Построение генограммы

Генограмма - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записи и иными целями. Ее построение как технологический прием возникло в рамках семейной терапии. По идее ее создателя Мюррея Боуэна, с помощью генограммы клиент любого возраста может систематизировать свои знания о том, какие люди и какого качества отношения составляют прошлое и настоящее его семьи[1] . Генограмма позволяет каждому человеку обогатить информацию о семье

происхождения, почувствовать свои корни и связь поколений, понять, что именно предыдущие поколения привнесли в его собственные взаимоотношения и что он сам передаст своим детям, осознать свои чувств к родственникам и наследникам и, наконец, лучше понять самого себя.

Это особенно важно для пожилого человека, поскольку способствует его эмоциональному воссоединению со своим родом и позволяет ощутить себя «патриархом», задача которого - оставить наследникам детальную, наполненную живыми нюансами историю семьи, рода, клана.

Главное достоинство генограммы по сравнению с другими методами сбора данных - это ее структурированность и наглядность.

Члены семейного клана - мужчины обозначаются на генограмме треугольниками или квадратами, женщины - кругами (впрочем, символы для обозначения членов семьи разных поколений могут быть либо общепринятыми, как указано выше, либо оригинальными, придуманными данным терапевтом и его клиентом). Возле геометрических фигур, символизирующих членов семьи, отмечаются их имена и даты жизни. Степень родства отражается характером соединяющих квадраты и круги линий (официальный брак - сплошная горизонтальная линия; гражданский брак - горизонтальный пунктир; дети-родители соединяются сплошными вертикальными линиями). Отмечается также длительность браков, периодов совместного проживания, наличие разъездов и разводов. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также обозначается линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). На рисунке 4 приведены символические обозначения, принятые при построении генограммы, взятые из разных источников ’• 2> .

Отметим, что при построении генограммы каждый клиент волен сам придумывать удобные для него обозначения.

  • 1
  • 1 Gerson R., McGoldrick М. Constructing and Interpreting Genograms: The Example of Sigmund Freud’s Family.- Innovations in Clinical Practice: a Source Book (vol. 5, p. 207), by P.A. Keller and L.G. Ritt (Eds.), 1986.
  • 2 Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии / Пер. с англ. Н.А.Цветковой. - М.: 2006.
  • 3 Цветкова Н.А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психокоррекционной работе. - М. — Воронеж: 2010.

.38

  • - Женщина и ее возраст
  • - Мертворожденные дети или умершие вскоре после родов
  • 62
  • - Мужчина и его возраст
  • -Самопроизвольный аборт (выкидыш)
  • - Клиент

- Медицинский аборт

- Официальный брак и его

п родолжител ьность

- Неофициальное опекунство

i__3_ J

- Гражданский брак (любовная связь) и его продолжительность

- Нежелательный ребенок

  • - Ушедшие из жизни члены семьи и их возраст
  • - Родственники, которых клиент только обозначил
  • - Развод по инициативе жены
  • -3

- Разница в возрасте

с клиентом или партнером

по браку

  • - Развод по инициативе мужа
  • (21) - Возраст вступления в брак

уч. ВОВ

-Участник Великой

Отечественной войны

- Близнецы (дизиготные)

  • -Отсутствие каких-либо сведений о члене семьи
  • — Приемные дети
  • - Дорожно-транспортное

ДТП происшествие,

автомобильная авария

  • - Асоциальное поведение (алкоголизм, наркотическая зависимость и др.)
  • - Активная позиция
  • - Доминирование, подавление, сверхконтроль, сверхопека
  • - Пассивная позиция

AAa/W

  • - Конфликтные отношения, частая критика, отношения конкуренции
  • - Теплые, близкие, доверительные отношения
  • - Запутанные, одновременно близкие и конфликтные отношения
  • - Эмоционально отдаленные отношения, дистанцирование, отчуждение, ревность

- Разрыв отношений

- Супружеские измены

Рис. 4. Формат генограммы: основные обозначения, используемые при составлении генограмм

В настоящее время в практике консультативной работы генограмму строит либо консультант во время сессии, систематизируя получаемые от клиента (или семьи в целом) данные, либо клиент на первом этапе реконструкции семейного опыта

Регистрация собираемых терапевтом во время интервью данных о семейной истории клиента в виде генограммы дает возможность консультанту, во-первых, как можно больше времени уделить визуальному наблюдению за клиентом и, во-вторых, быстро восстанавливать в памяти нюансы семейной истории клиента при подготовке и проведении второй и последующих консультаций.

Если же терапевт считает необходимым, чтобы клиент составил генограмму самостоятельно, то обычная инструкция состоит в следующем: «Начните с самого далекого прошлого, о котором вы помните и знаете». Большинство клиентов начинают со своих пра-прадедов или прадедов, и семейное дерево опускается сверху страницы вниз, от прародителей к младшим детям клана.

Многочисленные преимущества метода построения генограммы -он не имеет ни языковых, ни культурных, ни гендерных ограничений - способствуют его живучести и способности преодолевать время (на отрезке в несколько десятилетий) и пространство (генограмма популярна во многих странах мира)[2] .

Генограмма как основной технологический прием изучения истории рода используется психотерапевтами в рамках системной семейной терапии, а также во многих разновидностях психобиографического подхода в психологическом консультировании, задача которого - реконструировать видение человеком своего жизненного пути, помочь ему осознать свои жизненные программы, сценарии, карты времени. И, в конечном счете, решить главную задачу психотерапии - сделать жизнь клиента в любом возрастном периоде выражением его глубинной сущности.

Чтобы решить эту задачу, психотерапевт должен, прежде всего, видеть в обратившемся к нему за помощью человеке не наивного «незнайку», а квалифицированного эксперта по вопросам своего жизненного пути. Это дает существенный стимул саморазвитию личности клиента, ее духовному росту. А психолог, обращаясь к другому человеку как к эксперту - равноправному собеседнику, получает уникальный материал для построения картины его жизни. Такая картина, конечно,

субъективна - это результат осознания человеком своего прошлого, настоящего, возможного будущего, но она подлинна, поскольку представляет собой первоисточник, жизненный замысел, автором которого является сам субъект жизнедеятельности. И здесь важнее всего, говоря словами М. М. Бахтина, «не точность познания, а глубина проникновения... - необходимость добраться, углубиться до творческого ядра личности» *.

Изучение семейной истории, выяснение генеалогической структуры своего рода для многих клиентов становится необходимой поддержкой при выстраивании идентичности[3] .

Широко использует построение генограммы в консультативной практике Анн Анселин Шутценбергер - автор метода, созданного ею в рамках психобиографического подхода и названного «трансгенерационная психогенеалогическая контекстуальная терапия». Сама являясь ярким примером творческого долголетия и жизнестойкости, она видит задачу «старейшин рода» в том, чтобы «через структурирование семейной истории распутать сложный клубок семейных тайн и противоречий, выявить связи между поколениями и помочь наследникам прервать цепь бессознательных повторений, чтобы каждый член семьи мог осознать свое собственное предназначение и тем самым использовать свой шанс в жизни - «обратить в нужное русло неблагосклонную судьбу», избежав ловушек бессознательных трансгенерационных повторений».

Работа с генограммой позволяет пожилому клиенту за деталями жизни предыдущих поколений наиболее точно увидеть сложившиеся в семье стереотипы (паттерны) поведения и эмоциональных реакций, определить устойчивую семейную систему взглядов на то, «что такое хорошо, и что такое плохо» и взять «на вооружение» лучшие образцы проживания преклонных лет, проявившиеся у предков. Воодушевляющий пример жизнестойкости и мудрого старения, проявленный предком с трудной судьбой, может послужить клиенту хорошим мотиватором для поиска внутренних резервов оптимизма.

Техника генограммы оказалась эффективным инструментом в групповой работе с пожилыми людьми: построенные схемы (генограммы) дают участникам группы возможность обмениваться своими воспоминаниями, не терять из виду и обсуждать ключевые вопросы своих биографий. Такие тренинги всегда бывают в высшей степени эмоцио-

нальны, вызывают энтузиазм и желание участников продолжить общение за рамками групповых занятий.

Психотерапевтический эффект биографических процедур был описан Ф. Е. Василюком 1 и экспериментально доказан в его работе[4] . Он заключается в изменении окраски субъективной картины жизненного пути в процессе ее объективации при ее совместном рассмотрении вместе с психотерапевтом и последующим осмыслении клиентом. Изложенная самим клиентом история своей жизни, автобиография, выступает как метод ценностного переживания, с помощью которого клиент при поддержке психотерапевта стремится создать нечто прекрасное из неизбежных в жизни каждого человека неудач, падений, потерь и страданий.

Рассказ о жизни позволяет человеку «проработать» свою жизнь и является хорошим средством для того, чтобы «играть со временем жизни, перестраивать прошлое, переносить тяготы настоящего и приукрашивать будущее:

  • работа с прошлым для того, чтобы восстановить, исправить, связать - например, распутав клубок постыдной семейной тайны, который лихорадит семью при переходе из поколения в поколение, реабилитируя то, что было отвергнуто, вновь связывая нити памяти, чтобы вновь обрести «потерянное время»;
  • •работа с настоящим, с «инкорпорированной историей, то есть с тем, какое она оказывает действие внутри себя, сегодня. Если нельзя изменить прошлое, то можно изменить свое отношение к нему, поняв, в чем именно эта история всегда присутствует в тебе;
  • работа с будущим в той мере, в какой оно детерминировано историей,- от способности людей найти свое место по отношению к своему прошлому зависит их способность проецировать себя в будущее».

Отметим, что активность клиента в сборе данных о своей семейной истории способствует усилению самостоятельных попыток клиента изменить свое психологическое состояние. Этот процесс может быть ускорен, например, просмотром семейных фотографий вместе с одним из родственников.

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени Вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной...

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью, Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется, И никогда не оборвется Веков связующая нить '.

На рисунке 5 приведена для примера генограмма семьи Николая Рериха (1874-1947 гг.) - художника, поэта, путешественника, исследователя Центральной Азии, основателя Института Гималайских Исследований «Урусвати» (Индия)[5] .

Супруга Николая Константиновича - Елена Ивановна, дочь академика архитектуры И. И. Шапошникова и правнучатая племянница фельдмаршала М. И. Кутузова, была его верной спутницей на протяжении 46 лет. Она принимала участие во всех экспедициях, организованных мужем, в том числе по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, являлась соавтором его многочисленных общественно-культурных начинаний, в том числе Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха).

Их сыновья, Юрий и Святослав, будучи разносторонне образованными людьми, развивали творческие идеи родителей.

Юрий Николаевич, лингвист, знавший более 30 европейских и азиатских языков, заложил фундамент новой науки - номадистики (изучение кочевых племен), многие годы возглавлял основанный отцом Институт «Урусвати».

Святослав Николаевич стал известным художником, чьи работы хранятся в крупнейших музеях мира. После обучения в Лондоне и США, он вместе с родителями переехал в Индию, где принял участие в экспедициях по Бутану и Непалу. Затем возглавил Международный культурный центр «Венец Мира», основанный Николаем Рерихом в Нью-Йорке. Основную часть своей жизни, более 60 лет, провел в долине Кулу - возглавлял Институт Гималайских исследований «Урусвати», изучал индийское искусство, древнюю тибетскую медицину и создавал свои картины.

Одна из самых известных его работ - портрет жены, индийской киноактрисы Девики Рани, в счастливом браке с которой он прожил 48 лет

Генограмма семьи Рерихов отражает ее генеалогическую структуру, а также наличие в семье эмоциональной сплоченности, глубоких доверительных отношений между представителями разных поколений.

Рерих, 1904-1993

Рис. 5. Генограмма семьи Николая Константиновича Рериха

Наш опыт консультативной практики показал, что информацию, собираемую и регистрируемую с помощью генограммы, можно условно разделить на семь слоев, каждый из которых полезен по-своему.

Поэтому давая задание клиенту построить генограмму, консультант просит заполнить каждый слой максимально полно

Первый слой: генеалогический отражает три вида информации:

  • а) кто входит в круг людей, связанных кровным родством и брачносемейными узами (их имена);
  • б) в какого рода родственных отношениях состоят представители данной семьи;
  • в) в какое историческое время жили эти люди (то есть когда они родились, жили и умерли).

На этом построение генеалогического дерева часто считается завершенным. Но работа над составлением генограммы только начинается, потому что при построении генограммы психотерапевте интересуют не только родственные связи, но и огромный объем другой информации.

Второй слой: динамика отношений отражает то, как члены семьи относятся друг к другу и может быть охарактеризован следующими параметрами:

а) характер руководства жизнедеятельностью всей семьи, который может быть следующих типов -

жесткое подчинение всех членов семьи одному выделенному члену семьи, который определяет все принимаемые в семье решения и контролирует выполнение этих решений; устанавливает меры поощрения и наказания; ставит перед семьей и отдельными членами стратегические цели;

  • • мудрое - достаточно гибкое, учитывающее особенности всех членов семьи - доминирование одного члена семьи;
  • • партнерские отношения;
  • • хаотичное руководство течением семейной жизни - в семье нет явно выделенного лидера, и у взрослых членов семьи наблюдается страх взять ответственность за принятие решений на себя; решения принимаются спонтанно и заранее не предсказуемы;
  • • перевернутая иерархия, когда статус одного из детей в семье становится более высоким, чем статус одного или обоих родителей;
  • б) степень открытости отношений: приветствовалась в семье искренность и открытость, или считалось, что каждый должен сам справляться со своими эмоциями;
  • в) степень критичности членов семьи друг к другу;
  • г) способы совладания с кризисами отношений: в чьих руках было превосходство в кризисных ситуациях, использовались ли манипулятивные приемы, что служило основанием для найденных компромиссных решений;
  • д) степень эмоциональной близости членов семьи друг другу: отношения между членами семьи или между семейными группировками оцениваются по шкале «отдаленные, враждебные или близкие, поддерживающие»;
  • е) особенные отношения: если в семье имели место какие-либо особенные отношения между отдельными членами семьи, имеет смысл их описать отдельно;
  • ж) нарушения отношений: разводы, раздельное проживание супругов, семейная вражда, семейные «паршивые овцы» или люди, которые в семье считаются проблемными («козлы отпущения»);
  • з) степень удовлетворенности браком супругами в разных поколениях семьи.

Третий слой: система семьи отражает то, как разные части семейной системы работают сообща, или почему им это не удается. Этот слой призван описать роли, предписанные определенным членам или частям семьи, а также существующие в семье коалиции - особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим членам семьи, например:

  • а) коалиция через поколение:
    • • один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого, дистанцированного родителя; ребенок таким образом получает возможность не выполнять требования этого дистантного родителя, поскольку знает, что его обязательно поддержит другой родитель (наиболее распространенный пример: коалиция матери и ребенка против всегда занятого и поэтому отсутствующего отца);
    • • бабушка (или дедушка) образует коалицию с ребенком против его родителей (часто встречается в семьях, когда разведенная мать с ребенком живет в доме своих родителей, и те образуют коалицию против воспитательных мер матери, полагая, что тем самым становятся для ребенка более значимыми, близкими, любимыми);
  • • родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям (тем самым вызывая у них ревность и способствуя вражде в сиблинговой подсистеме);
  • • один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга.
  • б) скрытая коалиция: возникает между членами семьи на основе общего секрета (например, мать скрывает от отца пропуски ребенком школьных занятий, тем самым становясь сообщницей прогульщика).

Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Они позволяют членам коалиции справиться с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону.

Четвертый слой: эмоциональные паттерны, свойственные членам семьи отражает те чувства, которые члены семьи испытывают к себе, к другим людям и вообще к жизни: одни члены семьи могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми или оптимистичными, другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма.

Определить эти паттерны можно, задавая вопросы такого рода: «Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать вашу тетю?» Затем надо сравнить то, как видит и воспринимает тетю человек, составляющий генограмму, с тем, как видят и воспринимают ее другие члены семьи. Кто-то может сказать: «90 % времени она сердится», а другой вступит в разговор и добавит: «Да! А в остальные 10 % - де-мострирует окружающим, как она несчастна!» Из этого можно понять, как именно тетя развивала свои негативные эмоциональные привычки, зная, что она «всегда была сердитой». Это поможет следующему поколению преодолеть эти унаследованные стереотипы отрицательного эмоционального взаимодействия с жизнью.

Важно понять, каким видел себя каждый член семьи из предыдущих и терешнего поколений, по каким критериям они оценивают жизнь.

Пятый слой: медицинские сведения, которые прослеживают истории семейных заболеваний и нездоровья и могут быть весьма полезны, поскольку многие соматические проблемы носят наследственный характер.

Шестой слой: семейные верования (мыслительные паттерны) включает те представления, которые существуют в разных поколениях семьи относительно разных сфер жизни: когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как их воспитывать, как зарабатывать на жизнь, какая работа - лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть. Эти убеждения зачастую выражаются в ставших привычными семейных присказках, фразах-афоризмах, любимых историях.

Седьмой слой: семья и общество отражает взаимоотношения семьи и общества в целом - какой частью общества видит себя семья, как семья представляет себя обществу, с какими другими системами отождествляет себя семья, как общество отвечает семье.

Разумеется, в зависимости от проблемы, с которой столкнулся пожилой клиент, психотерапевт более подробно рассматривает, анализирует, обсуждает тот или иной «слой» генограммы. Главная задача - достижение целостности личности через наведение порядка в содержательном наполнении структурных звеньев самосознания, формирование позитивного и конструктивного отношения к своему собственному прошлому. Клиент с помощью консультанта получает возможность увязать в живое единство все подвижное многообразие противоречивых конструктов самосознания личности: целей и мотивов, отношений и установок, ценностей и идеалов.

Надо отметить, что составление своего «семейного дерева» увлекает многих клиентов, возвращая им ощущение собственной значимости, пробуждая целую гамму позитивных переживаний.

Той же цели - способствовать самоанализу личности - служит и компьтерная программа «LifeLine» («Линия Жизни») ’, которая была создана на основе причинно-целевой концепции психологического времени[6] . Суть этой конценпции состоит в понимании личности и ее жизненного пути через психологическую реконструкцию системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми для нее людьми. Отражаясь в сознании человека, эти связи образуют многослойную субъективную картину жизни, которая, в свою очередь, выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненных замыслов и поступков человека с замыслами и поступками других людей.

Пользователь программы «LifeLine» проходит девять процедур биографического самоанализа: Пятилетия, События, Даты, Сферы, Цвета, Цели, Минуты, Причины, Важности.

В результате программа определяет психологический возраст ПВ человека, следуя формуле:

Психологический Возраст = (Реализованность замыслов) х (Возраст, до которого человек надеется прожить).

То есть чем больше реализованность замыслов человека и чем дольше он собирается прожить, тем старше он в душе. Составленный в результате применения программы психологический портрет личности включает данные о психологическом возрасте, об отношении к жизненным трудностям, чувстве реальности, эмоциональности и удовлетворенности жизнью, уверенности в себе, общем человеческом типе и стиле жизни. Программа также оценивает, что изменилось в характере клиента за последнее время и что готово к изменениям.

  • [1] Куткар М. http://maria-kutkar.ru/qwe.php 2 Bowen М. Family Therapy in Clinical Practice/M. Bowen. - N.Y.: Jason Aronson, 1978.
  • [2] Цветкова Н.А. Реконструкция семейной истории как эффективный инструмент в психокоррекционной работе. - М. - Воронеж, 2010. 2 Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии / Пер. с англ. Н. А. Цветковой,- М., 1996.
  • [3] Бахтин М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин // Контекст: Литературнотеоретические исследования,- М., 1975.-С. 204-206. 2 Гольжак В. История в наследство - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 3 Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
  • [4] Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк,- М.: МГУ, 1983. 2 Василюк Ф. Е. Психотехника переживания: учеб. пособие/Ф.Е. Василюк.- М.: ТПО «Ахилл», 1990. 3 Гольжак В. История в наследство - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  • [5] Геннадий Кабаев http://festival. 1 september.ru/articles/594721/ 2
  • [6] LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути/Под ред. А. А. Кроника.- М.: Культура, 1993. 2 Кошчо Й. Биодромальная психология/Й. Кошчо // Psychologica rocnik XXV (XXIV): Zbomik Filozofickey fakulty Univerzity Komenckeho.- Bratislava, 1978,- S. 10-39.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >