ (дата обращения: 13.10.2015).
  • [8] Alliance of Civilizations. Partner Organizations. Disp : http://milunesco.unaoc.org/partner-organizations/ (дата обращения: 12.08.2015). 2 Информационная грамотность и медиаобразование для всех, http://www.mediagram.ru/ (дата обращения: 8.04.2015). 3 Федоров А. В., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Горбаткова О. И., Ковалева М. Е., Князев А. А. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А. В. Федорова. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - С. 249.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >